ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 4 Часть 2
ТРАДИЦИИ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНЫХ СООБЩЕСТВ В ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
САЙДАРХАНОВ А.М.,
аспирант,
Северо-Кавказская государственная технологическая академия,
e-mail: [email protected]
В статье определяется сущность феномена «местные сообщества», описываются традиции формирования местных сообществ в Чеченской Республике на разных исторических этапах развития.
Ключевые слова: местное сообщество; соседское сообщество; тайп; тухкум; вирд; чеченцы; казаки; Чечня; ЧИАССР; Чеченская Республика.
The article defines the essence of the phenomenon of «local community», describes the tradition of forming communities in the Chechen Republic at different historical stages of their development.
Keywords: local community; neighborhood community; Taipei; tuhkum; wird; Chechens; Cossacks; Chechnya; Chechen-Ingush ASSR; the Chechen Republic.
Коды классификатора JEL: K36, K42, Z13.
Политики и политологи ведут поиск новых форм и методов вовлечения населения в демократические преобразования российского общества, адаптации к современным условиям традиций организации общественного самоуправления и самостоятельного решения гражданами их актуальных проблем. В этой связи теоретическое и практическое значение имеет изучение опыта организации местных сообществ в различных регионах, имеющих своеобразное сочетание интересов граждан, форм и методов их реализации.
В политико-правовых документах и научной литературе нет единого определения сущности местных сообществ. Так, Е.Е. Горяченко определяет «местные сообщества» как любое множество социальных отношений, осуществляемых внутри поселений, или социальную сеть взаимодействующих индивидов, сконцентрированных в рамках определенной территории, или наименьшую территориальную группу, которая может объять все аспекты человеческой жизни [3]. В. Лапин считает их группой людей, проживающих на общей территории и объединенных общими интересами в решении вопросов развития ресурсов территории с целью обеспечения своей жизни, создавших органы власти и управления для своего развития [6]. В. Пылин признает местные сообщества элементами гражданского общества, которые представлены ансамблем самоуправляемых кооперирующихся общин и объединений граждан, имеющих свои интересы, а в совокупности они непосредственно формируют органы власти и управления, оказывают влияние на их деятельность [8]. Некоторые зарубежные и российские ученые (Дж. Гасфилд, Р. Ольденбург, И. Мерсиянов, Е. Шомина, Л. Якобсон) неправомочно отождествляют местные и соседские сообщества с органами местного само-управления [7; 11], ссылаясь на то, что ст. 131 Конституции РФ предоставляет гражданам право выбирать формы административно-территориального устройства и осуществления местного самоуправление с учетом исторических и иных местных традиций [5].
Мы полагаем, что при определении сущности местных сообществ необходимо учитывать следующее: этим термином обозначается социально-поселенческая группа, члены которой имеют общее место проживания; сообщество имеет эмпирические признаки общества, описанные Э. Шилзом [10]; объединения сограждан в местном сообществе мотивировано потребностями совместной реализации общих интересов; самостоятельное управление сообществом (самоуправление) осуществляют его члены; местное сообщество включено в систему государственного и общественного управления, осуществляемого институтами государства и гражданского общества; не все индивиды, проживающие на территории поселения или муниципального образования, входят в единое местное сообщество и становятся его членами.
У местного сообщества обнаруживаются конкретные признаки:
■ местное сообщество является частью региональной социальной системы, формирующей доминирующие условия и факторы его жизнедеятельности;
■ форма местного сообщества — совокупность людей, проживающих на конкретно определенной территории поселения и (или) муниципального образования дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида;
© А.М. Сайдарханов, 2012
■ основой местных сообществ служат семьи, имеющие родственные связи;
■ для недопущения кровосмешения браки членов местного сообщества заключаются с членами неродственных семей из других местных сообществ;
■ преимущественное пополнение местных сообществ детьми признанных представителей местного сообщества;
■ относительная автономность местного сообщества, его способность самостоятельно решать проблемы своих членов;
■ у местного сообщества есть собственное название и история, система управления, общая система социальных норм и субкультурных ценностей.
При наличии таких признаков местные сообщества можно определять как устойчивые во времени и по социальному составу, многообразные по формам, не имеющие доминирующих родственных связей объединения граждан по месту их жительства, выполняющие функции артикуляции, агрегации и реализации актуальных общих проблем местных жителей, имеющие органы общественного самоуправления и единые нормы взаимодействия.
В истории местных сообществ в местах компактного проживания чеченцев можно выделить следующие содержательно-хронологические периоды:
■ первый период начинается в позднем средневековье, связан с выработкой традиций организации местных сообществ в поселениях чеченцев и впоследствии подселившихся на их территорию вольных гребенских казаков, а заканчивается кризисом традиционных форм местных сообществ на территории Чечни, включенных в состав Российской империи в 1860 г.;
■ во втором периоде происходили радикальные изменения социальной структуры местных сообществ на территории Чечни, вошедшей в Терскую область Российской империи на период 1861-1918 гг.;
■ третий период, названный советским, хронологически определяется деятельностью в регионе советского государства в 1918-1991 гг.;
■ четвертый период с 1991 г. до 2000 г., именуемый постсоветским, обусловлен переходом политической системы Российской Федерации к новой структуре и политическому режиму. В те годы политической элитой Чеченской Республики предпринимались попытки выхода из РФ и создания суверенного государства Ичкерии, из-за чего происходили значительные изменения в местных сообществах на территории республики;
■ пятый период, начало которого совпадает с активной фазой контртеррористических операций, восстановлением и укреплением российской государственности в Чеченской Республике, начатых под руководством А.А. Кадырова, продолжаемых главой республики Р.А. Кадыровым до настоящего времени, характеризуется укреплением законности и политических традиций чеченского народа, значительными позитивными изменениями в жизнедеятельности местных сообществ на территории Чеченской Республики.
Для политического процесса, в котором участвуют местные сообщества в качестве акторов, большое значение имеют традиции, проявляющиеся в общественно-политической жизни, в практической активности граждан, социальных слоев и групп, партий и организаций, в политической борьбе, являются важным составным элементом функционирования политических систем, политической и идеологической ситуации в стране.
До середины XVIII в. на территории Чечни сформировались особые типы местных сообществ тайпы, образованные родственными семьями. Принципы их организации стали основой политических традиций чеченцев, сохранившихся в последующих исторических периодах, оказывающих существенное влияние и на современные формы организации местных сообществ чеченцев. Тайповая форма местных сообществ развивалась в направлении от объединения семей, имеющих родственные связи, к территориальным формам самоорганизации населения поселений, признающих общность происхождения от единых предков. В таких объединениях предпочтение отдается адату, который регулирует брачные отношения, воспитание детей, отношение к женщинам, гостеприимство, кровомщение и другие традиции. При декларированном равенстве членов тайпов более высоким социальным статусом наделялись рода, семьи и их члены, не по имущественному превосходству, а по признакам нохчала достойного и благопристойного поведения.
Самоуправление местными сообществами тайпового типа осуществляют общинные кхелы (собрания), советы старейшин, предводители тайпов, а при наличии военной угрозы бячча (военачальники). Укрепление ислама в Чечне способствовало усилению влияния духовенства на жизнь местных сообществ.
В целях защиты интересов нескольких тайпов создавались тукхумы военно-политические союзы, не имевшие единых постоянно действовавших органов местного управления, но координировавшие действия тайпов в экономической, военной и иных сферах; при них тайпы сохраняли автономность своих органов местного самоуправления. Ведущее положение в тукхуме занимал тайп, имеющий большую численность воинов с лучшим вооружением, но при этом тукхумы не имели единых постоянно действующих публичных органов власти и управления общего предводителя, военачальника и судьи, вследствие чего тукхум не трансформировался в государство.
К середине XVIII в. на территории Чечни действовали местные сообщества, объединенные в более чем 135 тай-пах, большая часть которых входила в 9 тукхумов. В то время более двадцати тайпов были образованы родами, происходящими от пришлых людей, поселявшихся среди чеченцев. Они роднились с коренными жителями, следовали их традициям, вследствие чего их семьи, рода трансформировались в тайпы. Тайпы получали названия по имени родоначальника, наименованию ближайшей горы или реки, профессиональной специализации или другим признакам.
Со временем чеченский тайп из местного сообщества с кровными связями членов, трансформировался в соседскую общину, признающую общего родоначальника. Но родственные основы тайпа признаются по-прежнему, на что указывают запреты на браки и кровомщение между членами тайпа.
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 4 Часть 2
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 4 Часть 2
Введению единообразных форм управления на всей территории Чечни препятствовало предпочтительное применение местными сообществами чеченцев традиционных морально-этических средств власти. Попытки навязать местным сообществам решения предводителей и советов старейшин других тайпов и тукхумов воспринимались как недопустимые нарушения традиционных принципов равноправных взаимоотношений чеченцев.
С XVI в. на территории Чечни стали формироваться местные сообщества вольных гребенских казаков, которые формировались на принципах соседских сообществ. Мотивами их объединения являлась общность казачьей службы и экономики, регламентированные обычно-правовыми нормами и российским законодательством. Общины казаков сочетали признаки поземельной общины и специализированного военного поселения.
Отношения между местными сообществами чеченцев и казаков в зависимости от конкретных политических установок царского правительства и лидеров горцев варьировались в широком диапазоне от куначества и взаимовыгодного сотрудничества в мирное время до кровомщения и непримиримого противодействия по экономическим, конфессиональным (газават) и иным причинам в периоды многочисленных Кавказских войн.
Начало индустриализации экономики после включения Чечни в состав Российской империи вызвало потребность в кадрах промышленных рабочих и специалистов, вследствие чего в новых поселениях равнинной зоны в конце Х1Х-начале ХХ вв. стали формироваться полиэтничные, поликонфесссиональные соседские сообщества. Вследствие этого традиции местных сообществ чеченцев сохранялись в поселениях горной и предгорной зон, а в поселениях равнинной зоны выделялись несколько местных сообществ, как правило, не имевших устойчивых связей-отношений и единых социальных норм, органов местного самоуправления.
Таким образом, в поселениях, расположенных на территории Чечни в начале ХХ в., действовали местные сообщества трех типов, основанных на: кровном родстве чеченские семьи, вары, гары, ингушские тейпы и чеченские тайпы; взаимовыгодном сотрудничестве тукхумы, допускавшие смешенный этнический состав; а также казачьи станичные общины, образованные для выполнения военно-служилых сословных обязанностей.
Большое значение для сохранения чеченского этноса при депортации и проживании в спецпоселениях в 1944 1957 гг. имели традиции самоорганизации чеченцев в форме местных сообществ. Эти традиции поначалу пресекались командованием спецкомендатур, но впоследствии стали использоваться для поддержания порядка. Однако в связи с расселением депортированных народов без учета их родственных, поселенческих, вирдовых и других системных связей потребовалось время, в течение которого восстанавливались связи-отношения депортированных чеченцев и их местные сообщества.
В тоже время в Грозненской области, созданной на территории упраздненной ЧИАССР, из переселенцев формировались неустойчивые соседские сообщества, в которых местное управление осуществляли советские органы государственной власти. По этим причинам в 1944-1957 гг. в большей части поселений Грозненской области, из которых были депортированы чеченцы и ингуши, не было устойчивых сообществ, а население оказалось в большой зависимости от партийно-государственных органов. Местные сообщества сохранялись в казачьих станицах.
Неразрешенность государством проблем, связанных с возвращением из спецпоселений на территорию Чечено-Ингушетии депортированных в 1944 г. народов привела к многочисленным острым социальным конфликтам с новопоселенцами, прибывшими в Грозненскую область в 1944-1957 гг. Поэтому на территории восстановленной ЧИАССР местные сообщества имели разный характер отношений между собой, с органами государственной власти. Негативные последствия того периода проявились в межэтнических конфликтах.
Сформировавшиеся в конце 1980-х гг. экономические, социально-политические и иные предпосылки привели к разрушению политической системы СССР, кризису и радикальной перестройке политических систем РСФСР и других союзных государств, региональных политических систем.
К сентябрю 1991 г. лидирующее положение в региональном политическом процессе ЧИАССР, реорганизованной в Чеченскую и Ингушскую республики, заняли радикалы-сепаратисты. В последующем постсоветском периоде они оказывали доминирующее влияние на формирование в Чеченской Республике экономических, социально-политических, духовных и иных условий и факторов регионального политического процесса, участия в нем местных и соседских сообществ.
В частности, в начале 1990-х гг. этническая мобилизация чеченцев на противодействие федеральным органам государственной власти, пытавшимся сдержать центробежные процессы развала Российской Федерации, проводилась под предлогами защиты суверенитета Чеченской Республики Ичкерия, а для оправдания военных действий объявлялся газават. В том периоде политическая элита Чечни опиралась на поддержку незаконных вооруженных формирований, которые возглавляли самозванные бячча, принуждавшие местные сообщества к подчинению им не традиционными для чеченцев морально-этическим методами, авторитетом, а силой оружия, насилия. Альтернативные выборы, политическая конкуренция, наличие Конституции и представительных органов власти в ЧРИ не обеспечили прекращение социальной вражды, кровной мести, недемократичных действий власти и оппозиции. Аномия вызвала нападения незаконных вооруженных группировок на железнодорожный и автомобильный транспорт, приграничные поселения соседних регионов, захват заложников, работорговлю и другие негативные явления. Поэтому в местных сообществах формировались про-тестные движения как против органов государственной власти ЧРИ, опиравшихся на поддержку незаконных вооруженных формирований, так и против федеральных сил, проводивших локальные и крупномасштабные боевые действия против сепаратистов, при которых гибло население, разрушалась экономика.
Декларативные заявления о демократических принципах жизни республики не подтверждались социальнополитической практикой, вследствие чего реальная политическая власть сосредоточивалась у командиров вооруженных формирований. О том времени Р.А. Кадыров вспоминал: «Чтобы решать вопросы, нужно было иметь минимум 500 воору-
женных людей, длинную бороду и зеленую повязку» [13]. Боевики заставляли мирное население отдавать им продовольствие, одежду, деньги для джихада [12].
В тот период политическая элита ЧРИ обращалась за поддержкой к духовенству, объявляла о строительстве в Чечне исламского государства и приоритете норм шариата в законодательстве республики. Но в чеченском обществе не было единства по этим вопросам, а попытки арабских проповедников, опиравшихся на поддержку приезжих наемников, навязать традиционным вирдам ваххабизм, получили активное противодействие муфтия Чечни А-Х. Кадырова, который заявлял о готовности с оружием в руках защищать от ваххабитов традиционные основы духовной жизни чеченцев [12]. Активная духовно-просветительская деятельность А-Х. Кадырова способствовала укреплению в общественном сознании миролюбивых мировоззренческих основ учений духовных просветителей чеченского народа.
В 1999 г. незаконные вооруженные группировки с территории Чечни вошли в горные районы Дагестана, спровоцировали начало крупномасштабных боевых действий, вызвали необходимость проведение на территории Чеченской Республики контртеррористической операции, сопровождавшейся гибелью людей и новыми разрушениями населенных пунктов. В тот период численность постоянного населения республики сократилась в три раза по сравнению с началом 1990-х гг. и составляла около 350 тыс. чел. [4].
Смена политического руководства Российской Федерации способствовала пересмотру и переоценке федеральным центром положения в Чеченской Республике. Как указывал А.А Кадыров, руководство Российской Федерации понимало, что навести порядок в Чечне должны сами чеченцы [12]. Для выполнения миссии объединения и организации чеченского общества на борьбу с радикальным сепаратизмом во имя прекращения кровопролития, организации восстановления и развития республики требовался лидер, обладавший высоким авторитетом среди жителей, и особенно среди старейшин и духовенства. Такими лидерскими качествами обладал А.А. Кадыров. Поэтому 12 июня 2000 г. Президент России подписал указ о назначении А.А. Кадырова главой временной администрации Чеченской Республики.
Предложенная А.А. Кадыровым программа мирного возрождения Чеченской Республики, согласованная с Президентом и Правительством Российской Федерации, получила поддержку чеченского общества. Ее поддержали органы государственной власти и местного самоуправления республики, лидеры традиционных чеченских социальных институтов. Местные сообщества оказали активную поддержку правоохранительным органам, осуществлявшим контртеррористические мероприятия, формировали отрицательное общественное отношение к незаконным вооруженным формированиям, боевикам, террористам. 5 октября 2003 г. А.А. Кадыров избирался президентом республики. За него проголосовало более 80% избирателей [1].
А.А. Кадыров погиб 9 мая 2004 г. в результате теракта во время праздничных мероприятий на стадионе «Динамо» г. Грозный [1]. Заказчик, организаторы и исполнители теракта впоследствии были уничтожены [2].
Преемники А.А. Кадырова продолжали реализацию программы восстановления мирной жизни республики, ее экономики и социальной сферы.
В 2007 г. высшим должностным лицом Чеченской Республики стал Р.А. Кадыров. Он хорошо знает расстановку политических сил в республике и активно использует национальные традиции местного самоуправления для восстановления экономики, социальной сферы республики, укрепления веры жителей республики в правильность избранного пути возрождения [9].
Таким образом, после 1990 г. структура и формы деятельности местных сообществ, их место и роль в региональном политическом процессе изменялись под влиянием общероссийских и региональных факторов.
Деятельность местных сообществ по артикуляции, агрегации и реализации актуальных проблем населения стимулирует социальную активность граждан. Она осуществляется с учетом норм обычного права, политической культуры членов местных сообществ. Доминирующая численность чеченцев в местных сообществах (в среднем — 95% населения) обеспечивает приоритет политических традиций и политической культуры чеченцев в политическом процессе Чеченской Республики.
При правовых коллизиях постоянно изменяющихся норм конституции и законодательства, вызывавших аномию, в социальной практике местных сообществ используются традиционные социальные нормы адата. Поэтому для консолидации регионального социума глава республики Р.А. Кадыров и правительство Чеченской Республики развивают сотрудничество с органами местного самоуправления, религиозными и иными общественными объединениями, в отношениях с ними используют политические традиции российского общества, частью которого являются чеченцы, имеющие свои национальные традиции организации местных сообществ и местного самоуправления.
В идеале, конкретное местное сообщество может совпадать с территориально-поселенческой социальной группой, а органы местного сообщества и органы местного самоуправления активно взаимодействовать. Но в реальных условиях в поселениях выделяется несколько местных сообществ, создание которых мотивировано общностью экономических, конфессиональных, этнических и иных интересов. Местные сообщества могут иметь разный характер взаимоотношений в широком диапазоне от куначества и братской взаимопомощи до непримиримой вражды из-за реальных или мнимых противоречий. Каждое местное сообщество возглавляют собственные органы управления, руководствующиеся своими социальными нормами, а органы местного самоуправления муниципального образования, действующие на основе законодательства, должны объединять все социальные общности.
«Пассивное сопротивление» малочисленных местных сообществ доминирующим местным сообществам может осуществляться методами их «социального капсулирования» (самоизоляции) при одновременном стремлении их членов к приобретению ключевых мест и ролей в органах государственной власти и местного самоуправления для создания благоприятных условий эффективного лоббирования интересов «своего» местного сообщества.
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 4 Часть 2
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 4 Часть 2
Местные сообщества способны объединяться в пределах муниципальных образований, регионов, что способствует
формированию сообществ более высоко уровня — региональных, имеющих большую численность за счет вертикальных
и горизонтальных связей, и соответственно усиливающих их солидарное влияние на соответствующие политические
процессы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ахмат Кадыров [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://traditio-ru.org/wiki/%D0%90%D1%85 (обращение 25.06.2010 г.).
2. Газета.ру. 2005. 27 апр.
3. Горяченко Е.Е. Территориальная общность в изменяющихся условиях // Социологические аспекты перехода к рыночной экономике. Материалы к XIII социологическому конгрессу. Новосибирск, 1994. Ч. 1.
4. Гровенко В. О численности населения Чечни в июле 1999 г. (к началу нового кавказского конфликта)[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.chechen.org/index.php? newsid=267. 06.10.2012 г.
5. Конституция Российской Федерации. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.constitution.ru. 02.10.2012 г.
6. Лапин В. Местное сообщество и государство: состояние - 98 и цели - 99 // Наш современник. 1998. № 7. С. 199-211.
7. Мерсиянова И.В., Якобсон Л.И. Общественная активность населения и восприятие гражданами условий развития гражданского общества. М., 2007.
8. Пылин В.В. Местные сообщества как основа гражданского общества. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// politjournal.spb.ru/120115.html. 04.05.2012 г.
9. Рамзан Кадыров. Биография // РИА Новости. 2007. 16 февр.
10. Шилз Э. Общество и общества: макросоциологический подход // Американская социология: Перспективы, проблемы, методы / Сокращ. перевод с англ. М.: Прогресс, 1972.
11. Шомина Е.С. Соседское сообщество — ТОС — МСУ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.hse.ru/org/ persons/ 67539/index.html. 14.02.2012 г.
12. «Эхо Москвы» Ахмата Кадырова [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://kadirov.ru/node. 03.11.2012 г.
13. Новости России. [Электронный ресурс]. Режим доступа: NEWSru.com. 2005. 5 окт.