3. Гераклитов А. А. Мелочи из прошлого Саратовского края (по архивным документам) // Труды Саратовской ученой архивной комиссии (СУАК). Вып. 28. Саратов, 1911.
4. Днепров Э.Д. Российское образование в XIX - начале XX века. М., 2011. Т. I.
5. Духовников Ф.В., Хованский Н.Ф. Саратовская летопись // Саратовский край: исторические очерки, воспоминания, материалы. Вып. 1. Саратов, 1893.
6. Духовников Ф.В. Губернатор П.У. Беляков (1802 - 1807 гг.) // Труды СУАК. Т. IV. Вып. 3. Саратов, 1894.
7. Еланский В.Г. Краткая записка об историческом происхождении Вольской военной школы // Труды Саратовской ученой архивной комиссии. Т. IV. Вып. 1, Саратов, 1984.
8. Записки, собранные по повелению императора Павла I о начале регулярного войска, о ново и славяносербских поселениях , о полках гусарских и падурских и о военных школах // Сборник военно-исторических материалов. Вып. XVI. СПб.,1904.
9. Захарова Т.А. Губернатор - краевед // Актуальные проблемы современной научной мысли. Саратов, 2006.
10. Клаус А. Наши колонии. СПб., 1869.
11. Лалаев М.С. Исторический очерк военно-учебных заведений, подведомственных Главному их управлению. От основания в России военных школ до исхода первого двадцатипятилетия благополучного царствования государя императора Александра Николаевича. 1700 - 1880. СПб., 1880.
12. Леопольдов А.Ф. Летопись Саратовской губернии, со времени присоединения сего края к России до 1821 года // Журнал министерства внутренних дел (ЖМВД). 1841. Ч. 40. № 4.
13. Леопольдов А.Ф. Исторический очерк Саратовского края. М., 1848.
14. Лушников А.М. Военно-учебные заведения России в 1861 - 1941 гг.: социально-политические аспекты развития: автореф. дис. ... д-ра ист. наук. Ярославль, 1998.
15. Любомиров П.Г. К истории народного образования в Саратовской губернии до освобождения крестьян // Труды Ниж-не-Волжского областного общества краеведения. Вып. 34. Ч. II.
16. Материалы Екатерининской законодательной комиссии. Т. XII // Сборник русского исторического общества. Т. 134. СПб., 1911.
17. Миронов Б.Н. Социальная история России периода империи (XVIII - начало XX вв.) СПб., 1999.
18. Национальный архив Республики Татарстан (НАРТ).
19. Плешаков И.Н. Саратовская гарнизонная школа и военно-сиротское отделение (1764 - 1826 гг.) // Новый век: история глазами молодых. Вып 6. Саратов, 2008.
20. Рабинович М.Д. К истории просвещения в России в конце XVIII в. (Саратовская солдатская гарнизонная школа в 1793 г.) // Исторический архив. 1958. № 1.
21. Скопин Г.А. Дневник происшествий // Саратовский исторический сборник. Саратов, 1891. Т. 1.
Савзихан Сейфулаевич Караханов,
кандидат исторических наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин, Дагестанский государственный институт УДК 391 народного хозяйства
ТРАДИЦИОННАЯ ОДЕЖДА ЛЕЗГИН КАРЧАГСКОЙ ДОЛИНЫ
в XIX - начале XX вв.
В статье исследуется традиционная одежда лезгин Карчагской долины в динамике. Выделены основные типы одежды, места их распространения, причины сходств и различий одежды лезгин Карчагской долины и одежды основной массы лезгин и других народов Дагестана и Северного Кавказа. Указанные особенности отмечаются и в мужском, и в женском костюме, платье, обуви, головных уборах, украшениях, а также в детской одежде. Помимо местного материала для шитья одежды жители использовали привозное сукно, шелк, шерстяные и парчовые платки, изготовлявшиеся на российских фабриках.
Ключевые слова: Карчагская долина, одежда, лезгины, сукно, шерсть, кожа, красители из марены, украшения.
S.S. Karakhanov
TRADITIONAL CLOTHING OF THE LEZGHINS OF THE KARCHAGSKAYA VALLEY in the XIX - early XX centuries
The paper examines traditional clothing of the Lezghins of the Karchagskaya Valley through time.The author identifies main types of clothing, their distribution, and the reasons for similarities and differences of clothing between the Lezghins of the Karchagskaya Valley and the bulk of the Lezghins and other peoples of Dagestan and the North Caucasus.Those differences are found in men's and women's wear, shoes, head wear, accessories as well as in children's clothes. For sewing clothes in addition to local materials the Lezghins used imported cloth, silk, as well as wool and brocade scarves made at Russian factories.
Keywords: Karchagskaya Valley, clothing, Lezghins, cloth, wool, leather, madder dyes, accessories.
Л&Р karakhanov65v/уandex.ru
Традиционная одежда лезгин Карчагской долины ная самобытность, их этнокультурные традиции, худо-Южного Дагестана относится к элементам материальной жественные вкусы, хозяйственные и семейно-бытовые культуры, в которых наиболее ярко отражены националь- условия. На основе изучения традиционных форм одеж-
ды и особенностей, связанных с историческим процессом формирования лезгинской культуры, можно выявить и некоторые закономерности, относящиеся к области этнической истории.
Традиционная одежда жителей селений Карчагской долины: Карчаг, Зизик, Нютюг и Экендиль - имела некоторую схожесть с одеждой общей массы лезгин и других народов Дагестана [3, с. 34 - 36], что объясняется исторически сложившимися длительными взаимосвязями этих народов.
Основным материалом для пошива одежды «партал» и обуви для лезгин Карчагской долины служила продукция животноводства (шерсть «сар», кожа «хам», овчина «хъцикь») и растениеводства (волокна из конопли «ка-набдин гъалар», хлопок «памбаг», красители из марены «рагъул рангар»). При господстве в хозяйстве полунатуральных и натуральных форм это обстоятельство представляется закономерным. С XIX в., особенно со второй его половины, одежда стала шиться также из покупных материалов фабричного производства. К началу XX в. черкеску «чухва» или бешмет «валчагъ» из местного сукна мог позволить себе пошить только мужчина из состоятельных семей Карчага, Зизика, Нютюга и Экендиля, так как овцы были далеко не у всех. Производством сукна у жителей долины занимались единицы, продукция домашнего производства вытеснялась привозной, покупной, более дешевой, фабричной. Местные жители активно покупали ситец «чит», бязь «хун», сатин «сатин», шелк «пек», парчовые ткани «зарлу хара», поступавшие из России, Персии, Турции. Шерстяные и парчовые платки «ягълух», изготовлявшиеся на российских фабриках специально для реализации на Кавказе, также пользовались здесь популярностью. Из Дербента и Азербайджана через Касумкент к жителям долины поступали нарядные женские башмаки «башмакь» и мужские сапоги «чекме» [8].
Женщины украшали себя ювелирными изделиями как лезгинских, так и кубачинских, лакских, аварских мастеров. «В конце XVIII - начале XIX вв. выделяются ювелирные изделия даргинского аула Кубачи, лакских селений Кумух, Унчукатль, Балхар, лезгинского селения Ахты и аварских селений Ругуджа, Гамсутль, Гоцатль, Унцукуль, Хунзах и др.» [6, с. 51].
Национальная одежда мужчин Карчагской долины состояла из нательной рубахи «переем», штанов «шал-вар», бешмета «валчагъ», черкески «чухва», бурки «япунжи», папахи «бармак» и шубы «кавал». В XIX -начале XX вв. наибольшее распространение получили рубахи из крашеных бязи или ситца. Кроились они ту-никообразными, с длинными, одинаковыми по ширине на всю длину рукавами «хел». Поскольку длина рукава кроилась по ширине ткани, она доходила лишь до локтя «кьуьнт». Воротничок «хев» рубахи был стоячим, с прямым разрезом спереди, на 1 - 2 пуговицы «дуьгме». Носилась она навыпуск или заправлялась в штаны. С начала XX в. в обиход вошла рубаха со вшивными рукавами на манжетах (сел. Экендиль, Нютюг). Она, как правило, носилась уже как верхняя одежда, поверх рубахи первого варианта, выполнявшей функцию нижней [8].
Наряду с нательной рубахой мужчины, особенно в сел. Зизик, Карчаг и Нютюг, носили и верхнюю рубаху - преимущественно в осенне-зимний период. В теплое
и жаркое время года и дома, и в поле мужчина оставался в более легкой и просторной нижней рубахе. Верхняя рубаха шилась из домотканого сукна или добротных фабричных тканей темного цвета, имела нашивные нагрудные карманы «жибин», воротник-стойка делался выше, грудной разрез и манжеты рукавов обшивали узкой планочкой. Для прочности, меньшей изнашиваемости изнутри спинка, а иногда и передняя часть до уровня пояса обшивались подкладкой «аст!ар». Кроме мужчин Карчагской долины, в Дагестане такую рубаху носили в Ахтах, возможно, в Куруше [2, с. 31 - 33].
В XIX в. мужчины Карчагской долины носили нижние и верхние штаны. Нижние штаны были широкими, с двумя треугольными клиньями между штанинами. Штанины книзу постепенно суживались. Ширинки штаны не имели, носились они на поясе и держались на вздержке из шерстяного шнура. Такие штаны шились из покупных хлопчатобумажных или льняных тканей. Верхние штаны были менее широкими, повторяли покрой нижних и шились из местного сукна или фабричных плотных тканей темных цветов. Они назывались «шхинин шавлар» (широкие штаны), на их пошив уходило от 5 до 6 м ткани. По рассказам, эти штаны брали друг у друга взаймы на время свадеб: они были обязательной принадлежностью одежды «чархачи», т.е. такого лица на свадьбе, которое всех извещало о скором прибытии невесты. О бытовании такой одежды у лезгин Карчагской долины в конце XIX - начале XX вв. говорят полевые этнографические материалы: состоятельные мужчины носили широкие штаны из хлопчатобумажной тафты темно-синего цвета, на пошив которых уходило от 6 до 7 м материи. Во второй половине XIX в. здесь все большее распространение получают верхние штаны нормальной ширины с ширинкой на крючках или пуговицах и с разрезными карманами. Такие штаны вначале носила исключительно молодежь, но со временем ими стало пользоваться и взрослое мужское население [8].
В начале XX в. в среде местных мужчин в Дагестане и на Северном Кавказе в целом стали распространяться штаны «галифе» [7, с. 72]. Эту одежду быстро освоили юноши и молодые мужчины, преимущественно в сел. Экендиль, Зизик и Нютюг; в первые годы ее распространения она считалась одеждой «начальников». Особое распространение она получила в 1930-е гг., затем в предвоенные и послевоенные годы вплоть до середины 1960-х гг. В верхней поясной части штанов делали надставку из простой ткани, одежда носилась на гашнике, плетенном из шелковых или простых ниток, или на шерстяном шнуре. Они заправлялись в шерстяные носки, в кожаные сапоги и были удобны при передвижении верхом. Однако даже в годы наибольшего их распространения при работах по хозяйству или в поле, саду мужчины надевал штаны традиционного покроя. Шили галифе из плотных тканей темного цвета, из сукна местного производства или покупного [8].
Распространена была в селениях долины, преимущественно в Карчаге и Нютюге, и такая верхняя плечевая одежда, как безрукавка «дюшлюк». Ее шили из овчины (мехом внутрь) или из прочного материала темных тонов с ватной прокладкой длиной до пояса, приталенной, с глубоким вырезом горловины без воротника, иногда с воротником-стойкой, застегивающейся на кожаные петли и пуговицы, реже с завязками на ремешках. Безру-
кавка для мужчин, более старый вид одежды, проникла из Азербайджана [8].
Верхней плечевой одеждой для мужчин, особенно Зизика, Карчага и Нютюга, был также и бешмет «вал-чагъ». Это был один из самых распространенных видов верхней плечевой одежды мужчин народов Дагестана, которую носили с 12 - 13 лет до глубокой старости. «Слово это (бешмет. - Прим. авт.) тюркское, но оно не встречается в языках тюркских народов, живущих на Кавказе, - отмечает Е.Н. Студенецкая. - Видимо, проникло оно в русский язык давно от тюрков-кочевников или позднее от одного из отдельных народов, возможно, казанских татар» [7, с. 233]. Б.А. Калоев считает, что одежда типа бешмета характерна была для ираноязычных предков осетин, которая схожа со скифскими кафтанами и верхней плечевой одеждой алан [4, с. 176]. Таким образом, верхняя плечевая одежда лезгин Кар-чагской долины «валчагъ» представляет собой не только самую распространенную, но и одну из самых древних видов мужской одежды народов Кавказа.
Мужчины долины, как и другие дагестанцы и вообще кавказцы, носили черкеску «чухва». Одежда получила название « черкеска » у русских , впервые увидевших эту одежду на черкесах. У народов Дагестана, Северного Кавказа и Закавказья для черкески имеются свои местные названия [1, с. 208]. Она шилась из лучших сортов домотканого сукна. Местное население ценило черкески, сшитые из местного, а также из акушинского сукна. Нарядные черкески делали также из добротных фабричных тканей, особенно из гвардейского сукна, называемого «магьут», в основном черного, темно-синего, коричневого цвета.
Наиболее теплым видом верхней плечевой одежды у мужчин Карчагской долины - Нютюга, Экендиля и Зизика - были овчинные шубы «кавал». Шуба длинная, до пят, с откидным воротником, с ложными рукавами, резко суживающимися книзу и доходящими по длине до уровня подола. На пошив шубы уходило до 10 овчин. Застежек шуба не имела, носилась внакидку, борта ее изнутри закрывались руками. С конца XIX - начала XX вв. мужчины долины иногда заказывали у скорняков шубы-накидки без рукавов, в остальном повторявшие покрой «кавал». Разновидностью местных традиционных шуб была также «к!урт», с узкими длинными функциональными рукавами, цельнокроеная, с облегающим, чуть расклешенным в талии лифом. До пояса шуба застегивалась на кожаные пуговицы. На такую шубу уходило 5 - 6 овчин. Если первая из шуб служила только для утепления при выходе на улицу, на годекан, в качестве постельной принадлежности и др., то во второй, кроме того, можно было работать во дворе, в лесу, в поле. За шитье шубы «кавал» скорнякам могли заплатить два пуда пшеницы или 3 руб., за шитье шубы «к!урт» - пуд пшеницы или 1,5 рубля [8].
Основным головным убором в селениях Карчагской долины была овчинная папаха «бармак». Она была не только деталью одежды, но и символизировала собой мужественность, достоинство, честь. В устной обыденной речи местного населения выражения «клянусь папахой», «да не буду я достоин папахи», «опозорить папаху», «восславить папаху» и многие другие были очень распространены. Наиболее ранняя форма папахи - полусферическая. Кроилась она из мохнатой ов-
чины с длинным ворсом, чаще из овчины белого, серого и темных тонов. До первой половины XIX в. она имела подкладку из тонкой подстриженной овчины, со второй половины века - из подбитой ватой и простеганной материи.
Заметным разнообразием отличалась также и обувь жителей долины, в частности сел. Зизик, Экендиль и Карчаг. Мужчины носили, хотя и не часто, вязаные шерстяные сапоги «шаталар». Это была узорная обувь в виде высоких носков, с более толстыми плотными голенищами, имевшая утолщенную подошву, прошитую прочными нитками и острый загнутый носок. Сами жители Карчагской долины изготавливали эту обувь редко, чаще обменивали или покупали у жителей Курахских или Касумкентских селений. Из кожаной обуви наибольшее распространение здесь получили «шаламар». Для их изготовления в прямоугольном куске кожи прокалывались отверстия, к ним приделывались прочные петли, через которые продергивался кожаный или прочный шерстяной шнурок, образовывая плетение, проходя через отверстие задника и закрепляясь на щиколотке ноги. Их носили с шерстяными носками или обмотками. Эта обувь изготавливалась из кожи крупного рогатого скота, из конской кожи [8].
Нарядной обувью у мужчин, женщин и детей Карчагской долины были также «шивекар» - обувь типа башмаков. Толстая деревянная подошва с массивным каблуком обивалась телячьей или козьей кожей таким образом, что высокий подъем заканчивался острым загнутым носком, а задник оставался открытым. Нарядной и довольно дорогой была мужская обувь «месерар» - мягкие сафьяновые сапоги с тонкой подошвой, на низком каблуке и с облегающими голенищами. С конца XIX - начала XX вв. в мужскую среду стали проникать сапоги русского образца - с длинными твердыми голенищами, на твердой кожаной подошве и на толстом каблуке - «хурумчекмеяр» [8].
В женской одежде по сравнению с мужской в большей степени сохранилось традиционное, унаследованное от предков, связанное с древними народными традициями. Наиболее распространенной женской одеждой лезгинок Карчагской долины была традиционная рубаха «переем». Рубаху шили из шерстяных тканей либо местного производства, либо покупных. Однако использовались и ткани, завозимые из Закавказья и стран передней Азии (Иран Турция, Афганистан). Ткани эти приобретались в Дербенте, в Ахтах, Касум-кенте, их покупали у торговцев вразнос, и доступны они были преимущественно зажиточным слоям населения. Женщины из состоятельных семей Карчага, Зизика и Нютюга шили одежду из шелка, тафты, шерсти, бархата, плюша, кашемира, парчи. Рубаха шилась длинной и широкой, на нее уходило до 6 - 7 м ткани. Рукава ее были прямыми и широкими, без манжет. Небольшой ворот застегивался на пуговицы, вертикальный разрез на груди был небольшим, верхняя часть одежды шилась на подкладке, по бокам рубахи, примерно от линии икр, оставлялись разрезы «эч!ер» длиной до 30 см. Как и для женщин других народов Дагестана, такая рубаха здесь служила повседневной верхней плечевой одеждой [5, с. 143].
Усложненный вариант женской туникообразной рубахи, которую носили преимущественно лезгинки
Карчага, Зизика и Экендиля, отличался тем, что спереди, у талии, вшивался кусок материи, который ложился ниже талии сборками или складками. Одежда характеризовалась узкими до локтя и заложенными в складки ниже локтя рукавами, а также полоской ткани по разрезу на груди, красной, синей или черной. Спереди в талию вшивался матерчатый пояс «ч!ул», а на подоле иногда закладывались две поперечные складки «буь-гме». Подобный тип рубахи, характерный для лезгинок в конце XIX в., описан А.Г. Булатовой, С.Ш. Гаджиевой [2, с. 58].
Женские штаны «вахчаг» были широкими и узкими. Широкие штаны, пошитые из 5 - 7 м ткани, напоминали юбку с полосой из другой ткани между задними и передними ее частями. При работе такие штаны заправлялись в вязаные носки. Чаще всего женщины сел. Экендиля и Нютюга носили штаны с узкими штанинами с узким или широким шагом (это зависело от треугольных или трапециевидных кусков ткани, вшитых между штанами). Штанины шились преимущественно из нарядных дорогих тканей - для молодых женщин и особенно девушек.
С конца XIX в. лезгинки сел. Зизик и Карчаг носили отрезную по талию рубаху, известную здесь как «булуш-ка». К полуприлегающему лифу такой рубахи пришивалась в сборку юбка из четырех полотнищ. Воротника не было, круглый вырез у горла с вертикальным разрезом до пояса обшивался планочкой. Рубаха застегивалась на 2 - 3 пуговицы, имела широкие рукава. Шили рубаху из ситца, сатина и других дешевых тканей, а нарядную - из тафты и шелковых тканей. Нарядным, праздничным платьем было «валжаг». Это распашная одежда, отрезная по линии талии, с плотно облегающей фигурой, с прямым сверху донизу вертикальным разрезом, с треугольным глубоким грудным вырезом, узкой спинкой, с широкой и длинной юбкой. Вшивные длинные рукава до локтя были узкими, а ниже - широкими (это вариант девичьей одежды). Женщины в возрасте, пожилые женщины лиф платья застегивали на пуговицы наглухо, а юбку оставляли распашной [8].
Как и другие дагестанки, лезгинки Карчагской долины поверх повседневного или праздничного платья часто надевали передник «хуруган». Шился он отрезным по линии талии, длинным до подола платья, носился так, что закрывал грудь и переднюю часть юбки, держался за счет шнуров, завязывавшихся на шее и на талии. Шились передники из хлопчатобумажных или шелковых тканей, пестрой расцветки для молодых и более приглушенных тонов для зрелых и пожилых женщин. Украшенные застроченным цветным орнаментом,тесьмой, цветными лентами или аппликациями в своей нижней части, передники придавали женской одежде особый колорит, ощущение нарядности, праздничности.
Теплой одеждой, носимой поверх рубахи, платья, женщинам долины служил бешмет «валжаг». Он простегивался на вате или шерсти узорной стежкой, шился в талию, распашным, с небольшим овальным или треугольным грудным вырезом, застегивающимся у талии встык на крючки или на небольшую серебряную пряжку. Шили его из шелка, атласа, бархата и других тканей. Носили женщины и шубы «к!урт» - преимущественно в сел. Нютюг, Экендиль и Зизик. Здесь их в холодное время года одевали преимущественно пожилые женщины, девушки в такой шубе за пределами своего двора
не показывались. На пошив шубы шла главным образом овчина молодых барашек. По покрою женские шубы от мужских не отличались. Женские шубы, особенно предназначенные для молодых женщин, могли быть украшены по бортам, подолу и на спинке узорной строчкой, аппликациями из цветной кожи или ткани [8].
Женские головные уборы лезгинок Карчагской долины - это чепец-накосник, получивший в этнографической литературе общее название «чухта», и разнообразные по размерам и материалу платки «ягълух». Чухта «шуткьу» женщин состояла из чепца для лобно-заты-лочной части головы и пришитого к нему мешочка для кос, волос. Чепец плотно облегал голову, держался на голове с помощью специальных тесемок, а мешочек опускался вдоль спины до талии или чуть ниже. Нарядный чухта для девушек и молодых женщин, преимущественно сел. Карчаг и Экендиль, в налобной части и по нижнему краю украшали бисером, позументом, галунами, кисточками и т.д. На нарядный чухта шел шелк, атлас, бархат, парча. Поверх него женщины носили различные виды платков: шерстяной платок с щелковой бахрамой «усун шал»; шелковый персидский платок «дуьгуьр»; платок из плотной парчовой ткани с шелковой бахромой «хара-шал».
Женщины долины старались украсить свою одежду и себя поясами «ч!ул», застежками «дуьгме», подвесками «санжах», кольцами «туп!ал» и перстнями, налобными, нашейными, нагрудными украшениями, браслетами «цам», серьгами «япагьан»» и др. Их носили и с повседневной, и особенно с нарядной одеждой. К нарядному платью надевали серебряные и матерчатые пояса. Пояса носились прямоугольной формы с большим щитовидным медальоном посредине в виде двух продолговатых нешироких пластин, закругленных к концам и с прямоугольным медальоном на их стыке. Женщины долины украшали свою одежду серебряными, костяными и деревянными пуговицами «дуьгме», «се-деф» местного изготовления. Более состоятельные лезгинки, особенно из Карчага и Зизика, украшали рукава нарядных платьев серебряными монетами - русскими, турецкими, иранскими и др. Отдельные мелкие серебряные украшения женщин играли роль оберегов, амулетов [8].
Распространенным излюбленным украшением женщин Карчагской долины были бусы «хтар» - коралловые, сердоликовые, агатовые, бирюзовые, янтарные, металлические, серебряные и реже золотые. Минералам народная молва приписывала, в частности, и дополнительные функции, такие как улучшение зрения, средство от зоба, отвод от глаз и пр. Серги «япагьанар» женщины носили и в будни, и в праздники. Чаще всего это были украшения с подвесками. Их основу составлял серебряный обруч диаметром 2 - 3 см, раздвоенный в верхней своей части, а нижняя его часть заполнялась фигуркой птицы, изображением цветка, отдельной звездой. Такие же серьги могли быть и без подвесок, те и другие были позолоченными, реже - золотыми. Большое внимание женщины долины уделяли волосам. Идеальными считались густые волосы, заплетенные в две косы. Практиковалось крашение волос, а также пальцев рук и ног хной [5, с. 144].
Детская одежда жителей Карчагской долины, как правило, представляла собой уменьшенную копию одеж-
ды взрослых. Как только ребенок начинал самостоятельно стоять на ногах и передвигаться, иначе говоря, когда его колыбельный период заканчивался, ему шили специальную детскую одежду. Одежда ребенка до шестимесячного возраста состояла из рубашки, безрукавки, стеганого пиджака, тюбетейки, шерстяных носков и т.д.; после одного года - валчага, платья, шубки и т.д. Неотъемлемой частью детской одежды до двух-трехлетнего возраста были различные обереги - амулеты, раковины каури, монеты и пр.
Таким образом, традиционная одежда жителей Кар-чагской долины в своей основе была схожа с традиционной одеждой основной массы лезгин, народов Южного Дагестана, других народов горного края. Но все же в одежде и украшениях лезгин долины были свои, особенные местные штрихи, детали, варианты в покрое, в способах ношения, в частоте применения, в степени престижности тех или иных видов и разновидностей нательной, наплечной, верхней одежды, обуви, головных уборов и т.д. Все это объяснялось особенностями по-
вседневного быта, социальных отношений, традиционного хозяйства, влиянием соседних народов и др.
1. Агаширинова С.С. Материальная культура лезгин XIX -начала XX вв.М., 1978.
2. Булатова А.Г., Гаджиева С.Ш., Сергеева Г.А. Одежда народов Дагестана: историко-этнографический атлас. Пущино, 2001.
3. Гаджиева С.Ш. Одежда народов Дагестана. М., 1981.
4. Калоев Б.А. Осетины (историко-этнографическое исследование). Изд. 2-е. М., 1971.
5. Караханов С.С. Хозяйство и материальная культура лезгин Карчагской долины в XIX - начале Xx века. Махачкала, 2008.
6. Кильчевская Э.В., Иванов А.С. Художественные промыслы Дагестана. М., 1959.
7. Студенецкая Е.Н. Одежда народов Северного Кавказа XVIII - XX вв. М., 1989.
8. Полевой материал. Информаторы: Э. Гасанбекова, 1937 г.р., сел. Зизик; Х. Тагиева, 1912 г.р., сел. Нютюг; С. Гаджиба-лаева, 1931 г.р., сел. Зизик; З. Калабекова, 1928 г.р., сел. Карчаг; Ш. Кадималиева 1932 г.р., сел. Карчаг; Ш. Казимов, 1934 г.р., сел. Нютюг; С. Урдиханова, 1942 г.р., сел. Экендиль.