Научная статья на тему 'Традиции в современной архитектуре буддийских храмов в Китае'

Традиции в современной архитектуре буддийских храмов в Китае Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
19
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
современная буддийская архитектура в Китае / храмовая архитектура / традиция / инновация / современная архитектура / modern Buddhist architecture in China / temple architecture / tradition / innovation / modern architecture

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Ба Ваньли

В последние сорок лет современная архитектура Китая стремительно развивалась. Различные типы зданий отвечают потребностям современного образа жизни. Можно выделить здания, обслуживающие сферу потребления, здания учебно-воспитательных организаций, здания, предназначенные для культурно-досуговой деятельности, здания, являющиеся объектами культурного наследия, здания коммерческого назначения, здания для отправления культа и т. д. Развитие современной архитектуры определяется уровнем развития современной науки и техники, уровнем промышленного развития, характеризуется применением инновационных технологий и материалов. Но также верно, что современная архитектура прочно укоренена в традиции, использует модели, которые были выработаны в культуре тысячи лет назад. Современная архитектура объектов религиозного назначения является важной частью всей современной архитектуры. Китай — страна, где сосуществуют различные религии (даосизм, буддизм, христианство, ислам и т. д.), их конфессии, школы мысли, культы и т. д. Буддизм имеет долгую историю и большое количество верующих в Китае, а буддийская архитектура долгое время развивалась в Китае. На примере храмовой архитектуры «Дворца Ушниша» в Нанкине, храма Гоцин в Шанхае и комплекса «Путошань Гуаньинь Дхарма Реалм» в городе Чжоушань анализируются черты национальной архитектурной традиции, проявившиеся в современных буддийских храмовых зданиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern Architecture Traditions of Buddhist Temples in China

Modern architecture of China has been developing during the last forty years. Different types of buildings meet the requirements of modern lifestyle. We may point out the buildings of the consumption sphere, buildings of educational institutions and establishments, buildings for cultural and leisure activities, buildings which are the sites of cultural heritage, buildings for commercial activity, buildings for religious worship etc. Development of modern architecture is determined by the development level of modern science and technology, of industrial development level. It is characterized by the use of innovational technologies and materials. We must admit by saying that modern architecture follows the traditions of the past and uses the samples which appeared in culture thousands of years ago. Modern architecture of the buildings for religious worship is an important part of the whole modern architecture. China is a country of different religions (Taoism, Buddhism, Christianity, Islam etc.), their confessions, schools of thought, religious cults etc. Buddhism in China has a very long history and the biggest part of the religious people and Buddhist architecture was developing in China for many years. Features of national architectural tradition which appeared in the constructions of modern Buddhist temples are analyzed on the samples of temple architecture of Ushan Palace in Nanjing, Guoqing Temple in Shanghai and Putuoshan Guanyin Dharma Realm complex in Zhoushan

Текст научной работы на тему «Традиции в современной архитектуре буддийских храмов в Китае»

УДК 008:74(510):24

Ба Ваньли

аспирант

Санкт-Петербургский

государственный университет,

Санкт-Петербург, Россия

E-mail: [email protected]

ТРАДИЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ АРХИТЕКТУРЕ БУДДИЙСКИХ ХРАМОВ В КИТАЕ

В последние сорок лет современная архитектура Китая стремительно развивалась. Различные типы зданий отвечают потребностям современного образа жизни. Можно выделить здания, обслуживающие сферу потребления, здания учебно-воспитательных организаций, здания, предназначенные для культурно-досуговой деятельности, здания, являющиеся объектами культурного наследия, здания коммерческого назначения, здания для отправления культа и т. д. Развитие современной архитектуры определяется уровнем развития современной науки и техники, уровнем промышленного развития, характеризуется применением инновационных технологий и материалов. Но также верно, что современная архитектура прочно укоренена в традиции, использует модели, которые были выработаны в культуре тысячи лет назад. Современная архитектура объектов религиозного назначения является важной частью всей современной архитектуры. Китай — страна, где сосуществуют различные религии (даосизм, буддизм, христианство, ислам и т. д.), их конфессии, школы мысли, культы и т. д. Буддизм имеет долгую историю и большое количество верующих в Китае, а буддийская архитектура долгое время развивалась в Китае. На примере храмовой архитектуры «Дворца Ушниша» в Нанкине, храма Гоцин в Шанхае и комплекса «Путошань Гуаньинь Дхарма Реалм» в городе Чжоушань анализируются черты национальной архитектурной традиции, проявившиеся в современных буддийских храмовых зданиях.

Ключевые слова: современная буддийская архитектура в Китае, храмовая архитектура, традиция, инновация, современная архитектура

Для цитирования: Ба Ваньли. Традиции в современной архитектуре буддийских храмов в Китае / Ба Ваньли //Вестник культуры и искусств. — 2024. — № 4 (80). — С. 66-75.

Под современной архитектурой в данной статье понимается совокупность зданий, построенных с конца XX — начала XXI веков. Современная архитектура может быть авангардна и лаконична или же сложна и креативна. Основана она на научных и рациональных принципах, а потому отличается от традиционной архитектуры. Предпосылки появления современной архитектуры — развитие промышленности и технологий, повышение производительности труда, а также изменение условий жизни людей. Современная архитектура призвана удовлетворять потребности людей, соответствовать их стилю жизни. Прогресс социального мышления влияет на развитие архитектуры, способствуя развитию миро-

вого современного архитектурного художественного движения. Понятие «современная архитектура» имеет различные определения, современная архитектура может быть понята как современное мировое архитектурное художественное движение, которое охватывает модернизм, интернационализм, деконструкти-визм, возникший под влиянием деконструкти-вистской философии, неоклассицизм, постмодернизм и так далее [14, с. 16].

Хотя современная архитектура имеет инновационные черты, она также отражает традицию. Поскольку традиционная архитектура является основой для современных архитектурных инноваций, о современной архитектуре также можно сказать, что она формируется на

66

основе развития традиционной архитектуры, благодаря непрерывному развитию науки и техники, повышению эстетического уровня людей. Традиционные элементы становятся важной частью современной архитектуры [18, с. 138]. Например, многие работы Питера Айзенмана, всемирно известного архитекто-ра-деконструктивиста, основаны на работе с линией, фрагментации привычных форм, изменении традиционных архитектурных элементов. Обращение к традиции прослеживается как в его теоретических работах, так и в реализованных проектах. Первый масштабный архитектурный проект Питера Айзенма-на — Центр визуальных искусств и библиотека Векснера (Wexner Center for the Visual Arts and Fine Arts Library) Университета штата Огайо, расположенный в городе Колумбус, США — был завершен в 1989 г. Центр является публичной галереей и международной лабораторией по исследованию и развитию современного искусства. Дизайн центра стал знаковым, он основывается на архитектурных идеях декон-структивизма. Центр визуальных искусств находится на границе между кампусом и городом, Айзенман совмещает геометрию городской сетки с геометрией исторического центра кампуса, так называемого «Овала»1, стирая грань между внутренним и внешним, задавая новые траектории и создавая дополнительное напряжение между узором городских улиц и геометрией кампуса. Архитектор также работает с элементами традиционной архитектуры — слияние традиционного и современного проявляется, например, в использовании различных материалов. При строительстве главного здания Айзенман использовал красный кирпич, который резко контрастирует с внешней белой решетчатой структурой здания. Такой контраст фактур и материалов оказывает сильное ви-

1 Первоначального дизайн кампуса соответствовал дизайну английского поместья: находился в тихом месте, был окружен лужайками, садами, лесными массивами и другими ландшафтными объектами. «Овал» — это лужайка, примыкающая к ряду академических зданий. Со временем на ней появились точки притяжения — валуны, памятные деревья, таблички и т. д., а преподаватели и студенты вытоптали тропинки, из которых образовался особый геометрический рисунок. Место хранит историю университета и является символом штата Огайо.

зуальное воздействие на зрителя. Айзенман берет за основу архитектурный объем старого Арсенала и выполняет серию разрезов, совмещая фрагментированную массу с невесомой сетчатой структурой. Так в современном деконструктивистском проекте обыгрывается контраст между прошлым и настоящим, между традиционным и инновационным.

Китай имеет многовековую историю зодчества. Во время бурного развития современной архитектуры не обошлось без обращения к традиции. Современное отстраивается от традиционного. Это особенно верно в области архитектуры. Традиции находят отражение в различных типах зданий как культового, так и светского назначения. Например, отсылки к традиционному зодчеству можно увидеть в архитектуре современных университетов. Так, традиции легли в основу архитектуры нового кампуса Лунцзыху Хэнаньского университета (Henan University Longzi Lake campus), построенного в городе Чжэнчжоу в 2021 г. Примечательной особенностью архитектуры кампуса являются крыши зданий. Китайское зодчество начиная с древних эпох располагало богатым репертуаром силуэтных форм крыши — с расширенными скатами и седловидной коньковой частью, скирдоподобными, в форме лодочного днища и т. д. Но все они имеют ряд общих характерных особенностей: широкие нерасчле-ненные поверхности крутых скатов, сильный вынос карнизов и вытянутые приподнятые углы, которые облегчают массив кровли. Формирование данного архитектурного типа приходится на иньскую эпоху» [6, с. 839].

При строительстве музеев в Китае архитекторы часто выбирают традиционные планировочные решения. «В китайском зодчестве минимальной архитектонической единицей является не отдельное здание, а определенный комплекс построек. Выделяются три главные категории таких архитектурных комплексов: частная усадьба (чжао), дворцовый и храмовый ансамбли». Рассмотрим Исторический музей провинции Шэньси (Shaanxi History Museum) в Сиане, строительство которого было завершено в 1991 году. Архитектор, г-жа Чжан Цзиньцю, создает сдержанный величественный архитектурный ансамбль в

67

стиле Тан (618-907 гг.) с павильоном в центре и башенными зданиями по четырем углам. Главное здание выстроено по оси север-юг (обращено на юг), оно имеет 9 пролетов и увенчано вальмовой крышей2 с двумя карнизами, прилегающие здания имеют 3 пролета3 и более простые четырехскатные крыши (по более простой конструкции визуально читается более низкий ранг постройки) также симметрично сгруппированы. Здесь четко прослеживаются отличительные особенности традиционного проектирования, выражены устойчивые пространственные представления — подчеркнуто меридиальное направление (ось «север-юг»), пространство замкнуто, обнесено оградой, имеет строгую геометрию — в плане образует квадрат, композиция построена по принципу зеркальной симметрии, открывается центральными воротами, пространство по центральной оси выделяется как наиболее важное. Прослеживаются нумерологические корреляции. Использован традиционный для данной местности колорит — темно-серые черепичные крыши, белые стены.

Традиционный компонент в современной культовой архитектуре Китая также очевиден. Буддизм широко распространен в Китае, поэтому и буддийская архитектура распространена повсеместно. В последние годы в Китае также было построено множество современных буддийских зданий, которые отражают традиционную природу китайской современной архитектуры.

Основы традиционного буддийского культового зодчества были заложены в Китае во времена эпохи Восточная Хань (25-220 гг.) — эпоху Шести династий (220-589 гг.). Буддийская архитектура в основном включает в себя буддийские храмы, монастыри, пагоды. Приме-

2 Вальмовая крыша — разновидность четырехскатной крыши, где торцовые скаты имеют треугольную форму (называются «вальмы») и простираются от конька до карниза, а два других ската имеют трапецеидальную форму. Является самой высокой разновидностью крыши в традиционной древнекитайской архитектуре.

3 Количество пролетов (расстояние между опорами) определяло ранг постройки, всегда выбиралось нечетное число. Один пролет был у вспомогательных построек, беседок. Для храма было достаточно иметь

3 пролета.

чательно, что изначально китайская культовая архитектура типологически практически ничем не отличалась от светских построек. Китайско-буддийское культовое зодчество также не содержало «никаких уникальных по сравнению с местными архитектурными ансамблями планировочных или строительных деталей. Одной из возможных причин подобной китаи-зации буддийского зодчества, думается, послужил высочайший уровень развития местного архитектурно-инженерного искусства, которое не нуждалось в новых для себя планировочных принципах и моделях» [6, с. 858]. К специфическому компоненту можно отнести разве что пагоды4, однако и они имели прототипы в виде национальных высотных и ярусных сооружений (например, павильоны-дянь и башни-лоу).

Буддийская культовая архитектура развивалась вместе с буддийской деятельностью, которая включает религиозно-обрядовые практики, чтение сутр, созерцание, медитацию, проповедь Учения, а также повседневную жизнь монахов, послушников и мирян [16, с. 47]. Помимо религиозной деятельности, буддийские центры также функционировали как социальные, политические и экономические институты (были зернохранилищами, сокровищницами, образовательными центрами, местами для торговли и проведения общественных фестивалей и т. д.).

Буддийские храмовые и монастырские комплексы спроектированы таким образом,

4 Обязательный компонент буддийских храмовых комплексов. Архитектурно-семантическим прототипом пагод является особый тип древнеиндийских культовых сооружений, известный как ступа. Исходно ступы являлись погребальными памятниками, состояли из постамента, размещенной на нем полусферической части и верхнего каменного куба, служившего ре-ликварием, завершал сооружение центральный шпиль с зонтичным навершием, также ступы обносились каменной. В Китае были разработаны несколько конструктивно-композиционных вариантов пагод, однако все они обязательно состояли из трех архитектонических частей — основания, тела и навершия, которые должны были символизировать три основные вертикально ориентированные зоны буддийского космоса: «чувственный мир», «мир форм» и «мир-не-форм». Пагоды служили местами хранения буддийских реликвий, вотивных предметов, книгохранилищами, однако внутренняя часть могла и отсутствовать [6, с. 868-870, 875-876].

68

чтобы воплощать «Три Сокровища» буддизма — Будду, его Учение и монашескую общину (сэнце, сангха), образовавшуюся вокруг учения, они разделены на три основные части, каждая из которых несет свою смысловую нагрузку. Главные здания — ворота, зал Будды, пагода — символически соответствуют Будде. Два других сокровища представляли залы, предназначенные для передачи Учения (зал песнопений, зал писаний и т. д.), а также помещения, предназначенные для повседневной жизни монахов и управления общиной (дом смотрителя, дом настоятеля).

Современная буддийская культовая архитектура в Китае может быть в большей степени быть основана на традиции или же может использовать приемы контраста, обыгрывать традиционные элементы. Современную буддийскую архитектуру в Китае можно разделить на следующие виды:

Во-первых, здания, архитектурная форма которых полностью совпадает с традиционными буддийскими образцами. Большинство из этих зданий — исторические буддийские храмы и монастыри, которые были реконструированы или были восстановлены на своих первоначальных местах. Хотя внешне архитектурные формы этих буддийских храмов соответствуют традиционным, в их внутреннюю планировку могут быть внесены изменения, чтобы здания отвечали потребностям современной жизни (комфорт, безопасность, доступность и прочее). Например, визуально комплекс может не выбиваться из общей исторической среды, но может иметь подземный паркинг и вспомогательные помещения, где спрятаны инженерно-технические коммуникации).

Второй тип современной буддийской храмовой архитектуры сочетает в своей архитектурной форме традицию с достижениями модернизма и других современных архитектурных стилей. Это буддийские храмовые здания, которые адаптировались к развитию буддизма, они выражают учение языком современной архитектуры. При их возведении использованы современные строительные материалы, применены передовые технологии строительства, технологические инновации, а дизайн основан на инновационных стратегиях визуального восприятия.

Современный буддийский

комплекс «Дворец Ушниша»

(Usnisa Palace), Нюшоушань,

Нанкин, Китай

Нанкинский «Дворец Ушниша5», также известный как дворец Фодин (Foding Palace), расположен в культурно-туристической зоне Нюшоушань (The Niushou Mountain Cultural Tourist Area, район Цзяннин, Нанкин, провинция Цзянсу). В 2012 г. официально началось строительство культурно-туристической зоны, а в 2015 г. комплекс был официально открыт для посетителей. Гора Нюшоу6 почитается в буддизме и является традиционным центром паломничества. На протяжении веков здесь было построено множество буддийских храмов. Согласно различным данным, буддизм на горе Нюшоу зародился во времена Южных династий (420-589 гг.) и достиг своего расцвета во времена династии Тан (618-907 гг.). Первый храм был построен здесь во времена династии Южная Лян (502-557 гг.). Гора Нюшоу является местом становления чань-буддистской секты Нютоу цзун7. Среди основных достопримечательностей — храм Фодин/Ушниша, пагода Фодин/Ушниша, дворец Фодин/Ушниша, пагода храма Хунцзюэ и т. д.

Главной достопримечательностью «Дворца Ушниша» является древняя реликвия — фрагмент теменной кости Будды Сиддхартхи Гаутамы8. Кость хранилась во внутренней золотой шкатулке, которая, в свою очередь, была помещена во внешнюю шкатулку из серебра, которая была спрятана внутри модели ступы9, именуемой «Пагода царя Ашоки», изготовленной из сандалового дерева, серебра и золота, а затем помещена во внешний каменный сундук. На каменном сундуке имелась длинная надпись, которая гласила, что более 2200 лет назад индийский царь Ашока отправил теменную кость Будды в Китай. Реликвия сначала демонстрировалась в храме Цися, затем ее постоянным местом хранения стал «Дворец Ушниша». Дворец был назван в честь характерного возвышения на затылке Будды, которое символизирует мудрость и на санскрите называется «Ушниша10».

Общая площадь всего Дворца Ушниша составляет почти 130 000 м2, длина около 220 м,

69

ширина 160 м и высота 90 м. Дворец имеет 9 этажей — три надземных этажа и шесть подземных этажей.

Внешнее структура состоит из двух основных частей — большого купола цвета розового золота и малого купола цвета желтого золота. Большой сетчатый купол простирается на 120 метров в длину. Пространственная сетчатая купольная конструкция из алюминиевого сплава по форме напоминает одеяние Будды и покрывает небольшой купольный дворец овальной формы, символизируя безграничные благословения Будды. Нижняя часть малого купола выполнена из белого камня и имеет форму лотосового трона11, а верхняя часть — жемчужины мани12, верхняя и нижняя части объединены в священный образ «лотоса, держащего сокровище».

Большой купол на опорах накрывает внутренний двор (конструкция пропускает дневной свет), где располагается ландшафт-но-скульптурная композиция «Наскальные рельефы Ушниша — священная гора Ман-джушри13» в виде горы, у подножия которой собрались животные, а наверху располагается Будда. Здание с малым куполом по периметру частично окружено водой. В основании здания с малым куполом находится крытая галерея, что типично для национальной храмовой архитектуры. Стены и кессонированный потолок обильно покрыты резьбой по камню и рельефами.

Внутреннее пространство состоит из трех ключевых помещений: Зал, посвященный чань-буддизму («чаньцзин дагуань»), Главный зал реликвий («шэли дадянь»), Дворец реликвий («шэли цангун»).

Зал, посвященный буддистской культуре, имеет овальную форму. Его площадь превышает 6000 м2 (112 м с севера на юг и на 62 м с востока на запад), а высота составляет 46,5 м. В центре зала находится окутанная искусственным туманом величественная вращающаяся 9-метровая статуя лежащего Будды в Паранирване14. Статуя сделана из меди и покрыта искусственным мрамором. В каменных

14 «Лежачая» поза используется исключительно для изображений «спящего Будды», т. е. Будды, пребывающего в паринирване [6, с. 443].

стенах проделано множество ниш разных размеров, в которые помещены сияющие статуи Будды. Такое декоративное решение напоминает о ранней буддийской традиции вырезать в скалах пещерные храмы. Алюминиевый каркас купольного потолка зала выполнен в виде сложного ажурного узора и пропускает дневной свет. Визуальную программу дополняют мультимедийные эффекты.

Зал реликвий включает в себя Зал Тысячи Будд и Галерею Десяти тысяч Будд. В центре Зала Тысячи Будд находится пагода, высота которой составляет 21,8 м, а ее форма основана на форме позолоченной пагоды царя Ашоки из Великого храма Баоэнь. Пагода инкрустирована буддийскими «семью сокровищами», такими как позолота, хрусталь, цветная глазурь и драгоценные камни. Декоративная отделка объединяет десятки традиционных ремесел (искусство бронзы, позолоты, перегородчатой эмали, гравировки и т. д.).

За пределами Зала Тысячи Будд находится Галерея Десяти Тысяч Будд. Галерея занимает третий, четвертый и пятый подземные этажи. Третий подземный этаж посвящен китайской буддийской культуре, украшен 16-ю картинами на шелке стиле китайской живописи гунби. На четвертом подземном этаже представлена индийская буддийская культура. В круглом коридоре размещены семь лаковых картин на темы индийского буддийского учения и истории. Пятый подземный этаж посвящен жизни Будды и культуре реликвий, украшен десятью фарфоровыми панно.

К комплексу также относятся вполне традиционного вида постройки. Например, рядом с дворцом находится 88-метровая квадратная пагода Ушниша в девять этажей, выполненная в стиле Тан. Храм Фодин/Ушниша представляет собой комплекс из 7 залов в стиле Тан, расположенных симметрично относительно оси, залы имеют традиционную скатную крышу. Таким образом, «Дворец Ушниша» представляет новое поколение культурных достопримечательностей Нанкина, умело работающих с историческим контекстом места, гармонично сочетающих традиционное буддийское искусство, зодчество, современные строительные технологии и дизайн.

70

Храм Гоцин в Шанхае, Китай

Храм Гоцин (Guoqing Temple) в Шанхае — это современное храмовое здание, построенное шэньчжэньской компанией Motai Architecture (MultiArch), строительство было завершено в 2023 году, и сейчас храм открыт для посетителей. Храм расположен в районе Пудун на пересечении улиц Наньцао и Циай и имеет прямоугольную планировку с ориентацией на северо-восток и юго-запад. Он был возведен на месте пришедшего в упадок храма Юйгун, построенного в 1580 году в честь Юя Даю (1503-1579 гг.), знаменитого генерала и мастера боевых искусств династии Мин. С согласия муниципального правительства Шанхая он был перепланирован и превращен в «Чжуншэн ча-ньюань» — комплекс, объединяющий храм Гоцин и общественный парк, это первый в Китае современный храм паркового типа. Е. И. Варо-ва отмечает, что «главным для традиционной китайской архитектуры является гармония сооружаемых объектов и окружающей среды. На протяжении всей истории единство человека и природы в культовой архитектуре являлось основополагающей философской мыслью Китая в строительстве [2, с. 170]. Таким образом, современный проект воплощает традиционные установки и художественную концепцию.

Храм Гоцин отличается от других храмов минимализмом, простотой и естественностью и визуально больше напоминает музей современного искусства.

Идеи буддизма выражаются языком современной архитектуры, через создание особой атмосферы гармонии, покоя и уединения. Храм имеет лаконичную гнутую крышу, напоминающую по форме традиционную скатную черепичную, и выразительную планировку, совмещающую симметрию и асимметрию. Входная группа расположена по центру, что является устойчивым композиционным решением для всей китайской архитектуры. Планировка главного здания храма Гоцин напоминает пространственное устройство традиционных китайских жилищ, где помещения компоновались вокруг внутреннего дворика (двор «сыхэюань»)15, образуя в плане квадрат.

15 Двор «сыхэюань» (в переводе «четыре [дома] с общим двором») — это комплекс жилых помещений с

Колористическое решение — спокойные природные оттенки (светло-серый, золотистый). При отделке широко использованы природные фактуры.

При строительстве использованы высокотехнологичные материалы: крыша выполнена из титаново-цинковых панелей, стены — из лицевого бетона с деревянной опалубкой. Архитекторы также использовали натуральные материалы (бамбук, вишневое дерево) и традиционные материалы с улучшенными свойствами: серый гранит, подвергшийся термообработке огнем, глубоко обработанный камень. Выбор материалов подчеркивает идеальное сочетание современности и традиций.

В храме создана уникальная система освещения, основанная на игре дневного света. В крыше проделан гигантский световой люк в форме квадрата, так что естественный свет проникает во внутренний двор. В храме имеется коридор для медитации, куда проникает солнечный свет, он представляет собой идеальное место для духовных практик и обретения внутреннего покоя. В крыше главного здания храма, Зале Самбодхи, проделано множество небольших отверстий — когда солнце светит на запад, солнечные лучи проходят сквозь эти отверстия, падают на золотую статую Самбод-хи и создают непередаваемую атмосферу.

В отличие от традиционных храмов, в храме Гоцин есть публичная библиотека, она построена наполовину под землей. Доступ к текстам делает буддийскую культуру открытой для более широкой аудитории. Храм Го-цин — это не только место поклонения, но также удачный пример сочетания архитектуры с природной средой, современного искусства и традиционной культуры.

Заключение

Современная архитектура в Китае активно развивается, различные типы современных строений отвечают потребностям современного образа жизни. Важное место в современном строительстве занимает культовая архитектура.

открытым внутренним двориком, окружным постройками со всех сторон. В плане всегда был прямоугольной формы, был обнесен стеной и сориентирован строго по частям света.

71

В статье рассматривалась современная буддийская храмовая архитектура в Китае. Был проанализирован традиционный компонент, заложенный в современной буддийской архитектуре. Можно отметить использование устойчивых архитектурно-инженерных, планировочных, декорационных и колористических решений. Например, широко используются элементы, характерные как светского, так и культового национального зодчества — скатные крыши, «летящие карнизы», покрытие черепицей. Комплексы чаще ориентированы на юг, имеют ось симметрии, входную группу по центру, главное здание выделяется высотой, размерами и формой крыши, более сложной отделкой. Современные храмы гармонично сочетаются с природной средой, дополняют местный исторический контекст. Используются элементы буддийского зодчества (например, «трон Сумеру», «алмазный трон»,

буддийские фрески, скульптура, барельеф), в декоре используется буддийская символика (например, цветок лотоса, драгоценный сосуд), присутствуют числовой символизм, отсылки к базовым понятиям буддизма. Конечно, не обошлось и без инноваций: использовались высокотехнологичные материалы, применялись технологии компьютерного моделирования, позволяющие более свободно работать с формой и конструкцией зданий, появились культурно-образовательные пространства (библиотека) и рекреационные зоны — детские комнаты отдыха, кафетерии, VIP-комнаты и т. д. Рассмотренные выше современные буддийские здания построены для удовлетворения потребностей современных посетителей, с учетом современного образа жизни, они объединяют традиции и новации и служат ценным ориентиром для дальнейшего развития современной буддийской архитектуры.

Список литературы

1. Адыгбай, Ч. О. Сакральные аспекты буддийских монастырей Тувы / Ч. О. Адыгбай, А. А. Конгу // Вестник КалмГУ. — 2016. — № 3 (31). — С. 4-12.

2. Варова, Е. И. Концепция единства человека и природы в культовой архитектуре Китая / Е. И. Варова // Известия АлтГУ. — 2014. — № 2 (82). — С. 168-171.

3. Варова, Е. И. Исследование традиционной концепции единства человека и природы в культовой архитектуре Китая в трудах современных ученых / Е. И. Варова // Манускрипт. — 2016. — № 6-2 (68). — С. 55-57.

4. Варова, Е. И. Храмовая архитектура Китая как триада Космос — Человек — Дао // Вестник ЧГАКИ. — 2014. — № 2 (38). — С. 62-65.

5. Глебова, Н. М. Современный храм в структуре города как символ культурной идентичности и общественное пространство / Н. М. Глебова, М. Кламер // Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость. — 2022. — № 2 (41). — С. 256-274.

6. Кравцова, М. Е. История искусства Китая / М. Е. Кравцова // Мировая художественная культура. — 2004. — 960 с.

7. Сафронова, Е. С. Современный буддизм в России как часть буддийской цивилизации / Е. С. Сафронова // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. — 2009. — № 1. — С. 73-78.

8. Чаажытмаа, А. Б. Синкретизм буддизма и шаманизма в Туве // Новые исследования Тувы. — 2012. — № 3 (15). — С. 129-132.

9. Монгуш, Е. Д. Буддийские храмы как объекты религиозного туризма в России // Новые исследования Тувы. — 2015. — № 3 (27). — С. 101-110.

10. Жамсуева, Д. С. Историко-архитектурная самобытность бурятских храмовых сооружений / Д. С. Жамсуева // Власть. — 2021. — № 5. — С. 217-221.

11. Житенев, Т. Е. Буддизм в России: вехи истории / Т. Е. Житенев // Вестник ВУиТ. — 2011. — № 7. — С. 192-203.

12. Янгутов, Л. Е. Буддизм в социокультурной традиции России / Л. Е. Янгутов, Ч. Ц. Цы-ренов // Вестник БГУ. — 2016. — № 6. — С. 108-119.

72

13. Гао Вэймин. Имитация традиционных строительных технологий в современной храмовой архитектуре / Гао Вэймин // Building Construction — 2019. — № 41 (09). — С.1673-1675.

14. Янь Чэнь. Исследование внешних морфологических характеристик больших и средних современных храмовых зданий в Китае : диссертация / Янь Чэнь. —Ухань: Уханьский технологический университет, 2015.

15. Лю Си. Исследование феномена сохранения туристического ландшафтного дизайна храмовой архитектуры Гуанчжоу : диссертация. — Гуанчжоу : Университет Гуанчжоу, 2013.

16. Люй Цзянбо. Размышления о дизайне современной буддийской храмовой архитектуры в Китае — на примере буддийского храма Чжунтай и горы Фафэн на Тайване / Люй Цзянбо, Чжан Ци // Архитектура Центрального Китая. — 2011. — № 29 (09). — С. 45-48.

17. Тун Нана. Исследование декоративного искусства храмовой архитектуры Чаошань: диссертация / Тун Нана. — Хунань : Хунаньский технологический университет, 2017.

18. Лю Ин. Предварительное исследование новой стандартизированной практики строительства зданий, построенных в древнем стиле / Лю Ин // Строительные материалы и отделка. — 2018. — № (6). — С. 138.

19. Чжан Юйхуань. Лекции по архитектуре буддийских монастырей в Китае: магистерская диссертация / Чжан Юйхуань. — Пекин : Современное китайское издательство, 2007.

20. Го Цзюньхун. Китайские храмы : магистер. дис. / Го Цзюньхун. — Пекин : Издательство сельского чтения, 2009.

21. Дуань Юймин. Китайская храмовая культура : магистер. дис. / Дуань Юймин. — Шанхай : Шанхайское народное издательство, 1994.

22. Ли Синьцзянь. Предварительное исследование планирования и дизайна современных буддийских храмов / Ли Синьцзянь, Чжу Гуанъя // Журнал архитектуры Юго-Восточного университета. — С. 68-71.

Получено 25.06.2024

Ba Wanli

post-graduate student

St. Petersburg State University,

St. Petersburg, Russia

E-mail: [email protected]

Modern Architecture Traditions of Buddhist Temples in China

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Modern architecture of China has been developing during the Last forty years. Different types of buildings meet the requirements of modern lifestyle. We may point out the buildings of the consumption sphere, buildings of educational institutions and establishments, buildings for cultural and leisure activities, buildings which are the sites of cultural heritage, buildings for commercial activity, buildings for religious worship etc. Development of modern architecture is determined by the development level of modern science and technology, of industrial development level. It is characterized by the use of innovational technologies and materials. We must admit by saying that modern architecture follows the traditions of the past and uses the samples which appeared in culture thousands of years ago. Modern architecture of the buildings for religious worship is an important part of the whole modern architecture. China is a country of different religions (Taoism, Buddhism, Christianity, Islam etc.), their confessions, schools of thought, religious cults etc. Buddhism in China has a very long history and the biggest part

73

of the religious people and Buddhist architecture was developing in China for many years. Features of national architectural tradition which appeared in the constructions of modern Buddhist temples are analyzed on the samples of temple architecture of Ushan Palace in Nanjing, Guoqing Temple in Shanghai and Putuoshan Guanyin Dharma Realm complex in Zhoushan

Keywords: modern Buddhist architecture in China, temple architecture, tradition, innovation, modern architecture

For citation: Ba Wanli. 2024. Modern Architecture Traditions of Buddhist Temples in China. Vestnik kultury i iskusstv [Culture and Arts Herald]. No 4 (80): 66-75. (In Russ.).

References

1. Adygbai, Ch. O., Kongu A. A. 2016. Sacred aspects of Buddhist monasteries of Tuva. Vestnik KalmGU. [Bulletin of KalmSU]. No 3 (31): 4-12. (In Russ.).

2. Varova E. I. 2014. The concept of the unity of man and nature in the cult architecture of China. Izvestiya AltGU [News of the AltSU]. No 2 (82): 168-171. (In Russ.).

3. Varova E. I. 2016. The study of the traditional concept of the unity of man and nature in the cult architecture of China in the works of modern scientists. Manuskript [The Manuscript]. No 6-2 (68): 55-57. (In Russ.).

4. Varova E. I. 2014. Temple architecture of China as a triad of Space — Man — Tao. Vestnik ChGAKI [Bulletin of the CHGAKI]. No 2 (38): 62-65. (In Russ.).

5. Glebova N. M., Klamer M. 2022. A modern temple in the structure of the city as a symbol of cultural identity and public space. Sovremennyi khram v strukture goroda kak simvol kul'turnoi identichnosti i obshchestvennoe prostranstvo [Izvestiya vuzov. Investment. Construction. Realty]. No 2 (41): 256-274. (In Russ.).

6. Kravtsova M. E. 2004. The History of Chinese Art. Mirovaya khudozhestvennaya kul'tura. [World Art Culture]. 960 p. (In Russ.).

7. Safronova E. S. 2009. Modern Buddhism in Russia as a part of Buddhist civilization. Gosudarst-vo, religiya, tserkov' v Rossii i za rubezhom [State, religion, church in Russia and abroad]. No 1: 73-78. (In Russ.).

8. Chaazhytmaa A. B. S/ 2012. Syncretism of Buddhism and shamanism in Tuva. Novye issledovaniya Tuvy [New studies of Tuva]. No 3 (15): 129-132. (In Russ.).

9. Mongush E. D. 2015. Buddhist temples as objects of religious tourism in Russia. Novye issledovaniya Tuvy [New studies of Tuva]. No 3 (27): 101-110. (In Russ.).

10. Zhamsueva D. S. 2021. Historical and architectural identity of Buryat temple structures. Vlast' [Power]. No 5: 217-221. (In Russ.).

11. Zhitenev T. E. 2011. Buddhism in Russia: Milestones of history. Vestnik VUiT[Bulletin of VUiT]. No 7: 192-203. (In Russ.).

12. Yangutov L. E., Tsyrenov Ch. Ts. 2016. Buddhism in the socio-cultural tradition of Russia. Vestnik BGU [Bulletin of the BSU]. No 6: 108-119. (In Russ.).

13. Gao Weiming. 2019. Imitation of traditional building technologies in modern temple architecture. Building Construction. No 41 (09): 1673-1675.

14. Yan Chen. 2015. Issledovanie vneshnikh morfologicheskikh kharakteristik bol'shikh i srednikh sovremennykh khramovykh zdanii v Kitae [A study of the external morphological characteristics of large and medium-sized modern temple buildings in China]. Thesis. Wuhan: Wuhan University of Technology. (In Chinese).

15. Liu Xi. 2013. Issledovanie fenomena sokhraneniya turisticheskogo landshaftnogo dizaina khram-ovoi arkhitektury Guanchzhou [A study of the phenomenon of preserving the tourist landscape design of Guangzhou Temple architecture]. Thesis. Guangzhou: Guangzhou University. (In Russ.). (In Chinese).

16. Lu Jianbo, Zhang Qi. 2011. Reflections on the design of modern Buddhist temple architecture in China — using the example of the Zhongtai Buddhist Temple and Mount Fafeng in Taiwan. Arkhitektura Tsentral'nogo Kitaya [Architecture of Central China]. No 29 (09): 45-48.

17. Tun Nana. 2017. Issledovanie dekorativnogo iskusstva khramovoi arkhitektury Chaoshan'[A study of the decorative art of Chaoshan Temple Architecture]. Thesis. Hunan Hunan University of Technology. (In Chinese).

74

18. Liu Ying. 2018. A preliminary study of a new standardized practice for the construction of buildings built in the ancient style. Stroitel'nye materialy i otdelka [Building materials and finishing]. No (6): 138.

19. Zhang Yuhuan. 2007. Lektsii po arkhitekture buddiiskikh monastyrei v Kitae [Lectures on the architecture of Buddhist monasteries in China]. Thesis. Pekin : Modern Chinese Publishing House. (In Chinese).

20. Guo Junhong. 2009. Kitaiskie khramy [Chinese temples]. Thesis. Pekin : Publishing House of Rural Reading. (In Chinese).

21. Duan Yuming. 1994. Kitaiskaya khramovaya kul'tura [Chinese Temple Culture]. Thesis. Shanghai: Shanghai People's Publishing House. (In Chinese).

22. Li Xinjian, Zhu Guangya. A preliminary study of the planning and design of modern Buddhist temples. Zhurnal arkhitektury Yugo-Vostochnogo universiteta [Journal of Architecture of Southeastern University]. Pp. 68-71. (In Chinese).

Received 25.06.2024

75

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.