УДК 82-92:[070+316.774]
ТРАДИЦИИ ЖУРНАЛИСТСКИХ ЖАНРОВ В НОВЫХ МЕДИА (НА ПРИМЕРЕ ПРЯМОГО ЭФИРА, РЕКОМЕНДАЦИИ И ЭКСПЕРИМЕНТА)
Вольф Олеся Александровна,
магистрант
Научный руководитель — И. В. Пекарская, доктор филологических наук, профессор Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова (г. Абакан)
В статье приводятся результаты сопоставительного изучения некоторых современных медиажанров с жанрами, выработанными классической журналистикой. В частности, сравниваются традиционные журналистские жанры «прямой эфир», «рекомендация» и «эксперимент» с жанрами, функционирующими в современной медиасреде. По итогам проведённого анализа автор делает вывод о том, что указанные жанры являются основой формирования таких новых медиажанров, как «стрим», «лайфхак» и «пранк».
Ключевые слова: журналистика, масс-медиа, новые медиа, медиажанр, прямой эфир, онлайн-трансляция, стрим, рекомендация, лайфхак, эксперимент, пранк.
THE TRADITIONS OF JOURNALISTIC GENRES IN NEW MEDIA (BY THE EXAMPLE OF LIVE BROADCAST, RECOMMENDATION AND EXPERIMENT)
Volf Olesya Aleksandrovna,
graduate student
Scientific supervisor — I. V. Pekarskaya, Ph. D., Dr. of Philology, Professor Katanov Khakass State University (Abakan)
The article presents results of the study of some modern media genres compared with genres developed by the classical journalism. In particular, the author compares such traditional journalistic genres as "live broadcast", "recommendation" and "experiment" with genres functioning in the modern media environment. Based on the results of the analysis, the author concludes that these genres of new media are the basis for the formation of such new media genres as "stream", "life hack" and "prank".
Key words: journalism, mass media, new media, media genre, live broadcast, online broadcast, stream, recommendation, life hack, experiment, prank.
Проблема типологии медиажанров в целом и современных журналистских жанров в частности является довольно сложной и запутанной на данном этапе развития медиалогии, впрочем, как и на любом другом этапе. Жан-роведение - наука нестабильная и изменчивая, что обусловлено, в том числе, диффузией и трансформацией самих жанров как маркеров развития общественной жизни и человеческого сознания. Сказанное не отменяет того факта, что жанровая система нуждается в постоянном и пристальном изучении. В данной статье мы представим результаты исследования некоторых современных медиажанров, в которых наблюдаются наследственные признаки классических жанров журналистики.
Современный мир можно назвать медиаци-вилизацией, поскольку то, что изначально
трактовалось лишь как посредник (medium -лат. «средний»), оказалось универсальным действующим лицом объективной действительности, которое может становиться любым звеном в процессе коммуникации. Учёные, занимающиеся исследованием феномена медиа, чаще всего включают в их состав как массовые, так и другие формы коммуникации (групповые, межличностные), например, называя в числе традиционных медиа театр [1, с. 182], а к новым причисляя не только Интернет, но и другие цифровые медиа: компьютерные игры, цифровые фильмы и фотографии, мобильную телефонию и виртуальный мир [2, с. 98].
С расширением списочного состава действующих лиц коммуникаций происходят и качественные трансформации медиасреды, в
первую очередь видимые подвижки наблюдаются в жанровой системе.
Безусловно, одной из самых известных и используемых в обучении журналистов является классификация, предложенная на рубеже веков А. А. Тертычным [3] на основе более ранних работ его коллег по Московскому госуниверситету, которые предлагали разделить жанры журналистики на три группы: информационные, аналитические и художественно-публицистические (классификационные признаки - предмет отображения, метод работы журналиста и функция медиатекста). Эта типология, несмотря на свою известность, не раз подвергалась критике. Чаще всего замечания связаны как с количеством выделяемых жанров (43 наименования), так и с обоснованностью отнесения того или иного жанра к самостоятельным и/или к журналистским (например, шутка, анекдот, эпитафия и некоторые другие).
Тем не менее, поскольку указанная типология считается классической, мы будем опираться на неё при характеристике преемственности медиажанров, тем более что данная концепция легла в основу схожих классификаций жанров в других видах СМИ. К примеру, в том же русле двигались авторы известного учебника по телевизионной журналистике Г. В. Кузнецов, В. Л. Цвик и А. Я. Юровский [4], а также авторы пособия по радиожурналистике под редакцией А. А. Шереля [5].
Предположим, в связи с существующими фактами перенесения жанрово важных классификационных критериев с одного вида средств массовой коммуникации на другой, что и в новых медиа есть место данной теории. Не претендуя на полное и безапелляционное описание преемственности жанров между разными поколениями медиа, представим примеры относительно новых жанров, в которых можно рассмотреть наследственные признаки традиционных телевизионных и печатных журналистских жанров, выделяемых на основе
классификации по предмету отображения, методу журналистской деятельности и функции текста.
Одним из жанров, перешедших в Интернет из телевизионной журналистики, является прямой эфир (стрим / лайф / онлайн-трансляция). Довольно часто для обозначения данного жанра сейчас встречается слово «стрим», поскольку своё место в новой меди-асреде заняли так называемые стриминговые сервисы. Английское заимствование «стри-минг» (от streaming - «потоковый») сначала использовалось в русскоязычной среде только среди разработчиков компьютерных игр, означая подгрузку игровых данных. В настоящее время пользователи интернет-ресурсов понимают стриминг, например, как «способ передачи данных от провайдера конечному пользователю, при котором контент находится на удалённом сервисе» [6].
Стриминговые сервисы можно типологизи-ровать по следующим основаниям:
- по способу передачи данных; по этому критерию их можно разделить на аудио- и ви-деостриминг;
- по типу контента; по данному признаку аудиостриминговые сервисы подразделяются на музыкальные и аудиокнижные, а видео-стриминговые - на развлекательные (в том числе игровые) и информационные (в том числе обучающие) [7, с. 90].
Вместе с понятием «стриминг» появилось и слово «стрим», которое, в отличие от первого термина, применяется гораздо реже. Исследователь К. О. Чичунова приводит следующее определение стрима: «прямая трансляция определённого видеоконтента в сети Интернет посредством разнообразных сервисов» [8, с. 110]. Отметим интересную деталь: слово «стрим» употребляется как определение формата передачи информации только по отношению к контенту некоторых видеостриминго-вых ресурсов, позволяющих пользователям вести прямые эфиры с возможностью одно-
временно общаться с аудиторией (это, например, «Twitch», «Youtube Live», «Periscope»). Когда же речь идёт о любых аудиостриминго-вых сервисах (таких как «Яндекс-музыка», «Apple Music», «Storytell», «Bookmate» и др.) и тех видеостриминговых ресурсах, которые предназначены для просмотра фильмов и сериалов (типа «Netflix», «Amazon Prime Video» и т. п.), термин «стрим» не употребляется.
Произошло это потому, что «стримами» изначально называли только один вид онлайн-трансляций - прямые эфиры, в которых авторы показывали другим пользователям, как они играют в различные видеоигры. Позднее этим же словом стали обозначать онлайн-трансляции с другим содержанием, однако основным признаком стрима как медиаформата остался режим реального времени. Таким образом, хотя сайты и приложения для смартфонов, на которых можно слушать музыку и ау-диокниги, а также смотреть кино и сериалы, называют стриминговыми сервисами, стримов там нет, поскольку весь контент записан авторами заранее. Пользователь может лишь выбирать тот или иной трек или фильм, но никак не может повлиять на их содержание.
Таким образом, в медиасфере наблюдается некоторый диссонанс в соотношении понятий «стриминг» и «стрим». Вопреки логике не все информационные продукты тех сервисов, которые называются стриминговыми, являются стримами. На наш взгляд, это связано, в том числе, с трудностями адаптации англоязычной терминологической базы, связанной с функционированием Интернета, к русскому языку. По сути стрим, как он понимается сейчас в широком смысле, является абсолютным синонимом терминов «онлайн-трансляция» и «прямой эфир». Вместо того, чтобы оставить за словом «стрим» первоначальное довольно узкое значение «трансляция прохождения видеоигры в Интернете в режиме реального времени», пользователи предпочли заменять указанным термином те понятия, для которых уже
существовали обозначения. Описанный феномен, скорее всего, связан с такой лингвоэколо-гической проблемой, как излишние и нецелесообразные заимствования [9, с. 6]. Поскольку новшества, связанные с Интернетом, зачастую приходят в Россию с Запада, то и в язык попадают элементы англоязычного сленга, которыми пользуются потребители сетевого контента, не заботясь о возможности перевода или замены заимствований уже закреплёнными в национальном языке терминами.
Далее обратимся к жанру рекомендации (совета), который, в соответствии с концепцией А. А. Тертычного, может являться как информационными жанром (в таком случае его можно причислить к разновидностям заметки), так и аналитическим. О жанре рекомендации в связи с психологическими темами пишет, например, В. М. Мальцева; она характеризует данный жанр с позиций предмета публикаций, целевой функции и метода работы с информацией [10, с. 49]. Подобные публикации должны давать аудитории предписания, которые помогут решить определённые задачи. Если материал достаточно объёмный и содержит не только программную информацию, но и доказательства или анализ причинно-следственных связей между какими-либо явлениями, то его следует считать аналитическим.
По нашему мнению, перечисленными признаками обладает такой современный медиа-жанр, как лайфхак. Термин «лайфхак» - это неологизм, которым в последнее время часто заменяют русское слово «совет», хотя в ряде источников отмечается, что последнее понятие всё-таки шире (см. об этом, например, на сайте «Gaidi.ru», https://gaidi.ru/laj fXaki/istoriya-slova-lajfxak/).
Рассматривая лайфхак как форму интеллектуальной активности, исследователи М. В. Му-сийчук и А. П. Павлов замечают, что им может быть «конкретное пояснение решения практический задачи в очень сжатом, коротком тексте или инфографики, поясняющей картинки» [11]
(орфография авторов сохранена - О. В.). Указанные учёные ограничивают лайфхак вербальным и визуальным каналами коммуникации, однако другие исследователи выделяют данный жанр и среди аудиовизуальных форматов. Например, И. А. Текутьева среди жанров видео-блогинга выделяет обучающее видео, разновидностью которого и называет лайфхак, понимая под ним «тип обучающего видео, в котором демонстрируются маленькие хитрости, помогающие быстро решать бытовые проблемы и экономить время. Подходы к решению проблемы чаще всего нестандартные, но результативные» [12, с. 110]. На наш взгляд, термин «обучающее видео», скорее, следует применять при тематической классификации видеоблогов (по специфике контента), а лайфхак следует считать именно сквозным жанром новых медиа, реализующимся в разных форматах - поста, блога, сторис, инфографики и т д. См. примеры жанра «лайфхак» в разных форматах:
1) лайфхак для ремонта в виде фотографии (https://homius.ru/wp-content/uploads/2019/04/ 15-poleznyih-layfhakov-dlya-doma-8-768x767.
jpgX
2) лайфхак по завариванию чая в виде ин-фографики (https://cdn.lifehacker.ru/wp-content/ uploads/ 2014/10/tea-01.jpg),
3) видеодайджест «22 лайфхака для дома» (https: //www .youtube.com/watch?time_continue= 14&v= RnVN9UZPOk&feature=emb_logo).
Анализ эмпирического материала - 115 лайфхаков - показал, что в них содержатся предписания для аудитории, которые призваны помочь в решении неких задач, что соотносится с определением жанра «рекомендация (совет)» в трактовке А. А. Тертычного.
Далее мы изучили жанр «эксперимент» с целью рассмотрения возможной преемственности классифицирующих признаков, характеризующих его, в новых медиа. По утверждению А. А. Тертычного, главным содержанием журналистских материалов в исследуемом жанре является искусственно созданная авто-
ром предметно-практическая ситуация. При этом не все участники эксперимента предупреждены о нём, что порождает некую интригу, привлекающую внимание аудитории. На наш взгляд, в современном медиапространстве существует жанр, обладающий перечисленными признаками, - это так называемый «пранк».
Данное явление уже подвергнуто изучению как феномен медиасреды. Например, коллектив авторов из Иркутска рассматривает пранк-журналистику как жанр в информационном пространстве. Хотя употребление термина «жанр» в качестве наименования определённого вида журналистской деятельности вызывает некоторые сомнения, приведём характеристику пранка из данной статьи: пранк - это телефонный розыгрыш, основная цель которого «запись эмоциональных высказываний жертвы с авторским (креативным) использованием часто ненормативной лексики» [13, с. 364]. Отметим, что сейчас ограничение пранка только лишь телефонными розыгрышами неоправданно.
Приведём ещё одну дефиницию: «Пранк -жанр видео, в котором авторы разыгрывают окружающих» [12, с. 110]. В статье И. А. Теркутьевой жанр пранка рассматривается в контексте видеоблогинга. В таких сюжетах, как правило, реализуется развлекательная функция, главная цель - увидеть реакцию разыгрываемых людей. Однако автор упоминает и о пранках - социальных экспериментах, в которых героев «ставят в ситуации, где нужно сделать выбор, который будет иллюстрировать его моральные качества» [12, с. 110]. См. примеры пранков на видеохостинге «You Tube»: https://www.youtube.com/watch?v=k_zD HwzXwwM&feature=emb_logo (проанализированы 83 видео). Именно такие медиаматериа-лы можно считать, как нам кажется, «преемниками» жанра «эксперимент», выделяемого А. А. Тертычным.
Рассмотрев характеристики новых медиа-жанров «стрим», «лайфхак» и «пранк», мы
пришли к выводу, что их характеристики соотносятся с традиционно выделяемыми в журналистике «прямым эфиром», «рекомендацией (советом)» и «экспериментом», соответственно, что позволяет говорить о преемственности
в системе медиажанров. Таким образом, меди-асреда продолжает развиваться, и система медиажанров тоже будет подвергаться дальнейшим трансформациям, которые интересны для научного осмысления.
Библиографический список
1. Пастухов А. Г. О границах медиа: новые медиа и новая медийная культура // Учёные записки Орловского государственного университета. 2015. № 1 (64). С. 182-188.
2. Стинс О., Ван Фухт Д. Новые медиа / пер. Н. Бергер // Вестник ВолГУ. Серия 8. Вып. 7. 2008. С. 98-106.
3. Тертычный А. А. Жанры периодической печати: учебное пособие. М.: Аспект Пресс, 2000. 310 с.
4. Кузнецов Г. В., Цвик В. Л., Юровский А. Я. Телевизионная журналистика. М.: Изд-во «Высшая школа. МГУ», 2002. 368 с.
5. Радиожурналистика: учебник / под ред. А. А. Шереля. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2000. 480 с.
6. Что такое стриминговые сервисы? // Qriosity.ru. URL: http://qriosity.rU/streaming-services.1.html (дата обращения: 07.05.2020).
7. Жирнов Д. С. Феномен стриминга в современной медиасреде // Наука и общество: взгляд молодых учёных: материалы 13-ой Всероссийской научной конференции школьников и студентов (Абакан, 28-29 ноября 2019 г.) / отв. ред. Е. Н. Власова, Е. Б. Маркович. Абакан: Изд-во ФГБОУ ВО «Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова», 2019. С. 90-91.
8. Чичунова К. О. Использование журналистских жанров в онлайн-трансляциях (стримах) // Современные СМИ в контексте информационных технологий: сб. научных трудов 4-ой Всерос. научно-практ. конф. (Санкт-Петербург, 16 апреля 2018 г.). СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна, 2019. С. 110-112.
9. Сковородников А. П. Вопросы экологии русского языка: учебное пособие. Красноярск, 1993. 47 с.
10. Мальцева В. М. Жанры публикаций на психологические темы в журналах «Домашний очаг» и «Cosmopolitan» // Вестник Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова. 2016. N° 15. С. 53-56.
11. Мусийчук М. В., Павлов А. П. «Лайфхак» как форма интеллектуальной активности в современных интеллектуальных системах // Интернет-журнал «Мир науки». 2016. Том 4. № 1. URL: http://mir-nauki.com/PDF/22PDMN116.pdf (дата обращения: 07.05.2020).
12. Текутьева И. А. Жанрово-тематическая классификация видеоблогинга // Медиасреда. 2016. № 11. С. 107-113.
13. Суходолов А. П., Кудлик Е. С., Антонова А. Б. Пранк-журналистика как новый жанр в российском информационном пространстве // Вопросы теории и практики журналистики. 2018. Т. 7. № 3. С. 361-370.
© Вольф О. А., 2020
УДК 81'373.422:82-32Куприн
ТИПЫ ЭПИТЕТОВ В РАССКАЗАХ А. И. КУПРИНА
Граф Татьяна Александровна,
магистрант
Научный руководитель — Т. В. Викторина, кандидат филологических наук, доцент Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова (г. Абакан)
В статье кратко рассматриваются подходы к определению эпитета в современной лингвистической литературе, выделяется несколько точек зрения толкования данного термина. За основу авторского понимания берётся определение, сформулированное Л. И. Тимофеевым. Для анализа эпитетов в системе художественного мира А. И. Куприна используется типологическая классификация, предложенная В. П. Москвиным, которая является многокомпонентной и содержит целый комплекс критериев, по которым эпитеты подразделяются на определённые типы. В результате лингвистического анализа выявлены основные особенности использования А. И. Куприным эпитетов в своих рассказах. В частности, установлено, что в произведениях писателя преобладают эпитеты с переносным значением, а также сложные эпитеты.
Ключевые слова: эпитет, рассказы А. И. Куприна, идиостиль, лингвистический анализ, типологическая классификация.
TYPES OF EPITHETS IN STORIES BY A. I. KUPRIN
Graf Tanyana Aleksandrovna,
graduate student
Scientific adviser — T. V. Viktorina, Ph. D. of Philology, Associate Professor Katanov Khakass State University (Abakan)
The article briefly considers approaches to the definition of the epithet in modern linguistic literature, and highlights several points of view on this term. The author's understanding is based on the definition formulated by