БЕЗОПАСНОСТЬ В СТРАНАХ АЗИАТСКОГО РЕГИОНА
SECURITY IN ASIAN REGION
УДК 316.733
ТРАДИЦИИ VS ГЛОБАЛИЗАЦИЯ: ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО КАЗАХСТАНА
О.В. Калдыбаева, М.С. Калдыбаев
Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева, Астана, Казахстан,
e-mail: [email protected]
Статья посвящена анализу соотношения традиционных и глобальных ценностей в структуре ценностных ориентаций населения современного Казахстана, основана на результатах социологического опроса, проведенного Научно-исследовательским центром «Молодежь» при Министерстве религии и гражданского общества Республики Казахстан в 2017 г. Массовое социологическое исследование было проведено во всех 14 регионах страны и в двух городах, имеющих национальное значение (Астана и Алматы), по репрезентативной выборке объемом 2000 человек.
Представлен анализ трех основных ценностей для населения Казахстана: ценности семьи, ценности труда и образования и этнических ценностей. Анализ ценности семьи включает в себя измерение представлений о лидерстве в семье, отношение к нетрадиционным формам брака, к фактам насилия в семье. Ценности труда и образования изучаются с помощью определения значения труда в жизни человека, отношения населения к отечественному образованию и установок на получение образования за рубежом. Этнические ценности измерялись путем определения степени социальной дистанции по отношению к другим этническим группам, выявления оценки населением вероятности возникновения этнических конфликтов в стране и анализа отношения населения к национальным традициям.
Авторы приходят к выводу о том, что в сознании населения современного Казахстана с укоренившимися традиционными ценностями соседствуют современные, отражающие потребности современного глобального мира. Отмечается, что наблюдаются различия в ценностных ориентациях разных категорий населения, прежде всего в зависимости от возраста и этнической принадлежности.
Ключевые слова: ценностные ориентации, Казахстан, глобализация, традиции, трансформация, молодежь, жизненный успех.
TRADITIONS VS GLOBALIZATION: VALUE ORIENTATIONS OF THE POPULATION OF MODERN
KAZAKHSTAN
O.V. Kaldybayeva, M.S. Kaldybayev
L.N. Gumilyov Eurasian National University, Astana, Kazakhstan, e-mail: [email protected]
The article is devoted to the analysis of the correlation of traditional and global values in the structure of value orientations of the population of modern Kazakhstan, article based on the results of a sociological poll conducted by the Scientific Research Center "Youth" of the Ministry of Religion and Civil Society of the Republic of Kazakhstan in 2017. Mass sociological survey was conducted in all 14 regions of the country and in two cities of national importance (Astana and Almaty) on a representative sample of 2000 people.
The article presents an analysis of the three main values for the population of Kazakhstan: the family, labor and education and ethnic values. In family values were analyzed leadership in the family, attitude to non-traditional forms of marriage and violence in the family. The values of labor and education studied using the definition of the value of labor in a person's life, the attitude of the population towards domestic education and attitudes toward obtaining education abroad. Ethnic values were measured by determining the degree of social distance with respect to other ethnic groups, identifying the population's assessment of the likelihood of ethnic conflicts in the country and analyzing the attitude of the population to national traditions.
The authors conclude that in the minds of the population of modern Kazakhstan with entrenched traditional values, modern neighbors that reflect the needs of the modern global world coexist. The article notes that there are differences in the value orientations of different categories of the population, primarily depending on age and ethnicity.
Key words: value orientations, Kazakhstan, globalization, traditions, transformation, youth, life success.
Введение
Современное казахстанское общество переживает существенные преобразования в различных сферах своей жизнедеятельности. Наряду с продолжающимися политическими и экономическими трансформациями казахстанский социум подвергается ощутимым качественным изменениям в сфере культуры и мышления. В основе большинства качественных сдвигов лежат изменения ценностных ориентиров значительной части населения. Трансформация ценностей населения современного Казахстана вызвана как внутренними причинами, связанными со сменой политического, экономического и культурного контекста, так и с внешними факторами. Причиной изменений в структуре ценностных установок населения Казахстана во многом является влияние глобализационных процессов, в результате чего возникают новые идентификационные модели и новые формы социальных отношений.
Сегодня в общественном сознании, основу которого отчасти по-прежнему составляют традиционные ценности и идеалы, сложно и весьма противоречиво формируется новая система ценностей и ценностных ориентаций людей. В транзитивном казахстанском обществе она определяет среду самоидентификации и социализации людей и подвержена влиянию как глобализации (особенно в сфере культуры), так и социально-экономических реформ во внутренней политике страны. Кроме того, значительная часть населения Казахстана, главным образом, это люди старших возрастов, прошла социализацию в период Советского Союза, что, безусловно, существенным образом отразилось на их системе ценностей. В итоге казахстанское общество разделилось на группы индивидов, являющихся носителями зачастую противоречивых ценностей.
На модернизацию ранее сложившихся поведенческих ориентиров населения с целью адаптации ценностно-нормативных структур к требованиям нового времени направлен ряд государственных мер, важнейшее место среди которых занимает реализация программы «Рухани жацгыру» («Духовная модернизация»), знаменующей собой новую фазу институциональных реформ в Казахстане. Основные направления модернизации сознания как общества в целом, так и каждого казахстанца, выделенные в программе «Рухани жацгыру», отражают те конечные точки, на которые должны ориентироваться все граждане в изменении как собственных ценностей, так и общественного сознания в целом. К ним относятся конкурентоспособность, прагматизм, ценность национальной идентичности, культ знания, ценность эволюционного развития и открытость сознания.
Методология
В рамках выполнения государственного задания Министерства образования и науки Республики Казахстан в октябре-ноябре 2017 года Научно-исследовательским центром «Молодежь» с целью изучения ценностных установок населения было проведено социологическое исследование «Изучение казахстанских ценностей». Социологический опрос проводился во всех 14 областях Республики Казахстан, а также в городах республиканского значения — Астане и Алматы — среди городского и сельского населения в возрасте от 18 лет и старше. Выборочная сово-
купность составила 2000 человек. Исследование проводилось в форме письменного анкетирования, полученные данные были обработаны посредством программы SPSS.
Результаты
Ключевые жизненные ориентации населения Казахстана. С целью выявления наиболее важных ценностей в жизни населения современного Казахстана в ходе анкетирования респондентам предлагалось из списка ценностей, включающих 15 вариантов, выбрать ключевые, ответив на вопрос «Что из перечисленного является для Вас наиболее важным?». Согласно полученным данным, доминирующими ценностями в сознании подавляющей части населения Казахстана являются личное здоровье и здоровье близких (75,7% случаев упоминания) и семья, дети, родители (75,6%). Помимо данных ценностей в пятерку лидеров вошли: деньги, материальное благополучие (21,5%), дружба (20,3%) и успешная карьера, высокий профессионализм (12,4%). Мы видим, что помимо традиционных ценностей (здоровье, семья и дружба), сохраняющих свою высокую значимость в разные периоды развития общества, населению Казахстана также присущи современные ценности — материальный достаток и ценность успешной карьеры (табл. 1).
Практически для каждого десятого респондента важными являются такие современные ценности, как самореализация, личностный рост, достижение цели (10,4%) и получение хорошего образования, квалификация (8,1%). Наименее популярными в сознании казахстанцев являются религиозные ценности (2,5%) и ценность творчества (1,5%). Анализ корреляций в разрезе возраста показывает, что доминирование ценности здоровья и семьи характерно для всех возрастных групп, однако в возрастной категории от 46 до 60 лет данные ценности упоминались несколько чаще, чем в других: 83% указавших на ценность здоровья в данной возрастной группе при среднем значении 76,1% и 77,5% назвавших ценность семьи при среднем значении 75,5%. Ценность успешной карьеры и высокого профессионализма более характерна для молодежи, ее выбирают 17,1% казахстанцев в возрасте от 18 до 29 лет, тогда как среднее значение данного показателя составляет 11,4%. Высокое значение денег и материального благополучия в большей мере свойственно представителям двух возрастных групп, представляющих собой наиболее трудоспособное население страны, — от 30 до 45 лет и от 46 до 60 лет (по 24%) при среднем значении 20,8% (рис. 1).
Один из вопросов социологической анкеты касался выявления жизненного кредо казахстанцев. Понятие жизненного кредо можно охарактеризовать как основу мировоззрения, девиз, которым человек руководствуется в любой жизненной ситуации. На вопрос анкеты «Какое из приведенных ниже высказываний больше всего характеризует Ваше жизненное кредо?» около половины опрошенных (46%) выделили в качестве такового выражение «Самое большое сокровище на свете — семья и дети». Практически для каждого шестого гражданина Казахстана (16,2%) жизненным кредо является фраза «Надо жить сегодняшним днем и получать удовольствие от жизни». На третьем месте по популярности стоит вариант «Нужно жить, плани-
руя свое будущее» — 13,4%. Более чем для каждого десятого респондента (9,3%) жизненным девизом является установка «Человек предполагает, а Бог располагает», для 7,2% — «Самое главное для человека — это самосовершенствование и саморазвитие». Наименее популярным жизненным кредо из предложенных в анкете была установка, касающаяся патриотизма, — вариант ответа «Человек без Родины — что соловей без песни» выбрал практически только каждый 58-й опрошенный (табл. 2).
Данные показывают, что для молодежи в большей степени, чем для более старших возрастов значимыми являются установки, касающиеся саморазвития (вариант ответа «Самое главное для человека — это самосовершенствование и саморазвитие») — 9,6% при среднем значении 7%. Молодежь чаще называла в качестве своего жизненного девиза установку «Надо жить сегодняшним днем и получать удовольствие от жизни» — 22,2% при среднем значении 15,8%. Одновременно среди молодежи в большей мере был популярен жизненный девиз «Нужно жить, планируя свое будущее» (16,5% при средней величине 12,8%), что отчасти противоречит предыдущей установке (табл. 3).
Содержание ценностных ориентаций населения возможно выявить при помощи косвенных вопросов. Одним из таких вопросов, помещенных в социологическую анкету, являлся вопрос, касающийся представлений о счастье. Респондентам предлагалось продолжить фразу: «Счастье — это прежде всего...». Предполагалось, что варианты ответа, выбираемые респондентами, представляют собой наиболее значимые для них жизненные ценности. Согласно полученным данным в пятерку наиболее распространенных представлений о счастье вошли: дети (56,9%), тишина и спокойствие (38,1%), друзья, дорогие люди (33,4%), любимый человек (33,2%) и деньги (15,9%). Мы видим, что данные, полученные по приведенному вопросу, подтверждают доминирующее значение семейных ценностей в структуре жизненных ценностей населения Казахстана (табл. 4).
Анализ данных в разрезе возраста обнаруживает тенденцию снижения с увеличением возраста респондентов значения таких ценностей (представлений о счастье), как «Друзья, дорогие люди» (37,6%, 33,0%, 30,5% и 29,7% в четырех возрастных группах населения соответственно), ценности «Адреналин, риск, скорость» (6,9%, 3,9%, 3,2% и 2,4% соответственно), ценности престижа и власти (8,4%, 4,2%, 3,6% и 0,8% соответственно), а также ценности «Любимый человек» (43,4%, 32,9%, 25,8% и 23,6% соответственно). Одновременно мы видим тенденцию роста с увеличением возраста респондентов значения такого представления о счастье, как «Тишина и спокойствие» — 32,3%, 33,5%, 43,8% и 54,9% в четырех возрастах соответственно (таблица 5).
Семейные ценности казахстанцев. Анализ структуры ценностей населения современного Казахстана показывает, что ценности семьи и детей доминируют по сравнению со всеми остальными во всех возрастных и иных социальных категориях. Конкретное же содержание данных ценностей в разных социальных группах может расходиться. Согласно полученным данным, на вопрос анкеты «По Вашему мнению, кто должен быть главным в семье?» чуть более половины опрошенных (52,7%) заявили, что главой семьи должен быть отец. Это говорит о том, что в со-
знании большей части населения Казахстана по-прежнему доминируют патриархальные установки. При этом возможно, что ряд функций, присущих главе семьи, в реальности выполняет не только мужчина, однако номинально принято называть главным в семье мужчину. Чуть менее трети населения страны (30,4%) характеризуется эгалитарными семейными ценностями — данные респонденты предпочли ответ «Мать и отец должны быть равноправны». Только каждый 37-й опрошенный (2,7%) считает, что главой семьи должны быть женщина, мать. 12,7% респондентов считают, что все члены семьи, включая детей, должны быть равноправны (рис. 2).
Наблюдаются некоторые различия в представлении о главе семьи в зависимости от этнической принадлежности. Так, наиболее высока степень патриархальности семейных установок среди казахов (57,3% ответивших, что главой семьи должен быть мужчина), чуть ниже она среди членов других (помимо казахов и русских) национальностей (52,7%), минимальное значение демонстрируют русские (40,8%). Одновременно русские демонстрируют наиболее высокие значения по количеству тех, кто выступает за эгалитарные установки (вариант ответа «Мать и отец должны быть равноправны») — среди русских это 36,1%, среди других этносов — 34,8, среди казахов данное значение равно 27,4%. Несмотря на то что число респондентов казахской национальности, характеризующихся эгалитарными семейными установками, минимально по сравнению с остальными этносами, тем не менее нельзя назвать данный показатель низким.
Одним из измерений семейных ценностей является изучение отношения населения к нетрадиционным формам брака и к различным формам брачных девиаций. Под нетрадиционными формами брака понимаются такие формы семейных отношений, которые не подпадают под понятие традиционного брака. Прежде всего это касается незарегистрированных брачных отношений, сексуальных отношений до брака, гомосексуальных отношений, физических наказаний в семье, абортов, разводов и фактов семейного насилия. По всем перечисленным вариантам ответа количество респондентов, совершенно не приемлющих их, в несколько раз превышает число тех, кто полностью их приемлет, что может указывать на устойчивость традиционных семейных установок, на неприемлемость брачных девиаций.
Из всех предложенных нетрадиционных форм семейных отношений наименее приемлемыми в сознании казахстанцев являются: ситуация, когда мужчина поднимает руку на свою жену/девушку (85,7% выбравших вариант ответа «Совершенно неприемлемо»), гомосексуальные отношения (84,4%) и применение физических наказаний в отношении детей (77,6%). Наиболее лояльно из предложенных семейных девиаций население Казахстана относится к сексуальным отношениям до брака для мужчин (15,4% полностью приемлющих данную установку), сожительству (гражданскому браку) — 15% и ситуации, когда мужчина зарабатывает меньше женщины — 8,9% (табл. 6).
Анализ корреляций в разрезе этносов показывает, что существуют некоторые различия в степени традиционности семейных установок между представителями разной этнической принадлежности. Так, наибольшую степень традиционности семейных установок демонстрируют казахи. По всем предложенным вариантам ответа доля казахов, выбирающих вариант «Совершенно неприемлемо», выше, чем
среди других этносов, порой данные значения расходятся почти в два раза. Главным образом это касается установок на сожительство (50,3% среди казахов и 22,7% среди русских), сексуальных отношений до брака для женщин (61,7% и 32,0% соответственно) и сексуальных отношений до брака для мужчин (46,0% и 23,9% соответственно). Практически схожее между собой мнение казахи и русские демонстрируют по таким вопросам, как гомосексуальные отношения, применение физических наказаний в отношении детей. Среди русского населения страны и представителей других этносов в большей мере, чем для казахов, неприемлемой является ситуация, когда мужчина поднимает руку на свою жену/девушку — среди других этносов данный показатель равен 89,7%, среди русских — 89,2%, среди казахов — 83,6% (табл. 7).
Одним из измерений семейных ценностей является отношение населения к семейному насилию. В рамках настоящего исследования изучалось не столько само отношение к этому факту, сколько частота столкновения населения с подобной ситуацией. Согласно данным, полученным на вопрос «Случалось ли Вам видеть, слышать о ситуации, когда мужчина поднимает руку на свою жену/девушку (среди Ваших знакомых, друзей, родственников)?», более половины населения Казахстана (60,8%) время от времени слышат о фактах семейного насилия или насилия в отношении девушек — в сумме ответов «Лишь однажды», «Редко» и «Иногда». Практически каждый десятый опрошенный гражданин страны (9,5%) регулярно сталкивается или слышит о подобных ситуациях (в сумме ответов «Часто» и «Очень часто»). Только чуть более четверти населения (26,7%) никогда не сталкивались с семейным насилием и не слышали об этом. Мы видим, что факты насилия в отношении женщин, в том числе семейного насилия, для многих казахстанцев, по-видимому, не являются редкостью. Возможно, многими женщинами данные факты воспринимаются как норма и как феномен, о котором не принято говорить посторонним (рис. 3).
В ходе проведенного опроса респондентам задавался вопрос «Как Вы думаете, какие качества необходимы для воспитания будущего поколения?», его целью было выявление наиболее адекватных современному миру ценностей, привитием которых должна заниматься современная семья. Согласно полученным данным в пятерку наиболее необходимых будущему поколению казахстанцев качеств входят: трудолюбие (72%), ответственность (63,4%), уважение к другим людям (45,7%), терпимость (34%) и бережливость (18,2%). Наименее важными из предложенного перечня оказались такие качества, как воображение — 3,1% и религиозность/набожность — 3,7% (табл. 8).
Анализ корреляций в разрезе возраста позволяет увидеть, что значение некоторых из перечисленных качеств (ценностей) растет с увеличением возраста. Так, значение ценности трудолюбия высоко для 66,6% опрошенных в возрасте от 18 до 29 лет, для 71,4% — в возрасте от 30 до 45 лет, для 75,5% — в возрасте от 46 до 60 лет, достигая своего максимального значения в 80,5% среди тех, кому от 61 года и выше. Значение некоторых других ценностей, наоборот, снижается с увеличением возраста. Это касается терпимости (36,8%, 34,1%, 32,6% и 30,1% в четырех возрастных группах соответственно) и воображения (4,2%, 3,6%, 1,9% и 1,2% соответственно).
Имеются также различия в предпочитаемых качествах в зависимости от этнической принадлежности опрашиваемых. Среди казахского населения в большей степени, чем в других этносах, респонденты уделяли внимание значимости воспитания в семье таких качеств, как терпимость (37,9% при среднем значении 27%), религиозность/набожность (4,8% при средней 2,8%) и послушание (13,8% при средней 12,1%). Респонденты русской национальности чаще, чем другие, высказывались за уважение к другим людям (51,8% при среднем значении 47,2%), представители других этносов чаще других выступали за воспитание трудолюбия (76,3% при средней 72,7%), ответственности (70,5% при средней 65%) и бережливости (25,9% при среднем значении 20,3%).
Ценности образования и труда в сознании населения современного Казахстана. В условиях современного общества для развития как страны в целом, так и отдельного гражданина все большее значение приобретает ценность труда, установки на всеобщий труд, получение высшего образования и профессии. Конкурентоспособность отдельного человека и целых социальных групп на рынке труда обусловлена мотивацией к труду, отношением к своей профессии, наличием в структуре приоритетных жизненных ценностей ценности труда и образования. В ходе проведенного исследования изучалась роль работы и образования как составляющих жизненного успеха в сознании казахстанцев, отношение населения страны к отечественному образованию и уровень поддержки казахстанцами лозунга о том, что труд должен быть всеобщим и обязательным.
С целью определения роли образования и труда в представлениях населения о жизненном успехе респондентам предлагалось ответить на вопрос «Что значит лично для Вас жизненный успех?». В первую пятерку определений понятия «жизненный успех», согласно мнениям опрошенных, вошли ценности: крепкая семья, дети (44,6%), интересная и любимая работа, возможность заниматься любимым делом (38,8%), быть профессионалом в своей работе (25,4%), материальное богатство (22,6%) и высокооплачиваемая работа (20,1%). Мы видим, что работа занимает важное место в структуре жизненного успеха значительной части казахстанцев и расценивается как его непременное условие. Наименее популярными составляющими жизненного успеха в сознании казахстанцев являются жизнь за границей — 1,1%, возможность хорошо жить, не работая — 4,7% и наличие у человека руководящей должности — 6,5% (табл. 9).
При доминировании ценности крепкой семьи во всех четырех возрастных группах опрошенных ее значимость постепенно растет с увеличением возраста. Так, если среди молодежи она значима для 38,5%, то в остальных трех возрастных когортах она составляет 44,7%, 47,0% и 54,5% соответственно. Такую же картину мы видим с ценностью почета и уважения в обществе, ее кривая по возрастам выглядит следующим образом: 9,4%, 11,6%, 15,5% и 20,3% в четырех возрастных группах соответственно. Одновременно данные показывают, что с увеличением возраста значение отдельных составляющих жизненного успеха снижается. В основном это относится к ценности работы и профессионализма, которые в наибольшей степени характерны именно для молодых граждан. Так, ценность интересной и любимой
работы, возможность заниматься любимым делом снижается с увеличением возраста, составляя в разных возрастных категориях соответственно 45,9%, 40,7%, 34,8% и 24,4%. Такие же тенденции характерны для таких ценностей, как «Быть профессионалом в своей работе», «Престижная работа», «Собственный бизнес» (рис. 4).
С целью выявления отношения населения Казахстана к отечественному образованию, уровня доверия к нему в анкету был включен вопрос «Где бы Вы хотели, чтобы Ваши дети получали высшее образование? Если у Вас сейчас нет детей, то представьте: где бы Вы хотели, чтобы они учились, когда они у Вас будут?». Согласно полученным данным чуть более половины казахстанцев (52,2%) предпочли бы для своих детей отечественное образование. Практически каждый шестой ка-захстанец (16,9%) хотел бы, чтобы его дети получили образование в Европе, 15,7% в большей мере доверяют российскому образованию, 10,5% казахстанцев мечтают, чтобы их дети учились в Америке (рис. 5).
Анализ корреляций в разрезе этноса показывает, что ценность казахстанского образования доминирует во всех этносах, при этом наибольшая доля предпочитающих обучать детей в Казахстане насчитывается среди казахов (58,6%), среди других этносов (помимо казахов и русских) она равна 48,7%. Наименьшее значение демонстрируют русские, однако нельзя назвать его низким (36,9%). На второе место по предпочтениям для получения детьми образования у казахов выходит Европа (18%), на третье — Америка (11,5%). Каждый 11-й казах (9%) хотел бы, чтобы его дети получили образование в России. У русских распределение стран выглядит следующим образом: Казахстан (36,9%), на второе место уверенно выходит Россия (31,2%), на третье — Европа (13,9%), на четвертом — Америка (9%). Среди населения, представляющего другие (помимо казахов и русских) этносы, распределение следующее: казахстанское образование — 48,7%, российское — 20,1%, европейское — 17% и американское — 8,5% (рис. 6).
В рамках настоящего исследования определялось отношение населения страны к обязательности и всеобщности труда. На вопрос анкеты «С каким из утверждений Вы согласны в большей степени?» подавляющее большинство опрошенных (64,5%) выбрали утверждение «Все трудоспособные граждане обязаны работать». Почти треть респондентов (33%) считают, что «Работать или не работать — дело свободного выбора каждого человека». Мы видим, что в сознании большей части граждан Казахстана установка на обязательный труд доминирует. Возможно, сохранение данной установки обусловлено особенностями социализации, прошедшей у части населения современного Казахстана в советский период (рис. 7).
Данные показывают, что значимость установки «Все трудоспособные граждане обязаны работать» постепенно растет с увеличением возраста респондентов. Так, если среди молодежи (в возрасте от 18 до 29 лет) с утверждением об обязательности труда согласны 54,8%, в возрасте от 30 до 45 лет — 65,5%, в категории от 46 до 60 лет данный показатель равен 70,2%, а среди старшей возрастной когорты он достигает 74,4%. Приведенные данные могут указывать на то, что установка на обязательность и всеобщность труда для каждого гражданина, в меньшей степени важная для сегодняшней молодежи, чем для граждан более старших возрастов, в будущем, возможно, будет еще больше снижаться (табл. 10).
Этнические ценности разных групп населения современного Казахстана. Основанием для формирования системы этнических ценностей является исторический социальный опыт коллективной жизнедеятельности членов этноса. В рамках настоящего исследования содержание этнических ценностей населения Казахстана раскрывалось через такие эмпирические индикаторы, как роль национальных обычаев в сознании казахстанцев, степень социальной дистанции по отношению к людям другой национальности, вероятность возникновения межнациональных конфликтов и их потенциальные причины, допустимые формы защиты интересов своего этноса в сознании казахстанцев.
На вопрос социологической анкеты «Как Вы считаете, необходимо ли соблюдать национальные обычаи?» подавляющее большинство опрошенных казахстан-цев (65,9%) ответили: «Обязательно, это наша история». Почти треть опрошенных (27,5%) считают, что нужно соблюдать только некоторые из них, наиболее важные. Около 3% опрошенных считают необязательным соблюдение национальных обычаев, признавая их пережитком прошлого (рис. 8).
Анализ корреляций в разрезе этносов показывает, что наибольшее число тех, кто считает обязательным соблюдение национальных обычаев, насчитывается среди представителей других (помимо казахов и русских) этносов (71,4%), среди казахов данный показатель составляет 69,2% (от всех казахов), среди русских — 54,7%. Значительная часть русского населения, в свою очередь, считает, что соблюдать нужно только некоторые из обычаев (37,3% от всех русских), среди казахов придерживающихся подобного мнения 24,5%, среди других этносов — 22,8%. По-видимому, меньшая установка на сохранение национальных обычаев у русских связана с меньшей потребностью в этом, поскольку элементы национальной культуры доступны (главным образом, русский язык) и в течение долгого времени не подвергались угрозе исчезновения. В то же время это может говорить о том, что представители русского этноса в большей степени модернизированы, подвергнуты урбанизированным ценностям, отчасти связанным со стиранием национальных границ.
Одной из переменных, позволяющих определить степень социальной дистанции по отношению к представителям других этносов, является шкала Э. Богардуса, направленная на выявление допустимых отношений населения с людьми другой национальности. На вопрос анкеты «Назовите наиболее близкие отношения, приемлемые для Вас, с представителями другой национальности» респондентам можно было выбрать не более двух вариантов ответа. Данные показывают, что наиболее приемлемыми отношениями с людьми другой национальности для населения Казахстана являются дружеские отношения — 64,2% допустили возможность вступления в такие отношения для себя лично. 37,3% считают приемлемыми соседские отношения с людьми другой этнической принадлежности. 16,1% согласились бы иметь коллег по работе другого этноса. Практически каждый восьмой опрошенный казахстанец (12,7%) считает для себя приемлемым иметь с людьми другой национальности близкие и родственные отношения, состоять в браке. Данная степень социальной дистанции считается минимальной, поскольку вступление в брак с человеком другой этнической принадлежности предполагает очень тесное взаимодей-
ствие этносов и демонстрирует крайне высокую степень толерантности по отношению к другим этносам. Только 2% опрошенных казахстанцев характеризуются крайне низкой степенью межэтнической толерантности, не допуская для себя возможности вступления в тесные отношения с людьми другой национальности, желая жить с ними в разных государствах (рис. 9).
Существуют некоторые различия в степени социальной дистанции по отношению к людям другой национальности в сознании населения разных этнических групп. Так, наибольшую степень межэтнической толерантности демонстрируют представители других (помимо казахов и русских) этносов и русские. Допускают для себя вступление в близкие и родственные отношения (включая вступление в брак) с другими этносами 19,2% русских и 17,9% членов других этносов, тогда как среди казахов таковых насчитывается 9,4% (при этом нельзя считать данный показатель низким!). Среди русских и других этносов выше доля тех, кто считает приемлемым для себя вступление в дружеские отношения с людьми другой национальности (73,7% среди других, 70,8% среди русских, 60% среди казахов).
Измерение этнических ценностей населения включает в себя также изучение оценок со стороны населения вероятности возникновения в стране конфликтов на национальной почве. На вопрос анкеты «Как Вы думаете, есть ли сейчас вероятность возникновения межнациональных конфликтов в месте вашего проживания?» подавляющее большинство опрошенных (61,5%) ответило «Нет, у нас межнациональные конфликты исключены». Около четверти всех опрошенных (24,6%) допускают возможность возникновения в месте их проживания незначительных бытовых конфликтов на национальной почве. Каждый 40-й казахстанец (51 человек или 2,5%) считает, что в Казахстане существует опасность возникновения серьезных межнациональных столкновений, в которых может принять участие значительное количество людей (рис. 10).
На вопрос анкеты «Что вероятнее всего могло бы стать причиной межнационального конфликта в том месте, где Вы проживаете?» чуть более четверти опрошенных (27%) ответили «Некорректное, хулиганское поведение молодых людей в общественных местах». На втором месте среди причин возникновения межнациональных конфликтов стоит «Большое количество приезжих, нарушение приезжими покоя среди местного населения» — 19,9%. Практически каждый пятый казахстанец (19%) в качестве причины возможного конфликта на национальной почве видит публикации в прессе материалов, оскорбляющих национальные чувства. Практически каждого шестого казахстанца (17,3%) волнует проблема нарушения прав людей по национальному признаку, отказ в приеме на работу или увольнение из-за национальности, которая может стать причиной конфликта на национальной почве. 16,8% казахстанцев в качестве потенциальной причины межэтнических конфликтов в стране называют плохие отношения между людьми разных национальностей, неприязнь, которая имеет давнюю историю (табл. 11).
Анализ корреляций в разрезе этносов показывает, что казахи в большей степени, чем другие этносы, основными проблемами, способными стать причиной межэтнических конфликтов в Казахстане, считают: плохие отношения между людьми разных национальностей, неприязнь, которая имеет давнюю историю (17,5% среди
казахов, 15,1% — среди русских, 16,5% — среди других этносов), конкуренцию между предпринимателями разных национальностей (10,3%, 5,5% и 5,8% соответственно) и действия этнических преступных группировок, этнических криминальных элементов (14,6%, 10,0% и 8,9% соответственно). Для русских в большей степени, чем для представителей других этносов, в качестве потенциальных причин возникновения межэтнических конфликтов в Казахстане видятся: проблема публикации в прессе материалов, оскорбляющих национальные чувства (21,6% среди русских, 18,9% среди казахов, 13,8% — среди других этносов), трудности со знанием государственного языка, перевод делопроизводства на государственный язык (15,3%, 11,5%, 11,6% соответственно), нарушение прав людей по национальному признаку, отказ в приеме на работу или увольнение из-за национальности (24,7%, 14,0% и 20,1% соответственно).
Одним из измерений этнических ценностей является выявление наличия у жителей Казахстана опыта столкновения с фактами ущемления их прав из-за национальной принадлежности. Предполагалось, что наличие чувства незащищенности и социальной уязвимости своей этнической группы способно подтолкнуть население к конкретным действиям, направленным на защиту интересов своей дискриминируемой группы. На вопрос анкеты «Приходилось ли Вам лично в течение последнего года сталкиваться с ущемлением Ваших прав из-за национальной принадлежности?» почти 80% населения ответили, что они лично никогда не сталкивались с фактами дискриминации по этническому признаку. Каждый 14-й казахстанец (7,1%) заявил, что лично с ним подобного не было, но он хорошо знает людей, с которыми такое точно случалось. 8,1% опрошенных так или иначе сталкивались с фактами ущемления прав по этническому признаку (в сумме ответов «Да, со мной такое было несколько раз» — 2,9% и «Были отдельные случаи, когда мои права нарушались из-за национальной принадлежности» — 5,2%). Мы видим, что более чем 15% населения в той или иной степени сталкивались со случаями этнической дискриминации лично или понаслышке (рис. 11).
В ходе социологического опроса респондентам предлагалось указать, какие формы защиты интересов своего этноса они готовы предпринять. На вопрос анкеты: «Выберите, что Вы готовы предпринять в защиту своих интересов?» можно было отметить не более двух вариантов ответа. Результаты показывают, что наиболее распространенной формой защиты своих интересов (в том числе интересов своей этнической группы) является обращение в суд — 34,3%, затем идет позиция «Ничего не буду предпринимать» — 23%, замыкает тройку наиболее популярных ответов вариант «Приду на прием к представителям государственной власти» — 14,7% (табл. 12).
Заключение
Ценностные сдвиги, происходящие в современном казахстанском обществе, являются важным аспектом социальных процессов. Поэтому изучение ценностей любого общества представляет собой не только научный интерес для узких академических кругов, но также важно в рамках государственного управления социальными процессами. Принимая во внимание тот факт, что современный Казахстан на протяжении последних двух десятилетий переживает период активных структур-
ных трансформаций, заключающихся в утверждении нового политического, экономического и культурного строя, совершенно нормальным считается сочетание в сознании его населения различных систем ценностей.
Одним из векторов развития ценностной структуры казахстанцев является глобальный мир, пропагандирующий ценности свободы, демократии, индивидуализма и рыночной экономики. С другой стороны, процесс глобализации усиливает потребность казахстанцев в поиске и сохранении элементов традиционной культуры, которая для многих граждан страны представляет ценностную опору для формирования новой общей казахстанской идентичности.
Результаты проведенного социологического исследования показывают, что ключевыми жизненными ценностями в сознании подавляющей части населения Казахстана являются традиционные ценности — здоровье и семья. Помимо данных ценностей в пятерку лидеров также вошли материальное благополучие, дружба и успешная карьера. Если для населения более старшего возраста наиболее важными являются ценности семьи и здоровья, то ценность успешной карьеры и высокого профессионализма более характерна для молодежи.
Наиболее распространенным жизненным кредо для казахстанцев является установка «Самое большое сокровище на свете — семья и дети», что в который раз доказывает доминирование в ценностной структуре населения традиционных семейных ценностей. В пятерку наиболее распространенных представлений о счастье в сознании казахстанцев вошли: дети, тишина и спокойствие, друзья и дорогие люди, любимый человек и деньги.
В сознании большей части населения Казахстана по-прежнему доминируют патриархальные семейные установки, традиционные представления о семье, в которой, несмотря на активную роль женщины, должен доминировать мужчина. В большей степени, чем другие этносы, патриархальностью установок характеризуются казахи, минимальное значение демонстрируют русские. Отношение населения Казахстана к нетрадиционным формам брака и к различным формам брачных девиаций негативно. К наименее приемлемым в сознании казахстанцев формам семейных девиаций относятся насилие в отношении женщин, гомосексуальные отношения и применение физических наказаний в отношении детей. Около половины населения Казахстана время от времени слышат о фактах семейного насилия или насилия в отношении девушек, каждый десятый опрошенный гражданин страны регулярно сталкивается или слышит о подобных ситуациях. Среди качеств, которые, по мнению населения, необходимо воспитывать в будущем поколении, лидируют: трудолюбие, ответственность, уважение к другим людям, терпимость и бережливость.
Важнейшими компонентами жизненного успеха в сознании казахстанцев являются крепкая семья, интересная и любимая работа, возможность заниматься любимым делом, материальное богатство и высокооплачиваемая работа. Ценность работы, труда имеет высокую значимость для казахстанцев как условие и следствие жизненного успеха. Молодежь Казахстана отличается от других возрастных групп более значительным вниманием к ценности интересной и любимой работы, профессионализма, собственного бизнеса. Подавляющее большинство казахстан-
цев придерживаются мнения, что все трудоспособные граждане обязаны работать. При этом данная установка на всеобщий и обязательный труд главным образом характерна для населения старших возрастных когорт, практически на 20% превышая данную установку среди молодежи страны.
Отечественное образование имеет высокую ценность в сознании практически половины населения страны, причем во всех этнических группах. Наибольшая доля предпочитающих обучать детей в Казахстане насчитывается среди казахов, далее идут другие этносы, наименьшее значение демонстрируют русские, однако нельзя назвать его низким (более трети от всех опрошенных данной национальности). После отечественного образования в качестве приоритетных стран для обучения детей казахстанцы рассматривают прежде всего Европу, Россию (главным образом этнические русские и другие этносы) и Америку.
Подавляющее большинство казахстанцев считают нужным соблюдать национальные обряды. Наибольшее число тех, кто считает обязательным соблюдение национальных обычаев, насчитывается среди представителей других (помимо казахов и русских) этносов и казахов. В целом можно охарактеризовать степень межэтнической толерантности в Казахстане как достаточно высокую, легко допускающую дружеские, соседские и служебные отношения с людьми другой национальности и даже вступление с ними в брак. При этом степень межэтнической толерантности выше среди русского населения и представителей других этносов.
Подавляющее большинство казахстанцев убеждено, что возникновение межнациональных конфликтов в Казахстане исключено. Около четверти всех опрошенных допускают возможность возникновения в месте их проживания незначительных бытовых конфликтов на национальной почве. В качестве основных причин потенциального возникновения межэтнических конфликтов в Казахстане население страны видит некорректное, хулиганское поведение молодых людей в общественных местах, большое количество приезжих, нарушение приезжими покоя среди местного населения и публикации в прессе материалов, оскорбляющих национальные чувства.
Почти 80% населения лично никогда не сталкивались с фактами дискриминации по этническому признаку. Наиболее приемлемыми способами защиты своих интересов, если это понадобится (в том числе интересов своей этнической группы), в сознании населения Казахстана являются: обращение в суд, к представителям государственной власти, в приемную партии «Нур Отан» и в СМИ (в газету, на телевидение, радио). Около четверти населения страны в случае необходимости защиты своих прав ничего не планируют предпринимать.
В современном казахстанском обществе намечается тренд к постепенному переходу от нормативных ценностей, доминирующих в традиционных обществах, к современным ценностям, ориентирующимся на рациональность выбора, толерантность, доверие и участие в общественно-политической жизни (самовыражение). Главным образом эта тенденция характерна для молодежи страны, молодежь более рациональна, ориентирована на внешний мир. Для молодежи в большей степени, чем для других возрастных групп, характерна значимость ценностей успешной карьеры, профессионализма, дружбы, престижа, власти и воображения. Одновременно фикси-
руется достаточно традиционное отношение к институту брака среди молодых казах-станцев. В целом заметны различия не только по возрасту, но и по этнической принадлежности. Так, представители титульной нации в большей степени ориентированы на консервативный патриархальный брак (тогда как среди русских фиксируется доминирование ценности эгалитарной семьи), на получение образования внутри страны, на ценность обязательного соблюдения национальных традиций.
Таблица 1
Распределение ответов на вопрос: «Что из перечисленного является для Вас наиболее важным?»
Вариант ответа %
Здоровье личное, здоровье близких 75,7
Семья, дети, родители 75,6
Деньги, материальное благополучие 21,5
Дружба 20,3
Успешная карьера, высокий профессионализм 12,4
Любовь, любимый человек 12,3
Самореализация, личностный рост, достижение цели 10,4
Получение хорошего образования, квалификация 8,1
Помощь людям 7,2
Служба Родине 5,9
Знание, образование 5,9
Соблюдение прав и свобод 4,3
Соблюдение традиций и обычаев 3,9
Вера, религия 2,5
Творчество 1,5
Таблица 2
Распределение ответов на вопрос:
«Какое из приведенных ниже высказываний больше всего характеризует Ваше
жизненное кредо?»
Вариант ответа %
Самое большое сокровище на свете — семья и дети 46,0
Надо жить сегодняшним нем и получать удовольствие от жизни 16,2
Нужно жить, планируя свое будущее 13,4
Человек предполагает, а Бог располагает 9,3
Вариант ответа %
Самое главное для человека — 7,2
это самосовершенствование и саморазвитие
Есть вещи важнее денег, но без денег эти вещи не купишь 4,8
Человек без Родины — что соловей без песни 1,7
Рис. 1. Распределение ответов на вопрос: «Что из перечисленного является для Вас наиболее важным?», %, в разрезе возраста
Таблица 3
Распределение ответов на вопрос: «Какое из приведенных ниже высказываний больше всего характеризует Ваше жизненное кредо?», %, в разрезе возраста
Вариант ответа От 18 до 29 лет От 30 до 45 лет От 46 до 60 лет От 61 года и старше
Самое большое сокровище на свете — семья и дети 37,8 49,1 49,8 49,6
Надо жить сегодняшним днем и получать удовольствие от жизни 22,2 12,9 15,0 13,0
Нужно жить, планируя свое будущее 16,5 13,8 10,5 10,6
Вариант ответа От 18 до 29 лет От 30 до 45 лет От 46 до 60 лет От 61 года и старше
Самое главное для человека — это самосовершенствование и саморазвитие 9,6 7,0 4,5 6,9
Есть вещи важнее денег, но без денег эти вещи не купишь 3,7 5,2 6,9 2,8
Человек предполагает, а Бог располагает 7,7 8,0 11,2 13,4
Человек без Родины, что соловей без песни 1,0 2,6 0,6 2,8
Таблица 4
Распределение ответов на вопрос: «Счастье — это прежде всего...»
Вариант ответа %
Дети 56,9
Тишина и спокойствие 38,1
Друзья, дорогие люди 33,4
Любимый человек 33,2
Деньги 15,9
Получение удовольствия от своей работы 14,7
Наличие хобби, увлечения, любимого дела 11,5
Престиж и власть 4,9
Адреналин, риск, скорость 4,4
Таблица 5
Распределение ответов на вопрос: «Счастье — это прежде всего.», %, в разрезе возраста
Вариант ответа От 18 до От 30 до От 46 до От 61 года
29 лет 45 лет 60 лет и старше
Тишина и спокойствие 32,3 33,5 43,8 54,9
Любимый человек 43,4 32,9 25,8 23,6
Дети 43,5 64,5 64,4 53,7
Адреналин, риск, скорость 6,9 3,9 3,2 2,4
Друзья, дорогие мне люди 37,6 33,0 30,5 29,7
Деньги 18,0 15,5 16,1 11,4
Престиж и власть 8,4 4,2 3,6 0,8
Получение удовольствия от своей работы 16,6 17,7 12,9 5,3
Наличие хобби, увлечения, любимого дела 14,6 10,1 13,7 3,7
Рис. 2. Распределение ответов на вопрос: «По Вашему мнению, кто должен быть главным в семье?»
Рис. 3. Распределение ответов на вопрос: «Случалось ли Вам видеть, слышать о ситуации, когда мужчина поднимает руку на свою жену / девушку (среди Ваших знакомых, друзей, родственников)?», %
Таблица 6
Распределение ответов на вопрос: «Оцените по шкале от 1 до 10, насколько приемлемыми, на Ваш взгляд, являются следующие явления...», %
Вариант ответа Совершенно неприемлемо Полностью приемлемо
Сожительство 42,4 15,0
Сексуальные отношения до брака для женщин 53,2 8,6
Сексуальные отношения до брака для мужчин 40,0 15,4
Гомосексуальные отношения 84,4 1,8
Ситуация, когда мужчина зарабатывает меньше женщины 34,5 8,9
Применение физических наказаний в отношении детей 77,6 2,1
Аборт 64,9 3,0
Развод 52,4 4,6
Ситуация, когда мужчина поднимает руку на свою жену/ девушку 85,7 1,4
Таблица 7
Распределение ответов на вопрос: «Оцените по шкале от 1 до 10, насколько приемлемыми, на Ваш взгляд, являются следующие явления.» — выбравшие вариант ответа «Совершенно неприемлемо», в разрезе этносов, %
Вариант ответа Казах Русский Другой национальности
Сожительство 50,3 22,7 40,2
Сексуальные отношения до брака для женщин 61,7 32,0 50,4
Сексуальные отношения до брака для мужчин 46,0 23,9 40,6
Гомосексуальные отношения 84,3 82,4 89,3
Ситуация, когда мужчина зарабатывает меньше женщины 37,5 27,6 32,6
Применение физических наказаний в отношении детей 80,1 72,0 75,0
Аборт 69,4 51,2 68,3
Развод 56,3 40,6 55,4
Ситуация, когда мужчина поднимает руку на свою жену/девушку 83,6 89,2 89,7
Таблица 8
Распределение ответов на вопрос: «Как Вы думаете, какие качества необходимы для воспитания будущего поколения?»
Вариант ответа %
Трудолюбие 72,0
Ответственность 63,4
Уважение к другим людям 45,7
Терпимость 34,0
Бережливость 18,2
Послушание 13,0
Самовыражение 10,9
Неэгоистичность 8,8
Религиозность/ набожность 3,7
Воображение 3,1
Таблица 9
Распределение ответов на вопрос: «Что значит лично для Вас жизненный успех?»
Вариант ответа %
Крепкая семья, дети 44,6
Интересная и любимая работа, возможность заниматься любимым 38,8
делом
Быть профессионалом в своей работе 25,4
Материальное богатство 22,6
Высокооплачиваемая работа 20,1
Быть свободным и независимым 19,8
Собственный бизнес 17,3
Много друзей 13,5
Почет и уважение в обществе 12,9
Престижная работа 12,3
Возможность приносить пользу обществу 11,7
Руководящая должность 6,5
Возможность хорошо жить, не работая 4,7
Жить за границей 1,1
Рис. 4. Распределение ответов на вопрос: «Что значит лично для Вас жизненный успех?», в разрезе возраста
Рис. 5. Распределение ответов на вопрос: «Где бы Вы хотели, чтобы Ваши дети получали высшее образование? Если у Вас сейчас нет детей, то представьте, где бы Вы хотели, чтобы они учились, когда они у Вас будут?»
60,0%
50,0%
1 Казах I Русский
Другой национальности
Рис. 6. Распределение ответов на вопрос: «Где бы Вы хотели, чтобы Ваши дети получали высшее образование? Если у Вас сейчас нет детей, то представьте, где бы Вы хотели, чтобы они учились, когда они у Вас будут?», в разрезе этносов
Рис. 7. Распределение ответов на вопрос: «С каким из утверждений Вы согласны в большей степени?»
Таблица 10
Распределение ответов на вопрос: «С каким из утверждений Вы согласны в большей степени?», в разрезе возраста
Вариант ответа От 18 до От 30 до От 46 до От 61 года
29 лет 45 лет 60 лет и старше
Все трудоспособные граждане обязаны работать 54,8 65,5 70,2 74,4
Работать или не работать — дело свободного выбора каждого человека 41,5 32,8 27,7 23,2
Затрудняюсь ответить 3,7 1,7 2,1 2,4
Таблица 11
Распределение ответов на вопрос: «Что вероятнее всего могло бы стать причиной межнационального конфликта в том месте, где Вы проживаете?»
Вариант ответа %
Некорректное, хулиганское поведение молодых людей в общественных местах 27,0
Большое количество приезжих, нарушение приезжими покоя среди местного населения 19,9
Публикации в прессе материалов, оскорбляющих национальные чувства 19,0
Нарушение прав людей по национальному признаку, отказ в приеме на работу или увольнение из-за национальности 17,3
Плохие отношения между людьми разных национальностей, неприязнь, которая имеет давнюю историю 16,8
Провокации, резкие выступления националистических организаций 15,0
Действия этнических преступных группировок, этнических криминальных элементов 12,8
Трудности со знанием государственного языка, перевод делопроизводства на государственный язык 12,4
Конкуренция между предпринимателями разных национальностей 8,6
Рис. 8. Распределение ответов на вопрос: «Как Вы считаете, необходимо ли соблюдать национальные обычаи?»
Рис. 9. Распределение ответов на вопрос: «Назовите наиболее близкие отношения, приемлемые для Вас, с представителями другой национальности»
Рис. 10. Распределение ответов на вопрос: «Как Вы думаете, есть ли сейчас вероятность возникновения межнациональных конфликтов в месте Вашего проживания?»
Рис. 11. Распределение ответов на вопрос: «Приходилось ли Вам лично в течение последнего года сталкиваться с ущемлением Ваших прав
из-за национальной принадлежности?»
Таблица 12
Распределение ответов на вопрос: «Выберите, что Вы готовы предпринять в защиту своих интересов?»
Вариант ответа %
Обращусь в суд 34,3
Ничего не буду предпринимать 23,0
Приду на прием к представителям государственной власти 14,7
Обращусь в приемную партии «Нур Отан» 11,5
Обращусь в газету, на телевидение, радио 9,7
Буду бороться за права своей национальности любыми средствами, если потребуется, даже с применением силы 7,0
Буду участвовать в мирной демонстрации 5,7
Уеду из страны 2,8
Приму участие в митинге протеста 2,6
Обращусь в любую политическую партию 2,6
Не выйду на работу, на учебу 2,3
Объявлю голодовку 1,7
Буду участвовать в перекрытии дорог, автотрасс 1,2