МИХАЙЛОВ Григорий Петрович,
аспирант Российского государственного гуманитарного университета
КАРЕЛИН Владислав Михайлович,
кандидат философских наук, доцент кафедры социальной философии Российского государственного гуманитарного университета
e-mail: [email protected]
09.00.11 - социальная философия
ТОТАЛЬНАЯ ВОЙНА И ТЕРРОРИСТИЧЕСКАЯ УГРОЗА В СВЕТЕ ФУНДАМЕНТАЛЬНОЙ АНТРОПОЛОГИИ
Аннотация. В статье предложена интерпретация феномена терроризма / экстремизма в свете теории фундаментальной антропологии французского философа Рене Жирара. Становление современных форм террористической активности предстает как следствие трансформации войн, утрачивающих свои прежние институциональные основания и переходящих в формат тотальной войны. Противоборство групп, лишенное институциональных оснований, придает террористической угрозе черты непредсказуемости и не-прогнозируемости.
Ключевые слова: жертва, фундаментальная антропология, насилие, Рене Жирар, терроризм, тотальная война, экстремизм.
MIKHAILOV Grigory Petrovich,
postgraduate student, Russian state University for the Humanities
KARELIN VladislavMikhailovich,
candidate of philosophical Sciences, associate Professor of social philosophy
Russian state University for the Humanities
TOTAL WAR AND TERRORIST THREAT IN VIEW OF FUNDAMENTAL ANTHROPOLOGY
Abstract. The article proposes an interpretation of the phenomenon of terrorism / extremism through the lens of the theory of fundamental anthropology by French philosopher Renй Girard. Becoming of the modern forms of terrorist activities turns to be the consequence of transformation of wars, which lose their previous institutionalized basis and graduate to the format of total war. Confrontation of groups without institutionalized bases gives to terrorist threat some traits of unpredictability and non-forecastability.
Key word: extremism, fundamental anthropology, Renй Girard, terrorism, total war, victim, violence.
УДК - 130.122 ББК- 87
Время любой войны представляет собой время исключительное, предполагающее чрезвычайную организацию социального порядка. При этом такой порядок далеко не вненормати-вен: существуют особые правила ведения войны, находимые как в сферах стратегии и тактики, так и в области дипломатии и в повседневности, — словом, война представляет собой своеобразный социальный институт как комплекс культурно-исторически детерминированных практик. Ана-
лизируя известный трактат Карла фон Клаузевица «О войне» [1], французский философ Рене Жирар замечает, что в современном мире возможность институционального характера войны оказалась глубоко подорвана. Раскрывая вопрос развития войны в сопоставлении с собственной теорией фундаментальной антропологии, Жирар диагностирует нарастающий культурный кризис, сопряженный с неспособностью современного человечества сдерживать насилие [5].
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2017
ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ ПРАВА
Философ показывает, что миметическая конкуренция, постоянно воспроизводящаяся в человеческих отношениях, становится все более безудержной вследствие институциональных и правовых рамок [5]. Война же в значительной степени утратила институциональный порядок, регулировавшийся прежде аристократическими правилами и кодексом поведения. В то время как государства-нации попытались разрешить эту проблему самостоятельно, война имела тенденцию становиться все более экстремальной, что привело к возникновению и применению средств массового поражения, перед которыми различия между военными и гражданскими лицами сошли на нет.
Жирар ярко демонстрирует, что конкуренция и соперничество в современном мире, особенно среди национальных государств, приводит к интенсивному развитию новых форм насилия. Он приводит примеры этого на материале анализа военных противостояний последних 200 лет в Европе, особенно между Францией и Германией. Он утверждает, что соперничество национальных государств, особенно франко-германская борьба за господство в Европе, привело к началу «тотальной войны», в которой население одной страны мобилизуется ради насилия по отношению к конкурирующей стране. Для Жирара тотальная война представляет собой новый этап насилия в человеческой истории. В нем вытесняется культурная система национального государства, ранее основанная на строгой иерархии [5], где монархия и аристократия возглавляли социальное устройство, и сменяется более эгалитарной моделью всего населения.
По словам Жирара, эта мобилизация обусловлена ??началом того, что он называет «внутренним посредничеством», то есть усилением поляризации миметических желаний, где соперничество вырывается из культурных ограничений, таких, как социальные иерархии [6, с. 121]. Из-за вспышки тотальной войны — то, что Жирар называет «экстремальной эскалацией», — поляризация насилия в настоящее время происходит в планетарном масштабе, так как жертвенные архаические прак-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2017
тики, сдерживавшие насилие, больше не эффективны [7]. Для Жирара эта экстремальная эскалация жестокости предстает в эсхатологической перспективе христианской апокалиптики: насилие апокалипсиса не управляется божественным вмешательством или наказанием, но может быть интерпретировано с позиции безудержного человеческого насилия посредством миметического соперничества: «Когда жертва исчезает, все, что остается, -миметическое соперничество, и оно обостряется до предела» [5, с. 198].
По мнению Жирара, это насилие становится все более непредсказуемым, ибо оно свободно от жертвенных ограничений [5, с. 198]. Анализ Жирара касается наиболее крайних форм насилия в современном мире, обозначающих культурный кризис и деградацию предыдущих культурных институций, таких, как социальная иерархия и война, ею обусловленная и форма-тированная.Террористическое / экстремистское насилие выходит за рамки обычных государственных форм насилия, тем самым приближая начало тотальной войны в современности. Как и тоталитарные государства, мобилизованные ради тотальной войны, экстремистские религиозные группы черпают идентичность и единство через насилие. Однако эти экстремистские группы не пытаются скрыть свои жертвы, как это делают тоталитарные режимы, а совершают насилие открытым образом и зачастую напоказ, игнорируя различия между военными и гражданскими лицами (весьма иллюстративна подборка исследований по репрезентации насилия в соответствующих контекстах в двадцатом альманахе «Синий диван» [3]).
Наряду с этим изменилось и ведение самой войны, которая в настоящее время имеет тенденцию работать в двух режимах - во все более явном или скрытом режимах, например, с публичным насилием исламского государства в Ираке и Сирии. Таким образом, война становится все более нерегулируемой: она включает в себя либо неограниченные акты насилия, в которых насилие явное и безжалостно выполненное; либо отрицание своего участия в неоправданных действиях, где насилие сохра-
няет скрытый характер, который позволяет продолжать «играть» в международную политику и ограничить негативные реакции от международного сообщества. Идея «гибридной войны», хотя пока и представляющая определенную трудность для адекватной концептуализации [2, с. 80-88], также может дополнить спектр указанной проблематики.
Жирар считает появление «тотальной войны» после Наполеона поворотным моментом для миметического соперничества и насилия в современности [5]. В тотальной войне прежние договоренности о форматах взаимодействия и противостояния целенаправленно игнорируются. Они не являются больше прерогативой аристократии и ее кодексов и стратегий; скорее, война становится абсолютной, безудержной, вопреки правилам и конвенциям, которые структурировали ее как жертвенную деятельность, то есть деятельность, которая катартически выпускала миметическую напряженность контролируемым образом. На основе генеалогии терроризма Шмит-та [4] Жирар утверждает, что, в то же время, как Наполеон развязал тотальную войну, появилась и беспорядочная незаконная война как корень терроризма, поскольку партизаны стремились бороться против вторжения армий [5]. В беспорядочной войне, где различие между солдатом и гражданским человеком нивелировано, принципы войны явно нарушены, что, по словам Жирара, обеспечивает переход от войны к терроризму, в котором общая война обострилась до точки, где больше нет законных армий. С появлением тотальной и беспорядочной войны эффективность современных институтов (например, юридические системы и устроение национальных государств) находится под все большей угрозой. В то время как эти учреждения предоставили беспрецедентные уровни порядка, мира и справедливости в современном мире, они в то же время все чаще используют для контроля все большее насилие. Эта раскручивающаяся спираль самовоспроизводящегося насилия приводит к следствиям, по своему характеру контин-
гентным и трудно прогнозируемым. Современные формы терроризма в их многообразии и непредсказуемости служат ярким тому подтверждением.
Список литературы:
[1] Клаузевиц К. фон. О войне. М.: Эксмо, 2007. - 864 с.
[2] Першин Ю.Ю. «Гибридная война» как интеллектуальная провокация // Ученые записки КФУ им. В.И. Вернадского. Философия. Политология. Культурология. 2015. Том 1 (67). № 1.
[3] Синий диван: Философско-теоретичес-кий журнал. Вып. 20. / Под ред. Е. Петровской. М.: Три квадрата, 2015. - 240 с.
[4] Шмитт К. Теория партизана. М.: Прак-сис, 2007. - 301 с.
[5]Girard R. Battling to the End: Conversations with Benoit Chantre. East Lansing, MI: Michigan State University Press, 2010. - 256 p.
[6] Girard R. Deceit, Desire and the Novel: Self and Other in Literatury Structure/ Baltimore: John Hopkins University Press, 1965.
[7] Tincq H. What is Occurring Today is Mimetic Rivalry on a Planetary Scale: Rene Girard on September 11 // Le Monde. 2001. November 6 // URL: http://www.morphizm. com/politix/girard911.html.
Spisok literatury:
[1] Klauzevic K. fon. O vojne. M.: E'ksmo, 2007. - 864 s.
[2] Pershin Yu.Yu. «Gibridnaya vojna» kak intellektual'naya provokaciya // Ucheny'e zapiski KFU im. V.I. Vernadskogo. Filosofiya. Politologiya. Kul'turologiya. 2015. Tom 1 (67). № 1.
[3] Sinij divan: Filosofsko-teoreticheskij zhurnal. Vy'p. 20. / Pod red. E. Petrovskoj. M.: Tri kvadrata, 2015. - 240 s.
[4] Shmitt K. Teoriya partizana. M.: Praksis, 2007. - 301 s.
[5] Girard R. Battling to the End: Conversations with Benoit Chantre. East Lansing, MI: Michigan State University Press, 2010. - 256 p.
[6] Girard R. Deceit, Desire and the Novel: Self and Other in Literatury Structure/ Baltimore: John Hopkins University Press, 1965.
[7] Tincq H. What is Occurring Today is Mimetic Rivalry on a Planetary Scale: Rene Girard on September 11 // Le Monde. 2001. November 6 // URL: http://www.morphizm. com/politix/girard911.html.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2017