Since 1999
Public health and health services ----—-
ISSN 2226-7425
ТРАДИЦИИ И НОВАЦИИ
В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Р.В. Шурупова
Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова Кафедра теории и технологии обучения в высшей школе, г. Москва
В статье рассмотрен процесс совершенствования образовательной практики, развития образовательных систем на основе нововведений. Представлена информация об интересных фактах из жизни медиков, педагогов, учёных, которая включается в содержание творческих занятий.
Ключевые слова: преподаватели, нововведения, гуманистические идеалы, непрерывное образование, интересные факты.
Одним из традиционных постулатов, лежащих в основе медицинского образования, является приверженность занятых в нём лиц гуманистическим идеалам. Заложенная Гиппократом концепция служения людям незыблема и связана с необходимостью постоянного обновления знаний и опыта медиков, выработкой у них высоких моральных устоев. Чем совершеннее становилось общество, тем больше углублялся процесс осознания ответственности врачей за жизнь и дееспособность человека, его гармоническое развитие, обуславливался переход от абстрактного лозунга «любить больного» к оказанию ему конкретной помощи и защите его прав. Совершенствование профессионализма требовало создания для этого условий. Обратимся к недавнему прошлому.
Если в советское время в нашей стране эта работа осуществлялась Государством (финансирование, организация учебных центров послевузовского образования, планирование педагогических кадров и их распределения), то в условиях рыночных отношений ситуация изменилась. Специализация, переподготовка специалистов, повышение их квалификации стали личным делом работников сферы здравоохранения, недостаточно контролируемым на местах. Этот процесс напрямую кос-
«Где господствует дух науки, там творится великое и малыми средствами». Н.И. Пирогов
нулся, высшей школы, негативно повлиял на качество обучения студентов, аспирантов и стажёров. Иначе чем объяснить, что многие из них не знают элементарных вещей, изучавшихся на кафедрах истории медицины, культурологи, этики, истории Отечества, общественного здоровья? Они затрудняются назвать, какой статус в Табеле о рангах занимали корифеи отечественной медицины, где и у кого те обучались, что создано ими, их приоритеты в науке, каков вклад в культуру. Отчасти всё это связано с ущербностью преподавания на всех образовательных уровнях обучаемых, потребительским отношением молодёжи к знаниям. В ходе учебного процесса упор наставников делается на заимствованиях у Запада тестах, ситуационных задачах, сведениях из Интернета. На зачётных занятиях редко используется собеседование, на кафедрах почти исчезли учебные кабинеты и библиотеки. Студенты и педагоги стали меньше читать. Формальное отношение к слову обусловило высокую неграмотность. Оставляет желать лучшего культура речи. Не остаются незамеченными «словотворчество», игнорирование стилистики и другие изъяны, встречаемые в обыденной жизни, в средствах массовых коммуникаций. Например, выражения типа, «посмотрим, что ска-
—--—
~ 213 ~
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС77-49390 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)
Since 1999 ISSN 2226-7425
The journal of scientific articles "Health & education millennium", 2014, volume 16, no. 4
----—-
жет», «разворачивать ситуацию взад», «финишор», «подписант», «недостаточно много», «уступание», «волевозлияние», «лишние растраты», «возраст не имеет акцента на взаимоотношениях», «итальянцы, как и русские, едоеды». Редко используется правильная профессиональная лексика. В вузах есть кафедры русского языка для иностранных студентов. Очевидно, необходимо создать их и для соотечественников.
Перечисленные вопросы часто обсуждаются со слушателями кафедры теории и технологии обучения в высшей школе Первого Московского государственного медицинского университета имени И.М. Сеченова. Они находят отражение в лекционном курсе, учитываются в ходе подготовки слушателями дипломных (выпускных квалификационных) работ.
Рассмотрение эволюции педагогического труда сопровождается экскурсом в науковедение и сравнительную педагогику. Это особенно ценно с методической точки зрения.
В качестве примера приводятся исследования Р. Кирхгофа в области спектрального анализа, Д.И. Менделеева — периодического закона химических элементов, А.Л. Чижевского — гелиобиологии, В.И. Даля — лингвистики. Ценные наблюдения приводятся из области языкознания.
Применение подобных подходов разделяется не всеми педагогами. Кое-кто из них считает, что такого рода информация излишня в условиях дефицита учебного времени. Мы не согласны с позицией оппонентов. Лишь вышеупомянутым методом можно формировать креативное мышление.
«Без личного мировоззрения, — утверждал известный педагог П.Ф. Лесгафт, — человек является только единицей человеческого стада, не обладает истинным достоинством человека и не может творчески проявляться — что именно и составляет главное человеческое достояние и достижению чего должна содействовать школа [1].
Поднятая тема не нова. К ней обращались А.Ф. Кони, Д.В. Плетнёв, С.Р. Миротворцев, И.А. Кассирский, Е.А. Вагнер, А.Н. Орлов, С.Я. Чикин, В.П. Эфроимсон, И.А. Шамов, и дру-
гие авторитеты. Особую ценность представляет труд А.П. Зильбера «Врачи-труэнты» (1998), в котором отражен вклад медиков в далекие от врачевания области знания — науку, литературу, искусство.
В ходе занятий со слушателями внимание аудитории акцентируется на казуистике и афористике, что позволяет разнообразить методику преподавания, избежать монотонность изложения программного материала, начётничества и формализма в обучении.
Педагогика сотрудничества, по нашему убеждению, должна быть нормой вузовской жизни, основанной на взаимном уважительном отношении к личности, которая самоценна и неповторима.
Свои рамки имеет идеология обучения, преувеличение роли которой ведёт к искажению истины. Не случайно Н.И. Пирогов придавал важное значение подготовке педагогов высшей школы, их соответствию времени [2]. Эта мысль получила развитие в наследии академика Д.С. Лихачёва, считавшему, что наряду со способом производства в основе прогресса лежат образование и воспитание [3]. Оба фактора определяют значимость любой профессии, которая опирается на прочную базисную подготовку и соизмеряется с мотивацией обучения, возможностями обучающихся.
Согласно точке зрения известного генетика В.П. Эфроимсона, способности учёного к образному мышлению формируется под воздействием поэзии и искусства. Гуманизация образования обусловила появление теории человекокапиталовложе-ния, во многом определяющей ценность человеческого фактора.
ЛИТЕРАТУРА
1. Лесгафт П.Ф. О преподавании естественных наук. Избр. пед соч. М.: Педагогика, 1988. С. 358.
2. Пирогов Н.И. Севастопольские письма и воспоминания. М.: Изд-во академии наук СССР, 1950. С. 623.
3. Лихачев Д. С. Прошлое — будущему: Статьи и очерки. Л.: Наука, 1985. 541 с.
—-г^е^б^-—
~ 214 ~
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС77-49390 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)
Since 1999 ISSN 2226-7425
Public health and health services ----—
TRADITIONS AND INNOVATIONS
IN SYSTEM OF THE CONTINUOUS EDUCATION
OF TEACHERS OF MEDICAL UNIVESITY
R.V. Shurupova
The first Moscow state medical university of I.M. Sechenov
Chair of the theory and technology of training at the higher school, Moscow
The article describes the process of improving educational practice, the development of educational systems based on innovation. Provides information about interesting facts from the life of doctors, teachers, scientists, which is included in the content of creative workshops.
Key words: teachers, innovation, humanistic ideals, lifelong learning, interesting facts.
REFERENCES
1. Lesgaft P.F. O prepodavanii estestvennykh nauk. Izbr. ped soch. Moscow: Pedagogika, 1988. p. 358.
2. Pirogov N.I. Sevastopol'skie pis'ma i vospomi-naniya. Moscow: Izd-vo akademii nauk SSSR, 1950. p. 623.
3. Likhachev D.S. Proshloe — budushchemu: Stat'i i ocherki. Leningrad: Nauka, 1985. 541 p.