УДК 75.03
И. П. Стрижова
ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО. ТВОРЧЕСТВО С. М. МЕНЬШИКОВА
Творчество Новосибирского художника С. М. Меньшикова (р. 1957) посвящено современному бытию человека в контексте культурных традиций прошлого. Он стремится выявить смысл жизни, взаимосвязь человека с предметным миром, историей.
При разработке своего художественного языка он опирался на опыт отечественного и зарубежного искусства, на традиции искусства Византии.
С. Меньшиков работает в жанре сюжетной композиции, портрета, пейзажа, натюрморта. Использует технику живописи масляной краской или акрилом.
Ключевые слова: искусство, живопись, Сибирь, современность, традиции, Византия.
^ ергей Михайлович Меньшиков родился в 1957 году в Новосибирске. Пятнадцатилетним юношей уехал учиться в Свердловское художественное училище. Продолжил обучение в Ленинградском художественном училище им. В. А. Серова. По окончании, отслужив в армии, вернулся в Новосибирск. С 1983 года активно участвует в выставках городских, региональных, российских и зарубежных. С 1993 года является членом Союза художников.
Со времени первой персональной выставки (в 1995 г.) прошло 17 лет. Диапазон творческих исканий включал многое: композиции с фигурами и абстрактные, черно-белые и цветные. По словам самого художника, «были и колебания, и подражания; возможно, после освоения разнообразного набора приемов интерпретаций и образных средств, оказалось реальным составить свою языковую систему».
Жанровая структура его произведений включает пейзаж, портрет, сюжетные композиции, натюрморт, абстракции, фрагменты, монументальные росписи.
Это тяготение к определенным жанрам - свидетельство классической направленности его творчества.
Тематика и содержание его произведений связаны с аспектами бытия приро-
© И. П. Стрижова, 2013
ды, человека, преходящим и вечным, возвышенным и земным.
Начальным этапом творчества являются впечатления, их много... Так называемые фрагменты составляют отдельный раздел созданных работ. Некоторые из этих художественно претворенных впечатлений стали основой будущих произведений. Так в общении с предметным миром художник отбирает то, что созвучно его духовному запросу. Важным оказывается выразительный внешний аспект предмета или явления, и свойства, одухотворяющие предметную среду.
Участвуя в областных, молодежных выставках 1980-х годов, он обращается к разным формам художественной интерпретации, стремится к внутренне осознанному образцу, модели. Эти композиции, пейзажи, натюрморты представляют период накопления опыта, многие из них отличаются декоративной цельностью решений. Особая роль в творческом процессе отведена натюрмортам. Они оказываются не только сферой отработки приемов и схем, но и обладают собственным художественным значением. Композиции лаконичны, остро выразительны, декоративны, интересны по замыслу. Они представляют весь процесс творческих поисков.
Над абстрактными композициями художник работал в 2001—2004 годы. Это был своеобразный опыт изучения техно-
«Свет Византии», 2009 г. На переднем плане С. Меньшиков
логии, ритмов, схем, осознания ритмических основ художественного восприятия и претворения образа. Далее творчество развивалось по направлению к реальным образам, фигурам.
Понимание и выявление характерной, определяющей черты натуры проявилось в портретах. В образах выражена духовная жизнь, связанная с динамикой отношений человека с окружающим миром.
Портрет «Полина» (2011) сочетает ре-нессансную схему, придающую образу возвышенное благородство, с современным характером обобщения форм, с особенной пронзительностью взгляда.
Пейзажи подобны прикосновениям к жизни природы, они несут черты поэтического переживания или раздумья. Художник использует и звучные аккорды, и тонкую разработку цвета, и выразительность формы, фактуры.
Архитектурные пейзажи представляют интерес к памятникам культуры прошлого («Старая крепость», «Испанский мотив», «Большая набережная»). Эта тенденция была свойственна творчеству мастеров последних десятилетий как проявление спокойствия, независимости, обретаемых в опоре на высокие художественные традиции.
Важными оказались опыты монументальных работ. В частности, работа по росписи церкви (г. Татарск) помогла в определении творческого направления. Изучение языка древней фрески и практическое претворение образов открыли связь духовного выражения с внешней формой, позволили понять характер языка византийской живописи и его классические истоки. Поразительным, по словам художника, было открытие взаимосвязи принципов византийского искусства с ренессансным искусством.
оНа память о Петербурге», 2009 г.
Позже эта основа была забыта, но развитие базовой линии продолжалось и далее.
Композиция «Свет Византин» (2009) несет программный характер, выражая осознанную направленность творчества художника к традициям Византии с ее смысловыми и структурно-художествен-ными особенностями. Здесь очевиден и конструктивный принцип работы художника. Он тяготеет к интеллектуальному образу, который создает с помощью определенных приемов, используя архитектурный пейзаж, фигуры в духе традиционной росписи и реальные образы в виде стилизованных фигур; важную
роль связующей основы придает ритмической композиции и цветовой гармонии; включает свет и заставляет работать фактуру.
Серия «В ладьях» (2010—2012 годов) связана с ощущением новой эпохи. Время неизбежно несет изменения, что дальше — неизвестно. Кто с чем плывет, кто — с добром, кто — с сомнением, кто - с надеждой. Мотив движения по воде - один из древних знаковых образов, связанных не только с судьбой, но и с круговоротом существования в природе и космосе. Обращение к нему выявляет склонность художника к осмыслению бытия.
«Парящий», 2004 г.
«Такие вот дела», 2005 г.
Композиция «Шопинг» (2011) эффектная, построенная на летящих ритмах, легких серебристых аккордах, передает взволнованность и эйфорию действа овладения желаемым. Изысканная декоративность создает атмосферу праздника, но несколько искусственного, не настоящего.
Без навязчивых интонаций, но внятно представлено бытование современных стереотипов и ценностей. В этой работе художник достигает выразительной гармонии, порожденной не равновесием и единством, а характером организации направленных взаимодействующих сил. Традиция выражать свое отношение к миру, высказывать свое ощущение жизни стала отчетливой уже в 1970-е годы, и художник следует данной традиции.
«Шопинг», 2011 г.
Способ художественного претворения образа, его структурно-пластичес-кие свойства определены духовно-зри-тельным подходом, мироощущением, культурным опытом художника. Они влияют на то, как он видит предмет, оценивает и интерпретирует, преобразуя.
Своеобразие метода художника заключено в опоре на систему, которая следовала после импрессионизма и была связана не с эмоциональной «открытостью» художественных средств, не с экспрессионизмом, а с замкнутой пластичес-
кой структурой, с утверждением значения предметных форм в направлении « неоклассики ».
В итоге поисков художника сложился рациональный стиль, который соединил черты станкового и монументального искусств. Лаконичные композиции являют интеллектуальную эмоциональность, живописную легкость, подчинены выражению духовности. Кстати, традиция придания монументального характера станковым произведениям развивалась в отечественном искусстве, начиная с последней трети XX века.
«Невеста», 2012 г.
В чем сущность творческого метода художника? Отталкиваясь от изучения реальности, он создает параллельное ей зрелище идеального мира. При создании образа переводит трехмерную реальность к плоскости с двумя измерениями. Стремится при этом к наполнению бытийного фрагмента, расширению его смысловой емкости. В его распоряжении достаточно широкий набор композиционных схем и цветовых ритмических форм. Работая
в технике масла и акрила, он прибегает и к тонким нюансам, и к открытым сильным звучаниям цвета, и к фактурным эффектам.
Очевидно, художник не просто стремится оригинально выстроить свой мир, но через монтаж мотивов определить связь между миром своим и всеобщим. Он стремится утвердить свое вхождение в сферу большого искусства и причастность к классическим традициям.
Получено 12 апреля 2012 г.