УДК 355.18
В. Г. МОИСЕЕНКО,
Государственный пограничный комитет Республики Беларусь
ТРАДИЦИИ И РИТУАЛЫ В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ У ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
Статья посвящена рассмотрению проблемы патриотического воспитания военнослужащих органов пограничной службы в современных условиях. Дается анализ основных аспектов и направлений патриотического воспитания на примере традиций и ритуалов органов пограничной службы. Конкретизированы основные патриотические ценности военнослужащих органов пограничной службы.
Ключевые слова: патриотизм, патриотическое воспитание, воспитательное влияние, органы пограничной службы, патриотические ценности, государственные интересы.
Ситуация в современном мире характеризуется стремительными и динамичными изменениями различной природы и характера. Экономические, общественные, военно-политические и иные трансформации мирового масштаба не могут не затронуть отдельных независимых государств. В Концепции национальной безопасности Республики Беларусь указывается, что «интересы большинства человечества затронуты процессами глобализации, которые создают новую объективную реальность и во многом стимулируют мировой прогресс. Вместе с тем ее неоднозначный характер и последствия порождают множественные конфликты интересов. Предпринимаются попытки формирования и навязывания идеологии глобализма, призванной подменить или исказить традиционные духовно-нравственные ценности народов» [3, с. 5]. В этих условиях наибольшему воздействию подвергается национальная, этническая идентичность народов, составляющая основу патриотизма.
Информационно-технологическая революция приводит к формированию принципиально новой глобальной информационной среды, в которой повышаются возможности негативного влияния на личность и общество отдельного государства. В настоящее время информационная война является одним из наиболее действенных средств в достижении мировыми силами своих стратегических целей.
Современные информационные технологии и телекоммуникации расширили возможности человека в интеллектуальном, профессиональном и личностном развитии. Однако, став мощным средством познания, преобразования мира и самого человека, информационные технологии в то же время превратились для него в самую серьезную угрозу [10].
222
В. Г. Моисеенко
В таких условиях воспитание граждан Республики Беларусь в духе патриотизма является одной из наиболее значимых задач государства. Формирование гражданина-патриота, одухотворенного идеалами добра и социальной справедливости, способного чтить традиции своего народа и уважительно относиться к ценностям иной культуры, творить и созидать во имя Отечества, становится одной из актуальных проблем современного общества.
Согласно Концепции национальной безопасности Республики Беларусь, «укрепление духа патриотизма» является одним из основных национальных интересов Республики Беларусь в социальной сфере [3, с. 10], а одним из основных внутренних источников военных угроз в военной сфере, определенным в этом же документе, - «ослабление в обществе чувства патриотизма, готовности граждан к вооруженной защите независимости и территориальной целостности, суверенитета и конституционного строя Республики Беларусь» [3, с. 21].
В связи с этим проблемы повышения эффективности патриотического воспитания становятся приоритетными, а их моделирование - социально-значимым и для военнослужащих органов пограничной службы Республики Беларусь.
Все лучшее, что было в истории пограничных войск страны, взято сегодня на вооружение и является составной частью ритуалов, проводимых в органах пограничной службы. Чувство патриотизма всегда было и остается высшей нравственной ценностью воина-гражданина. Оно наполняет смыслом воинскую службу на благо Отечества. Свою любовь к Родине, верность воинскому долгу воины-пограничники реализуют в ходе несения службы на границе. Патриотизм - это идеология и психология, политика и деятельность, выражающая особое, любовно-возвышенное, преданное отношение к Отечеству. Психология в данном случае выражает чувственное отношение любви к Отечеству, а идеология - рациональный, теоретически обоснованный уровень этого отношения.
Понятие «Отечество» является синонимом понятия «Родина». Применительно к патриотизму понятие «Родина» используется в двух значениях: «малая родина» - конкретное место, где человек родился и вырос, где у него сформировалось отношение к окружающему миру и своей стране; «большая Родина» - государство, в котором он живет. В целом же понятие «Отечество» применяется для обозначения совокупности элементов социальной и природной среды данного общества, страны. Отечество является объектом патриотизма, т. е. к нему направлено соответствующее отношение жителей данной страны. Субъекты патриотизма - те, кто проявляет отношение к Отечеству, ими являются конкретные люди, социальные группы, слои, классы, объединения граждан [8, с. 23].
Анализ практики последних лет позволяет выявить несколько направлений в патриотическом сознании. Патриотизм как возвышенное чувство - незаменимая ценность и неиссякаемый источник, важнейший мотив социально
Традиции и ритуалы в контексте формирования патриотических ценностей... 223
значимой деятельности наиболее полно проявляется в личности, социальной группе, достигшей высшего уровня духовно-нравственного и культурного развития. Глубоко духовный в своей основе патриотизм предполагает бескорыстное, вплоть до самопожертвования, служение Отечеству, являющееся мерилом нравственности в оценке любой социальной деятельности, самого смысла человеческой жизни и ее предназначения.
Как показывают результаты социологического мониторинга, постоянно проводимого Институтом социологии НАН Беларуси, в качестве показателей патриотизма выступают следующие характеристики (в порядке убывания) [5, с. 47]:
1. Преданность Беларуси.
2. Готовность жить и работать только в Беларуси.
3. Готовность в трудные времена защищать Беларусь, даже рискуя собой.
4. Активная деятельность на благо Беларуси.
5. Уважение культуры народов, живущих в Беларуси.
6. Любовь к белорусской культуре и языку.
7. Любовь ко всему белорусскому.
8. Уважение государственных символов Беларуси.
9. Предпочтение товаров белорусского производства.
10. Стремление разговаривать на белорусском языке.
Основываясь на этих и других подходах к пониманию понятия «патриотизм», представляется возможным, обобщив его самые существенные признаки, черты, дать ему целостное определение.
Патриотизм - это одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущая всем сферам жизни общества и государства, являющаяся важнейшим духовным достоянием личности, характеризующая высший уровень ее развития и проявляющаяся в активной деятельности на благо Отечества. Патриотизм олицетворяет любовь к своей Родине, сопричастность с ее историей, культурой, достижениями, проблемами, притягательными и неотделимыми в силу своей неповторимости и незаменимости, составляющими духовнонравственную основу личности, формирующими ее гражданскую позицию и потребность в достойном, самоотверженном, вплоть до самопожертвования, служении Отечеству. Он представляет собой своего рода фундамент общественного и государственного здания, идеологическую опору его жизнеспособности, одно из главных условий эффективного функционирования всей системы социальных и государственных институтов.
В историческом плане патриотизм является источником духовных и нравственных сил, здоровья общества, его жизнеспособности и силы, особенно мощно и неудержимо проявляющихся на переломных этапах развития, во время больших, исторически значимых событий, в годы трудных испытаний. Идея патриотизма во все времена занимала особое место в военной организации нашего общества. Самоотверженный, жертвенный характер службы всегда подкреплялся всеобщей народной любовью и уважением к человеку
224
В. Г. Моисеенко
в погонах, к армии как главному гаранту свободной и безопасной жизни. Такое отношение служило источником морального духа и помогало переносить величайшие испытания в годы войн и нашествий, тяготы и лишения военной службы в мирное время и солдату, и офицеру, и генералу.
Патриотизм и верность воинскому долгу основываются на готовности воинов к защите Отечества. Готовность к защите Отечества является результатом подготовки к выполнению функций по защите интересов государства и выражается в реальной способности к их осуществлению в специфических условиях военной или иной государственной службы. К числу ценностей, на которых основываются военная и другие виды государственной службы, относятся [13]: гражданский долг - постоянная внутренняя потребность личности в высоконравственном отношении к воинским и иным социально значимым требованиям своего государства;
воинский долг - система социально значимых ценностей и морально-правовых обязанностей военнослужащих, выражающая готовность отстаивать интересы страны, изложенные в Конституции, законах, военной присяге, воинских уставах, приказах командиров и начальников;
профессионализм - степень овладения различными категориями личного состава своими служебными обязанностями и умение успешно выполнять поставленные задачи;
воинское мастерство - уровень профессиональной подготовленности военнослужащего (воинской части, подразделения), характеризующийся высокой степенью готовности к выполнению задач военной службы в мирное время, в период подготовки и ведения боевых действий.
В мирной повседневной жизни воинский долг требует от каждого воина глубокого понимания личной ответственности за защиту Отечества, мастерского владения техникой и оружием, совершенствования своих моральнобоевых и психологических качеств, высокой организованности и дисциплины. Быть верным воинскому долгу - значит, всеми своими делами и поступками повышать боевую готовность, крепить боевую мощь страны, а если потребуется, встать на ее защиту. В условиях боевых действий выполнение воинского долга заключается в способности в любых условиях выполнить поставленную задачу, сделать все возможное, чтобы защитить Родину.
В нынешних условиях верность воинскому долгу является проявлением патриотизма в силу того, что:
военная сила государства в современных условиях становится одним из основных факторов, обеспечивающих его независимость, а высокий моральный дух личного состава является одним из существенных компонентов боевой мощи, укрепление же морального духа возможно через формирование у каждого воина-пограничника готовности к защите своей Родины, осознание военной службы как выполнения патриотического долга;
воинская служба требует высокого напряжения моральных и физических сил, а осознание ее значимости для судеб Отечества способно и должно вдохновить воина на преодоление трудностей во имя служения ему;
Традиции и ритуалы в контексте формирования патриотических ценностей... 225
успешное решение задач по охране и защите границ государства, отстаиванию его национальных интересов возможно лишь при условии высокого морального духа его защитников, который формируется во многом благодаря осознанию личным составом своего долга перед Родиной, гражданской позиции, заключающейся в понимании личной причастности к обеспечению безопасности своей Родины;
глубокое осознание каждым воином-пограничником своей личной причастности к защите Родины, обеспечению мирного труда, в том числе своих родных и друзей, их безопасности вдохновляет воинов на успешное решение боевых и специальных задач.
По мнению белорусских социологов И. В. Котлярова и Н. С. Рысюкевич, многие личностные качества социальных субъектов, в том числе и патриотизм, можно целенаправленно формировать. Для доказательства данного тезиса был проведен социологический эксперимент, направленный на формирование определенных личностных качеств и ценностных ориентаций юных спортсменов. Данная работа проводилась в Минской ДЮСШ № 4 по волейболу и Минском институте управления. Она на практике показала, что задача по воспитанию патриотических чувств молодых людей реальна и выполнима [6; 7].
Формирование патриотизма, верности воинскому долгу требует кропотливой, настойчивой работы, понимания каждым воином, что его труд является общественно необходимым, а добросовестное несение службы, решение даже повседневных задач имеют важное значение, поскольку из вклада единичного труда солдат, сержантов, прапорщиков и офицеров складывается единый результат - надежная охрана и защита границы. Одна из важнейших проблем: как повседневной деятельности придать патриотическое измерение?
Можно определить некоторые пути решения этой проблемы:
во-первых, необходим поиск и эффективное решение материальных, финансовых, организационных проблем функционирования всех организационных структур от управлений Государственного пограничного комитета до заставы.
Патриотизм - категория нравственная, однако она формируется не на пустом месте. Свою роль здесь играет и материально-бытовая сторона. Поэтому для более успешного формирования патриотического сознания необходимо больше внимания уделять материальной стороне в жизни и деятельности всех категорий личного состава. Задачи воинов-пограничников в этой связи состоят в добросовестном выполнении служебных обязанностей, постоянной и плодотворной работе по совершенствованию материальной базы, бережном отношении к оружию, имуществу как коллективного, так и личного пользования;
во-вторых, необходим поиск наиболее эффективных способов формирования сознания всех категорий военнослужащих с учетом происшедших изменений. Особое значение приобретает формирование в сознании воинов объективной оценки окружающего мира на основе учета их жизненного опыта,
226
В. Г. Моисеенко
образования, кругозора, интересов. Большое значение имеют показ источников военной опасности государства, характера угроз ее жизненно важным интересам и воспитание воинов в духе готовности к защите этих интересов;
в-третьих, особое место занимает развитие творческого потенциала личности, ее духовности. Здесь важна направленность творческого потенциала воинов-пограничников на формирование у них патриотических взглядов и убеждений, выработку устойчивых мотивов, закрепившихся в сознании в виде целей патриотической деятельности. Необходимо творческий потенциал личности направить на выработку потребности добросовестно трудиться во имя процветания нашего государства, постоянной готовности и способности защитить Отечество. Расхождение взглядов по частным проблемам вполне возможно, но в одном должно быть единство: потребность и готовность к защите Родины - высшему проявлению патриотизма. Верность воинскому долгу предполагает формирование у каждого воина качеств, имея которые он будет способен выполнить поставленную задачу в любых условиях. Готовя себя к выполнению воинского долга, целесообразно формировать те качества, опираясь на которые можно успешно выполнить любую, самую сложную задачу, а зная хорошо своих товарищей и будучи уверенным в них, можно рассчитывать на их помощь и поддержку в трудную минуту.
Выработка этих качеств реализуется в следующих областях жизни.
Духовно-нравственная - предполагает осознание воинами высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности и поведении. Это означает развитие высокой культуры и образованности, осознание идеи, во имя которой проявляется готовность к достойному служению Отечеству, формирование качеств, необходимых в условиях ратной службы.
Историческая - представляет собой знание истории нашей страны, понимание судьбы Отечества, своей неразрывности с ним, ощущение гордости за сопричастность к деяниям предков и исторической ответственности за происходящее в обществе и государстве. Большое значение имеет изучение многовековой истории Отечества, места и роли государства в мировом историческом процессе, военной организации в развитии и укреплении общества, в его защите от внешних врагов, понимание особенностей менталитета, нравов, обычаев, верований и традиций наших народов, героического прошлого различных поколений, боровшихся за независимость и самостоятельность страны [12].
Политико-правовая - формирование глубокого понимания гражданского и конституционного долга, политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, военной политики, основных положений концепции национальной безопасности страны и военной доктрины, места и роли пограничной службы в политической системе общества и государства. Необходимо ознакомление с законами государства, особенно с правами и обязан-
Традиции и ритуалы в контексте формирования патриотических ценностей... 227
ностями гражданина с функциями и правовыми основами деятельности военной организации общества, осознания положений военной присяги, воинских уставов, требований командиров, начальников, старших должностных лиц.
Патриотическая - включает в себя выработку беззаветной любви и преданности своему Отечеству, гордости за принадлежность к своему народу, к его свершениям, испытаниям и проблемам, почитания национальных святынь и символов, готовности к достойному и самоотверженному служению обществу и государству.
Профессионально-деятельностная - формирование добросовестного и ответственного отношения к труду, связанному со служением Отечеству, стремления к активному проявлению профессиональных качеств в интересах выполнения служебных обязанностей и поставленных задач на базе овладения оружием и техникой.
Воинские традиции представляют собой устойчивые, исторически сложившиеся, передаваемые из поколения в поколение специфические формы отношений в военной организации государства в виде порядка, правил и норм поведения личного состава, его духовных ценностей, нравственных установок и обычаев, связанных с выполнением учебно-боевых задач, организацией военной и других видов государственной службы и быта [12; 13].
Воспитание на традициях включает: активное изучение героического пути, боевых традиций своего отряда, пограничной заставы с акцентом на примерах воинской доблести и героизма воинов, ветеранов в Великой Отечественной войне, участников боевых действий в основных мероприятиях в Афганистане и других «горячих точках».
Таким образом, чувство патриотизма, верность воинскому долгу показывают, что они являются неотъемлемыми компонентами и необходимым условием силы народа, единства и величия государства.
В формировании у личного состава патриотизма и верности воинскому долгу большое внимание уделяется традициям и ритуалам.
Под ритуалом понимается сложившийся на протяжении жизни многих поколений устойчивый вид общественных отношений, проявляющихся в символической форме и регламентируемых общественным мнением, обычаями, а иногда и законами. Различают религиозные, политические, гражданские, воинские и другие ритуалы.
Воинский ритуал - это исторически сложившаяся форма поведения военнослужащих при совершении воинских обрядов, торжественных и траурных церемоний [9]. Воинские ритуалы служат закреплению и распространению воинских традиций.
Своеобразны и эмоциональны ритуалы с Боевым Знаменем у пограничников. К ним, в частности, относятся:
вынос Боевого Знамени части на торжественное собрание;
встреча с Боевым Знаменем на пограничной заставе;
фотографирование при развернутом Боевом Знамени.
228
В. Г. Моисеенко
Помимо торжественных мероприятий, связанных с Боевым Знаменем, проводятся и другие ритуалы. Они посвящены приведению к Военной присяге, годовому празднику воинской части, подъему Государственного флага на пограничной заставе, встрече молодых солдат на заставе, вручению оружия молодым воинам, боевому расчету, отдаче приказа на охрану государственной границы, первому выходу на охрану государственной границы, посвящению в старшие пограничных нарядов и другие.
Особое место в списке ритуалов органов пограничной службы по праву занимает ритуал принятия Военной присяги. Время принятия Военной присяги объявляется в приказе командира воинской части. До этого с принимающими присягу в подразделениях проводится разъяснительная работа о значении Военной присяги и требованиях законодательства по вопросам защиты Республики Беларусь. В этот день, который считается праздником части, все подразделения к назначенному времени при Государственном флаге Республики Беларусь, Боевом Знамени части и с оркестром выстраиваются в пешем строю с оружием. Форму одежды и порядок построения определяет командир части [12; 13].
В Государственном учреждении образования «Институт пограничной службы Республики Беларусь» появился еще один специфический ритуал -«посвящение в пограничники». Он проводится в день принятия курсантами Военной присяги и заключается в торжественном вручении зеленых фуражек. С 1902 г., уже более века, символом пограничной службы является зеленая фуражка. За эти годы неоднократно менялись структура пограничного ведомства, способы охраны государственной границы, форма пограничников. Но зеленая фуражка остается таким же неотъемлемым символом пограничной службы, как стойкость, мужество и верность долгу - неизменными качествами воинов-пограничников.
Кроме того, к специфическим ритуалам, проводимым в органах пограничной службы, необходимо отнести встречу нового пополнения на пограничных заставах, а также вручение им оружия.
Вызвано это тем, что служба на государственной границе несколько отличается от службы в других силовых структурах. Каждый коллектив пограничной заставы - это отдельная семья, в которой действуют свои неписаные правила и законы, существуют свои традиции и обычаи. Значительное удаление пограничной заставы от места постоянной дислокации пограничной группы или отряда формирует особую психологию данного воинского коллектива. Вот почему, с течением времени, появился и закрепился ритуал принятия нового пополнения, где каждому вновь прибывшему пограничнику дают понять, что пограничная застава на время их службы будет для них домом, а ее коллектив - семьей.
В день прибытия нового пополнения планируются и проводятся различные мероприятия, главные из которых: ознакомление пограничников с историей пограничной заставы, особенностями службы в данном подразделении;
Традиции и ритуалы в контексте формирования патриотических ценностей... 229
ознакомление с традициями пограничной заставы, обычаями и ритуалами. Прибывших пограничников знакомят с остальным личным составом. В этот день обязательно готовится праздничный ужин.
Вручение оружия новому пополнению проводится в специально отведенный день. Как правило, данный ритуал проводится на плацу, на ритуальной площадке. В назначенное время в указанном начальником пограничной заставы месте строится весь личный состав подразделения и в торжественной обстановке каждому вновь прибывшему пограничнику вручается автомат. Особенно торжественно данное мероприятие проводится на именных пограничных заставах. Так, например, на заставе имени красноармейца Николая Хохлова данное торжественное мероприятие начинается с увековечивания памяти погибшим героям в боях за независимость нашей Родины. Сущность данного мероприятия заключается в том, чтобы пограничники оценили степень доверия и уровень ответственности, возлагаемый на них государством и белорусским народом, осознали тот факт, что не каждому дано право с оружием в руках защищать родные рубежи своей Родины.
Традиция - своеобразное общественное явление, особая форма общественных отношений, проявляющихся в переходящих от поколения к поколению действиях, обычаях, принципах и нормах взаимоотношений между людьми. Традиции предполагают привычные представления и вкусы, идеи и убеждения, воплощенные в различных направлениях искусства, в науке, политике, обусловленные общественными отношениями и опирающиеся на силу общественного мнения.
Своеобразными традициями в органах пограничной службы Республики Беларусь являются, например, празднование Дня пограничника, организация работы офицерского собрания, празднование дня части и другие.
В последнее время в органах пограничной службы Республики Беларусь закрепились традиции проведения ритуала принятия Военной присяги в особых местах. Так, например, в Бресте данное мероприятие проводится в Брестской крепости, в Гродно - возле памятника «Защитникам границы», в Минске - на площади Герба и Флага. Проведение данного ритуала в памятных, героических местах, местах национальной гордости придает данному мероприятию особого рода значимость, вызывает у пограничников чувство гордости за героическое прошлое своей страны, воспитывает чувство патриотизма, любви к своей Родине - Республике Беларусь.
Еще одной доброй традицией в ритуале принятия Военной присяги, а также выпуска молодых офицеров стало приглашение священника, который освящает путь «пограничного воинства».
Обычай - общепринятые, более или менее устойчивые в той или иной среде, исторически сложившиеся правила и нормы, регулирующие поведение людей в определенной области общественной жизни. Это традиционно принятый порядок, привычный образ действий, соблюдающийся в силу прочно установившихся привычек, передаваемых из поколения в поколение и охраняемых общественным мнением [1, с. 81].
230
В. Г. Моисеенко
Под обрядом понимается система традиционных символических коллективных действий, которая устанавливается традицией, обычаем, а иногда и законом и сопровождает всякое сколько-нибудь важное событие общественного или частного характера. Обряд символически и эстетически выражает смысл, содержащий события или явления.
Церемония - тот же обряд, но более динамичный, торжественный, официальный. Церемония выражает содержание тех традиций, которые связаны с наиболее значительными событиями общественной жизни.
Представляя собой определенный комплекс церемониалов, воинские ритуалы и традиции призваны вызывать у военнослужащих глубокие патриотические чувства, гордость за принадлежность к органам пограничной службы. Именно потому, что в глазах людей воинские ритуалы приобретают глубокое общественное значение, они оказывают огромное идейно-эстетическое влияние на воинов.
В знаменах, орденах и медалях, памятниках былых боев, фронтовом оружии каждый видит как бы частичку истории своей страны, народа, своих войск, чувствует духовное родство с героями, пролившими кровь за свободу и независимость Родины.
В любом знаке воинской доблести аккумулированы слава, мужество, стойкость, героизм бойцов прежних поколений, и в то же время в них содержится напоминание о том, чтобы мы бережно хранили и умножали эту славу. Воинские ритуалы социально обусловлены, они способствуют закреплению и распространению воинских традиций. Именно поэтому воинские ритуалы прочно внедряются в арсенал военно-патриотического воспитания военнослужащих и гражданского персонала.
В современных условиях сохранено все лучшее из прошлого опыта, и в то же время в деталях разработана целая система воинских ритуалов. Символическое значение имеет каждая воинская церемония, каждый воинский ритуал. Наряду с общеустановленными для всех Вооруженных Сил, в органах пограничной службы есть и свои, пограничные ритуалы и традиции.
Все они призваны воспитывать у личного состава гордость за принадлежность к органам пограничной службы, формировать чувство личной ответственности каждого воина-пограничника за надежную охрану государственной границы.
Таким образом, традиция представляет собой своеобразное общественное явление, особую форму общественных отношений, проявляющихся в переходящих от поколения к поколению действиях, обычаях, принципах и нормах взаимоотношений между людьми. Традиции предполагают привычные представления и вкусы, идеи, убеждения, обусловленные общественными отношениями, опирающиеся на силу общественного мнения. Необходимо также уяснить, что мы понимаем под церемонией, и определить соотношение этого понятия с понятием ритуала.
Традиции и ритуалы в контексте формирования патриотических ценностей... 231
Под церемонией понимается система традиционных символических действий, которая устанавливается традицией, а иногда и законом. Церемония выражает содержание тех традиций, которые связаны с наиболее значительными событиями общественной жизни. Она носит динамичный, торжественный, официальный характер.
Ритуал по отношению к традиции, церемонии может быть определен как своеобразные обрядово-церемониальные, строго регламентированные, как правило, закрепленные в законах традиционные действия и нормы поведения людей.
Главным носителем боевых традиций органов пограничной службы во все времена по праву являлся офицерский корпус. Офицер-пограничник всегда отличался умением внушить уважение и доверие со стороны подчиненных, справедливым отношением к «нижним чинам», умением командовать с достоинством, корректно, без главенства. Ему были присущи идеальная честность, дух товарищества, привязанность к своей части, спокойная отвага, находчивость, храбрость и некоторая лихость в бою. Наиболее ярким качеством, присущим пограничному офицеру, была воинская честь. Это была святыня офицера, его радость в борьбе и утешение в горе; это была важнейшая традиция, соблюдавшаяся неукоснительно и твердо. Она ценилась выше всего и была дороже жизни [4; 11].
Необходимо отметить духовный аспект боевых традиций пограничных войск. Особенно близка была охранителям рубежей державы библейская заповедь, гласившая, что «нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». История погранвойск изобилует примерами взаимной поддержки и взаимной выручки пограничников в труднейших ситуациях. Всем известно, сколь крепка дружба пограничников заставы, поста, которую они проносят через многие годы, через всю жизнь. И совсем не случайно, ежегодно 28 мая уже отяжелевшие в запасе «дяди» - бывшие пограничники, достают из сундуков зеленые фуражки и с любовью одевают их на свои, порой уже поседевшие, головы.
Много написано об участии пограничников в Великой Отечественной войне. Сейчас немало различных противоречивых оценок, выводов, взглядов, но нельзя забывать одного: Отчизна наша на веки вечные обязана будет поколению фронтовиков своим спасением. То, что они сделали, выстрадали и осуществили, до сих пор еще в должной мере не оценено, но нет сомнений, что это будет сделано в будущем, когда люди освободятся от личных пристрастий и политической ангажированности. Что бы теперь ни говорили, но героизм советских воинов во Второй мировой был на самом деле массовым. И выделиться кому-то на фоне всенародного подвига было непросто. Тем не менее пограничники, первыми приняв на себя страшный удар врага, смогли стать легендарными, даже среди непревзойденных.
Верность традициям неоднократно демонстрировали пограничники в послевоенные годы, мужественно отстаивая неприкосновенность рубежей Оте-
232
В. Г. Моисеенко
чества не только на острове Даманском и в Афганистане, но и повсюду, где возникала угроза их безопасности [2]. Каждый день на том или ином участке происходят поиски, задержания, в ходе которых, как и прежде, пограничники проявляют верность воинскому долгу, преданность Родине, героизм и мужество, готовность к самопожертвованию ради спокойствия тех, кто стоит за их спинами.
Таким образом, органы пограничной службы Республики Беларусь представляют собой организованный, слаженный механизм, «цементирующей основой» которого являются традиции. Процесс формирования у пограничников патриотических ценностей должен осуществляться в тесном сочетании с поддержанием в органах пограничной службы традиций, а также строгого соблюдения принятых ритуалов.
Сегодня органы пограничной службы не могут отказаться от того духовного капитала, который завещан нам великими предками. Они, безусловно, должны взять из прошлого все лучшее, ибо нельзя научиться решать задачи новыми приемами, если «вчерашний опыт не открыл глаза». Однако сохранятся ли те традиции пограничников в будущем, будут ли они надежно переданы последующим поколениям воинов в зеленых фуражках, зависит, как и прежде, от нынешних офицеров-пограничников.
Литература
1. Бахтин, М. М. Гуманитарное познание / М. М. Бахтин // Диалектика познания. - СПб., 2011. - 371 с.
2. Глебов, А. А. Воспитание патриотизма, толерантности и культуры межнационального общения / А. А. Глебов. - Волгоград : Перемена, 2004. - 102 с.
3. Концепция национальной безопасности Республики Беларусь : Указ Президента Респ. Беларусь от 9 ноября 2010 г. № 575. - Минск : Гос. погран. ком. Респ. Беларусь, 2010. - 33 с.
4. Концепция обеспечения пограничной безопасности Республики Беларусь на 20082017 годы : Указ Президента Респ. Беларусь от 28 мая 2008 г. № 285-дсп. - Минск : Гос. погран. ком. Респ. Беларусь, 2008. - 12 с.
5. Котляров, И. В. Беларусь между прошлым и будущим / И. В. Котляров // Белая вежа. -2014. - № 7. - С. 92-105.
6. Котляров, И. В. Социология лидерства: теоретические, методологические и аксиологические аспекты / И. В. Котляров. - Минск : Беларус. навука, 2013. - 481 с.
7. Котляров, И. В. Формирование спортивных лидеров: теоретические, социологические, аксиологические аспекты / И. В. Котляров, Н. С. Рысюкевич. - Минск : изд-во МИУ, 2012. - 284 с.
8. Лутовинов, В. И. Развитие патриотизма в России XXI века: концепция, программа и практика патриотического воспитания молодых граждан России / В. И. Лутовинов, И. И. Мельниченко. - М. : Светотон, 2004. - 256 с.
9. Методологические подходы к пограничной безопасности Республики Беларусь / В. В. Давыдик, М. Ф. Карлович, А. Г. Ляхов. - Минск : Гос. погран. ком. Республики Беларусь, 2010. - 135 с.
10. Национальная безопасность Республики Беларусь / С. В. Зась [и др.] ; под ред. М. В. Мясниковича и Л. С. Мальцева. - Минск : Беларус. навука, 2011. - 557 с.
11. О некоторых вопросах органов пограничной службы Республики Беларусь : Указ Президента Респ. Беларусь от 25 сентября 2007 г. № 448. - Минск : Гос. погран. ком. Респ. Беларусь, 2007. - 12 с.
Традиции и ритуалы в контексте формирования патриотических ценностей... 233
12. Першин, А. А. Теория государственных границ / А. А. Першин, А. Д. Шерстнев, В. В. Ярлыченко ; под. общ. ред. К. В. Тоцкого. - М. : Граница, 2000. - 235 с.
13. Проблемы пограничной политики государства и пути их решения / М. Л. Гришин [и др.]. - М. : БДЦ-пресс, 2001. - 276 с.
V. G. MOISEENKO
TRADITIONS AND RITUALS IN THE CONTEXT OF THE PATRIOTIC VALUES FORMATION OF MILITARY
Summary
The article touches upon the problem of patriotic education of Border Services military in modern conditions of life and defines the major quality features of patriotism. The main aspects and methods of patriotic education are analyzed by the example of (Belarusian) Border Services traditions and ceremonials. Besides, the functions, principles and objectives of patriotic education are specified in the article.
Keywords: patriotism, patriotic education, influence of education, (Belarusian) Border Services, patriotic values, national interests.
Поступила 23.10.2014 г.