———UT<I УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ
О.Б. ГЛАДКОВ
аспирант кафедры философии и истории Орловского государственого аграрного университета
E-mail: [email protected] Тел. 8 919 206 25 63
ТРАДИЦИОНАЛИЗМ КАК ПРОЯВЛЕНИЕ АРХАИЗАЦИИ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО СОЦИУМА
В статье исследуется традиционализм как одно из проявлений архаизации современного общественного сознания россиян вследствие социокультурного кризиса. Анализируются причины сохранения древних культов, верований, традиций, способов мышления в российском обществе. Рассматривается проблема модернизации традиционных обществ, необходимая для преодоления культурных барьеров и конфликтов с другими культурами.
Ключевые слова: традиционализм, традиция, традиционное общество, архаизация, аномия, социокультурный кризис.
Цель данной статьи состоит в выявлении предпосылок и причин архаизации некоторых сторон жизни российского общества. Особое внимание при этом уделяется обсуждению феномена традиционализма.
Элементы давнего прошлого, традиции в частности, в различных формах присутствуют в жизни современного общества. В условиях социокультурного кризиса эти элементы выходят на авансцену общественной жизни. Так, например, и в наши дни традиции могут помочь осуществлению самоидентификации личности в социуме. Они помогают человеку идентифицировать себя с социальной группой, этнической или национальной общностью, а также чувствовать себя носителем определенной культуры.
Кризис идентичности, как известно, происходит в ситуации, когда общество переживает состояние аномии. Ввиду размытости ценностей и норм индивидуум в это время находится в ситуации неопределенности. Преодолеть эту неопределенность может помочь обращение к древним пластам культуры: традициям.
«В отечественной философской мысли можно выделить два понимания традиции. В одном понимании грань между традициями и новациями является условностью: они выглядят как две диалектические стороны (уходящего и приходящего) бесконечно эволюционирующего, модернизующегося порядка вещей. Во втором понимании традиции - это сложная структура, в которой динамический элемент внутренне связан с изначальным ядром»1.
1 Богданов, А.В. К пониманию традиции и традициона-
лизма в западной и отечественной политико-философской мысли.
Известия Саратовского университета. 2010. Т. 10. Сер. Социология.
Политология. Вып. 3. С. 96.
© О.Б. Гладков
Отметим, что традиции сохраняются ввиду того, что они являются транслятором жизненного опыта предыдущих поколений последующим. Э. Гидденс утверждал, что «мнение о том, что традиции не подвластны переменам - это просто миф. Традиции не только со временем эволюционируют, но и подвержены резкому, внезапному изменению и трансформации. Если можно так выразиться, они все время изобретаются заново. Конечно, некоторые традиции, например те, что связаны с великими религиями мира, существуют уже много столетий» [5, с. 57]. Традиции по своему содержанию в большей мере пронизаны иррациональным, они апеллируют к трансцендентному. Традиции сопровождают человека на протяжении всей его жизни. Индивидуумы, ведущие образ жизни согласно традициям, редко выступают за их рамки, слепо придерживаются определенных ограничений и запретов, и с ними трудно наладить конструктивный диалог представителям иных культур. Для этих граждан традиции являются важнейшей детерминантой их повседневной и общественной деятельности, мировоззрения, внедрение же инновационных технологий воспринимается ими как угроза. Характеризуя современную эпоху, Р. Генон писал, что «специфически современное мировоззрение действительно полностью тождественно мировоззрению анти-традиционному» [8, с. 17]. Российский мыслитель А.Г. Дугин также апеллирует к традициям. Далее он утверждает, что «именно холистский подход является осью традиционного мира, основой сакрального переживания бытия» [6, с. 57]. Основываясь на данных положениях, мы можем говорить, что для традиционалистов следование духу традиции - это и есть динамичное развитие социума. Но, на наш
ФИЛОСОФИЯ
взгляд, попытки сделать основой жизни социума традиции без учета специфики и уровня развития современного общества могут породить конфликты.
В условиях системного социокультурного кризиса существенным изменениям и трансформации подвержено также общественное сознание. Оно может стать ситуативным, фрагментарным и не способным адекватно воспринимать социальную реальность. Кроме этого, в общественном сознании может возникнуть инверсия, которая дезорганизует его рациональное начало. И в наши дни нарастает процесс иррационализации общественного сознания. Этот процесс проявляется в усилении религиозности, в следовании людей различным внеразумным рекомендациям, в вере в пророчества и т.п. В связи с этим мы утверждаем, что происходит архаизация, рассматриваемая как одна из форм иррационализации общественного сознания.
Ч.К. Ламажаа пишет, что «особое значение проблема архаизации общества приобрела для России, пережившей крутые повороты вектора своего развития в течение века» [9, с. 45]. Действительно, Россия пережила драматические и трагические моменты в своем развитии. Переломными моментами послужили Февральская и Октябрьская революции 1917 г., распад СССР и последовавший за этим социокультурный кризис.
Несомненно, в кризисной ситуации активизируются различные деструктивные организации, группы, имеющие корыстные и сугубо прагматические цели. В монографии О.А. Кармадонова и В.В. Кобжицкого указывается, что «наиболее серьезной и драматичной формой социального кризиса являются общественные бедствия, представляющие собой глубокие и драматичные социальные потрясения, воздействующие на все сферы жизни общества. Для того чтобы диагностировать состояние социетального бедствия необходимо проанализировать состояние ключевых, витальных систем жизнедеятельности социума» [7, с. 31]. Одним из последствий социокультурного кризиса может стать архаизация. Усилившийся интерес граждан к проторелигиям, таким как анимизм, тотемизм, фетишизм, антропоморфизм, к забытым культам и обычаям прослеживается и сегодня. Архаизация в России затронула, можно сказать, все сферы жизни общества. И в этом случае возникает опасность деградации рационального в человеке, выступающего своеобразным фильтром при выборе способов постижения бытия, образа жизни и действий, моделей поведения. Итогом может стать активизация традиционных представлений, убеждений, взглядов и оценок в сознании россиян, которые впоследствии начнут определять их умонастроения.
Для выявления истинной причины этих проявлений кратко раскроем здесь содержание понятия архаизация. В узком смысле слова, архаизация - это возвращение к первоначалу, истокам. Разум в такой ситуации обращен к более упрощенным паттернам поведения, мышления и мироощущения. В частности, резкая вспышка агрессии, насилия будет способствовать реализации различных интересов противоборствующих групп. Рациональность для “архаического сознания” - это труднодостижимый идеал, поскольку господствующий синкретизм, обращенность в прошлое и древние нормы и ценности являются для него основополагающими. В широком смысле слова архаизация понимается как процесс и социальный феномен, обуславливающий тесную связь с прошлым, возврат к древним нормам, обычаям и ценностям, бросающий вызов динамично развивающимся обществам, а также изменяющий общественное сознание в сторону иррационализма, традиционализма и деструктивности. Российский философ А. С. Ахиезер указывает на то, что «архаизация является результатом следования субъекта культурным программам, сложившимся в тех пластах культуры, которые сформировались в более простых условиях, в условиях догосударственной жизни, не отвечающих сегодня возросшей сложности мира, характеру и масштабам опасностей. Архаизация выступает, таким образом, как форма регресса, как переход к программам деятельности доосевой культуры» [1, с. 90]. А.С. Ахиезер говорит также, что «архаизация связана с переходом к массовому социальному поведению, к массовой деятельности» [1, с. 93]. А.М. Поморцева в связи с этим пишет, что «архаизация сознания в переходные эпохи есть закономерный, не всегда осознаваемый ответ на вызовы цивилизационного процесса» [12, с. 47].
Альтернативой для кризисного сознания могут выступить архаические культы, древние религиозные верования, давние обычаи и традиции. В кризисной ситуации разуму трудно преодолевать “атаки” бессознательных импульсов, и они постепенно могут потеснить его. Иррационализированное сознание будет также стремиться найти некое первоначало, которое будет детерминировать его дальнейшую деятельность. Архаизация проявляет себя в полной мере в обществах, переживающих смуту, революции, безвластие, десекуляризацион-ные процессы. Первобытные, архаические культы, по сути, - это очень древний пласт культуры, который может уживаться в современном мире, особенно в повседневной жизни человека. И в настоящее время различные религиозные организации, объединения, группы часто обращаются к архаическим
УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ
культам в своей деятельности. Указанное обстоятельство связано с усилившейся религиозностью в России. В связи с этим, А.В. Матецкая пишет о том, что «специфика постсекулярной эпохи заключается в том, что религия вновь выходит из своей изоляции и начинает все более активно вмешиваться в те сферы, которые ещё недавно считались полностью секулярными. (Следует отметить, что религия не только вновь демонстрирует претензии на социальное и культурное влияние, но и сама вынуждена учитывать влияние со стороны других институтов: в частности, осваивать новые методы привлечения сторонников, новые формы «работы» с паствой)» [11, с. 3]. «Именно к России термин «постсекуляр-ное общество» применим почти без всяких оговорок. В отличие от Запада российское общество пережило радикальное изменение в отношении к религии» [11, с. 5]. Обновление и возрождение религиозных культов в России приобретает массовый характер. И, кроме того, религиозные организации активно стали использовать передовые технологии для общения со своими адептами, для проповедей и привлечения в свой стан новых последователей.
Одним из проявлений архаизации является традиционализм. Традиционализм можно понимать как систему взглядов, направление, признающее примат традиций, традиционного образа жизни, мысли и действия. Традиционализму не присущи плюрализм, динамика, инновации, зато для него характерны статика, культ предков, древние заповеди и каноны, чтимые людьми как святыни. В традиционном обществе сохраняются элементы архаического мировоззрения. В.Н. Финогентов отмечает, что «архаическое мировоззрение - это мировоззрение, которое было свойственно архаическому (древнему) обществу, просуществовавшему, по крайней мере, десятки тысяч лет» [14, с. 44]. В сознании россиян также прослеживаются черты архаического мировоззрения. Их актуализация способствует росту напряженности не только внутри российского общества, но и между представителями различных культур. Традиционализм многомерен, и его влияние на современную культуру может усилиться. Для характеристики современной эпохи наиболее адекватно понятие «неотрадиционализм». По сути, данное понятие отражает попытки и стремление некоторых индивидов, социальных групп, общностей возродить и дать «новую жизнь» древнейшим обычаям, культам, верованиям. Это детерминируется планомерной критикой современного общества, неспособностью многих наших современников к интеракции, диалогу с представителями иных со-циокулкгурных общностей.
Для современной России характерна апелляция
к прошлому, его идеализация, вследствие этого идет неприятие существующей социально-политической ситуации в стране и нового общественного строя. Указанная тенденция порождает конфликты в российском обществе и открывает возможность для усиления позиций неотрадиционалистов. Их мировоззренческая позиция не принимает инновационного подхода к развитию. Неотрадиционалисты говорят, что традиция - это первооснова человеческого бытия и деятельности, что благодаря традиции осуществляется духовное и культурное возрождение, преемственность поколений. И в подтверждение данному суждению в статье С. А. Мадюковой и Ю.В. Попкова говорится, что «традиция приобретает также возрастающую значимость в установлении идентичности отдельного человека и конкретного локального сообщества, его социокультурного отличия от других подобных сообществ. А это отличие коренится, прежде всего, в истории, в прошлом. Именно через традицию чаще всего осуществляется обращение к прошлому» [10, с. 27]. Указанные авторы пишут, что «неотрадиционализм - это тоже процесс следования традиции, однако обладающий иными характеристиками. Уже этимология слова неотрадиционализм предполагает, помимо собственно традиции, также определенную новизну, новацию. Неотрадиционализм представляет собой процесс непрерывного воспроизводства традиции и ее видоизменения, адаптации к современным условиям» [10, с. 30].
Соотношение рационального и иррационального в неотрадиционалистских представлениях, конечно же, склоняется в пользу иррационального. Но здесь уже идет рациональный выбор соответствующих традиций, и они планомерно внедряются в сознание социальных групп, обществ. Разум служит лишь иррациональным импульсивным проявлениям сознания традиционалистов, которые осуществляют соответствующий образ жизни. Для индивидов, придерживающихся позиций традиционализма/неотрадиционализма, характерен традиционный тип социального действия. М. Вебер писал, что «чисто традиционное действие, подобно чисто реактивному подражанию, находится на самой границе, а часто даже за пределом того, что может быть названо «осмысленно» ориентированным действием» [4, с. 628]. Нередко социальные действия индивидов, придерживающихся вышеуказанных позиций, могут нести фундаменталистский, иногда даже агрессивный характер. Ускоренное изменение современных обществ не может, на наш взгляд, принять в качестве основополагающей детерминанты неотрадиционалистские убеждения.
В настоящее время остро стоят вопросы о мо-
ФИЛОСОФИЯ
дернизации традиционных и посттрадиционных обществ и об их взаимодействии с современным постсекулярным информационным обществом. Резкие сдвиги в развитии мира ставят проблему взаимоотношения высокоразвитых стран и стран развивающихся. Обществам, где еще сохраняются пережитки феодализма, первобытнообщинного строя, власти традиций, трудно встать на путь модернизации и динамичного обновления культурных форм, сохраняя свою уникальность и идентичность. Усложнение мировых процессов влечет за собой новые горизонты, ориентиры, но в то же время, несет новые задачи и трудноразрешимые проблемы. Попытки традиционных и посттрадиционных обществ использовать изобретения, технологии Запада и при этом сохранить свой жизненный и культурный уклад, пропагандировать его в остальном мире, вызывают противодействие. В России веяния традиционализма идут по нарастающей шкале, вступают в конфликт с официальной наукой и способствуют десекуляризации российского общества.
«Современный тип социальной жизни сложился в результате разрыва с традиционными нерефлексивными способами организации общества, которые формируют у людей, находящихся под властью традиции, восприятие существующего положения вещей как естественного»2. Современное общество может быть охарактеризовано как общество потребления. Такая модель может вполне быть применима и к России. Л. Бевзенко пишет, что «потребление становится особой культурной формой.
2 Сидоров, А.М. Воображаемое и реальное в посттрадици-
онном обществе. Культура на рубеже XX - XXI веков: глобализационные процессы. СПб.: Нестор-История. 2009. С. 158.
Супермаркеты объединяются с центрами проведения досуга, что превращает такие комплексы в места проведения семьей своего свободного времени. При этом стиль жизни оказывается основным механизмом внедрения, трансляции и закрепления потребительских установок, поскольку посредством стиля жизни обеспечивается габитуальное присутствие этой установки, ее воспроизводство в повседневных непрерывных практиках» [2, с. 78]. Общество потребления вносит значительные изменения как в деятельность социальных институтов, так и отдельных граждан. Меняется стиль, способ мышления, взаимоотношения внутри общества, способы взаимодействия между социальными группами. Наблюдается стирание культурных и этнических различий, преобладание массовой культуры ввиду того, что потребление носит общемировой характер. Локальные культуры постепенно вовлекаются в процесс потребления. Автохтонное население, являющееся носителем данной культуры которое задействовано в процессе потребления, будет воспринимать формы и образы массовой культуры, теряя при этом свое своеобразие. Традиционализм для таких обществ - это сохранение традиций, обычаев и устоев, на которых они зиждутся. Нередко эти общества вступают в конфликт с остальным миром. Для современного типа социальной жизни характерны открытость, диалог, сотрудничество, взаимодействие в различных областях и стремительное развитие. Попытки некоторых социальных групп апеллировать к традициям и акцентировать на них внимание вносят в общество противоречия. Такие попытки ведут общество назад, к прошлому и могут рассматриваться как демодернизационные процессы.
Библиографический список
1. Ахиезер А.С. Архаизация как категория общественных наук (на опыте России). Журнал социологии и социальной антропологии. 2001. Т. IV, № 1. С. 90-93.
2. Бевзенко Л. Стили жизни переходного общества. К.: Институт социологии НАН Украины, 2008. 144 с.
3. Богданов А.В. К пониманию традиции и традиционализма в западной и отечественной политикофилософской мысли. Известия Саратовского университета. 2010. Т. 10. Сер. Социология. Политология. Вып. 3.
4. Вебер М. Избранные произведения: Пер. с нем. Сост., общ. ред. и послесл. Ю.Н. Давыдова; Предисл.
П.П. Гайденко. М.: Прогресс, 1990. 808 с.
5. ГидденсЭ. Ускользающий мир: как глобализация меняет нашу жизнь. Пер. с англ. М.: Издательство “Весь Мир”, 2004. 120 с.
6. Дугин А.Г. Философия традиции. «Философия традиции». М., Арктогея-Центр, 2002. 624 с.
7. Кармадонов О.А. Трансформация и адаптация: стратегии выживания в кризисном социуме. Иркутск: Изд-во Иркут. гос. ун-та, 2009. 175 с.
8. Рене Генон Кризис современного мира. М.: Эксмо, 2008. С. 17. 784 с. (Антология мысли).
9. Ламажаа Ч.К. Проблема архаизации общества. Знание. Понимание. Умение. 2009. № 4.
10. Мадюкова С.А., Попков Ю.В. Социокультурный неотрадиционализм: воспроизведение традиций и воспроизводство этничности. Новые исследования Тувы. 2010. № 2. С. 27-30.
———UT<I УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ
11. Матецкая А.В. Постсекулярная эпоха и российское общество. Культура и религия. 2011. № 3 03. С. 3-5.
12. Поморцева А.М. Цивилизационный разлом (вызов) и архаизация сознания человека (ответ). Вестник Ставропольского государственного университета. 2009. № 61.
13. Сидоров А.М. Воображаемое и реальное в посттрадиционном обществе. Культура на рубеже XX - XXI веков: глобализационные процессы. СПб.: Нестор-История. 2009. 632 с.
14. Финогентов В.Н. Религиозный ренессанс или философия гуманизма? Мировоззренческий выбор современной культуры. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. 304 с.
O.B. GLADKOV THE TRADITIONALISM AS A MANIFESTATION OF ARCHAISM SOCIAL CONSCIOUSNESS OF THE MODERN RUSSIAN SOCIETY
In the article researches the traditionalism as one of the manifestations of the archaism of modern social consciousness of the Russians, because of socio-cultural crisis. The causes for the preservation of ancient cults, beliefs, traditions, ways of thinking in Russian society are analyzed. The problem of modernization of traditional societies, necessary to overcome cultural barriers and conflicts with other cultures is considered.
Key words: the traditionalism, a tradition, the traditional society, the arhaization, an anomie, the socio-cultural crisis.