Научная статья на тему 'Традиционная культура и ее влияние на поселения и архитектуру на примере черкесского общества'

Традиционная культура и ее влияние на поселения и архитектуру на примере черкесского общества Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
39
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
культура / культурное наследие / традиционная культура / социальная жизнь / общественное пространство / жизненное пространство / поселения / архитектура / черкесская культура / culture / cultural heritage / traditional culture / social life / public space / living space / settlements / architecture / Circassian culture

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Акча Сание

В статье рассматривается влияние традиционной культурной структуры черкесского общества на ее архитектуру и поселения. Работа призвана определить роль концепции традиционной культуры в строительстве. Понятие «традиционная культура», рассматриваемое в качестве предмета исследования, является исторической основой всех культурных аспектов, видов и форм современного мира в рамках нематериального культурного наследия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Акча Сание

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Traditional Culture and its Influence on the Settlements and Architecture on the Example the Circassian Society

The article considers the influence of the traditional cultural structure of the Circassian society on its architecture and settlements. The work is designed to define the role of the traditional culture in construction concept. All material and non-material cultural values as part of the legacy are important for the stability of settlements cultures and history of societies. Being under influence of globalization while material cultural heritage provides its stability in time, non-material cultural heritage is undergoing changes and transformation. The concept of “traditional culture” considered as a research subject is a historic basis of all cultural aspects, kinds and forms of the contemporary world within the framework of non-material cultural heritage. It is clear that the globalization and social transformation processes are seriously threatening the traditional culture destruction. Culture of the Circassians from the viewpoint of traditions and system of religious faiths was forming and changing under the influence of wars, religious factors, interaction with other societies and environmental factors in historical process. These changes were also reflected in the original architecture and settlements structure in the society due to which with time they later disappeared. People closely connected with the society and the environment should use traditional data when creating space for living. Thus, cultural heritage including both material and non-material culture of a society can be transferred from generation to generation and always remains with us in our life.

Текст научной работы на тему «Традиционная культура и ее влияние на поселения и архитектуру на примере черкесского общества»

УДК 930.85(470.631)

Сание Акча

аспирант

Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х. М. Бербекова, Нальчик, Россия

E-mail: [email protected]

ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ПОСЕЛЕНИЯ И АРХИТЕКТУРУ НА ПРИМЕРЕ ЧЕРКЕССКОГО ОБЩЕСТВА

В статье рассматривается влияние традиционной культурной структуры черкесского общества на ее архитектуру и поселения. Работа призвана определить роль концепции традиционной культуры в строительстве. Понятие «традиционная культура», рассматриваемое в качестве предмета исследования, является исторической основой всех культурных аспектов, видов и форм современного мира в рамках нематериального культурного наследия.

Ключевые слова: культура, культурное наследие, традиционная культура, социальная жизнь, общественное пространство, жизненное пространство, поселения, архитектура, черкесская культура

Для цитирования: Акча, С. Традиционная культура и ее влияние на поселения и архитектуру на примере черкесского общества / С. Акча // Вестник культуры и искусств. — 2024. — № 1 (77). — С. 37-45.

Введение

Люди становятся социальными существами, развивая общественные отношения со своими традициями, ценностями и верованиями, что в совокупности формирует собственную культуру. Человек создает культуру, но и культура влияет на человека, выдвигая его на первый план во всех сторонах его общественной жизни.

Все рукотворные и природные произведения, перенесенные из прошлого в настоящее в качестве материальных и духовных ценностей и принадлежащие всем обществам, составляют объем культурного наследия. Материальное культурное наследие относится к физическим (постройки, исторические места и памятники) артефактам. Нематериальное культурное наследие — это совокупность знаний, учений и навыков (язык, поверья, песни, танцы, потешки, сказки, стихи, обычаи и традиции), которые общества рассматривают как часть своей культуры и которые передаются из поколения в поколение.

Все материальные и нематериальные ценности обществ важны для устойчивости истории и культуры поселений. Нематериальное культурное наследие претерпевает изменения и трансформацию, то время как материальное культурное наследие обеспечивает свою устойчивость с течением времени под влиянием глобализации. С глобализацией началось развитие от мультикультурализма к монокультурализму, и это начало формировать единый структурный стиль, отражать физическую среду общества.

Физическая среда — это среда, передающая традиции, культуру, ценности, мировоззрения живущих в ней и содержащая множество смыслов. Между физической средой и социальной культурой существует связь, которая находит отражение в социальной жизни. Физически и социально рукотворные пространства содержат в себе следы человека.

Все действия и модели поведения, требуемые образом жизни, эффективны для формирования пространственной текстуры. Человек принимает решение формировать пространство

37

для удовлетворения своих физических потребностей и использует для этого изменения собственные силы и предпочтения. Для того чтобы создать пространство, в процесс включаются измеримые физические факторы, такие как топография, материалы, техника строительства и климат, а также неизмеримые ценности, такие как традиция, система верований. Пространство обретает идентичность, когда оно имеет шаблон, сформированный традиционными ценностями и стилем использования, созданным поведением.

Люди перенесли культурную структуру, которую они создавали со времен ведения кочевого образа жизни до сегодняшнего дня. У каждого общества есть формы организации пространства, формирующиеся в соответствии с его культурными ценностями и противящиеся изменениям. В то время как человечество построило место для себя и своего окружения, оно также построило цивилизацию. Цивилизация представляет свои материальные индикаторы человечеству через пространство. В этом контексте общественное поведение и образцы верований в таких местах, как дома, храмы и базары, которые являются компонентами поселения, можно рассматривать как проекции цивилизации. Здесь обращается внимание на соотношение материальной культуры и духовной культуры.

Рассматривая материальную культуру общества, можно составить представление о его духовной культуре. Даже если какая-либо цивилизация (со временем) исчезнет с лица земли, можно понять, какие верования и система мышления у нее когда-то были, по зданиям и предметам, которые она создала.

Культурные, социальные и экономические факторы, изменяющиеся в зависимости от социальной структуры, влияют на формирование физической среды и раскрывают своеобразие поселений. Каждое общество имеет свое жизненное пространство и социальную идентичность, которая его отличает. Эта дифференциация формируется традиционной культурой, которую общество смогло прожить и защитить от прошлого к настоящему.

«Черкесская культура», составляющая предметную область данного исследования,

также занимает важное место в социальной и физической жизни этого общества. Черкесское общество сохраняло свою культуру на протяжении веков и отражало влияние своей культуры на каждую сферу и каждый этап своей жизни. Однако меняющиеся условия жизни и отражения элементов внешнего мира затронули как традиционные культуры всех обществ, так и эту культуру, и вместе с этим взаимодействием стали меняться и жизненные пространства.

Методы

Ключевым методом исследования является анализ источников, связанных с темой в рамках научного исследования. Теоретическую основу работы составляют идеи, суждения и их интерпретация, сформулированные в источниках. Mетодологическую базу работы составили принципы историзма (изучение явлений и событий во взаимосвязи и взаимообусловленности в конкретно исторической обстановке и в хронологической последовательности), объективности (стремление к получению знания, соответствующего исторической действительности). Методом культурно-пространственного взаимодействия объяснено влияние традиционной черкесской культуры на поселения и архитектуру в историческом процессе. Также проанализировано влияние элементов черкесской культуры на структурную среду наряду с изменяющимся временем и внешними воздействиями.

Результаты

Кавказ относится к широкой географической области между Азовским, Каспийским и Черным морями и включает в себя как север, так и юг Кавказского хребта. Северо-Кавказский регион представляет собой уникальное единство социально-экономических отношений между культурами и народами. Общая характеристика проживающих здесь обществ: единые обычаи и этикет, сходный социальный образ жизни и взаимосвязанные формы материальной культуры. Черкесы, проживающие на Северном Кавказе и имеющие смешанную этническую и социокультурную структуру, состоят из множества субэтнических групп [14].

38

С VI в. до н. э. их общей родиной считается треугольная область, образованная побережьями и землями, простирающимися до Азовского, Черного морей и Грузии. Черкесская культура — это исторически сложившаяся система духовно-мировоззренческих принципов. Основы духовной культуры и ее исторические трансформации дают информацию об особенностях мировоззрения черкесов.

Черкесскую культуру можно определить так: «тысячелетний мировоззренческий общественно значимый опыт черкесского этноса, говорящего на языке абхазо-адыгской группы иберийско-кавказских языков, обладающего уникальными эмпирическими знаниями об окружающем мире и передающие эти знания в закодированном виде на уровне межличностного общения в форме наиболее значимых ценностей». Подчеркиваемый в приводимом определении оригинальный характер черкесской культуры во многом обеспечивался и сохранялся консервацией ее сущности и основных форм, их трансляцией от поколения к поколению без значительных изменений на протяжении достаточно длительного периода времени вследствие существования в условиях замкнутого социально-территориального пространства, ограниченности межкультурной коммуникации и материально-производственных ресурсов [5].

Черкесы имеют широкий спектр обычаев и традиций, которые берут свои истоки с древних времен и влияют на развитие этноса в целом. У черкесов социальная или культурная память обеспечивается абстрактной традицией или правилом под названием «хабзе». Хабзе определяет все правила поведения и жизни [8, с. 85-97]. Сакральное значение имеют правила социального поведения, куда входят обязанности и ответственность черкесов, имеющих феодальный общественный строй [7, с. 76]. Традиционно этикет уходит своими корнями в золотой век легендарных народных нартов, где были установлены основные правила. Нравы и взгляды нартов, отраженные в традициях и богатой культуре, являются образцом, которому черкесы скрупулезно подражали на протяжении веков [11].

Сакральные верования, один из важных символических ресурсов Северного Кавказа,

составляют основу социокультурной структуры черкесов. Черкесы считали себя неразрывной частью окружающего мира и природы, верили в своих многочисленных богов и никогда не находились исключительно во власти религии, отличались внутренней свободой. Черкесские субэтносы, принявшие христианство еще в V в. н. э., оставались носителями языческой культуры, а в XVI-XVII вв., когда ислам уже проник к ним, продолжали почитать священные рощи, торжественно проводили празднества в честь языческих божеств [2]. Помимо монотеистических религий, господствующих сегодня среди черкесов на Северном Кавказе, древние верования и обряды черкесов проявляют удивительную живучесть и открывают возможности для адаптации к современной жизни [12].

Первые люди стали видеть природные явления как богов, которых они не могли понять: это были такие природные явления, как дождь, молния, восход и закат солнца, которые они считали своего рода чудом, которых они боялись и считали полезными. Они создали для себя священных существ и священные места и начали ритмично танцевать, чтобы поклоняться созданным ими священным существам. Древние черкесы верили, что в танце скрыта сила, и перед выполнением важных дел ритуально исполняли круговые танцы. Эти круговые танцы, которые считаются самыми священными, называются «удж (хъурей)» [10].

Черкесская культура формировалась и менялась в историческом процессе под влиянием войн, религиозных изменений, от взаимодействия с другими обществами и факторами окружающей среды. Духовная и материальная культура черкесов, несомненно, является частью мирового культурного наследия. В этнохудожественной традиции черкесов человеческий феномен как объект культуры следует рассматривать в связи с традициями, природой и пространством. Взаимодействие духовной культуры с материальной культурой играет ключевую роль в обеспечении устойчивой культуры. Отражение традиций и обычаев как нематериальных ценностей в пространстве может материальным образом защитить

39

культуру и может быть передано будущим поколениям.

Обсуждение

Большинство черкесских поселений возникло в V-VI вв. В средние века у черкесов строились поселения с прямоугольными домами с фундаментом или без него. В X-XII вв. поселения подверглись влиянию Шелкового пути, проходящего через Северный Кавказ, и испытали различные преобразования. К началу XV-XVIII вв. черкесские поселения имели круглую или квадратную форму, были с постройками по периметру и площадью посередине.

В книге француза Жана-Батиста Тавернье, датированной 1681 г., "Les six Voyages en Turque, en Perse et aux Inde", есть карандашный рисунок кругового поселения черкесов со следующим определением черкесов: «Черкесы устраивали свои поселения в безлесной местности в виде табора или круга, сооружая жилище из ветвей камыша, орешника и других облегченных материалов».

Композиционно черкесский поселок имитировал организацию и построение объектов в солнечной системе, центральным объектом которой является солнце. Само поселение располагалось на равнинной местности. Внутри все четыре части поселения были связаны между собой главной улицей, которая проходила по основной оси, пересекающей все поселение. На поселениях с прочным фундаментом строили одноэтажные строения, которые могли рухнуть через 30-40 лет. Дома древних черкесов были наземными или частично углубленными в землю, круглыми и прямоугольными в плане, что можно определить по следам глиняной обмазки пола, а стены основывались на каркасе из деревянных столбов, переплетенных жердями из орешника, с глиняной обмазкой по обеим сторонам. Деревню составляют 40 или 50 подобных домиков, крытых камышом или соломой и расположенных кругообразно. Места поселений не были постоянными. После того, как земли теряли свое значение, жители полностью разбирали свои деревни, строили новые в разных местах по тому же плану, а из перемещенных частей возводили новые строения. Тот же процесс продолжался тысячи лет [5].

Черкесы представляли себя лучами солнца, его светом. Они, подобно шумерам продолжая своими традициями древний культ солнца, строили свои поселки по планам, подсказанным им самой природой. Поскольку солнечная энергия передается его лучами и светом, в архитектуре поселения четко обозначены лучи — апсиды. То есть каждый дом древного черкеса — это символический луч солнца, нарисованный на земле и идущий из центра-храма. Черкесы, издревле занимавшиеся сельским хозяйством, хорошо знали, какое значение имеет солнечный свет для всего живого на земле. Тот факт, что поселения круглые и интроверт-ные, означает не только форму, но и сохранение культуры и идентичности [4].

Черкесы полностью подстроили свой быт и материальную культуру под потребности окружающей их природы. Эту строительную традицию они сохраняли тысячелетиями. Предки черкесов в V в. до н. э. создали не просто новый тип поселений полукруглых, круглых или овальных планов поселений — они внедрили систему внутриродовых связей, на которые, как на фундамент, опирались все их представления о жизни человека на земле, систему отношения к природе.

Если рассматривать поселения черкесов XVШ-XIX вв., то черкесы в сельских поселениях имели простые дома — как по конструкции, так и по внутреннему пространству. Все используемые строительные материалы были из природного источника. В современном мире черкесского народа невозможно увидеть два таких одинаковых дома. Феодальные и соседско-общинные многодворные поселения в первой половине XIX в. преобладали в Кабарде и у так называемых «аристократических» адыгских субэтносов. Кабардинское селение состояло из усадьбы главы сельской общины поселения и беспорядочно группирующихся возле него усадеб подвластных ему сословий [13].

По месту расположения черкесские поселения делились на предгорные и степные. Предгорные поселения были длинными и узкими, тянувшимися вдоль берегов рек, и в большинстве случаев имели единственную улицу. Плоскостные селения были шире, но не

40

включали никакой планировки. Дома располагались в беспорядке, в них трудно было найти хоть одну поперечную или продольную улицу, проходившую по всему селению. Улицы были узкими и кривыми, на многих из них не могли разъехаться две арбы.

История развития черкесских поселений свидетельствует о том, что первые поселения были небольшими, состоявшими, видимо, из одного-двух дворов, которые постепенно превращались в компактные, более или менее крупные, родовые села, а с развитием феодальных отношений возникли территориально-родовые кварталы. В условиях дальнейших социально-экономических изменений населенные пункты превратились в смешанные многофамильные поселения [3].

Черкесский дом — это маленькая коммуна, само существование в которой подразумевает наличие в живущем там человеке умение сосуществовать в большом социуме, не выделяясь перед своими соседями в материальном плане. А поскольку потребность выделяться в человеке присутствует от рождения, то эта потребность реализовывалась в духовности, обладании хорошими человеческими и физическими качествами. Сила, красота духовная и физическая, тысячелетиями культивировалась, становясь богатством в семье, роде [4].

В своей традиционной обстановке черкесские дома в основном строились в лесных районах и вблизи гор, а дерево было самым естественным материалом, предоставленным природой. Строительство традиционного черкесского дома занимало около 5-10 дней. В любой неблагоприятной ситуации расположение дома можно было легко изменить. Они даже жгли его своими руками, чтобы не укрываться от врага. Черкесские дома в XVII в. строились рядами деревянных столбов, окруженных ветвями деревьев. Дома знати и простолюдинов были похожи по стилю, но дома знати были больше. Чтобы обезопасить себя от нападений рейдеров, вокруг деревень высаживали деревья, которые часто состояли из строений, расположенных рядом друг с другом.

До середины XIX в. в домах не было фундамента и окон, а свет проникал в помещение через входную дверь. В этот период одноком-

натные дома служили спальнями, кухнями и столовыми. Правая часть комнаты предназначалась для мужчин, а левая — для женщин. Со второй половины XIX в. двухкомнатные дома стали вытеснять однокомнатные. Обычно в двухкомнатном доме жила семья родителей и женатого сына. По мере роста семьи в доме добавлялись новые комнаты [11].

Однокамерный дом-комната имел одну дверь, состоявшую из двух створок, сделанных из цельной дубовой доски. В большинстве случаев, особенно в XV-XVШ вв., эти дома не имели фундамента и окон. Каждый член семьи имел в нем свое определенное место, здесь решались все семейные вопросы. В случае женитьбы сына к этому дому пристраивалась комната. С развитием производительных сил и производственных отношений изменился и быт людей, возрастали их потребности. Однокамерные дома стали заменяться двухкамерными, ставшими во второй половине XIX в. самым распространенным видом жилья черкесов. Двухкамерные дома различались по своей планировке и по расположению входов. Одни из них включали один выход и внутреннюю дверь, другие — два самостоятельных входа, и, наконец, третьи — два входа и внутреннюю дверь. В двухкамерных домах одна комната, обычно большая, выполняла функции унэшхуа, другая отводилась для взрослых детей или женатого сына. Во второй половине XIX в. появились и трехкамерные жилища, состоявшие из большой комнаты, сеней и помещения новобрачных. Такой дом имел два входа.

В постройках конца XIX — начала XX вв. можно наблюдать превращение однокомнатного дома в многокомнатное строение. Под влиянием русской домостроительной культуры в этот период стали появляться отдельные кухня, прихожая, коридор, сени и т. п. части дома в русском стиле с ранее неизвестными секциями. Несмотря на то, что дома в русском стиле имеют шатровые крыши, сформировалась традиционная для черкесов форма «длинного дома» и количество комнат увеличилось до 14. Видно, что когда у черкесов возникла возможность вести оседлый образ жизни вместо больших каменных домов, они начали строить дома

41

типа вагонов, которые не сообщались друг с другом, и старались сохранить эту строительную традицию на протяжении тысячи лет. Однако из-за быстро развивающихся социальных, культурных и экономических изменений черкесская архитектура перестала быть функциональной, и ни один ее образец не смог сохраниться до наших дней [3].

Заключение

Люди становятся социальными существами, совершенствуя взаимодействие со своими традициями, ценностями и верованиями, и вместе они создают собственную культуру. Они формируют жизненное пространство вокруг, развивая общественную жизнь одновременно со своей культурой.

Решение формировать пространство принимается в соответствии со своими физическими потребностями. Для этого изменения люди используют собственные силы и предпочтения. В создании пространства, кроме измеримых физических факторов, таких как климат, топография, поселение, материалы и техника строительства, также эффективны неизмеримые ценности — обычаи, традиции, образ жизни и исторические отношения.

Культурные, социальные и экономические факторы, меняющиеся в зависимости от социальной структуры, влияют на формирование искусственной среды и раскрывают своеобразие поселений. Каждое общество имеет свое уникальное жизненное пространство и собственную идентичность. Эта дифференциация формируется традиционной культурой, которую общество смогло прожить и защитить от прошлого к настоящему.

Традиции и обычаи черкесов в рамках их духовной культуры проявляются во всех сторонах их жизни. Черкесы 6000 лет назад, как и 500 лет назад, как и в начале прошлого века строили дома-вагоны, пристраивая их до бесконечности, ведь у них такой уклад жизни — жить вместе, вместе радоваться и вместе переносить горе.

Согласно основному принципу архитектуры черкесов, жилище, храм и дом представляют собой весь окружающий их мир в символическом и миниатюрном виде, а также

являются пространством, которое помогает человеку общаться с божественным. Здание, в котором находится человек, должно являть собой образец высшей гармонии, быть генератором положительной энергии, настраивать человека на соблюдение законов природы, поддерживать его здоровье и процветание, способствовать духовному развитию.

Черкесы полностью приспособили свой образ жизни и материальную культуру к потребностям окружающей их природы. Они организовали свое хозяйство таким образом, чтобы давать отдых своим землям, не нанося ущерба сельскохозяйственным угодьям, не нарушая экосистемы. Особенности традиций строительства сохранились на протяжении тысячелетий.

Место жительства черкесов было не постоянным, а временным. Во время опасности, бедствия или другой сложной ситуации они покидали свою землю и брали с собой только деревянный каркас и хозяйственные материалы своих домов, а то, что оставалось, сжигали. Эта особенность поселения, существовавшая тысячи лет, навела на мысль, что остатки старых черкесских поселений принадлежат неизвестному народу, который разобрал свои жилища и ушел в неизвестном направлении.

Формирование архитектурно-пространственной организации поселений в X-XII вв. находилось под влиянием Шелкового пути, проходившего через Северный Кавказ, и претерпевало различные преобразования. Поскольку периоды войн, начавшиеся в XVII-XIX вв., привели к созданию новых сельских поселений, активных черкесских традиционных поселений сегодня не сохранилось.

Черкесы всегда строили свои жилища и поселения, где живут со своими традициями и важными для них верованиями. На всех этапах своей поселенческой жизни они развивали уникальную структурную культуру и пытались ее поддерживать. Многие факторы, такие как важность, придаваемая солнцу и вытекающая из их древних верований, уважение к природе и окружающей среде, ценность, которую они придают себе, и защита себя с военной точки зрения сформировали их поселения и места жительства. Они про-

42

должили применять многие традиционные методы, используемые в их строительстве на протяжении веков.

Социальные, экономические и политические изменения в мире влияют на общества и влекут их к новому социальному порядку жизни. Под воздействием глобализации и ее нововведений общества вступают в процесс быстрых социально-культурных перемен. В то время как это изменение обеспечивает преемственность культур адаптивных обществ, культуры обществ, которые не могут адаптироваться, вступают в процесс вымирания.

Черкесская культура менялась в историческом процессе под влиянием войн, религиозных изменений, взаимодействия с другими обществами и факторами окружающей среды. В этнохудожественной традиции черкесов феномен человека как объекта культуры следует рассматривать в связи с окружающей его средой, традициями, обычаями, природой и пространством. Взаимодействие духовной культуры с материальной культурой является важным

фактором обеспечения устойчивости культуры. Отражение в пространстве традиций и обычаев как нематериальных ценностей может материальным образом защитить культуру и передать ее будущим поколениям.

Изучая материальную культуру общества, можно получить информацию о духовной культуре этого общества. Даже если цивилизация со временем начнет исчезать, можно легко понять, ее мышление и систему верований по ее зданиям, памятникам и объектам.

Общество всегда должно включать собственные культурные ценности и условия окружающей среды в процесс создания своих поселений и структур. Люди, тесно связанные с природой и социумом, должны извлекать выгоду из своих традиционных ценностей при формировании своего жизненного пространства. Таким образом, культурное наследие, включающее в себя материальную и духовную культуры общества, может передаваться из поколения в поколение и всегда оставаться на своем месте.

Список литературы

1. Бекизова, Л. А. Образ человека в этнохудожественной традиции черкесов (адыгов) / Л. А. Бекизова // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Филология и искусствоведение. — 2014. — Вып. 2 (140). — C. 144-149.

2. Драч, Г. В. Культурология : учеб. пособие / Г. В. Драч. — Москва, 2014. — 352 с.

3. Куек, А. С. Ареал зарождения, развития и бытования героического эпоса «Нарты» и его роль в формировании мировоззрения адыгов / А. С. Куек // Культурное наследие Северного Кавказа как ресурс межнационального согласия / М-во культуры Рос. Федерации ; Рос. науч.-исслед. ин-т культур. и природ. наследия им. Д. С. Лихачева. — Москва, 2018. — C. 235-244.

4. Мамбетов, Г. Х. Традиционная культура кабардинцев и балкарцев : учеб. пособие / Г. Х. Мамбетов. — Нальчик, 1994. — 253 с.

5. Орквасов, M. M. Кабардинский поселения и жилища разных эпох / М. М. Орквасов. — Нальчик, 2014. — 139 с.

6. Орлов, C. C. Традиционная культура адыгов и ее модернизация / С. С. Орлов // Вестник южного научного центра. — 2013. — Т. 9, № 3. — C. 134-138.

7. Aksoy, Z. Çerkes surgunu hikayelerinde kimligin inçasi / Z. Aksoy // Turkiye iletiçim Araç-tirmalari Dergisi. — 2018. — Sayi 31. — S. 62-76.

8. Demren, Ç. Kulturel bellek ve dans: "Çerkes dugunu / Ç. Demren, A. Konak // Turkish studies-social sciences, International Balkan University. — 2020. — № 15 (7). — S. 85-97.

9. Erkenekli, M. Toplumsal kultur araçtirmalari için deger merkezli butunleçik bir kultur modeli onerisi / M. Erkenekli // Savunma bilimleri dergisi. — 2013. — № 12-1. — S. 147-172.

10. International center for circassian studies. The hearth tree // Circassian cultural and literary miscellany. — 2019. — Vol. 1, iss. 2. — June/July/August/September.

43

11. Kanokova, F. Features of the kabardians' vernacular architecture in the 19th — early 20th centuries / F. Kanokova // E3S Web of Conferences. — 2021. — Vol. 281. — P. 02011.

12. Kunupova, A. D. Features of traditions and customs of the circassian people living in the black sea regions / A. D. Kunupova, Y. A. Petrova // Scientific almanac of the black sea countries. — 2020. — Vol. 24, № 4.

13. Zhigunova, L. S. Under the holy tree: Circassian activism, indigenous cosmologies and decolonizing practices / L. S. Zhigunova, C. R. Taras // Language and society in the caucasus, understanding the past, navigating the present / eds. Ch. Berglund, K. Gotfredsen, J. Hudson, B. Petersson. — [Б. м.], 2021.

14. Unezheva, Z. Settlements and dwellings of adyghe people / Z. Unezheva, A. Sultanova // E3S web of conference. — 2021. — Vol. 281. — P. 02022.

Получено 21.01.2024

Saniye Akça

Post-graduate student

Kabardino-Balkarian State University,

named after Kh. M. Berbekov

Nalchik, Kabardino-Balkaria, Russia

E-mail: [email protected]

Traditional Culture and its Influence on the Settlements and Architecture on the Example the Circassian Society

The article considers the influence of the traditional cultural structure of the Circassian society on its architecture and settlements. The work is designed to define the role of the traditional culture in construction concept. All material and non-material cultural values as part of the legacy are important for the stability of settlements cultures and history of societies. Being under influence of globalization while material cultural heritage provides its stability in time, non-material cultural heritage is undergoing changes and transformation. The concept of "traditional culture" considered as a research subject is a historic basis of all cultural aspects, kinds and forms of the contemporary world within the framework of non-material cultural heritage. It is clear that the globalization and social transformation processes are seriously threatening the traditional culture destruction. Culture of the Circassians from the viewpoint of traditions and system of religious faiths was forming and changing under the influence of wars, religious factors, interaction with other societies and environmental factors in historical process. These changes were also reflected in the original architecture and settlements structure in the society due to which with time they later disappeared. People closely connected with the society and the environment should use traditional data when creating space for living. Thus, cultural heritage including both material and non-material culture of a society can be transferred from generation to generation and always remains with us in our life.

Keywords: culture, cultural heritage, traditional culture, social life, public space, living space, settlements, architecture, Circassian culture

For citing: Akga S. 2024. Traditional Culture and its Influence on the Settlements and Architecture on the Example the Circassian Society. Vestnik kul'tury i iskusstv [Culture and Arts Herald]. No 1 (77): 37-45. (In Russ.).

44

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Referencts

1. Bekizova L. A. 2014. The image of man in the ethnoartistic tradition of the Circassians (Adygs). Vestnik Adygeiskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser. FiLoLogiya i iskusstvovedenie [Bulletin of the Adygea State University. Ser. Philology and art history]. Iss. 2 (140): 144-149. (In Russ.).

2. Drach G. V. 2014. KuL'turoLogiya [CuLturoLogy]. Moscow. 352 p. (In Russ.).

3. Kuek A. S. 2018. The area of origin, deveLopment and existence of the heroic epic "Narts" and its roLe in the formation of the worLdview of the Adygs. Kul'turnoe nasledie severnogo kavkaza kak resurs mezhnatsional 'nogo soglasi [Cultural heritage of the North Caucasus as a resource of interethnic harmony]. Moscow. Pp. 235-244. (In Russ.).

4. Mambetov G. H. 1994. Traditsionnaya kuL'tura kabardintsev i baLkartsev [TraditionaL cuLture of Kabardians and BaLkars]. NaLchik. 253 p. (In Russ.).

5. Orkvasov M. M. 2014. Kabardinskii poseLeniya i zhiLishcha raznykh epokh [Kabardian settLements and dweLLings of different eras]. NaLchik. 139 p. (In Russ.).

6. OrLov C. C. 2013. The traditionaL cuLture of the Adygs and its modernization. Vestnik yuzhnogo nauchnogo tsentra [Bulletin of the Southern scientific center]. VoL. 9, No 3: 134-138. (In Russ.).

7. Aksoy Z. 2018. ^erkes sürgünü hikayeLerinde kimLigin infasi. Türkiye iLetifim AraftirmaLari Dergisi [Turkish JournaL of Communication Research]. Sayi 31: 62-76. (In Turkish).

8. Demren Konak A.2020. KüLtüreL beLLek ve dans: "^erkes dügünü. Turkish studies-social sciences, International Balkan University. No 15 (7): 85-97. (In Turkish).

9. ErkenekLi M. 2013. TopLumsaL küLtür araftirmaLari igin deger merkezLi bütünLefik bir küLtür modeLi önerisi. Savunma bilimleri dergisi [Journal of defense sciences]. No 12-1: 147-172. (In Turkish).

10. InternationaL center for circassian studies. The hearth tree. 2019. Circassian cultural and literary miscellany. VoL. 1, iss. 2, June/JuLy/August/September. (In EngL.).

11. Kanokova F. 2021. Features of the kabardians' vernacuLar architecture in the 19th — earLy 20th centuries. E3S Web of Conferences. VoL. 281: 02011. (In EngL.).

12. Kunupova A. D., Petrova Y. A. 2020. Features of traditions and customs of the circassian peopLe Living in the bLack sea regions. Scientific almanac of the black sea countries. VoL. 24, No 4. (In EngL.).

13. Zhigunova L. S., Taras C. R. 2021. Under the hoLy tree: Circassian activism, indigenous cosmoLogies and decoLonizing practices. Language and society in the caucasus, understanding the past, navigating the present. (In EngL.).

14. Unezheva Z., SuLtanova A. 2021. SettLements and dweLLings of adyghe peopLe. E3S web of conference. VoL. 281: 02022. (In EngL.).

Received 21.01.2024

45

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.