Научная статья на тему 'Towards specifi city of genre and style interaction in clavier sonatas of classical age'

Towards specifi city of genre and style interaction in clavier sonatas of classical age Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
51
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научная мысль Кавказа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КЛАССИЧЕСКАЯ ЭПОХА / ИЕРАРХИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЖАНРОВ И СТИЛЕЙ / КЛАВИРНАЯ СОНАТА / ЖАНРОВЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / СТИЛЕВЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / CLASSICAL AGE / HIERARCHY OF MUSICAL GENRES AND STYLES / CLAVIER SONATA / GENRE INTERACTIONS / STYLE INTERACTIONS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Tkachenko Eugenia

The hierarchy of genres and styles inherent in musical culture of the Classical age is considered. The specifi city of clavier sonata as experimental sphere of innovatory artistic quests of that epoch is emphasized. The priority varieties of genre and style interaction in clavier sonatas of the given period are investigated.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Towards specifi city of genre and style interaction in clavier sonatas of classical age»

ВОПРОСЫ ИСКУССТВОВЕДЕНИЯ

УДК 786.2:781.68

К ВОПРОСУ О СПЕЦИФИКЕ ЖАНРОВЫХ И СТИЛЕВЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ В КЛАВИРНЫХ СОНАТАХ КЛАССИЧЕСКОЙ ЭПОХИ

Е.А. Ткаченко

Своеобразие жанровых и стилевых сопряжений в клавирной (и вообще инструментальной) музыке классической эпохи предопределяется воздействием нескольких факторов. Первый из них - явственно выраженное стремление к регламентации важнейших параметров каждого из распространенных жанров, любой стилевой сферы etc. Разработанная еще теоретиками барокко иерархическая "табель о рангах" музыкального искусства была на протяжении XVIII столетия упорядочена и в значительной мере унифицирована. Отмеченная иерархия получила многообразное освещение в эстетических трактатах, руководствах по композиции, критических эссе, мемуарах и эпистолярном наследии того времени. Ее бесспорное влияние обнаруживалось в дифференцированном статусе придворно-музыкальных должностей, в утверждавшихся принципах организации публичных концертов и салонных "артистических вечеров", в прижизненных и посмертных оценках творчества какого-либо европейского маэстро, высказываемых профессионалами и дилетантами.

В упоминавшейся "табели о рангах" музыкальных жанров XVIII столетия клавирная соната занимала одну из нижних ступеней, безоговорочно уступая не только литургической, духовно-концертной, театральной музыке, но и симфонии, увертюре, инструментальному концерту. Величайшие мастера названной эпохи неоднократно демонстри-

Ткаченко Евгения Александровна - соискатель научной степени кандидата искусствоведения кафедры истории музыки Ростовской государственной консерватории (академии) им. C.B. Рахманинова, преподаватель музыкально-теоретических дисциплин Донского педагогического колледжа, 344038, г. Ростов-на-Дону, ул. Ленина, 92, e-mail t_eva@mail.ru, т. 8 (863)2938697.

ровали свою приверженность общепринятой иерархии. К примеру, И. Гайдн, «...составляя в 1776 году набросок автобиографии для справочника "Ученая Австрия". перечислял свои произведения в несколько непривычном для нас порядке, руководствуясь "солидностью" жанра и успехом у знатоков: три итальянские оперы <...>, оратория "Возвращение Товия", кантата "Stabat Mater" <...> О симфониях (среди которых уже были такие шедевры, как № 45, fis-moll) и прочей инструментальной музыке он отзывался крайне обобщенно <...>» [1, с. 114] (курсив наш. - Е.Т.). Композитором, в частности, даже не были упомянуты свыше сорока клавирных сонат. Аналогичным образом высказывался В.А. Моцарт, с гордостью оценивавший свои достижения в оперном жанре и сообщавший эрцгерцогу Францу (будущему императору Австро-Венгрии): ".я. с юных лет в совершенстве освоил церковный стиль" [2, с. 460]. Гениальный художник не уделял собственным клавирным сонатам сколько-нибудь серьезного внимания, порой называя их "вещицами для клавира" [2, с. 438]. Наконец, Л. Бетховен, благодаря которому инструментальная соната достигла небывалых художественных высот, порой признавался: будь он достаточно обеспеченным человеком, предпочел бы сочинять лишь ".оперы, симфонии, церковную музыку и - в крайнем случае - квартеты" [3, с. 522].

Заслуживает внимания и другой примечательный факт: общеизвестно, что новатор-

Eugenia Tkachenko - post-graduate student, teacher of Musical Theory Disciplines at the Don Teachers Training College, 92 Lenin Street, Rostov-on-Don, 344038, e-mail: t_eva@mail.ru, ph. +7(863)2938697.

132

2011

№ 3

НАУЧНАЯ МЫСЛЬ КАВКАЗА

ские устремления венских классиков далеко не всегда вызывали положительную реакцию у современной аудитории. Оперы и симфонии, духовные произведения и камерно-инструментальные ансамбли великих мастеров, ныне считающиеся шедеврами классической эпохи, могли подвергаться весьма жесткой критике со стороны коллег и авторитетных ценителей "изящных искусств". При этом, однако же, клавирные сонаты (вплоть до "Патетической" Бетховена, завершенной и опубликованной в самом конце XVIII в.), неизменно оказывались "на периферии" подобных дискуссий. Свойственные жанру "смелые выходы за рамки сложившихся классических принципов" [4, с. 1] парадоксальным образом воспринимались как вполне допустимое "экспериментирование в плане средств выразительности" [5, с. 43], что было предопределено двумя обстоятельствами. Во-первых, инструментальная соната действительно причислялась к "менее существенным" жанрам; во-вторых, утвердившаяся "регламентация" сонатных разновидностей именно поэтому являлась менее строгой по сравнению с музыкой для церкви, музыкального театра или симфонического оркестра.

В качестве подтверждения сказанного сошлемся на распространенные описания данного жанра, фигурировавшие в энциклопедических статьях 1760-1790-х годов: "Соната -сочинение инструментальной музыки, которое состоит из трех или четырех пьес различного характера, следующих друг за другом"; "...в инструментальной музыке только форма сонаты вбирает в себя все характерыг и любое выражение. Композитор может, сочиняя сонату, вознамериться высказать монолог в звуках печали, скорби, или нежности, или довольства и веселости - или поддерживать чувствительную беседу в страстных звуках между равными либо отличными друг от друга характерами - или рисовать только сильные, бурные, контрастные, а также легко и нежно текущие приятные движения души"; "что касается длины, подобающей сонатам, то здесь нельзя привести никакого иного общего правила, кроме <одного> - допустимо сочинять их длинными настолько, насколько они способны, согласно ожидаемому, занять и увлечь наше внимание - или настолько короткими, насколько возможно это сделать, не впадая в малозначительность"; "мелодия сонаты, поскольку она рисует чувства единичных особ, должна быть в высшей степени выработанной

и как бы представлять тончайшие нюансы чувствований" и т.д. [цит. по: 1, с. 109-110] (курсив мой. - Е.Т.). Иными словами, здесь оговариваются лишь самые общие "контуры" жанра, что способствует формированию целого "спектра" индивидуальных композиторских решений, продуктивным художественным поискам etc. Дифференцированный подход к жанровой регламентации, по нашему мнению, выступает значимым фактором, определяющим специфику рассматриваемых взаимодействий в классическую эпоху.

Помимо этого, надлежит учитывать и влияние стилевой регламентации, весьма актуальное для XVIII столетия. Множественность оппозиций разнообразных стилей, исповедуемая барочными теоретиками ("высокий -средний - низкий", "старый / строгий - новый / свободный", "итальянский - немецкий -французский" и др. [см.: 6, с. 122-123], постепенно отходит на второй план, и в период зрелой классики наиболее важной становится фундаментальная триада: церковная ("религиозная") - театральная ("драматическая") -камерная музыка. Благодаря этому, в частности, соната и концерт, "внетеатральная" сюита и инструментальная фантазия, квартет и симфония рассматриваются как сферы, принципиально родственные в стилевом отношении. Действительно, все перечисленные жанры являют собой "...феноменыг, несущие смыгсл сознательного или бессознательного освоения мира Человеком" [7, с. 5]. Они предназначаются для публичного либо "приватного" концертного исполнения, призванного служить целям "всеобщей пользы" - просветительским, назидательным, "услаждающим" аудиторию и др. [7, с. 15-17]. Камерная музыка предполагает доминирующую функцию инструментария, некий удельный вес виртуозности, благодаря чему внутристилевые градации жанров порой приобретают не столько принципиальный, качественный характер, сколько упорядочивающую направленность по отношению к основным количественным параметрам.

По нашему мнению, из вышесказанного закономерно проистекают:

- фундаментальное значение внутри-стилевых жанровых взаимодействий (с инструментальной сюитой, фантазией и концертом, отчасти - симфонией) как важнейшего фактора, по сути определяющего направленность эволюции клавирной сонаты;

НАУЧНАЯ МЫСЛЬ КАВКАЗА

2011

№ 3

133

- перспективная роль межстилевых сопряжений (камерного стиля с театральным и церковным), трактуемых исходя из предустановленной "экспериментальное™" сонатного жанра и намечающих пути к его позднейшим концепционным толкованиям.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кириллина Л.В. Классический стиль в музыке XVIII - начала XIX века: Самосознание эпохи и музыкальная практика. М.: МГК им. П. Чайковского, 1996. 190 с.

2. Моцарт В.А. Полное собрание писем / Под ред. И. Алексеевой. М.: Междунар. отношения, 2006. 536 с.

3. Письма Бетховена: 1817-1822 / Сост. Н.Л. Фиш-ман, Л.В. Кириллина. М.: Музыка, 1986. 640 с.

4. Мураталиева С.Г. Пути исторического развития сонаты в XVIII веке: Автореф. дис. ... канд. иск. М.: МГК им. П.И. Чайковского, 1984. 24 с.

5. Антипова Ю.В. Сентиментализм в западноевропейской музыке второй половины XVIII века: Ав-тореф. дис. . канд. иск. Новосибирск, 2005. 28 с.

6. Лобанова М.Н. Музыкальный стиль и жанр: история и современность. М.: Сов. композитор, 1990. 224 с.

7. Шушкова О.М. Раннеклассическая музыка: эстетика, стилевые особенности, музыкальная форма: Автореф. дис. . д-ра иск. Новосибирск, 2002. 44 с.

2 августа 2011 г.

134

2011

№ 3

НАУЧНАЯ МЫСЛЬ КАВКАЗА

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.