Summary
The article centers upon the process of strengthening the position of the Roman-Catholic Church in Belarus in the early XX-th century. Vilno bishop S. Zverovich's circular published on February 12. 1902 concerning the question of non-attendance of governmental schools by children from Catholic families played a great role in this mater. The authorities not having done anything to reduce the influence of this circular on the believers had to make amendments to theirs policy concerning the Church.
Поступила в редакцию 06.02.07.
УДК [39 + 281.93-057.68](=826)
В. В. Шейбак
ТРАДИЦИИ ПРАВОСЛАВНОГО ПАЛОМНИЧЕСТВА У БЕЛОРУСОВ МИНСКОЙ ГУБЕРНИИ В СЕРЕДИНЕ Х1Х - НАЧАЛЕ ХХ вв.
Введение
Христианство в целом и православие в частности оказали огромное влияние на развитие духовной культуры белорусского этноса. В традиционном обществе церковные обряды и предписания регулировали поведение членов общины (прихода) в течение годового цикла, сопровождали каждого человека в наиболее значимые моменты его существования, т. е. при рождении, вступлении в брак, смерти. Для современной белорусской этнологии является актуальной проблемой комплексное изучение христианских традиций как важной составляющей духовной культуры. Отдельно этнологи выделяют традиции паломничества верующих православной, католической и униатской конфессий на Беларуси. Необходимость детального исследования традиций хождения на богомолье (паломничества) к святым местам подчеркивается тем обстоятельством, что на сегодняшний день при наличии богатого фактического материала белорусская этнология не располагает обобщающими научными работами. Изучение традиций православного паломничества в пределах крупного региона, каким в середине XIX - начале ХХ вв. была Минская губерния, призвано восполнить существующий пробел в исследованиях духовной культуры белорусов.
Результаты исследования и их обсуждение
В христианской культуре паломничества рассматриваются как один из важных компонентов духовной жизни верующих. Формирование паломничества как традиции приходится на IV в. н. э. Примером для ранних христиан, вероятно, послужило путешествие к святым местам св. Елены, в результате которого произошло Воздвижение Креста Господня [1, 643]. В сознании верующих в течение столетий закреплялось убеждение, что молитвы к Богу оказываются более действенными в тех местах, где проявляется Божественная благодать. После раскола христианской церкви на католическую и православную происходит трансформация паломничества как целостного явления. Главным объектом паломничества для обеих церквей считалась Святая Земля (Палестина и ее центр - Иерусалим), где прошла земная жизнь Спасителя. Вместе с тем в Европе возникает большое количество почитаемых католиками и православными святынь, к которым совершались так называемые местные паломничества. В основном паломники приходили в монастыри и церкви, где находились широко известные и почитаемые чудотворные иконы, скульптуры, мощи святых.
На белорусских землях после принятия христианства также формировались традиции хождений на богомолье к святым местам. Паломничество преподобной Евфросинии, княжны Полоцкой в Иерусалим, где она вследствие болезни скончалась 23 мая 1173 г. и была погребена в Феодосиевском монастыре на паперти церкви Пресвятой Богородицы [2, 19], свидетельствовало о включении Беларуси в общеевропейское движение христиан в Святую землю. Со временем на территории Беларуси появляются местные центры паломничества. Активная деятельность католической, православной, а с 1596 г. и униатской церкви способствовала не только образованию сложной поликонфессиональной структуры белорусского общества, но и уникальных для каждой из конфессий традиций паломничества к святым местам. Следует отметить, что характерной особенностью истории межконфессиональных отношений на Беларуси являлась передача монастырей и церквей с их имуществом во владение от одной конфессии представителям другой.
Такая ситуация возникала в переломные моменты исторического развития Беларуси, когда менялась политическая конъюнктура, а вместе с тем статус и влияние отдельной церкви в обществе. Одним из следствий процесса этих передач было посещение некоторых храмов верующими разных конфессий одновременно. Выделялись в подобных случаях и общие почитаемые святыни.
В результате трех разделов Речи Посполитой (1772, 1793, 1795 гг.) белорусские земли вошли в состав Российской империи. Новый этап исторического развития Беларуси характеризовался, помимо серьезных изменений в социально-экономической и культурной сфере, восстановлением лидирующих позиций православной церкви. Отчетливо эта тенденция проявилась после ликвидации в 1839 г. униатской конфессии в соответствии с принятым Полоцким церковным собором решением. Православной церкви были переданы изъятые из ее ведения в ХУП-ХУШ вв. монастыри и храмы. Масса верующих-униатов была возвращена в православие.
Эволюция традиций паломничества на белорусских землях в середине XIX - начале ХХ вв. происходила под сильным влиянием и в тесной взаимосвязи с русским православием. Православная церковь Российской империи как официальный институт одной из первоочередных задач выделяла формирование единого в культурном и идеологическом отношении пространства, ядром которого являлись восточнославянские территории. В качестве объединяющего фактора выступало православное вероучение. Крупные центры православного паломничества России, Беларуси и Украины способствовали расширению контактов между восточнославянскими этносами, поскольку наиболее известные святыни (чудотворные иконы, мощи святых угодников) в равной степени почитались белорусами, русскими и украинцами. По утверждению современного российского этнолога Т. А. Бернштам, в середине - конце XIX в. сельское население практически всех областей Европейской России главным или обязательным объектом паломничества считало Киево-Печерскую лавру [3, 336]. Православными белорусами святыни Киева также характеризовались как особо почитаемые.
Наряду с традиционными маршрутами дальних богомолий к знаменитым святыням (Соловки, Валаам, Троице-Сергиева лавра, пустынь преподобного Нила Столобенского и др.) для русского народного православия являлась широко распространенной практика поклонения местночтимым в пределах прихода или благочиния иконам, крестам, родникам. Паломничества, как правило, приурочивались к определенным дням. Например, в Орловской губернии большое количество богомольцев приходило в Брянский Успенский монастырь 15 августа на престольный праздник, когда совершались крестные ходы со Свенской иконой Божьей Матери. Печерский монастырь в Псковской губернии принимал паломников северо-западных русских земель в первое воскресенье после 9 пятницы по Пасхе к началу крестного хода в Псков и Остров с тремя чудотворными иконами Божьей Матери - Одигитрии, Умиления и Феодоровской [3, 333-334].
Большое значение для русских богомольцев имело посещение святых мест, где хранились мощи угодников Божьих. В Калужской губернии наиболее посещаемым местом была Тихонова пустынь с мощами преподобного Тихона Калужского, Медынского чудотворца, в Воронежской -Благовещенский Митрофанов монастырь с мощами святителя Митрофана Воронежского и Богородицкий Задонский монастырь с мощами святителя Тихона Задонского [3, 333-334].
На белорусских землях имелись свои почитаемые иконы, целебные источники, кресты. Важной особенностью духовной культуры белорусов во второй половине XIX - начале XX вв. являлось распространение культа белорусских святых. Представители православного населения белорусских губерний совершали дальние паломничества в Вильно, Жировичи, Киев.
В середине XIX в. паломничества к святым местам у белорусов Минской губернии проводились регулярно и воспринимались многими верующими как духовная потребность. В «Историко-статистическом описании Минской епархии» архимандрита Николая (Далматова) при перечислении традиционных обычаев православных христиан этого региона упоминается следующий: «Обычай ходить на богомолье, особенно в первые - "молодиковые" - после новолуния недели (воскресные дни - В. Ш.) летних месяцев, в те церкви, в коих находятся местночтимые чудотворные иконы, и здесь говеть, исповедываться, причащаться Св. Таин... -Жители уездов, ближайших к Киеву - Речицкого, Мозырского и Пинского, ходят на поклонение киевской святыне (в Киево-Печерскую лавру - В. Ш.)» [4, 310]. Помимо икон, православными верующими почитались чудотворные резные деревянные изображения Спасителя в Витовецкой Преображенской церкви в Минском уезде, в Лещинской Успенской - в Пинском [4, 64, 68]. Эти нехарактерные для православной традиции святыни прежде являлись униатскими.
Подробное описание как непосредственный участник паломничества православных богомольцев к местночтимому образу Божьей Матери в местечке Велятичи Минской губернии
оставил белорусский этнограф П. М. Шпилевский. Велятичская икона хранилась в небольшой приписной церкви, известной в народе как «Монастырек», где наблюдалось скопление богомольцев во время «молодиковых» воскресений. Путь богомольцев к велятичской святыне имел характерную особенность: «Замечательна дорога, ведущая к Монастырку: она вся завалена разными деревянными досками с изображениями человеческих голов, рук, ног и копыт домашних животных; все эти доски нанесены богомольцами, которые привозят их с собой из отдаленных мест: у кого болит голова, рука, тот везет доску с изображением головы, руки и т. д.: у кого падает скот, тот бросает на дорогу доску с изображением какого-нибудь члена скотины... Из этих досок образуется ежегодно новая плотина для прохода, но не проезда (ездить нельзя) богомольцев. На конце плотины, близ велятичской дороги, устроена маленькая часовня, в которой хранится копия чудотворного образа Божьей Матери; при часовне небольшой колодец, в котором вода освящается ежегодно, в день Покрова Пресвятой Богородицы (1 октября), когда по преимуществу собирается множество народа» [5, 175-176].
Дни празднования местночтимых икон в Минской губернии, на которые приходился приток богомольцев, фиксировались в православных календарях как значимое событие. Например, в календаре на 1915 г. в сентябре следовали праздники: 8 числа в честь чудотворных икон Божьей Матери в селах Старчицы Слуцкого уезда и Парохонске Пинского, м. Юревичи Речицкого уезда, 14 - в с. Васьковке и м. Погост Мозырского уезда, 26 - в д. Снежицы Новогрудского [6, 20-21]. В целом в течение года празднование дней памяти чудотворных икон Пресвятой Богородицы, св. великомученика Георгия Победоносца, св. пророка Ильи, св. чудотворца Николая совершалось в более чем двадцати населенных пунктах Минской губернии.
В г. Минске в Свято-Петро-Павловском кафедральном соборе хранилась особо почитаемая верующими святыня - чудотворная икона Минской Божьей Матери. Она наряду со знаменитой Жировичской иконой в Успенском монастыре Гродненской губернии считалась главной православной святыней на территории Беларуси. Ежегодно 13 августа в Минске отмечался день явления иконы. В 1900 г. в столице губернии торжественно праздновали 400-летний юбилей со дня обретения святыни. Подробная программа торжеств была опубликована в периодической печати. В честь знаменательного события полагалось совершить архиерейские богослужения: 12 августа, в 6 часов вечера, всенощное бдение, а 13, в 10 часов утра, Божественную литургию. По завершении литургии предусматривался вынос иконы в сопровождении крестного хода при пении двух хоров на городскую площадь, затем -совершение торжественного молебна Божьей Матери, раздача верующим брошюр, продажа крестиков, образков и пр. [7, 289].
13 августа к окончанию литургии, которую служил епископ Минский и Туровский Михаил (Темнорусов), к Свято-Петро-Павловскому кафедральному собору прибыли крестные ходы из Екатерининского собора, Казанской церкви, Свято-Духова и Спасо-Преображенского монастырей города. На площади праздничный молебен перед иконой Божьей Матери был совершен в присутствии многих тысяч паломников [8, 33].
В нескольких километрах от Минска в д. Крупцы в Покровской церкви, приписной к Екатерининскому собору, находилась местночтимая икона Божьей Матери. Согласно надписи на обороте иконы, она с 1612 г. пребывала в часовне, построенной у источника - места явления святыни. Позже на месте часовни появилась Покровская церковь. В ней совершались богослужения только в летнее время, и богомольцы собирались в святом месте главным образом в дни св. Петра и Павла и Покрова Пресвятой Богородицы. На зиму церковь в Крупцах запирали, и паломничество к чудотворной иконе прекращалось. В связи с этим в Святейший Синод было внесено представление от Минской епархии о разрешении перенесения образа на зиму в Минск, чтобы паломники имели возможность поклоняться святыне. Указом от 16 апреля 1884 г. за № 1161 Синод разрешил и благословил перенесение иконы Крупецкой Богоматери ежегодно с крестным ходом 1 октября из Покровской церкви в Крестовую при архиерейском доме в г. Минске, а 6 мая из Крестовой церкви обратно в д. Крупцы. Первое перенесение иконы состоялось 1 октября 1886 г. Святыню несли от Покровской церкви в киоте под балдахином в сопровождении причта Екатерининского собора и массы богомольцев. Для торжественной встречи иконы был организован крестный ход из кафедрального собора. По свидетельству очевидца, во время шествия возникала настоящая давка, так как многие женщины стремились прикоснуться к киоту, носилкам или одежде прихожанок, несших чудотворную икону Богоматери [9, 504-513].
Торжественно проходило и первое перенесение иконы из Минска в д. Крупцы 6 мая 1887 г. Перед утренней литургией в Крестовую церковь начали стекаться многочисленные паломники, чтобы приложиться к чудотворному образу. Для совершения литургии икону с крестным ходом перенесли в кафедральный собор. После окончания службы крестный ход, в составе которого были представители городских цехов со своими знаменами, духовенство, воспитанники учебных заведений, крестьяне из многих сельских приходов, направился с чудотворным образом Божьей Матери в д. Крупцы. Верующие несли кресты, свечи, хоругви [10, 266-270].
Крупным центром паломничества православных верующих Минской губернии являлся Свято-Троицкий мужской монастырь в г. Слуцке. В обители хранились нетленные мощи княгини Софьи Юрьевны из рода Олельковичей и св. великомученика младенца Гавриила.
Среди верующих блаженная Софья почиталась как покровительница больных женщин. Существовал обычай ежегодного сбора пожертвований на новое шелковое или атласное платье для блаженной княгини. Обряд переодевания святых мощей в приготовленный наряд совершался избранными женщинами без участия даже настоятеля монастыря. Обычно мощи пребывали в закрытой раке, и паломники прикладывались к фамильной рода Олельковичей иконе Покрова Пресвятой Богородицы, установленной рядом [11, 31].
Мощи св. младенца Гавриила были выставлены для поклонения открыто. С наступлением Пасхи и до 22 октября они помещались на особом катафалке у левого клироса соборного храма монастыря, а на зиму переносились в теплую домовую церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. Особенно торжественная служба святому совершалась в праздник Сошествия Святого Духа -в этот день святые мощи обносились вокруг храма и выставлялись в центре церкви для всеобщего поклонения и лобызания. На праздник приходило много крестьян-богомольцев из окрестных уездов [12, 164-165].
В начале XX в. наиболее значимым событием в религиозной жизни православного населения всех белорусских губерний следует считать перенесение святых мощей преподобной Евфросинии Полоцкой из Киево-Печерской лавры в Спасо-Евфросиньевскую обитель в г. Полоцке. В соответствии с утвержденным императором Николаем II планом, церемония перенесения святых мощей проводилась в период с 19 апреля по 23 мая 1910 г. Весь путь перенесения древней православной святыни из Киева в Полоцк проходил в условиях массового паломничества верующих к святым мощам преподобной Евфросинии.
Путь от Киева до Орши пролегал по реке Днепр. Святые мощи были установлены на пароходе «Головачев». При этом паломники имели возможность поклониться и приложиться к святыне в местах остановок: «Шествие св. мощей по Днепру продолжалось с 22 апр. по 3 мая с большими или меньшими остановками в Любиче, Речице, Рогачеве, Старом Быхове, Могилеве и Орше. В означенных пунктах святые мощи переносились с парохода в местные храмы, где совершались торжественные богослужения, устраивались торжественные встречи и проводы святыни. Десятки тысяч людей не только из ближайших, но и из отдаленных мест стекались сюда для поклонения святыне» [13, 21-22].
В г. Речица Минской губернии торжества перенесения святых мощей Евфросинии Полоцкой состоялись 25-26 апреля 1910 г. Рака с мощами была установлена в Успенском соборе города и открыта для богомольцев, которые прибыли в Речицу из разных мест Минской и других губерний. Всего на поклонение святыне в городе собралось свыше тридцати тысяч паломников. В составе богомольцев были члены православных братств из Минска и Мозыря, духовенство, крестьяне, учащиеся. Многие учебные заведения Минской губернии отправили в Речицу делегации для участия в торжественной встрече святых мощей, в частности Минская, Мозырская и Бобруйская гимназии [14, 88-94].
Паломничество к святым местам у православных белорусов Минской губернии характеризуется как распространенное явление в середине XIX - начале XX вв. В городских и сельских приходах губернии находились различные местночтимые святыни (чудотворные иконы и резные изображения Спасителя, мощи святых угодников), на поклонение которым в установленные дни приходило значительное количество паломников. Православные богомольцы участвовали в крестных ходах с выносом святынь, присутствовали на литургиях и всенощных бдениях, исповедовались, причащались, слушали проповеди. Паломники в социальном отношении преимущественно были представлены крестьянами. Однако паломничества к особо почитаемым святыням, например Минской иконе Божьей Матери, совершали представители всех слоев общества.
В организации и проведении паломничеств в традиционной культуре белорусского и русского этносов выделяются схожие черты: определение главного объекта поклонения - Киево-Печерской лавры, влияние православного календаря на время хождений на богомолье, почитание чудотворных икон и мощей святых угодников, практика крестных ходов. Вместе с тем существовали и различия. Верующие отдельных приходов Минского и Пинского уездов Минской губернии поклонялись деревянным скульптурам Спасителя, что нетипично для русской православной традиции. Православное население белорусских и русских земель ориентировалось в первую очередь на поклонение святыням в пределах области, благочиния, прихода. Это способствовало формированию региональных особенностей паломничества к святым местам.
Выводы
Традиции паломничества составляли важный компонент духовной культуры белорусского этноса, оказывали серьезное влияние на мировоззрение верующих, содействовали распространению в народной среде христианских идеалов.
Литература
1. Паломничество // Энциклопедический словарь. - Санкт-Петербург : Типолитография И. А. Ефрона, 1897. - Том XXII А : Оуэн - Патент о поединках. - С. 643-645.
2. Поселянин, Е. Преподобная Евфросиния, княжна Полоцкая / Е. Поселянин. - Санкт-Петербург : Типография акционерного общества типографского дела, 1910. - 31 с.
3. Бернштам, Т. А. Приходская жизнь русской деревни: Очерки по церковной этнографии / Т. А. Бернштам. - Санкт-Петербург : Петербургское Востоковедение, 2005. - 416 с.
4. Архимандрит Николай. Историко-статистическое описание Минской епархии / Николай (архимандрит). - Санкт-Петербург : в типографии духовного журнала «Странник», 1864. - 315 с.
5. Шпилевский, П. М. Путешествие по Полесью и белорусскому краю / П. М. Шпилевский ; предисл., текстол. подгот., прим. и коммент. С. А. Кузняевой. - Минск : Беларусь, 2004. - 251 с. - Репринтное издание.
6. Памятная книжка Минской губернии на 1915 г. - Минск : Губернская типография, 1914. - 441, III с.
7. Тарнопольский, Г. Объявление / Г. Тарнопольский // Могилевские епархиальные ведомости. -1900. - 1 августа. - № 22. - Неофициальная часть. - С. 289-290.
8. Пятисотлетие явления Минской иконы Божьей Матери / Мин. Свято-Духов кафедр. собор ; авт. концепции и сост. Д. Строцев ; редкол. : Митрополит Филарет (Вахромеев) и др. - Минск : Виноград, 2000. - 79 с.
9. Перенесение местночтимой Крупецкой иконы Божьей Матери в Минскую Крестовую церковь // Минские епархиальные ведомости. - 1886. - 1 ноября. - № 21. - Неофициальная часть. - С. 504-513.
10. Перенесение местночтимой Крупецкой иконы Божьей Матери из Минской Крестовой церкви в деревню Крупцы // Минские епархиальные ведомости. - 1887. - 15 июня. - № 12. - Неофициальная часть. - С. 265-270.
11. Серно-Соловьевич, Ф. Ф. Древнерусский город Слуцк и его святыни. Исторический очерк с шестью гравюрами / Ф. Ф. Серно-Соловьевич. - Вильно : Типография А. Г. Сыркина, 1896. - 38 с.
12. Епископ Иосиф. Святой преподобномученик Афанасий, игумен Брестский. Подробное историческое о нем повествование, с изображением его. Святой мученик Гавриил Заблудовско-Слуцкий. Исторические о нем и его чествовании сведения / Иосиф (епископ). - Воронеж : Типография В. И. Исаева, 1899. - 173 с.
13. Отчет о состоянии Полоцкого Церковного Братства во имя св. Николая и пр. Евфросинии, княжны Полоцкой, состоящего под Августейшим покровительством Его Императорского Высочества Великого Князя Константина Константиновича, за 43-й год существования Братства с 1 июня 1909 года по 1 июня 1910 года. - Санкт-Петербург : типография «Сельского Вестника», 1911. - 56 с.
14. Памятная книжка Минской губернии на 1911 г. - Минск : Губернская типография, 1910. - 362, II с.
Summary
In the article traditions pilgrimage by Orthodox Belarusians of Minsk province are concerned. Esteemed sanctuaries (miracle-working icons, relics of saints) by the faithful are shown, which were kept in many temples municipal and rural parishes. Pilgrimage to holy places dated for fixed days: patronal festivals, saints member days and miracle-working icons celebration.
Pilgrimage to Orthodox relics in the territory of Minsk region was widely distributed phenomenon in the middle of XIX - at the beginning of XX centuries in popular sphere. It occupied an important place in spiritual culture of Belarusian ethnos.
Поступила в редакцию 12.12.06.