УДК 338
В. В. Зырянов
ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ БАЛАНС В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫМ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИМ КОМПЛЕКСОМ
Рассмотрены перспективы развития энергетики Красноярского края, вопросы потребления и выработки электроэнергии и теплоэнергии. Проанализированы проблемы и подходы к разработке топливноэнергетического баланса региона как основного инструмента формирования региональной социальноэкономической политики на средне- и долгосрочную перспективу.
Одной из целей управления региональным топливно-энергетическим комплексом (ТЭК) является поддержание желаемого уровня энергоэффективности и энергобезопасности региона. Для этого региональные органы власти в рамках своей компетенции решают большой круг задач к которым относятся следующие:
- осуществление на территории региона государственной политики в сфере энергообеспечения, направленной на повышение эффективности региона;
- достижение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей топлива и энергии;
- регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию для региональных потребителей в соответствии с действующим федеральным и региональным законодательством;
- поддержка инвестиций в модернизацию и развитие ТЭК;
- контроль за экологической безопасностью существующих и сооружаемых объектов ТЭК;
- создание экономических стимулов для использования энергосберегающих и экологически чистых технологий в процессе производства и потребления энергетических ресурсов.
Для выполнения этих задач администрации субъекта федерации, в данном случае - Красноярского края, необходимо осуществить следующие мероприятия:
- проводить мониторинг процессов обеспечения и потребления топлива и энергии в регионе и характеристик их эффективности;
- разрабатывать энергетическую стратегию региона, включая региональные методы управления;
- создавать и поддерживать законодательную базу регионального уровня с учетом специфики своего региона и текущего состояния его ТЭК и экономики;
- осуществлять корректирующие оперативные воздействия.
Ни одно из направлений этой деятельности не может эффективно осуществляться без информационной поддержки, главенствующую роль в которой играет топливно-энергетический баланс (ТЭБ) региона. Он содержит представительную и системную информацию о перетоках всех видов
энергетических ресурсов и энергии между стадиями добычи, преобразования, транспорта, распределения, хранения и конечного использования.
Несмотря на то что роль ТЭБ осознается администрациями субъектов федерации, его разработка на региональном уровне в настоящее время является большой проблемой, несмотря на солидный опыт, накопленный нашей страной в этой области. Исследования по разработке ТЭБ начались в СССР еще в 1930-е гг., что диктовалось требованиями плановой экономки. Кроме того, для этого имелись благоприятные условия, поскольку ТЭБ страны и ее регионов составлялись органами государственной статистики и планирования 1 раз в 5 лет по всем видам энергетических ресурсов.
В последующие годы подготавливались лишь суженные ежегодные балансы в целом по России, а по отдельным регионам разрабатывались расчетные энергетические балансы, которые отличались от отчетных неполнота учетом энергоресурсов и круга предприятий и организаций, сочетанием отчетных данных и экспертных оценок. В основном это было связано с появившимся многообразием форм собственности, непрозрачностью финансово-экономического положения поставщиков и потребителей топлива и энергии, недостаточной проработанностью правовых основ статистической ответственности структур, обеспечивающих производство и поставку энергетических ресурсов конечным потребителям. Отсутствует информационная инфраструктура в органах регионального управления. В научном плане проблемы мониторинга, прогнозирования и планирования ТЭБ региона в условиях переходной экономики изучены недостаточно. Все это привело к большим информационным и методическим трудностям построения ТЭБ в современных условиях.
Программой социально-экономического развития Красноярского края до 2010 г. предусмотрен рост валового регионального продукта к 2010 г. на 75...77 %, промышленного производства - на 42...44 %, продукции сельского хозяйства - на 38.42 %, розничного товарооборота и платных услуг населению - на 103.106 %.
Рост экономики края будет способствовать увеличению потребности в электроэнергии. Но темпы роста электропотребления в крае будут отставать от темпов роста экономики благодаря энергосбережению и структурной перестройке экономики, которая подразумевает увеличение в структуре производства доли менее энергоемких отраслей. Так, к 2010 г. в Красноярском крае начнется масштабное развитие нефтедобывающей промышленности, энергоемкость которой значительно ниже энергоемкости цветной металлургии. В результате при росте валового регионального продукта (ВРП) на 75-77 %, росте промышленного производства на 42-44 % электропотребление в Красноярском крае увеличится к 2010 г. на 23 % и составит порядка 60 млрд кВт-ч (рис. 1).
Прогноз потребности внешнего рынка в электроэнергии основан на среднегодовом росте спроса на электроэнергию в соседних энергосистемах (Новосибирской, Омской, Томской областей) на 2.2,5 %, где нет таких мощных энергоисточников, как в Красноярском крае. Кроме того, к 2009 г. ОАО «Русский алюминий» планирует за-
вершение строительства нового алюминиевого завода в западной части Иркутской области между Тайшетом и Талой. При предполагаемой мощности завода 600 тыс. т алюминия и 350 тыс. т обожженных анодов в год его годовое потреблении электроэнергии составит порядка 8 млрд кВт-ч. В результате потребность в электроэнергии внешнего по отношению к Красноярской энергосистеме (включая Норильскую) рынка к 2010 г. может составить порядка 10 млрд кВт-ч, а общая потребность в выработке электроэнергии порядка 70 млрд кВт-ч.
Спрос на теплоэнергию в Красноярском крае будет определяться предусмотренными Программой социально-экономического развития на период до 2010 г. темпами роста экономики и динамикой численности населения. В результате при росте ВРП на 75.77 %, росте промышленного производства на 42.44 % и снижении численности населения на 3 % потребление теплоэнергии в Красноярском крае к 2010 г. увеличится на 19 % и составит порядка 62 млн Гкал (рис. 2).
л
10
о
2003 2004 2005
ЩВнутренний рынок
2006 2007 2008 2009 2010
□Внешний рынок
Рис. 1. Прогноз потребности внутреннего и внешнего рынков в электроэнергии
70
и
50
40
30
20
10
62,3
, 59,9
^ о 56, 4 58, 1 -швв=
_________________________________^
2003 2004 2005 2006
2007 2008
2009 2010
Рис. 2. Прогноз потребности внутреннего рынка Красноярского края в теплоэнергии
Прогноз выработки электроэнергии в Красноярском крае основан на прогнозируемой потребности в электроэнергии внутреннего и внешнего рынков, а также производственных возможностях отрасли. Этот прогноз составлен на основании данных предприятий электроэнергетики Красноярского края (ОАО «Красно-ярскэнерго», ОАО «Березовская ГРЭС-1», ОАО «Красноярская ГРЭС-2») с учетом следующих факторов:
- завершения к концу 2008 г. строительства Красноярской ТЭЦ-3 с выработкой к 2010 г. 1,1 млрд кВт-ч;
- завершения к 2008 г строительства Сосновоборской ТЭЦ мощностью 117 МВт для замещения мощностей атомного реактора в г. Железногорске в соответствии с российско-американским соглашением;
- максимальной загрузки существующих энергоблоков на ОАО «Березовская ГРЭС-1» с 2006 г. и вводом в работу к 2008 г. энергоблока № 3;
- ввода в эксплуатацию в 2010 г. пускового комплекса Богучанской ГЭС мощностью 540 Мвт.
Таким образом, выработка электроэнергии в Красноярском крае к 2010 г. может составить порядка 68 млрд кВт-ч (рис. 3).
Прогноз отпуска теплоэнергии в Красноярском крае основан на прогнозируемой потребности внутреннего рынка, а также производственных возможностях электростанций и котельных.
Данный прогноз составлен на основании данных предприятий электроэнергетики Краснояр-с кого края (ОАО «Красноярскэнерго», ОАО «Березовская ГРЭС-1», ОАО «Красноярская ГРЭС-2») с учетом следующих факторов:
- завершения строительства Красноярской ТЭЦ-3 к концу 2008 г. и выработкой к 2010 г. 2,7 млн Гкал.
- завершение строительства к 2008 г. Сосновоборской ТЭЦ (478 Гкал/ч).
Отпуск тепловой энергии в Красноярском крае к 2010 г. может составить порядка 62 млн Гкал (рис. 4).
70
60
£ га
X 50 &
40
30
20
10
67,6
- 64,0
- 53 3 54, 3 55, 4 ^
50, 9 50, 7 , _ _
.ИМИ
2003
2004
2005
2006
2007 2008 2009 2010
,'(АЭС ИГЭС И ТЭС □ ДЭС
Рис. 3. Прогноз выработки электроэнергии в Красноярском крае
2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010
(Электростанции | Котельные ^Электробойлерные установки
Рис. 4. Прогноз отпуска теплоэнергии в Красноярском крае
113
0
Топливно-энергетический баланс - это система показателей, отражающая полное количественное соответствие между приходом и расходом (включая потери и остаток) топливноэнергетических ресурсов (ТЭР) в хозяйстве в целом или на отдельных его участках (отрасль, регион, предприятие, цех, процесс, установка) за выбранный интервал времени.
Этот термин выражает полное количественное соответствие (равенство) за определенный интервал времени между расходом и приходом энергии и топлива всех видов в энергетическом хозяйстве, включая изменение запасов ТЭР.
Топливно-энергетический баланс может со-ставлятьсяпо следующим признакам:
- по отдельным видам ТЭР (ресурсные балансы);
- стадиям энергетического потока (добыча, переработка, преобразование, транспортирование, хранение, использование) ТЭР;
- как единый (сводный) топливно-энергетический баланс с учетом перетоков всех видов энергии между стадиями и в целом по народному хозяйству;
- по энергетическим объектам (электростанции, котельные), отдельным предприятиям, цехам, участкам, энергоустановкам, агрегатам;
- назначению (силовые процессы, тепловые, электрохимические, освещение и т. д.);
- уровню использования (с выделением полезной энергии и потерь);
- в территориальном разрезе и по отраслям народного хозяйства.
На основании топливно-энергетического баланса принимается заключение - о достаточности или недостаточности топливно-энергетических ресурсов; возможности создания новых производств на той же топливно-энергетической базе; возможности вывоза топливно-энергетических ресурсов или необходимости их ввоза.
Топливно-энергетический баланс как основа перспективного прогнозирования спроса и предложения энергоресурсов с учетом оценки тенденций развития ТЭК становится основным инструментом формирования региональной социальноэкономической политики на средне- и долгосрочную перспективу. Топливно-энергетический баланс региона связывает воедино балансы природных ресурсов, инвестиционные планы компаний и государства, балансы производства и потребления, импорта-экспорта.
Многообразие связей энергетического сектора с другими секторами регионального хозяйства приводит к тому, что в ТЭБ региона, как в фокусе, отображаются все проблемы регионального развития, поэтому ТЭБ необходим и в кчестве информационной базы для их анализа.
Построение стоимостных ТЭБ возможно только на базе материальных балансов и является по сравнению с ними еще более серьезной информационной и методической проблемой. Однако стоимостной ТЭБ может стать важным условием успешности регулирования процессов ценообразования на региональном рынке топливноэнергетических ресурсов, проведения его маркетинговых исследований, оптимизации территориально-производственной структуры ТЭК региона, финансового анализа текущих экономических процессов и взаимодействия с бюджетной сферой и др.
В текущих условиях нестабильности и бурного развития институциональной среды, в которую погружена региональная экономика, наличие стоимостного ТЭБ позволит провести актуальные исследования влияния изменения организационных структур ТЭК и других образований, участвующих в региональных энерго-экономических взаимодействиях, на соответствующие финансовые и материальные потоки, и на отдельные составляющие бюджетов различных уровней.
V. V. Zyryanov
SUPPLY-DEMAND BALANCE IN THE REGIONAL SUPPLY-DEMAND COMPLEX MANAGEMENT SYSTEM
The region power engineering development outlooks, problems of energy intake and generation are considered. The problems and approaches to the regional supply-demand balance development as the main instrument to form regional socio-economic policy are analyzed.