УДК 008
Н. Г. Апухтина, Н. А. Сафонова
ТРАДИЦИОННАЯ ОБРЯДОВАЯ КУЛЬТУРА В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ: ОБЗОР ПОДХОДОВ
Рассматриваются основные подходы к изучению обрядовой культуры. Раскрывается соотношение следующих дефиниций: традиция, обычай, обряд, ритуал, обрядовая культура.
Ключевые слова: традиция, обычай, обряд, ритуал, обрядовая культура
The basic going is examined near the study of ceremonial culture. Correlation of next definitions opens up: tradition, custom, ceremony, ritual, ceremonial culture.
Keywords: tradition, custom, ceremony, ritual, ceremonial culture
На современном этапе развития человеческого общества как никогда актуальна задача сохранения и развития лучших идей и достижений культуры, утраченных в относительно недалеком прошлом. Осмысление процесса, который переживают многие народы сегодня, позволяет выявить определенный круг проблем, связанных с возможностями и условиями их самосохранения и развития. Забвение народных традиций, упадок и переоценка выработанных народом в течение многих веков, лучших духовно-нравственных ценностей и идеалов ведет к системному кризису всех сфер общественной жизни: от сакральных (представления о жизни и смерти, религиозные воззрения) до обыденных, повседневных забот (каждодневная бытовая и трудовая деятельность). Именно сегодня наиболее актуально звучат вопросы, связанные с определением сущности и значения традиций и обрядов в жизни людей, закономерностями эволюции и трансформации, механизмом их действия в малых социальных группах - в семье, производственном коллективе, религиозной общине и др. По мнению Е. Л. Головлёвой, «традиции и обряды представляют собой важнейшие формы регуляции поведения и деятельности человека и коллектива в традиционной культуре» [См.: 8].
Сегодня, в условиях глобализации и информатизации, роста технического прогресса, обостряется необходимость рассмотрения широкого спектра феноменов и факторов, влияющих на процессы формирования и развития культурно-исторической, духовно-нравственной ориентации общества, меж-культурной коммуникации, необходимых для полноценной жизнедеятельности человеческого общества. В качестве одного из таких феноменов можно выделить обрядовую культуру.
Сложившиеся современные исследования в области изучения обрядовой культуры содержат множество нерешенных вопросов. Между тем ответы на вопросы, связанные с различными ее аспектами, могли бы способствовать пониманию закономерностей поведения человека, культурной обусловленности образа его мышления, мировоз-
зрения, возможности использования наследия в современном социокультурном пространстве.
Обрядовая культура является одним из основополагающих компонентов народной культуры. Возрастающая потребность в изучении народной культуры стимулирует необходимость осмысления особенностей и закономерностей развития обрядовой культуры и занимает ведущее место в структуре культурологических исследований.
Поскольку в XIX в. собственно культурология лишь зарождалась, одной из таких дисциплин, изучавших народную культуру, была этнография. Наука об этнических традициях культуры исследует механизмы «этно-культурогенеза, локально-региональной вариативности культуры, типологии, эволюции, адаптации и трансформации культурных форм, соотношения “первичных” и “вторичных” (новаций) культурных традиций и др.» [3, с. 246-247].
Сегодня, в начале XXI в., поиск новых ценностей и стремление добиться устойчивости человеческого бытия все более активно вовлекают обрядовую культуру в круг философско-культурологических исследований. Культурологическое исследование нацелено прежде всего на выявление общего культурного смысла обрядовой культуры. Оно предполагает некое обобщение, позволяет выявлять и систематизировать социально значимые характеристики традиционной обрядовой культуры, ее динамики на ключевых для ее становления исторических этапах.
Историко-культурологический подход, разработанный в трудах С. Н. Иконниковой, М. С. Кагана, Э. С. Маркаряна и др., позволяет анализировать обряд в качестве феномена культуры. Специфика историко-культурологического исследования заключается в том, что традиционная обрядовая культура рассматривается с точки зрения ценностно-нормативных и регулятивно-коммуникативных механизмов социальной организации в историческом ракурсе. Историко-культурологический подход обогащает, интегрирует более частные подходы, играет определяющую роль в видении данной проблемы.
Рассматривая основные подходы к изучению обрядовой культуры, мы принимаем во внимание
57
неоднозначность в понимании основных дефиниций в контексте данной проблематики и используем термины обряд/ритуал как синонимы.
Исторически сложилось целое направление в изучении ритуала. Функциональный подход к изучению ритуала разрабатывался в рамках французской социологической школы и в дальнейшем определил облик современного функционализма (Э. Дюркгейм, Л. Леви-Брюль, К. Леви-Строс и др.). Важный вклад в изучение теории происхождения и природы ритуалов внесли многие английские и американские антропологи: К. Клакхон, Э. Лич, Б. Малиновский, Т. Парсонс, А. Р. Радклифф-Браун, Э. Эванс-Причард. Сильное влияние на становление этого направления оказал Г. Спенсер. В функционализме ритуал рассматривался как поведение, обращенное к священным объектам, как символическое выражение социальных отношений; оценивался в качестве средства интеграции и поддержания целостности человеческих коллективов.
Известным французским антропологом и фольклористом А. ван Геннепом в 1909 г. был введен термин обряды перехода. Исследователь связывал их с кризисами индивидуального жизненного цикла (рождением, половым созреванием, заключением брака, смертью и т. д.) и событиями календарного цикла. Он обнаружил, что обряды перехода подчиняются той же модели, что и обряды инициации и служат перемещению индивида из одного статуса в другой. Основной особенностью ритуалов является переход человека от одной стадии (профессии, сферы) жизни к другой.
Известный английский этнограф, социолог и фольклорист В. Тэрнер в своей работе «Символ и ритуал» вслед за А. ван Геннепом исследовал так называемые обряды перехода, устанавливая общие закономерности в развитии традиционного общества в период «жизненных переломов». Переломные и переходные ритуалы часто классифицируются как типы инициации. Описание таких ритуалов содержится в работе М. Элиаде «Рождение и возрождение».
Многие исследователи полагали, что источником ритуалов является жертвоприношение. Исследуя причины возникновения ритуала жертвоприношения, многие сторонники этой теории считали, что тотемизм является древнейшей ступенью развития ритуала (У. Р. Смит, Дж. Дж. Фрэзер, Э. Дюркгейм, З. Фрейд, А. Юбер, М. Мосс и др.). Важность таких ритуалов состоит в том, что их считают источником, а иногда и древнейшей или элементарной формой религии.
В истории мировой культуры наиболее полное свое развитие ритуал получил в религии, где он превратился в систему действий, которые помогают утвердить ведущий к религиозному спасению мир святости и божественной благодати и проти-
вопоставить его повседневности. «В древнейших религиях ритуал служил главным выражением культовых отношений» [5, с. 136].
Изучение ритуалов базируется на исследованиях, проведенных специалистами по истории религии. Большинство из них, такие как Г. ванн дер Леув, Р. Отто, И. Вах, М. Элиаде, Э. О. Джеймс, придерживались мнения, «что ритуальное поведение символизирует или отображает священное (неземной мир или совершенную реальность)» [6, с. 236].
В XIX - первой половине XX в. большое место в изучении ритуала занимали споры о взаимоотношении ритуала и мифа. Представители школы «миф-ритуал» признавали приоритет мифа над ритуалом (С. Г. Гук, К. Леви-Строс, Б. Малиновский, Э. Б. Тайлор, Д. Харрисон и др.). Другие антропологи отстаивали первичность ритуала и рассматривали миф как его закрепление, объяснение, рационализацию (А. Н. Веселовский, Э. Лич, А. Лэнг, У. Робертсон-Смит, Дж. Фрэзер и др.).
На сегодняшний день ритуал и миф рассматриваются как две формы выражения одной и той же символики, ни одна из которых не может быть признана первичной по отношению к другой.
Широкое и всестороннее изучение славянских обрядов в связи с мифологией и фольклором нашло свое теоретическое обобщение в трудах по славянской культуре Е. Г. Кагарова, К. Мошинского, Л. Нидерле, а также в работах Б. А. Рыбакова.
Весомый вклад в изучение психологических аспектов ритуала внесли работы К. Г. Юнга. «Эти обряды (обряды перехода. - авт.) служат для того, чтобы связать переломные стадии жизни в процессе жизнедеятельности, а также для того, чтобы помочь индивидууму противостоять неконтролируемым аспектам мира, в котором он живет. Обряд перехода действует психотерапевтически, чтобы уменьшить неизбежную тревогу, которая сопровождает изменения» [См.: 16]. По мнению ученого, коллективное бессознательное является структурным уровнем человеческой психики, содержащим наследственные элементы, и базируется на архетипах. Если рассматривать обряд с точки зрения психологии коллективного бессознательного, то «он представляет собой определенную цепь действий, актуализирующих как личное, так и коллективное бессознательное: в процессе обряда раскачивается энергетика бессознательного, в результате чего большее число людей вовлекается в общее не бытовое состояние» [См.: 16]. К. Г. Юнг считает, что ритуал снимает психологическое напряжение, гармонизирует человеческую психику при переходе из одного психологического состояния в другое.
В 60-х - первой половине 70-х гг. прошлого века, во времена активного расцвета структурнотипологических исследований, изучение обрядов и
58
ритуалов приобретает новый характер. Под влиянием успехов структурной лингвистики, «Морфологии сказки» выдающегося советского ученого, основоположника сравнительно-типологического метода в русской фольклористике В. Я. Проппа появляются работы таких исследователей, как Р. П. Армстронг, К. Бремон, А. Ж. Греймас, А. Дандис, Э. К. Кенгас, К. Леви-Строс, П. Маранда, Дж. Л. Фишер и мн. др.
Собственно структурно-типологические исследования в области фольклора появились на Западе только в 1950-х гг. в связи с успехами этнографической школы «моделей культуры» и в особенности под влиянием бурного развития структурной лингвистики и семиотики. Характер научного манифеста имела оригинальная статья 1955 г. «Структурное изучение мифа», принадлежавшая перу ведущего французского этнографа-структуралиста К. Леви-Строса. Одной из важных тем французского структурализма стало изучение символики ритуала как «языка» знаковой системы с применением методов структурной лингвистики.
В России идеи ученого развивает Е. М. Мелетинский и представители Тартуско-Московской структурно-семиотической школы (В. В. Иванов и В. Н. Топоров). Функциональноструктурный подход к фольклору и этнографии разрабатывается в работах П. Г. Богатырева и Р. О. Якобсона.
Одним из ведущих направлений в области исследований обрядовой культуры являются семиотические исследования. Любые культурные феномены закреплены в знаках и представляют собой знаковые механизмы, чье назначение можно и нужно рационально объяснить. Знак передает определенное содержание и выполняет роль посредника в культуре. Ритуал рассматривается как знаковая система (Ю. М. Лотман, А. М. Пятигорский).
В работах представителей этнолингвистической школы А. К. Байбурина, А. В. Гуры, Г. А. Ле-винтона, О. А. Седаковой, Н. И. Толстого, С. М. Толстой, Т. В. Цивьян обряд рассматривается как огромный многослойный текст, выраженный семиотическим языком культуры, записанный многообразными шрифтами и алфавитами. В исследованиях этого направления преобладает структурное и семантическое описание обряда. Многие исследователи считали, что всякий обряд может быть представлен как определенный текст, т. е. как некая последовательность действий (акциональный план обряда), обращений к предметам (предметный план), имеющим символический смысл, и связанных с ними словесных высказываний (вербальный план).
В центре внимания семиотического подхода -передача, трансляция социального опыта в пространстве и времени. С развитием кибернетики и
информатики все более доказательными становились идеи о том, что культура представляет собой гигантскую информационную систему, в которой особыми кодами записаны и предписаны программы, сценарии, способы поведения обществ, социальных групп, составляющих их индивидов (Э. Кассирер, З. Лангер, Ч. Моррис, Ю. М. Лотман, Ч. Пирс, Ф. де Соссюр, А. Ж. Греймас, Р. Барт и др.).
Труды отечественных социологов, этнографов, фольклористов А. К. Байбурина, В. И. Ереминой, Д. К. Зеленина, Б. Н. Путилова, С. А. Токарева и др. оказали большое влияние на развитие и изучение обрядовой культуры. Главная проблема исследования обрядовой культуры заключается в том, что при широком использовании в теоретическом и практическом контексте это понятие до сих пор не имеет четкого определения. Для более полноценного (объективного) понимания исследуемого феномена необходимо раскрытие следующих дефиниций: традиция, обычай, обряд, ритуал, обрядовая культура.
Анализ обрядовой культуры связан с проявлением традиций в культуре, что привело к необходимости исследования данного термина. Тема традиций обрела многомерность своего проблемного поля и все чаще становится объектом анализа, хотя остается дискуссионной и актуальной и по сей день. Проблема изучения данного понятия находится на стыке важных областей современной науки: философии, истории, этнографии, культурологии, социологии и др. Разными междисциплинарными подходами к изучению этого феномена обусловлена поливариативность трактовки данного понятия.
Первоначально слово традиция обозначало ‘предание’. В этнографии это понятие выступает неким «измерителем культуры». «Для того чтобы понятие “культура” не приобрело слишком общего и даже расплывчатого характера, необходимо ввести понятие традиции» [См.: 10]. «Оно стало обозначать механизм аккумуляции, трансмиссии и реализации культурного опыта, т. е. систему связей настоящего с прошлым» [См.: 15].
Начиная с 60-х гг. XX в. исследование содержания традиций в России активизируется. Возрастает необходимость осмысления наследия прошлого, процессов преемственности в общественном развитии (Н. С. Сарсенбаев, Ю. Н. Сафронов, Б. Х. Цав-килов). В дальнейшем были предприняты попытки исследовать социальную традицию, выявить механизмы ее возникновения и развития на разных этапах истории духовной жизни общества (И. В. Суханов, Н. П. Денисюк).
В конце 70-х - начало 80-х гг. осознается необходимость существования традиций для нормального функционирования общества, исследуется их по-
59
лифункциональность, динамические качества
(В. Д. Плахов, И. В. Суханов). В 80-х гг. происходит эволюция понятия традиция: расширяется его содержание, формируется общая теория традиции (Э. С. Маркарян, Ю. В. Бромлей), изучается не только содержательная сторона данного социального явления, но и механизмы его трансляции в обществе (А. И. Барсегян).
Традиция обрела новые аспекты исследования в конце ХХ в. В современной отечественной науке проблемы традиций, их социальную сущность и противоречивую природу, процесс их генезиса и исторического развития, специфику становления и функционирования в разное время исследовали: С. Н. Артановский, С. А. Арутюнов, Б. М. Бернштейн, Н. С. Злобин, Ю. А. Левада, В. А. Малинин, Д. М. Угринович и др.
В исследованиях по проблемам традиций наблюдается диаметрально противоположное понимание изучаемого явления. Зачастую понятие традиция отождествляют с понятием обычай. Действительно, они имеют ряд общих признаков. «Во-первых, это те каналы, по которым старшие поколения передают молодым опыт своего социального поведения, свои духовно-нравственные убеждения и чувства, способы и приемы общественной деятельности. Во-вторых, это не регламентированные юридическими установлениями, а поддерживаемые силой общественного мнения формы передачи новым поколениям способов реализации сложившихся в жизни данного класса, общества идеологических отношений (политических, нравственных, эстетических, религиозных...). В-третьих, традиции и обычаи основаны на привычке, поэтому они являются устойчивыми социальными явлениями» [См.: 14].
Но существует и противоположная позиция в этом вопросе. А. А. Плахов, И. В. Суханов и др. исследователи различают содержание этих двух понятий прежде всего социальным их назначением. «Социальное назначение традиций заключается в формировании и передаче новым поколениям тех духовных качеств, которые необходимы для нормального функционирования сложных общественных отношений. В традициях заложен смысл совершаемых поступков. Они отвечают на вопрос, почему мы так поступаем, т. е. в их смысле раскрывается причинно-следственная связь между совершаемыми действиями и формируемыми этими действиями духовными качествами» [См.: 14].
По мнению Е. Л. Головлёвой, традиции «представляют собой устойчивую систему поведения человека» в самых разных сферах жизни и в разных ситуациях, и далее «основной особенностью традиций является акцент на использование таких образцов и моделей поведения, следование
которым служит необходимым условием общественной жизни каждого человека» [См.: 8]. Этот вид социальной регламентации исключает элемент мотивации поведения: нормы, составляющие традицию, должны выполняться автоматически. «Представители данной культуры в этом случае должны твердо следовать установившейся модели поведения, основываясь только на интуитивном убеждении, что “так поступали наши предки”, “так принято”. Фактически традиция - это своего рода устные “культурные тексты”, аккумулирующие в себе совокупность образцов социального поведения, сложившиеся формы социальной организации, регуляции и коммуникации» [См.: 8].
Традиция - более широкое понятие; обычай, обряд, ритуал являются формами, конкретизирующими традицию. Обычаи подробно регламентируют действия путем детального предписания поведения в конкретной ситуации. Это простые привычки, «сложившиеся стереотипы поведения трудовой и иной социальной деятельности» (Б. С. Марьянов), «установленное правило поведения в данной этнической общности» (Р. Ф. Итс), «обусловленное правило, норма поведения» (И. В. Пименов), «стереотипный способ человеческой деятельности, копируемый новыми поколениями» (Д. М. Угринович), «форма поведения, связанная деятельностью, имеющая практическое значение» (С. А. Арутюнов), «стереотипные формы массового поведения, которые выражаются в повторении стандартизированных действий и выступают в качестве эффективного средства социального регулирования, поддерживая определенную иерархию социальных статусов» (Э. С. Маркарян).
С понятиями традиция и обычай тесно связан обряд. Обряды и обычаи имеют общие черты: это всегда регламентированное поведение, те пути, через которые происходит функционирование традиций. Обычаи и обряды являются составной частью традиции [7, с. 141]. По мнению Э. С. Маркаряна, «традиция - это интегральное явление, включающее в себя и обычай, и ритуал, и целый ряд других сте-реотипизированных форм человеческой деятельности» [10, с. 79].
Будучи частью культурной традиции, обряды являются предметом философских, социологических, психологических и культурологических исследований. Несмотря на это, само понятие является далеко не полностью изученным феноменом.
Рассмотрим элементы слова обряд: ‘об - объединить, связать, обхватить’ и ряд - ‘определенная очередность, порядок’. Ряд расшифровывается как часть слова радость, что предполагало не просто объединение, но и получение от этого процесса радости совместного действа. «Рядить» или
60
«обряжать» значило обсудить, договориться о чем-либо, установить то или иное житейское правило, провести праздник. Обряд - это строй, порядок, уклад жизни семьи, общины.
Известный ученый-фольклорист В. П. Аникин этот термин определяет так: «обряд - это традиционная, передающаяся от поколения к поколению, узаконенная обычаем совокупность условных, нередко символических действий» [1, с. 75].
Обряд охватывает знаковые, четко регламентируемые формы поведения: «обряд до деталей выполняет внешнюю форму поведения, конкретизируя не только то, что должно быть сделано, но и то, как это следует выполнить» (И. В. Пименов). «Обряд - традиционные действия, сопровождающие важные моменты жизни и производственной деятельности человека. Это художественное осмысление важного события в жизни человека или природы. Для обряда как минимум необходимы: событие, коллектив людей, связанных с этим событием, “сопереживающих” ему, и особая знаковая система» [9, с. 16].
Таким образом, обряд - это совокупность, объединение целого ряда традиционных действий, служащих символом определенных социальных отношений, формой их наглядного выражения и закрепления.
Главной отличительной чертой обряда является массовость. Для него характерны повтор, цикличность, постоянство. Как правило, обряды сопровождают важные моменты человеческой жизни, связанные с рождением, свадьбой, вступлением в новую сферу деятельности, переходом в другую возрастную группу, смертью. Посредством совершения обрядов люди укрепляли усвоенные от предшествующих поколений социальные установки и порядки, в жизнь человека вводились определенные коллективные нормы и правила, которые в значительной мере обусловливали поведение человека в обществе, осуществлялась связь людей друг с другом и с общим ритмом социальной и природной жизни, регулировались взаимоотношения между членами коллектива. В современной культуре обряды выполняют социально-коммуникативную и регулирующую функции.
Понятие обряд по своему содержанию близко, хотя и не абсолютно тождественно понятию ритуал. Нередко эти термины используются как синонимы, однако предпринимались многочисленные попытки их разграничить.
Ритуал - одно из основных понятий этнологии и культурной антропологии. «Ритуал (от лат. гНиаШ - ‘обрядовый’, гкш - ‘торжественная церемония, культовый обряд’) - вид обряда, исторически сложившаяся форма сложного символического поведения, упорядоченная система действий (в том
числе речевых); выражает определенные социальные и культурные взаимоотношения, ценности» [5, с. 136].
Социолог У. Самнер рассматривал ритуал как образец функционирования социальных и групповых норм, представляющих важные средства общественной организации, достижения социального порядка, необходимые обществу для решения проблем выживания.
Традиционной философией культуры ритуал трактовался «как несущественное для достижения практического результата “обрамление” здравого технологического рецепта, порожденное дефицитом позитивных знаний и заменой подлинных причин вымышленными» [4, с. 695].
Большинство исследователей рассматривали ритуалы как категорию поведения в «далеких» культурах (прежде всего архаических и традиционных), определяли их как «форму коллективного сознания первобытного человека», а также как «правила поведения, которые предписывают, как человек должен себя вести в присутствии священных объектов» (Э. Дюркгейм); считали, что в них закреплены «дологические “коллективные представления” о картине мира» (Л. Леви-Брюль); определяли как «религиозную практику» (У. Робертсон-Смит); как «средство общения с духовными существами или воздействия на них» (Э. Б. Тайлор).
Эти определения подчеркивали принадлежность ритуала к сфере сакрального, нерационального, неутилитарного, в противоположность про-фанной, утилитарной, рациональной, повседневной деятельности.
Следовательно, понимание ритуала в работах исследователей неоднозначно, его трактуют, во-первых, как вид обряда; во-вторых, отождествляют с термином обряд. На наш взгляд, эти термины близки по своей содержательной направленности, у них одна «природа», но все же они имеют некоторые различия. Мы определяем ритуал как наиболее важное, строго регламентированное, кульминационное по своей внутренней смысловой наполняемости действие целостного обрядового комплекса.
Раскрывая дефиниции, которые входят в комплексное понятие обрядовой культуры, мы подошли к определению самого феномена. Исходя из понимания того, что обрядовая культура является основным компонентом не только традиционной, но и религиозной, светской, массовой и других видов культуры, в дальнейшем в контексте своего исследования мы ограничиваемся рассмотрением традиционной обрядовой культуры.
Одной из важнейших в исследовании обрядовой культуры является проблема ее определения. Само понятие является далеко не изученным фено-
61
меном социокультурного бытия. Более того, общепринятые научные подходы к изучению явлений, раскрывающих ее содержание и формирующих о ней представление, не затрагивали до сих пор ее сущности и значения в жизни людей.
Е. Л. Головлёва определяет обрядовую культуру как «совокупность знания обрядов и их значения и практики обрядовых действий, а также их включенность в повседневную жизнь. Оно содержит вербальную и невербальную составляющие, которые выражаются в обрядовом поведении, обрядовых жестах, обрядовом фольклоре (вербальные тексты, пение, музыка, танцы), материальных компонентах обряда» [См.: 8]. По мнению
С. С. Соковикова, традиционная обрядовая культура вбирает в себя различные исторически выработанные способы воплощения комплекса выразительных средств, представляющих наиболее значимое социокультурное событие, исходя из ценностей и норм данной культуры, закрепленных и транслируемых традицией.
На наш взгляд, традиционная обрядовая культура - это комплексное, многослойное явление, в основе которого заложены духовно-нравственные идеалы и ценности, передающиеся от поколения к поколению нормы и каноны, воплощающиеся через строго регламентированный обрядово-
ритуальный комплекс. В ней отражены элементы как духовной (обрядовые приговоры, песни и т. д.), так и материальной культур (традиционный костюм, обрядовая еда и т. д.). Основное предназначение обрядовой культуры заключается в формировании ценностной ориентации, основанной на преемственности предыдущего исторического опыта и новых реалий современной жизни. «Раскрытие и понимание духовно-нравственной смысловой нагрузки, которую несет в себе обрядовая культура, способствует рассмотрению новых аспектов, раскрывающих глубинное содержание и историческую логику культуры в целом» [См.: 8].
Обрядовая культура играет стабилизирующую роль в жизни общества, является важным структурным компонентом народной культуры. Обрядовая культура в современных условиях становится связующим звеном между историческим прошлым и реалиями современной жизни, помогает сохранить национально-культурную идентичность. Именно обрядовая культура выступает основным регулятором социальных норм коллективного человеческого бытия, форм культурной жизни и социальной орга-
низации, регуляции локальных сообществ, образов их жизни, структуры и смысловых акцентов картин мира, стереотипов сознания и поведения людей минувших эпох и современности.
Таким образом, в данной работе рассмотрены основные подходы к изучению обрядовой культуры, раскрыты основные дефиниции, которые и составляют определение понятия обрядовой культуры как феномена духовной жизни народа. Будучи связанной с областью архаического мировоззрения и психологии, она не осталась в стороне от протекающих изменений. Несмотря на утрату своей целостности, тенденции к отмиранию, упрощению некоторых ритуальных форм, она сохраняет еще специфические этнические черты. Изучение обрядовой культуры актуально по-прежнему, так как это ценнейший источник информации по истории функционирования культур в прошлом и трансформации их в настоящем.
Обрядовая культура является неотъемлемой частью жизни народа. Реализуемые в жизни общества обряды, обычаи, праздники - предмет целого ряда исследований о том, в чем проявляет себя обрядовая культура. Обрядовая культура является основой формирования образа жизни, жизненного уклада, национального характера и национальной культуры.
Сегодня нам становится очевидно, что необходимо в корне изменить отношение к позитивному духовному наследию предшествующих поколений. Заложенный в традиционных обычаях и обрядах потенциал может стать фундаментом нравственного и духовного воспитания подрастающего поколения, привития ему устойчивых моделей поведения и общения, культурных норм и ценностей. Одним из способов достижения этих целей может быть включение традиционных обрядовых действий в современную жизнь человека, что будет способствовать пробуждению интереса и внимания к ним подрастающего поколения. Подобные исследования актуальны потому, что в современных условиях сфера бытования традиционной обрядовой культуры постоянно сужается.
Для того, чтобы претворить все это в жизнь, необходимы соответствующие научные изыскания, связанные с изучением различных аспектов обрядовой культуры, рассматривающие взаимодействие ее компонентов, механизмы передачи духовных ценностей от одного поколения к другому.
1. Аникин, В. П. Русский фольклор: учеб. пособие для вузов / В. П. Аникин. - М.: Высш. шк., 1987.
2. Апухтина, Н. Г. От истоков к основаниям глобально-экологической культуры мышления: моногр. / Н. Г. Апухтина; Челяб. гос. акад. культуры и искусств. - Челябинск, 2006. - 196 с.
3. Бернштам, Т. А. Русская народная культура: действительность и феномен / Т. А. Бернштам // Первый всерос. конгр. фольклористов: сб. докладов. Т. 1. - М: Гос. респ. центр рус. фольклора, 2005. - С. 246-247.
4. Большой энциклопедический словарь: философия, социология, религия, эзотеризм, политэкономия / гл. науч. ред. и сост. С. Ю. Солодовников. - Мн.: МФЦП, 2002.
5. Большая советская энциклопедия / гл. ред. А. М. Прохоров. - изд. 3-е. - М.: Совет. энцикл., 1976.
6. Всемирная энциклопедия: Религия / гл. ред. М. В. Адамчик, гл. науч. ред. В. В. Адамчик и др. - Мн.: Соврем. литератор, 2003.
7. Волков, Г. Н. Этнопедагогика: учеб. / Г. Н. Волкова. - Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1974.
8. Головлёва, Е. Л. Обрядовая культура как источник формирования странового имиджа / Е. Л. Головлёва // Инфор-
мационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». - Культурология. - 2009. - № 4.
9. Лазарева, Л. Н. История и теория праздников: учеб. пособие / Л. Н. Лазарева; Челяб. гос. акад. культуры и искусств. - 2-е изд., испр. - Челябинск, 2007.
10. Маркарян, Э. С. Узловые проблемы теории культурной традиции / Э. С. Маркарян // Совет. этнография. - 1981. -№ 2. - С. 78-96.
11. Сафонова, Н. А. Методы изучения семейно-бытовых обрядов / Н. А. Сафонова // Культура - искусство - образование: сохранение традиций и новаторство: матер. XXXII науч.-практ. конф. проф.-преподават. состава акад.: в 2 ч. /
Челяб. гос. акад. культуры и искусств. - Челябинск, 2011. - Ч. 2. - С. 11-16.
12. Суханов, И. В. Обычаи, традиции, обряды как социальные явления / И. В. Суханов. - Горький: Волго-Вят. кн. изд-во, 1973. - 256 с.
13. Цукерман, В. С. Народная художественная культура в условиях социализма / В. С. Цукерман; Челяб. гос. ин-т культуры. - Челябинск, 1989. - 136 с.
14. Четвертакова, Ж. В. Культурологические подходы к методологии изучения традиций [Электронный ресурс] / Ж. В. Четвертакова // Аналитика культурологии: электронное науч. изд-е. - 2010. - № 1 (16). - Режим доступа: http://analiculturolog.ru.
15. Чистов, К. В. Народные традиции и фольклор: Очерки теории / К. В. Чистов. - Л., 1986. - С. 43-56.
16. Юнг, К. Г. Психоанализ и искусство / К. Г. Юнг, Э. Нойман; пер. с англ. - М.: ЯеА-Ъоок: К. Ваклер, 1996. - 304 с.
Сдано 26.06.2012
63