УДК 338:930.2 (=511.152) ББК У02
И. М. Петербургский
торгово-экономические связи мордвы в VIII-XI веках
Ключевые слова: мордовские поселения, торговые связи, Хазарский каганат, территория, Древнерусское государство
I. M. Peterburgskiy
TRADE AND ECONOMIC RELATIONS OF MORDOVIANS IN VIII - XI CENTURIES
Key words: Mordovian settlement, trade relations, the Khazar Kaganate, grounds, the ancient Russian state.
В конце XIX - первой половине XX в. среди исследователей бытовало мнение, что мордва в XV-XVII вв. стояла на той ступени эволюции, через которую славянские племена прошли в IX в., т. е. процветала родоплеменная организация общества, наблюдалась изолированность от внешнего мира. Хозяйство мордвы было основано на охоте и промыслах [17, с. 75].
Не лучше представлял уровень хозяйства мордвы и А. Хвощев. Он отмечал кочевой образ жизни этого народа, отсутствие постоянного места жительства и, как следствие, незнание земледелия [30, с. 124].
В 1940 г. была опубликована статья В. В. Гольмстен и Е. И. Горюновой «о мордовском феодализме», где дается не совсем ясное представление о хозяйственной деятельности мордовского народа. В частности, авторы указывают, что мордва в XII-XШ вв. частично переходила от первобытных форм возделывания земли к применению пашенных орудий, однако ремесло еще не отделилось от сельского домашнего хозяйства. Причинами столь медленного развития региона, по мнению исследователей, явились «территориальная замкнутость и его географическая отсталость» [7, с. 43].
С выводами указанных выше авторов трудно согласиться. Масштабные раскопки мордовских древностей: поселений и по-
гребальных памятников - дали обширный материал, позволяющий ярко представить изменения, происшедшие в эпоху средневековья в материальной и духовной жизни мордовского населения, важнейшими из которых были разложение родовых отношений и формирование основ классового общества. Материалы из древних памятников также свидетельствуют о том, что к пашенному земледелию в этом регионе перешли значительно раньше, во второй половине I тысячелетия н. э.). Для обработки применялись совершенные пахотные орудия. В пользу этого факта свидетельствуют их находки в памятниках мордвы VП-XI вв. Значительного развития получают металлургия и металлообработка. Как показал металлографический анализ, железные изделия, находились на грани выделения в самостоятельное ремесло. Знание техники кузнечной сварки, термической обработки, цементации и, видимо, легирования -признак узкой специализации. Применение женского труда в этой области можно лишь в некоторой степени связать с меднолитейным делом. Им у мордвы занимались не все женщины, а лишь с каким-либо образом связанные с семьями кузнецов.
Что касается вопроса об изолированности мордовского народа, то и данный тезис не выдерживает критики. По археологическим данным, в VШ-XI вв. про-
исзошел дальнейший процесс сближения мордовского населения со славянским миром, алано-кавказскими племенами. Это было временем формирования на границах расселения мордвы мощных государственных объединений: - Хазарского Каганата, Киевской Руси, Волжской Бул-гарии. В политической и экономической жизни этих государств заметную роль играли и мордовские племена.
Экономическое состояние любого общества можно определить по его торгово-экономическим связям с другими народами. В решении этой проблемы в эпохе Раннего Средневековья особенно значительны исследования российской археологии, сделавшей значительные открытия, освещающие различные этапы исторического и культурного развития средневекового общества.
Собственно торгово-экономические отношения возникают там, где появляются излишки товаров, там, где появляется и возникает узкая специализация по выработке определнного товара, в силу чего для удовлетворения потребностей возникает необходимость купли-продажи. При продаже и купле возникает необходимость появления определенных товаров, выполняющих роль денег, - меха и металла. Меховые деньги «кун» известны в качестве денежной единицы в древнерусской торговле. Этот термин бытовал очень долго и использовался даже тогда, когда меховые деньги уже были заменены металлическими [23, с. 370].
У древней мордвы функции меховых денег долгое время выполняли шкурки белок -«ур». Н. Ф. Цыганов считал, что слово «ур» (буквально «белка») до недавнего времени в ряде мордовских селений бытовало в значении денег урот улить - «деньги есть» [31, с. 139]. По мнению М. Ф. Жиганова, «беличья шкурка выступала как деньги, по крайней мере, не позднее Х—Х1 вв. и выступает уже эквивалентом товаров, продаваемых на рынке» [9, с. 155].
О существовании меховых денег в Среднем Поволжье упоминали в своих записках и арабские путешественники Ибн Русте, Абу Хамид Ал Гар-нати. Абу Хамид Аль Гарнати писал: «Торговые сделки осуществлялись между собой при помощи старых беличьих шкурок, на которых нет шерсти, когда нельзя из них извлечь пользы и они абсолютно ни для чего не пригодны, и когда эти шкуры головы белки и ее лапок правильны. На каждые 18 штук их идут за один серебряный дирхем... За каждую шкуру из этих шкур дают краюху превосходного хлеба, которого достаточно для пропитания сильного человека; за них можно купить все: невольниц, отроков, золото, серебро, шкурки бобра, куницы и другие товары» [Цит. по: 15, с. 176].
Для более полного представления данного вопроса мы попытаемся его рассмотреть в более широком хронологическом диапазоне ^Ш-Х1 вв.) с учетом всей территории расселения мордовских племен, с привлечением всех нам известных материалов из других могильников и поселений древней мордвы. О торгово-экономических и культурных связях мордвы говорят две категории находок: собственно привозные вещи и местные изделия, выполненные по иноземным образцам. В этом плане мы можем отметить следующие направления этих связей: с аланским миром Северного Кавказа и Подонья, Арабским Востоком, Волжской Булгарией и Древнерусским го-
Дирхем, чеканенный в Домаске, 718-719 г. Серебро. Диаметр 22 мм.
Должностной знак Рюриковичей
сударством. Условно эти связи можно назвать южным, восточным и западным направлениями.
С появлением аланских племен в южных степях и на Северном Кавказе и Подонье экономические контакты мордвы с югом расширяются. Первые признаки, указывающие на связь с аланами относятся к V-VП в. н. э. В этот период, как отмечали исследователи, их торгово-экономические взаимоотношения находились на стадии становления. Период их расцвета пришелся на ^П-К вв. н.э. [5, с. 66].
О форме экономических связей мордвы с салтовским и северокавказским миром в археологической литературе имеется ряд предположений. А. П. Смирнов считает, что отдельные мордовские изделия напоминают предметы могильников салтовско-го типа [6, с. 156].
Близость территории Хазарского Каганата и Волжской Булгарии в состав которой входили и аланские племена, предполагала постоянные двусторонние экономические контакты двух народов. В этот период рос импорт на мордовские земли аланских изделий, среди которых особое место занимало оружие: сабли, боевые топоры-чеканы; предметы конского снаряжения (удила, стремена, уздечные наборы); боевые пояса; украшения женского костюма и амулеты.
Довольно частой находкой в мордовских могильниках являются аланские сабли. Например, только четыре сабли были найдены во Втором Старобадиков-ском могильнике [20, с. 112], Пановском, Крюковско-Куженовском и других погребальных памятниках [9, табл. XXIV, рис. 5; 27, рис. 1-3]. Все они, по мнению специалистов, являются оружием аланского образца и относятся к типу слабоизогнутых короткоконечных [14, с. 134]. Аналогичное
оружие встречалось в мужских погребениях Дмитровского и Салтовского могильников [21, с. 157].
К аланскому импорту на территорию расселения мордовских племен следует отнести отдельные виды боевых топоров. Это оружие использовалось в ближнем бою, наибольшей популярностью пользовалось у северокавказских алан и жителей лесостепного Подо-нья. Боевые топоры-чеканы в этих регионах, по мнению С. А. Плетневой, получили развитие в VIII в. с расцветом салтово-маяцкой культуры [21, с. 158]. В то же время они распространялись и среди мордовского населения. Они встречаются практически во всех погребальных памятниках мордвы VIП-XI вв.
К числу оружия, которое встречается в мордовских древностях, относятся боевые кожаные пояса, которые украшались разнообразными по форме бляшками: сердцевидными, цветкообразными, круглыми, четырехугольными и др. Поясные бляшки дополнительно украшались орнаментом с различными мотивами: растительными и геометрическими узорами, изображениями людей и зверей. Воинские пояса имели подвесные колодки, которые имели стандартные формы: самоварчики, петли с фигурным кольцом и др. Подобные пояса с таким набором бляшек и колодок характерны только для известных воинов, которые заметно отличались от поясов рядовых людей. Остатки подобных поясов довольно часто встречались в мордовских могильниках VIII-XI вв., особенно широко они распространены в памятниках среднего течения Цны и бассейна Мокши [27, табл. 7, рис. 9; табл. 45, рис. 11].
В снаряжении верхового коня также встречались предметы аланского типа. К их
Детали поясного ремня
числу относятся удила с S-образными и с прямыми (гвоздевидными) псалиями, которые стали проникать на мордовскую территорию еще в армиевское время (VII в. н. э.). Их находили в мордовских древностях Примокшанья, Притешья, а также в бассейне среднего течения Цны. Исследователи склонны считать, что подобные удила были широко распространены в памятниках VII-IX вв. и особенно характерны для салтов-ского мира.
Из этого региона на мордовские земли поступали и стремена, особенно восьмер-
кообразные и прямоугольно-овальные. Они были обнаружены в тех же памятниках, что и удила с S-образными псалиями, которые являются типичными атрибутами конского снаряжения.
Кроме оружия и снаряжения верхового коня, из северокавказского региона поставляли украшения женского и мужского костюмов. Особенно выделялись мужские серьги. Они представляли собой овальные кольца и стержни с одним или несколькими шариками внизу. Следует отметить, что серьги чаще встречаются в мокшанских
12 0 3 I-1-■_.
Аланские, арабские, булгарские изделия: 1 - сабля; 2 - боевой топор; 3-4 обломки браслета; 5 - серьга; 6 - амулет; 7 - ожерелье из бус; 8 - подвеска-самоварчик; 9 - бронзовое ведерко; 10 - подвеска; 11 - солярная подвеска;
12 - надпись на ведерке
памятниках, чем в эрзянских. Этот факт можно объяснить близостью земель мокши к территории проживания алан Подонья и Северного Кавказа, где формировались основные формы подобного украшения.
К предметам экономических связей с аланскими племенами относятся находки
на мордовской земле копоушек и амулетов: литые двуглавые верблюды, солярные знаки в виде кольца с лучами-спицами (крест в круге). Он широко распространен, символизирует связь земного огня и солнца. Эти знаки были распространены по всей территории расселения мордовских племен.
В конце I тысячелетия н. э. в мордовской торговле значительное место занимала связь с Арабским Востоком. Эти взаимоотношения усиливаются с образованием на Волге булгарского государства. При перемещении торговых путей на Волгу города Волжской Булгарии стали перевалочными пунктами восточных товаров. К предметам взаимоотношений с Востоком прежде всего следует отнести найденные на территории расселения мордвы арабские монеты. Монеты найдены у села Знаменское в Пензенской обл. [22, с. 10]. Единичные монеты встречены в погребениях Крюковско-Кужновского могильника. Монета была найдена на зубах, чеканена в г. Куфе близ Багдада, в царствование Халифа Аль Мансура [10, с. 70, 71]. Семь серебряных арабских монет найдено в Лядинском могильнике [8, табл. 2-3]. Они имели по две дырочки, видимо, употреблялись в качестве подвесок, но положены в погребение как монеты. При зачистке захоронения они обнаружены у кисти левой руки. Пять арабских дирхем были найдены в погребениях Шокшинского могильника: Исмаил бен Ахмед, аш Шан, 899 г., Наср бен Ахмед, Самарканд, 940-941 г.
Две монеты: Наср ибн-Ахмед с именем халифа Мухтадира, вторая - подражание Наср ибн-Ахмет, халиф Мухтадира. Еще один дирхем был найден у левого плеча. Он представляет собой грубое нечитаемое подражание [33, с. 31]. Дирхем с дырочкой, который использовался в качестве привески, был найден в погребениях Заречное II. По мнению Г. А. Федорова-Давыдова, эта монета относится ко времени Насра ибн-Ахмеда (941-943). Арабский дирхем был найден также в погребениях Стексово II, могильника в бассейне р. Теши [13, с. 54-114].
Арабские монеты IX-X вв. найдены в Саранском и Мокшанском уездах бывшей Пензенской губернии [9, с. 164]. Около 300 арабских и золотоордынских монет (К^^ вв.) обнаружены у с. Нороватова Темниковского уезда в 1896 г. [9, с. 164].
О торговых связях с Востоком свидетельствуют и некоторые вещи. Изделием
арабских ремесленников следует считать бронзовое ведро, найденное в погребении № 90 Лядинского могильника. На сосуде в его верхней части и на ручке сделана надпись на арабском языке. По сообщению В. Г. Тизенгаузена Ястребову, надпись означала: «Во имя Аллаха милосердного ми-лостливого (да будет) над обладателем его (сосуда) благодать божья, и счастье, и слава, и благополучие, и благоденствие». Подобная, но несколько упрощенная надпись имеется и на ручке ведра: «Благодать, и счастье, и радость, и слава, и долгоденствие (да будет) над обладателем его» [34, с. 13].
К вещам, привезенным с Арабского Востока, видимо, следует отнести шелковую ткань, найденную в погребениях Крюковско-Кужновского [10, с. 50] и II Жу-равкинского могильников [18, с. 73].
Об экономических связях Востока и территории, населенной мордовским населением, свидетельствуют и письменные источники и сообщения арабских писателей (Ибн Русте, Ибн-Хаукаля, Беркри). Они отмечали, что Среднее Поволжье вело с их странами очень оживленную торговлю [19, с. 132].
В домонгольское время важную роль во взаимоотношениях Среднего Поволжья с арабским миром и другими народами играли волжские булгары. Их города: Болгар, Сувар, Биляр - были важнейшими ремесленными и торговыми центрами, куда стекались торговые люди с Юга, Востока и Запада. По сути, они сосредоточивали в себя всю торговлю в Среднем Поволжье. Булгарские торговые фактории создавались на Волге, в устье Оки. По сведениям В. Н. Татищева, они возникали на землях мордвы задолго до основания Нижнего Новгорода (1221 г.) [28, с. 428]. Об этом свидетельствуют находки булгарских монет X в. на месте этих факторий. Некоторые предметы, найденные в мордовских памятниках, являются изделиями мастеров Волжской Булгарии. К ним относятся, например, отдельные типы земледельческих орудий (плужные резаки с загнутым лезвием, сер-
Славянские изделия VIII-XI вв. в мордовских памятниках: 1-4 мечи; 5 - пояс и поясной набор
пы с коротким черенком), серебряные бусы с зернью, кресала, детали от колчана, глиняная гончарная посуда и др. Многие города Волжской Булгарии были не только экономическими центрами, но и транзитными пунктами торговли с народами Западной Европы и Арабского Востока.
Особую роль в экономической и культурной жизни средневековой мордвы играло Древнерусское государство.
Впервые славянские племена столкнулись с мордвой, видимо, в середине I тысячелетия н. э. А. П. Смирнов предполагает, что в середине I тысячелетия н. э. в мордов-
Изделия русских мастеров: 1 - височная подвеска; 2 - горшок; 3 - шиферное пряслице; 4 - фубула; 5-6 - перстни; 7 - лунница;
8-10 - браслеты
ские земли проникли отдельные, весьма редкие, немногочисленные группы славян, но начиная с середины I тысячелетия н. э. они поселились в гуще мордовского населения и слились с аборигенами края [26, с. 155]. Это предположение подтверждается многочисленными находками славянских вещей в памятниках древней мордвы. В памятниках V-VII вв. до н. э. славянские вещи единичны.
В конце I - начале II тысячелетия н. э. приток славянских ремесленных изделий усиливался. Изделиями древнерусских ремесленников следует считать шиферные пряслица, центром изготовления которых является Овруч [24, с. 190]. У мордвы они обнаружены практически во всех памятниках домонгольского периода. Часто в этих древностях встречаются подвески -
Иконка с изобра- Иконка
жением с изображением
Богоматери святых Бориса и Глеба
лунницы, характерные для русского наряда. Например, лунница из Томниковского могильника имеет на поверхности узор в виде завитков, напоминающий углубления, сделанные для инкрустации или нанесения эмали. Эти изделия постоянно встречаются в славянских древностях: в памятниках Чернигова [24, с. 104], а также на городище Титчиха [16, рис. 42].
Привезенными из русских земель являются широкосерединные перстни. А. В. Арциховский считает их изделиями славянских мастеров. Он отмечает, что их частые находки зафиксированы в древних памятниках вятичей и при раскопках Старой Рязани [3, с. 81].
Изделиями древнерусских мастеров являются найденные в погребении 507 Крюковско-Кужновского могильника семи-лучевые височные кольца с ложной зернью [10, табл. 14, рис. 8; табл. 22, рис. 3].
Подобные украшения, по определению Л. В. Арциховского и Б. А. Рыбакова, характерны для радимичей. Форма семилучевого кольца была известна в различных районах Руси в Х-ХП вв. Широкое распространение она получила лишь на территории потомков радимичей, но уже в упрощенном виде [12, с. 28]. Аналогичные кольца известны в материалах городища Титчиха курганов XXI вв. Владимирской обл. и в культурном слое XII в. древнего Новгорода [12, с. 28].
В мордовских древностях в большом количестве встречаются разноцветные сте-
клянные бусы. По вопросу и о месте их производства в научной литературе существует ряд предположений. Одни исследователи считают, что такие бусы были привезены из стран Востока. Другие, например, М. В. Фехнер, полагают, что в Древней Руси существовало «собственное производство этого вида украшений» [29, с. 156]. Особенно посеребряные бусы, которые характерны для вятичей [3, с. 31]. В любом случае подобные изделия на территорию расселения мордвы попали в результате торговых связей.
В мордовских памятниках встречаются стеклянные браслеты, широко известные в материалах древнерусских городищ домонгольского периода. Обломок ложновитого стеклянного браслета был найден в погребении № 22 Мордпаркинского могильника. Местом производства подобных браслетов является Киев и считаются изделиями русских ювелиров [9, с. 159].
К числу других предметов русских ремесленников этого периода следует отнести широкосерединные «усатые» перстни и витые браслеты, а также бытовые предметы - гончарную керамику, найденную в мордовских могильниках среднего течения Цны (Пановский, Крюковско-Кужновский, Лядинский) и р. Мокши (Кельгининский).
Особо следует выделить находки в мордовских памятниках изделий русских оружейников - мечей и боевых поясов. На территории современной Мордовии известны находки четырех мечей (у с. Лаврентьево, Пурдошки - Темниковский район, Шок-шинском могильнике - Теньгушевский район, Второй Журавкинский могильник -Зубово-Полянский район).
Большой интерес представляет меч из разрушенного Пурдошанского могильника, особенно его бронзовая рукоять. Она изготовлена способом литья и богато украшена растительным орнаментом. На навершии изображена сова. По мнению отдельных исследователей, этот рисунок-символ -связан с раннесредневековым анималистическим искусством Центральной и Северной Европы [2, с. 145]. По определению
А. Н. Кирпичникова, рукоять пурдошан-ского меча изготовлена киевскими оружейниками и датируется X в. [2, с. 145]. Древнерусское происхождение этих мечей отмечали и другие исследователи. Этот шедевр ювелирного мастерства имеет полную аналогию с мечом, который хранится в Киевском краеведческом музее. Всего сходных мечей найдено не более десятка: из Киева, Житомирской, Хмельницкой областей, Старой Рязани, Литвы, из Калининграда и три - из Финляндии [2, с. 145].
Мечи из Шокшинского могильника и Лаврентьева с маркой ШШегЫ: были широко распространены в Северной и Восточной Европе в X в.
На территории Мордовии известны другие находки мечей западных типов, например, меч X в. из Журавкинского могильника.
Находки каролингских мечей на территории Мордовии можно связать с проникновением западных товаров из Киевской Руси в результате торговых отношений, а, возможно, с продвижением русского населения на Восток.
Русский импорт на территории мордвы представляют и культовые предметы - нательные крестики и иконки. Например, в мужском захоронении № 16 могильника Заречное II найдена нательная иконка. Вся композиция, состоящая из поясного изображения Богоматери с младенцем на руках, повернута вправо. Подобные предметы встречены в русском городе Ярополч-Залесский. М. В. Седова указывает, что изображение на них относится по типу к «Умилению Петровскому (или Корсун-скому)» и что аналогичные иконки кроме Ярополча, известны еще в семи пунктах. Отлиты они в двух литейных формах. Восемь иконок из девяти найдены в пределах Владимиро-Суздальской земли [13, с. 37]. На территории расселения мордвы обнаружена круглая нательная иконка поясного изображения Бориса и Глеба. Подобные иконки обнаружены в культурном слое древнего Новгорода [25, с. 195]. Два литых
крестика обнаружены в погребениях Мор-довскопаркинского могильника, а также в других регионах древнего расселения мордовских племен.
Следует отметить, что эти культовые предметы не были связаны с религиозными верованиями мордвы. Они использовались в качестве украшений и располагались в области пояса.
В ходе раскопок Кельгининского могильника в погребении и в поздней хозяйственной яме были обнаружены подвески со значками Рюриковичей. Они представляют собой литые бронзовые пластинки трапециевидной формы, покрытые с обеих сторон оловянно-свинцовым сплавом. На одной из сторон находится рельефный рисунок в виде трезубца. Знак, находящийся на обратных сторонах подвесок, стилистически напоминает трезубец Владимира Святославича. Подобные знаки встречались в Новгороде, Белгороде, в окрестностях Киева, в курганах близ Старой Ладоги, в Латвии и Прикамье [4, с. 6].
Большинство исследователей считают, что эти подвески выдавались должностным лицам, которые выступали от имени тех князей, чьи знаки изображались на подвесках. По нашем мнению, эти бляшки не являлись должностными знаками. Во-первых, они очень малы по размерам и изготовлены из дешевого металла. Во-вторых, должностные знаки выдавались на время исполнения обязанностей, т. е. могли передаваться другим лицам. В-третьих, подвески найдены в бедных инвентарем погребениях. Скорее всего, эти подвески служили в качестве пломб княжеских товаров в ходе торговых сделок. На это косвенно указывает договор от 1006 г., заключенный между Киевской Русью и Волжской Булгарией о торговле в землях по Волге и Оке.
Очень мало археологических материалов, свидетельствующих о мордовском экспорте. Видимо, основной статьей внешней торговли были продукты земледелия и животноводства, охоты, рыболовства
и бортничества. Сведения о вывозе подобной продукции находим в сочинениях средневековых авторов. Например, Гильом Рубрук (середина XIII в.) отмечал, что «к северу за Танаидом (Дон) в лесах живут два рода людей, среди них моксель, не имеющие никакого закона, чистые язычники. У них в изобилии имеются свиньи, воск, мед и меха». Он писал также, что из мордовских земель на Восток вывозились в большом количестве «дорогие меха разного рода, которых я никогда не видел в наших странах». По свидетельству Ру-брука, купец, приехавший к мордве, окружался особой заботой, «пока тот пожелает побыть в их среде» [Цит. по: 9, с. 156]. В разрушенном погребении Дубровского могильника (Ичалковский район Республики Мордовия) XI-XШ вв., кроме бортных топоров, выявлен круг воска. Диаметр круга 20 см, толщина 2 см. В центре имелось отверстие. Несомненно, эти круги воска предназначались для продажи.
Можно предположить, что, кроме продуктов земледелия и промыслов, мордва вывозила в соседние регионы и ювелирные изделия. Так, например, мордовские украшения были найдены в Салтовском могильнике [21, рис. 47, 9]. Мордовские изделия имеются и в памятниках волжских булгар - бутыльчатые, конусовидные, звездчатые подвески, ажурные привески, про-низки и спиральные браслеты. В большом количестве эти украшения представлены в погребениях Танкеевского могильника [11, табл. 10, рис. 2, 3, 9; табл. 16, рис. 6, 10].
Мордовский экспорт лучше представлен в восточнославянских древностях в памятниках Приднепровья, Ярославского Поволжья, Владимирских и Смоленских курганах. Здесь были найдены серповидные гривны с трапециевидными подвесками, ажурные шумящие привески с четырехугольным и цилиндрическим щитками и другие украшения. При раскопках городища Старая Рязань среди вещевого материала обнаружены бронзовые сюлгамы, спиральные браслеты и налобные венчики [32,
рис. 1-10, 13-15], характерные для мордовского населения.
Весь перечисленный материал, несомненно, говорит о значительных торговых и культурных связях древней мордвы с соседними племенами и государствами, особенно с Древней Русью.
Значительное место в торговых отношениях занимают торговые пути. Письменные источники дают мало сведений об этих путях. Важным и хорошо организованным был путь из Киева в Булгар на Волге. Он был разделен на 20 станций, расположенных примерно на расстоянии 70 км. По русским землям на Восток путь шел через такие города-станции: Киев-городище на Супое - Прилук - Ромен - Вырь - далее безымянные городища по направлению к Дону. По мнению Б. А. Рыбакова, десятая станция, приходящая на середину пути между Булгаром и Киевом, находилась где-то у Дона, южнее Воронежа. Здесь, по восточным источникам (Джейхани, Идриси), находилась восточная граница Руси [25, с. 85]. Восточные торговцы, двигавшиеся из Булгара на запад, сначала преодолевали пустынные мордовские леса и луговины, а затем оказывались на Дону, где эта сухопутная дорога пересекалась с донским речным путем [25, с. 85].
По данным первой половины XIII в., сухопутный путь соединял Суздаль и Булгары. Этот северный путь, который упоминается в источниках XV века [9, с. 161], проходил через мордовские земли.
Несомненно, важнейшими торговыми путями были р. Волга, Ока, Цна, Сура, Мокша и их притоки. Об этом свидетельствуют находки кладов монет, оружия и других предметов, которые располагались в основном на речных торговых путях.
Таким образом, археологический и нумизматический материал и письменные источники позволяют выделить основные направления экономических контактов, среди которых особое место занимали торговые отношения и культурные связи с древнерусским народом. Будучи ближайшими соседя-
ми древней мордвы, славянские племена не только обменивались с ней ремесленными изделиями, но и селились в гуще мордов-
ского населения, обогащая культуру двух народов и создавал условия для дальнейшего развития мордовского этноса [1].
Библиографический список
1. Арсентьев Н. М. Средневековый кризис развития мордовского этноса / Н. М. Арсентьев,
B. И. Вихляев // Гуманитарий : актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. -2011. - № 3. - С. 25- 29.
2. Артемова В. Д. Два меча XI в. из Темниковского Примокшанья / В. Д. Артемова, В. И. Шитов // Тр. МНИИЯЛИЭ. - Саранск, 1992. - С. 143-150.
3. Арциховский А. В. Курганы вятичей / А. В. Арциховский. - М., 1930. - 221 с.
4. Беговаткин А. А. Подвески со знаками Рюриковичей из Кельгиниского могильника в Мордовии / А. А. Беговаткин, В. И. Вихляев // Краевед. записки. - Саранск, 2004. -
C. 6-11.
5. Вихляев В. И. Культурные связи сурско-цнинской мордвы с алнскими племенами Северного Кавказа и Дона во второй половине I тысячелетия н. э. / В. И. Вихляев // Тр. МНИИЯЛИЭ. -Саранск, 1974. - Вып. 45. - С. 57-69.
6. Генинг В. Ф. Ранние булгары на Волге / В. Ф. Генинг, А. Х. Халиков. - М., 1964. - 200 с.
7. Гольмстен В. В. О мордовском феодализме / В. В. Гольмстен, Е. И. Горюнова // Краткие сообщения Института материальной культуры. - М., - 1940. - Вып. 8. - С. 42-48.
8. Древности мордовского народа : альбом. - Саранск, 1941. - 161 с.
9. Жиганов М. Ф. Из истории ремесла, домашнего производства и торговых связей мордвы в XШ-XVI вв. / М. Ф. Жиганов // Археол. сб. - Саранск, 1959. - № 2. -С. 138—168.
10. Иванов П. П. Материалы по истории мордвы VШ-XI вв. / П. П. Иванов. - Моршанск, 1952. -232 с.
11. Казаков Е. П. Погребальный инвентарь Танкеевского могильника / Е. П. Казаков // Вопросы этногенеза тюркоязычных народов Среднего Поволжья. - Казань, 1971. - Вып. 1. -С. 94-155.
12. Левашова В. П. Височные кольца / В. П. Левашова // Тр. Гос. ист. музея. - М., 1967. -Вып. 43. - С. 7-54.
13. Мартьянов В. Н. Арзамасская мордва в I - начале II тысячелетия / В. Н. Мартьянов. -Арзамас, 2001. - 322 с.
14. Мерперт Н. Я. Из истории оружия племен Восточной Европы в Раннем Средневековье / Н. Я. Мерперт // Сов. археология, 1955. - № 23. - С. 131-168.
15. Монгайт А. А. Абу Хамид Аль Гарнати и его путешествия в русские земли 1150-1163 гг. / А. А. Монгайт // История СССР. - 1959. - № 1. - С. 169-181.
16. Москаленко А. Н. Городище Титчиха / А. Н. Москаленко. - Воронеж, 1965. - 308 с.
17. Перетяткович Г. И. Поволжье в XV-XVI вв. / Г. И. Перетяткович. - М., 1887. - 331 с.
18. Петербургский И. М. Второй Журавкинский могильник / И. М. Петербургский // Тр. МНИИЯЛИЭ. - Саранск, 1979. - Вып. 63. - С. 57-102.
19. Петербургский И. М. К вопросу об экономических связях мордвы в I - начале II тысячелетия нашей эры / И. М. Петербургский // Тр. МНИИЯЛИЭ. - Саранск, 1976. - Вып. 52. -С. 127-146.
20. Петербургский И. М. Материальная и духовная культура мордвы в VШ-X вв. - Саранск, 2011. - 408 с.
21. Плетнева С. А. От кочевий к городам / С. А. Плетнева // МИА. - М., 1967. - № 142. - 195 с.
22. Полесских М. Р. Археологические памятники Пензенской области / М. Р. Полесских. - Пенза, 1970. - 158 с.
23. Романов Б. А. Деньги и денежное обращение / Б. А. Романов // История культуры древней Руси : в 2 т. - М., 1948. - Т. 1. - С. 370-396.
24. Рыбаков Б. А. Ремесло Древней Руси / Б. А. Рыбаков. - М., 1948. - 792 с.
25. Рыбаков Б. А. Мир истории / Б. А. Рыбаков. - М., 1984. - 350 с.
26. Смирнов А. П. Очерки древней и средневековой истории народов Среднего Поволжья и Прикамья / А. П. Смирнов // МИА. - М., 1952. - № 28. - 276 с.
27. Среднецнинская мордва VШ-XI вв. - Саранск, 1969. - 175 с.
28. Татищев В. Н. История российская с древних времен : в 5 кн. / В. Н. Татищев. - М., 1774. -Кн. 3. - 428 с.
29. Фехнер М. В. К вопросу об экономических связях древнерусской деревни / М. В. Ферхнер // Тр. Гос. ист. музея. - М., 1959. - Вып. 33. - С. 149-224.
30. Хвощев А. А. Очерки по истории пензенского края / А. А. Хвощев. - Пенза, 1922. - 150 с.
31. Цыганов Н. Ф. Заметки о древнемордовской денежной единице / Н. Ф. Цыганов // Записки МНИИЯЛИЭ. - Саранск, 1947. - № 9. - С. 137-146.
32. Циркин А. В. Русско-мордовские отношения в X-XIII вв. / А. В. Циркин. - Саранск, 1968. -111 с.
33. Шитов В. Н. Шокшинский могильник : два погребения с монетами / В. Н. Шитов // Тр. МНИИЯЛИЭ. - Саранск, 1990. - Вып. 99. - С. 21-26.
34. Ястребов В. Н. Лядинский и Томниковский могильники / В. Н. Ястребов // Материалы по археологии России. - СПб., 1893. - № 10. - С. 3-14.
Поступила в редакцию 02.07.2013.
сведения об авторе
Петербургский иван митрофанович - кандидат исторических наук, профессор кафедры истории России ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва». Область научных интересов: исследование проблем археологии Мордовии и этноархе-ологии Волго-Окского междуречья. Автор более 150 научных и учебно-методических работ, в том числе 13 монографий (7 в соавторстве), 3 учебных пособий (в соавторстве). тел.: (8342) 29-07-94 E-mail: [email protected]