Т О Р Г О В О - Э К О Н О М И Ч Е С К И Е
0 Т Н О Ш Е Н И Я К Н Р И Р О С С И И
В С В Е Т Е Р Е А Л И З А Ц И И П Р О Е К Т А « О Д И Н П О Я С - О Д И Н П У Т Ь»
Ма Хан
аспирант кафедры мировой экономики РЭУ им. Г. В. Плеханова. Адрес: ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова», 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36. E-mail: maxing8866@mail.ru
В статье раскрывается содержание понятия нового Шелкового пути, которое включает в себя два стратегических проекта: «Экономический пояс нового Шелкового пути» и «Морской Шелковый путь XXI века». Особое внимание в статье уделено торгово-экономическому сотрудничеству нового Шелкового пути, затрагивающему интересы России, стран Центральной Азии и Европы. Отдельное место в статье занимает обеспечение безопасности транспортировки нефти и газа, которое в полной мере совпадает с концепцией «Одного пояса - одного пути». В рамках рассмотрения идей экономического сотрудничества Китая и России и в развитии инициативы «Один пояс - один путь» в статье приводятся предложения по совместному использованию возможностей Северного морского пути. Cформулированы пять направлений сотрудничества и строительства «Одного пояса - одного пути».
Ключевые слова: Шелковый путь, «Один пояс - один путь», торгово-экономическое сотрудничество, Азиатский банк инфраструктурных инвестициий (АБИИ), китайская мечта.
T R A D E A N D E C O N O M I C R E L A T I O N S B E T W E E N T H E P R C A N D R U S S I A
1 N T H E L I GH T
O F T H E I M P L E M E N T A T I O N
0 F T H E O N E B E L T A N D O N E R O A D
1 N I T I A T I V E
Ma Khan
Post-Graduate Student of the Department for World Economy Department of the PRUE.
Address: Plekhanov Russian University of Economics, 36 Stremyanny Lane, Moscow, 117997, Russian Federation. E-mail: maxing8866@mail.ru
The article reveals the concept of the new Silk road, which includes two strategic projects: «the Economic belt of the new Silk road» and «Maritime silk road of XXI century». Special attention is paid to trade and economic cooperation of the new Silk road, affecting the interests of Russia, countries of Central Asia and Europe. The article is also about the security of oil and gas transportation, which fully coincides with the concept of the One Belt and One Road Initiative. Giving a review of the ideas of economic cooperation between China and Russia in the development of the One Belt and One Road Initiative the article states the proposals for joint use of the possibilities of the Northern sea route. There are also given five main areas of cooperation and construction of the "One belt one road" in the article.
Keywords: Silk road, the One Belt and One Road Initiative, trade and economic cooperation, Asian Infrastructure Investment Bank (AIIB), China dream.
Выдвинутая в 2013 г. председателем КНР Си Цзиньпином инициатива о строительстве «Одного пояса - одного пути» получила активную поддержку со стороны России и целого ряда других сопредельных с Китаем государств. Страны, расположенные вдоль Древнего Шелкового пути, стремятся согласовать взаимосвязь данной инициативы с национальными стратегиями экономического развития. Они ищут новые точки соприкосновения своих интересов для взаимовыгодного сотрудничества с Китаем.
В сентябре и октябре 2013 г. председатель КНР Си Цзиньпин в выдвинутых стратегических проектах «Экономический пояс нового Шелкового пути» и «Морской Шелковый путь XXI века» подчеркнул, что необходимо создать сообщество единых интересов и развивать общее процветание на основе принципа общности судьбы. Это имеет важное значение для нового этапа развития международной открытости Китая и совместного развития государств вдоль Шелкового пути.
28 марта 2015 г. китайский интернет-портал «Феникс Финанс» опубликовал информацию, о том что первый вице-премьер Российской Федерации Игорь Шувалов на Азиатском экономическом форуме в Бо-ао (Хайнань), заявил о решении России участвовать в капитале Азиатского банка инфраструктурных инвестиций (АБИИ) [5]. Прием заявок на участие в капитале АБИИ заканчивался 31 марта 2015 г., при этом Россия заявила о своем участии за несколько дней до этого. По сравнению с Великобританией и другими европейскими государствами (из G7 участие в капитале АБИИ не приняли только США, Канада и Япония) Россия проявила себя в этом вопросе не очень активно.
Тем не менее АБИИ является одним из основных финансовых источников реализации проекта «Один пояс - один путь». Причина слабой заинтересованности России в основном связана с геополитическими изменениями положения Китая и России.
Россия в большей степени ориентирована на Европу. Россия и Европа исторически связаны тысячами нитей еще с времен Петра I, внедрявшего в России западную культуру и технологии, и Екатерины II, имевшей немецкие корни. Длительное время Россия непрерывно пыталась вступить в Европейское сообщество и создать вместе с европейскими государствами Большую Европу, однако все эти старания не были оценины Европой [4]. В экономических связях торговля с Европой занимает половину внешней торговли России. Например, в 2013 г. объем торговли России с Европой достиг 417,5 млрд долларов, что составило 49,4% общей внешней торговли России, в том числе объем экспорта России в Европу - 283,2 млрд долларов, т. е. 53,8% всего российского экспорта; общая сумма ВВП увеличилась на 2 млрд долларов (после санкций в 2016 г. товарооборот Российской Федерации из Западной Европы составил 152,49 млрд долларов1).
В настоящее время Россия развивает идею Евразийского союза, чтобы углубить экономическое, политическое сотрудничество и интеграцию с Белоруссией, Казахстаном и другими странами СНГ. Из-за собственного экономического положения вступление в АБИИ или проект «Один пояс - один путь» могут снизить значимость России в Евразийском союзе.
14 мая 2017 г. на церемонии открытия форума «Один пояс - один путь» генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш заявил: «Инициатива отрывает новые каналы как для движения товаров, так и диалога между странами. «Один пояс - один путь» разделяет видение на мировое развитие» [1].
В то же время В. В. Путин отмечал, что многие прежние модели и факторы экономического развития практически исчерпаны. В большинстве стран кризис переживает концепция социального государства, сложившаяся в ХХ в. В логике старых подходов невозможно решить ни одну из современных проблем. Подход «Один пояс - один путь» способен стать основой для формирования большого Евразийского партнерства и позволит реализовать уникальный шанс - создать единое пространство сотрудничества от Атлантики до Тихого океана.
Реализация этой инициативы будет не только содействовать экономическому развитию, но и поможет укрепить социально-экономические, культурные и прочие обмены между странами, расположенны-
1 Федеральная служба государственной статистики / Росстат. - URL: http: // www. gks. ru
ми вдоль Древнего Шелкового пути, а также будет способствовать выстраиванию межгосударственных отношений нового типа.
«Один пояс - один путь» представляет собой конвергенцию двух проектов: «Экономического пояса Шелкового пути» и «Морского Шелкового пути XXI века». Оба проекта направлены на развитие интеграции евразийских стран. «Экономический пояс Шелкового пути» предусматривает создание трех трансевразийских экономических коридоров:
1) северного, который соединит КНР, страны Центральной Азии, Россию и Европу;
2) центрального, направленного на сближение Китая с регионами Центральной и Западной Азии, Персидского залива и Средиземного моря;
3) южного, соединяющего Китай, Юго-Восточную и Южную Азию, и Индийский океан.
Проект «Морской Шелковый путь XXI века» включает в себя создание двух морских маршрутов: из Китая через Южно-Китайское море в Южно-Тихоокеанский регион; из Китая через Южно-Китайское море и Индийский океан в Европу.
Предложенная в 2012 г. концепция китайской мечты не отходит на второй план в связи с выдвигаемой инициативой «Один пояс - один путь», а становится ее идеологической основой и способствует распространению китайской мечты за пределами КНР, так как в своем единстве (неотделимые друг от друга феномены) она приобретает выверенные формулировки, конкретное наполнение и адресную направленность. Китайская мечта - это мечта о гармоничном мире без войн и конфликтов, мире, который будет построен по принципу разумности.
Для России представляет значительный интерес северный транс-евразийский экономический коридор в проекте «Экономический пояс Шелкового пути», который должен соединить КНР, страны Центральной Азии, России и Европы. Руководство провинций Северо-Восточного Китая предлагает создать континентально-морской экономический пояс Шелкового пути провинции Хэйлунцзян, который обеспечил бы выход региона к морским портам юга Дальнего Востока России. Для этого предполагаются масштабные инвестиции в строительство трансграничного мостового перехода Полтавка - Дуннин, скоростных железнодорожной и автомагистрали Владивосток - Суйфэньхэ, проведение реконструкции портовой инфраструктуры Владивостока с помощью китайских инвестиций, программ долгосрочного лизинга и путем создания совместных предприятий. России предлагается участвовать не только в проекте Экономического пояса Шелкового пути, но и в другом масштабном китайском проекте - Новом морском шелковом пути. Тем более что от российского руководства поступило предложение продолжить его и состыковать с Северным морским путем.
Великий Шелковый путь в наши дни может стать важным энергетическим коридором для Китая. По словам господина Гун Кая из компании Petro China, распределение китайских нефтяных и газовых компаний за рубежом в полной мере совпадает с концепцией «Один пояс -один путь».
В настоящее время Китай импортирует энергоресурсы из стран Африки, Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии. Практически 80% энергоресурсов поступает в Китай через Малаккский пролив, что показывает полную зависимость транзита нефти и газа в Китай от состояния дел в Малаккском проливе. В этом регионе наблюдается политическая нестабильность, активизация террористической деятельности, разгул пиратства. Все это влияет на безопасность транспортировки нефти для Китая. С реализацией концепции «Один пояс - один путь» Китай ускорит свои действия по открытости на Запад. Кроме того, Китай расширяет свои торговые и транспортные каналы поставки нефти из России, стран Центральной Азии и Юго-Восточной Азии. Тесное сотрудничество позволит вовлечь в проект все больше местных компаний, а это будет способствовать обеспечению максимальной защиты энергетической безопасности Китая. Несомненно, строительство «Одного пояса - одного пути» позволит расширить торгово-экономические отношения со всеми странами, расположенными вдоль Шелкового пути, достичь взаимопонимания, а также укрепить культурный обмен, с тем, чтобы улучшить общую инвестиционную и деловую среду, обеспечить поддержку развития нефтяных компаний в этих странах.
В пяти ключевых аспектах сотрудничества в строительстве «Одного пояса - одного пути», включающих в себя политическое общение, инфраструктурные связи, свободный товарооборот, а также финансирование и взаимопроникновение народных чувств, инфраструктурные связи - это прежде всего строительство и развитие совместной взаимо-доволняемой инфраструктуры. В данном случае говорится о необходимости создания такой инфраструктуры, которая обеспечит не только совместную безопасность, но и безопасность в работе трубопроводов, по которым в Китай поступают энергоресурсы [3]. Строительство «Одного пояса - одного пути» предоставляет благоприятные условия для создания энергетической инфраструктуры, обеспечивая поддержку для выхода китайской энергетики на зарубежные рынки.
Список литературы
1. Видеочастота на церемонии открытия форума «Один пояс -один путь». - URL: http://www.xinhuanet.com/world/brf2017/kmszb/ index.htm
2. Минакир П. А. Россия - Китай на Дальнем Востоке: мнимые страхи и реальные угрозы / / Пространственная экономика. - 2009. - № 3.
3. «Пояс и путь» имеет особое значение для энергетической стратегии Китая. 14 октября 2016. - URL: http://russian.china.org.cn/ exclu-sive/ txt/2016-10/14/content_39490355.htm
4. ЩЖЩ- (The Prospect of Russia's Development and China-Russia Relations)) // Diplomacy. International Relations, 2016.
5. ШЖЙШПЛЖ^)) . Russia Announced that it Added an Investment Bank. - URL: http://finance.ifeng.com/a/20150328/ 13590314_0. shtml (дата обращения: 28.03.2015).
6. m (Россия) А-шшшш-.т&шш^*тш&шж. мад: иш^мш, тш^т , 2012^т^Шо
7. : .
ШРШШШ» 2017¥ШШ49-159,&1Щ
Referenses
1. Videochastota na tseremonii otkrytiya foruma «Odin poyas - odin put'» [Video Frequency at the Opening Ceremony of the Forum «One Belt — One Way». (In Russ.). Available at: http://www.xinhuanet.com/world/ brf2017/kmszb/index.htm
2. Minakir P. A. Rossiya - Kitay na Dal'nem Vostoke: mnimye strakhi i real'nye ugrozy [Russia - China in the Far East: Imaginary Fears and Real] Prostranstvennaya Ekonomika, 2009, No 3. (In Russ.).
3. «Poyas i put'» imeet osoboe znachenie dlya energeticheskoy strategii Kitaya. 14 oktyabrya 2016 [«The Belt and a Way» is of Particular Importance for The Energy Strategy of China. October 14, 2016]. (In Russ.). Available at: http://russian.china.org.cn/exclusive/ txt/ 2016-10/14/ content_ 39490355. htm
4. «Ф, ЩЖЩ- (The Prospect of Russia's Development and China-Russia Relations) , Diplomacy. International Relations, 2016.
5. (({Ш^ШмМПЛШЙ)) . Russia Announced that it Added an Investment Bank. Available at: http://finance.ifeng.com/a/20150328/ 13590314_ 0. shtml (accessed 28.03.2015).
6. m (Russia) А-шшшш-.т&шш^*тш&шж. мад: иш^мш, {ашм^т , 2012^-^0
7. мш: тт^тшттштшшяшт». ШРШШШ» 2017¥ШШ49-159,&1Щ