ТОРГОВЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ ПРЕПЯТСТВУЮТ РОСТУ МИРОВОЙ ТОРГОВЛИ
Надежда ВОЛОВИК
Заведующий лабораторией внешнеэкономической деятельности Института экономической политики имени Е.Т. Гайдара. Е-таИ; [email protected]
Темпы роста мировой торговли в 2015 г. сильно замедлились: ее объем относительно предыдущего года вырос на 2,8% и, по прогнозу ВТО, останется на том же уровне в 2016 г. В результате текущий год окажется пятым годом подряд, в котором мировой товарооборот увеличится менее чем на 3%, тогда как за период с 1990 до 2008 гг. в среднем он сохранялся на уровне в 5%.
Согласно XXI ежегодному обзору о выполнении Соглашения по техническим барьерам в торговле в 2015 г. члены ВТО представили в Комитет по техническим барьерам в торговле в общей сложности 1988 нотификаций, что на 12% меньше, чем в 2014 г.
Ключевые слова: мировая торговля, торговые ограничения, технические барьеры в торговле, санитарные и фитосанитарные меры, ВТО.
Темпы роста мировой торговли сильно замедлились: в 2015 г. ее объем вырос относительно предыдущего года на 2,8% и, по прогнозу ВТО, останется на том же уровне и в 2016 г. В результате текущий год станет пятым годом подряд, в котором мировой товарооборот увеличится менее чем на 3%, тогда как за период с 1990 до 2008 гг. его среднее значение сохранялось на уровне в 5%.
В первом квартале 2016 г. показатели международной торговли товарами для стран 6-20 продолжали падать, достигнув самых низких значений за последние шесть лет. По данным квартального отчета ОЭСР за январь-март 2016 г.1, объем экспорта товаров странами 6-20 в долларовом выражении с поправкой на сезонные колебания сокращался седьмой квартал подряд, объем импорта -восьмой квартал подряд (на 3,8 и 4,1% соответственно). Так, если в первом квартале 2015 г. объем экспорта товаров странами 6-20 составлял 3243,2 млрд. долл., а импорта -3214 млрд. долл., то в четвертом квартале того же года эти показатели сократились до 3099,6 и 3080,4 млрд. долл. соответствен-
но, а в первом квартале 2016 г. - до 2983 и 2954,4 млрд. долл.
На снижение темпов роста мировой торговли оказывают влияние многие факторы, в том числе действие нетарифных мер, вводимых разными странами. По данным 15-го доклада ВТО о торговых мерах стран 62 02, в период с середины октября 2015 до середины мая 2016 гг. «Большая двадцатка» ввела 145 новых ограничительных торговых мер, т.е. в среднем по 21 новой мере в месяц. Это самый высокий среднемесячный показатель, зарегистрированный с начала осуществления мониторинга в 2009 г. (Напомним, в 2009 г. этот показатель составлял 19, в 2010 г. - 14, в 2011 г. - 18, в 2012 г. - 17, в 2013-2015 гг. - по 18, а в октябре 2014 - мае 2015 гг. и в мае-октябре 2015 г. - по 17 новых мер.)
Общее число торговых ограничений продолжает расти: из 1583 ограничительных торговых мер, введенных странами 620 за весь период наблюдений, к середине мая 2016 г. только 387 из них были отменены. Таким образом, общее число действующих ограничений достигло 1196, что на 109 мер больше по
1 http://www.oecd.org/newsroom/international-trade-statistics-trends-in-first-quarter-2016.htm
2 https://www.wto.org/english/news_e/news16_e/trdev_21jun16_e.htm
сравнению со значением, представленным в предыдущем докладе ВТО.
По данным ВТО, на конец 2015 г. наибольшая доля в общем количестве принятых нетарифных мер приходилась на санитарные и фитосанитарные меры (28,4% от всех принятых нетарифных мер). Далее следуют технические барьеры в торговле (19,5%) и антидемпинговые меры (14,1%). (См. рисунок.)
В соответствии с Соглашением ВТО по применению санитарных и фитосанитарных мер (СФС) каждый член ВТО имеет право применять меры по обеспечению продовольственной безопасности, здоровья животных и растений, но должен заранее сообщать о новых или изменяющихся СФС-мерах, предусматривая разумный период времени между опубликованием любого санитарного или фитосанитарного правила и его вступлением в силу. В экстренных случаях нотификация должна осуществляться немедленно после введения меры. Система нотификации позволяет при необходимости провести консультации на международном уровне, комментируя предлагаемые меры и получая необходимые разъяснения.
Общее количество СФС-нотификаций неуклонно растет, достигнув в 2015 г. своего рекордного уровня - 1681 уведомления (годом ранее было подано 1633 уведомления). Из них 1166 были регулярными уведомлениями (в 2014 г. - 1057), 401 - дополнениями и исправлениями ранее поданных уведомлений, 114 -экстренными уведомлениями.
Соглашение ВТО о технических барьерах в торговле признает за странами право принятия мер, необходимых для обеспечения качества их экспорта или защиты жизни и здоровья людей, животных или растений, охраны окружающей среды, причем на том уровне, который они считает целесообразным. Но подобные меры не должны представлять собой средство произвольной или неоправданной дискриминации каких-то стран или средство скрытого ограничения международной торговли.
Согласно XXI ежегодному обзору о выполнении Соглашения по техническим барьерам в торговле (ТБТ) в 2015 г. члены ВТО представили в Комитет по техническим барьерам в торговле в общей сложности 1988 нотифика-
Количество инициированных и действующих нетарифных мер (по состоянию на 31 декабря 2015 г.)
20000 16000 12000 8000 4000
и 6 и
1
0J
ч
и 3
01 к o> 5
s S
I ^ I cE
I QJ CD 5 Q. Q. О s u VO
b Ct d и er
O- Ш ^
та Q. m
5 П.
□ Инициированные меры ■ Принятые меры
Источник: официальный сайт Всемирной торговой организации: http://i-tip.wto.org/goods/Forms/GraphView.aspx
ций, что на 12% меньше, чем в 2014 г. Было представлено 1438 уведомлений о новых технических регламентах и процедурах оценки соответствия. Кроме того, было внесено 27 изменений, 476 добавлений и 47 исправлений. С момента вступления в силу Соглашения о ТБТ до 31 декабря 2015 г. всего было представлено 25 390 ТБТ-уведомлений 128 государствами-членами ВТО.
Наиболее активными странами за все годы существования ВТО были США - 2459 ТБТ-уве-домлений, Бразилия - 1325, ЕС - 1253, Китай -1237.
Весьма распространенной мерой защиты внутреннего рынка является введение антидемпинговых пошлин. За все время существования ВТО, т.е. с 1995 г., самым активным членом, инициирующим антидемпинговые дела, была Индия, подав 767 исков, что составляет 15% от общего количества поданных исков (4990). США за это время провели 570 антидемпинговых разбирательств, в то время как ЕС - 480. При этом не все разбирательства закончились введением антидемпинговых пошлин: Индия ввела 534 антидемпинговые меры, США - 345, ЕС - 298.
В 2015 г. США опередили Индию, инициировав 43 антидемпинговых расследования и 22 расследования незаконного субсидирования экспорта. ЕС за 2105 г. подал 12 исков против несправедливой торговли.
Наибольшая доля антидемпинговых расследований приходится на изделия из металла, особенно на стальную продукцию. Мировое перепроизводство стали, резкое падение цен на этот товар, существенное изменение торговых потоков, сокращение рабочих мест и рост числа защитных мер - все эти факторы вызывают усиление напряженности между странами. В результате из 233 антидемпинговых исков, поданных по всему миру в 2015 г., 108 были связаны с поставками стальной металлопродукции по заниженным ценам. Чаще всего претензии предъявлялись к поставкам стальной продукции из Китайской Народной Республики. По мнению американских и ев-
ропейских металлургов, власти КНР оказывают незаконную поддержку отрасли, в связи с чем китайские заводы получают возможность продавать свою продукцию по ценам ниже себестоимости.
По данным Минэкономразвития России, по состоянию на 1 мая 2016 г. в отношении российских товаров действуют 123 ограничивающие торговлю меры, в том числе: антидемпинговые пошлины - 43, специальные защитные пошлины - 16, компенсационные пошлины -1, прочие нетарифные меры - 63 (из них административные меры, включая дополнительные сборы и ограничение по номенклатуре, -25, технические барьеры - 10, тарифные квоты - 3, квотные ограничения - 1, акцизы на дискриминационной основе - 5, запреты на импорт - 4, санитарные и фитосанитарные меры - 9, угрозы введения меры - 6). Также проводится 17 расследований, из них 7 антидемпинговых, 9 специальных защитных и 1 компенсационное расследование, а также 10 пересмотров антидемпинговых мер.
С 14 мая 2015 г. Евросоюзом было инициировано расследование (Уведомление № 2015/ С 161/070]) в отношении отдельных видов холоднокатаного листового проката. 10 февраля 2016 г. на основании Регламента ЕС № 2016/181 здесь были введены временные меры в следующих размерах:
• ПАО «Северсталь» - 25,4%;
• ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат» (ММК) - 19,8%;
• ОАО «Новолипецкий металлургический комбинат» (НЛМК) - 26,2%;
• все остальные российские металлургические компании - 26,2%.
30 мая 2016 г. Еврокомиссия приняла решение повысить антидемпинговые пошлины для российских поставщиков холоднокатаного проката. Для «Северстали» новая пошлина составит 34,1%, для НЛМК - 36,1%. Пошлина для ММК, наоборот, была снижена до 18,7%. Это решение было принято после того, как пересчитали маржу компаний: если раньше в Еврокомиссии считали, что она
находилась в диапазоне от 25,4% («Северсталь») до 26,2% (НЛМК), то теперь полагают, что маржа составляет от 63,8% («Северсталь») до 68,3% (НЛМК). Окончательное решение Еврокомиссия должна принять в августе текущего года.
США также ввели предварительные антидемпинговые пошлины на импорт холоднокатаного проката из Китая, Кореи, Индии, Японии, Великобритании, Бразилии и России. Предварительная антидемпинговая пошлина для российских производителей составила 14,8%, для «Северстали» - 12,62%, а для НЛМК - 16,89%. Окончательное решение будет принято в июле текущего года.
Индийское правительство, стремясь защитить своих производителей, в последние месяцы предприняло беспрецедентные шаги по ограничению импорта стальной продукции. Индия является третьим в мире по величине производителем стали с результатом в 2015 г. 89,4 млн. т (2014 г. - 87,3 млн. т). Представители металлургической промышленности этой страны утверждают, что они вытесняются со своего рынка дешевым импортом из Китая, России, Японии и Южной Кореи. В целях ограничения импорта 11 апреля 2016 г. Индия продлила действие введенных в 2015 г. защитных импортных пошлин в размере 20% на некоторые виды стальной продукции до 2018 г. Генеральный директорат по антидемпинговым и сопутствующим пошлинам Министерства торговли и промышленности Индии иниции-
ровал антидемпинговое расследование в отношении импорта отдельных видов горячекатаного проката происхождением, в том числе, из Российской Федерации.
Для защиты своего внутреннего рынка кроме антидемпинговых пошлин страны вводят и другие торговые ограничения. Так, 28 апреля 2016 г. Еврокомиссия приняла регламент, ужесточающий контроль импорта стали, который будет действовать до мая 2020 г. Для поставок практически всех видов проката, включая трубы и метизы, импортерам необходимо получить разрешительные документы и представить предварительную информацию о поставках. Контролю подлежат поставки объемом свыше 2,5 т; при декларировании объемов и стоимости допускается 5%-ная погрешность. Лицензия на поставку действительна четыре месяца и может быть продлена на такой же срок. Требования к импортерам начали действовать через 21 день с момента публикации регламента.
5 февраля 2016 г. Министерство торговли и промышленности Индии ввело минимальную цену на импорт 173 продуктов из чугуна и стали в диапазоне от 341 до 752 долл./т.
Принятые США, Евросоюзом, Индией и другими странами меры, ограничивающие торговлю, осложняют поставки российской металлопродукции за рубеж. При этом следует отметить, что цены российских экспортеров на зарубежных рынках упали не по причине демпинга - на них сильно повлияла девальвация рубля. ■