Гуманитарии не склонны устанавливать взаимосвязи между текстами, в то время как технари замечают неочевидные «мостики» между материалами, что говорит об аналитичности мышления технических специалистов. Также они не дробят единый текст на части, а воспринимают его целостно.
Соответственно, даже в молодом возрасте, когда еще профессиональная деформация не столь ярко выражена, она уже накладывает отпечаток на образ мышления. Представители технических специальностей оказываются более логичными, аналитически относятся к информации, в то время как гуманитарии не воспринимают информацию в той форме, в которой она представлена автором, сразу намереваясь что-то изменить в произведении.
Список литературы
1. Антропова, В. В. Типология культуры как фактор типологической идентификации прессы в контексте лингвокультурологического анализа медиатекстов: экспансия мас-скульта [Текст] / В. В. Антропова // Вестник Челяб. гос. ун-та. - 2013. - № 21 (312). -С. 23-29.
2. Дубов, И. Г. Феномен менталитета: психологический анализ [Текст] / И. Г. Дубов // Вопр. психологии. -1993. -№5,- С. 20-29.
3. Мельник, Г. С. Mass Media: Психологические процессы и эффекты [Текст] / С. Г. Мельник. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1996. - 240 с.
4. Олешко, В. Ф. Психология журналистики [Текст] / В. Ф. Олешко. - Изд-во Михай-ловаВ. А., 2006.-240 с.
5. Почепцов, Г. Г. Теория коммуникации [Текст] / Г. Г. Почепцов. - М., 2001. - 656 с.
6. Пронина, Е. Е. Психология журналистского творчества [Текст] / Е. Е. Пронина. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 2002. - 320 с.
7. Семенова, В. Глава VI. Качественные методы в социологии [Электронный ресурс] /В. Семенова. - URL: http://www.sociologos.ru/upload/File/Glava6_SSI_Yadov.pdf, свободный (дата обращения: 23.03.2017). - Загл. с экрана.
8. Цакоева, О. А. Тендерные особенности восприятия рекламы [Электронный ресурс] / О. А. Цакоева II Молодежь и наука : сб. материалов VI всерос. науч.-техн. конф. студентов, аспирантов и молодых учёных. - Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2011. - URL: http:// conf.sfu-kras.ru/sites/mn2010/sectionl3.html, свободный (дата обращения: 14.04.2017). -Загл. с экрана.
Надыршина А. А.
«ТОТАЛЬНЫЙ АРТ-ПОДХОД» КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ТИПОЛОГИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ГЛЯНЦЕВОГО ЖУРНАЛА ТИПА LIFESTYLE «ЧЛБ.СОБАКА.Яи»
В данной статье рассматриваются новые тенденции в изучении мира глянцевой периодики. Автор статьи представляет анализ нового типа печатной продукции премиум-класса - журналов типа lifestyle. Определяются типообразующие признаки и медиатворческие параметры: коммуникативная и рекламная стратегии, цель (миссия) и слоган, содержание (контент-наполнение) и рубрикативная система, история (бэкграунд) и внешняя идентичность (дизайн), жанровая палитра и структурно-стилистическая система, целевая аудитория и распространение. Оценивается роль «ДНК» бренда в формировании социально-статусной идентичности человека.
Ключевые слова: глянцевый журнал, элитарный глянец, лайфстайл, типология, ти-иообразующие признаки, «ДНК» бренда, социально-статусная идентичность человека, арт-подход.
Сегодня глянцевые журналы претендуют не просто на роль «законодателей моды», но и «законодателей стиля жизни». Этому содействовали социокультурные трансформации, наделившие моду особой знаковостью в эпоху массового потребления. По-прежнему комфортно себя чувствуют fashion-издания, однако их потеснил новый тип журнальной периодики: «lifestyle» - глянцевые издания с большой долей контента, связанного с миром моды и ее тенденциями. Мода как феномен социокультурной коммуникации принимает поистине планетарные масштабы именно в эпоху рыночной экономики. В обществе массового потребления она не только говорит о том, что надеть, но и ее действие, как отмечает профессор факультета социологии СПбГУ В. И. Ильин, «выходит далеко за пределы рынка одежды, оно подчиняет себе потребление услуг СМИ, произведений литературы и искусства, автомобилей, компьютеров, жилищ, интерьеров, форм проведения досуга» [2]. Сегодня культурологи выделяют такую функцию моды как «средство идентификации личности, ее самовыражения и укрепления "Я"» [4].
Самая мобильная и быстро реагирующая на смену поведенческих паттернов группа -молодежь, которая сегодня призвана создавать и транслировать новые стилеобразующие и ценностно-нормативные ориентиры общества, актуальные образцы социального поведения. В то же время молодое поколение затрудняется в поиске и выборе социальных, морально-нравственных ориентиров. Проводником и транслятором новых статусных индикаторов сегодня становятся средства массовой информации, особенно глянцевые журналы, которые умело создают ориентиры-клише [1].
Этот феномен исследовали многие западные (Д. Белл, Ги-Д. Дебор, М. Кастельс, Э. Гидденс, Н. Луман, Г. Маркузе, М. Маклюэн, Д. Рисмен, Э. Тоффлер и др.) и отечественные ученые (Т. П. Авдулова, И. А. Акимова, М. Б. Боков, Г. М. Андреева, Н. А. Голубева, И. М. Дзялошинский, Е. И. Горошко, И. В. Жилавская, Н. Б. Кириллова, Т. В. Костяк). К вопросам типологии журнальной периодики для женщин обращались Р. М. Ямпольская «Женская пресса: ее типологические особенности» (1995), Е. А. Плен-кина «Элитарный женский журнал: типологические и профильные особенности» (2004).
Однако оказались совершенно не изученными издания типа lifestyle, поэтому мы попытаемся дать авторское определение этому понятию.
«Журнал «Собака.ги» - издание типа lifestyle города Санкт-Петербург. Издательство выпускает 14 журналов в едином стиле и одного высокого качества. Одна обложка, внутри - точно выверенное сочетание локального и федерального контента. 50% тем и героев в разных городах имеют общую федеральную тематику, вторая половина - местный контент, создаваемый редакциями наших франчайзинговых партнеров в регионах. Это делает журнал привлекательным для читателей в каждом конкретном городе и формирует высокий уровень доверия как к информации, так и к размещенной рекламе» [9].
Издание «Члб.Собака.ги» относится к рекламному типу, поэтому лидирующей коммуникативной стратегией выступает информирование: журнал доносит нужную информацию до читателя и потенциального клиента рекламодателей. Кроме того, журнал реализует просветительскую стратегию благодаря такой рубрике, как «Портреты», где рассказывается об интересных людях Челябинска, которые по большей части не относятся к миру моды, однако работают в смежных сферах, таких как культура, искусство, бизнес, реклама. Можно сказать, что журнал призван эстетически «воспитывать» читателей, прививать им правильный вкус, как в выборе одежды, так и в области кулинарии, киноиндустрии, литературы и пр. Еще одной стратегией исследуемого глянцевого журнала о моде и стиле жизни является установка на развлечение.
На определение важности той или иной коммуникативной стратегии влияет «ДНК» бренда, а точнее ее уровни: функциональный, личностный, социальный, культурный [3]. Так, у журнала «Члб.Собака.ги» особенно выделяются социальные и культурные характеристики. Поэтому просветительская стратегия здесь выражена ярче всего.
Журнал «Собака.ги» - первый локальный глянцевый журнал в Санкт-Петербурге, издаётся с 1999 года издательским домом ООО «ТОП-50». Уникальный журнал, изменивший представление о глянце и одна из крупнейших федеральных сетей городских lifestyle глянцевых журналов. Выходит один раз в месяц.
Инициатором создания журнала был художник Анатолий Белкин (по словам журналиста И. Шнуренко, идея о создании журнала появилась ещё в 1998 году и принадлежала ему и журналисту Михаилу Борисову). Название придумал поэт Аркадий Драгомощен-ко, привлёкший к работе над проектом Веронику Белоцерковскую (Антонышеву) - тогда владелицу агентства по продаже телевизионного времени, являвшегося эксклюзивным региональным селлером канала «ОРТ», который и выступил спонсором первых номеров «Собаки».
Мотивы и историю создания, а также концепцию первых номеров сам Анатолий Белкин описывает так: «Я вложил в своё детище три принципа. Первый - ни одного слова о политике. Второй - ни одного слова о криминале. Третий - ни слова об экономике. Я с самого начала сознавал, что необходимо делать акцент на частной жизни, ибо частная жизнь всегда превалирует над политикой».
В результате Анатолий Белкин стал редактором журнала, а Вероника Белоцерковская - издателем, в 2000 году основав Издательский дом «Собака».
После выхода нескольких номеров журнала была поставлена цель сделать журнал, изначально выпускаемый «для друзей» и выглядевший как арт-издание, коммерческим, в результате чего формат и оформление журнала, в том числе подача материала, стали более привычными для потенциальной аудитории. По словам креативного директора издательского дома «Собака» А. Савельева, в 2005 году журнал отражал попытку найти компромисс между тем, о чем хочется написать, и тем, что реально продается с лотка. Примерно в это же время из журнала уходит А. Белкин.
Яна Милорадовская стала главным редактором «Собака.ги» в 2005 году. С тех пор журнал претерпел значительные изменения, сохранив главное и лучшее, что было заложено его основателями. В этом процессе сыграли и играют большую роль Генеральный директор ИД «ТОП-50» Инесса Гаевская, директор филиала в Санкт-Петербурге Елена Котляр, бессменный арт-директор журнала Игорь Можейко и другие члены редакции, которые трудятся в издании все эти годы.
В 2006 году начинает свою работу сайт журнала, а в 2008 году издание выходит за пределы Петербурга: в марте Издательский дом «ТОП-50» совместно с ГИ «Проспект-Омск» начинает выпуск журнала «Омск.Собака.ги. Журнал о людях в Омске», что послужило стартом федеральной программе издания журнала в городах-миллионниках России. Уже через год после запуска общий тираж «Собаки» составил 153 000 экземпляров.
В 2004 году издатель журнала В. Белоцерковская стала лауреатом Национальной Премии «Медиа-Менеджер России» в том числе «за вывод в безусловные лидеры на рынке lifestyle-журналов Санкт-Петербурга журнала «СПб Собака.ги». Фотографии и фотографы журнала становились лучшими на различных конкурсах.
С 2006 года журнал «Собака.ги» ежегодно проводит премию «Собака.ги ТОП 50». Премия присуждается в десяти номинациях: «Театр», «Искусство», «Литература», «Кино», «Музыка», «Бизнес», «Наука», «Спорт», «Мода» и «Старт-ап года». С 2007 года журнал «Собака.ги» ежегодно выбирает 10 самых перспективных дизайнеров Санкт-Петербурга. Ежегодная премия в области дизайна интерьеров от журнала «Собака.ги» присуждается лучшим дизайнерам и интерьерам Санкт-Петербурга с 2006 года. В 2013 году в правила
конкурса были внесены изменения - главную номинацию разделили на «Лучший интерьер» и «Лучший дизайнер».
Челябинская редакция ежегодно проводит премию «ТОП 50. Самые знаменитые люди Челябинска и Челябинской области». В этом году премия пройдет в третий раз. Журнал «Члб.Собака.ги» появился на местном медиарынке в 2014 году. Главный редактор - Валерия Рукавишникова, уроженка города Магнитогорска.
Акцент на стиль, успех и образ жизни зачастую отражен в слогане, который сопровождает журнал на обложке и в рекламных кампаниях. «Члб.Собака.ги» заявляет о своей концепции с помощью девиза «Журнал о людях в Челябинске. Мы двигаем город вперед!». Образ журнала - герой нашего времени. В нем - дух эпохи, в нем - люди, которые меняют жизнь города, делают ее ярче, интереснее. Герои журнала вдохновляют читате-
Миссия федеральной сети изданий «Собака.ги» - формирование стиля жизни своего читателя, прививание правильного с точки зрения философии издания эстетического и потребительского вкуса, а также знакомство со звездами театра и кино, учеными, двигателями общественного прогресса, бизнесменами, политиками, врачами, писателями, художниками, моделями, рестораторами как местного, локального, так и федерального уровня. Важно, чтобы читатели знали своих героев в лицо.
Персонажи каждого номера журнала «Члб.Собака.ги» реализуют главный метод создания и организации контента издания - «тотальный арт-подход», как его самостоятельно обозначает редакция. Каждый материал всех рубрик пропитан интересом к человеку, «люкс» на страницах журнала обретает интеллект, смысл и душу. За счет этого большая часть рекламы подается не прямыми и понятными посылами в виде фотографий, рекламных блоков и баннеров, а скрыто, зашифровано в текст, вопросы корреспондента, образ героя и его ответы на вопросы журналиста. То есть редакция придумывает красивую историю, произведение искусства, которое, на самом деле, несет в себе скрытую рекламу и поддерживает жизнеспособность издания. Поэтому сделать процентный подсчет рекламных сообщений в «Члб.Собака.ги» составляет большую сложность.
Этот факт критикуется многими исследователями и постоянными читателями, которые успели застать журнал в его «рассветные» годы и заметить колоссальные изменения, связанные с концепт-идеей журнала и его философией. П. Шнуренко вспоминает: «Теперешняя «Собака» принадлежит к породе «умного глянца». Это означает множество материалов, которые, как ни крути, все равно являются прокладками между рекламой пиджаков и туалетной воды. С годами материалы стали совсем короткими - видимо, потому что их все равно никто не читает».
В то же время реклама, которую можно заметить на страницах журнала, в силу социально-культурной ориентации издания несет позитивный характер и реализует положительный эффект, открывая для читателя ранее неизведанные области знаний и занимательные факты.
Фотография на страницах журнала «Члб.Собака.ги» реализует свои функции как в традиционном, так и скрытом типе рекламы. Первая стратегия функционирует как и в любом другом издании: информирует, вызывает эстетическое удовольствие и формирует потребительский спрос [8]. Фотопродукт скрытой рекламы призван отразить образ героя, сработать на его положительное восприятие аудиторией, вызвать доверие к этому персонажу. В таком случае, все, что близко герою: его принципы, образ мыслей, ценности, стиль жизни, привычки, особенности внешности будут приняты читателями и максимально точно воспроизведены ими в свою жизнь. В этом смысле «Члб.Собака. ги» как региональная версия федерального бренда имеет больше возможностей по сравнению с «головным» изданием. Видя на страницах журнала представителя своего края, региона, читатель преодолевает эмоциональное напряжение, связанное с дороговизной
рекламируемого товара, статусиостью представленной персоны, собственными комплексами. Так, товары или услуги, которые представляет «здешний» герой, становятся ближе аудитории и подсознательно доступнее кошельку провинциального жителя.
Обложку «Члб.Собака.ги» от случая к случаю украшает то снимок звезды российской эстрады, кино, телевидения, науки или искусства, то портрет местного гения. Дизайн-концепция издания такова, что половина визуального контента представлена фотографами «головного офиса», расположенного в Санкт-Петербурге, вторая половина - это авторские проекты челябинского издания.
В смысле художественного оформления журнал никогда не боялся яркости и авангарда. Все фото издания выполнены в цвете за исключением рубрики «Портреты», о которой будет рассказано далее, где герои всегда представлены в оттенках мягкой сепии.
Фирменная цветовая гамма издания - сочетание черного, красного и белого. Можно заметить редкое появление синего и желтого цветов в качестве акцентных элементов, привлекающих внимание читателей.
Из средств символьного выделения журнал использует прописные буквы, полужирный шрифт и нечастую буквицу. Геометрические формы нашли воплощение почти на каждой странице журнала: тонкие горизонтальные и вертикальные линии, круги, квадраты и прямоугольники призваны зонировать пространство. Курсивное оформление используется крайне редко.
Журнал «Члб.Собака.ги» имеет строгую систему рубрик, повторяющуюся из номера в номер. Причем, строго соблюдается не только порядок и наименование рубрик, но и их содержание, способ подачи информации. Открывается журнал словом издателя и словом редактора. Издатель высказывает свою точку зрения на главную тему номера, редактор раскрывает некоторые рабочие моменты в создании номера.
Как мы уже говорили, в основном в журнале пишут об интересных людях, и любая тема дается через призму человека. Мы разработали типологию героев для рубрики «Портрет» журнала «Члб.Собака.ги», которая существует в неизменном виде с первого номера журнала и стала ключевым аспектом концептуальной модели издания. Героев условно можно разделить на такие типажи, как:
• патриарх (кто-то очень маститый, заслуженный);
• актуал (харизматичный человек с самым ярким инфоповодом месяца);
• фрик (неординарная личность);
• бизнесмен (человек из бизнес-кругов, достигший больших успехов в бизнесе).
Первым идет интервью с очень популярным человеком (актером, телеведущим, певцом и т. д.), который в данный момент создает очередной информационный повод (новая книга, роль, передача и т. д.). Второе интервью - человек незаурядный и оригинальный за счет своего увлечения или профессии, но неизвестный широкой публике. Третье интервью делается с человеком, который является профессионалом высокого класса в своем деле и может поделиться своим богатым опытом в профессии. Четвертое интервью берут у человека из бизнес-кругов, который достиг больших успехов в бизнесе.
Такая разноплановость респондентов позволяет сделать вывод о том, что для журнала «Собака.ги» интерес представляют как известные, так и неизвестные люди. Главный принцип отбора - это должны быть по-настоящему интересные люди, которые могут поделиться с читателями своей активной жизненной позицией, опытом и оригинальным взглядом на жизнь. Федеральный глянец со своим лицом - так еще называют этот жур-
Далее следует широкий раздел «аперитив», в котором читателю предлагаются различные варианты проведения досуга, сообщаются последние тенденции моды. Аперитив делится на подрубрики: «must have», «кино», «мода», «место», «дизайн», «книги», «музыка», «театры», «концерты», «выставки».
Следующий крупный раздел журнала - «город». Этот раздел имеет три подрубрики: «главное», «фотопроект» и «спецпроект». «Главное» - это «свободная» рубрика и ее тема меняется из номера в номер, например, это может быть несколько интервью с новыми популярными персонажами светской жизни, внезапно ставшими популярными. «Фотопроект» - это раскрытие актуальной темы посредством большого количества фотоиллюстраций и небольших комментариев к ним. «Спецпроект» - это необычный взгляд на популярные вещи или персонажей.
Далее следуют раздел «Стиль», посвященный самому интересному из мира моды, beauty, часов и ювелирных украшений. Репортажи о светской жизни Челябинска, интерьеры городских опиньон-мейкеров, интересные работы местных дизайнеров и архитекторов, новое в урбанистике освещают разделы «Образ жизни» и «Светская хроника».
Жанровая система представляет собой использование мультимедийных вербально-ви-зуальных текстовых жанров и вариативные случаи использования интервью (информационного и аналитического), заметок (авторского текста с комментарием и подверсткой или интервью с подверсткой), репортажей с большой долей комментариев и фотоматериалов, что отсылает нас к так называемым мономедийным текстовым жанрам, активное применение которых в периодической печати во все времена отмечает доцент кафедры журналистики и массовых коммуникаций факультета журналистики ЧелГУ А. А. Морозова [5].
Выбор жанровой стратегии определяет стилистическую модель издания. «Члб.Соба-ка.ги» также ориентируется на игровую стилистическую стратегию, успешно реализуемую за счет использования неологизмов, заимствований, характерных фразеологических единиц, устойчивых выражений и, что самое важное, терминов и профессионализмов той среды, в которой живет и существует герой рубрики «Портреты».
Если персонаж является представителем какой-либо музыкальной субкультуры, то часто будут использоваться иноязычные слова, относящихся к сфере музыки, творчества и культуры. Это связано с тем, что речь героя на страницах номера должна быть воспроизведена максимально близко оригиналу. В этом заключается редакционная политика издания, кроме того, это создает доверительные отношения между читателем и героем, посредником общения которых выступает журналист, образ которого не должен быть замечен в материале. Специальная лексика будет использована также в связи с информированием аудитории о новинках киноиндустрии, музыкальной отрасли: араирока (фр. arranger - приводить в порядок, устраивать; переложение музыкального произведения), реек (англ. Remake - переделка; интерпретация произведения), хип-хоп (англ. hip-hop - ритмичный музыкальный стиль), асо (фр. chanson - песня; жанр вокальной музыки) [6]. Таким образом журнал реализует еще и просветительскую стратегию, открывая для читателя ранее неизученные области знаний.
В журнале типа lifestyle «Члб.Собака.ги» наблюдается тенденция замены отечественных лексических единиц, конструкций иностранными, что обеспечивает увеличение эффекта национального колорита («В духе made in Italia», «Ужин a la carte»), способствует популяризации иностранных слов. В тексте может одновременно даваться перевод слова, выражения: «Он тоже яркий, однако более сдержанный, глубокий и драматичный. Близкий родственник цвета navy blue (классический темно-синий)» [10].
Допускается использование иностранной лексики и без перевода: «back stage месяца», «стадия relax», «cool», «not cool», «concept store».
«ДНК» бренда делает издание узнаваемым через такие особые черты, как [7]:
• «ГЛОКАЛ» - термин, придуманный редакцией, объединяет «глобальное» и «локальное», ведь внутри каждого номера присутствует точно выверенное сочетание локального и глобального контента;
• Призма человека. Такого количества лиц и прямой речи нет ни в одном глянцевом журнале: культура и мода, гастрономия и образ жизни - везде присутствуют люди, звучит полифония голосов;
• WOW-эффект - авторский прием журнала. Ни один материал, снимок, заголовок не оставляет читателя равнодушным;
• Тандем APT и ФЭШН - задумка Анатолия Белкина издавать арт-журнал сегодня нашла выражение в «тотальном арт-подходе» ко всем темам, особенно к моде, которая составляет основное содержание журнала;
• Качество журналистики. Над каждым номером проведена работа профессионалов высокого уровня;
• «Взрослость» журнала. Аудитория - состоятельные люди в среднем 25-45 лет;
• Сексуальность. Сексуальность должна быть во всем - от главной темы, посвященной современному искусству, до фотографии патриарха в «Портретах»;
• Позитив. Позитивное восприятие реальности, темы, тексты, фото, идеи - так можно даже тяжелые темы преподнести не на минорной ноте, а на перспективной - с точки зрения решения проблемы;
• Редакционная позиция. Нет проектов ради проектов. В каждом материале видна позиция редакции - что хочет сказать читателю «Члб.Собака.ги»;
• Сбалансированность. Дозирование в масштабах как отдельной рубрики, так и всего журнала известных/неизвестных, попсовых/интеллектуальных персонажей.
Типологическая модель глянцевого журнала о моде и стиле жизни «Члб.Собака.ги» представляет собой синтез коммуникативной стратегии, направленной на просвещение, информирование и развлечение, и содержательных интенций, реализующихся в таких рубриках, как «Портреты», «Стиль», «Светская хроника», «Аператив», «Спецпроект», «Фотопроект». Контент равномерно распределяется между федеральным брендом и местным, жанровая концепция предполагает информационные и аналитические интервью, заметки в форме тандема авторского текста, подверстки и комментария, либо же в виде интервью и подверстки, а также репортажи и фотопроекты, стилистическая манера обусловлена идентичностью бренда, которая представляет такие особенности текстов издания как WOW-эффект, ироничность подачи материалов, герой в центре текста, фрагментарность, сексуальность, ГЛОКАЛ и пр.
Список литературы
1. Демидов, Н. М. Основы социологии и политологии: учеб. пособие [Текст] / Н. М. Демидов. - М. : Академия, 2004. - 208 с.
2. Ильин, В. И. Общество потребления: теоретическая модель и российская реальность [Текст] / В. И. Ильин // Мир России. - 2005. -№2,- С. 3-40.
3. Литвинов, Н. Н. Бренд-культура: завоевание расположения клиента [Текст] / Н. Н. Литвинов // Бренд-менеджмент. - 2007. -№5(36).-С.338-343.
4. Мода. Энциклопедия культурологии [Электронный ресурс]. - URL: http://dic. academic.ru/dic.nsf/enc_culture/530/%D0%9C%D0%9E%D0%94%D0%90, свободный (дата обращения 10.12.2016). - Загл. с экрана.
5. Морозова, А. А. Специфика традиционных жанров журналистики в текстах социальных сетей (на примере «ВКонтакте») [Текст] / А. А. Морозова II Вестн. Челяб. ун-та. - 2015. - №5(360). - С. 240-249.
6. Смеюха, В. В. Использование иноязычной лексики в женских журналах: функции и особенности [Текст] / В. В. Смеюха II Женщина в российском обществе. - 2013. - № 1 (66).-С. 81-95.
7. Собака.ги - Журнал о людях в Челябинске [Электронный ресурс]. - URL: http:// www.sobaka.ru/chlb, свободный (дата обращения 10.12.2016). - Загл. с экрана.
8. Сурикова, Т. И. Этические проблемы языка массовых коммуникаций: молодежные СМИ, политическая и потребительская реклама [Текст] / Т. И. Сурикова // Вестн. Моск. ун-та. Серия 10. Журналистика. - 2004. -№1.-С. 84-98.
9. Члб.Собака.ги. Медиакит 2014. - С. 10.
10. Члб.Собака.ги. - 2014. - №11 (32).-С. 39.
Немчинова Е. Ю.
КОНЦЕПТЫ СОЦИАЛЬНОЙ РЕКЛАМЫ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
Исследование проведено за счёт гранта Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских учёных
МК 7210.2016.6
Сегодня социальные сети представляют собой стремительно развивающуюся площадку для общения, передачи информации, формирования мировоззрения и ценностных установок общества. В основе социальных сетей лежит манипуляция общественным сознанием, навязывание таких установок, которые пагубно влияют на морально-этический облик общества. Однако внедрение в социальные сети социальной рекламы, призывающей граждан к гуманистическому пониманию мира, позволяет в некоторой степени предотвратить негативный эффект новых медиа. В рамках статьи мы рассмотрели основные концепты, которых придерживается социальнаяреклама,распространяемая в социальной сети «ВКонтакте».
Ключевые слова: социальные сети, социальная реклама, концепт, гуманизм, Интернет, «ВКонтакте».
Пространство социальных сетей переросло из сферы коммуникаций в информационную площадку глобального масштаба. Реальная и виртуальная жизни человека сегодня объединились в одно целое, представляя собой некий симбиоз, который, однако, не всегда приносит какую-либо пользу самому человеку. Подобное вхождение компьютерных технологий в общественную жизнь в целом и социальных сетей в частности привело к повальной информатизации общества. Одни только социальные сети трансформировались и теперь несут в себе не только заложенную в их основе рекреативную функцию, но и информационную - посредством перехода в социальные сети традиционных СМИ и созданием новых источников массовой информации; воспитательную, которая выполняется путем навязывания определенной точки зрения в различных пабликах; является инструментом общественно-политического воздействия и т.д. Так, А. А. Морозова в исследовании информационного контента социальных сетей на предмет соблюдения морально-этических норм отмечает, что «наряду с несомненными достоинствами социальных сетей и их включенностью в систему средств массовой информации, существуют и реальные проблемы, требующие пристального внимания с этической точки зрения. Это подтверждает на практике и проведенный нами мониторинг: в социальных сетях присутствуют различные виды нарушения этических норм. Они чаще всего связанны вопросами достоверности информации, воздействием на психику и поведенческие реакции аудитории, нарушением языковых норм и нарушением законодательной базы РФ и др.» [7. С. 61].
В рамках данного исследования для нас представляет интерес воспитательная функция, т. к. новые медиа предлагают потребителям объемный спектр различного рода ин-