УДК 94(470)
АНТОШКИН Анатолий Васильевич, Гимназия № 2, г. Стерлитамак, Россия [email protected]
ТОРГОВЛЯ БАШКИРИИ В ПЕРВОМ ПЯТИЛЕТНЕМ ПЛАНЕ РАЗВИТИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА
В статье исследуется проектирование развития торговли Башкирии в первом пятилетнем плане развития народного хозяйства. На основе архивного материала анализируется динамика товарооборота, рост торговой сети и перераспределение секторов торговли, выявляется роль планирования в сохранении баланса спроса и предложения на рынке Башкирии. Торговля являлась частью производственных социалистических отношений в экономике и была основана на господстве государственного и кооперативного секторов. В соответствии с пятилетним планом торговля республики значительно эволюционировала, но в первоначальном варианте плана сохранялось сочетание рыночных механизмов регулирования с директивными методами, а контрольные цифры рассчитывались Наркоматом торговли на основании анализа рыночной конъюнктуры. Круг источников различного ведомственного происхождения, привлеченный к исследованию, позволяет также заключить, что в первоначальном плане ядром системы товарооборота оставалась именно торговля как таковая, а не централизованное распределение и нормированное снабжение. В первом пятилетнем плане кооперативная торговля проектировалась Наркоматом торговли независимо от всего кооперативного сектора. В руках потребительской кооперации находилась большая часть розничной торговли республики. Автором доказывается, что торговля Башкирии изначально проектировалась в качестве основной формы хозяйственной связи между сферами производства и потребления.
Ключевые слова: торговля, рынок, потребительская кооперация, пятилетний план, покупательный фонд, цензовая промышленность, директивное планирование, рыночная конъюнктура, Башкирия.
DOI: 10.17748/2075-9908-2016-8-1/2-45-51 ANTOSHKIN Anatoly V.,
Gimnasium No. 2, Sterlitamak, Russia [email protected]
TRADE IN BASHKIRIA IN THE FIRST FIVE-YEAR PLAN FOR THE DEVELOPMENT OF THE NATIONAL ECONOMY
The given article analyses modeling the development of trade in Bashkiria in the first five-year plan of the development of the national economy. On the basis of archive materials, it analyses the dynamics of the trade turnover, the growth of the trading network and the redistribution of trade sectors; it discloses the role of planning in maintaining the balance of demand and supply in the market in Bashkiria. Trade was part of the socialist industrial economy and was based upon the domination of the state-controlled and cooperative sectors. In accordance with the five-year plan, trade in Bashkiria was to evolve significantly, but in the first version of the plan there remained a combination of market-economy regulating mechanisms and prescriptive methods, and the control figures were calculated by the People's Committee for Trade on the basis of analyzing the market conditions. The variety of documents issued by different institutions which this article considers allows the conclusion that in the original version of the plan it was trade itself, not the centralized distribution and standardized supply that remained the core of the system of the trade turnover. In the first five-year plan cooperative trade was considered by the People's Committee for Trade regardless of all the rest of the cooperative sector. Consumers' cooperation handled the most part of retail trade in the republic. The author argues that trade in Bashkiria was slated to be the main form of economic relationship between the industry and consumers.
Keywords: trade, market, consumers' cooperation, five-year plan, buying fund, census industry, prescriptive planning, market conditions, Bashkiria.
Важность темы исследования обусловлена тем, что закономерности развития торговли Советской Башкирии могут быть верно определены только на основе анализа основных закономерностей плановой социалистической экономики. Опыт хозяйствования, приобретенный в годы первой пятилетки, имеет особую ценность потому, что государство социалистического типа взяло на себя задачу регулирования сложной по составу многоукладной экономической системы. Государство осуществляло регулирование, стремясь подчинить деятельность каждого сектора единой цели - построению обобществленной экономики. Сегодня в Российской Федерации процесс раскручивается в обратном порядке. Поле прямого государственного вмешательства и регулирования существенно сократилось, произошла правовая и экономическая дифференциация предприятий. В этих условиях крайне важно не допустить обострения противоречий между интересами субъектов системы товарооборота. Очевидна необходимость сохранения баланса интересов государства и хозяйствующих субъектов в сфере торговли. В этой связи актуальна и практически значима постановка цели в данной статье: выявление закономерностей и особенностей планирования развертывания торговли Башкирии в первом пятилетнем плане развития народного хозяйства.
В условиях перехода к плановой экономике сохранялась объективная закономерность товарного производства, которое, в свою очередь, регулировалось государственным планом. Планомерность развития социалистического хозяйства вовсе не означала устранения товарно-денежных отношений, а лишь определяла специфический характер этих отношений в условиях социализма [1, с. 5]. Планирование товарооборота в границах отдельной республики представляло ряд известных особенностей. Последние вытекали из той зависимости, в которой находилась Башкирия по отношению к народнохозяйственному механизму в целом. Объем товарооборота был обусловлен размерами товарной массы, обращавшейся на рынке. С другой стороны, рыночное предложение в пределах отдельной республики зависело не только от ее собственных производственных ресурсов, но и от того, в какой мере Башкирия могла обеспечивать свои нужды завозом продукции извне.
Это особенность имела особое значение, так как предметом пятилетнего плана развития торговли являлся главным образом посреднический товарооборот. Перспективы развития торговых оборотов намечались им, следовательно, в части, проходившей через посреднический аппарат. Товарная продукция Башкирии местного происхождения в довольно большой доле сбывалась производителем непосредственно потребителю, минуя торговый аппарат. Наоборот, ввозимая товарная масса целиком являлась объектом посреднического товарооборота. Таким образом, торговые обороты, проектируемые в республиканском масштабе, не могли развиваться в прямой и исключительной зависимости от роста товарной массы местной промышленности и сельского хозяйства. Однако динамика товарной продукции Башкирии косвенным образом влияла на размеры рыночного спроса, так как ею определялись доходы и покупательная способность населения.
Если развитие посреднической торговли (безотносительно к товароснабжению республики) зависело от платежеспособного спроса, то другим фактором, отражавшимся на цифре товарооборота, являлся уровень цен. При прочих равных условиях, то есть при неизменной покупательной способности, данный фактор оказывал влияние на потребление в пределах рынка и не поддавался достаточно точному учету со стороны местного Наркомата торговли при составлении контрольных цифр [2, л. 53].
При планировании развития торговли требовалось поддерживать необходимые пропорции в развитии всех отраслей народного хозяйства [3, с. 83]. Принимая покупательную способность населения в качестве основной предпосылки для установления возможных размеров товарооборота, следует выяснить, как она проявлялась в хозяйственной обстановке Башкирии.
Экономика Башкирии развивалась под преимущественным воздействием сельского хозяйства. Это отражалось не только на объеме, но и на качественной стороне товарного потребления населения. В такой структуре хозяйства крылась причина более или менее резких колебаний общего спроса населения от одного года к другому, а также и сезонный характер самой торговли.
С другой стороны, роль сельского хозяйства в общем развитии чрезвычайно сильно ограничивалась его низкой товарностью. За первую пятилетку в целом по Советскому Союзу по посевным площадям обобществленный сектор должен был иметь 27 млн га: 22 млн - у колхозов и 5 млн - у совхозов. Доля обобществленного сектора в валовой продукции должна была составить 16%, а в товарной продукции зерна - 43%. В связи с этим по-иному ставилась вся зерновая проблема, вся проблема снабжения городов и потребляющих районов. По мнению властей, государство смогло бы держать в своих руках такие мощные рычаги в деле регулирования товарооборота между городом и деревней, что трудности, которые страна переживала в конце 1920-х гг., в конце пятилетки должны были стать легко преодолимы [4, с. 26].
Доля товарной продукции по отношению к валовой составляла в Башкирии в 1925/1926 г. лишь 12,6%, а в 1927/1928 г. она поднялась до 14,9%, то есть незначительно [2, л. 54].
Помимо значительной доли, потребляемой в производящем хозяйстве, довольно большая часть сельскохозяйственной продукции обращалась на внутреннем крестьянском рынке, не выходя за пределы деревни. Обмен внутри деревни, понижая размер организованного товарооборота, вместе с тем не повышал покупательной способности деревни. По мере усиления влияния государственно-кооперативного аппарата на сельскохозяйственном рынке внутрикре-стьянский оборот должен был последовательно уменьшаться.
Повышение же покупательной способности деревни за первую пятилетку ожидалось главным образом в связи с общим ростом товарности сельского хозяйства. К концу пятилетки она в соответствии с планом должна была увеличиться до 20,6% [2, л. 55].
Что касается цензовой промышленности Башкирии, то по размерам своей валовой продукции она занимала гораздо меньшее место, чем валовая продукция сельского хозяйства. Следует отметить, что товарная продукция цензовой промышленности по своей абсолютной величине, наоборот, была несколько выше, чем товарная часть сельского хозяйства.
До начала реализации первого пятилетнего плана промышленность Башкирии не играла большой роли в деле снабжения местного рынка, хотя ее рост и оказывал влияние на повышение платежеспособного спроса со стороны занятых в ней рабочих. Намеченное пятилетним планом увеличение как численности наемного персонала, так и уровня заработной платы должно было полностью учитываться местным Наркоматом торговли при определении перспектив роста покупательной способности. Наряду с этим, повышение благосостояния данной группы населения должно было получить отражение и в составе потребления в сторону увеличения в нем доли промышленных товаров.
Нетрудовые и прочие группы городского и сельского населения участвовали в образовании общего покупательного фонда в сравнительно небольшой доле. Продолжавшееся сокращение численности данных категорий и, следовательно, их доходов должно было вызвать уменьшение удельного веса во всех фондах при некотором росте абсолютной суммы за счет увеличения доходов преимущественно по группе лиц свободных профессий. Направление и темп развития покупательной способности в течение пятилетки должны были предопределять-
ся изменениями доходности и социально-экономической перегруппировкой категорий населения. Эти изменения, в свою очередь, следовало рассматривать как результат намеченных планом тенденций в основных отраслях хозяйства Башкирии.
Исключая нетоварные расходы из общих доходов, получаем потенциальную покупательную способность двух главных групп населения. С присоединением покупательного фонда нетрудовых и прочих групп неземледельческого населения, как он был исчислен указанным ранее путем, общий покупательный фонд представлен по группам в следующей таблице.
Таблица 1 Запроектированная динамика развития покупательного фонда Башкирии на первую пятилетку (в тыс. руб.)
Table 1 Projected dynamics of purchasing fund Bashkiria development for the first-five-years (in thousand, RUR.)
Группы населения Абсолютные величины В процентах к 1927/1928
1925/ 1926/ 1927/ 1928/ 1932/ 1928/ 1932/
1926 1927 1928 1929 1933 1929 1933
Земледельческое население 52 918 59 286 56 141 67 592 97 832 120,4 174,3
В процентах к итогу 53,8 53,4 51,6 53,9 54,3 - -
Наемный персонал 30 176 36 430 38 540 43 505 65 540 112,9 170,1
В процентах к итогу 30,7 32,9 35,4 34,7 36,3 - -
Прочие группы неземледельческого 15 259 15 246 14 170 14 377 17 004 101,5 120,0
населения
В процентах к итогу 15,5 13,7 13,0 11,4 9,4 - -
Весь покупательный фонд 98 353 110 962 108 851 125 474 180 376 115,3 165,7
Процент 100 100 100 100 100 - -
Составлено по: НАРБ Ф. Р-976. Оп. 1. Д. 201. Л. 58.
Анализируя динамику покупательного фонда на основании не только коэффициентов по отношению к 1927/1928 г., но и путем сопоставления по отдельным социальным группам, нужно констатировать, следовательно, сохранение более или менее неизменного удельного веса его у земледельческой группы при повышении у наемного персонала. Это происходило за счет соответствующего сокращения удельного веса нетрудовых групп города. Несущественные изменения в данное распределение могло внести включение в доходы (и соответственно в покупательный фонд) собственно сельского населения сравнительно небольшой суммы получаемой ими заработной платы.
Указанный покупательный фонд неземледельческого населения относился как к промышленным, так и к сельскохозяйственным товарам. Приобретение сельскохозяйственных товаров группами крестьянства, являясь предметом внутрикрестьянского оборота, не должно было учитываться в покупательном фонде крестьянства в целом, почему в части земледельческого населения вообще он относился исключительно к промтоварам.
В то время как весь покупательный фонд населения Башкирии к концу пятилетки должен был повыситься на 65,9% относительно 1927/1928 г., в части, касающейся промтоваров, он должен был составить 71,2%. Такое различие в темпах роста покупательного фонда имело под собой основание, потому что удельный вес расходов на питание и покупку сельскохозяйственных товаров при некотором абсолютном увеличении должен был пойти на убыль, а потребление промтоваров и абсолютно, и относительно должно было усиливаться.
При составлении плана Наркоматом торговли Башкирии учитывалось, что покупательный фонд деревни, в отличие от города, должен был покрывать не только личное, но и хозяйственное потребление. Наряду с низкой доходностью ограниченная емкость деревенского рынка Башкирии указывала на слабую товарность сельского хозяйства и на сохранение в нем элементов натурального хозяйства. Установленные показатели возможного увеличения за пятилетку покупательной способности должны были приниматься в качестве отправных для определения товарооборота.
Теперь обратим внимание на планирование посреднического товарооборота. При определении товарооборота наибольшее место в пятилетнем плане отводилось вопросу о размере посреднической торговли и в первую очередь ее розничным оборотам, так как они должны были покрыть предполагаемый рост товарного потребления и спроса.
Принимая намеченный рост платежеспособного спроса, нужно подчеркнуть, что абсолютные суммы торговых оборотов не могли полностью совпадать с суммой покупательного фонда населения. Обороты отражали спрос не только населения, но и хозяйственный спрос предприя-
тий и учреждений. С другой стороны, при исчислении покупательной способности имелся в виду и спрос на товары, которые не проходили через торговый аппарат и поэтому в составе розничных оборотов не учитывались.
Взаимная обусловленность покупательной способности и товарооборота позволяла тем не менее распространять коэффициенты роста покупательного фонда и на развитие торговых оборотов, учитывая при этом лишь возможные в известных пределах изменения в процессе товароснабжения. Таким образом, сопоставляя динамику покупательной способности населения и розничных оборотов за прошлое время, можно заметить соответствие, которое по мере улучшения товароснабжения Башкирии выражалось все более полно.
В период новой экономической политики наличное предложение и ввоз товаров далеко не покрывали спроса населения. Следовало допустить, что вследствие неудовлетворенного спроса рост торговых оборотов должен был опережать намеченные темпы роста покупательной способности. Еще больший темп должен был соответствовать расширению товарооборота повышавшимся хозяйственным спросом и нуждами намеченного промышленного, жилищного и прочего строительства. Спрос на сельскохозяйственные машины, железо и строительные материалы должен был предъявляться в повышенном размере, чем по отношению к населению.
Отражаясь целиком на розничной торговле, такой хозяйственный спрос должен был неизбежно усиливать и ее. При увеличении к концу пятилетки (по сравнению с 1928/1929 г.) всей покупательной способности на 65,7% и отдельно по промтоварам на 71,2%, розничные торговые обороты по изложенным соображениям повышались по плану на 75% [2, л. 61]. Такой рост близок к тому, который был намечен во всесоюзном масштабе Наркомторгом СССР. По отдельным секторам торговые обороты намечались с учетом, во-первых, предположенного повышения оборотов государственной торговли (независимо от ее места в общем товарообороте) и, во-вторых, ожидаемого повышения удельного веса кооперативного сектора при одновременном сокращении частной торговли, что уже нашло свое отражение в движении торговых оборотов за последние годы НЭПа.
Пятилетним планом «Башторга» предполагался рост его оборотов к концу пятилетки в размере 42,8%. Несколько больший рост оборотов ожидался по Башсельхозснабжению. Если включить другие государственные организации, то общий рост оборотов государственного сектора должен был составить 45% [2, л. 62].
В отношении роста торговых оборотов потребительской кооперации, занимавшей главное место в кооперативном секторе, имелись предположения лишь по трем союзам. Розничные обороты по ним в 1932/1933 г. против 1928/1929 г. по плану увеличивались на 150% [5, л. 31]. При таком темпе доля кооперации в общем розничном товарообороте должна была подняться до 52,3% в 1928/1929 г. и до 74,5% в 1932/1933 г., что явно не соответствовало даже повысившимся материальным и организационным средствам системы.
Перспективы развития розничной торговли Башкирии, запроектированные Наркомторгом республики, представлены в таблице 2.
Таблица 2 Предполагаемые перспективы развития розничного товарооборота Башкирии (в тыс. руб.)
Table 2 Estimated prospects of retail trade turnover of Bashkiria development
(in thousand, RUR.)
Категории торговли Абсолютные величины В процентах к 1927/1928
1925/ 1926/ 1927/ 1928/ 1932/ 1928/ 1932/
1926 1927 1928 1929 1933 1929 1933
Государственная 13 619 15 718 20 000 23 100 29 000 115,5 145,0
В процентах к итогу 13,1 14,4 18,4 18,4 15,2 - -
Кооперативная 52 361 56 557 57 000 69 268 128 010 121,5 224,6
В процентах к итогу 50,5 51,8 52,4 55,1 67,3 - -
Частная 37 752 36 865 31 800 33 390 33 390 105,0 105,0
В процентах к итогу 36,4 33,8 29,2 26,5 17,5 - -
Всего 103 732 109 140 108 800 125 758 190 400 115,5 175,0
Процент 100 100 100 100 100 - -
Составлено по: НАРБ Ф. Р-976. Оп. 1. Д. 201. Л. 62.
Из представленных в таблице 2 данных следует, что планом был предположен рост удельного веса всех видов кооперации в розничном обороте до 67,3%. В таких условиях обороты частной розницы должны были в абсолютном выражении стабилизироваться на цифре 1928/1929 г., следовательно, ее удельный вес к концу пятилетки должен был снизиться до 17,5% по сравнению с 29,2% в 1927/1928 г.
Данные, приведенные в таблице 2, свидетельствуют, что укрепление позиций государственной и кооперативной торговли выражалось в систематическом повышении их удельного веса во всем торговом обороте. С другой стороны, данная тенденция сопровождалась ослаблением роли частной торговли. Впрочем, на XV съезде ВКП(б) в декабре 1927 г. было отмечено, что дальнейшее вытеснение частника с рынка кооперацией и государственной торговлей должно было происходить в меру их действительных организационных и материальных возможностей, чтобы это вытеснение не влекло за собой бреши в товаропроводящей сети и перебоев в снабжении рынка [6, с. 286].
Тем не менее еще в феврале 1927 г. коллегия Наркомторга СССР разработала мероприятия по регулированию частной торговли: снабжение товарами на договорных началах, запрет операций частных хлебозаготовителей, снижение отпуска товаров оптовикам, направление продукции кустарей в советскую торговую систему [7, с. 43].
Следует отметить, что обороты кооперативной торговли росли, несмотря на уход с потребительского рынка сельскохозяйственной кооперации. Это получило отражение в намеченном росте за пятилетку с тем исключением, что удельный вес госторговли к 1932/1933 г. несколько снижался, несмотря на запроектированный абсолютный рост оборотов на 45%.
Такое положение было вполне закономерным, если принимать во внимание, что кооперативная торговля, восполняя явно недостаточное обслуживание деревни, должна была в своем росте обогнать госторговлю, которая была предназначена в большей степени для городского потребителя.
Несколько иной характер должно было получить развитие оптовой торговли. Благодаря тому, что в Башкирии представительства синдикатов и трестов не играли заметной роли, в местном оптовом обороте отсутствовали излишние звенья. Оптовый сбыт госторговли вообще начал утрачивать свое значение (в связи с уменьшением клиентуры) настолько, что, например, в 1927/1928 г. его абсолютная цифра осталась стабильной по отношению к предшествующему году. С другой стороны, кооперативная оптовая торговля по мере того, как укреплялись торговые связи союзов с низовой сетью, стала быстро нарастать. Этот рост все более форсировался практикой генеральных договоров и транзитного товароснабжения. В частной торговле к опту условно относились предприятия, выбирающие патенты высшего разряда, обороты которых быстро падали. В перспективе частный опт должен был полностью утратить все позиции к концу первой пятилетки.
Поскольку быстро растущий хозяйственный спрос удовлетворялся в значительной части непосредственно оптовой торговлей, то рост последней в пятилетнем плане предполагался в большем темпе, чем рост розницы. Поэтому в 1932/1933 г. он проектировался с повышением по отношению к рознице до 70%, против 67% в 1927/1928 г. Его собственный рост за пятилетку должен был составить 86,2% [8, л. 80].
Вместе с тем оптовые обороты в госторговле должны были повышаться за пятилетку в меру роста ее розничных оборотов, то есть на 45%. Кооперативная оптовая торговля по указанной причине при планировании повышалась по сравнению с розницей несколько больше. К примеру, при повышении последней на 124,6% опт в 1932/1933 г. увеличивается против 1927/1928 г. на 142,8% [8, л. 80].
В отношении частной оптовой торговли было запроектировано, что таковая к концу пятилетки должна быть вытеснена полностью. Весь общий оптовый товарооборот должен был повышаться с 71 333 тыс. руб. в 1927/1928 г. до 133 280 тыс. руб. в 1932/1933 г. [8, л. 81].
Кроме того, торговый аппарат Башкирии характеризовался недостаточной плотностью. Данное обстоятельство следует из того факта, что одно предприятие обслуживало в среднем территорию в 27 кв. км [9, л. 65].
Проектируя развертывание торговой сети на первую пятилетку, следовало учитывать недостаточную степень обслуживания ею сельского населения. Наиболее крупные предприятия V и VI разрядов сосредоточивались в госторговле, предприятия III и IV разрядов - в кооперации, а ларьковые предприятия I и II разряда почти исключительно принадлежали частной торговле. От года к году шел процесс увеличения государственной и кооперативной торговли и уменьшения частной.
Дальнейшая эволюция сети должна была происходить в сторону усиления отмеченных тенденций. Поэтому принятые в плане расчеты основывались на увеличении числа торговых единиц в обобществленном секторе сообразно росту оборотов, в том числе с учетом замещения выбывающих частных предприятий.
Таблица 3 Запроектированное развитие торговой сети Башкирии в первом пятилетнем плане (в тыс. руб.)
Table 3 Projected of commercial network of Bashkiria development in the first-five-year plan (in thousand, RUR.)
Категории торговли 1927/1928 1932/1933 Соотношение в процентах
оборот число пред. оборот на 1 пред. оборот число пред. оборот на 1 пред. оборот на 1 пред. число пред.
Государственная 54 833 444 123,5 78 508 500 157,0 127,1 112,6
Кооперативная 91 500 1 309 69,9 211 782 2 700 78,4 112,2 206,3
Частная 33 800 7 000 4,8 33 390 7 350 4,5 93,8 105,5
Всего 180 133 8 753 20,6 323 680 10 550 30,7 149,0 120,6
Составлено по: НАРБ Ф. Р-976. Оп. 1. Д. 201. Л. 69.
Торговая сеть на начало пятилетки прошла значительную эволюцию, хотя и за годы НЭПа строилась относительно стихийно. Представленные в таблице 3 данные свидетельствуют, что частная торговля не подлежала полной ликвидации; Наркомат торговли Башкирии запроектировал небольшой рост с 7 000 до 7 350 мелких торговых единиц в розничной сети при несущественном снижении оборота на одно предприятие.
За пятилетку ставилась задача развертывания торговой сети сообразно емкости рынка и нуждам населения каждого района. В экономических условиях Башкирии практическому осуществлению такой задачи препятствовало, во-первых, отсутствие объединения потребительской кооперации и, во-вторых, организационная распыленность ее низовой сети. Вследствие этого в данный период не могло быть обеспечено единое руководство работой, которая в основном должна была лечь на кооперацию. Создание единого центра потребительской кооперации представляло обязательное условие в деле планомерного построения торгового аппарата [10, л. 91].
Помимо требований, предъявляемых рынком, в Башкирии, при построении торгового аппарата приходилось считаться с некоторыми специфическими трудностями, вытекающими, в частности, из слабой населенности некоторых районов. Данный факт, в свою очередь, усугублялся условиями товароснабжения и особенностями экономического тяготения в транспортной связи нескольких районов Башкирии. Поэтому вопрос о территориальном размещении представлял особое значение.
С этим же был связан вопрос о целесообразности расширения аппарата в том или другом районе дальше известных пределов. В отдельных случаях он мог и должен был решаться путем организации, например, разъездной торговли и изыскания таких форм, которые обеспечили бы коммерческую выгодность предприятия. В отношении ввоза наибольшие изменения ожидались по группе промышленных товаров, так как ввоз в Башкирию сельскохозяйственных товаров носил во многом случайный характер и его показатели имели условное значение. Наибольшее увеличение ввоза было определено планом по металлам, нефтепродуктам и по категории «прочих продуктов», к которым относили соль, сахар и мануфактуру. Возможный рост их завоза на территорию Башкирии определялся, во-первых, предполагаемым увеличением покупательной способности местного населения, во-вторых, степенью недостаточности данных товаров, которая отчетливо проявилась в годы НЭПа.
Что касается вывоза из Башкирии, то увеличение его должно было происходить в первую очередь за счет увеличение хлебных грузов. Относительно большой рост вывоза предполагался и по продуктам животноводства, которое за годы, предшествовавшие пятилетке, показывало интенсивный рост товарности. Вывоз мог ограничиваться лишь возможным ростом местного потребления. Поэтому перспективы по вывозу устанавливались путем исключения из товарной массы той ее доли, которая осядет в пределах республики и пойдет на покрытие продовольственных нужд городского населения и частично на снабжение промышленности. Довоенный вывоз хлеба по приблизительному расчету, применительно к границам Большой Башкирии, составлял в среднем за 1911-1913 гг. 295 тыс. тонн, за урожайный 1913 г. - 350 тыс. тонн. Таким образом, он превышал уровень и 1925-1927 гг., где составлял всего 217,9 тыс. тонн, а уровень 1928 г. лишь приближался к довоенному уровню [2, л. 76]. Тем не менее, вывоз хлеба был намечен пятилетним планом на 1932/1933 г. в 560 тыс. тонн [11, л. 18].
Среди иных требований, которые предъявлялись к организации торгового аппарата, нужно указать наличие необходимости повышения качества ее работы. Это относилось к полной загрузке торговых предприятий, улучшению качества отпуска товаров потребителю, особенно в
сфере потребительской кооперации, для которой эта проблема осложнялась расширением объема торговли [2, л. 70].
Проанализировав запроектированные показатели развития торговли Башкирии в первом пятилетнем плане, обратив внимание на отдельные ее участки как со стороны качественной, так и количественной, необходимо отметить, что план был направлен на усиление динамики роста товарооборота, увеличение товарности производства, заготовок разного рода сырья и развитие розничной сети. Это, несмотря на произвольный пересмотр плановых показателей в дальнейшем, создавало условия для эффективного развития народного хозяйства Башкирии.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Дихтяр Г.А. Советская торговля в период социализма и развернутого строительства коммунизма. - М.: Наука, 1965. - 402 с.
2. Национальный Архив Республики Башкортостан (НАРБ). Ф. Р-976. Оп. 1. Д. 201.
3. От капитализма к социализму. Основные проблемы истории переходного периода в СССР 1917-1937 гг. Т. 2. / под ред. Ю.А. Полякова. - М.: Наука, 1981. - 440 с.
4. Куйбышев В.В. Избранные произведения. Т. 2. 1919-1934 гг. - М.: Политиздат, 1988. - 463 с.
5. НАРБ. Ф. Р-389. Оп. 1. Д. 453.
6. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК / под ред. А.Г. Егорова. Т. 4. - М.: Политиздат, 1984. - 575 с.
7. Твердюкова Е.Д. Государственное регулирование торговли в СССР (конец 1920-х - середина 1950-х гг.): исто-рико-правовой анализ. - СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2011. - 328 с.
8. НАРБ. Ф. Р-976. Оп. 1. Д. 240.
9. НАРБ. Ф. Р-389. Оп. 1. Д. 452.
10. НАРБ. Ф. 122. Оп. 8. Д. 15.
11. НАРБ. Ф. Р-527. Оп. 2. Д. 49.
REFERENCES
1. Dikhtyar G.A. The Soviet Trade in the Period of Socialism and Extensive Formation of Communism. [Sovetskaya tor-govlya v period sotsializma i razvernutogo stroitel'stva kommunizma]. Moscow: Nauka Publ., 1965, 402 p.
2. The National Archive of the Republic of Bashkortostan. [Natsional'nyi Arkhiv Respubliki Bashkortostan]. F. R-976. Op. 1. D. 201.
3. From Capitalism towards Socialism. The Main Problems of the History of the Transition Period. [Ot kapitalizma k sotsi-alizmu. Osnovnye problemy istorii perekhodnogo perioda v SSSR 1917-1937 gg., pod red. Yu.A. Polyakova.] Vol. 2. Moscow: Nauka Publ., 1981. 440 p.
4. Kuibyshev V.V. Selected Works. [Izbrannye proizvedeniya]. Vol. 2. 1919-1934 [1919-1934 gg.] Moscow: Politizdat Publ., 1988. 463 p.
5. NARB F. R-389. Op. 1. D. 453.
6. The Communist Party of the Soviet Union in Resolutions of Convents, Conferences and Plenums of the Central Committee . [KPSS v rezolyutsiyakh i resheniyakh s"ezdov, konferentsii i plenumov TsK . pod red. A.G. Egorova]. Vol. 4. Moscow: Politizdat Publ., 1984. 575 p.
7. Tverdyukova E.D. State Regulation of Trade in the USSR (the late 1920s - mid 1950s) the Historical and Legal Analysis. [Gosudarstvennoe regulirovanie torgovli v SSSR (konets 1920-kh - seredina 1950-kh gg.): istoriko-pravovoi ana-liz]. Saint-Petersburg: Filologicheskii fakul'tet SPbGU Publ., 2011. 328 p.
8. NARB F. R-976. Op. 1. D. 240.
9. NARB F. R-389. Op. 1. D. 452.
10. NARB F. 122. Op. 8. D. 15.
11. NARB F. R-527. Op. 2. D. 49.
Информация об авторе
Information about the author
Антошкин Анатолий Васильевич, кандидат исторических наук, преподаватель истории и обществознания, Гимназия № 2, г. Стерлитамак, Россия [email protected]
Antoshkin Anatoly V., Candidate of Historical Sciences, History and Social Science Teacher, Gimnasium No. 2,
Sterlitamak, Russia [email protected]
Получена: 27.01.2016
Received: 27.01.2016
Для цитирования статьи: Антошкин А.В. Торговля Башкирии в первом пятилетнем плане развития народного хозяйства. Краснодар: Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. Том 8. № 1. Часть 2. с. 45-51.
с1о1: 10.17748/2075-9908-2016-8-1/2-45-51
For article citation: Antoshkin A.V. Trade in Bashkiria in the first five-year plan for the development of the national economy. [Torgovlya Bashkirii v pervom pyatiletnem plane razvitiya narodnogo khozyaystva]. Krasnodar. Istoricheskaya i sotsial'no-obrazovatel'naya mysl'= Historical and Social Educational Ideas. 2016. Tom 8. № 1. Vol. 2. Pp. 45-51. doi: 10.17748/2075-9908-2016-8-1/2-45-51