Искусство керамики Кореи имеет давнюю историю и свои самобытные черты. С XIV века государство Коре славилось на весь дальневосточный регион искусством керамистов, которые составляли конкуренцию китайским мастерам. А в Японии корейские мастера керамики почитались как «боги керамики».
В отличие от китайского и японского обществ, в которых во времена войн ценились в первую очередь представители военных сословий, в Корее престижно было быть ученым, художником, изобретателем. Именно по этой причине во времена вторжения в Корею японцы вывозили корейских мастеров, и ремесленников в Японию, где их мастерство высоко ценилось. Особенно славились корейские мастера керамики и белого фарфора. Китайцы высоко ценили корейский Селадон, поскольку корейцы использовали более сложные технологии производства, например, обжиг появился в Корее раньше чем в Японии
В данной работе рассмотрены основные аспекты богатого корейского керамического искусства. Актуальность работы связана с растущим интересом к корейской культуре, а керамика является важнейшим наглядным традиционным искусством, которое запечатлило в себе основные исторические эпохи и народные чаяния в своих стилистических чертах, формах и назначении. Цель нашего исследования − рассмотреть историю развития корейской керамики эпохи Чосон и ее стилистические особенности. Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть историю развития корейской керамики эпохи Чосон
2. Проследить стилистические особенности каждого периода: раннего, среднего и позднего Чосона.
3. Выявить отличительные черты традиционной корейской керамики.
4. Показать значение корейского керамического искусства для корейской и мировой культуры.
Изучением корейской керамики занимался крупнейший европейский исследователь культуры Кореи и коллекционер корейской керамики и фарфора Годфри Гомперц (1904-1992 гг.). Среди отечественных исследователей можно выделить труды Людмилы Ивановны Киреевой, посвященные различным проблемам корейской культуры и искусства.
Стилистические особенности традиционной корейской керамики были выработаны и сформированы в эпоху династии Чосон. Несомненно, что стандарты красоты менялись в разные исторические периоды и отражались в абстрактных формах, керамика отражала художественные вкусы всего общества. Корейское общество периода Чосон обладало высоким уровнем образования и культуры. Корейская керамика изначальносочетала в себе элементы шаманизма, буддизма, позднее конфуцианства. Отличительной особенностью классических корейских изделий является их лаконичный минималистический дизайн. В то время как в Китае, ценились богатые формы и декор керамики.
Селадон – посуда, созданная на основе традиций Коре, производилась на протяжении первых двухсот лет династии Чосон, до вторжения японцев в 1592 году. Изделия из пунчхона были распространены в первые столетия эпохи Чосон. Однако с появлением белого фарфора пунчхон пришел в упадок. Новая конфуцианская культура установила белый фарфор каксимвол новой династии. Конфуцианство привнесло возвышенную элегантность и утонченный вкус в эстетические представления чосонцев, что также нашло отражение в керамике. Тем не менее, изделия из пунчхона были также распространены среди простого народа и совершенствовались, путем использования новых техник росписи, таких как инкрустация сангамом (разноцветными глинами по вырезанному вручную рисунку), штампованного дизайна, сграффито и резной коричневой росписи. Художники часто рисовали на изделиях изображения драконов, рыб, цветов. Лотос и рыба – мотивы буддийского искусства. Лотос символизирует чистоту мира Будды, а рыба из за своей способности спать с открытыми глазами символизирует неустанное служение буддийскому учению.
Определенное место в искусстве эпохи Чосон занимало изготовление фарфоровых изделий. В начале этой эпохи производился фарфор пунджон, напоминающий фарфор чхонджа серо-зеленого цвета эпохи Коре. Однако с началом производства пэкча (белого фарфора) его форма изменилась: искривленная форма фарфора чхонджа эпохи Коре сменилась прямой и скромной формой пэкча, который, кроме того, имеет более широкое дно по сравнению с чхонджа. Различные оттенки фарфора пэкча, такие как чисто белый, молочный, серовато-белый, отражают черты характера знатных чиновников эпохи Чосон [1,c.218].
Чосон представлял собой государство, развивающееся на основе идей конфуцианства. В области фарфоровых изделий получил развитие белый фарфор с зеленовато-синей окраской (чхонхвабэкча). В начале Чосона синяя краска хвехвечхон импортировалась из Китая, следовательно, была очень редкой и запрещалась для использования в быту. Позже, при ване Чонджо (1776-1800 гг.), появились отечественные краски, и белый фарфор с синей краской стали выпускать в большом количестве. На поверхность этого фарфора только синей краской наносился пейзаж, цветы с птицами, травы и деревья и т.д. Этот белый фарфор с зеленовато-синей окраской резко отличался по своей красоте от китайского и японского с пестрыми цветами. Белый фарфор с синей окраской отражает скромность и поэтичность чувств корейцев [1, с. 262].
Селадон – крепкая толстостенная посуда, покрытая прозрачной глазурью, как правило, изысканного зеленовато-голубого цвета. Производство фарфора с селадоновой глазурью достигло расцвета в период Коре. Самые распространенные изделия из селадона включали блюда, чаши, вазы, миски, кувшины, чайники и капельницы для воды (их использовали, чтобы разбавлять тушь водой при письме). Для изготовления художественной керамики использовались различные техники декоративного оформления селадонов, включая нанесение подглазурного узора инкрустацией, которая начала применяться в XII в.
Широкое распространение получила техника нанесения резного и рельефного узоров. Метод подглазурной росписи заключался в том, что узоры наносились глинистым красителем, а так же окисным железом и медью, которые после обжига придавали селадонам черный, красный, коричневый или зеленый цвета. Уступили место пунчхону и белому фарфору. Изделия пунчхон украшали, нанося штампованный или резной рисунок или узор, сделанный окисным железом, на поверхность заготовки, предварительно покрытой ангобом. Японцам так нравились изделия пунчхон, что в XVI веке во время вторжения в Корею они насильно увозили корейских гончаров, чтобы те создавали свои произведения в Японии [2].
Посуда пунчонг представляет собой слияние Коре и Чосона, буддизма и конфуцианства, универсальность и специализацию, отличается сдержанным и лаконичным дизайном. Таким образом, трудно определить его специфические особенности этих изделий, тем не менее, изделия из панченга считаются эталоном корейского искусства.
Керамика Чосона не является однообразной, поскольку она в течение пятисот лет периода правления династии подвергалась многочисленным преобразованиям. Принято разделять Чосон на ранний средний и поздний. Три основных события, повлиявших на производство керамики: влияние японских вторжений в Корею, создание официальных государственных печей в Пунвоне (1751) и приватизация Пунвона (1884). Для Раннего Чосона характерно создание и усовершенствование технологий белого фарфора, организацию Пунвона и появление сине-белого фарфора. Несмотря на то, что технически он был основан на традициях в Коре и поздней Юань в Китае, политика раннего Чосон значительно повлияла на его развитие. Белый фарфор символизировал бережливость и прагматизм в новом конфуцианском порядке. Король Седжон Великий (1419-1450 гг.) принял белый фарфор в качестве официальной посуды.
Пунвон (филиал департамента, отвечающего за сервировку королевских блюд) был основан примерно в 1460-х годах. Как официальная печь Пунвон производил керамику для дворца и таким образом оказал влияние на общенародное производство и развитие белого фарфора. Значительным событием стало изобретение бело-голубого фарфора, которое произошло в середине 15 века путем получения кобальтового пигмента. Кобальтовый пигмент импортировался в основном из Китая и был очень дорогим как золото, поэтому таких изделий было немного. Энергичные и внушительные формы керамических изделий отражали характер новой династии. На белом фарфоре появились подглазурные узоры железно-коричневого и кобальтового цвета, напоминающие рисунки тушью, которые очень ценились знатоками литературы.
Средний Чосон (1600-1751 гг.) охватывает время после японского вторжения до организации поселения Пунвон в 1751 году. Японские вторжения значительно опустошали корейские земли, что также сказывалось на керамической промышленности. Работа Пунвона была приостановлена. В Китае рухнула династия Мин и была основана новая – Цин, которая считалась варварской в Чосоне. Эти обстоятельства способствовали тому, что Чосон теперь мог сосредоточиться на развитии собственной культуры. В первой половине XVII в. белый фарфор имел серовато белый оттенок, но вскоре улучшился до снежно-белого цвета. Внушительные формы трансформировались в удлиненные, а новые скошенные формы стали популярными. В этот период была создана банка «Полная Луна». Рисунки стали более разнообразными, набирали популярность изображения дракона среди облаков и простых абстрактных рисунков растений. Этот период в развитии керамики характеризуется утонченностью и элегантностью, белый фарфор стал символом эпохи Чосон.
Поздний период (1725-1884 гг.) известен как «Пунвонский белый фарфор». Король Енджо (1725-1776 гг.) перенес официальную печь в Пунвон-ни, Намджнг-мен, в месте слияния рек северный и южный Хан. В 1884 Пунвон был приватизирован. В это время общество Чосон ориентировалось на развитую культуру китайской династии Цин. Однако внутренние дезинтеграционные процессы привели к появлению фольклорным элементам в искусстве. Декор керамики отражал повседневные вкусы, а формы были ориентированы на практичные цели. Толстые стенки сосудов представляли благородные формы, цвет глазури приобрел голубовато-белый оттенок, подобный яшме. Зачастую на белом фарфоре стали преобладать роскошные ажурны и рельефные украшения, эпоха сине-белого фарфора. В отличие от 18 века, когда фарфор украшался придворными художниками таким узорами как четыре символа литераторов, пейзаж и дракон среди облаков, белый фарфор 19 века чаще украшался случайными символами под влиянием народного искусства, а также щедро украшался блестящими медно-красными украшениями. Так, изменение социальных обстоятельств позднего Чосона и растущее влияние иностранных культур повлияли на стилистику белого фарфора. Однако упадок династии в Позднем Чосоне и приватизация Пунвона способствовали и упадку производства белого фарфора.
Белый фарфор всех периодов Чосон отличается превосходным качеством, так как большинство изделий производилось из чистого белого фарфора. Как правило, он был без украшений, на некоторые изделия были нанесены рельефные ажурные украшения. Рельефные украшения выполнялись путем вырезания. Ажурный декор обычно использовался для ритуальных сосудов, научных принадлежностей, бутылок и кувшинов. Исключительное место занимают скульптурные формы в виде животных и людей.
Ранний Чосон отражал жизненную силу династии, изысканный фарфор имел красивый белый цвет и элегантную форму в соответствии с предпочтениями двора. Ощущение объема и энергии –общая черта изделий того периода.Кувшин полная луна считается символом династии Чосон из-за его благородной и привлекательной круглой формы. Он символизирует бережное отношение к природе народа Чосон, который стремится к мирной жизни. Кувшины подобные этому были изготовлены путем соединения двух частей вместе. Красивая круглая форма полной Луны выражает щедрость.
Белые бутылки позднего периода Чосон, как правило, имеют удлиненную форму с узким горлышком и расширяющимся корпусом к основанию. Растительный дизайн в виде хризантемы демонстрирует утонченность и элегантность. Рельефные украшения делались путем вырезания фона и отличаются от китайского рельефного декора, который прикреплял рисунок к глиняному корпусу.
Корейские гончары не только проявили совершенное мастерство в керамической лепке и моделировании, но и явились авторами двух замечательных технических нововведений, которые свидетельствуют об их способности к изобретательству. Наиболее известным из этих изобретений является развитие техники инкрустации фарфора, почти неизвестной в Китае или где-либо еще. Различные цветные глины вдавливались или наносились кистью в выгравированный узор на массу изделия, имевшую плотность кожи, чтобы создать мягкий, но приятно контрастирующий декор. О том, насколько замечательно это могло быть, особенно говорят некоторые изящные кувшины и благородные вазы, для ветки сливы декорированные узорами в виде веток или свободно нарисованными узорами из уток и журавлей среди цветущих деревьев или ив [3].
С появлением в XV в. подглазурной росписи кобальтом, корейский гончар достиг совершенно иного, чем у китайцев, эффекта. Его узоры состояли, главным образом, из птиц и цветов, «осенних растений и трав», столь популярных в Японии, на больших белых фарфоровых кувшинах периода Ли. Сочетание простоты и нежноголубого тона декора выражают мечтательную, поэтичную чувствительность, далекую от сложных и законченных китайских кобальтовых росписей.
Оригинальный вклад корейских мастеров заслужил мировое признание в области производства керамики. Утонченная элегантность, простота и практичность корейского белого фарфора высоко ценились японскими и другими иностранными мастерами.
Список литературы
1. Ли, Ги Бек. История Кореи: новая трактовка. / Ли Ги Бек – Текст: непосредственный // – М., 2000. – 464 с.
2. Добро пожаловать в Республику Корея. – Текст: непосредственный // – Сеул: корейская служба информации, 2003.
3. Гомперц, Г. Семнадцать веков корейской керамики / Гомперц Г. – Текст: электронный // Проблемы истории, филологии, культуры. 2006. №16-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/semnadtsat-vekov-koreyskoy-keramiki (дата обращения: 26.02.2023).
4. Бродянский, Д.Л. Статьи по искусству Кореи: сборник избранных статей и заметок. / Бродянский Д.Л., Киреева Л.И. – Текст: непосредственный // – Магнитогорск: МаГУ, 2006. – 204 с // Проблемы истории, филологии, культуры. 2008. №20. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kireeva-l-i-stati-po-iskusstvu-korei-sbornik-izbrannyh-statey-i-zametok-magnitogorsk-magu-2006-204-s (дата обращения: 26.02.2023).
5. Киреева, Л.И. Статьи по искусству Кореи. Сб. избранных статей и заметок. / Киреева Л.И. – Текст: непосредственный // – Магнитогорск: Магнитогорский гос. ун-т, 2006. – 204 с.
References
1. Li, Gi Bek. Istorija Korei: novaja traktovka. / Li Gi Bek – Tekst: neposredstvennyj // – M., 2000. – 464 s.
2. Dobro pozhalovat' v Respubliku Koreja. – Tekst: neposredstvennyj // – Seul: korejskaja sluzhba informacii, 2003.
3. Gomperc, G. Semnadcat' vekov korejskoj keramiki / Gomperc G. – Tekst: jelektronnyj // Problemy istorii, filologii, kul'tury. 2006. №16-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/semnadtsat-vekov-koreyskoy-keramiki (data obrashhenija: 26.02.2023).
4. Brodjanskij, D.L. Stat'i po iskusstvu Korei: sbornik izbrannyh statej i zametok. / Brodjanskij D.L., Kireeva L.I. – Tekst: neposredstvennyj // – Magnitogorsk: MaGU, 2006. – 204 s // Problemy istorii, filologii, kul'tury. 2008. №20. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kireeva-l-i-stati-po-iskusstvu-korei-sbornik-izbrannyh-statey-i-zametok-magnitogorsk-magu-2006-204-s (data obrashhenija: 26.02.2023).
5. Kireeva, L.I. Stat'i po iskusstvu Korei. Sb. izbrannyh statej i zametok. / Kireeva L.I. – Tekst: neposredstvennyj // – Magnitogorsk: Magnitogorskij gos. un-t, 2006. – 204 s.
Дата поступления / Received
Дата принятия в печать / Accepted
©Уфимцева Т.В., 2023
©Ufimtseva T.V., 2023