Научная статья на тему 'Традиции ремесла в современном профессиональном обучении и стресс-менеджменте'

Традиции ремесла в современном профессиональном обучении и стресс-менеджменте Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1796
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕМЕСЛО / МАСТЕРСТВО / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУ-ЧЕНИЕ / ТВОРЧЕСТВО / СЕМИНАР / HANDICRAFT / SKILL / PROFESSIONAL TRAINING / CREATION / WORKSHOP

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лесовская М. И.

В рамках регионального семинара «Ремесло и профессиональное обучение на Енисее: традиции и новации» впервые была детально об-суждена возможность использования традиций ремесла для повыше-ния качества профессионального образования. В обсуждении приняли участие специалисты и менеджеры системы высшего и среднего обу-чения нескольких районов края, в первую очередь Енисейского района. Ремесло и народные промыслы в современном мире продолжают ос-таваться эффективным средством профилактики, защиты, реаби-литации и социальной интеграции социально незащищенного населе-ния, в том числе людей с ограниченными возможностями здоровья. Региональный семинар впервые создал возможность встречи масте-ров и специалистов не только для обсуждения общих проблем педаго-гики и психологии профессионального обучения в контексте ремесла, но и для самопрезентации. Продвижение традиций ремесленной дея-тельности в контенте современного профессионального обучения яв-ляется действенной формой социально-психологического оздоровления общества, особенно в кризисные периоды. Несмотря на развитие ин-формационных технологий, производственных технологий и усиление сервис-компонента экономики, необходимо сохранять и укреплять значимость ремёсел для сохранения культурных и нравственных цен-ностей, самобытности и самодостаточности общества. Сохранение и укрепление традиций ремесла необходимы для воспитания эстети-ческого вкуса, кругозора, психологической гибкости, коммуникабель-ности обучающихся. Это развивает самодостаточность и чувство собственного достоинства, которое формирует чувство гордости за свои собственные умения и достижения, а также нравственные барь-еры, не позволяющие стремиться к быстрому результату, легкому успеху за счет использования фальсификатов и суррогатов как в ин-теллектуальной, так и физической работе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Regional Workshop "The craft and vocational training on the Yenisey: traditions and innovations" was held. The real possibilities of using the craft traditions to improve the quality of professional education was first dis-cussed in detail. Among the participants there were tutors and managers of the system of highter and secondary education from schools and Institutes which are located in several territories and towns of Krasnoyarsk region, primarily near the Yenisei. Craft and handicrafts in the world today are an effective means of prevention, protection, rehabilitation and social integra-tion of socially disadvantaged people, including people with disabilities. Re-gional Workshop for the first time has created the opportunity to meet craftsmen and professionals not only to discuss common problems of voca-tional training pedagogy and psychology in the context of trade, but also for self-presentation. The development of the traditions of craft activities in the content of modern vocational training is an effective form of social and psy-chological rehabilitation of the population, especially in times of crisis. De-spite the development of information technology, manufacturing technology and increased service component of the economy, it is necessary to maintain and strengthen the importance of crafts for the conservation of cultural and moral values, identity and self-sufficient society. The preservation and strengthening of craft traditions is necessary for the education of aesthetic taste, outlook, mental flexibility, interpersonal skills of students. It develops self-reliance and self-esteem of a person. It gives the sense of pride of own abilities and achievements of a student, as well as the moral barriers that do not allow to look for quick results and easy success through the use of coun-terfeits and surrogates in the intellectual and physical kinds of job.

Текст научной работы на тему «Традиции ремесла в современном профессиональном обучении и стресс-менеджменте»

ПЕДАГОГИКА

УДК 331.446.4

М.И. Лесовская

ТРАДИЦИИ РЕМЕСЛА В СОВРЕМЕННОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ И СТРЕСС-МЕНЕДЖМЕНТЕ

M.I. Lesovskaya

USING OF THE HANDICRAFT TRADITIONS IN THE PROFESSIONAL TRAINING FIELD AND FOR THE STRESS MANAGEMENT

В рамках регионального семинара «Ремесло и профессиональное обучение на Енисее: традиции и новации» впервые была детально обсуждена возможность использования традиций ремесла для повышения качества профессионального образования. В обсуждении приняли участие специалисты и менеджеры системы высшего и среднего обучения нескольких районов края, в первую очередь Енисейского района. Ремесло и народные промыслы в современном мире продолжают оставаться эффективным средством профилактики, защиты, реабилитации и социальной интеграции социально незащищенного населения, в том числе людей с ограниченными возможностями здоровья. Региональный семинар впервые создал возможность встречи мастеров и специалистов не только для обсуждения общих проблем педагогики и психологии профессионального обучения в контексте ремесла, но и для самопрезентации. Продвижение традиций ремесленной деятельности в контенте современного профессионального обучения является действенной формой социально-психологического оздоровления общества, особенно в кризисные периоды. Несмотря на развитие информационных технологий, производственных технологий и усиление сервис-компонента экономики, необходимо сохранять и укреплять значимость ремёсел для сохранения культурных и нравственных ценностей, самобытности и самодостаточности общества. Сохранение и укрепление традиций ремесла необходимы для воспитания эстетического вкуса, кругозора, психологической гибкости, коммуникабельности обучающихся. Это развивает самодостаточность и чувство собственного достоинства, которое формирует чувство гордости за

свои собственные умения и достижения, а также нравственные барьеры, не позволяющие стремиться к быстрому результату, легкому успеху за счет использования фальсификатов и суррогатов как в интеллектуальной, так и физической работе.

Ключевые слова: ремесло, мастерство, профессиональное обучение, творчество, семинар.

Regional Workshop "The craft and vocational training on the Yenisey: traditions and innovations" was held. The real possibilities of using the craft traditions to improve the quality of professional education was first discussed in detail. Among the participants there were tutors and managers of the system of highter and secondary education from schools and Institutes which are located in several territories and towns of Krasnoyarsk region, primarily near the Yenisei. Craft and handicrafts in the world today are an effective means of prevention, protection, rehabilitation and social integration of socially disadvantaged people, including people with disabilities. Regional Workshop for the first time has created the opportunity to meet craftsmen and professionals not only to discuss common problems of vocational training pedagogy and psychology in the context of trade, but also for self-presentation. The development of the traditions of craft activities in the content of modern vocational training is an effective form of social and psychological rehabilitation of the population, especially in times of crisis. Despite the development of information technology, manufacturing technology and increased service component of the economy, it is necessary to maintain and strengthen the importance of crafts for the conservation of cultural and moral values, identity and self-sufficient society. The preservation and strengthening of craft traditions is necessary for the education of aesthetic taste, outlook, mental flexibility, interpersonal skills of students. It develops self-reliance and self-esteem of a person. It gives the sense of pride of own abilities and achievements of a student, as well as the moral barriers that do not allow to look for quick results and easy success through the use of counterfeits and surrogates in the intellectual and physical kinds of job.

Keywords: handicraft, skill, professional training, creation, workshop.

Введение. В настоящее время всё больше людей вынуждены жить и работать в ситуации «накопленного стресса», под влиянием разнообразных объективных и субъективных причин. Эффективное снятие стрессогенных состояний актуально для людей, чьи профессиональные функции реализуются на уровне «человек - человек», в первую очередь для работников образовательной сферы - преподавателей школ, вузов,

техникумов, лицеев, колледжей. Этот вид труда требует наиболее интенсивного межличностного общения. Работа проходит в условиях большой нервно-психической нагрузки, что провоцирует изнашивание нервной системы. При этом снижается эффективность труда преподавателя, поскольку объект его воздействия не только воспринимает педагогическое воздействие, но и реагирует на него зеркально, симметрично или несимметрично, что порождает «порочный круг» стресса и ведёт к психологическим срывам, а в итоге - к синдрому профессионального выгорания.

Для предотвращения подобных ситуаций необходимо уметь управлять собственной эмоционально-психологической сферой, для чего необходимо изучать влияние на обучающихся и работников производственных и непроизводственных факторов, связанных с состоянием личности. Результатом такого изучения будет обретение доступных и эффективных инструментов стресс-менеджмента, т.е. управления стрессовыми состояниями для успешного противостояния психологическим срывам. Огромный выбор подобных инструментов предоставляют виды современного ремесла, которое не только не вытесняется из жизни социума, но, напротив, получает второе дыхание, новые формы и приложения. Огромное значение как для профессиональной подготовки конкурентоспособного специалиста, так и для общей стрессоустойчивости имеют такие характеристики личности, как внимательность, терпение, точность, опыт, профессиональный интерес. Именно эти качества развиваются в рамках ремесленной деятельности, которая наиболее связана с производственными процессами в системе профессионального обучения.

Цель работы заключалась в анализе некоторых примеров опыта использования достижений в ремесленной деятельности, которая имеет значение важного образовательного инструмента, а также способа профилактики и коррекции стрессовых состояний у всех участников производственного процесса в учебных и профессиональных условиях.

Задачи работы: 1) анализ содержания регионального семинара, впервые напрямую связавшего вопросы профессионального обучения и ремесла; 2) элементов опыта работы в сфере профессионального обучения, включающего традиции ремесла в современный контекст; 3) элементов опыта работы по использованию элементов ремесла в сфере стресс-менеджмента.

Региональный семинар, организованный в рамках Регионального конкурса РГНФ «Российское могущество прирастать будет Сибирью и Ледовитым океаном» и посвящённый предстоящему 400-летию города Енисейска, был проведён 25-28 мая 2016 года в Красноярском ГАУ. Слово «семинар» происходит от латинского seminarium, что буквально означает «рассадник», а в переносном смысле - обсуждение заранее подготовленных сообщений в рамках определённой проблемы. Центром внимания участников являлось ремесленное дело в контексте профес-

сионального обучения, воспитания и приобретения навыков психологического самоконтроля.

Проблематика обсуждения была обозначена следующим образом. Устойчивое развитие гражданского общества зависит от социальноэкономической стабильности и удовлетворенности уровнем жизни, что определяется развитием потребительского рынка, сферы бытовых услуг, а они, в свою очередь, неразрывно связаны с народными ремёслами. Ремесленные училища давно ушли в прошлое, уступив место учреждениям среднего и высшего профессионального обучения. Народные промыслы существуют ныне в качестве этнической экзотики и не претендуют на заметную долю в экономике. Их социальная роль кардинально изменилась. Знания, умения и навыки в области народных ремёсел помогают создавать материальные блага и удобства, развивать личностные качества, творческую инициативу, здоровую конкуренцию, содействуют самозанятости производительным трудом и созданию социальной инфраструктуры. Увлечение ремеслом, декоративно-прикладным искусством способствует повышению общей культуры, укрепляет моральный климат общества, формирует потенциал устойчивости к кризисным ситуациям, снижает социальную напряженность и помогает защитить подрастающее поколение от многих социально обусловленных заболеваний.

Енисейск и Красноярск исконно были центрами традиционных ремёсел, развивавшихся на природном материале, таких как ковка и кузнечное мастерство, резьба по дереву, плетение из лозы, изготовление берестяных предметов обихода и декора, ткачество, гончарный промысел и др.

В Красноярске сосредоточено множество центров художественного ремесла и декоративно-прикладного творчества. Однако все они существуют разрозненно и ранее не объединялись с целью просветительского и культурного влияния на общество. Региональный семинар «Ремесло и профессиональное обучение на Енисее: традиции и новации» был первым шагом к объединению и обогащению научного, методического и практического опыта профессионального обучения в учреждениях Енисейска и Красноярска. Предъюбилейные даты в истории Енисейска, который в 2018 году готовится отметить своё 400-летие, и Красноярска, который только на 10 лет моложе, формируют благоприятный фон для обсуждения проблем и перспектив развития ремёсел, народных промыслов в рамках профессионального обучения с целью психологического оздоровления населения.

Таким образом, ремесло и народные промыслы в современном мире могут служить эффективным средством защиты, реабилитации и социальной интеграции социально незащищенного населения, в том числе молодого поколения. Поэтому начать эту работу могут и должны учреж-

дения высшего и среднего профессионального обучения, в частности Красноярский государственный агроуниверситет, где реализуется направление подготовки 44.03.04 - «Профессиональное обучение» в сотрудничестве со смежными техникумами, колледжами и училищами.

Проведение семинара предполагало формирование круга заинтересованных участников, в первую очередь из системы образовательных учреждений Енисейского района Красноярского края и города Енисейска [3, 4].

В семинаре приняли участие представители общеобразовательных школ Енисейского района (посёлков Абалаково, Новокаргино, Потапо-во, Шапкино, Погодаево), а также учебные заведения профессионального образования города Енисейска, которому и был посвящён семинар: Енисейский многопрофильный техникум и Енисейский педагогический колледж, Детская художественная школа им. Н.Ф. Дорогова и Енисейский краеведческий музей им. А.И. Кытманова. Активными участниками семинара были представители городов Назарово (Назаровский аграрный техникум им. А.Ф. Вепрева), Железногорска (Музейновыставочный центр, Городской Дворец культуры, Школа дистанционного образования), Дивногорска (отдел культуры администрации г. Дивно-горска), поселка Шушенское (отдел культуры, молодёжной политики и туризма администрации Шушенского района). Конечно, не остались в стороне и красноярцы. Среди гостей и активных участников семинара были представители Красноярского индустриально-металлургического техникума (КрИМТ), Красноярского колледжа искусств им. П.И. Ивано-ва-Радквича, Красноярского Дома искусств, Красноярского техникума промышленного сервиса, Сибирского федерального университета, Сибирского государственного технического университета. На всех этапах проведения семинара в нём как помощники организаторов участвовали студенты Красноярского ГАУ, специализирующиеся по направлениям подготовки «Профессиональное обучение» и «Реклама и связь с общественностью».

Первый день семинара был посвящён обсуждению темы ремесла и его связи с профессиональным обучением в современных условиях. Одновременно в режиме «нон-стоп» проходил конкурс-вернисаж «Ремесло в фотографиях»: десять фотогалерей на экранах ноутбуков, на демонстрационном настенном экране, а также на цветных мини-баннерах представляли образцы ремесленного творчества под шифрами. Победителя выявляли объективно, по итогам тайного голосования. В рамках пленарного заседания были представлены доклады, опубликованные в сборнике материалов.

Команда представителей Назаровского аграрного техникума им. А.Ф. Вепрева, управляемая методистом Н.С. Моисеенко, выступила с серией актуальных докладов с видеосопровождением о том, как сохраня-

ются и обновляются традиции ремесла в Назарово. В рамках «Кулинарного вернисажа» демонстрировали и дегустировали вкусные шедевры, провели мастер-класс по эксклюзивным способам украшения приготовленных блюд. После перерыва состоялся скайп-мост с Енисейским краеведческим музеем им. А.И. Кытманова. Директор музея Т.Ю. Кузнецова провела вёбинар по материалам экспозиции об истории ремёсел в Енисейске [3, с. 91]. Рассказ продолжила Н.В. Макеева, директор Детской художественной школы, куда на время реконструкции переехал Енисейский музей. После вёбинара последовали не менее увлекательные выступления директора Енисейского многопрофильного техникума И.В. Каличкиной и начальника отдела культуры, молодёжной политики и туризма администрации Шушенского района. Их выступления сопровождались слайдами и фильмами, оторваться от которых было невозможно. Выступление д.п.н., профессора СибГТУ В.В. Игнатовой, нестандартно оформившей тему ремесла орнаментом из стихов, легенд и сказаний, было достойным завершением дня.

Второй день семинара начался на площадке Красноярского ГАУ. В рамках круглого стола участники демонстрировали образцы ремесленного творчества своих учеников и обсуждали, как это помогает в подготовке конкурентоспособных специалистов с учётом реалий инклюзивного образования. После перерыва работу продолжили на площадке краевой библиотеки, где была заранее подготовлена выставка литературы по теме семинара. Торжественное открытие площадки украсили выступления уникального мастера народного вокала и этнического дизайна Е.Г. Вопиловой (г. Дивногорск), концертные номера ансамбля «Беловодье», эстрадной студии «Диез». В зале были размещены мастерклассы творческих людей. Можно было увидеть, как шедевры появляются в золотых руках мастеров резьбы по дереву, плетения из лозы, гильо-ширования (выжигания по шёлку), примерить кольчужные «кованые кружева». Студенты Красноярского ГАУ и активисты Российского союза сельской молодёжи с удовольствием примеряли народные костюмы и участвовали в перфомансах. В заключение состоялся круглый стол с участием Совета молодых ученых и специалистов при губернаторе Красноярского края, где рассмотрели роль ремесла в развитии научно-технического творчества молодежи в аспекте профессионального обучения.

Третий день семинара был посвящён экскурсии по сложному маршруту. Первым пунктом была компания «Кузница Сибири» (директор В.О. Кикеев, в своё время выпускник Красноярского ГАУ), где куют не только эксклюзивные предметы интерьера и фасадов, но и кадры для промышленности. Здесь практикуются студенты Красноярского индустриально-металлургического техникума, об успехах которых можно было судить по материалам фотобуклета [5]. Вторым пунктом была фирма «Мир кованых изделий» (директор М.М. Хуаков), ставшая легендарной после того, как её мастера изготовили памятник астафьевской Царь-рыбе не по чертежам, а прямо с натуры. Третьим пунктом экскурсии бы-

ла знаменитая Смотровая площадка над Енисеем, откуда участники символически заглянули в будущее ремесленного дела и обучения, а для соприкосновения с прошлым направились к последнему пункту - Астафьевскому мемориалу в селе Овсянка, на родину великого писателя, который себя великим не считал, но был предан традициям родной земли, ремесла и творчества.

Специфика темы ремесла такова, что сама по себе формирует дружелюбный, нескучный, творческий эмоциональный фон. Участники семинара были единодушны в том, что ремесло и народные промыслы в современном мире продолжают оставаться эффективным средством профилактики, защиты, реабилитации и социальной интеграции, необходимым в системе профессионального обучения молодёжи, включая людей с ограниченными возможностями здоровья. Значимым результатом семинара стала оценка актуальности работы по сбору и систематизации информации о видах традиционных и новых ремёсел в Сибири, а также о людях - носителях ремесленнических знаний и умений. Подобные сведения должны быть размещены в первую очередь на административных сайтах, где в настоящее время социально значимая информация крайне скудна. К созданию соответствующего контента можно привлекать учащихся местных школ, а также студентов и преподавателей вузов. Другим значимым результатом семинара является признание важности укрепления нормативно-правовой базы развития ремесленного дела в регионе и информационного сопровождения работы ремесленников по широкому кругу вопросов: от ресурсного обеспечения школ и патентования до экономического ликбеза мастеров. Оригинальность, местный колорит и экологическая безопасность местной ремесленной продукции не должны экономически проигрывать дешёвому, но не безвредному импорту. Необходима просветительская работа по преимуществам продукции народных ремёсел, особенно на фоне новых прогрессирующих видов туризма (экологический, деловой, образовательный, спортивный, экстремальный, экзотический и т.д.). Участники семинара констатировали, что продвижение ремесленной деятельности является действенной формой патриотического воспитания молодёжи, социально-психологического оздоровления общества, особенно в кризисные периоды. Несмотря на усиление технологичного и сервис-компонентов экономики, необходимо сохранять и укреплять значимость ремёсел для сохранения культурных и нравственных ценностей, самобытности и самодостаточности общества.

Анализируя образовательный потенциал ремесленных традиций, руководители Енисейского многопрофильного техникума предложили рассмотреть новый подход к организации образовательного процесса в профессиональном учреждении, направленного на подготовку современного выпускника-ремесленника в соответствии с социальноэкономическими условиями территории [2].

Подобная постановка проблемы была вызвана следующими соображениями. В таких небольших городах, как Енисейск, отсутствуют гра-

дообразующие предприятия. Естественным и объективным следствием является высокая безработица, которую не может компенсировать вахтовый метод профессиональной занятости. Это существенно меняет формы производственного труда. В частности, стремительно нарастает сектор экономики по оказанию персональных услуг, что быстро изменяет профессионально-квалификационную структуру рабочих кадров и стимулирует спрос на специалистов небольших предприятий, работающих на рынке индивидуальных услуг.

Выгоды создания небольших предприятий очевидны: территориальная близость к потребителю, единичное или мелкосерийное производство, отсутствие пооперационного разделения труда, большая доля рукодельных операций и при этом - высочайшее качество работы, чуткое реагирование на изменения рыночного спроса, гибкость в формировании конкурентной среды.

Актуализируется самозанятость населения производительным трудом по классическим группам профессий, например: строители; мастера по ремонту квартир, автомобилей, бытовой техники; сантехники; электрики; механики; изготовители мебели; мастера по химчистке, стирке, уборке помещений; парикмахеры; работники ритуальных служб и т.д.

В рамках данной тенденции задачей профессиональной подготовки эффективных работников является модель выпускника-ремесленника, интегрирующего в одном человеке творческую, технологическую и предпринимательскую составляющие.

Ключевой особенностью организации образовательного процесса в профессиональном учреждении должен стать подход подготовки обучающихся в системе профессиональной деятельности полного, завершенного цикла: начиная с замысла, проектирования, подбора материала, определения стоимости работ, изготовления, до ответственной реализации изделия или услуги [6].

Например, профессия «маляр» предполагает, что работник не только умеет хорошо выполнять определенные декоративные работы, свойственные профессии, но и самостоятельно разрабатывает и согласовывает с заказчиком дизайн помещения, при необходимости применяет компьютерные программы, использует в работе современные материалы, инструменты, технологии, отвечает за результаты своего труда и др.

Традиционная система организации образовательного процесса в профессиональном учреждении не позволяет подготовить выпускника-ремесленника - необходимо изменение содержания, средства обучения, которые позволили бы создать производственную ситуацию завершенного цикла.

Учебный план определяет содержание профессионального образования. Инвариантная часть реализует Федеральный государственный образовательный стандарт, вариативная часть дает возможность освоить основы профессиональной психологии, маркетинга, менеджмента, бухгалтерского учета и налогообложения, основ права, малого предпринимательства, так необходимые современному ремесленнику.

В ходе анализа различных педагогических средств в обучении была выделена для внедрения и реализации педагогическая технология «Учебная фирма», которая работает подобно реальному небольшому предприятию и выполняет все свойственные ему функции [7]. Заслуживает внимания и метод проектов, развивающий индивидуальные творческие способности обучающихся и помогающий более осознанно подходить к профессиональному и социальному саморазвитию.

Особая роль в подготовке отводится мастерам производственного обучения, которые должны являться высококвалифицированными ремесленниками и практиковать ремесленную деятельность без отрыва от образовательного процесса. Передача навыков, технологий и знаний ремесленника происходит в совместном труде на объектах города, района, профессионального учреждения. Включаясь в деятельность подобного рода, обучающие видят эффективность профессионального сотрудничества, обмена опытом, личностной поддержки, возможность освоения новых технологий, повышения качества товаров и услуг.

Кроме того, вовлечение обучающихся в духовно-нравственный опыт предшествующих поколений обладает большим потенциалом для социальной адаптации и воспитания. Реализация программ дополнительного образования по направлениям декоративно-прикладного искусства и народного творчества позволит раскрыть личные качества человека, умение грамотно ориентироваться в природном и социальном мире, развивать самодеятельность будущего выпускника-ремесленника.

Таким образом, изменения в организации образовательного процесса, в программах и подходах к профессиональному обучению позволяют подготовить мобильного, высококвалифицированного выпускника профессионального учреждения в соответствии с социальноэкономическими условиями развития территорий.

Тема ремесла естественным образом объединяет в себе прагматику и романтику, экономические и эмоциональные интересы. Поэтому в рамках семинара вполне естественным выглядел переход от социальноэкономической тематики к личностно-психологической. Одним из наиболее ярких и логичных эпизодов обсуждения было рассмотрение авторских методов оригинального рукоделия в контексте стрессменеджмента [8]. Было показано, что работа с бисером, тканью и лентами из шелка не только обеспечивает отдых от физической и психологической усталости, но и расширяет кругозор, духовно обогащает и учеников, и мастеров.

О ремесле и народных промыслах упоминают в основном в контексте этнокультурного возрождения, развития традиционных и новых форм туризма, поиска актуальных экономических ниш в условиях сокращения рабочих мест. Вместе с тем в доступной литературе практически отсутствует обсуждение методической и содержательной связи ремесла и профессионального обучения. Это довольно странно, поскольку у этих видов деятельности имеется много общих базовых принципов: необходимость опоры на верифицированную теорию и/или накоплен-

ныи эмпирический багаж поколении; систематичность и последовательность; доступность и посильность; наглядность; сознательность, активность и мотивированность; калейдаскопичное сочетание различных методов, форм и средств обучения; прочность, действенность и взаимосвязанность результатов образования, воспитания и развития обучающихся.

Как в ремесленном деле, так и в системе профессионального обучения перечисленные принципы имеют объективный характер, но в отличие от естественных законов стихийно не действуют. Успех в обеих сферах обеспечивается только реальным процессом обучения и воспитания учащихся, причем дистанционные формы здесь занимают второстепенную роль, а на первом плане прочно закреплен классический диалог учителя-Мастера и ученика. При этом целью диалога является работа не по схеме переливания из одного сосуда в другой, а по образу «Учитель, воспитай ученика, чтоб было у кого потом учиться». Это парафраз строки из стихотворения советского поэта Евгения Михайловича Винокурова (1961): Художник, воспитай ученика,/ Сил не жалей его ученья ради./ Пусть вслед твоей ведет его рука / Каракули по клетчатой тетради. / Пусть на тебя он взглянет свысока, / Себя считая за провидца./ Художник, воспитай ученика, / Чтоб было у кого потом учиться.

Вошедшее в широкий речевой оборот, это выражение отлично иллюстрирует одно из главных условий высокого успеха профессионального обучения, несовместимого с ограничением «^agister dixit» - «это сказал учитель» как непререкаемый авторитет. Напротив, здесь выражен призыв делиться знанием, умением, которые в результате непосредственного взаимодействия субъектов - мастера и ученика - приумножаются и служат обоим. Обращение к традиции ремесленного творчества и обучения ремеслу особенно актуально в связи с необходимостью противостоять социальным феноменам «copypaste» и «суррогатных дипломов», стремительно поразивших систему образования одновременно с компьютеризацией и распространением информационных технологий. В 2009 году Председатель Комитета Госдумы РФ по образованию Григорий Балыхин сообщал о начале «войны с суррогатным высшим образованием», имея в виду низкий профессиональный уровень ряда вузовских филиалов, обесценивание систематического высшего образования, поддельные дипломы, и ужасаясь результату снижения грамотности выпускников в стране, всегда гордившейся уровнем системы образова-

В

то же время в научной и методической литературе отсутствуют признаки анализа того, каким образом сложилась подобная ситуация. Остаётся без внимания, почему беспрепятственно существует и расширяется рынок сомнительных услуг под названием «Помощь студентам», подразумевающий платное изготовление рефератов, чертежей, контрольных, курсовых, дипломных, а в дальнейшем и диссертационных работ на заказ. Подобными объявлениями пестрят газетные колонки, доски объявлений не только на улицах, но и в стенах вузов. На это социум «взирает равнодушно», переживая по поводу кризиса и не желая ви-

деть, какую роль в его развитии играет бизнес суррогатных услуг в обучении. Не усматривается связь между чертежами, которые купил будущий горе-инженер, и провалами мостов, шоссейных и железных дорог, обрушением перекрытий зданий; связь между купленными контрольными по химии и неминуемыми ошибками в провизорском или лечебном деле; связь между заказными отчетами по бухгалтерской практике и причудливыми экспериментами в экономике; связь между купленными диссертациями и появлением косноязычных и невежественных менеджеров.

Подобный суррогатный подход несовместим с ремесленным творчеством, когда мастер постигает вершины профессионализма сам, а не поручает это наёмным работникам. Трудно себе представить Данилу-мастера в бажовском «Каменном цветке», который покупал бы готовые поделки, вместо того, чтобы мучительно искать и открывать секреты своего ремесла, потому что профессиональный рост всегда сопряжён с выходом за пределы установленных границ. Этот выход в принципе не может быть безболезненным и комфортным, поскольку осуществляется с огромными затратами физических, моральных, духовных ресурсов, «антиэнтропийно». Конечно, эти усилия и затраты в некоторой мере окупаются потом чувством преодоления, победы, приобретения новых качеств характера и профессиональной состоятельности, и при адекватной оценке этот личностный капитал заставляет человека самоинвести-роваться в ещё более амбициозные проекты. Никакие фирмы, оказывающие «помощь студентам», не смогут обеспечить им подобный результат. Однако можно видеть, что к подобным услугам общество относится вполне толерантно, нервно отмахиваясь от отчаянных одиночных попыток (например, активистов сообщества «Диссернет») показать, что суррогат профессионального образования - это один из истоков кризисных явлений в жизни общества.

Личностные качества мастера и в ремесле, и в профессиональном обучении имеют огромное значение. Только человек, увлечённый своим делом, может втянуть в орбиту своих интересов другого человека. Получаемый при этом творческий импульс побуждает не только и не столько копировать и подражать, сколько стремиться к новым высотам, которые никто ранее не только не покорял, но зачастую не видел и не обозначал целью. Такое взаимодействие не может быть ограничено временными рамками формальной школы, для него необходима целая жизнь. Мастерство - это горизонт, притягательный именно своей безлимитностью, принципиальной недостижимостью. Поэтому и в ремесле, и профессиональном обучении наиболее преуспевают люди, не в первом поколении приобщённые к своим занятиям, а вбирающие опыт предшественников, растущие в процессе создания собственной уникальной практики и передающие эстафету своим последователям. Следовательно, внесение в контент и методику профессионального обучения исторического дискурса, традиций, достижений ремесла способно обогатить участников взаимодействия с обеих сторон.

Современные мастера работают с материалами, хорошо изученными поколениями умельцев, но при этом пытливый ум, смекалка и фантазия в работе подталкивают к изучению новых способов обработки и сочетания, казалось бы, не сочетаемых вещей, созданию уникальных произведений народного творчества. На сегодняшний день рукоделие позволяет умелицам создавать уникальные и оригинальные изделия, которые могут быть как украшением, так и одеждой, предметом интерьера. Такое занятие обычно приносит расслабление, моральное успокоение, а также эстетическое удовольствие.

Рукоделие формирует приобретение новых навыков, снимает психологический зажим и приносит эстетическое удовольствие. Есть и полезный эффект: после проделанной работы у вас остается результат вашей работы, который может стать украшением дома, украшением для себя или близких и дорогих людей. Безусловно, занятие рукоделием легко становится отличным способом заработка, поскольку hand-made всегда ценилось и будет цениться очень высоко.

По смыслу и содержанию к ремеслу близки такие виды активности, как досуг, увлечения, хобби. Учитывая насыщенный ритм современной жизни, его быструю динамику, растущие темпы и неизбежно нарастающий стресс, каждому человеку необходимо найти способ переключиться на другой вид занятий, поскольку известно, что лучший отдых - это смена деятельности. Отдохнуть физически и морально можно лишь занимаясь любимым делом. Поэтому хобби легко перерастает из кратковременного досуга в серьезное увлечение и способ добывания средств к существованию, что по сути и означает промысел, т.е. исходное значение ремесла.

Таким образом, на современном этапе наблюдается возврат к коренным народным традициям, но на новом, современном и более технологичном уровне. Практическим приложением и выражением этих рассуждений стала организация в КГБПОУ «Красноярский техникум промышленного сервиса» кружка декоративно-прикладного творчества [1], в задачи которого входит ознакомление обучающихся с различными видами, историей развития декоративно-прикладного творчества; изучение видов использования изделий декоративно-прикладного творчества в современном мире; развитие эстетического вкуса обучающихся; воспитание интереса к историческому прошлому своего народа, к сохранению и восстановлению лучших народных традиций. В кружке обучающиеся приобщаются к участию в творческих конкурсах, ярмарках, мастерклассах как на базе техникума, так и на внешних площадках городского и краевого уровней. Это формирует такое важное качество личности, как самодостаточность, адекватная самооценка, умение видеть и публично позиционировать собственную конкурентоспособность.

Занятия декоративным ремеслом стимулируют к творческому поиску и учеников, и мастера. Овладев несколькими видами рукоделия, давно известных и современных, а затем комбинируя их, обучающиеся получают возможность создавать высокохудожественные изделия с при-

менением различных техник и постигают такие вершины ремесла, где главным мотиватором является не указание наставника, а собственный замысел. Понимание, что после долгих трудов его удалось воплотить, даёт человеку ни с чем не сравнимую радость победы и ощущение нравственного роста. После такой «прививки» человек вряд ли захочет возвращаться к «суррогатному» уровню деятельности, рассмотренному выше. От этого выиграет и сам человек, и социум, в котором всё меньше места будут занимать фальшивые достижения, а всё больше - настоящее творчество.

Выводы

1. Ремесло и народные промыслы в современном мире продолжают оставаться эффективным средством профилактики, защиты, реабилитации и социальной интеграции социально незащищенного населения, в том числе людей с ограниченными возможностями здоровья. Региональный семинар впервые создал возможность встречи мастеров и специалистов для самопрезентации и обсуждения общих проблем педагогики и психологии профессионального обучения в контексте ремесла.

2. Продвижение традиций ремесленной деятельности в контенте современного профессионального обучения является действенной формой социально-психологического оздоровления общества, особенно в кризисные периоды. Несмотря на развитие информационных технологий, производственных технологий и усиление сервис-компонента экономики, необходимо сохранять и укреплять значимость ремёсел для сохранения культурных и нравственных ценностей, самобытности и самодостаточности общества.

3. Сохранение и укрепление традиций ремесла необходимо для воспитания эстетического вкуса, кругозора, психологической гибкости, коммуникабельности обучающихся. Это развивает самодостаточность и чувство собственного достоинства, которое формирует чувство гордости за свои собственные умения и достижения, а также нравственные барьеры, не позволяющие стремиться к быстрому результату, легкому успеху за счет фальсификатов и суррогатов как в интеллектуальной, так и физической работе.

Мероприятие проведено при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда и Краевого государственного автономного учреждения «Красноярский краевой фонд поддержки научной и научно-технической деятельности». Проект РГНФ № 16-16-24502.

Литература

1. Гавриленко-Головина Е.Н. Волшебный мир разноцветных лент // Ремесло и профессиональное обучение на Енисее: традиции и новации: мат-лы регион. семинара / под общ. ред. М.И. Лесовской. -Красноярск, 2016. - С. 21-24.

2. Куличкина СА. Профессиональное обучение: изменения диктуют условия жизни / / Ремесло и профессиональное обучение на Енисее: традиции и новации: мат-лы регион. семинара / под общ. ред. М.И. Лесовской. - Красноярск, 2016. - С. 21-24.

3. Кузнецова Т.Ю. Скайп-экскурсия по экспозиции «Ремёсла в Енисейском районе» Енисейского краеведческого музея им. А.И. Кыт-манова // Ремесло и профессиональное обучение на Енисее: традиции и новации: мат-лы регион. семинара / под общ. ред. М.И. Лесовской. - Красноярск, 2016. - С. 91-101.

4. Лесовская М.И. О мастерах своего дела и посеянных ими семенах // Ремесло и профессиональное обучение на Енисее: традиции и новации: мат-лы регион. семинара / под общ. ред. М.И. Лесовской. -Красноярск, 2016. - С. 7-21.

5. Ремесло и профессиональное обучение на Енисее: традиции и новации: буклет фотоэкспозиции образцов современного ремесленного творчества: отчётные материалы регионального семинара «Ремесло и профессиональное обучение на Енисее: традиции и новации» / под общ. ред. М.И. Лесовской. - Красноярск, 2016. - 68 с.

6. Романцев Г.М., Тидеманн Б., Ефанов А.В. [и др.]. К вопросу о сущности ремесленной деятельности и ремесленного образования в современном обществе // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. - 2015. - № 4. - С. 328-330.

7. Сергеева М.Г. Педагогическая технология «Учебная фирма» и её роль в профессиональном становлении учащихся // Образовательные технологии. - 2013. - № 2. - С. 116-139.

8. Токарева Е. Цветы из ткани и лент. Красиво и просто. - М.: Эксмо, 2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.