УДК 37
Искусствоведение и культурология
Антонова Е.А. Старший преподаватель кафедры «Социально-гуманитарные дисциплины» Башкирский институт технологий и управления
(филиал) «МГУТУ им. К.Г.Разумовского (Первый казачий университет)»
ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ. ВЛИЯНИЕ НАРОДНЫХ
ТРАДИЦИЙ НА КУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИК БАШКОРТОСТАН И АДЫГЕЯ.
Аннотация. Культура, обычаи, традиция - неотъемлемая часть жизни народа, характеризующая его, выражающая дух нации. Народ, объединенный общей идеей, уважающий свою культуру, обладает мощной силой, самобытностью, высокой нравственностью. Войлоковаляние - ремесло, характерное многим народам, функциональные возможности которого, сложно переоценить. Поэтому сохранение искусства валяния, наряду с другими национальными традициями, является важным аспектом в культурно-нравственном воспитании молодого поколения.
Ключевые слова: культура, искусство, воспитание, традиции, самобытность, образование, войлоковаляние, шерсть.
Abstract. Culture, customs, tradition - an integral part of people's life, describing it expresses the spirit of the nation. The people, united by a common idea, respecting their culture, has a powerful force, originality, and high morals. Voylokovalyanie -craft, typical of many nations, the functionality of which is difficult to overestimate. Therefore, preserving the art of felting, along with other national traditions, is an important aspect in the cultural and moral education of the younger generation.
Keywords: raltee, art, education, tradition, identity, education, voylokovalyanie
wool.
Духовное наследие человечества содержит огромное множество культур, каждая из которых является отличительным признаком народа, сложившимся на основе богатейшего вклада поколений. Культура, обычаи, традиции -неотъемлемая часть жизни народа, характеризующая его, выражающая дух нации.
Каждый человек должен быть приобщен к своей культуре, гордость за нее -мощная сила народа.
Россия является многонациональным государством. На её территории проживает более 180 народов, каждый из которых обладает своей богатой культурой. Черты культуры каждого региона определяются влиянием многих причин: этническим составом населения, природными условиями, особенностями исторического развития, долей сельских и городских жителей и т. п., но каждая из них интересна, особенна, богата, неповторима.
Войлоковаляние - яркое, самобытное явление мировой культуры, национальное ремесло, искусство создания текстиля. Многие народы, особенно ведущие кочевой образ жизни, пользовались изделиями из войлока на протяжении всей жизни. Войлок помогал человеку выжить, защищал от холода и зноя, служил одеждой и кровом, с помощью него создавалось множество удобных и необходимых вещей: юрты, ковры, сумки, одежда, обувь, вещи домашнего обихода и др. С давних пор помимо утилитарных свойств, использовались и целебные свойства шерсти. Согласно результатам иглотерапии и акупунктуры, воздействуя на биоактивные точки, войлок может производить массаж и вырабатывать статическое электричество.
История войлоковаляния уходит далеко вглубь веков. В разных культурах существуют легенды, связанные с появлением войлока. Например, шумерская легенда утверждает, что секрет создания войлока был обнаружен воином -героем, царем Ура, Шумера и Аккада, Ур-Намму (ит-Иатти), правящем приблизительно в ХХП-ХХ1 вв. до н.э.
Средневековая легенда гласит, что Святой Климент, живший в I в. н.э., впоследствии ставший четвёртым папой римским, странствуя, случайно открыл процесс создания войлока. Для большего удобства он набил сандалии очесом (короткими волокнами шерсти), в результате воздействия ног, пота и влаги с земли клочки шерсти спутались и превратилась в валяное полотно. Став епископом, он набрал группу работников для совершенствования процесса валяния. Впоследствии Св. Климент считался покровителем шляпных мастеров, широко использовавших войлок в своей работе.
Согласно другой легенде это был Святой Иаков, апостол Иисуса Христа. Во время путешествия из Святой земли в Испанию для того, чтобы успокоить свои больные ноги, не привыкшие к долгим странствиям, он собрал с кустов зацепившиеся пучки овечьей шерсти и выложил мягкий слой между ногами и сандалиями. А через некоторое время заметил, что шерсть, благодаря давлению, влажности и поту, свалялась.
Еще одна интересная легенда гласит, что Ной выстелил свой ковчег овечьей шерстью, которая за время путешествия в результате намокания и вытаптывания животными стала войлочным ковром. В другой интерпретации легенда звучит так: помещенные в ковчег овцы линяли, роняя свою шерсть на пол, под воздействием влаги и вытаптывания копытами шерсть за время долгого путешествия превратилась в валяный ковер. [2]
Какая из легенд более близка к истине - неизвестно, но то, что история возникновения ремесла уходит корнями в далекое прошлое - это факт. Искусство войлоковаляния свойственно многим народам: казахам, калмыкам, туркменам, башкирам, адыгам, балкарцам, чеченцам, карачаевцам, ингушам, дагестанцам и др.
Полукочевое скотоводство, на протяжении веков, являлось основным образом жизни башкир. Войлок - это универсальный материал, без которого невозможно представить жизнь скотовода в суровой степи, так как только шерсть, помимо других незаменимых свойств, способна сохранить тепло в течение длительного времени. Войлок служил укрывочным материалом для юрт, выполнял функцию мебели, в него одевались, обувались, им застилали пол, завешивали стены. Войлок присутствовал во всех сферах жизни башкир: на нем ели, спали, молились, принимали гостей и т.д.
Технология изготовления войлока у башкир включает следующие этапы:
- подготовительный этап - обработка шерсти,
- свойлачивание шерсти или создание основы для войлока, т.е. предварительное уплотнение войлока,
- декорирование войлока или нанесение узора,
- «валяльная» работа («вваливание» внешнего слоя нанесенного изображения в основу и уплотнение войлока),
- заключительный этап, включающий обработку и отделку войлока.
В древности башкиры для изготовления войлочного покрытия юрт и постилочного материала, использовали овечью шерсть осенней стрижки, так как она легче скатывалась и хорошо уплотнялась. Опираясь на данные исследователей, для больших войлочных полотен, шерсть собирали в течение нескольких лет. Небольшие узорные кошмы и свадебные чепраки изготовляли из однородной мягкой шерсти. В качестве постели использовались специальные мягкие кошмы, для чего шерсть стелили в три слоя: вначале расстилали слой осенней шерсти, затем весенней, потом вновь осенней шерсти.
Обрабатывалось сырье методом «трепания» и «разрыхления». На этом этапе шерсть очищалась мусора и грязи. Затем разрыхляли, распушали волокна шерсти «битьем» длинными прутьями. Далее промывали сначала в теплой, а затем холодной воде. Из распушенной взбитой шерсти вытягивали полосы, которые иногда для удобства сматывали в клубок. Готовое сырье неплотными рядами складывали в заранее подготовленные короба, мешки.
При необходимости шерсть окрашивали натуральными красителями: луковую шелуху, зверобой, кору дуба. После чего шерсть промывали в теплой и холодной воде и раскладывали для просушки. Просушенную шерсть, для получения мягкого и шелковистого волокна, прочесывали гребешками. Старинные войлоки чаще изготовлялись из некрашеной шерсти.
Выделка войлока, представляла собой трудоемкий и напряженный процесс. В изготовлении войлока средних размеров (120x240 см) принимало участие 3-4 человека, сменяющих друг друга, так как для войлоковаляние требовало больших физических усилий. Подготовленная шерсть раскладывалась на подстилке прямо на земле или дощатом настиле. Затем на материю равномерно раскладывали шерсть в несколько слоев высотой около 4 сантиметров, после чего приступали к свойлачиванию основы. Готовую основу смачивали горячей водой (кипятком или мыльной горячей водой), накрывали тонкой тканью и туго наматывали на круглую скалку диаметром не менее 6 см и длиной на 30-40 см больше ширины будущего войлока. Такой рулон перевязывали тесьмой, и начинал катать. В
процессе катания (40-50 минут) рулон несколько раз раскручивали и смачивали водой.
Полученный войлок еще раз смачивали горячей водой, подправляли, выравнивали. В результате, получали «основу» для изделия, на которую путем накладывания наносился рисунок.
Вваливание в основу прядей или слоев шерсти другого цвета - наиболее древний способ изготовления войлоков, знакомый в Евразии и преобладающий у алтайцев, каракалпаков, балкарцев, карачаевцев и у башкир.
Далее войлок с нанесенным рисунком снова сворачивали в рулон и катали не менее часа, периодически разворачивая и подправляя рисунок, увлажняли горячей мыльной водой.
После всех этапов изготовления войлока, шерстяное полотно становилось гладким, ровным, плотным. [1]
Специалисты отмечают, что в технологии изготовления кошем выявляется древняя основа, объединяющая в один ареал монгольские, многие тюркские, некоторые ираноязычные, отдельные яфетические (кавказские) народы. У тюрков эти традиции затрагивают почти всю северо-западную (кипчакскую) ветвь народов (башкир, казахов, киргизов, каракалпаков, ногайцев, кумыков, карачаевцев, балкарцев, южных алтайцев), частично северо-восточных (хакасов и скотоводов тувинцев), юго-восточных (кочевых узбеков, раньше - уйгуров), юго-западных (туркмен)».
Войлоковаляние - процесс очень трудоемкий, требующий больших физических усилий, но, несмотря на это, валяние шерсти у башкир, в силу своей значимости, являлось естественным, бытовым процессом для каждой женщины.
С незапамятных времен, ведение скотоводческого хозяйства являлось одной из ведущих деятельностей адыгов, чем и обусловлено возникновение и развитие ремесла войлоковаляния у черкесов. Войлок, как обладатель таких ценных свойств, как целебность, гидроскопичность, воздухопроницаемость, теплоизоляция и многие другие, был неотъемлемым элементом бытовой и праздничной жизни адыгов. В 1807 г. немецкий востоковед и путешественник Генрих Юлиус Клапрот писал: "Во время походов небольшое седло служит
черкесам подушкой, лежащий под ним кусок войлока - постелью, а бурка -одеялом. При плохой погоде они делают себе из войлока небольшую палатку, которая подпирается деревянными жердями". [3]
Войлочные ковры, в традиционной культуре адыгов, были одним из главных украшений дома, бурка из войлока - неотъемлемый элемент национального костюма. Дж.Интериано - путешественник, географ и этнограф эпохи итальянского Возрождения, описывал мужскую одежду адыгов так: "...их верхняя одежда плащ из войлока, род католической рясы, которая носится на одном плече, оставляя свободной правую руку, на голове войлочная шапка, острая". Войлочную простыню, изготовленную из чистой шерсти овец, в древности и до наших дней черкесы называют «Драгоценной подстилкой». А рисунки по войлоку, даже самые простые, являлись частью древних адыгских поверий, магические послания, зашифрованные в орнаменте, придавали войлоку больше силы. [4]
Технология изготовления войлоков у адыгов, также начиналась с обработки шерсти. Как и башкиры, адыги сортировали шерсть на осеннюю и весеннюю, но кроме этого, учитывался также пол и возраст овец. Но даже с одной овцы, шерсть различалась на более мягкую и более грубую, в зависимости от того, с какой части тела овцы она сострижена. В процессе обработки шерсти, ее сортировали, отделяя длинную шерсть (косицы) от мелкой (подшерстка). Затем приступали к самой сложной и ответственной работе — к укладке, что требовало большого искусства и навыка. Обработанную мягкую шерсть-подшерсток раскладывали на прикрепленных друг к другу циновках или плетне, сверху укладывали косицы. Далее, всю ее обрызгивали теплой водой (в некоторых местах Адыгеи уложенную шерсть обрызгивали теплой соленой водой), сворачивали вместе с циновками в трубку, и женщины укатывали ее взад и вперед. При укатывании шерсти женщины пели специальную песню, производя в такт ее ритмичные движения. [5]
После долгого валяния шерсть уплотнялась и превращалась в войлок. Процесс валяния длился долго, для закрепления, его заливали горячей сывороткой. Готовый плотный войлок промывали холодной подсоленной водой,
вывешивали на веревку, не дожидаясь полного высыхания, снимали, придавали нужную форму. После полного высыхания, металлической щеткой вычесывались лишние ворсинки. Изделия из войлока у адыгов могли содержать разноцветные узоры, краску изготовляли из отвара дубовой и ольховой коры, кизила, вишни, грецкого ореха, клёна осины и бузины.
Изготовление войлока - трудоемкий и кропотливый процесс, например, на изготовление одной бурки мастерица тратила около месяца, при коллективной взаимопомощи 4—5 дней, на бурку требовалось 9—12 рун шерсти. В изготовлении одной бурки участвовало от четырех до десяти женщин. Немногие семьи располагали такой необходимой рабочей силой. Бурочное производство было исключительно женское занятие, в котором участвовали женщины всех возрастов, начиная с подросткового. [6]
Из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что войлоковаляние - это не просто ремесло, это часть уклада жизни, одна из жизнеопределяющих деятельностей многих народов. Поэтому сохранение этого вида искусства и прививание ее молодежи, способствует чувству сопричастности себя со своим народом. Человек, приобщенный к культуре своей родины, обладает чувствами патриотизма, он является частью нации, частью свой страны.
Сохранение культурных ценностей и народных традиций - это важный аспект воспитания, который необходимо начинать прививать с раннего возраста и продолжать развивать в течение жизни. Огромная роль в культурном воспитании принадлежит образовательным учреждениям, куда ребенок попадает в раннем возрасте, но не только школа задействована в этом процессе, высшие учебные учреждения продолжают влиять на формирование личности.
В филиале «МГУТУ им. К.Г.Разумовского» в г.Мелеуз (Республика Башкортостан) существует подготовка направления «Дизайн». В число дисциплин входит такой предмет, как «Технология художественной обработки материалов», в ходе которого, несмотря на небольшое количество часов и существование огромного числа видов материалов, изучается войлоковаляние.
В настоящее время, существует огромное число специальных приспособлений, облегчающих процесс валяния, шерсть уже не требует ни
предварительной обработки, ни покраски, вследствие чего, процесс валяния намного упростился. Так же появляются новые техники по работе с шерстью, меняется сфера применения войлочных изделий.
В университете студенты знакомятся с историей ремесла, изучают техники валяния, после чего создают изделия, каждое из которых отвечает художественным и эстетическим требованиям. Но создание декоративного изделия, является не единственной задачей дисциплины. В результате ознакомления с историей, трудоемкостью технологии изготовления, помимо развития творческих способностей, решаются задачи воспитания уважения молодежи к национальной культуре, взращиваются чувства сопричастности к своей нации, своей родине, что является составляющим аспектом культурно-нравственного воспитания молодежи.
Сегодня, войлоковаляние обретает свое «второе возрождение», причем не только у народов-родоначальников ремесла, особую популярность изделия из шерсти приобрели и в Европе. Но важно, чтобы это искусство воспринималось не как модное западное течение, а как культурное наследие своих предков. Народ, объединенный общей идеей, уважающий свою культуру, обладает мощной силой, самобытностью, высокой нравственностью.
Библиографический список
1. Давлетшина З.М. Традиционные виды женского рукоделия у башкир (бытовые и обрядовые изделия, костюм, войлок). Уфа: ИИЯЛ УНЦ РАН, 2009. -70 с.
2. http://voilok-wool.ru/vse-o-valyanii?mode=folder&folder_id=7195206
3. http://www.adigea.aif.ru/health/details/48620
4. http ://adygeya-republic. info/adygeya-history/odezhda-adygov/
5. http://vestnik.adygnet.ru/files/2014.2/3289/266-271.pdf
6. http://kvkz.ru/2007/10/18/