Научная статья на тему 'Традиции народной вышивки «Орловский спис» в обучении и воспитании школьников'

Традиции народной вышивки «Орловский спис» в обучении и воспитании школьников Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
874
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРЛОВСКИЙ СПИС / ВЫШИВКА / КРЕСТЬЯНСКАЯ СИМВОЛИКА / ОРНАМЕНТ / НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО / МИФОЛОГИЯ / КОМПОЗИЦИЯ / МАСТЕРИЦЫ / ПЕРЕВИТЬ / ORLOVSKY SPIS / EMBROIDERY / PEASANT SYMBOLISM / ORNAMENT / FOLK ART MASTERS / MYTHOLOGY / COMPOSITION

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Черникова С. М.

В данной статье рассматривается история и культурные традиции вышивки «Орловский спис», ее особенности и технологические приемы выполнения. Дается обзор современных школ и студий художественного творчества, где продолжаются традиции изучения национально-региональной вышивки «Орловский спис».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«ORLOVSKY SPIS». EMBROIDERY FOLK TRADITION IN THE TRAINING AND EDUCATION OF SCHOOLCHILDREN

This article explores the history and cultural traditions of embroidery «Orlovsky spis», discusses its features and technological methods of fulfi llment, and investigates the current school and art studios, where the tradition of studying the national-regional embroidery "Orlovsky spis" is continued.

Текст научной работы на тему «Традиции народной вышивки «Орловский спис» в обучении и воспитании школьников»

Ученые записки Орловского государственного университета. №4 (60), 2014г. Scientific notes of Orel State University. Vol.4 - no. 60. 2014

УДК 745/749 С.М. ЧЕРНИКОВА

доктор педагогических наук, профессор, кафедра декоративно-прикладного искусства и технической графики, Орловский государственный университет E-mail:myrzin13@rambler.ru

UDC 745/749

S.M. CHERNIKOVA

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Department of arts and crafts and technical graphics, OkI State University

E-mail:myrzin13@rambler.ru

ТРАДИЦИИ НАРОДНОЙ вышивки «орловским спис» в обучении и воспитании школьников

«ORLOVSKY SPIS». EMBROIDERY FOLK TRADITION IN THE TRAINING AND EDUCATION OF SCHOOLCHILDREN

В данной статье рассматривается история и культурные традиции вышивки «Орловский спис», ее особенности и технологические приемы выполнения. Дается обзор современных школ и студий художественного творчества, где продолжаются традиции изучения национально-региональной вышивки «Орловский спис».

Ключевые слова: Орловский спис, вышивка, крестьянская символика, орнамент, народное творчество, мастерицы, мифология, перевить, композиция.

This article explores the history and cultural traditions of embroidery «Orlovsky spis», discusses its features and technological methods offulfillment, and investigates the current school and art studios, where the tradition of studying the national-regional embroidery "Orlovsky spis" is continued.

Keywords: Orlovsky spis, embroidery, peasant symbolism, ornament, folk art masters, mythology, composition.

Искусство вышивания было известно уже в Х1-Х111 вв. Расшитые части одежды, полотенец найдены археологами в землях Новгорода и Рязани, Смоленска, Чернигова, Киева и Владимиро-Суздальской княжеств. «Язык русской народной вышивки - это своего рода система письма, где чернила и бумагу заменяют холст, и, чаще всего, красная нить». (3. С 3-4)

В вышивке предстает перед нами народное осознание мира и природы, своего рода народная поэтическая мифология. И эта крестьянская символика может быть то простой, то сложной, но всегда вызвана к жизни мировоззрением крестьянина, его верованиями, взглядами на мир, на жизнь, и никогда не воспроизводит окружающую действительность. Образы русского узорочья, имеющие большое сходство с вышивкой восточных, южных и западных славян, на наш взгляд, олицетворяют древние представления народов индоевропейской семьи, когда земледелие стало главным средством их существования.

Для народной вышивки Орловского, Курского, Тамбовского, Пензенского, Воронежского края, а также Тульской, Рязанской, Смоленской, Калужской области характерным является геометрический многоцветный орнамент. Выполнялся он счетной гладью и цветной перевитью, иногда белой строчкой, набором и росписью. Смоленскую перевить отличает колорит красного цвета с добавлением оранжевого, желтого тона, иногда в вышивку добавляли немного чёрных и синих нитей. На полотенцах вышивка шла широкой полосой с повторяющимся узором из ромбов. Располагались они цепочкой друг за другом и сочетались с другими орнаментами геометрическими мотивами: крестом, звездой...

Цветная перевить выполнялась по сетке из продернутых нитей. Орнамент обвивался столбиком по сетке мягкими нитками, что создавало видимость ненарушенной ткани.

Вышивки цветной перевитью отличались сложностью узора, многоярусностью композиции, сочетанием с переборным ткачеством, нашивками из лент, тесьмы, блёсток и бисера.

В Воронежском районе праздничные рубахи расшивались тонкой чёрной шерстью. Композиция строгая и предельно ясная в виде замкнутого прямоугольника. Тонкой вязью покрывалась верхняя часть рукавов, красоту им придавало сочетание с белой ажурной или золотошвейной вставкой и тонкими розчатыми полосками.

В народной вышивке Орловщины особое место занимает спис. Слово «спис» означает списывание. Вышивальщицы списывали узоры с разукрашенных морозом окон, с цветов и трав, придавая им фантастический вид. Каждая форма узора заполнялась мелкими геометрическими разделками, вышитыми швом набор. Эти разделки называются бранками. Смысловую нагрузку несёт не только контур общей вышивки, но и рисунок внутри него. Бранки создают фактуру в виде зигзагов, сеточек, шашек и называются они «вороний глаз», «сосна», «штоф».

Списом расшивались кокошники, полотенца, рубахи, использовались нити красного, оранжевого, желтого, зелёного цвета. Классическими считались сочетания красного цвета с введением синего. Вышивка Орловской области орловский спис родилась в небольших, просторных и светлых деревеньках, среди холмов Золотарево, Домнино, Карпово, что в Орловском рай-

© С.М. Черникова © S.M. Chemikova

17.00.00 - ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ 17.00.00 - ART CRITICISM

оне. Ограничивалась родина Орловского списа этими местами или распространялась на другие села и деревня - в настоящее время точно не известно.

Большой пышный рисунок, геометрический орнамент, использование красных и холодных синих цветов являются особенными чертами этой вышивки.

Для вышивания брали тонкую льняную или пеньковую отбеленную домотканую холстину. Нитки - льняные или шерстяные своего изготовления, окрашенные специально приготовленным красным красителем из самок червеца, собранных летом на траве зверобое.

Шов красной нити - первичная линия крестьянской бытовой графики. Главный и первый художественный принцип этого искусства нити - линейная трактовка. Исключительным линейным ритмом пронизана вся сложнейшая орнаментика, остро выразительная, решительная и твердая линия побеждает и владеет всеми темами, она необычайно изменчива, неожиданна.

Откуда же появились мотивы, о чем повествуют нам и где их истоки? Смысловое значение Орловского списа весьма разнообразно. В ходе нашего исследования при ознакомлении с материалами фондов краеведческого и художественного музеев мы выделили несколько версий расшифровки узора. Вот некоторые из них:

1. Одна из них берет начало от средневековой вышивки золотом и серебром.

2. Крестьянские девушки брали узоры с « разрисованных» морозом окон, отсюда и название вышивки «спис».

Одной из любимых тем Орловских мастериц было изображение «древа жизни». Дерево от корня растет, затем разветвляется и развивается так, как в жизни генеалогические корни. Разные части его расшивались различными рисунками и не были симметричны, потому что женщины вышивали своих родственников: невесток, свекровей, тестей и вышивали их различными элементами для отличия. Так выстраивалось «древо жизни» каждой крестьянской семьи.

3. Еще одним часто встречающим мотивом Орловской вышивки является «культ роженицы». Представление о Вселенной в женском облике.

Особое значение в вышивке Орловского списа играет ромб. Ромб соответствовал солнечному кругу.

Встречаются также и его разновидности. Ромб с крестом, с солнцем рождающим, ромб с ровными краями - «круги».

В языке народной символики цвет играет одну из главных ролей в осмыслении орнамента. Орловский спис насыщен красным цветом, это связано с представлением об огне и свете, понимался как «благовидный и прекрасный».

Одна из основных ролей в вышивке отведена технической стороне. Швы не только воссоздают образ, но и выражают его сущность. Техника Орловского списа относится к счетной, где для каждого стежка отсчитывают нити ткани. Контур узора вышивается стебельчатым или тамбурным швом. Заполняется рисунок «бранка-ми», которые представляют собой счетные швы набор (брань). Наборы бывают горизонтальные и вертикальные. Геометрический узор выполняется движением иглы с рабочей нитью по всему узора то справа налево, то слева направо. В соответствии с узором вышивальщица делает стежок, затем пропуск, снова стежок и т.д. Таким образом, она набирает нити ткани до конца узора по принципу шва «вперед иголка». Выполнение шва «набор» можно сравнить с движением челнока в ткачестве. На изнанке получается негативный узор орнамента.

Сегодня в некоторых школах Орловской области идет возрождение вышивки Орловский спис. В Стрелецкой школе искусств Орловского района Орловской области на прикладном отделении знакомят детей с наследием народных мастериц. Учащиеся школы с преподавателем Воропаевой Людмилой Николаевной знакомятся и выполняют творческие работы в технике Орловского списа.

Большую роль в развитии орловской вышивки сыграли такие мастерицы, как Богатова Н. В, Лагутина О. С., Галушкова А.Г, Степанова Т.И, Пименова Е.Д, Голованова, З.С, Крылова Л.Н., Коваленко К.С., Пелепейченко С.И.

Всего по Орлу в технике Орловского списа работают двадцать мастериц. Действуют три студии в городе и одна в области, где дети осваивают технику вышивки списа. Одна из них - детская художественная студия «Мастерица».

Библиографический список

1. Воронов В.С. О крестьянском искусстве. М, 1972. 174с.

2. ДурасовГ. П., ЯковлеваГ.А. Изобразительные мотивы в русской народной вышивке. М. : Советская Россия, 1990. 320 с.: ил.

3. СтасовВ.В. Русский народный орнамент: шитье, ткани, кружево. Вып1. СПБ, 1872. С. 3-4.

References

1. Voronov V.S. On Peasant art. M, 1972. 174p.

2. Durasov G.P., Yakovlev G.A. Figurative motifs in Russian folk embroidery. M.: Soviet Russia, 1990. 320 p.: II.

3. V.V. Stasov Russian folk ornament: sewing, fabric, lace. Issue1. SPB, 1872. Pp.3-4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.