10
Известия ДГПУ, №2, 2014
Caucasian collection. Tiflis, 1897. Vol. XVIII. 11. Muhammad Tahir al-Karahi. Shine of Dagestan sabers in some Shamil's battles. Makhachkala, 1990. Part 1. 12. Muhammad Tahir al-Karahi. Three
Imams. Makhachkala, 1990. 13. Neverovsky A.A. Extermination of Avar khans in 1834, St. Petersburg, 1848. 14. Pashaeva Sh. Yu. Muhammad al-Yaragi and Caucasian Muridism. Makhachkala,
2003. 15. Pokrovsky N. I. Caucasian war and the Imamat of Shamil. M., 2009. 16. Prushanovsky K.I. Staff-captain Prushanovsky's statement trip log of the General staff. // Caucasian collection. Tiflis, 1902. Vol. XXIII.
Literatura
1. Abdurahman iz Gazikumuha. Kniga vospominanij / per. s arab. M.-S. D. Saidova. Mahachkala, 1997.
2. Bodenshtedt F. Narody Kavkaza i ih osvoboditel'nye vojny protiv russkih. Mahachkala, 1996.
3. Bushuev S. K. Bor'ba gorcev za nezavisimost' pod rukovodstvom Shamilja. M.-L. : Izd-vo AN SSSR,
1939. 4. Gadzhi-Ali. Skazanie ochevidca o Shamile / Sost. i red. V. Gadzhiev. Mahachkala. 1995.
5. Gamzat-bek - vtoroj imam // Kavkazskij sbornik. Tiflis, 1911. T. 31. 6. Genichutlinskij Hajdarbek. Istoriko-biograficheskie i istoricheskie ocherki. Mahachkala, 1992. 7. Zisserman A. Svidanie generala Kljuki fon Kljugenau s Shamilem v 1837 g. // Kavkaz. 1861. № 87. 8. Ibragimov M.-N. A. Musa
Balahanskij. Mahachkala, 2009. 9. Kazem-Bek M. Muridizm i Shamil' // Russkoe slovo. 1859. № 12. 10. Kublickij P. Vojna na Vostochnom Kavkaze s 1824 po 1834 g. v svjazi s mjuridizmom // Kavkazskij sbornik. Tiflis, 1897. T. XVIII. 11. Muhammad Tahir al-Karahi. Blesk dagestanskih shashek v neko-
toryh shamilevskih bitvah. Mahachkala, 1990. Ch. 1. 12. Muhammad Tahir al-Karahi. Tri imama. Mahachkala, 1990. 13. Neverovskij A. A. Istreblenie avarskih hanov v 1834 g. SPb., 1848.
14. Pashaeva Sh. Ju. Muhammad al-Jaragi i kavkazskij mjuridizm. Mahachkala, 2003. 15. Pokrovskij
N. I. Kavkazskie vojny i imamat Shamilja. M., 2009; Bliev M. M. Rossija i gorcy Bol'shogo Kavkaza. Na puti k civilizacii. M., 2004. 16. Prushanovskij K.I. Vypiska iz putevogo zhurnala General'nogo shtaba shtabs-kapitana Prushanovskogo // Kavkazskij sbornik. Tiflis, 1902. T. XXIII.
Статья поступила в редакцию 12.03.2014 г.
УДК 94(470.67)
ТОРГОВЫЕ СВЯЗИ И ПЕРВЫЕ ЗАЧАТКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У НАРОДОВ ЗАПАДНОГО ДАГЕСТАНА В XVIII -
ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВВ.
THE TRADE RELATIONS AND THE FIRST BUSINESS UNDERTAKINGS AMONG THE WESTERN
DAGESTAN PEOPLES IN THE 18th - THE BEGINNING OF THE 19th CC.
© 2014 Магомедова Р. М., Ибрагимова Ш. З.
Дагестанский государственный педагогический университет
© 2014 Magomedova R. M., Ibragimova Sh. K.
Dagestan State Pedagogical University
Резюме. Статья посвящена изучению торговых связей и началу развития предпринимательства как одного из необходимых условий экономического прогресса горцев Западного Дагестана. Особое внимание в статье уделяется основным направлениям развития торговли: Закавказье, Чечня и Внутренний Дагестан.
Общественные и гуманитарные науки
11
Abstract. The article deals with the trade relations and the first business undertakings as one of the necessary conditions for the Western Dagestan mountaineers’ economic progress. The author pays the particular attention to the main areas of the trade development: the Caucasus, Chechnya and Inner Dagestan.
Rezjume. Stat’ja posvjashhena izucheniju torgovyh svjazej i nachalu razvitija predprinimatel’stva kak odnogo iz neobhodimyh uslovij jekonomicheskogo progressa gorcev Zapadnogo Dagestana. Osoboe vni-manie v stat’e udeljaetsja osnovnym napravlenijam razvitija torgovli: Zakavkaz'e, Chechnja i Vnutrennij Dagestan.
Ключевые слова: Западный Дагестан, Грузия, Чечня, торговля, кустарные изделия, промыслы, хлеб, соль, бурки, шали.
Keywords: Western Dagestan, Georgia, Chechnya, trade, handicrafts, crafts, bread, salt, felts, shawls.
Kljuchevye slova: Zapadnyj Dagestan, Gruzija, Chechnja, torgovlja, kustarnye izdelija, promysly, hleb, sol', burki, shali.
Торговля призвана балансировать производственную и потребительскую сферу общества, когда путем продажи и обмена товара компенсируется недостаток материальных благ. Естественно, что отдельный регион в силу ряда причин и обусловленностей не в состоянии в одинаковой степени производить разную продукцию одинакового качества, в связи с чем наблюдается региональная хозяйственно-экономическая специализация, а компенсация недостающей или дефицитной продукции осуществляется путем торговых обменов. Торговля имеет место везде, где есть общественное разделение труда, и обусловлена она тем, что один вид производства не в состоянии удовлетворить насущные потребности общества. Поэтому даже самый эффективный вид производства нуждается в совершенствовании, чтобы придать процессу товарный характер, ибо только посредством товарообмена можно компенсировать потребности в недостающих видах продуктов.
В горах Дагестана, хотя скотоводство и земледелие представляли собой профилирующий вид хозяйства, но трудно было обеспечить местное население достаточными материальными ресурсами, а общественный прогресс обусловливал удовлетворение соответствующих потребностей. Поэтому в Дагестане исторически наблюдалась масштабная локальная специализация по промыслам. «Многие селения Дагестана даже и теперь ведут значительные промыслы. В ауле Кубачи, например, - знаменитые серебряники; общество Кель (келебцы. -Р. М.) славится своими тонкими шалями; все вообще казикумухцы известны как превосходные слесари, лудильщики, серебряники, оружейники, седельники и проч. Целые аулы торгуют бурками,
башлыками, хуржинами, перевозя их вьюками в Кахетию и оттуда через Гам-боры - в Тифлис. Искусными садоводами кишат все нижние долины Дагестана. Коровье масло в больших количествах сбывается с гор на равнины» [7. C. 570]. Популярным в производстве шалей в Западном Дагестане был Келебский союз обществ.
Товарный характер производства шалей и другого товара предусматривал наличие рынков сбыта, и в этом отношении соседняя Грузия была традиционным местом реализации определенного вида товара для горцев Дагестана. Торговля с Грузией была обусловлена, во-первых, близостью к этим рынкам, и, во-вторых, тем, что Грузия в обмен на шерстяные изделия и скотоводческую продукцию обеспечивала горцев более дешевыми и необходимыми для хозяйства товарами [14. C. 38].
К тому же традиционные торговоэкономические отношения жителей Антль-Ратля с соседней Грузией, в значительной степени обусловленные перегонным скотоводством, создавали предпосылки для торговых отношений. Значительную часть времени года жители Антль-Ратля проводили в Кахетии, а в последующем здесь сложились поселения, основанные горцами-переселен-цами, что является свидетельством устойчивости отношений народов Западного Дагестана с грузинами. В середине XIX в. горцами Дагестана на территории Грузии (Кварельском округе) были основаны три селения: Тебельдшохи, Аре-ши и Тиви [4. C. 38].
Связи были настолько прочными, что, например, жители Анцухо-Капучинского участка, спускаясь на восемь-девять месяцев в Кахетию, «жили все время совершенно отдельно от ту-
12
Известия ДГПУ, №2, 2014
земцев, целыми обществами..., где многие из них имели постоянные свои дома .и даже мечеть» [13. Л. 1].
В основе торговых отношений горцев с грузинами в традиционном прошлом была продукция овцеводства, о чем может свидетельствовать выдержка из описания И. Норденстама: «Овцеводство составляет главную отрасль хозяйства и промышленности антк-ратльских лезгин. Овец и коз они имеют в весьма значительном числе.
Избытки свои они частию продают в Кахетии, Джарской и Белоканской области на чистые деньги и там покупают красный товар, соль, железо и пр., а большею частию променяют оные в Аварии и во владениях Аслан-хана на хлеб, соль, бурки, оружие и другие потребности» [8. C. 325].
Из-за большого дефицита в горских обществах продукции земледелия из Грузии сюда привозили зерно, кукурузу, соль, медь, парчу и т. д. Грузия, в свою очередь, из горских обществ взамен получала андийские бурки, шали, конские уборы, металлические изделия, холодное оружие, известное в Грузии под названием «лекури» [11. C. 49], а также - продукцию животноводства (сыры, масло, кожи). Жители Западного Дагестана, в основном чамалинцы, тяготели к рынкам Чечни и вывозили в чеченские селения шерстяные мешки, хурджины, паласы.
Сельские общины Анцуха, Капучи, Дидо экономически также тяготели к основным хозяйственным провинциям Восточной Грузии - Шида-Кахети и Ши-да-Картли. Анцухо-капучинцы сбывали в Кахетии домотканое сукно, паласы, продукты животноводства. Главной статьей торговли дагестанцев с Грузией являлся хлеб [6. C. 119]. То есть, основным промысловым товаром горцев была продукция скотоводства, которую они у грузин обменивали на хлеб.
Как следует из приведенных источников и как было выше отмечено, торговля исследуемых народов наряду с Грузией распространялась также на Внутренний Дагестан, где их представители в обмен на продукцию овцеводства получали у себя дефицитные хлеб, соль, бурки, оружие. Тем самым народы Западного Дагестана втягивались в рыночные отношения, которые являлись качественно новым этапом социально-экономических отношений. Рыночные отношения способствовали преодолению натурального
характера производственных отношений, стимулировали товарное производство с соответствующим рынку количеством и качеством.
О крайней необходимости торговых отношений с Грузией свидетельствует тот факт, что в начале XIX века, после присоединения Грузии к России, создались некоторые затруднения в сообщении между Грузией и Нагорным Дагестаном. В связи с этим в 1812-1813 годах ряд дагестанских вольных обществ обратился к русскому командованию с просьбой разрешить въезд в Грузию и другие места Закавказья с торговыми целями. Генерал Ртищев 30 июня 1812 году писал Ансалтинскому обществу: «Просьбу вашу о дозволении вам беспрепятственно ездить в Грузию по торговым делам я получил., я охотно позволю вам отправлять в Грузию ваши купеческие караваны...» [1. C. 614]. С просьбой «пропускать» аваров в Грузию «для исправления торговых надобностей» обратился к генералу Ртищеву Султан Ахмед-хан» [1. C. 610].
Торговые связи горцев не только с Грузией, но с Закавказьем в целом часто зависели от политического климата, что чаще наблюдалось после вхождения Грузии в состав России. В качестве одной из мер наказания, что имело целью покорение горцев, им часто запрещалось ездить по торговым делам в Грузию. Случай такого запрета имел место в 1821 г. в отношении дидойцев, что наносило большой вред их хозяйственному состоянию. Об этом они написали царскому командованию на Кавказе следующее: «Доносим вам о том, что мы в таком унынии, как голубь унывает при удалении детей, так как воспрещено караванам нашим ездить туда без всякой со стороны нашей вины...», что грузины и они, «как спина и брюхо» и просили сохранить добрососедские отношения, как сохраняли их предки [10. C. 16].
И еще одно важное свидетельство об актуальности торгового обмена горцами Дагестана с грузинами, которое также не давало экономически замыкаться первым. Так, командир отдельного Кавказского корпуса гр. Паскевич в своем донесении от 13 сентября 1828 г. министру гр. Нессельроде писал: «Аварцы, будучи народом бедным, терпящим нужду в самых первых потребностях жизни, и будучи окружены подобно им бедными соседями, не могут доставать необходимые для
Общественные и гуманитарные науки •••
себя вещи иначе как в областях наших и между народами, нам подвластными, обменивая иные на некоторые собственные произведения; без такого обмена и без торговли в наших владениях аварцы существовать не могут» [1. C. 609].
Итак, существенное влияние на экономическое развитие аварских вольных обществ Западного региона оказывали торговые и иные связи их с Закавказьем. «Напрасно полагают, что в прошлом Дагестан находился в постоянной вражде с Закавказьем и из него совершались на Грузию и Азербайджан одни только грабительские набеги. В противоположность этому ошибочному взгляду мы выдвигаем следующий тезис: Дагестан постоянно поддерживал с Закавказьем тесные экономические отношения, и нарушения их вызывали большие затруднения в положении всего населения пограничных с Грузией и Азербайджаном районов Дагестана. Поэтому нарушать исторически сложившиеся экономические связи с Закавказьем не всегда было в интересах дагестанского крестьянского населения» [5. C. 40].
Наряду с тем, что горцы нуждались в торговле на стороне, не меньшая нужда в торговом обороте была внутри горских обществ. Практика показывает, что промысловые центры часто становились рынками, где торговля приобретала широкий размах, причем и не только на основе местной продукции, но и привозной. Таким промысловым и рыночным центром в XVIII - начале XIX вв. являлось селение Анди, о котором в источниках сохранилось достаточно сведений. О масштабах торговли, характере и ассортименте реализуемого товара в Анди позволяют судить сведения русского офицера Н. Дубровина: «В Андии считалось девять селений, из которых главное -того же имени еще в недалеком прошлом и именно в начале настоящего столетия было большим торговым рынком, куда приезжал свободно каждый торгующий и даже мог поселиться там на жительство до тех пор, пока пожелает.
В Андии производился значительный торг лошадьми и оружием, привозимым из общества Кубачи, из Персии и Турции. Главнейший же торг, от которого богатело Анди, был торг людьми, пленными, которых приводили туда чеченцы и прочие дагестанцы. Здесь шла точно такая же торговля невольниками, как и в
13
знаменитом кумыкском ауле Эндери» [2. C. 501].
Предпринимательство в Анди и Карата не было частным случаем в горах, наряду с ними в одном округе был Келеб-ский союз обществ, о котором Е. Марков писал, что «селения Кельского общества славятся в горах лучшими лезгинскими сукнами (шали); женщины их удивительно искусные ткачихи и за зиму продают сотканных ими шалей не менее как рублей на 60 каждая хозяйка; кусок шали обыкновенно стоит здесь рублей десять. Шали эти идут в Грузию и Кахетию. ... Самые знаменитые кельские ткачихи считаются в ауле Ругильде» [7. C. 491].
Примечательной особенностью для Дагестана, особенно западных его регионов в XVIII в., была политическая раздробленность, которая оказывала негативное влияние на многие сферы жизни местного населения, в том числе - на торговлю.
Итак, горный Дагестан в XVIII веке характеризуется тем, что в социальноэкономических отношениях горцев происходят позитивные сдвиги, обусловленные развитием товарно-денежных отношений, а также - ростом общественного разделения труда (развитие ремесла) и торговли. Эти изменения в свою очередь обусловили развитие производительных сил внутри страны и усилили связи Дагестана с окружающими его народами и тем самым затронули хозяйство горцев, которое веками носило натуральный характер. «Устанавливаются связи между Россией и Дагестаном с конца XVII века и продолжаются на протяжении всего XVIII века: был и такой период в истории народов Дагестана, когда они вошли в состав России (с 1722 по 1735 годы) и были в той или иной степени втянуты в общероссийские экономические связи» [5. C. 383].
Как и следовало ожидать, развитие торговых отношений в Дагестане первоначально носило меновый характер, что было обусловлено отсутствием единого централизованного политического объединения. В качестве общего эквивалента при обмене выступали бараны, котлы, зерно, шерсть. «Основным мерилом стоимости в Аварии были овцы и медь в слитках. Денежное обращение, видимо, почти отсутствовало, хотя в кодексе изредка и упоминается о дирхемах» [12. C. 140].
14
Известия ДГПУ, №2, 2014
Однако наряду с меновой торговлей среди горцев Дагестана, в том числе и западного региона, в XIX в. в качестве эквивалента товара использовались иностранные монеты, о чем свидетельствуют названия употребляемых монет различного номинала как, например, «шагьи» (пять коп.), «г1абаси» (20 коп.), «гъурущ» (один руб.), «тумен» (десять руб.). Номинация этих единиц большей частью носит персидское происхождение и свидетельствует о длительных и устойчивых традициях персидских торговцев в Дагестане. Из серебра используемыми монетами в горах были полуимпериалы, голландские червонцы и грузинские три-дцатикопейки. Наряду с этими, начиная с XVIII в., все большее распространение в товарообороте горцев получают российские серебряные монеты.
Однако надо признать, что денег в XVIII в. в рыночном обороте было в недостаточном количестве и меновый характер товарооборота был доминирующим.
Деньгами служили крупный рогатый скот и медные котлы. Ценность предмета определялась применительно к стоимости быка, коровы, овцы или весу медного котла. Ценность предмета определялась также применительно к шерстяной ткани, мерке зерна. Имеющиеся источники отводят при обмене первое место скоту. Это и понятно, если учесть, что скотоводство было главным источником пропитания населения вольных обществ» [5. C. 42].
Развитие кустарных промыслов и ремесел в горном Дагестане вообще и у западных жителей в частности было непосредственно связано с расширением торговли, появлением торговцев-скуп-щиков. С XVIII в. берет начало процесс зарождения предпринимателей, темпы которого были адекватны развитию торговли. По сведениям Н. Дубровина, если раньше этой деятельностью занимались евреи и армяне, то «пример и выгоды от подобного промысла заставляют в настоящее время и некоторых туземцев взяться за то же дело, оставив свой взгляд на занятие торговлею как на дело постыдное. Такие лица отправляются в Кубу, Дербент, Шемаху и привозят оттуда: ситец, платки, бязь, бумажные одеяла и прочее и продают их односельцам, получая за то прибыль около 25%» [2. C. 514].
Здесь речь не идет о масштабном явлении, тем более применительно к гор-
цам Западного Дагестана; скорее относительно XVIII - начала XIX века следует говорить о зарождении здесь предпринимательства. Даже такое зачаточное его состояние было существенным прогрессом с учетом того, что торговля затрагивала основы патриархальных производственных отношений горцев изучаемого региона.
Итак, наряду с развитием товарных отношений в отдельных обществах горцев начались процессы складывания прослойки торговцев-предпринимате-лей, которые регулировали рыночные отношения.
Примечательной особенностью для союзов обществ Западного региона является то, что они представляли собой транзитную зону для горцев Внутреннего Дагестана, по которой проходили торговые пути. Дагестан с Грузией связывали множество путей, но самые короткие и удобные пути сообщения проходили перевалами Главного Кавказского хребта, которые, однако, в продолжительный зимний период становились непроходимыми. Основные из этих путей проходили по маршрутам: Анди - Ботлих - Цумада -Эчеда - Н. Хваршины - В. Хваршины -Цихалах - Хушет - Дикло - Омало и далее, а также: Хунзах - Ботлих - Цумада -Хушет - уроч. Чере-Дикло - аул Чигла-тура - Сабус и перевал Сабкинос-геле-Ахмета [3. C. 276-278]. Эти торговые пути, связывавшие горцев Внутреннего Дагестана с Грузией, проходили по территории союза обществ Ункратль и, естественно, оказывали стимулирующее влияние на развитие торговли горцев Западного Дагестана. Информаторы старшего поколения отмечают, что путь от с. Беж-ты до Грузии на лошади можно было преодолеть за период с раннего утра до обеденного намаза, там были кунаки, у которых останавливались на ночь [10].
Едва ли не главную роль для развития торговли наряду с торговыми путями играл транспорт. Это было обусловлено тем, что вьючно-верховой транспорт занимал важное место в жизни исследуемых народов. Основным средством для верховой езды служили лошади, а для перевозки грузов использовались ослы и мулы. В качестве тары использовали специальные седла, матерчатые сумки, хурджины (переметные сумки горцев), сапетки из прутьев, мешки, в которые нагружали товар во время длительных поездок.
Общественные и гуманитарные науки •••
Колесные дороги отсутствовали, так как рельеф местности не позволял их прокладку на далекие расстояния, и поэтому пользовались узкими горными тропами, удобными только для верховой езды или пеших переходов. Со многими населенными пунктами союза обществ Ункратль верховое сообщение прекращалось с наступлением зимы. Поэтому самой главной проблемой, тормозившей торгово-экономический прогресс горцев, было отсутствие дорог. С учетом этого фактора Е. Марков писал, что «дороги оживят и широко разовьют все эти старые источники дохода горцев и создадут множество новых. Дорога сделает возможным хозяйство и торговлю, заставит скорее всего бросить ружье и кинжал» [7.
C. 570].
При общей положительной тенденции торгового оборота консервативный характер сельского хозяйства при господстве патриархальных производственных отношений являлся серьезным тормозом для развития внутреннего и внешнего рынка в горах Дагестана. Рынком сбыта товара часто служил мелкий сельский базар и в, лучшем случае, базар районного масштаба.
Торгово-экономические отношения непременно сопровождались культурными взаимовлияниями, которые прослеживаются в разных областях, в том числе - в архитектурном стиле жилищного строительства (например, трехэтажные жилища у бежтинцев), в устном народном творчестве, в предметах материально-бытовой культуры и т. д. Наглядным тому свидетельством является то, что на бежтинском диалекте андо-цезской группы языков и на грузинском языке наблюдается более 175 терминов, имеющих семантическое сходство [10].
Резюмируя вышесказанное, следует отметить, что торговля была необходимым условием и насущной потребно-
15
стью для экономического развития горцев Западного Дагестана, как и для других жителей гор. Она подрывала натуральное хозяйство, выводила область из замкнутости и обращала ее в зону экономического пространства Кавказа. Основной вектор торговли горцев был направлен в сторону Закавказья, Грузии.
Территория Западного Дагестана являлась транзитной зоной, через которую горцы других союзов обществ и Аварского ханства вели торговлю с Грузией и его провинциями - Кахетией и Тушетией.
Основной продукцией, ввозимой из Грузии, для горцев был хлеб, а туда вывозилась продукция овцеводства - шали, бурки и т. д. Усиление рыночных отношений как повсеместно в Дагестане, так и у исследуемых народов стимулировало социальную дифференциацию: в обществах горцев происходило выделение прослойки предпринимателей. Другим вектором развития торговых отношений для горцев Западного Дагестана (в основном чамалинцев) была соседняя Чечня.
Торгово-экономические отношения нередко переходили в куначеские, которые складывались у народов Западного Дагестана с соседними тушинами, грузинами, чеченцами. Куначеские отношения способствовали также взаимообмену в производственной сфере, когда происходил обмен трудовыми навыками, культурными ценностями, посредством чего происходило взаимообогащение культур. В этой связи наглядным будет тот факт, что в языках андо-цезских народов закрепились 175 терминов грузинского происхождения. Эти термины в основном представляют собой номинации бытового, а также торгово-экономического характера.
В XVIII веке закладывались основы рыночных отношений в области, которые дали свои положительные результаты только во второй половине XIX века.
Литература
1. АКАК Т. 7. 2. Дубровин Н. История войны и владычества русских на Кавказе. Очерк Кавказа и народов его населяющих. Книга 1. СПб., 1871. 3. История Дагестана. В 4-х томах. Т. 1. М., 1968. 4. Карпов Ю. Ю., Капустина Е. Л. Горцы после гор. Миграционные процессы в Дагестане в XX - начале XXI вв.: их социальные и этнокультурные последствия и перспективы. СПб., 2011.
5. Магомедов Р. М. Общественно-экономический и политический строй Дагестана в XVIII - в начале XM вв. Махачкала, 1957. 6. Магомедова Р. М. Капучинский союз сельских общин в XVIII -XIX вв. Административное устройство и нормативно-правовая культура. Махачкала, 2011. 7. Марков Е. Л. Очерки Кавказа. СПб., М., 1887. 8. Норденстам И. И. Описание Антль-Ратля. 1832 г. //История, география и этнография Дагестана XVIII-XIX вв., М., 1958. 9. Письмо Дидой-ского общества к генералу С. от июня 1821 г. // АКАК. Т. 6. Ч. II. 10. Полевой материал собранный 21 июня 2013 года в с.Бежта Цунтинского района. Информатор Арадахова Патимат Муса-
16
Известия ДГПУ, №2, 2014
евна 1953 года рождения. 11. Умаханов М.-С. К. Взаимоотношения народов Дагестана и Закавказья в период борьбы с сефевидской агрессией в XVII в. // Из истории взаимоотношений Дагестана с Россией и с народами Кавказа. Махачкала, 1982. 12. Хашаев Х.-М. О. Занятия населения Дагестана в XIX в. Махачкала, 1959. 13. ЦГА РД Ф. 2. Оп. 3. Д. 89. Л. 1. 14. Магомедов Д. М. Из истории экономических и политических взаимоотношений Западного Дагестана с Грузией // Из истории взаимоотношений Дагестана с Россией и с народами Кавказа. Махачкала, 1982.
References
1. Acts of Caucasian Archaeological Commission. V. 7. 2. Dubrovin N. The history of war and Russian rule in the Caucasus. Essay about Caucasus and peoples inhabiting it. Book 1. St. Petersburg. 1871. 3. History of Dagestan. In 4 volumes. V. 1. M., 1968. 4. Karpov Yu. Yu., Kapustina E. L.
Highlanders after the mountains. Migration processes in Dagestan in the 20th - early 21st СС: Their social and ethno-cultural implications and prospects. SPb., 2011. 5. Magomedov R. M. Socio-
economic and political system of Dagestan in the 18th-the beginning of the 19th centuries. Makhachkala, 1957. 6. Magomedov R. M. Kapuchi Union of rural communities in the 18-19th СС. Administrative structure and regulatory legal culture. Makhachkala, 2011. 7. Markov E. L. Essays
about Caucasus. SPb., M., 1887. 8. Nordenstam I. I. The description of Antl-Ratl. The year of 1832. // History, geography and ethnography of Dagestan of 18-19th cc. M., 1958. 9. The letter of Didoy society to the General S. from June 1821 // ACAC. V. 6. Part. II. 10. Field material in June, 21, 2013 in the village of Bezhta, Tsunta district. The informant was Aradakhova Patimat Musaevna, born in 1953. 11. Umakhanov M-S. K. Relations between the Dagestan and the Transcaucasian peoples
during the struggle with the Safavid aggression in the 17th century // The history of relations between Dagestan and Russia and Transcaucasian peoples. Makhachkala, 1982. 12. Khashaev Kh.-M.O. Crafts of Dagestan the population in the 19th С., Makhachkala, 1959. 13. CSA RD F. 2. Op. 3. D. 89. L. 1. 14. Magomedov D. M. The history of economic and political relations of Western Dagestan with Georgia // The history of relations of Dagestan with Russia and with the peoples of the Caucasus. Makhachkala, 1982.
Literatura
I. AKAK T. 7. 2. Dubrovin N. Istorija vojny i vladychestva russkih na Kavkaze. Ocherk Kavkaza i
narodov ego naseljajushhih. Kniga 1. SPb., 1871. 3. Istorija Dagestana. V 4-h tomah. T. 1. M.,
1968. 4. Karpov Ju. Ju., Kapustina E. L. Gorcy posle gor. Migracionnye processy v Dagestane v XX -nachale XXI vv.: ih social'nye i jetnokul'turnye posledstvija i perspektivy. SPb., 2011. 5. Magomedov R. M. Obshhestvenno-jekonomicheskij i politicheskij stroj Dagestana v XVIII - v nachale XIH vv. Ma-hachkala, 1957. 6. Magomedova R. M. Kapuchinskij sojuz sel'skih obshhin v XVIII - XIX vv. Adminis-trativnoe ustrojstvo i normativno-pravovaja kul'tura. Mahachkala, 2011. 7. Markov E. L. Ocherki
Kavkaza. SPb., M., 1887. 8. Nordenstam I. I. Opisanie Antl'-Ratlja. 1832 g. //Istorija, geografija i
jetnografija Dagestana XVIII-XIX vv., M., 1958. 9. Pis'mo Didojskogo ob-shhestva k generalu S. ot ijunja 1821 g. // AKAK. T. 6. Ch. II. 10. Polevoj material sobrannyj v 21 ijunja. 2013 goda v s Bezhta Cuntinskogo rajona. Informator Aradahova Patimat Musaevna 1953 goda rozhdenija.
II. Umahanov M.-S. K. Vzaimootnoshenija narodov Dagestana i Zakavkaz'ja v period bor'by s se-
fevidskoj agressiej v XVII v. // Iz istorii vzaimootnoshenij Dagestana s Ros-siej i s narodami Kavkaza. Mahachkala, 1982. 12. Hashaev H.-M. O. Zanjatija naselenija Dagestana v XIX v. Mahachkala,
1959. 13. CGA RD F. 2. Op. 3. D. 89. L. 1. 14. Magomedov D. M. Iz istorii jekonomicheskih i poli-ticheskih vzaimootnoshenij Zapadnogo Dagestana s Gruziej // Iz istorii vzaimootnoshenij Dagestana s Rossiej i s narodami Kavkaza. Mahachkala, 1982.
Статья поступила в редакцию 26.02.2014 г.