Е.А. Тозыякова
ТРАДИЦИИ НАРОДНОЙ ГОРОДСКОЙ ЗРЕЛИЩНОЙ КУЛЬТУРЫ В «ФАНТАСТИЧЕСКИХ ПУТЕШЕСТВИЯХ БАРОНА БРАМБЕУСА» О.И. СЕНКОВСКОГО
Анализируются традиции площадного искусства в «Фантастических путешествиях барона Брамбеуса» (1833) О.И. Сенковско-го. Ярморочно-балаганно-театральная сущность мира произведения проявляется в мотивах кукольного театра, русских народных картинок (лубка), потешной панорамы (райка).
Традиции народной городской зрелищной культуры оказали несомненное влияние уже на первое, принесшее известность Сенковскому-литератору, произведение «Фантастические путешествия барона Брамбеуса» (1833). Даже при поверхностном восприятии текста становится очевидным обилие используемого писателем этнографического материала. Произведение буквально пронизано скрытыми и явными цитатами и аллюзиями на «низовую» городскую культуру XIX в. Здесь локализованы практически все традиционные формы площадного искусства: кукольный театр, лубочные картинки, раек, или потешная панорама.
В «Фантастических путешествиях барона Брамбе-уса» специфическая атмосфера ярмарки, народное площадное искусство с его свободным словом, буффонадой, гротеском, смехом распространяется на все и на всех, выворачивая наизнанку привычные понятия. Игра и жизнь в этом странном мире переплетаются в метафорический образ праздничной карусели. Человеческая жизнь представляется не просто цепью случайных обстоятельств, а игрой театральной, где каждый действует согласно распределенной роли. В итоге человеческая трагедия оборачивается балаганной комедией.
Балаганные мотивы представлены в тексте Сенковско-го на уровне образной системы. Изображение человеческих фигур трех повестей цикла «Фантастических путешествий...» основано на принципах примитива. Люди у Сенковского - это живые куклы, главные участники балаганного представления. Кукольность становится устойчивым и неизменным свойством персонажей «Фантастических путешествий...». Очевидна сведенность человеческого поведения к элементарным действиям, даже жестам, что, фиксируясь, настойчиво повторяется, становясь навязчивым лейтмотивом. Куда бы ни попадал барон Брамбеус: в Турцию, в Малороссию, в Петербург или в подземное государство - окружающие его люди только «кланяются, кривляются и размахивают руками», словно бездумные куклы.
«Эффект разоблачения кукольности» в живом субъекте связывается у Сенковского прежде всего с любовной коллизией. Любовь также несет на себе печать кукольно-сти. Она подавляется, замещаясь «глупостями обоего пола», человеческая жизнь низводится до элементарных подергиваний марионетки, а жизнь сознания - до предела обессмысленного физиологического процесса, и, наконец, живой человек уподобляется безжизненному механизму, чья «главная забава состоит в том, чтоб тешиться глупостями своего рода» [1. С. 34].
Единственным исключением является барон Брам-беус, живой, веселый характер которого ассоциируется с образом Петрушки из балаганной кукольной комедии. Парадоксальный образ барона Брамбеуса (как и Пет-
рушки) противопоставлен остальным персонажам как антипсихологичным. Он отличается особым статусом и занимает внесистемную позицию. Барон Брамбеус -единственный, кто осмеливается на розыгрыш, кто сознательно ставит себя в глупое положение, чем разрушает установленный в этом мире порядок. Свободный от каких-либо догм и условностей, умирающий и воскресающий как древнее божество, он подтверждает мифологическую истину: тот, кто смеется над собой, смеется над миром, а значит, знает о нем все.
Наряду с мотивом кукольного театра в произведении Сенковского активно функционируют мотивы лубка и райка. Предваряя анализ лубочно-раешных мотивов в «Фантастических путешествиях...», необходимо отметить, что с культурно-семиотической точки зрения специфика кукольного театра очень близка изобразительному искусству. Исследователи Э. Коллар [2] и О. Зих [3] рассматривают кукольный театр как вид изобразительного искусства [2. С. 34-35; 3. С. 8-9]. Они считают, что главным средством изображения в кукольном театре является кукла, т.е. элемент изобразительного искусства. Близость кукольного театра народной лубочной картинке отмечает Ю.М. Лотман в статье «Художественная природа русских народных картинок» [4. С. 482]. Ученый замечает, что «игровая» природа народных картинок выражается в «тяготении лубка к маске». Так, часть лубочных персонажей заимствована из итальянской комедии масок. Таким образом, типология персонажей русских лубочных картинок имеет двойную «графико-театральную природу». В этом смысле принцип примитива в моделировании персонажей «Фантастических путешествий...» восходит не только к кукольному театру, но и к традициям народных лубочных картинок.
Фривольное поведение персонажей Сенковского тождественно поведению лубочных шутов и дур. Часто репертуар русских народных картинок был ориентирован на сюжеты эротического характера. В тексте Сенковского любовная коллизия также имеет очевидный эротический подтекст, является устойчивой, повторяясь в каждом из путешествий: Барон Брамбеус - Дуду («Поэтическое путешествие по белу свету»); предпотопный герой - Саяна («Ученое путешествие на Медвежий остров»); Барон Брамбеус - синьора Челлини, синьора Патапуччи, Джульетта («Сентиментальное путешествие на гору Этну»).
Тематика «Фантастических путешествий...» обнаруживает параллели и с райком, или потешной панорамой. В начале XIX в. народные картинки были значительно модернизированы. Следствием этого явилось появление нового вида площадной зрелищной культуры - райка, где увеличенные и озвученные лубочные картинки превратились в театр, занимательное действо.
Раешное представление включало три вида воздействия на публику: изображение, слово и игру. Комментарии раешника одновременно развлекали и просвещали публику. Особый интерес вызывала зрелищная сторона потешной панорамы. Носителя фольклорного мышления прежде всего интересовали явления «необыкновенные и чудесные». Известно, что к наиболее популярным относятся многократно обыгрываемые в райке лубки об извержении Везувия; о персидском слоне, который впервые был привезен в Россию еще при Петре I; о невиданных по своей силе пожарах и эпидемиях [5. С. 48].
Аналогичную ситуацию мы наблюдаем в тексте Сен-ковского. Каждое путешествие носит необыкновенный, чудесный характер и даже вполне заурядные явления под пером барона Брамбеуса обрастают фантастическими подробностями. Например, его любовная страсть в «Поэтическом путешествии...» настолько сильна, что сжигает дома и улицы; сталагмиты в пещере на Медвежьем острове в «Ученом путешествии...» представляются барону Брамбеусу древними иероглифам; падение в кратер Везувия в «Сентиментальном путешествии...» заканчивается чудесным приземлением в фантастическом подземном государстве, где жизнь проходит вверх ногами и т.п.
Таким образом, факты обращения к раешным текстам заставляют нас по-иному взглянуть на природу фантастики в произведении Сенковского. То, что раньше представлялось индивидуально-авторским - игрой воображения, оказывается прямым заимствованием из городской «низовой» культуры.
Начиная с 30-х гг. XIX в. фантастические изображения в райке вытесняются картинками из реальной жизни. Раешники по-своему способствовали распространению грамотности и «знакомили» низовое население с сегодняшней и прошлой жизнью России, других городов и стран.
Своеобразие райка и принципы отбора материала раскроются полнее, если учесть, что потешные панорамы были своеобразной устной газетой, обозрениями, продолжая в несколько ином качестве просветительскую и развлекательную традиции периодических изданий начала XIX в.
Аналогичный механизм воздействия на читательскую аудиторию мы наблюдаем у Сенковского. Отличительной особенностью текста является то, что он так же, как и раешное представление, рассчитан на двойной эффект. С одной стороны, «Фантастические путешествия... » носят развлекательный характер. С другой -образовывают, просвещают «массового» читателя.
Художественные тексты Сенковского изначально были рассчитаны на публикации в периодических изданиях, предназначенных для самого широкого круга читателей. Большинство из них должны были стать органичной частью журнала «Библиотека для чтения».
В контекст «Фантастических путешествий...» включена информация различного характера. Так, описание невероятных, авантюрных приключений барона Брамбеуса содержит широкий этнографический материал о странах Востока («Поэтические путешествия по белу свету»); отклик на научные открытия начала XIX в. («Ученое путешествие на Медвежий остров»); сатиру на светское общество («Сентиментальное путешествие на гору Этну»).
Мотив путешествий в тексте Сенковского обнаруживает не только литературное происхождение, но и ассоциируется с изображениями потешных панорам. В состав райка непременно входили картинки с видами русских и зарубежных городов, широкой популярностью среди прочих пользовались «Славный город Царьград», «Огнедышащая гора Этна», «Виды города Петербурга» и т.д. Безобидные виды городов часто становились для раешника предлогом для злой социальной сатиры.
Ориентация на традиции раешных представлений очевидна в тексте Сенковского. «Фантастические путешествия...» - это также своеобразная потешная панорама. Так, барон Брамбеус путешествует именно по адресам раешных картинок. География его приключений начинается с российских городов: Москва, Петербург, Одесса. Затем барон Брамбеус отправляется путешествовать за границу - в Царьград и, наконец, в Италию на гору Этну. Как и в потешной панораме, описание городов и стран для главного персонажа - это скорее повод для размышлений сатирического характера.
Совершив кругосветное путешествие, исследуя быт и нравы отечественных и зарубежных городов, барон Брам-беус, в духе раешных комментариев, приходит к следующему заключению: «<...> люди - русские, греки, итальянцы, поляки, жиды, и все те же люди; женщины - русские, гречанки, итальянки, польки, жидовки, и все те же кокетки; разговоры - русские, греческие, итальянские, польские, жидовские, и все тот же вздор, в разных переводах. Нравы - нравов не видно... Надобно будет, когда встану, посмотреть их за ширмами <...>» [1. С. 44]. Маска, таким образом, необходима Сенковскому для одной определенной цели - раскрыть людям глаза на бессмысленность путешествия, отнюдь не образовывающего человека, а приводящего к весьма пессимистичным выводам о бесперспективности бытия, о вечной неизменности мира и неизбывности человеческой природы.
Мир произведения моделируется по законом площадного искусства. Ярморочно-балаганно-театральная сущность «Фантастических путешествий барона Брамбеуса» проявляется в мотиве кулис и ширм, которые выполняют функцию своеобразной границы художественного мира. Таким образом, в тексте Сенковского актуализируются миромоделирующие системы: «мир - театр»; «мир - площадь», реализуя метафору «весь мир - театр, и люди в нем актеры».
ЛИТЕРАТУРА
1. Сенковский О.И. Сочинения Барона Брамбеуса. М., 1989.
2. Kolar E. Pas Puppentheater - eine Form der bildenden Kunst oder der Theaterkunst // Puppentheater der Welt-Unor, 1964.
3. Zich O. Loutkove divadlo / Psychologie loutkoveho divadla. Dropne umeni. Praha, 1923.
4. Лотман Ю.М. Художественная природа русских народных картинок // Ю.М. Лотман. Об искусстве. СПб., 2000.
5. Сакович А.Г. Русский настенный лубочный театр XVIII-XIX вв. // Примитив и его место в художественной культуре нового и новейшего
времени. М., 1983.
Статья представлена научной редакцией «Филология» 11 ноября 2007 г.