УДК 720
Фазлеев М.Ш. - кандидат архитектуры, доцент
E-mail: fastin@mail.ru
Казанский государственный архитектурно-строительный университет
Адрес организации: 420043, Россия, г. Казань, ул. Зеленая, д. 1
Традиции и приемы формирования архитектурно-ландшафтной среды исторического центра города Елабуга
Аннотация
В архитектурно-ландшафтную среду исторического центра города Елабуги входят значительное количество памятников архитектуры, природы, археологии и культуры. Все эти памятники интересны для туристического освоения. Но, организация туристической среды исторического центра Елабуги, имеет свои сложности и особенности. Поэтому, только изучив сложившийся исторический опыт создания архитектуры города в условиях уникального ландшафта, можно выделить характерные приёмы и традиции формирования новой архитектурно-ландшафтной среды исторического центра под растущие нужды туристов и горожан.
Ключевые слова: исторический центр Елабуги, архитектурно-ландшафтная среда, культурный ландшафт, развитие туризма, сохранение исторического наследия, памятники архитектуры.
Общие сведения
Рассматриваемая территория находится в Республике Татарстан в исторической части города Елабуга. Территория ограничена улицами Набережная и Большая Покровская, Говорова (Луговая) и Спасская (Меленкова), Стахеевых (Дзержинского) и улицей Казанская (Маркса) до набережной реки Тойма. В эту территорию входит целый ряд интереснейших особняков, в которых жили известные купцы России, здания церквей, соборов, торговых и питейных сооружений, корпуса учебных заведений [1]. Начатая в 1780-1784 годах регулярная перепланировка, предусматривала создание общественного и административного центра нового города. Запроектирована большая близкая к квадрату площадь, ограниченная с севера продольной Покровской улицей (ныне ул. Гоголя) и раскрытая на заливные луга за реками Тойма и Кама. К северу от площади, по её оси, прокладывалась поперечная Спасская улица (ул. Маленкова), ориентированная на стоящие в глубине площади церкви. Поперечную ось предполагалось зафиксировать двумя каменными корпусами уездных присутственных мест в южной линии застройки Покровской улицы. А по западной и восточной сторонам площади намечено было выстроить два ряда торговых лавок с питейным домом и постоялым двором на северных углах [2]. Таким образом, в первоначальных проектных замыслах площади придавались самые разнообразные функции, из которых реально были осуществлены только функции религиозного и торгового центра. Вместо разобранной Спасской церкви в 1808-1816 годах, ближе к середине площади, возводится новое здание одноименного собора. Освобождая южную границу площади, в 1820 году сносится ветхое здание церкви Казанской богоматери 1684 года постройки. В 1818 году горожанам А.Я. Замятину и В.К. Фирстову разрешено выстроить (в восточной части площади) четыре каменные лавки в соответствии с проектом. Проект разработал губернский архитектор Андриевский, но стройка лавок ограничилась созданием сводчатых подвалов. Недавно построенный Спасский собор в 1835 году перестраивается. Вместо встроенной в трапезную колокольни, воздвигается новая колокольня, значительно отнесенная к западу вместе с трапезной и соединенной вытянутой галереей [3]. Перестройка завершается сооружением новой соборной ограды. Из-за того, что юго-западный угол площади был стеснен вновь выстроенной колокольней Спасского собора, а юго-восточный угол поджал выстроенный дом купца Камашева, архитектором Тимофеевым были внесены изменения в первоначальный проект губернского архитектора Андреевского. В этих изменения торговые ряды на боковых сторонах площади сооружаются в северной части. Своё
окончательное планировочное завершения центр и площадь получает в генплане города в 1846 году [4]. По новому плану вдоль Покровской улицы выстроены в 1850-1868 годах здания торговых лавок из камня [5]. Разнесенные по восточной и западной части площади здания торговых каменных лавок, в виде архитектурных кулис, формируют пространственную связь площади с долинами рек Тойма и Кама на фоне Спасского собора. При выходе со стороны Спасской улицы на площадь, открывается вид на всю громаду Спасского собора. В 1860 году здание Спасского собора вновь перестраивается. На месте трехъярусной колокольни возводится пятиярусная, которая становится самой значительной доминантой в восприятии панорамы города. Трапезная собора расширяется к западу. Галерея собора заменяется двухэтажным корпусом духовного управления. Юго-восточнее от Спасского собора, на месте Казанской церкви, в 1877 году возводится небольшая часовня Александра Невского. Посередине квадратной площади в 1920 году, перед собором воздвигается обелиск над братской могилой. Обелиск посвящен жертвам гражданской войны. Эти архитектурные изменения с организацией пространства площади завершают формирования городского центра Елабуги. После пожара 1850 года, вся северная сторона Покровской улицы выходящая на площадь, застраивается каменными домами. Остались архитектурно не оформленными боковые стороны площади. Только двухэтажный дом Камашева с нарядной каменной оградой (утраченной в советский период) сформировали юго-восточный угол площади. Под руководством городского главы Стахеева Д.И. на месте подвалов Замятина и Фирстова был выстроен протяженный корпус торговых рядов. Под углом к первому корпусу, с целью отделения собора от торга, с юго-восточной стороны выстраивается еще один ряд деревянных лавок. С утратой этих торговых корпусов по ветхости, была нарушена сформировавшиеся граница площади. Более неопределенные границы имеет западная сторона площади. В этой части долгое время стоял забор усадьбы Шишкиных. После большого пожара 1850 года, каменный дом В.В. Шишкина на углу Покровской улицы и деревянный дом В.А. Шишкина на углу улицы Набережной, были восстановлены. В советские годы на этих местах строятся два здания многоквартирных домов. Построенное третье здание между домом Камашева и часовней, вместе с торцами обращенных к площади многоквартирных домов, полностью разрушили сформированные ранее пространственные связи [6].
Спасский собор, являясь знаком и центром Елабуги и всего ансамбля площади, крайне интересен своей архитектурой. В декоративной отделке собора органично соединены темы тосканского, ионического и коринфского ордеров. Внутреннее пространство собора репрезентативно при восприятии и хорошо освещено, имеет богатый архитектурный декор. Собор выстроен в стиле русского классицизма. В более поздних переделках собора появились детали и элементы характерные периоду ранней эклектики. На сегодняшний день Спасский собор признан памятником архитектуры.
Восточные и западные торговые ряды, несмотря на все переделки и смены функций, сохранили в целом первоначальное оформление фасадов. Эти постройки являются важными градостроительными элементами в формировании единого ансамбля главной торговой площади Елабуги. Являются характерным образцом торговых построек для уездного города и относятся к гостиным дворам (караван-сараем) периода позднего классицизма. В 1919 году в этом здании выступала Н.К. Крупская. Это событие отмечено мемориальной доской на стене здания.
В 1877 году на средства купца Ф.П. Гирбасова строится часовня Александра Невского, с предназначением быть при Спасском соборе усыпальницей. Кирпичные фасады церкви выполнены в «русско-византийском стиле». Благодаря ясной пластике фасадов, часовня зрительно выступает в роли пространственной связки между крупным объемом комплекса Спасского собора и жилым зданием дома Канашева. А после постройки после революции жилого дома, зрительно выпадающего из ансамбля всей площади, значение часовни как архитектурного акцента повысилось.
Застройка улицы Набережной велась по разработанному плану 1780-1784 годов. Следуя изгибу береговой террасы, протяженная застройка Набережной улицы, вместе с крупномасштабными сооружениями соборов и церквей, формирует главную панораму города. Здания и сооружения улицы хорошо сохранены и открыты на пойму реки Тойма и реку Кама. По замощенным каменным тротуарам, среди видов на открывающиеся
природные дали и в окружении респектабельной купеческой застройки, это было любимым местом прогулки горожан Елабуги. В створе с улицей С.Н. Гассара (бывшая ул. Полевая), взамен утратившего свое значение бассейна для сбора поверхностной воды, сооружен в 1981 году памятник погибшим жителям города Елабуга в годы Великой Отечественной войны. С оборудованной площадки открывается вид на ежегодно проходящую международную Спасскую ярмарку, Шишкинские пруды и холм с руинами старого городища. Застройка улицы Набережная и площадь перед Спасским собором, формируют исторический центр Елабуги.
Цель статьи заключается в определении наиболее характерных приемов формирования архитектурно-ландшафтной среды исторического центра города Елабуга с целью его максимального сохранения в условиях интенсивного развития туризма.
Задачи данной работы определяются в освещении проблемы сохранения и восстановления архитектурно-ландшафтного наследия исторического центра города Елабуга [7].
В связи с широко развернутой программой по возрождению культурного наследия и развитию туризма в Татарстане, автор статьи выражает своё мнение на изменения и события, происходящие в городе Елабуга. Очевидно, что к данному пространству исторического центра города Елабуга и примыкающего к нему ландшафта, где природное окружение и культурное наследие составляют одно целое, следует относиться как к особой территории [8]. Город включает в себя и значительные территории природных и историко-культурных ландшафтов с расположенными на них памятниками архитектуры археологии и истории. Исходя из выше сказанного, следует отметить, что без поддержки государства и формирования единого подхода в сохранении территории центра Елабуги, без создания центра управления и развития - невозможно [9].
Елабуга - город с тысячелетней историей, но только после проведения его юбилея началось активное развитие туризма. Настойчивое продвижение города на общероссийском и мировом рынке, участие в выставках, фестивалях, вхождение в ассоциацию малых туристических городов России, открытие и развитие особой экономической зоны (ОЭЗ), углубление русла реки и строительство причала для туристических кораблей и т.п., все это привело к бурному росту числа приезжающих в Елабугу туристов. Туризм важен для Елабуги как источник доходов городской казны, показатель его исторической ценности и узнаваемости, уровень его статуса и экономических возможностей. Чем больше в городе мест и программ, интересных для туриста, тем он дольше готов оставаться в нём и, следовательно, больше «вложиться» в его экономику. Таким образом, чтобы увеличить количество приезжающих туристов и количество времени проведенного туристом в городе, необходимо их заинтересовать уникальной архитектурой, историей, традициями, окружающим ландшафтом, своеобразной природой, условиями обслуживания, здоровой едой, мероприятиями и развлечениями [10].
Проблема организации туристической среды исторического города имеет свои особенности, поскольку планировочная структура и застройка старых кварталов города созданы в других социально-экономических условиях и с трудом поддаются приспособлению к новым функциям. Поэтому, только изучив сложившейся исторический опыт создания архитектуры города в условиях уникального ландшафта, можно выделить некоторые характерные приёмы и традиции формирования новой архитектурно-ландшафтной среды исторического центра города под растущие нужды горожан и поток туристов.
Характерными приемами формирования застройки исторической части города являются:
- целостность восприятия, единовременность формирования и хорошая сохранность исторического центра Елабуги;
- согласно проекту генерального плана Елабуги 18 века, регулярную планировку города образуют прямоугольные кварталы с двух и трех этажными жилыми домами по его периметру;
- площадь Спасского собора - главный и единый торгово-административный центр исторической части города. Территория квартала включает в себя Спасский собор (1864 г.), Западные торговые ряды (1850 г.), Восточные торговые ряды (1866 г.), Часовня Александра Невского (1877 г.);
- вся рядовая двух-трех этажная жилая зона города располагается на верхней ровной террасе по реке Тойма;
- застройка, выходящая на бровку реки Тойма, выступает главным фасадом города и усиливается значительными архитектурными акцентами в виде зданий и сооружений Спасского, Никольского, Покровского соборов;
- улица Набережная возникла по плану 1780-1781 годов и проложена по краю по краю высокого берегового склона реки Тойма. Эта улица является единственной в Елабуге, которая, подчиняясь условиям природного рельефа, сохраняет связь с дорегулярной планировкой города;
- назначение Набережной улицы как пешеходной сохранилось и по сегодняшний день. Улица играет роль бельведера с территории, которой раскрывается живописная панорама на пойму реки Тойма, реку Кама и руины древнего города «Чертово городище»;
- традиционная жилая усадьба в Елабуге это дом с флигелем, хозяйственными постройками, садом и огородом. Усадьба огорожена деревянным забором;
- характерное для Елабуги соотношение ширины улицы и высоты рядовой застройки составляет 2:1;
- в структуру улицы входят тротуары, мощенные плитами из известняка или деревянными настилами, деревья с защищёнными стволами из деревянных и металлических ограждений, отводные каналы с уложенным мелким булыжником. Проезжая часть улицы покрыта гравием из доломита и уличные фонари, как правило, на деревянных столбах;
- ступени спусков выполнены из крупных камней, склоны укреплены плоскими камнями, тропинки обрамлены валунами;
- характерными деревьями в озеленении города являются липы, дубы, рябины, сосны и ели. Из кустарников выделяются сирени, розы-ругозы, калина и чубушник [11].
Заключение
Заявленные выше описания традиций и приёмов по формированию архитектурно-ландшафтной среды исторического центра города Елабуга, не являются окончательными и «безусловно» верными. Но, основываясь на традиционных приёмах в формировании архитектурно-ландшафтной среды для исторической части Елабуги, можно максимально сохранить исторически и культурно ценную застройку и создать благоприятную и саморазвивающуюся современную среду, как для жителей города, так и приезжающих туристов. Эти приёмы выполняют лишь рекомендательное назначение, но могут совершенствоваться и изменяться в условиях работы над проектом по приспособлению архитектурно-ландшафтного и культурного наследия города Елабуги под растущие нужды горожан и гостей города. Итогом этой работы, может быть учёт развития туристической инфраструктуры в Генеральном плане территории исторического центра и города Елабуги.
Список библиографических ссылок
1. Научно-проектная документация «Спецпроектреставрация» г. Елабуга. Шифр 697, Том II, Книга I. Арх. № 5223, Экз. № 1. Генплан комплексного использования памятников истории культуры, 1987. Фотокоп. - С. 9-18, 32-48.
2. Государственный архив Кировской области. Ф. 1292. Оп. 121. Д. 10. План Вятской губернии г. Елабуги, 1784. Фотокоп.
3. Государственный архив Кировской области. Ф. 1321. Оп. 726. Д. 53. Спасский собор, г. Елабуга Вятской губернии. Фотокоп.
4. Государственный архив Кировской области. Ф. 1292. Оп. 121. Д. 13. План Вятской губернии г. Елабуги, 1846. Фотокоп.
5. Государственный архив Кировской области. Ф. 1292. Оп. 121. Д. 15. План Вятской губернии г. Елабуги, 1850 . Фотокоп.
6. Государственный архив Кировской области. Ф. 1321. Оп. 652. Д. 56. О постройках Вятской губернии г. Елабуги начала XX в. Фотокоп.
7. Фазлеев М.Ш. Некоторые аспекты туристической привлекательности архитектурно-ландшафтного комплекса острова-града Свияжск. // Материалы III Международной научно-практической конференции. Культурное наследие в XXI веке: сохранение, использование, популяризация. - Казань: КГАСУ, 2015. - С. 161-165.
8. Веденин Ю.А. Зарубежное законодательство в области сохранения культурного и природного наследия. - М.: Изд-во Института Наследия, 1999. - 96 с.
9. Бандарин Ф. Исторический городской ландшафт. Управление наследием в эпоху урбанизма. - Казань: Отечество, 2013. - 228 с.
10. Фазлеев М.Ш. Подходы в сохранении архитектурно-ландшафтного наследия острова-града Свияжск. // Известия КГАСУ, 2015, № 4 (34). - С. 91-96.
11. Мухитов Р.К., Фазлеев М.Ш. Требования и параметры проектирования элементов благоустройства и озеленения в условиях реконструкции городской среды. -Казань: КГАСУ, 2015. - 96 с.
Fazleev M.Ch. - candidate of architecture, associate professor E-mail: fastin@mail.ru
Kazan State University of Architecture and Engineering
The organization address: 420043, Russia, Kazan, Zelenaya st., 1
Traditions and methods of formation of architectural and landscape environment of the historic center of Elabuga City
Resume
Elabuga City has a history of creation and development. Launched regular redevelopment in the 1780-1784 years, provided for the creation of social and administrative center. Spassky Cathedral is the sign and the center of Elabuga and the entire ensemble of the area included in the center of Elabuga construction Quay Street, together with large-scale constructions of the cathedrals, form the main panorama of the city. The historic city center includes architectural monuments, nature, archeology and culture. Elabuga is a town with a thousand years of history, but only after the anniversary began active development of tourism. Tourism is important for Elabuga as a source of revenue the city treasury, the rate of its historical value and recognition. To increase the flow of tourist arrivals, they must be interested in the unique architecture, the history, the traditions, the landscape, the nature, quality service, good food and entertainment. Using the historical center to the needs of tourists a negative impact on the preservation of monuments. This article is devoted to finding methods of preserving the historical environment in Elabuga, in terms of tourism development.
Keywords: the historic center of Elabuga, architectural and landscape environment, cultural landscape, tourism development, preservation of historical heritage, historical monuments.
References list
1. Research and project documentation «Spetsproektrestavratsiya» Elabuga. Code 697, Volume II, Book I. Arch. № 5223, ind. № 1. Master plan of the integrated use of cultural monuments of history, 1987. Photocopy. - Р. 9-18, 32-48.
2. State archive of the Kirov region. F. 1292. Op. 121. 10. D. Plan of Vyatka province Elabuga, 1784. Photocopy.
3. State archive of the Kirov region. F. 1321. Op. 726. 53. D. Spassky Cathedral, Elabuga Vyatka province. Photocopies.
4. State archive of the Kirov region. F. 1292. Op. D. 121. 13. Plan of Vyatka province Elabuga, 1846. Photocopy.
5. State archive of the Kirov region. F. 1292. Op. 121. 15. D. Plan of Vyatka province Elabuga 1850. Photocopies.
6. State archive of the Kirov region. F. 1321. Op. 652. 56. D. Buildings Vyatka province, the beginning of XX century Elabuga. Photocopies.
7. Fazleyev M.Sh. Some aspects of the tourist attractiveness of architectural and landscape complex island-town Sviyazhsk // Proceedings of the III International scientific-practical conference. Cultural heritage in the XXI century: the preservation, use, popularization. -Kazan: KGASU, 2015. - P. 161-165.
8. Vedenin Y.A. Foreign legislation in the field of preservation of cultural and natural heritage. - M.: Publishing house of the Heritage Institute, 1999. - 96 p.
9. Bandarin F. Historic urban landscape. Heritage management in an era of urbanism. -Kazan: Fatherland, 2013. - 228 p.
10. Fazleyev M.Sh. The approaches in the conservation of architectural and landscape heritage of the island-town Sviyazhsk // Izvestiya KGASU, 2015, № 4 (34). - Р. 91-96.
11. Mukhitov R.K., Fazleyev M.Sh. The requirements and design parameters improvement and landscaping elements in a reconstruction of the urban environment. - Kazan: KGASU, 2015. - 96 p.