Продукты расслоения
Рейтинг цен продуктов в сетевых супермаркетах на 11 января 2010 года (предыдущее исследование проводилось в июле 2009 года) наглядно демонстрирует углубляющееся расслоение российского общества. Вслед за уменьшением доходов населения снижают цены ретейлеры, работающие в низком ценовом сегменте. Магазины, удовлетворяющие потребности богатых покупателей, наоборот, увеличивают расценки.
Анна
ТИХОМИРОВА
Цены в «Ашане» самые выгодные для покупателей.
По информации Росстата, инфляция в России в 2009 году составила 8,8%, это — исторический минимум с 1991 года. Что касается продовольственных товаров, то они подорожали всего на 6,1%. Незначительная цифра — результат высокой инфляции 2008 года (13,3%): после скачка цен дальнейшее их повышение было не столь резким. Кроме того, снизилось потребление в самых бедных слоях населения, и ретейлеры были вынуждены расширить ассортимент наиболее дешевых продуктов.
В декабре 2009 года по сравнению с тем же периодом 2008-го яйца подешевели на 15%, подсолнечное мас-
ло — на 19,4%, овощи и фрукты — на 4,5%. Вместе с тем, рыба подорожала более чем на 11%, алкоголь — на 8,5%, сахар-песок — на целых 42,2%.
По прогнозам Минфина, за 2010 год инфляция может составить 6,5-7,5%, то есть показатель снизится. Произойдет это в том числе благодаря падению цен на зерно урожая 2009 года, а также импортозамещению. Министр сельского хозяйства РФ Елена Скрынник заявила, что по итогам 2009 года импорт мяса птицы и свинины уже сократился на 30%, составив четверть (2,5 млн. т) от общего потребления данных продуктов в стране.
Однако в первые 11 дней 2010 года потребительские цены в России увеличились на 0,7%, тогда как за весь декабрь 2009 года — на 0,4% (данные Росстата).
Дорогой дешевый Ашан
В Москве, как не в одном другом городе страны, существует дифференциация между различными категориями потребителей, и соответственно, ретейлерами, удовлетворяющими их запросы. Отсюда огромный разброс цен между категориями «самых дешевых» и «дорогих» супермаркетов. Разница между потребительской тележкой в самом дорогом и самом дешевом магазинах в январе 2010 года составила 1779 руб. А стоимость тележки за год у лидера рейтинга (с наиболее низкой ценой) уменьшилась на 18,8%, зато в самом дорогом — увеличилась на 26,5%.
г/л
EAST NEWS
Самым дешевым магазином в Москве оказался французский «Ашан» с потребительской тележкой в 860,6 руб. В опросе компании «Комкон» 78% респондентов ответили, что в «Ашане» самые выгодные цены. Здесь наиболее дешевые: хлеб, картофель, пиво, минеральная вода, печенье. В 2009 году «Ашан» получил звание «Любимого бренда» в исследованиях компании Online Market Intelligence.
Прошлогодний лидер по дороговизне — сеть Carrefour, сбросив цены на 24% и сократив ассортимент, ныне переместилась в раздел «самых дешевых» супермаркетов. Более того, участие в рейтинге журнала для компании будет, скорее всего, последним. Осенью 2009 года руководство Carrefour объявило о продаже российского бизнеса и выходе с рынка в связи «с отсутствием достаточных перспектив органического роста и возможностей для поглощений в краткосрочной и долгосрочной перспективе». По мнению аналитиков, за каждый гипермаркет Carrefour может выручить 7-10 млн. евро. Сейчас в России работают два гипермаркета этой сети — в Москве и Краснодаре. Однако уже в январе 2010 года, так и не найдя покупателей на свои магазины в московском ТЦ «Филион» и краснодарской «Галактике», французский ретейлер Carrefour принял решение об их закрытии 15 февраля.
В общем и целом категория «дешевых» магазинов сократилась — в ней осталось всего четыре представителя, три из которых («Дикси», «Авоська», «Карусель» (бывший «Перекресток») опустили цены за период с июля 2009 года по январь 2010-го в среднем на 4,3%. Ретейлеры из этой категории намерены активно развиваться в нынешнем году. Например, «Дикси групп» планирует увеличить розничную сеть одноименных магазинов на 100 торговых точек, инвестировав в проект около 3 млрд. рублей.
НОВЫЙ ПЕРЕДЕЛ
Анализ цен на некоторые товары в московских торговых сетях на 10 января 2010 года
СЕТЬ / АДРЕС МАГАЗИНА
Ю СО СО ^ О H CD H X 0) X Ю ci O" CD m rr o" О
•н 3 •н CZ ц" •н 3 со •н •н ю ^ O. С s CD m о ^ m CD с CD CN YH ci CN •H ID <JD CD О Ю •H X СО H d 0 1 ю ci II X tH о ^ se n x СО Ф CÛ § № g ta ta я ^ о >S о * ^ {уса д. 32
Ф о X §1 Ф о О cd Q.& S! ГС э X Ф я S S n oS о g 3 m P s CD X S _ 5 * * £ * О ci ГО я S x CÛ 1- 2 S * Lrn ф <0 s * о s d Ф от О о nr m X о О S CD acoco 1— • ^ Q. S о >S t О x s® л £ о 4 К ^ s & ^ «s Sâ Eï <og R g О го о ^ О 5 СО я g
Т о (В э ш ы и; аз < >S Hi «& О § s! Я m S £ О Э ii со s < SI Б - ■o il о 1 2 CQ • a« ® W Ф Й 5 CD ■Sf 4) з is см 5 Б и о ^ н ^ О Î * g VQ П §
<о - ч CD О LÛ 5C&>; S £ OS ай,^ <5
К СТОИМОСТИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ ТЕЛЕЖКИ ПО ЦЕНАМ ПРОШЛОГО КВАРТАЛА, %
1- rH N m о 00 0> TH m «i (0 m (0 IO
0» e> cf IO «5 ri 09 IO cf ni ni oo
о 00 о 0> 0> о 0> o> о о о « H H (0 «
H H H H H H H H H H H H
ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ ТЕЛЕЖКА, РУБ.
Батон, сливочное масло 200 г, подсолнечное масло 1 л, молоко 3,2% 1 л, сосиски 1 кг, говядина 1 кг, картофель 1 кг, водка 0,5 л, пиво светлое 0,5 л, кофе растворимый 100 г, сырокопченая колбаса 1 кг, сок апельсиновый 100% 1 л, вода минеральная негазированная 1 л, печенье 126-130 г, лимоны 1 кг.
\ РЕАЛЬНЫЙ СЕКТОР \
ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / № 2 (94) 2010 41
Мониторинг цен в супермаркетах, расположенных в московских и региональных «спальных» районах, проводился в первой декаде января 2010 года корреспондентами журнала «Прямые инвестиции».
Но самые масштабные инвестиции на 2010 год намечены в «Магните»: компания собирается потратить около $1 млрд. на открытие до 30 гипермаркетов и 450-550 магазинов формата «у дома».
X5 Retail Group предположительно вложит 18 млрд. руб. в создание 200-250 дискаунтеров, 10 гипермаркетов и 15 супермаркетов. Крупнейшей сделкой на рынке стала покупка в ноябре прошлого года X5 сети супермаркетов «Патэрсон» (принадлежала холдингу Corplnvest Inc., которым владеют Константин и Алексей Мауергаузы), объединяющей 82 магазина в Москве, Петербурге и крупных городах РФ. X5 заплатила за 100% «Патэрсона» $189,5 млн. и взяла на себя $85 млн. его долга. В 2010 году начнется переформатирование магазинов этой сети. В компании заявили, что в «Перекрестки» превратятся около 50 супермаркетов этой сети, остальные станут «Пятерочками». Так что и «Патэрсон» покинет наш рейтинг. Но в целом 2009 год оказался довольно бедным на слияния и поглощения. Покупатели большей частью безуспешно ожидали «дна» — минимальной цены продажи активов, а продавцы изо всех сил держали оборону.
В категорию «средних» по ценам супермаркетов переместился прошлый лидер рейтинга среди «очень дешевых» магазинов — компания Billa. Здесь цены на продукты питания из нашей корзины увеличились за последнее полугодие на 35,3%. Больше всего подорожали водка, кофе, сливочное масло.
Цены в самых дорогих супермаркетах стремительно растут — за полугодие в среднем на 72,8%. Например, в «Азбуке вкуса», где наша тележка потребителя оцени-
вается сегодня в 2639,4 руб., подорожание составило 2,4 раза. При этом к концу 2009 кризисного года сеть умудрилась нарастить объемы продаж. И хотя на докризисный уровень выйти не удалось, в декабре 2009 года они составили 45% к ноябрю 2009-го. Судя по всему, российские толстосумы отмечали Новый год с размахом.
О звездной колбасе и исчезающем мясе
Категорию «самых дешевых» региональных супермаркетов возглавил краснодарский «Магнит». Здесь стоимость продуктовой тележки — 957,7 руб. Это единственная компания российского потребрынка, отважившаяся в кризисный год предложить инвесторам свои акции на Лондонской бирже. Риск оказался оправданным — заявок оказалось достаточно, и размещение прошло по верхней границе объявленного коридора. В результате компания привлекла около $360 млн., которые планируется направить на финансирование крупнейшей в ее истории ин-вестпрограммы.
В санкт-петербургских магазинах «Лента» и «Перекресток» стоимость нашей продуктовой корзины уменьшилась за последнее полугодие на 19 и 22,5% соответственно. В результате супермаркеты переместились из списка «средних» в категорию «самых дешевых». Причину падения цен назвал директор гипермаркета «Лента» Юрий Мака-ренков на встрече с губернатором Астраханской области Александром Жилкиным: «Мы получаем товар от поставщиков по лучшим ценам, это дает нам возможность предлагать низкую стоимость нашим покупателям».
РЕГИОНАЛЬНАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ
Анализ цен на некоторые товары в региональных сетях на 10 января 2010 года
СЕТЬ / ГОРОД
а (б ч о
X
о (б а ас
<б а л 2 (б
С
(б а
я
<б £ р
яг
ЭС о
а
VQ
а
о>
4 ¡2 <6 % acá
а
^
vo а ф
<в 1
ч о а о
и
СО
о
SC
о а
£
SC
о а
£
а
^
vo
X
ф
а О
.о
^
о с
о а со (б н
С
со о а
.о
^
о с
о а со (б н
С
Q. ЕХ
X Ш X о а о U u а
X Ч *н ГО ^ vo
X ГО ш а
.0 03 Е^ о X о Ф
5 о X Ф с
со (б .0 X о со о >5 Ф i=;
^ о X (б fe X ос X . Ж? 1- -0 X Б X
о т X л * Si О
а (б а s IF (б J г
к 5£ И > Х5 О 1С о
а
^
vo
X
ф
а О
se о а
К О X
о (б а ас
х о S
О
К СТОИМОСТИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОМ ТЕЛЕЖКИ ПО ЦЕНАМ ПРОШЛОГО ПОЛУГОДИЯ, %
1- ® Ю LU tO о 03 б> N in ® in ® « ш о, to в» б> « ® ш ® в»
1П 00 00 н 1-7 □3 of н <э о CO- to to eí ш Г-7 00~ 00~ о Н ci GO о
б> f- f- б> f- ш 00 00 о 00 о CO б) б) б) о ш 00 о б) б> о б) UÜ 00 б) 00
□3 н н н со н н со
ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ ТЕЛЕЖКА. РУБ.
*Цена на говядину учитывалась с рынка. ** Бывшие «Ярославские магазины». ***Без сока.
I ОЧЕНЬД
ШЕВ
ЫЕ
СРЕДНИЕ
к
Жители Казани, Оренбурга, Ульяновска и многих других городов не привыкли покупать охлажденное мясо в магазине — за ним ходят на рынок.
Не изменились позиции «дешевых» магазинов: новгородского «Перекрестка», курской «Европы», ставропольского «Магнита» и ульяновского «Гулливера». В последнем супермаркете можно купить самый недорогой в провинции картофель — всего 5,9 руб. за кг. Однако найти в ульяновских магазинах мясо очень сложно — покупателям приходится идти за говядиной и телятиной на рынок, где ее стоимость достигает 180 руб. за кг. В казанских сетях отыскать те же продукты тоже невозможно, на рынке они стоят уже 280 руб. Не балуют сетевики покупателей мясом и в Оренбурге — на рынке 1 кг филе говядины — 220 рублей.
«Средняя» категория в нашем исследовании — самая многочисленная. Продуктовая корзина в саратовском магазине «Реал» подорожала за последнее полугодие на
48,8%, вследствие чего сеть и переместилась с первой строчки на 39-ю. Одна из причин — резкий рост цен на говядину. Если в середине 2009 года ее минимальная цена составляла 185 руб., то в нынешнем стоимость продукта увеличилась до 409 руб. за килограмм.
Тележка торговой сети «Кировский» в Екатеринбурге подешевела на 25,1%, переместив магазин из категории «дорогих» в «средние». С 15 октября 2009 года здесь стартовала совместная акция с ОАО «Уралтрансбанк» — «Низкие цены — антикризисные кредиты». В рамках кампании в магазинах торговой сети установлены специальные низкие цены на некоторые группы товаров.
Самыми дорогими городами, как и в прошлом рейтинге, остаются Хабаровск и Ростов-на-Дону. Однако здесь же можно купить и самые дешевые лимоны — по 90-95 руб. за кг. Лидирует среди дорогих супермаркетов новичок рейтинга — екатеринбургская сеть «Звездный», которая позиционирует себя как место, где всегда есть свежие продукты. Правда, только для людей, которые не считают каждую копейку. Например, минимальная цена на сырокопченую колбасу в этом магазине даже выше, чем в столичной «Азбуке вкуса» — 690,8 руб. за кг. Настоящая «звездная» колбаса.
В целом эксперты отмечают, что к концу 2009 года некоторые потребители стали возвращаться в премиальный сегмент. Хотя большинство покупателей, естественно, предпочитают более дешевые продукты: практика такова, что дороже всего, как правило, обходятся ненужные вещи, к тому же высокая стоимость товаров не всегда означает их высокое качество.
РЕГИОНАЛЬНАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ
Анализ цен на некоторые товары в региональных сетях на 10 января 2010 года
СЕТЬ / ГОРОД
X го :> го ^ ГО X 3 1 ю Вестер О X £ X Метро Алпи к и X л а р и ю ис р го го СЧ| толстяка
в ф о о ^ е р е р X Ч го е 0. о р с ^ го X и а и а ол М Ф со _0 ел и о го X о X о X о X ри и а
л О (б Ф го о Ф ^ ^ X л е сх го с! с! С1 ^
^ Л а Ф X О ч (б о о 0. ю ю ю О X ^ X а а о я я X X ю
О и ^ и о о х х * а о СО О тор (б (б я >, а о О х
с а СО X (б X X о СО * (б са са х X 1 1— ос X са ОС ст ч Т ос о ? * I са са х
о ^ (б X X О ¡2 и о о а й'Х о X .0 о о А О | о М '5 о£ са | СО х о о а,х Ф л Н х
а са ю X ^ и X X & (б ю к & х 2 05 & О и & (б н (б н (б 0) н О) г Н £ са о X о ю ос X ГС н (б X ОС 5С ° 9" X о О X Н ^ 5 1 о & Н & о ° н Ч а я а я
л 0) о ^ г ^ л ^ ■и ш ^ г а а (б я. ш (б О а (б ^ « а л о (б £ (б О £ я ?3 О £ О ю ю
н а а (б л ф а С >1 с О п (б (б а X ц- X а ф ГС (б г а^ е ЗС [= а О 1 а® О ^ е 0.1= О 5 я я * Ж
О о к 3£ о X И са о о о Е 3£ 3£ X * о > о 3£ 0.8 Э££ ОР X X
К СТОИМОСТИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ ТЕЛЕЖКИ ПО ЦЕНАМ ПРОШЛОГО ПОЛУГОДИЯ, %
1П ш ш сч ш тН 00 N ш о 03 (О 0> <я о 0> ш 0> оэ б) 1П ш « гН б) 0> « ш
(0 со аа о □3 тН (0 О со ю оэ о * N N аа тН н ю аа п ф « о СП сч ее
о ии ьи о ф ьи N 00 N ии н о о н о ш со N о о ш о н в) о 0> о ш
н со аа н □3 н Н со н н н н н н аа н н н н аа н н н н ее
N
Н
N