КОРЕННЫЕ НАРОДЫ АРКТИКИ И СЕВЕРА
УДК 332.14
ТРАДИЦИОННАЯ ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — ЭТНОСОХРАНЯЮЩИЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ
TRADITIONAL ECONOMICACTIVITY - ETHNO-PRESERVED LIFE STYLE
© Кирко Владимир Игоревич, доктор физико-математических наук, профессор, заместитель директора института дополнительного образования и повышения квалификации Красноярского государственного педагогического университета имени В. П. Астафьева. Е-mail: director. nifti@mail.ru
© Kirko Vladimir Igorevich., Doctor of Physical and Mathematical Sciences, Professor, Deputy Director of the Institute of additional education and professional development of the Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafeva. Е-mail: director. nifti@mail. ru
© Захарова Куннэй Николаевна, магистрант института управления бизнес-процессами и экономики Сибирского федерального университета. Е-mail: sunnyfrisco7@gmail.com
© Zakharova Kunney Nikolaevna, Graduate of the Institute of Business Process Management and Economics of the Siberian Federal University. Е-mail: sunnyfrisco7@gmail.com
Аннотация. В настоящее время основной проблемой коренных малочисленных народов Севера следует обозначить образующиеся тенденции отказа малочисленных народов от ведения традиционного образа жизни и осуществления видов традиционной хозяйственной деятельности, к переезду коренного населения в города и поселки, где у данной категории населения возникают проблемы социальной адаптации и трудоустройства, что приводит к кризису их развития, к постепенной утрате культурных и национальных начал
Ключевые слова: традиционные виды деятельности, коренные малочисленные народы, традиционное хозяйство
Abstract. At present, the main problem of indigenous people should be marked as a created trend, which formed out indigenious people from maintaining the traditional way of life and of the kinds of the traditional economic activities of indigenous people to move to cities and towns, where in this population problems of the social integration and employment that leads to a crisis of their development, the gradual loss of cultural and national begun
Keywords: traditional activities, people, traditional economy
indigenous
«...Я призываю все государства-члены принять конкретные меры по решению проблем, с которыми сталкиваются коренные народы, включая маргинализацию, крайние формы нищеты и утрату земель, территорий и ресурсов. Странам следует также взять на себя обязательство покончить с серьезными нарушениями прав человека, с которыми коренные народы сталкиваются во многих частях света...» [1].
Пан Ги Мун, генеральный секретарь ООН
Эти слова, сказанные генеральным секретарем ООН, на сегодняшний день как никогда актуальны. В свете разработки и реализации крупных инвестиционных проектов по освоению месторождений края, данное высказывание является своеобразным руководством к действию, задачей, которую невозможно игнорировать и необходимо учитывать при принятии любых стратегических решений. Последнее связано с тем, что большинство инвестиционных проектов на территории Красноярского края реализуется в северных районах, где сосредоточены основные нефтегазовые ресурсы, а именно: в Туруханском, Эвенкийском и Таймырском Долгано-Ненецком районах. Данные районы относятся к территориям Крайнего Севера, а также являются местами традиционного проживания коренных малочисленных народов Севера (КМНС).
В настоящее время на территории края проживают представители восьми этносов малочисленных народов: долгане, кеты, селькупы, ненцы, нганасаны, чулымцы, эвенки и энцы. На 1 января 2011 г. общая численность малочисленных народов, проживающих в
Красноярском крае, составляло около 16 тыс. человек, из них осуществляют виды традиции и и Л т V " п
онной хозяйственной деятельности около 3 тыс. человек, в том числе: Таймырский Долгано-
■ ■ ЧУ Ч/Ч/ Л >> V V ч/
Ненецкий муниципальный район — около 2 тыс. человек; Эвенкийский муниципальный район — около 670 человек; Туруханский, Енисейский, Северо-Енисейский, Тюхтетский районы — около 330 человек [2].
Общая численность субъектов хозяйственной деятельности малочисленных народов составляла около 260 хозяйств. Основными видами традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов на территории Красноярского края являются: животноводство, в том числе кочевое (оленеводство, коневодство); промысловая охота, переработка и реализация охотничьей продукции; заготовка древесины и недревесных лесных ресурсов для собственных нужд; собирательство (заготовка, переработка и реализация пищевых лесных ресурсов, сбор лекарственных растений).
Промышленное освоение территорий, где проживает коренное население Севера, не может быть начато без предварительного обсуждения проблем, которые могут отрицатель-
но сказаться на условиях жизни и сохранении численности коренных малочисленных народов Севера. Для этого существует ряд серьезных оснований.
Во-первых, необходимо принимать во внимание интересы уникальных, пусть даже небольших по численности, народов, для которых Север является родиной, местом проживания и деятельности. Их культура, сформировавшаяся в особых природно-климатических условиях, имеет непреходящую ценность и общемировое значение как образец адаптации человека к экстремальным условиям Севера.
Во-вторых, пересмотр международных норм по отношению к коренным народам, общемировое признание их прав (2007 г.) привели к росту политической активности лидеров, а движение коренных народов приобрело определенный политический вес и оказывает большое влияние на деятельность органов законодательной и исполнительной власти.
В-третьих, можно констатировать, что процессы становления рыночных отношений на Севере, по сравнению с другими регионами центральной и южной частей, протекают более болезненно. Территории проживания КМНС имеют более низкие показатели социально-экономического развития [3]. Низкая продолжительность жизни, высокая детская смертность, заболеваемость алкоголизмом и туберкулезом, безработица, суицид — вот неполный перечень показателей, где коренные народы Севера «лидируют» среди других народов в стране. Миграция на Север в связи с его промышленным освоением пришлым населением породила серьезные проблемы, которых ранее не было — ассимиляцию и аккультурацию аборигенов.
В особо тяжелом положении оказалась традиционная хозяйственная деятельность. База традиционных промыслов вблизи поселков подорвана многочисленными лесными пожарами, а для отдаленного промысла отсутствуют финансовые средства. В результате наряду с сокращением поголовья домашнего северного оленя, начиная с 90-х гг., наполовину уменьшилась добыча рыбы, пушнины. Прекращен прием заготовительными организациями грибов, ягод, кедровых орехов, лекарственных растений. Из-за высокой стоимости авиа- и других перевозок большая доля производимой продукции не вывозится в места ее реализации, приходит в негодность [4]. Это, в свою очередь, лишает коренное население мотивации в развитии традиционных промыслов, подрывает материальную основу их существования.
Борьба с кочеванием, отрыв детей от семьи нарушили вековую преемственность, привели к резкой нехватке кадров в традиционных отраслях, с одной стороны, и неспособностью большинства молодых людей приспособиться к современным условиям жизни — с другой. Целые поколения оказались на обочине и вне активной жизни. Наряду со всем этим
интенсивное промышленное освоение без учета пониженной устойчивости и продуктивности северных биосистем является серьезным фактором ухудшения и сокращения жизненного пространства народов Севера.
Традиционное хозяйство является основой жизнедеятельности коренных малочисленных народов, служит гарантом сохранения их культуры и традиций. Данное обстоятельство обуславливает необходимость сохранения традиционных видов деятельности и содействие их развитию. При рассмотрении этого как стратегической задачи необходимо учитывать постоянно меняющиеся условия внешней экономической и правовой среды, а также рассмотреть слабые и сильные стороны традиционного хозяйства.
Рис. 1. Домашний северный олень (поселок Суринда, Эвенкийский муниципальный район, 2010 г.)
Рис. 2. Ледник для хранения рыбы (поселок Носок, Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район, 2011 г.)
Рис. 3. Охота (Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район, 2010 г.)
Потенциально сильными сторонами традиционного хозяйства КМНС являются:
a) глубокие традиционные знания и умения коренных жителей;
b) уникальность традиционного хозяйства с культурной и исторической точек зрения;
c) экологическая чистота продукции; ^ общинная организация хозяйства.
К слабым сторонам следует отнести:
a) физический и моральный износ основных фондов;
b) сложное финансовое положение;
^ консервативность технологий;
d) неконкурентоспособность продукции из-за больших издержек и невысокого качества;
e) узкий ассортимент продукции, малые объемы ее производства и реализации;
А нехватку квалифицированных кадров, некачественный менеджмент.
Сопоставление сильных и слабых сторон традиционного хозяйства показывает превалирование последних, что явно снижает его шансы на самостоятельное существование без поддержки.
Сложное финансовое положение традиционных хозяйств проявляется в нехватке оборотных средств, в отсутствии доступа к дешевым кредитным ресурсам. Это отсутствие обновления и развития, в конечном итоге, может привести их к банкротству, ликвидации. Продукция традиционного хозяйства неконкурентоспособна на рынке из-за высокого уровня затрат на производство и реализацию, а также из-за низкого качества. Преодолеть эти недостатки можно только посредством использования для производства более совершенных основных фондов и современных технологий переработки продукции. Кроме того, резервом снижения затрат является оптимизация транспортной составляющей. Еще одним условием выхода на внешний рынок являются соответствие стандартам качества и сертификация продукции. Ограниченный ассортимент товаров и услуг, предлагаемые субъектами традиционного хозяйства, не обеспечивает им устойчивости, сужает поле деятельности. Расширение производственной программы позволит уменьшить эти недостатки, а также преодолеть сезонность традиционного хозяйства.
Ограниченность объемов производства является почти непреодолимым недостатком традиционной деятельности. Интенсификации традиционной хозяйственной деятельности препятствуют территориальная разобщенность и ограниченность природных ресурсов.
Нехватка квалифицированных кадров, в том числе управленческих, является неразрешимой проблемой. Необходимо создавать условия для закрепления в селах образованной молодежи, а также повысить образовательный уровень работающих людей.
В правовой сфере можно выявить ряд противоречий, пробелов и недочетов в законодательном регулировании вопросов, связанных с правами коренных малочисленных народов. Это: множественность актов, общепостановочный характер норм, терминологический
разнобой; отсутствие федерального законодательства, регламентирующего важнейшие аспекты жизнедеятельности этих народов — оленеводство и другие виды традиционной хозяйственной деятельности, права на земли (территории), недра [5]. В крае вопросы заготовки и реализации промыслов малочисленных народов и продукции оленеводства регулируется различными отраслями законодательства, в частности, законодательством об использовании природных ресурсов, поддержке сельскохозяйственного производства, налогах и сборах и др.
Ввиду естественной двойственности традиционного хозяйства (этносохраняющий образ жизни и экономическая деятельность) представляется, что регулирование должно проводится комплексно, централизованно одним субъектом в контексте развития северных территорий Красноярского края.
Обобщая вышесказанное, можно выделить следующие направления в рамках комплекса мер по сохранению традиционных видов хозяйствования и содействию их развития:
1) сохранение среды проживания и хозяйствования коренных малочисленных народов, снижение негативного экологического воздействия на окружающую среду;
2) развитие материально-технической базы традиционных видов деятельности;
3) создание производств по переработке продуктов традиционных видов деятельности;
4) создание сети закупочных организаций;
5) развитие культуры и самосознания коренных малочисленных народов.
Развитие производств по переработке недревесных ресурсов леса, мяса оленя, пушнины, лекарственных трав и т. д. позволит существенно поднять хозяйственное значение традиционных видов деятельности и промыслов, обеспечить рынок сбыта продукции традиционных хозяйств и создать дополнительные рабочие места для представителей коренных малочисленных народов Севера.
В части сохранения среды проживания КМНС и улучшения экологической ситуации требуется реализация следующих мер:
a) формирование сети особо охраняемых природных и этноприродных территорий для сохранения этносов и более рационального использования природно-ресурсного потенциала;
b) ужесточение природоохранных нормативов на территориях традиционного природопользования, организация мониторинга окружающей среды с привлечением представителей коренных малочисленных народов;
с) организация особого режима природопользования в местах проживания и традиционной деятельности коренных малочисленных народов.
Важнейшей задачей нашего общества является сохранение культур народов Севера с одновременным цивилизованным использованием ресурсов региона для нужд всей экономики. Именно сочетание этих двух, казалось бы, взаимоисключающих направлений должно быть в основе политики, осуществляемой в северных регионах. В условиях активной реализации проектов по освоению природных запасов на Севере реализация программ социально-экономического развития территории должна проводиться региональными или местными органами власти совместно с недропользователями при обязательном участии коренного населения.
Но все же вопрос сохранения КМНС как этноса — в руках самих малочисленных народов. От их самосознания, активности и отстаивания своих интересов зависит, каким будет их будущее.
Литература
1. Послание по случаю Международного дня коренных народов мира. 09.08.2011. URL: http://www.un.org/ru/sg/messages/2011/indigenousday2011.shtml.
2. Долгосрочная целевая программа «Коренные малочисленные народы Красноярского края» на 2012—2014 годы. Утверждена постановлением Правительства Красноярского края от 13 октября 2011 г. № 591-п.
3. Поподько Г. И. Региональная политика решения социальных проблем северных территорий в связи с освоением нефтегазовых месторождений / Г. И. Поподько, О. С. Нагаева // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2010. № 3. С. 131—136.
4. Суляндзига Р. В., Кудряшова Д. А., Суляндзига П. В. Коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. Обзор современного положения. М, 2003. 142 с.
5. Гарипов Р. Ш. Актуальные вопросы защиты прав коренных народов в России // Актуальные проблемы российского права. 2010. № 1. С. 107—116.
Рецензент — Ульяновский Виктор Иванович, доктор социологических наук, профессор