8. The Russian Federation Ministry of Health Order of 15.11.2012 No 915n "On the approval of medical care provision for population in the field of oncology. [Internet]. 2012 [cited 2013 Feb 28]. URL: http://www.kuzdrav.ru/drupal/node/1779 (in Russian).
9. The Russian Federation Ministry of Health Order from December, 21, No 6, 2012 "On approval of palliative care provision to adult population". [Internet] 2012 [cited 2013 Feb 28]. URL: http:// www.minzdravsoc.ru/docs/mzsr/projects/1660 (in Russian).
10. The Russian Federation Government Order N 2511-p from 24 December 2012 on approval of "The State Programme on Health Development in the Russian Federation". [Internet]. 2012 [cited 2013 Feb 28]. URL: http://www.rosminzdrav.ru/health/72 (in Russian).
11. Recommendation REC 24 (2003) of the Council of Europe Committee of Ministers to the member states on the organisation
© И.И. ПОНОМАРЕНКО, Т.М. КОНОВАЛОВА, 2013
УДК 614.2:616-053.2-084
of Palliative Care. Moscow: Medicine for Quality of life. 2005. 30 p. [Internet]. 2012 [cited 2013 Feb 28]. URL: http://pallcare. ru/ru/images/user/Ryskversion3.pdf (in Russian).
12. Federal Law of the Russian Federation of November 21, 2011 N 323-FZ "On the basis of health protection in the Russian Federation" [Internet]. 2012 [cited 2013 Feb 28]. URL: http:// www.minzdravsoc.ru/docs/laws/104 (in Russian).
13. Ekkert N.V., Novikov G.A., Khetagurova A.K., Sharafutdinov M.G. The methodical recommendation on palliative care organization. Moscow: MMA named after I.M. Sechenov; 2008 (in Russian).
14. White Paper on standards and norms for hospice and palliative care in Europe: part 1 and 2. Recommendations from the European Association for Palliative Care. [Internet]. 2010 [cited 2013 Feb 28]. URL: http://www.eapcnet.eu/LinkClick. aspx?fileticket=z4a-8JkAnFo%3d&tabid=732
Поступила 03.04.13
И.И. ПОНОМАРЕНКО, Т.М. КОНОВАЛОВА
Традиции и инновации в охране здоровья детей
ФБУН "Федеральный научный центр гигиены им. Ф.Ф. Эрисмана" Роспотребнадзора, 141014, Мытищи, Московская область
Представлены научные данные, характеризующие устойчивые негативные тенденции в динамике здоровья детского населения в России и за рубежом. В плане международных инноваций это побудило европейский региональный комитет ВОЗ (Бухарест, 2005) принять европейскую стратегию "Здоровья и развития детей и подростков", призванную оказать содействие государствам Европы в выработке собственных стратегий и программ. Исходя из сложившейся ситуации с состоянием здоровья детей в России, стратегия ставит перед субъектами РФ, их органами законодательной и исполнительной власти конкретные задачи с указанием критериев эффективности их решения.
Ключевые слова здоровье детей; профилактика; коррекция наиболее распространенных нарушений речи, зрения, опорно-двигательного аппарата.
THE TRADITIONS AND INNOVATIONS OF CHILDREN HEALTH CARE I.I. Ponomarenko, T.M. Konovalova The F.F. Erisman Federal research center of hygiene of Rospotrebnadzor of Russia, 141014 Mytishchi,
Russia
The article presents research data characterizing stable negative tendencies in dynamics of health of children population in Russia and abroad. The WHO European regional committee adopted the European strategy "Health and development of children and adolescents" (Bucharest 2005) to support European countries in development of national strategies and programs. On the assumption of existing situation in children health in Russia the Strategy poses before subjects of the Russian Federation and their legislative and executive authorities 'particular tasks specifying criteria of solution effectiveness.
Key words: children health; prevention; correction of most prevalent disorders of speech, vision and locomotor apparatus.
В динамике здоровье детского населения в России и за рубежом характеризуется устойчивыми негативными тенденциями. В России, по данным профилактических медицинских осмотров практическими врачами, доля здоровых детей и подростков снизилась за 10 последних лет в 1,5 раза — с 47 до 32%, а по наблюдениям научных специалистов Москвы и Новосибирска, она не превышает 2—3%.
Почти 150 лет назад, в 60-х годах XIX века, в состоянии здоровья школьников была обнаружена высокая распространенность нарушений осанки и сколиозов, близорукости, невротических расстройств, склонность к частым простудным заболеваниям, которые уже тогда получили название школьных болезней.
В последующие годы, несмотря на существенные преобразования материальной базы общеобразователь-
ных учреждений, школьные болезни сохраняют массовый характер и даже усугубляются в процессе обучения от младших к старшим классам.
За период школьного обучения число детей с нарушениями зрения возрастает в 2—3 раза, со сколиозами — в 3—4 раза. У 80% школьников выявляют низкую физическую активность, которая уже в детском возрасте формирует патологию сердечно-сосудистой системы и опорно-двигательного аппарата. Болезни органов пищеварения прочно занимают 3—4-е место в структуре общей заболеваемости детей. К окончанию школы до 50%
По материалам доклада в Государственной думе на заседании "Круглого стола" "Охрана здоровья детей. Традиции и инновации. В России и за рубежом". 24.01.2013 г.
Контактная информация: Пономаренко Игорь Иванович, д-р мед. наук, проф.; e-mail: [email protected]
подростков имеют ограничения в выборе профессии по состоянию здоровья, а каждая четвертая девочка-подросток имеет различные формы нарушений репродуктивного здоровья. Важнейшим медико-социальным показателем здоровья является инвалидность, составляющая 192 ребенка-инвалида на 10 000 детей. Доля детей-инвалидов в возрасте от 0 до 17 лет достигает значимого показателя — 2% детского населения. Из них на детей-инвалидов до 15 лет приходится 75%. Ведущими причинами формирования инвалидности в детском возрасте являются соматические заболевания (34,5%), психические расстройства (21,2%), заболевания нервной системы и органов чувств (20,6%), врожденные аномалии развития (18%).
В совершенствовании нуждаются не только условия и программы обучения в школе, но и регламент учебно-воспитательной нагрузки в дошкольной организации. Ни одна из 50 действующих образовательных программ, включая оздоровительные, не имеет гигиенического заключения о безопасности для здоровья детей дошкольного возраста. Более того, школьные болезни поразили теперь и дошкольные организации, в которых воспитательный процесс даже коррекционной направленности перегружен дополнительными учебными занятиями. По форме и содержанию они заимствованы из школьных программ, а по количеству нередко достигают 5—6 занятий в день с детьми дошкольного возраста вместо 2—3 [1].
Начало дошкольного обучения детей 5-летнего возраста в условиях детского сада по программам подготовительных групп сопровождается увеличением уровня невротизации детей до 74%, что аналогично результатам у первоклассников-гимназистов [2].
По состоянию материально-технической базы только 1/3 современных дошкольных организаций России могут быть отнесены к 1-й группе санитарно-эпидемиологического благополучия [3].
При нарушении гигиенических требований к условиям и режиму учебно-воспитательной работы в дошкольных организациях количество детей с нарушениями осанки к 6 годам достигает 35,8%, с плоскостопием — 18%, нарушения зрения нарастают с 10,5% в 2 года до 17,7% в 5 лет; нарушения сердечно-сосудистой системы имеют 12,5% дошкольников.
Эти данные свидетельствуют о необходимости совершенствования образовательной нагрузки на детей в сочетании с существенным усилением коррекционной и оздоровительной направленности.
Важным фактором, определяющим здоровье детей, является тип семьи. Масса тела детей, рожденных матерями-одиночками, на 12% меньше, чем в полных семьях. Число детей, родившихся недоношенными, у матерей-одиночек на 30—36% выше, чем у тех, кто состоит в браке. У детей, рожденных вне брака, гипок-сические состояния наблюдаются в 4 раза чаще, чем у детей, рожденных в браке, явления сепсиса — в 6 раз, пневмонии — в 11 раз, отита — в 18 раз, бронхита — в 19 раз. Общая заболеваемость детей, рожденных вне брака, в 2,4 раза выше, чем в полных семьях, а у детей из неполных семей в возрасте до 3 лет — в 1,7 раза. Столь выраженное влияние характера начального этапа репродуктивного поведения на состояние здоровья ребенка объясняется эмоционально-психологическим состоянием будущей матери [4].
Дети, рожденные женщинами с патологией беременности и родов или родившиеся преждевременно, чаще других имеют проблемы в поведении, отличаются более
низким уровнем умственного и эмоционального развития [5—7]. Такие социально-биологические факторы риска в семье, как возраст матери при рождении ребенка, профессиональные вредности в период беременности, хронические заболевания и вредные привычки у родителей, составляют 65% [8].
Неспецифические заболевания матери в период зачатия и беременности снижают индекс здоровья детей 1-го года жизни в 2—3 раза. Прием антибиотиков беременной женщиной может вызвать иммунные, эндокринные и биохимические нарушения у плода, что способствует предрасположенности к постнатальной заболеваемости. Дети, рожденные у таких матерей, болеют в 2,5 раза чаще, чем дети, матери которых не лечились антибиотиками. У новорожденных от курящих матерей отмечают более высокую перинатальную смертность по сравнению с таковой у новорожденных, матери которых не курят. Дети курящих женщин часто болеют, отстают в физическом и умственном развитии. У женщин, злоупотребляющих спиртными напитками во время беременности, в 1/3 случаев рождаются дети со своеобразным сочетанием специфических уродств и умственной отсталости, получившим название алкогольного синдрома плода [9].
Наиболее неблагоприятные эффекты в состоянии здоровья детей оказывают множественные сочетания социально-биологических факторов.
Сочетания таких факторов, как токсикозы, инфекционные заболевания и обострения хронических у матери во время беременности, курение, угрозы выкидыша, осложнения во время беременности и родов, преждевременные роды, стимуляция родовой деятельности, отравления наркозом при кесаревом сечении, обусловливают наличие морфофункциональных нарушений и перинатальных поражений ЦНС у 87% детей в возрасте 5—6 лет [10, 11].
Рождение детей с нарушениями внутриутробного развития сказывается на недостаточной зрелости нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной систем, интеллектуального, физического и моторного развития [12— 14]. Каждый третий такой ребенок уже при рождении имеет различные заболевания или нарушения здоровья, а среди новорожденных с пониженной или низкой массой тела их количество достигает 39,9% [15].
Общая заболеваемость новорожденных в России за последние 10 лет выросла на 45%, а среди недоношенных — почти в 2 раза. Уровень заболеваемости недоношенных детей в период новорожденности в 5 раз выше, чем у доношенных [16]. Прежде всего этому способствуют спонтанные аборты на ранних стадиях беременности, они в 1,5 раза увеличивают частоту рождения недоношенных детей [17].
Оптимальный возраст женщины для рождения здорового ребенка 25—30 лет. На более поздних отрезках (после 35 лет) репродуктивного периода выше риск перинатальной смерти ребенка, рождения недоношенного, а также врожденной патологии (болезнь Дауна, синдром Шершевского—Тернера, дефекты системы кровообращения). Такие дети чаще страдают хроническими заболеваниями, отстают в физическом и умственном развитии.
По данным зарубежных исследователей, у детей, рожденных женщинами моложе 20 и старше 40 лет, неврологические и нервно-психические симптомы встречаются чаще, чем у детей, матери которых находились в благоприятном детородном возрасте [6, 18].
Модернизация дошкольного и школьного образования невозможна без консолидации профессиональных
усилий медиков, педагогов и психологов в реализации его здоровьесберегающей направленности.
В течение двух последних лет гигиенистами разработаны новые санитарные правила и нормы (Сан ПиН) по детским садам, школам, вузам, средним профессиональным и оздоровительным учреждениям, а также ряд методических рекомендаций, позволяющих при их выполнении снизить до минимума воздействие на детей и подростков негативных факторов, возникающих в процессе воспитания, обучения и отдыха.
Если говорить о международных инновациях, то следует отметить, что европейским региональным комитетом ВОЗ (Бухарест, Румыния, 2005) принята европейская стратегия "Здоровье и развитие детей и подростков", призванная оказать содействие государствам Европы в выработке собственных стратегий и программ.
Исходя из сложившейся ситуации с состоянием здоровья детей в России, стратегия ставит цель, задачи и условия их выполнения.
Цель настоящей стратегии — оказание содействия субъектам РФ, их органам законодательной и исполнительной власти в разработке собственной политики и программ. Критерии эффективности решения ими задач таковы:
1) снижение смертности детей на 55—60%;
2) увеличение числа здоровых детей на 10—15%;
3) снижение частоты хронической патологии на 25—
30%;
3) уменьшение частоты инвалидности на 15—20%;
4) снижение количества абортов среди несовершеннолетних по медицинским показаниям на 20—25%, повышение рождаемости, снижение материнской, перинатальной и младенческой смертности;
5) увеличение годности юношей к военной службе до 80—85%;
6) снижение доли детей подросткового возраста, имеющих выраженные ограничения по состоянию здоровья к получению профессионального образования и трудоустройству на 50%.
Решение поставленных задач будет полностью отвечать статье 24 Конвенции ООН о правах ребенка, провозглашающей: "Ребенок имеет право на медицинскую помощь, соответствующую наивысшим стандартам, ко -торая может быть реально обеспечена".
В стратегии подчеркивается, что достижение вышеуказанных показателей возможно при совершенствовании программы и повышении качества профилактических медицинских осмотров детей.
К сожалению, в стратегии говорится в основном о выявлении нарушений здоровья во время профилактических медицинских осмотров, но не делается усиленного акцента на ранней диагностике на донозологиче-ском уровне с обязательной коррекцией выявленных нарушений в здоровье и лечении заболеваний.
Достижение указанных показателей должно быть обеспечено своевременным проведением мероприятий по восстановительному лечению и комплексной реабилитации детей с хронической и инвалидизирующей патологией в условиях соответствующих структурных подразделений стационаров и поликлиник.
Необходимо использовать эффективные технологии диспансерного наблюдения детей, подростков и молодежи, повышать охват диспансеризацией, осуществлять полноценную профилактику и коррекцию нарушений здоровья в условиях образовательных и лечебно-оздоровительных учреждений, что невозможно без сочета-
ния современных оздоровительных, коррекционных и реабилитационных мероприятий.
Реализация заявленных показателей также не представляется возможной без проведения в первую очередь гигиенических, профилактических мероприятий, направленных на минимизацию воздействия факторов риска среды (окружающая, учебно-воспитательная, образ жизни), формирующих заболеваемость детей и подростков, в том числе и школьные болезни.
Планируемые медико-социальные программы регионов должны учитывать весь комплекс факторов риска, характерных для рассматриваемых территорий, и способствовать профилактике заболеваемости.
Реализация широкого комплекса мероприятий, направленных на формирование среди детей и подростков устойчивых стереотипов здорового образа жизни, неосуществима без повышения уровня знаний родителей, педагогов, медицинских работников.
Результаты исследований Федерального научного центра гигиены им. Ф.Ф. Эрисмана показали, что комплекс гигиенических, оздоровительных и специальных коррекционных мероприятий, примененный в условиях коррекционных групп детского сада для детей с нарушениями речи, зрения и опорно-двигательного аппарата, является эффективной формой их реабилитации. Оздоровительный эффект подтвержден нормализацией речи у 60,2% детей, улучшением осанки и деформации стоп у 87,6%, излечением от близорукости на худший глаз у 27,5%, на лучший — у 25,5%, от косоглазия у 28,6%.
Повышение уровня гигиенического обеспечения общеобразовательных учреждений сопровождалось снижением уровня общей заболеваемости и заболеваемости костно-мышечной системы школьников в 1,5 и 1,3 раза соответственно.
ЛИТЕРАТУРА
1. Куинджи Н.Н., Степанова М.И. и др. Гигиенические проблемы современного дошкольного воспитания. Вестник Российской академии медицинских наук. 2006; 8.
2. Степанова М.И., Сазанюк З.И. и др. Дошкольное и пред-школьное образование: проблемы охраны здоровья детей. В кн.: Материалы III Всероссийского форума "Здоровье нации — основа процветания России". М.; 2007; 225—7.
3. ОнищенкоГ.Г., БарановА.А., КучмаВ.Р. Безопасное будущее детей России. М.: ГУ НЦЗД РАМН; 2004: 38—9.
4. Банникова Л.П. Значение оздоровительных мероприятий в формировании процессов адаптации у детей дошкольных учреждений. В кн.: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием "Гигиена детей и подростков: история и современность (проблемы и пути решения)". М.; 2009: 37—8.
5. Беляков В.В., Сухарев А.Г., Боярский А.П., Кисляк В.М. Роль социально-гигиенических и биологических факторов в формировании неспецифической резистентности организма и заболеваемости детей дошкольного возраста. Гигиена и санитария 1999; 5: 44—7.
6. Burnett R.T., Dales R.E. et al. Environm. Res. 1994; 65 (2): 172—94.
7. Svedhem L. Acta Psychiatr. Scand. 1994; 1—84.
8. Игнатова Л.Ф. Опыт оценки адаптационных возможностей организма детей в системе социально-гигиенического мониторинга. В кн.: Научно-методические основы изучения адаптации детей и подростков в условиях жизнедеятельности. 2006.
9. Костадинова К., Цолова Н. Воздействие сигаретного дыма на психическое здоровье дошкольников. В кн.: Материалы Международного конгресса "Здоровье, обучение, воспитание детей и молодежи в XXI веке". т. 2. М.; 2004: 100—1.
10. Черкашин О.Г. Профилактика нарушений здоровья у детей в коррекционных группах дошкольных образовательных учреждений. Гигиена и санитария. 2008; 5: 24—7.
11. Flynn J.C., Riddick M.F., Price C.T., Keller T.L. Present status of scoliosis screening in Florida schools. J. Florida Med. Assoc. 1985; 10: 847—52.
12. Жданова Л.А., Русова Т.В. Характеристика приспособительной деятельности детского организма в разработке новых профилактических технологий. В кн.: Научно-методические основы изучения адаптации детей и подростков в условиях жизнедеятельности. 2006: 71—8.
13. Seaton A., Godden D.J., Brown K. Thorax; 1994; 49 (2).
14. Szatmari P., Jones M.B. et al. Am. J. Med. Genet. 1995; 60 (4): 282—9.
15. Тимченко О.И., Бондарец И.А. и др. Генетические аспекты адаптации популяций к воздействию внешних факторов. В кн.: Научно-методические основы изучения адаптации детей и подростков в условиях жизнедеятельности. 2006: 215—22.
16. Волгина С.Я. Особенности психического здоровья подростков, родившихся недоношенными. В кн.: Материалы Международного конгресса "Здоровье, обучение, воспитание детей и молодежи в XXI веке". т 1. М.; 2004: 210—1.
17. Livshitz G., Kobyliansky E. Lerner's concept developmental homeostasis and the problem of heterozygoty level in natural populations. Heredity. 1985; 55: 341—53.
18. Bartkowiak Z. Gesundheitswesen. 1995; 57 (11): 738.
REFERENCES
1. Kuindzhi N.N., Stepanova M.I. et al. Hygienic problems of modern preschool education. Vestnik Rossiyskoy akademii meditsinskikh nauk. 2006 (in Russian).
2. Stepanova M.I., Sazanjuk Z.I. et al. Preschool and predoshkolny education: problems of health protection of children. In nation Health — a basis of prosperity of Russia. Materials III of the All-Russian forum. Moskva; 2007: 225—7 (in Russian).
3. Onishhenko G.G., Baranov A.A., Kuchma V.R. Safe future of children of Russia. 2004 (in Russian).
4. Bannikova L.P. Value of improving actions in formation of processes of adaptation at children of preschool age. In Materials All-Russian scientific and practical конференциис international participation. Moskva; 2009 (in Russian).
5. Beljakov V.V., Suharev A.G. Role of social and hygienic and biological factors in formation nonspecific resistence of orga-
nizm and incidence of children of preschool age. Gigiena i sani-tarija. 1999; 5: 44—7 (in Russian).
6. BurnettR.T., DalesR.E. Environm. Res. 1994; 65 (2): 172—94.
7. Svedhem L. Acta Psychiatr. Scand. 1994; 1—84.
8. Ignatova L.F. Experience of an assessment of adaptation opportunities of an organism of children in system of social and hygienic monitoring. Scientific and methodical bases of studying of adaptation of children and teenagers in the conditions of activity. 2006 (in Russian).
9. Kostadinova K., Colova N. Impact of a cigarette smoke on mental health of preschool children. In Health, training, education of children and youth in the XXI century. Materials of the International congress. Moskva; 2004: 100—1 (in Russian).
10. Cherkashin O.G. Prevention of violations of health at children in correctional groups of preschool educational institutions. Cand. Med. Sci. [thesis]. Moskva; 2008 (in Russian).
11. Flynn J.C., RiddickM.F., Price C.T., Keller T.L. Present status of scoliosis screening in Florida schools. J. Florida Med. Assoc. 1985; 10: 847—52.
12. ZhdanovaL.A., Rusova T. V. The characteristic of adaptive activity of a children's organism in development of new preventive technologies. Scientific and methodical bases of studying of adaptation of children and teenagers in the conditions of activity. 2006: 71—8 (in Russian).
13. Seaton A., Godden D.J., Brown K. Thorax. 1994; 49 (2).
14. Szatmari P., Jones M.B. et al. Am. J. Med. Genet. 1995; 60 (4): 282—9.
15. Timchenko O.I., Bondarec A.I. et al. Hygienic aspects of adaptation of populations to influence of external external factors. Scientific and methodical bases of studying of adaptation of children and teenagers in the conditions of activity. 2006: 215— 22 (in Russian).
16. Volgina S.Ja. Features of mental health of the teenagers who have been born the prematurely born. Materials International Symp. Moskva; 2004: 210—1 ( in Russian).
17. Livshitz G., Kobyliansky E. Lerner's concept developmental homeostasis and the problem of heterozygoty level in natural populations. Heredity. 1985; 55: 341—53.
18. Bartkowiak Z. Gesundheitswesen. 1995; 57 (11): 738.
Поступила 04.02.13
© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2013 УДК 614.7:616-084
А.В. ТУЛАКИН, Н.И. НОВИЧКОВА, Т.Н. ЕРШОВА, Е.Е. ОГЛЕЗНЕВА, Б.Н. СУЧАЛКИН, Т.М. КОНОВАЛОВА
Проблема сохранения здоровья кадрового потенциала промышленных территорий с гигиенических позиций
ФБУН "Федеральный научный центр гигиены им. Ф.Ф. Эрисмана" Роспотребнадзора, 141014, Мытищи, Московская область
Представлены научные данные, показывающие важность сохранения здоровья детей и подростков при решении вопросов обеспечения кадрового потенциала для промышленных территорий. Вследствие уменьшения численности детского и подросткового населения на фоне продолжающегося снижения показателей их здоровья сохранение трудового потенциала для нужд российской промышленности становится крайне актуальной и серьезной проблемой особенно в условиях моногородов. Однако сами промышленные предприятия, загрязняя окружающую среду, формируют у детей патологию, ограничивающую в дальнейшем возможность выбора профессий для работы на этих предприятиях.
Исследования проведены в г. Губкине, районе расположения "Лебединского ГОКа" (ЛГОК). Их результаты подтвердили предположение о том, что болезни риска работающих на ЛГОК начинают формироваться уже в детском и подростковом возрасте при существенном влиянии на их развитие выбросов градообразующего предприятия. Показано увеличение шансов формирования профессиональной и профессионально-обусловленной патологии у рабочих при работе на горнообогатительном комбинате с исходно сниженным уровнем здоровья в детском и подростковом возрасте.
Контактная информация: Тулакин Андрей Васильевич, д-р мед. наук, проф.; e-mail: [email protected]