УДК 792,2 М. Ю. Спирина
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА В СОВРЕМЕННОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ
ПРОСТРАНСТВЕ
В статье кратко характеризуется такой феномен мировой культуры, как традиционная (народная) культура. Выделены возможности ее использования в современном социокультурном, образовательном, научном пространстве для противостояния глобализационным кризисам.
Ключевые слова: традиционная культура, глобализационные кризисы, потенциал, человек, мировая культура.
В современном мировом пространстве в последние годы социокультурной реальностью стал возврат к исходным ценностям. Ж. Бодрияр, М. Мафессоли выдвинули тезис о «ренессансе» традиционной, архаической культуры. Т.А. Апинян пишет о «мифологическом ренессансе» [2, с. 68]. Глобализационные процессы продемонстрировали тупиковость техногенно-потребительской цивилизации. М.С. Каган считал, что культура, наряду с природой, обществом и человеком, есть четвертая форма бытия, порожденная деятельностью человека. Кризис культуры всегда связан с самим человеком, который сегодня переживает антропологический кризис. Философы, социологи, культурологи, педагоги отмечают, что сегодня представители так называемых «развитых» этносов испытывают своего рода ностальгию по тем качествам культуры, которыми обладают «отсталые» народы и которых не хватает им. Такие качества наиболее полно соответствуют сущности человека, его неразрывной связи с природой, внутренней и внешней гармонии, но они были утрачены в процессе «цивилизационного» развития, критериями коего служат в основном наука, техника и технологии. Вследствие этого необходимо самым серьезным образом пересмотреть основания такой цивилизации и сознательно избрать иную, духовно-экологическую стратегию развития.
В XXI веке особо актуальное значение приобрели проблемы взаимоотношений и взаимодействий различных культур, что находит свое отражение и в проблемах образования и воспитания. Не случайно это столетие провозглашено ЮНЕСКО «веком образования». В различных областях человеческой деятельности настоятельно ощущается потребность в специалистах, обладающих помимо профессионального образования, широким общекультурным кругозором, глубокими знаниями в сопредельных и отдаленных областях человеческой культуры, умеющих пластично вписываться в быстро меняющийся мир своей страны и всей планеты в целом, а главное, — нести ответственность за свои действия. Человек перестал ощущать себя творцом культуры, и эту утрату необходимо восполнить. Одним из наиболее важных качеств характеризуемого специалиста становится его национальная ориентированность. Развитие процесса интернационализации образования не препятствует стремлению к утверждению национальных идеалов, интересов. Французская доктрина высшего образования, например, выделила в качестве основополагающего принципа «национальные ориентиры».
Каждый народ не только хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить национального лица и самобытности. Живучесть традиций и особенностей в той или иной культуре говорит не о косности культуры, а о непреходящей нравственной ценности, необходимости
сконцентрированного в этих традициях и особенностях народного опыта, который необходимо использовать в современных социокультурных и экономических условиях. Сохранение традиций и особенностей в той или иной культуре способствует формированию у молодого поколения здорового социального поведения в условиях многонационального общества. Современное образование должно сочетать воспитание национального самосознания, укоренения в сознании молодого поколения священных понятий, определяющих духовную жизнь нации (родина, семья, родной язык, народ, его история, вера и др.) с созданием благоприятных условий для включения человека в прошлое и настоящее мировой культуры на основе диалога культур, открытой коммуникации в духе взаимоуважения.
Именно в национальных культурах, способных дать свое неповторимое и обобщающее видение общего мира человечества, создавались универсальные этические и эстетические ценности. До сих пор разнообразие культур является источником творческих способностей человечества и основанием взаимоуважения различных народов. В связи с этим мало изученный феномен традиционной (народной) культуры приобретает судьбоносное значение. Эта культура способна служить источником подъема региональных хозяйственных, общественно-бытовых, культурных потенциалов. Благодаря этому появляется возможность, уменьшив унификаторское влияние глобализации, полнее раскрыть творческий потенциал всех человеческих сообществ, создать условия для эффективного межрегионального и международного взаимодействия и сотрудничества.
Мировая цивилизация ХХ1 века характеризуется наличием динамических социальных, политических, экономических, культурных перемен, что нельзя не учитывать при рассмотрении и оценке современных глобализационных процессов, протекающих на фоне вырабатывающегося «общего для культуры языка, существовавшего в древние времена и обеспечивавшего целостность культуры» [12, с. 5]. Вместе с тем, нельзя не обратить внимание на то, что среди современных философов имеет распространение точка зрения, что «этническая культура прошлого все больше переселяется в музеи. Ее надо знать и изучать, но жить — в современной культуре» [8, с. 56]. Нынешняя социокультурная практика в странах Евразии показывает возможности применения традиционной культуры в административной, экономической, политической, социокультурной деятельности народов.
Традиционная (народная) культура содержит три базисные составные части: материальную культуру, культуру социального управления и духовную культуру. Последняя включает такие структурные элементы, как: народное мировоззрение, народная экономическая культура, народное правосознание, народная нравственная культура, народная педагогика, народная художественная культура, народная экологическая культура, народная физическая культура [11]. Рассматривая народное мировоззрение (или народную философию), следует иметь в виду «мировоззренческие универсалии», о которых пишет В.С. Стёпин. Он подчёркивал: «Мировоззренческие универсалии выполняют в жизни общества такую же функцию, как и гены в живом организме. Они организуют в целостную систему сложнейший набор различных феноменов культуры и выступают в качестве базисных структур социокода, играют роль своего рода ДНК социальной жизни» [9, с. 18].
Традиционную культуру следует рассматривать как источник социокультурных, социально-экономических, педагогических, иных инноваций, которые опираются на длительный исторический опыт. Она предстает Мировым древом, фундаментом «второй природы», создаваемой человеком. Эта культура обладает такими важнейшими свойствами, как синкретизм, коллективность, традиционность, преемственность, человечность, высокий императив, экологичность. Новые независимые государства Евразии имеют уникальный опыт сохранения, возрождения и развития народной культуры, которая являет собой высочайшее достижение того или иного народа. В любой народной культуре существуют
базовые ценности, общие для всего человечества. В их числе следует назвать:
■ сохранение сообщества, в котором живет человек, включая сюда бережное и уважительное отношение к природной среде;
■ этические идеалы Добра, справедливости, совести, чести, благородства;
■ высокий эстетический идеал с его единством духовного и материального, Красоты и пользы;
■ гуманистический подход во взаимоотношениях с окружающими людьми, терпимость и уважение к чужим убеждениям, позициям, взглядам.
Для современных акторов эта культура важна ещё и тем, что она образует большое количество региональных типов и локальных вариантов, вследствие чего в процессе исторического развития наций она становится, можно сказать, определяющим фактором национального самосознания.
Традиционная культура сегодня обретает контркультурные функции, занимая противоположные высокотехнологичной коммерческой массовой культуре позиции, помогая молодёжи противостоять ей в окружающем социокультурном пространстве. Это ярко выражается в противопоставлении этнической картины мира картине мира, формируемой массовой культурой. При этом образуются такие противоборствующие и взаимосвязанные ценностные пары, как доброта — жестокость, духовность — потребительство, природа — техника, иррациональность — рационализм, традиционность — модернизм и т.д. Народный идеал человека, воплощающий представления о нравственности, добре и зле, разумеется, прежде всего был ориентирован на те личностные качества, которые способствовали укреплению этнической общности, повышению её выживаемости, адаптированности к природной и социальной среде, развитию системы жизнеобеспечения. В этом смысле принципы и приемы народного воспитания довольно рациональны и конкретны, отражают определенное состояние этнической общности, особенности ее формирования, исторического развития. Возврат к исходным ценностям нельзя рассматривать как декларацию, это потребность современного социокультурного пространства, традиционная культура содержит тот исторический опыт экономики, правосознания, искусства, развития нравственности, который позволяет поддерживать и поощрять взаимопонимание различных народов. Человек, воспитанный на принципах традиционной культуры своего народа, способен противодействовать этнической и религиозной ненависти, насилию, сепаратизму и другим формам экстремизма.
В связи с этим особое внимание следует обратить на народную педагогику. В течение XX в. человек претерпел серьёзные изменения. М. Блюменкранц определяет современного человека как номада, который проносится по жизни, не оставляя за собой следа во времени. Он живет «здесь-и-сегодня», вне прошлого и без будущего. Такой «кочевник» выступает как одна из элементарных частиц в атомизированном мире человеческого распада. Автор называет их «кочевниками с кейсами», для которых главными являются скорость передвижения и портативность необходимых технических средств [3, с. 54-55].
Народная педагогика в России изучается (наукой «Этнопедагогика») и применяется в практической педагогической деятельности на разных уровнях образования, что выступает важным фактором в эволюции мировой педагогики. Впервые о народной педагогике заговорили земские деятели второй половины XIX века, организовавшие профессиональное обучение крестьянских детей народным ремёслам. Обратило внимание на народную педагогику и её значение в воспитании детей также Императорское Русское географическое общество (ИРГО). Образованное в 1846 г. этнографическое отделение Общества одним из направлений своей деятельности выбрало изучение народной культуры, в том числе философии и педагогики. В 1926 году Восточно-Сибирский отдел РГО опубликовал книгу Г.С. Виноградова «Народная педагогика», в которой отмечалось: «У народа были и есть
известные представления, взгляды на жизнь, на воспитание и обучение появляющихся новых поколений, известные цели и задачи воспитания и обучения их, известные средства и пути воздействия на юные поколения и т.д. Совокупность и взаимозависимость их и дают то, что следует назвать народной педагогикой....» [5, с. 9]. Для современной педагогической науки и практики чрезвычайно важно то, что в народной педагогике «принцип детской самодеятельности ... осуществлен едва ли не в максимальной мере» [5, с. 13], т.е. она вся нацелена на воспитание творческой, самодеятельной личности, обладающей той самой способностью к саморазвитию и самосовершенствованию, о которой постоянно говорится во многих педагогических исследованиях и государственных образовательных стандартах профессионального образования. В народной педагогике сохранились фундаментальные, непреходящие педагогические, этические, эстетические ценности, а современной педагогике следует их адаптировать к современной социокультурной ситуации, «вписать» в неё, актуализировать. В своих этнопедагогических сочинениях Г.Н. Волков подчеркивал, что «традиционность культуры, в том числе и педагогической, есть важнейший признак высокой культуры народа» [6, с. 3, 29]. Народную педагогику он определил, как педагогику национального спасения [7].
Г.Н. Волков определил этнопедагогику как науку, изучающую особенности национального характера, сложившиеся под влиянием исторических условий, сохранившиеся благодаря национальной системе воспитания, и претерпевающую эволюцию вместе с условиями жизни и развитием педагогической культуры народа. «Этнопедагогика изучает процесс социального взаимодействия и общественно-народного воздействия, в ходе которого воспитывается, развивается личность, усваивающая социальные нормы, ценности, опыт, собирает и систематизирует народные знания о воспитании и обучении детей, народную мудрость, отраженную в религиозных учениях, сказках, сказаниях, былинах, притчах, песнях, загадках, пословицах, играх, игрушках и прочем, в семейном и общинном укладе жизни, быте, традициях, а также философско-этические, собственно педагогические мысли и воззрения, то есть весь педагогический потенциал, совокупный опыт историко-культурного формирования личности» [6, с. 5].
Большинству учёных, футурологов, политиков, социологов свойственно убеждение, что для разработки новых принципов стратегии устойчивого развития мира требуется решение целого ряда научных и практических задач, среди которых особое место занимает проблема, связанная с формированием нового типа мышления, новой культуры и нового человека, способного ответить на «вызовы» XXI века [4]. В этом аспекте народная культура содержит образец идеальной личности, которую отличает, в первую очередь, высокая нравственность, духовное и физическое здоровье. У всех народов нравственность тесно связана с умением человека преодолевать трудности, выполнять определённые обязанности, проявлять волевые черты характера (упорство, терпеливость, настойчивость, самодеятельность). Народный идеал человека, как правило, связан с такими компонентами личности, как трудолюбие, ответственность, инициативность, человечность, самостоятельность, ум, здоровье, любовь к Родине, уважительное отношение к представителям других культур и др. Г.Н. Волков называет его «народным идеалом совершенного человека». Ценности народной педагогики помогают направить современный учебно-воспитательный процесс на формирование этнического самосознания у подрастающих поколений, развитие у них понимания роли своего народа, этнической группы в социальном окружении, мировой культуре. Специалисты пишут о социально здоровом поведении людей, воспитанных в духе традиционной культуры.
Этнопедагогика, как наука, изучающая ее методы и содержание, является базисной характеристикой системы непрерывного образования, связывающего сегодня все ступени воспитания и обучения детей и молодежи. Она содержит в себе потенции интегративной
образовательной системы: целостное восприятие мира, неразрывность теории и практики, сочетание научных знаний и практических умений и навыков; высокий императив. Особая роль в народной педагогике принадлежит личности Учителя, к которому всегда относились с повышенным уважением. Суть высокопрофессионального педагогического уровня современного преподавателя заключается в том, что доступность в обучении достигается максимально возможным сжатием и упрощением материала без снижения его научности и социальной значимости. Кроме того, в народной воспитательной практике ярко проявляется сотворчество учителя и ученика, что успешно подготавливает обучаемого к грядущей профессиональной деятельности и жизни в целом.
Учёные понимают этнопедагогику как теоретическое осмысление и систематизацию опыта народной педагогики, как совокупность педагогических сведений и воспитательного опыта, объективированного в традициях, обычаях, обрядах, детских играх, игрушках, произведениях народного искусства. Мало кому известно сейчас основное правило крестьянского семейного воспитания, в соответствии с которым крестьянские дети снабжались минимальным количеством игрушек. Рабиндранат Тагор утверждал, что «мир игры отравлен для того несчастного ребенка, который переобременен неограниченным количеством игрушек» [10]. Перед современным образованием стоит задача воспитания новых личностных качеств человека. В их число входит формирование ценностных ориентаций на базе национального менталитета, установок на диалог и сотрудничество при сохранении национальной идентичности («нравственной оседлости», как писал Д.С. Лихачев). Без этого в XXI веке нельзя стать специалистом. Велика роль традиционного искусства в формировании такой личности. Искусство воздействует на человека через эстетическую, познавательную, воспитательную функции. Традиционному искусству присуща редкостная способность влиять на духовный мир человека, делая его добрее, умнее и счастливее.
Соединяющая общечеловеческие принципы с локальными и региональными проявлениями традиционная культура выступает культурной константой в евразийском пространстве. В современных условиях интеграция на всем пространстве Евразии есть не только выражение особенностей культурно-цивилизационного архетипа, но и требование времени. Так, во всех странах евразийского континента глобализация сопровождается экологическим кризисом. Он являет собой общечеловеческую проблему, затрагивающую экономическую, социальную, политическую сферу современного общества. Технократическая цивилизация привела к еще большему отчуждению людей друг от друга и от природы, выдвинула перед человечеством требования ранее невиданных масштабов. В народной же культуре всегда присутствует уважительное отношение к природе, которое сейчас определяют как природоохранительное. В традиционной культуре (в народном сознании и миропонимании) Природа является идеалом гармонии, красоты, разумности, источником нравственности.
Современный мир нуждается в глубоком исследовании традиционной культуры, поскольку только научные знания в этой сфере помогут точно определить методы включения традиционного искусства и культуры в жизнедеятельность современного человека, в культурный диалог современных государств Евразии, в систему межкультурных коммуникаций народов новых независимых государств, в дальнейшую эволюции социокультурного процесса. Мы рассмотрели лишь часть, можно сказать, незначительную, тех потенций, которыми обладает традиционная культура в современном социокультурном пространстве. Но даже краткая характеристика некоторых компонентов традиционной культуры позволяет сделать вывод о судьбоносном значении этой культуры для человека, народов Евразии, всего человечества.
Список использованной литературы
1. Ананьев Ю.В. Культура как интегратор социума: монография. — Нижний Новгород, изд-во Нижегородского университета, 1996. — 174 с.
2. Апинян Т.А. Мифология: теория и событие: Учебник. — СПб.: изд-во СПбГУ, 2005.
3. Блюменкранц М. В поисках имени и лица. Феноменология современного ландшафта // Вопросы философии. — 2007. — № 1. — С. 47-60.
4. Бранский В.П. Глобализация и синергетическая философия истории // Общественные науки и современность. — 2006. — № 1. — С. 35-46.
5. Виноградов Г. Народная педагогика. — Иркутск: издание Восточно-Сибирского отдела Русского Географического общества, 1926.
6. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. 2-е изд., испр. и доп. — М.: ACADEMIA, 2000. — 176 с.
7. Волков Г.Н. Педагогика национального спасения: избранные этнопедагогические сочинения / сост.: А.А. Сокальский. — Элиста: Джангар, 2003. — 437 с.: ил.
8. Кармин А.С. Философия культуры в информационном обществе: проблемы и перспективы // Вопросы философии, 2006, № 2. — С. 52-60.
9. Степин В.С. Философия и эпоха цивилизационных перемен. // Вопросы философии, 2006, № 2. — С. 16-26.
10. Тагор Р. Воспоминания. — М.: Гос.изд., 1924. — С. 33.
11. Цукерман В.С. Народная культура как социальное явление. Автореф. ... д. филос. наук. — Свердловск, 1984. — 39 с.
12. Чучин-Русов А.Е. Единое поле мировой культуры. Кижли-концепция. Кн. 1. теория единого поля. — М.: Прогресс-традиция, 2002. — 664 с.
Статья поступила в редакцию 12.12.2015 M. Spirina
TRADITIONAL CULTURE IN CONTEMPORARY SOCIAL AND CULTURAL SPACE
Today relationship problems and interactions of different cultures, which is reflected in the issues of education and training, acquired particular relevance. The article mentioned features of modern social and cultural space. Such phenomenon of world culture, as the traditional (folk) culture is briefly described. It contains three basic components: the material culture, the culture of social control and spiritual culture. The latter includes such structural elements, as: national outlook, the national economic culture, people's sense of justice, people's moral culture, folk pedagogy, folk art, folk ecological culture, folk physical education. Popular culture has an important property: syncretism, collectivism, traditionalism, continuity, humanity, high imperative, environmental friendliness.
Traditional culture should be regarded as a source of socio-cultural, socio-economic, educational, and other innovations that are based on long historical experience. The article analyzes the possibilities of its use in the modern social and cultural space to confront the dangers of globalization. The possibility of maintaining a person as creative, resourceful, moral person is examining in detail. The author highlights the special importance of the national educational experience for the development of modern pedagogical theory and practice.
Ethnopedagogy is described as a science that studies the features of the national character, formed under the influence of historical conditions and preserved through the national system of education. It is evolving along with the living conditions and development of pedagogical culture of the people. Such pedagogy is a basic characteristic of the system of continuous education, linking today all stages of education and training of children and youth. It contains the potency of
integrative educational system: a holistic perception of the world, the integrity of theory and practice, a combination of scientific knowledge and practical skills; High imperative. A special role in folk pedagogy belongs to the teacher's personality, which is always treated with high respect.
Traditional culture connecting the universal principles with local and regional manifestations is a cultural constant in Eurasian space. The modern world is in need of a deep study of traditional culture, as the only scientific knowledge in this area will help to pinpoint methods including traditional culture in the vital activity of modern man, the cultural dialogue in the modern states of Eurasia, in intercultural communications peoples of newly independent states, in the further evolution of the sociocultural process.
Key words: traditional culture, globalization crises, potential, people, world culture.
УДК 130.2 О. В. Яковлев
КЛАСТЕРНИЙ П1ДХ1Д У СИНЕРГП КУЛЬТУРНОГО ПРОСТОРУ УКРА1НИ
В статт1 представлена проблема синерги соцюкультурного простору сучасног Украгни. Визначенг екзогеннг (зовнгшнг) та ендогеннг (внутргшнг) чинники процесгв. Окреслет шляхи реал1зацгг м1жнародних гумантарних стратегт Нацюнально'г академгг кер1вних кадргв культури I мистецтв. Концептуальне виршення м1жнародних гумантарних стратегт та гх реалгзацгя в тлотних проектах пропонуеться в сучасних культуролог1чних досл1дженнях, як розробляються в Нащональнт академи культури I мистецтв. Як засШ ттенсифтацгг синергетичних процеЫв в культурному середовищ1 регютв пропонуються сучасн сощальн та гуматтарю проекти, спрямованг на подальший розвиток ¡нтеграцгг. В статт1 визначен м1жнародн1 аспекти проект1в : «Д1алог культур: Украгна, Грецгя I Серб1я»,»Мистецький Арсенал», «Старовинна клав1рна музика - ¡нструментарт I виконавство». Обгрунтовуються синергетичний та кластерний тдходи в систем1 европейського культурного обм1ну.
Ключовi слова: культурний простгр Украгни, екзогеннг та ендогеннг чинники, синерг1я, конвергенщя, кластер, стратег1чний I проектний тдходи, м1жнародн1 гуматтары стратеггг, сощокультурт проекти.
В кшщ ХХ - на початку ХХ1 столбя в свт значно посилився штерес до дослщження проблем розвитку етнокультур у постшдус^альному глобалiзованому шформацшному суспшьст. Звичайно, що не оминули щ процеси i сучасну украшську наукову думку. В останнш час культуролопчна наука збагатилась грунтовними дослщженнями культурно -мистецького життя окремих регюшв Украши: Галичини (Л. Кияновська, Л. Микуланинець, М. Черепанш), Слобожанщини (С. Зуев, О. Чуркша), Швдня та Центрально! Украши (Т. Мартинюк, М. Слабченко, А. Кравченко, О. Ущатвська), що пояснюеться вщповщними тенденщями формування постшдус^ального шформацшноного суспшьства.
На сьогодшшнш день ще недостатньо дослщженою залишаеться проблема синергетики культурного розвитку щентичностей. У сферi пол^ологи та економiчних наук проблематика консолщацп регионального простору та поглиблення мiжреriональноi та транскордонно! ствпращ розроблюеться як державне замовлення Нацюнальним шститутом стратепчних дослщжень (С. Бша, В. Борщевський, А. Мокш, О. Шевченко). Але в теорп та юторп культури дослщження зазначеного напрямку лише розпочинаються (В. Личковах, С.