ТРАДИЦИИ И ОБЫЧАИ КАК НАСЛЕДИЕ НАРОДНОЙ ПСИХОЛОГИИ
А.А. Эрмекова, аспирант
Ошский государственный университет
(Кыргызстан, г. Ош)
DOI:10.24412/2500-1000-2024-3-4-85-89
Аннотация. В данной статье проведен психологический анализ причин возникновения традиций, обычаев, нововведений и их функций в общественной жизни. Рассматривается современное психологическое понимание традиции и обычаев. В работе проанализированы причины возникновения и обновления традиций и обычаев, их место и функции в общественной жизни. Автором подробно рассмотрены вопросы, связанные с обычаями и традициями как образцами народного, культурного, духовного, литературного и музыкального наследия. Рассмотрено отношение и восприятие каждого поколения к традициям, связанное с изменениями времени с периода обретения независимости кыргызским народом. Традиции и обычаи рассматриваются в исследовании как главный фактор формы воспитания, которые имеют общечеловеческий характер и содержат национальные особенности в любой культуре. Автор подчеркивает, что обычай выступает обобщенной нормой и характеристикой общественных отношений.
Ключевые слова: обычаи, традиции, поведение, мораль, наследие, ритуалы, духовность.
В современном обществе проблема традиционной культуры возникла как реакция на процесс глобализации и необходимость постоянного обновления культурного наследия человечества. Действительно, на фоне глобализации и информационных технологий общество стремится вернуться к своим культурным корням. Укоренение человека в той или иной культуре характеризуется знанием накопленного опыта предыдущих поколений. Эти знания оказывают решающее влияние на формирование мировоззрения и отношения к ценностям своей страны. В данном контексте традиция - это масштабная форма организации социальной и духовной жизни, основанная на универсальных материальных и духовных связях между людьми и обществом, которые отличаются высокой устойчивостью во времени и пространстве. Особое значение имеют духовные формы социальных взаимосвязей, которые носят универсальный характер и реализуются через необходимые структурные компоненты. Социальные носители таких традиций обеспечивают их целостность, выражающуюся в единстве духовных ценностей, идей, знаний, направлений, норм и символов. Единство традиций и иннова-
ций обеспечивает непрерывность развития общества, связывает его с будущим и подчиняет своей динамике.
Традиция - важная составляющая культуры и категория социальной психологии. Как писал известный культуролог Ю.В. Бромлей: «Наследие - это явления культуры и образа жизни, сформированные прошлыми эпохами и выдающимися историческими деятелями. Ее проявления можно наблюдать в различных сферах жизни и психологии народа» [1]. Например, народное наследие, художественное наследие, духовное наследие, литературное и музыкальное наследие состоят из множества схожих компонентов. Каждый из этих видов наследия заслуживает того, чтобы посвятить им научные исследования.
Социальный психолог М.Г. Андреева отмечает, что широко известным типом ценностного наследия, связанным с повседневной жизнью, являются традиции и обычаи. Традиции окружают человека с самого рождения и до последнего дня жизни, и никто не может их «изобрести» или «отменить» [2]. Вместе с появлением человека появилась и традиция. Ни одно общество в истории не обходилось без
устойчивых обычаев и традиций. Жизнь без традиций - это отрицание собственной истории, накопленного веками культурного и духовного опыта как части единой культурной вселенной всего человечества, это забвение исторической памяти и разрушение естественного образа жизни человека.
Традиция воплощает и аккумулирует в себе основы «народной и светской мудрости». «Народная мудрость» характеризуется как уникальный рецепт действий в различных жизненных ситуациях. Это воплощение народной мудрости и здравого смысла, многократно проверенное и зафиксированное как очевидная информация о природе, обществе и человеке.
Важнейшим из всех факторов появления традиций является общественное сознание и его отдельные формы. Общественное сознание - это духовная часть общественной жизни и духовная форма. Оно характеризуется определенной внутренней структурой, отображает различные аспекты мира социального бытия (религиозные, нравственные, духовные, философическое, политическое, научное и т.д.) и состоит из нескольких уровней (теоретического или обыденного, теоретического или повседневного). Следовательно, традиция - это и социальное явление, характеризующее всю общественную жизнь социальной группы. Социальные группы представляют собой сложные социально-исторические системы, состоящие из ряда взаимосвязанных факторов, влияющих на их жизнеспособность. На жизнеспособность социальных систем и, соответственно, на потенциал их развития влияют как природные, так и социокультурные явления, и процессы.
Возникновение традиции обусловлено не только социальными факторами, но также биологическими и физиологическими факторами, такими как инстинкт, чувство и привычка. Традиция и поведение неотделимы друг от друга. Нравственное чувство развивается как смесь традиций, норм морали и правил поведения. «Чувства формируются спонтанно, посредством науки и образования. Привычка -это автоматически повторяющееся дей-
ствие в поведении». Она принадлежит отдельному человеку, а традиция принадлежит определенной группе. Если обычай становится нормой социального поведения в определенной ситуации, традиция формирует привычку человека. Но традицию нельзя назвать стандартным поведением. Потому что традиция - это развивающаяся категория [3].
Наследие из века в век впитывало богатый опыт народа, и только после того, как оно выдерживает испытание сотнями лет, его принято считать последней истиной. Вот почему, когда мы думаем о ценностях сразу возникают особые чувства и эмоции, желание их сохранить. Кыргызский народ оставил молодому поколению богатое и разнообразное наследие. Многие из них изучены. Но есть и такие памятники культуры, которые не исследованы до сих пор. В советскую эпоху большая часть из них рассматривалась как пережиток старого, так как в науке преобладал нигилистический подход. С обретением независимости тенденция к возрождению наследия стала занимать больше места в жизни кыргызского общества. Без знакомства с прошлым и накопленным в нем человеческим опытом невозможно понять свое место в мире, как формируются культуры и как проявляется духовная сила человека. К сожалению, под видом сохранения наследия, у современных кыргызов появилась тенденция или даже можно сказать мода называть села, улицы, школы, устраивать пир воздвигать памятники в честь людей, имена которых за пределами маленького аула никто и не знал никогда. Люди часто путают понятие наследие и почет.
Как отмечает С.В. Вальцев «Вопрос национальности тесно связан с менталитетом и характером нации. Психическая структура (характер) нации наблюдается через ее восприятие и понимание социальной и природной среды, эмоций, чувств и привычек» [4]. Традиционные занятия способствуют высвобождению эмоций и созданию социального настроения. Такое эмоциональное переключение может быть простым или сложным (комплексным), в зависимости от характера его воздействия. Эффективность эмоциональной разрядки
зависит от ряда социальных факторов. К ним относятся количественный состав конкретного сообщества, принадлежность человека к той или иной стране или социуму, темперамент, авторитет, степень культурного и интеллектуального развития, наличие эстетических средств в ритуалах, обрядах и церемониях (игры, пение, танцы, музыка, одежда, речь) и условия природной среды.
Традиция отражает норму и принцип коллективного социального поведения, ведь традиция является важной составляющей культуры. Традиции и обычаи имеют свои особенности. Государственные мероприятия не имеют ничего общего с традициями. Так как традиции - это устойчивая норма общественных отношений, передаваемая из поколения в поколение, которая становится духовной потребностью той или иной группы, объединяющая людей. По сравнению с другими социальными нормами, иногда даже вытесняя из жизни правовые нормы, традиция имеет более широкое будущее [5].
Развитие личности начинается в раннем детстве и происходит под влиянием мира, с которым сталкивается ребенок. Поэтому, помимо семейного окружения, национальные традиции и культурные особенности играют решающую роль в формировании и развитии определенных моделей поведения ребенка на этапе ранней социализации. Коммуникативная функция традиций заключается в обучении этике разговорного общения, вежливости и уважению к старшим. Соблюдая традиции, дети усваивают нормы нравственного поведения и учатся общаться со своим социальным окружением. Многие наши традиции влияют на формирование положительных черт характера, развитие честности, трудолюбия, прямоты, доброжелательности и других личностных качеств [6].
Хотя каждое поколение по-разному относится к традициям и воспринимает их по-разному. Автоматическое и спонтанное поведение не соответствует истинным народным обычаям. Иногда люди воспринимают их как навязанное общественное поведение.
За годы независимости Кыргызстана исторические культурные ценности и уникальные национальные традиции, в том числе связанные с семейным укладом, не только сохранились, но и получили дальнейшее развитие в нашем обществе. Вновь возрождаются запрещенные или забытые семейные ценности, национальные традиции, народные праздники и обычаи. Средства массовой информации резко увеличили объем информации о культурных традициях и обрядах кыргызов. Сейчас человеку, нарушающего традицию, сразу навешивают ярлык манкурта. В советскую эпоху, наоборот, приверженцев традиционализма называли старомодными, консервативными и даже националистическими. Сегодня все еще находятся те, кто оскорбляет таких людей называя их «псевдопатриотом» или «популистом» [7].
С падением старого общества старые традиции заменяются новыми, традиция каждой эпохи меняется и обновляется. Характерной же чертой кыргызских традиций является долговечность. Каждое поколение сталкивается с готовой традицией и принимает ее как наследство, не задумываясь. например, до сих пор в Кыргызстане глубоко почитаемой формой жилища является боз^й (юрта). На государственном флаге изображен «тYндYк» -центральный круг юрты, на котором скрещиваются удерживающие его шесты. Также национальная еда и национальная одежда, оплата калыма за невесту и пр.
Традиции кыргызского народа играют важную роль в единообразном управлении поведением человека. Народ чутко относился к традициям, добавлял их в песни, создавал пословицы: ырым YчYн - на счастье; Ырысы жоктун ырымы куч (посл.) -У незадачливого сильна вера в приметы; диндик ырым-жырымдар - религиозные предрассудки / обряды; Суунун ийрими жаман, карынын ырымы жаман (посл.). -Опасен водоворот реки, опасно заклинание старика; ырым-дарым ырлары-(лит.) суеверно-обрядовые стихии др.
Пословицы отражают основные моменты жизни и ясно проявляют некоторые признаки человеческого характера [8]. Например, такие пословицы, как «Атасын
кожосундай квргвн уул» - «Сын, который видит в отце своего хозяина» и «Уулун са-тып ат кылды, кызын сатып аш кылды» -«Продал сына, купил лошадь, отдал дочь, сделал пир» указывают на существование патриархальных традиций в древности. Пословицы оценивают и характеризуют поведение человека: «Уурунун арты кууш» - «Спина вора узка»; «Аялдын чачы узун, акылы кыска» - «Волос долог, да ум короток»; «Парага сатылган киши адилет бол-бойт» - «Продажный человек не может быть справедлив».
Широта нашей души заключается в щедрости и размахе. Русскому «пиру горой» кыргызский не уступает в щедрости. Например, глядя на многочисленные тои (торжества) и пышные похороны, можно прийти к выводу, что соблюдаются только внешние аспекты обычаев и ритуалов. Никакие запреты не мешают людям устраивать разорительные свадьбы и поминки, которые проходят по примерно одинаковым сценариям. Щедрость и человечность кыргызского народа не знает границ, по отношению к родственникам, друзьям, а зачастую даже врагам. Люди соревнуются, кто больше зарежет коров и угостит «дорогих» гостей. И на первый план выходят не лучшие качества - тщеславие, бахвальство. Кыргызстанцы не любят зацикливаться на мелочах и пустяках. Но такое сохранение национальных традиций и обычаев сопряжено с экономическими трудностями. Зачастую после таких празднеств остаются непогашенные кредиты и долги.
Удивительно, что такая форма соблюдения традиций одобряется некоторыми слоями общества, несмотря на огромные
наоборот, формируется негативное общественное мнение по отношению к тем, кто не проявляет подобной щедрости. Рациональное отношение к тратам воспринимается как «скупость», знак неуважения к памяти покойного и чести семьи, а также признак несостоятельности и снижения авторитета и престижа семьи. Учитывая степень конформизма в массовом сознании, можно представить, насколько остро люди воспринимают проявление собственной «неполноценности» - неспособности быть как все. При этом нельзя забывать о благотворительных традициях. Раздавая еду, одежду и необходимые вещи бедным и сиротам, кыргызы духовно очищали себя и просили прощения за совершенные грехи.
Подводя итоги вышесказанному, можно сказать, что психология людей в настоящее время претерпевает значительные изменения, как в лучшую, так и в худшую сторону, под влиянием новых форм человеческой деятельности. В то же время идет активное возрождение нравственных норм, в том числе религиозных, которые не противоречат государственной идеологии, нормам и ценностям социальной культуры Кыргызстана. Конечно же, активное вовлечение всех слоев населения в общественно-политическую жизнь общества, безусловно, необходимо и своевременно. Но многовековая история кыргызских традиций доказала их ценность и право на продолжение. Необходимо изучать традиции с особой тщательностью и вниманием, сохранить и передать новым поколениям «рациональное зерно», заложенное в сути традиций, в чем и заключается их реальная сила в воспитании подрастающего поколения.
жертвы, которые она приносит семьям. И
Библиографический список
1. Бромлей Ю.В. Человечество - это народы. - М., 1990.
2. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений - 5-е изд., испр. и доп. - М.: Аспект пресс, 2002.
3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Изд-во Питер, 2000.
4. Вальцев С. В. Факторы формирования национальной психологии // Проблемы современной науки и образования. - 2012. - № 2 (2). - С. 20-22.
5. Бектурганов К.Б. Общественное мнение как социальный институт. Учебное пособие / ИГЗ КГУ им. И. Арабаева. - Бишкек, 2009.
6. Вопросы нравственности, воспитания и культуры - насущная потребность сегодняшних дней / Д.А. Асанова, С.Р. Абдыкадырова, Д.К. Исакова, М.С. Шадиева // Вестник Жалал-Абадского государственного университета. - 2017. - № 2 (35). - С. 11-15. - EDN XPAFVR.
7. Исмаилов А.И. Философия истории кыргызского народа. Монографический авторский учебник для вузов. - Бишкек, 2004.
8. Ачылова Р.А. Нация и семья. - Фрунзе, Илим. - 1987.
TRADITIONS AND CUSTOMS AS HERITAGE FOLK PSYCHOLOGY
A.A. Ermekova, Postgraduate Student Osh State University (Kyrgyzstan, Osh)
Abstract. This article provides a psychological analysis of the reasons for the emergence of traditions, customs, innovations and their functions in public life. The modern psychological understanding of tradition and customs is considered. The work analyzes the reasons for the emergence and renewal of traditions and customs, their place and functions in public life. The author examines in detail issues related to customs and traditions as examples of folk, cultural, spiritual, literary and musical heritage. The attitude and perception of each generation to traditions associated with changes in time since the period of independence of the Kyrgyz people is considered. Traditions and customs are considered in the study as the main factor in the form of education, which are of a universal nature and contain national characteristics in any culture. The author emphasizes that custom is a generalized norm and characteristic of social relations.
Keywords: customs, traditions, behavior, morality, public consciousness, national feelings, heritage, rituals, spirituality.