А.М.Арсланов
ТОРГОВЦЫ - ОРТАКИ В ЗОЛОТОЙ ОРДЕ В XIII-XIV ВВ.
В статье рассматриваются вопросы, касающиеся развития торгового предпринимательства, взаимоотношения торговцев и властей в Золотой Орде в ХШ-XTV века. Разъясняется характер отношений, сложившийся между купцами и аристократией Улуса Джучи в период существования этого государства. Автор рассматривает место и роль торговцев в государственной структуре и политической жизни государства Джучидов.
Ключевые слова: Монгольская империя, Золотая Орда, «ортаки», торговцы, ханство
Azat Mekhametgalievich Arslanov ortak traders in the golden horde in xiii-xiv centuries
This paper discusses the issues related to the development of commercial businesses, merchants and government relations in the Golden Horde in the XIII-XIV centuries. Clarifies the nature of the relationships, developed between the merchants and the Ulus ofJochi aristocracy of the Ulus ofJochi during the existence of this state. The author examines the place and role of traders in the state structure and political life of Juchids.
Keywords: Mongol Empire, Golden Horde, «оrtaкs», traders, Khanate
Многочисленные путешественники, а чуть позже и историки не раз отмечали, что Чингизиды проявляли живой интерес к торговле. Одним из примеров глубокой заинтересованности монгольской элиты к коммерческой деятельноси является ярлык, выданный ханом Улуса Джучи Менгу-Тимуром великому князю Вадимирскому Ярославу Ярославовичу в период между 1266 и 1271/1272 гг [1, с.851.]. Ярлык предписывал обеспечить беспрепятственный проезд рижан через Новгородскую землю в Золотую Орду [2, с.258.].
В торговых операциях на территории и Золотой Орды участвовало два основных вида торговцев: частные купцы, которые занимались торговлей по собственной инициативе и на собственный страх и риск, а также те, чья деятельность финансировалась ханским капиталом и осуществлялась под защитой хана.
В средневековых восточных источниках часто встречается тюркский термин «ортак» [3, с.14.]. Этот термин как на древнем, так и на современных тюркских языках означает того, кто за-нимается каким-либо делом в кооперации со своим коллегой, компаньоном. По мнению Мелек Озьетгин (Ozyetgin A.Melek), данное значение термина, как собственно и сам институт «орта-честв»а, широко использовался у уйгуров, а позже был перенят монголами [4, р.6.]. Термин «ортак» обозначал, как отдельного купца, занимавшегося торговлей с использованием заемного капитала, так и торговые компании, товарищества.
Термин «ортак» встречается в труде персидского историка XIV века Вассафа «Тарих-и Вассаф», применительно к купцам Берке хана. Так же данный термин можно встретить в трудах Рашид ад Дина и Джувейни, где он используется как для обозначения отдельных лиц, так и для групп торговцев.
У термина «ортак» существовало несколько синонимов в разных уголках монгольской им-перии. В китайских источниках юаньского периода встречается слово «wo-t’o», в монгольском языке есть слово «orto[y]». Этот институт существовал и в Золотой Орде. В тюрских текстах периода Золотой Орды встречается слово «bazirgan». A.Melek Ozyetgin отмечает, что в золотоордынских ярлыках данный термин используется совместно со словом «ортак» [4, р.6].
«Ортаки» брали средства в займы из государственной казны под малый процент и были обязаны вернуть их в назначенное время. В период правления Хубилая, имперская казна выдавала займы «ортакам» на преимущественных основаниях под 0,8 процента в месяц [5, р.119.]. Что интересно возврат денег в казну осуществлялся не серебром и не деньгами, а частью товара в виде даров купца хану. Томас Олсен так же отмечает, что сами инвестиции ханов в «ортаки» осуществлялись в натуральной форме, в виде подарков купцам. Применительно к этой операции использовался термин «sauya», который означал подарок или дар [6, р.230-237.].
В этом значении воспоминания венецианских купцов Поло о встрече с ханом Берке в 1260 году, описанные в труде Марко Поло «Книга о разнообразии мира», принимают
несколько иной смысл. Из сочинения известно, что когда Николо и Маффео преподнесли в дар Берке драгоценные камни, то хан был очень любезен и распорядился вдвойне заплатить за драгоценности, а также одарить их другими разнообразными и богатыми подарками, которые были вдвое дороже тех, которые получил хан [7, с.6.]. Впоследствии эти подарки были успешно реализованы и принесли не малый доход купцам [5, р. 120.].
Из этого эпизода видно, что хан, таким образом, инвестировал часть собственных средств в торговлю братьев Поло, и в данном случае старшие представители семейства Поло выступали в качестве торговых агентов Берке. Другими словами хан Золотой орды и венецианские купцы Поло вместе организовали «ортачество».
В качестве кредитора в данном случае выступило государство в лице правителя государства - хана. Однако не только ханы имели право участвовать в «ортаках». Традицию участия всей монгольской аристократии в торговых операциях положил Чингис-хан. В 1218 г., после заключения мира с хорезмшахом Мухаммадом, основатель Монгольской империи приказал своим родственникам и приближенным вложить средства в караван, идущий в Хорезм для торговли.
Аристократы старались всячески обезопасить свои инвестиции и оградить «ортаков» от опасности и рисков, создавая им условия, максимально благоприятствовавшие их коммерческой деятельности. Так, например, Сорхуктани, мать будущего великого хана Мунке, однажды потре-бовала, чтобы хан Угедэй включил в состав своего посольства несколько своих «ортаков» [5, р.116.]. В составе дипломатической миссии ее купцы могли пользоваться всеми льготами, положенными имперским чиновникам.
Известно, что «ортакам» выдавались ярлыки и пайцзы. В соответствии с этими документами торговцы - «ортаки» получали право бесплатно пользоваться почтовыми лошадями и воору-женной охраной, получать провиант на ямских станциях, а также освобождались от уплаты тамги и ряда других сборов. Соответственно, их затраты на путешествия значительно сокращались, а прибыль росла.
Помимо этого купцы «ортаки» обладали еще и другой привилегией: менее выгодной экономически, однако подчеркивающей их особый социальный статус. В Китае при императорах из династии Юань купцы «ортаки» в дополнение ко всем вышеперечисленным правам обладали привилегией носить оружие. В имперском указе от 1263 года перечисляются группы имеющие право носить с собой лук и стрелы: монголы (Га4а), уйгуры ^еї-^и-егК), мусульмане (Ниі^иі), торговцы «ортаки» ^о4’о), даругачи или баскаки (а-1и-Ыа-сЫ’Ш) [8, р.146.].
Политика всесторонней поддержки и максимального благоприятствования торговцам, в том числе и ортакам была несколько подкорректирована с приходом к власти великого хана Мунке (1251 г.). Он приказал изъять у купцов подобные ярлыки и пайзцы и повелел, чтобы впредь они ездили на собственных животных [14, с. 141.]. Политику Мунке продолжил Хубилай. В 1263 он приказал всем купцам платить установленные налоги и сборы в полном объеме [8, р.146.]. Право путешествовать с вооруженной охраной торговцы сохранили, но после реформ должны были и ее нанимать за деньги [9, р.399-400.].
Как видно, со времени правления Мунке-хана и Хубилая торговцы лишились некоторых привилегий, как профессиональное сословие. Однако в целом практика покровительства торговле и торговцам власть имущими сохранилась. Последующие правители монгольских государств, в том числе и золотоордынские ханы обходили повеления великих ханов. Они широко жаловали торговцам личное тарханство, освобождая их от необходимости уплаты пошлин и сборов и дарующее право пользоваться государственными ресурсами. Более того, ханы предпринимали действия направленные на расширение рынков сбыта и покупки товаров для своих купцов. Так, золотоордынский хан Улуг-Мухаммад, направивший впервые после долгого перерыва предложение турецкому султану возобновить дипломатические отношения, специально оговаривает: «Пусть по суше и по воде ездят купцы-ортаки» [10, с.55.].
Отношение к золотоордынским купцам и, в первую очередь к «,ортакам» за рубежом являлось предметом постоянного интереса и опеки ханов. Джучиды ревностно следили за
проявлениями жестокости и несправедливости по отношению к ним. Оскорбления, наносимые купцам, воспринимались как оскорбление, нанесенное лично хану и карались они соответственно. К примеру, в 1343 г. в городе Aзак (Aзов) произошел инцидент, оказавший негативное влияние на золотоордынско-венецианские отношения. Венецианец Aндреоло Чиврано убил золотордынского купца Ходжу Омара. В качестве ответной реакции на это хан Золотой Орды Джанибек повелел изгнать всех итальянских торговцев из города сроком на пять лет [11, с.79.]. Кроме того, по приказу хана в устье Дона было разрушено поселение, принадлежавшее купцам из Пизы - Порто-Пизано [12, с.118-119.]. Не удовлетворившись этим Джанибек в 1344 и в 1345 гг. осаждал Кафу. В качестве наказания за поддержку генуэзскими правителями венецианцев в противостоянии с ханом.
Купечество, в том числе и «ортаки», как наиболее приближенная к власть имущим её часть, активно участвовало в политической жизни страны. К примеру во времена политической борьбы и распрей они поддерживали того или иного правителя, и тем самым обеспечивали его необхо-димыми финансами. Известно, что в восшествии на престол в 1313 г. царевича Узбека не последнюю роль сыграло мусульманское купечество. Ханы, взошедшие на престол при их поддержке, также не оставались в долгу. Хорошо известен эпизод, описанный средневековыми арабскими историками ан-Нувайри, ал-Макризи и ал-Aйни. Египетский султан Эльмелик-ан-Насир пожелал жениться на царевне из дома Джучи. Узнав об этом, хан Узбек согласился выдать свою родственницу царевну Тулунбию, но потребовал за нее огромный калым (по сведениям, приведенным ан-Нувайри 100 томанов золота или 1 миллион динаров) [2, с.118.]. Когда же послы султана ответили, что они не располагают подобной суммой, хан ответил: «Мы прикажем купцам ссудить тем, что [следует] внести» [2, с. 119]. Таким образом, хан позволил своим купцам совершить выгодную сделку и заработать на ссуженных послам деньгах значительную сумму в виде процентов.
Весьма интересный факт подтверждает влияние золотоордынских торговцев на хана Джанибека. Как уже отмечалось выше, в 40-х годах XIV века хан вел войну с венецианскими и генуэзскими колониями Причерноморья. Но к 50-му году XIII века он прекратил боевые действия. Хан пошел на этот шаг по просьбе своих же купцов, которые терпели значительные убытки из-за прекращения торговли с итальянскими торговыми республиками [13, с.86.].
На основе вышесказанного можно утверждать, что со времен Чингис-хана «ортаки» играли существенную роль в политической жизни тюрко-монгольских ханств. Преемники Чингис-хана ханы Золотой Орды в полной мере следовали политике своего родоначальника в торговой сфере, всемерно покровительствуя «ортакам» как внутри страны, так и на международной арене. Это и не удивительно. Ведь на протяжении практически всей истории Золотой Орды они оказывали ханам различного рода услуги в качестве торговых агентов, чиновников, дипломатов, информаторов и шпионов. Сами торговцы также нередко имели большой вес при ханском дворе, оказывая прямое влияние на политику государства. Что касается «ортачеств», то из источников видно, что в период существования Монгольской империи они превратились в некое подобие профессиональных объединений купцов способных защищать свои интересы, оказывая влияние на самом высоком уровне.
Литература
1. Г атин М. Ярлык Менгу -Тимура князю Ярославу Ярославичу/М. Г атин, Л. Aбзалов//История татар с древнейших времен в семи томах.- Том 3. Улус Джучи (Золотая Орда). XU - середина XV в.- Казань, 2009.-С. 851-852.
2. Становление и расцвет Золотой Орды. Источники по истории Улуса Джучи (1266-1359 гг.) / сост., вступ. ст., коммент., указатели, подбор иллюстрации и карт М.С. Гатин, Л.ФАбзалов. — Казань: Татар. кн. изд-во, 2011. - 438 с.
3. Якубовский A.Ю. Развалины УргенчаМ..Ю. Якубовский. - Л.:ГAИМК, 1930. - 68 с.
4. Ozyetgin A. M. Оп the Term Ortuq (~ Ortaq) Merchant among the Old Turks/ A. M. Ozyetgin// !ntemational Journal of Central Asian Studies - Vol.11-1. - 2007. - P. 1-17.
5. Allsen T. T. Mongolian Princes and Their Merchant Partners 1200-1260/T.T. Allsen//Asia Major.-Princeton, NJ: Princeton University Press, 1989 - P. 83-126.
6. Pelliot P. Sao-houa, Sauya, Sauyat, Saguate/P. Pelliot//T'oung Pao. - №32. - 1936. - P. 230-237.
7. Марко Поло Книга о разнообразии мира/Пер. И.М.Минаева. - М.:ЭКСМО, 2005. - 480 с.
8. Endicott-West E. Merchant Associations in Yuan China: The Ortoy/ E. Endicott-West//Asia Major.-Princeton, NJ: Princeton University Press, 1989.- P. 127-154.
9. Di Cosmo N. Mongols and Merchants on the Black Sea Frontier in the Thirteenth and Fourteenth Centuries: Convergences and Conflicts // Mongols, Turks and others. Eurasian Nomads and the Sedentary World / Ed. by R. Amitai and M. Biran. - Leyden; Boston, 2005. - P. 391-424.
10. Султанов Т.И. Письмо золотоордынского хана Улуг-Мухаммеда турецкому султану Мураду II/ Т.И.Султанов // Тюркологический сборник. 1973.- М., 1975. - С. 53-62.
11. Григорьев А. П. Коллекция золотоордынских документов XIV века из Венеции/ А. П. Григорьев, В. П. Григорьев.- СПб: Издательство СПбГУ, 2002. - 276 с.
12. Хеллер К. Золотая Орда и торговля с Западом/К.Хеллер// Источниковедение истории Улуса Джучи (Золотой Орды). От Калки до Астрахани. 1223-1556. - Казань, 2001. - С. 111-129.
13. Шостак В. История черноморской торговли в средних веках. Ч. I./В.Шостак. - Одесса: Изд-во «Одесса», 1850. - 156 с.
14. Рашид ад-Дин. Сборник летописей. Т. II / Пер. с перс. Ю. П. Верховского, примеч. Ю. П. Верховского и Б. И. Панкратова, ред. И. П. Петрушевского.- М.; Л., 1960. - 473 с.