ВОПРОСЫ ИСКУССТВОВЕДЕНИЯ
УДК 786.2:781.68
К ВОПРОСУ О СПЕЦИФИКЕ ЖАНРОВЫХ И СТИЛЕВЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ В КЛАВИРНЫХ СОНАТАХ КЛАССИЧЕСКОЙ ЭПОХИ
Е.А. Ткаченко
Своеобразие жанровых и стилевых сопряжений в клавирной (и вообще инструментальной) музыке классической эпохи предопределяется воздействием нескольких факторов. Первый из них - явственно выраженное стремление к регламентации важнейших параметров каждого из распространенных жанров, любой стилевой сферы etc. Разработанная еще теоретиками барокко иерархическая "табель о рангах" музыкального искусства была на протяжении XVIII столетия упорядочена и в значительной мере унифицирована. Отмеченная иерархия получила многообразное освещение в эстетических трактатах, руководствах по композиции, критических эссе, мемуарах и эпистолярном наследии того времени. Ее бесспорное влияние обнаруживалось в дифференцированном статусе придворно-музыкальных должностей, в утверждавшихся принципах организации публичных концертов и салонных "артистических вечеров", в прижизненных и посмертных оценках творчества какого-либо европейского маэстро, высказываемых профессионалами и дилетантами.
В упоминавшейся "табели о рангах" музыкальных жанров XVIII столетия клавирная соната занимала одну из нижних ступеней, безоговорочно уступая не только литургической, духовно-концертной, театральной музыке, но и симфонии, увертюре, инструментальному концерту. Величайшие мастера названной эпохи неоднократно демонстри-
Ткаченко Евгения Александровна - соискатель научной степени кандидата искусствоведения кафедры истории музыки Ростовской государственной консерватории (академии) им. C.B. Рахманинова, преподаватель музыкально-теоретических дисциплин Донского педагогического колледжа, 344038, г. Ростов-на-Дону, ул. Ленина, 92, e-mail t_eva@mail.ru, т. 8 (863)2938697.
ровали свою приверженность общепринятой иерархии. К примеру, И. Гайдн, «...составляя в 1776 году набросок автобиографии для справочника "Ученая Австрия". перечислял свои произведения в несколько непривычном для нас порядке, руководствуясь "солидностью" жанра и успехом у знатоков: три итальянские оперы <...>, оратория "Возвращение Товия", кантата "Stabat Mater" <...> О симфониях (среди которых уже были такие шедевры, как № 45, fis-moll) и прочей инструментальной музыке он отзывался крайне обобщенно <...>» [1, с. 114] (курсив наш. - Е.Т.). Композитором, в частности, даже не были упомянуты свыше сорока клавирных сонат. Аналогичным образом высказывался В.А. Моцарт, с гордостью оценивавший свои достижения в оперном жанре и сообщавший эрцгерцогу Францу (будущему императору Австро-Венгрии): ".я. с юных лет в совершенстве освоил церковный стиль" [2, с. 460]. Гениальный художник не уделял собственным клавирным сонатам сколько-нибудь серьезного внимания, порой называя их "вещицами для клавира" [2, с. 438]. Наконец, Л. Бетховен, благодаря которому инструментальная соната достигла небывалых художественных высот, порой признавался: будь он достаточно обеспеченным человеком, предпочел бы сочинять лишь ".оперы, симфонии, церковную музыку и - в крайнем случае - квартеты" [3, с. 522].
Заслуживает внимания и другой примечательный факт: общеизвестно, что новатор-
Eugenia Tkachenko - post-graduate student, teacher of Musical Theory Disciplines at the Don Teachers Training College, 92 Lenin Street, Rostov-on-Don, 344038, e-mail: t_eva@mail.ru, ph. +7(863)2938697.
132
2011
№ 3
НАУЧНАЯ МЫСЛЬ КАВКАЗА
ские устремления венских классиков далеко не всегда вызывали положительную реакцию у современной аудитории. Оперы и симфонии, духовные произведения и камерно-инструментальные ансамбли великих мастеров, ныне считающиеся шедеврами классической эпохи, могли подвергаться весьма жесткой критике со стороны коллег и авторитетных ценителей "изящных искусств". При этом, однако же, клавирные сонаты (вплоть до "Патетической" Бетховена, завершенной и опубликованной в самом конце XVIII в.), неизменно оказывались "на периферии" подобных дискуссий. Свойственные жанру "смелые выходы за рамки сложившихся классических принципов" [4, с. 1] парадоксальным образом воспринимались как вполне допустимое "экспериментирование в плане средств выразительности" [5, с. 43], что было предопределено двумя обстоятельствами. Во-первых, инструментальная соната действительно причислялась к "менее существенным" жанрам; во-вторых, утвердившаяся "регламентация" сонатных разновидностей именно поэтому являлась менее строгой по сравнению с музыкой для церкви, музыкального театра или симфонического оркестра.
В качестве подтверждения сказанного сошлемся на распространенные описания данного жанра, фигурировавшие в энциклопедических статьях 1760-1790-х годов: "Соната -сочинение инструментальной музыки, которое состоит из трех или четырех пьес различного характера, следующих друг за другом"; "...в инструментальной музыке только форма сонаты вбирает в себя все характерыг и любое выражение. Композитор может, сочиняя сонату, вознамериться высказать монолог в звуках печали, скорби, или нежности, или довольства и веселости - или поддерживать чувствительную беседу в страстных звуках между равными либо отличными друг от друга характерами - или рисовать только сильные, бурные, контрастные, а также легко и нежно текущие приятные движения души"; "что касается длины, подобающей сонатам, то здесь нельзя привести никакого иного общего правила, кроме <одного> - допустимо сочинять их длинными настолько, насколько они способны, согласно ожидаемому, занять и увлечь наше внимание - или настолько короткими, насколько возможно это сделать, не впадая в малозначительность"; "мелодия сонаты, поскольку она рисует чувства единичных особ, должна быть в высшей степени выработанной
и как бы представлять тончайшие нюансы чувствований" и т.д. [цит. по: 1, с. 109-110] (курсив мой. - Е.Т.). Иными словами, здесь оговариваются лишь самые общие "контуры" жанра, что способствует формированию целого "спектра" индивидуальных композиторских решений, продуктивным художественным поискам etc. Дифференцированный подход к жанровой регламентации, по нашему мнению, выступает значимым фактором, определяющим специфику рассматриваемых взаимодействий в классическую эпоху.
Помимо этого, надлежит учитывать и влияние стилевой регламентации, весьма актуальное для XVIII столетия. Множественность оппозиций разнообразных стилей, исповедуемая барочными теоретиками ("высокий -средний - низкий", "старый / строгий - новый / свободный", "итальянский - немецкий -французский" и др. [см.: 6, с. 122-123], постепенно отходит на второй план, и в период зрелой классики наиболее важной становится фундаментальная триада: церковная ("религиозная") - театральная ("драматическая") -камерная музыка. Благодаря этому, в частности, соната и концерт, "внетеатральная" сюита и инструментальная фантазия, квартет и симфония рассматриваются как сферы, принципиально родственные в стилевом отношении. Действительно, все перечисленные жанры являют собой "...феноменыг, несущие смыгсл сознательного или бессознательного освоения мира Человеком" [7, с. 5]. Они предназначаются для публичного либо "приватного" концертного исполнения, призванного служить целям "всеобщей пользы" - просветительским, назидательным, "услаждающим" аудиторию и др. [7, с. 15-17]. Камерная музыка предполагает доминирующую функцию инструментария, некий удельный вес виртуозности, благодаря чему внутристилевые градации жанров порой приобретают не столько принципиальный, качественный характер, сколько упорядочивающую направленность по отношению к основным количественным параметрам.
По нашему мнению, из вышесказанного закономерно проистекают:
- фундаментальное значение внутри-стилевых жанровых взаимодействий (с инструментальной сюитой, фантазией и концертом, отчасти - симфонией) как важнейшего фактора, по сути определяющего направленность эволюции клавирной сонаты;
НАУЧНАЯ МЫСЛЬ КАВКАЗА
2011
№ 3
133
- перспективная роль межстилевых сопряжений (камерного стиля с театральным и церковным), трактуемых исходя из предустановленной "экспериментальное™" сонатного жанра и намечающих пути к его позднейшим концепционным толкованиям.
ЛИТЕРАТУРА
1. Кириллина Л.В. Классический стиль в музыке XVIII - начала XIX века: Самосознание эпохи и музыкальная практика. М.: МГК им. П. Чайковского, 1996. 190 с.
2. Моцарт В.А. Полное собрание писем / Под ред. И. Алексеевой. М.: Междунар. отношения, 2006. 536 с.
3. Письма Бетховена: 1817-1822 / Сост. Н.Л. Фиш-ман, Л.В. Кириллина. М.: Музыка, 1986. 640 с.
4. Мураталиева С.Г. Пути исторического развития сонаты в XVIII веке: Автореф. дис. ... канд. иск. М.: МГК им. П.И. Чайковского, 1984. 24 с.
5. Антипова Ю.В. Сентиментализм в западноевропейской музыке второй половины XVIII века: Ав-тореф. дис. . канд. иск. Новосибирск, 2005. 28 с.
6. Лобанова М.Н. Музыкальный стиль и жанр: история и современность. М.: Сов. композитор, 1990. 224 с.
7. Шушкова О.М. Раннеклассическая музыка: эстетика, стилевые особенности, музыкальная форма: Автореф. дис. . д-ра иск. Новосибирск, 2002. 44 с.
2 августа 2011 г.
134
2011
№ 3
НАУЧНАЯ МЫСЛЬ КАВКАЗА