Научная статья на тему 'Топливная промышленность республики Саха (Якутия) в период экономического кризиса'

Топливная промышленность республики Саха (Якутия) в период экономического кризиса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
331
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА / ФИНАНСОВО-КРЕДИТНЫЙ ИНСТИТУТ / ФОНДОВАЯ БИРЖА / СПЕКУЛЯТИВНЫЙ КАПИТАЛ / КОНЪЮНКТУРА РЫНКА / ЭНЕРГОРЕСУРСЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ефремов Э. И., Ефремов А. Э.

Анализируются причины возникновения финансового кризиса в стране и его влияние на экономику базовых отраслей, в частности топливной промышленности Республики Саха (Якутия), ставятся принципиальные вопросы по принятию антикризисных мер в отраслях региональной топливной промышленности с учетом конъюнктурных изменений на межрегиональном и международном рынках энергоресурсов, финансовой стагнации в экономике страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Топливная промышленность республики Саха (Якутия) в период экономического кризиса»

ТОПЛИВНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) В ПЕРИОДЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА

Э. И. ЕФРЕМОВ,

доктор экономических наук, главный научный сотрудник Е-таП:еКетоу@гатЫег.ги Институт региональной экономики Севера

А. Э. ЕФРЕМОВ, заместитель генеральногодиректора Е-таН:еКетоуе'1@гатЫег.ги ОАО «Якутгазстрой»

Анализируются причины возникновения финансового кризиса в стране и его влияние на экономику базовых отраслей, в частности топливной промышленности Республики Саха (Якутия), ставятся принципиальные вопросы по принятию антикризисных мер в отраслях региональной топливной промышленности с учетом конъюнктурных изменений на межрегиональном и международном рынках энергоресурсов, финансовой стагнации в экономике страны.

Ключевые слова: рыночная экономика, финансово-кредитный институт, фондовая биржа, спекулятивный капитал, конъюнктура рынка, энергоресурсы.

Экономический, финансовый, валютный, денежно-кредитный и прочие кризисы являются закономерными проявлениями рыночной экономики, причем с ярко выраженной периодичностью. В этом плане их можно рассматривать как неотъемлемую часть рыночной, либеральной экономики, «выращиваемой» на плодотворной почве, где весьма удобно не только функционирование прогрессивных рыночных институтов, способствующих развитию реальной экономики, но и распространение спекулятивных механизмов наращивания ложного капитала, не подкрепленного (не обеспеченного) материальными активами. Например, общеизвестные финансово-кредитные институты, товарные и фондовые биржи как основные рыночные механизмы регулирования экономикой, создающие условия свободного маневра денежных средств и мобилизации финансовых ресурсов, за

определенный период времени превращаются фактически в узаконенные институты спекулятивного оборота активами, ценными бумагами, акциями, облигациями, не обеспеченными физическим товаром, т. е. ресурсами в материально-вещественной форме. Следовательно, идет наращивание денежной массы, не увязанной масштабами с фактически произведенной товарной ценностью. Этот так называемый спекулятивный «воздушный» капитал создается давно апробированными и испокон веков используемыми методами.

По подсчетам международных экономических экспертов, доля спекулятивного «пустого» капитала в мировых финансовых потоках составляет порядка 85 %, и только 15% приходится на ценности реальной экономики [2].

Огромный, но пустой спекулятивный капитал, как мыльный пузырь, должен был лопнуть, поскольку красиво нарисованные «ценные» бумаги (дериваты) в реальной действительности не могли на продолжительный период времени поддержать материальную экономику, физически подтвержденный финансовый ресурс. По этой закономерной причине в середине 2008 г. произошло то, что должно было произойти, — кризис.

Поскольку российская экономика становится неотъемлемой частью глобального мирового хозяйства, все происходящие изменения в рыночных отношениях, все функциональные особенности его эфемерного финансового механизма, как в зеркальном отражении, без существенных изменений

воспринимаются на внутреннем экономическом рынке страны.

На российском экономическом пространстве, так же, как и на мировом, создается финансовый рынок, находящийся в какой-то мере под влиянием фондовых рынков США, Латинской Америки, стран Юго-Восточной Азии, а также цен на нефть.

Российский аналитик Я. Миркин отмечает, что «... около 70—80 % инвестиций в акции российских предприятий представляют собой спекулятивный капитал», т. е бумажный, не подтвержденный материальными активами. В принципе, данный негативный фактор становится одним из основных причин распространения кризиса. Потому для блокирования возможности его распространения на практике применяются различные геополитические, юридические, экономические и другие методы.

Экономический кризис в стране, естественно, усугубляется обвалом цен на международных рынках нефти. Ведь в настоящее время экономика страны практически наполовину состоит из перераспределения нефтяных денег. Согласно материалам Министерства финансов РФ, снижение среднегодовой цены нефти на каждые 5 долл. США увеличиваетдефицитна0,8 % ВВП, поэтому нефть в России уже давно подразумевается в качестве экономики. Между тем за шесть месяцев 2008 г. цены на нефть снизились в среднем в 3,15 раза, в том числе на нефть «Брент» — от 133,9 до 39,83 долл./ барр., WTI, США - от 133,44 до 39,31, аравийская легкая — от 129,55 до 39,5, на «Тиа-Хуана легкая» — от 131,05 до 46,3 долл. /барр. и т.д. (табл. 1).

Этот обвал цен, на взгляд авторов, произошел не только под влиянием мирового финансового кризиса, но и под действием других, более веских, рыночных факторов. К ним можно отнести:

• влияние спекулятивных инвесторов на нефтяных рынках;

• усиление концентрации производства нефте-ресурсов в сравнительно небольшом числе государств;

• быстрый рост нефтяных котировок при повышении чувствительности рынка в условиях развития глобального финансового кризиса и в связи с этим замедление темпов развития экономики стран мира;

• длительное противостояние государств-производителей и государств-потребителей и т.д. Несмотря на неблагоприятную конъюнктуру

международного рынка нефти, по мнению специалистов МЭА и других международных аналитиков, после 2010—2011 гг. реальные цены на нефть будут повышаться в ответ на повышение спроса и роста издержек по освоению новых месторождений в труднодоступных регионах. Разрыв между спросом и предложением значительно увеличится уже после 2010 г. Западные эксперты прогнозируют, что если цена на нефть не поднимется выше 75 долл. /барр., то через 4—5 лет объем предложения нефти может снизиться на 250 млн т в год [5].

Между тем к 2010 г. спрос на нефть в странах АТР вырастет примерно на 18% относительно 2000 г., а к 2020 г. — на 43 %. Особенно резко возрастет спрос в Китае (соответственно на 31 и 102%). С учетом того, что Япония и Республика Корея не имеют собственных запасов нефти, а добыча в Китае останется практически на достигнутом уровне неизменной, можно утверждать, что региональный спрос все в большей мере будет удовлетворяться за счет импорта [3].

Если исходить из вышеприведенных предпосылок, то даже если произойдет стабилизация цен на нефть на мировом рынке на уровне 50—55 долл./ барр., то разделение труда на международном

Таблица 1

Динамика среднемесячных цен во втором полугодии 2008 г.*

Сорт нефти июль август сентябрь октябрь ноябрь декабрь

«Брент» 133,9 115,7 98,1 73,1 49,38 39,83

133,44 116,7 103,9 76,65 57,46 39,31

Аравийская легкая 129,55 110,1 97,2 73,1 50,9 39,5

«Тиа-Хуана легкая» 131,05 114,5 101,09 75,76 50,23 46,3

Дубайская, ОАЭ 131,46 114,7 97,2 71,4 50,1 40,55

Иранская легкая 128,57 112,3 98,52 74,32 52,02 39,97

Мексиканская 130,94 114,4 100,98 75,65 50,12 36,93

Мировая 131,08 114,0 98,51 73,99 50,90 38,73

Нигерийская легкая 138,38 118,7 103,79 79,9 56,56 44,33

*Asia Dubai Fateh Spot Price FOB. http: //tonto.eia.doe.gov. 14.06.2006; US Energy Information Administration. Europe Nigerian Bonny Light Spot Price FOB. http: //tonto.eia.doe.gov. 14.06.2006; U.S. Energy Information Administration. Mediterranean. Mexico Isthmus Spot Price FOB. http: //tonto.eia.doe.gov. 14.06.2006.

рынке углеводородных ресурсов станет не только экономически эффективным, но и стратегически важным направлением в реализации национальных проектов в России. Следовательно, Восточная Сибирь и Дальний Восток России, в частности Республика Саха (Якутия), вполне могут стать ведущими партнерами в нефтяной торговле стран Восточной Азии.

Общеизвестно, что экономической основой республики является горнодобывающая промышленность, в частности топливная, созданная на базе освоения месторождений угольных и углеводородных ресурсов, а также других возобновляемых энергоресурсов. Предприятия топливной отрасли в целом являются экспортно ориентированными. Следовательно, производственная база, как имеющая определенную связь с международной экономикой, предрасположена к ее непосредственному влиянию. Кроме того, региональная экономика как структурная составляющая национальной экономики также оказывается в поле действия глобальной мировой депрессии. Соответственно, все основные признаки экономического кризиса так или иначе будут проявляться в региональном хозяйственном пространстве, например в виде некоторого спада производства в предприятиях базовых отраслей экономики, возникновения определенных тенденций роста безработицы, снижения жизненного уровня некоторой части населения, проявления признаков расстройства финансово-кредитной системы, несоответствия доходной части регионального бюджета их расходам, роста дефицита в инвестиционных ресурсах и т. д.

В настоящее время еще весьма сложно выделить эти признаки и однозначно связать их непосредственно с кризисными факторами, поскольку не исключается возможность того, что экономические изменения в отраслях производства могут быть издержками предыдущего периода хозяйствования. Определенных изменений в региональной экономике, соответственно в экономике горнодобывающей промышленности, скорее всего можно ожидать в первой половине 2010 г. В этом плане правительством республики совершенно правомерно в опережающем режиме принимаются меры по поддержанию финансового сектора, конкретного производительного труда, более стабильного уровня жизни населения, базового потенциала отраслей горной промышленности, являющихся в перспективе основами дальнейшего социально-экономического развития республики.

Ключевую роль в промышленном производс-

тве республики наряду с угольным комплексом играет нефтегазовая отрасль. Она имеет определяющее значение в обеспечении жизнедеятельности населения и функционирования экономики республики. От эффективности функционирования данной отрасли промышленности зависит развитие практически всех отраслей экономики республики, и в том числе социальной сферы. Поэтому развитию данной отрасли со стороны не только региона, но и России уделяется большое внимание. В результате этого начавшийся к концу 2008 г. финансовый кризис практически не повлиял на технико-экономические показатели нефтегазовой промышленности. Наоборот, в 2008 г. наблюдается рост объемов добычи природного газа на 11,6%, значительно возрос объем добычи нефти — в 2,3 раза.

Основной причиной такого положения является экономическая устойчивость крупных топливных комплексов с экспортной ориентацией общенационального значения. Так, достаточно заметный рост объемов добычи нефти связан с освоением новых месторождений нефти, в частности Талаканского нефтегазоконденсатного месторождения, ОАО «Сургутнефтегаз», где были уже выделены огромные инвестиционные ресурсы до кризисных проявлений.

Строительство нефтепровода «Восточная Сибирь — Тихий океан» (ВС—ТО) на территории республики резко повысило рентабельность инвестиционного проекта. Начиная с октября 2008 г. с запуском участка «Усть-Кут—'Талаканское месторождение» нефтепровода «ВС—ТО» начата поставка нефти за пределы республики. В 2008 г. добыто 598 тыс. т нефти [6], что в 2,5 раза больше, чем в 2007г. В целом по республике добыто 675,7тыс. т сырой нефти (табл. 2).

По планам ОАО «Сургутнефтегаз», в 2009г. объем добычи нефти составит 1 900 тыс. т, что втрое будет превышать уровень 2008 г. В результате уже сегодня нефтяная промышленность вышла на второе место по общему объему налоговых платежей, отчисляемых в бюджет республики. Таким образом, в преддверии кризиса была своевременно осущест-вленадиверсификация экономики республики.

Несмотря на наличие положительных моментов, также существуют отдельные проблемы регионального характера, связанные, прежде всего, с ростом цен на жидкое топливо. Данная проблема хорошо освещена в средствах массовой информации. На рост цен на топливо, в частности на автомобильный бензин, в республике влияют три

Таблица 2

Добыча нефти по районам Республики Саха (Якутия), тыс. т

Район Год

1990 2000 2005 2006 2007 2008

Республика Саха (Якутия) 41,0 345,1 334,4 324,4 296,7 675,7

Анабарский 0,3

Ленский 207,5 280,5 263,1 243,9 555,5

Мирнинский 41 137,3 53,9 61,0 52,8 120,2

Источник. Годовой отчет ОАО «Сургутнефтегаз», ОАО «Транснефтегаз». Якутск, 2009.

фактора: транспортные расходы, торговые наценки посредников и монополизация рынка (сговор между поставщиками топлива). Осенью 2008 г. во многих субъектах Российской Федерации произошло общее снижение цены на бензин, кроме Республики Саха (Якутия) и некоторых северных областей России. Данное обстоятельство свидетельствует об отсутствии действенных механизмов снижения цен на нефтепродукты. В этих условиях, на наш взгляд, создание альтернативного производства по добыче и переработке нефти на базе ЗАО «Сун-тарнефтегаз» или создание новых предприятий с республиканским подчинением позволило бы увеличить поступление денежных средств в бюджет республики и расширить возможности Правительства по управлению процессом ценообразования на производимую продукцию. Кроме того, развитие альтернативного производства в Республике Саха (Якутия) даст возможность на первых порах обеспечить относительно недорогим топливом производственные отрасли экономики, а затем и весь объем потребления отраслей экономики.

В целом можно сказать, что финансовый кризис пока не оказал ощутимого влияния на технико-экономические показатели нефтегазового комплекса республики, однако продолжающаяся общая стагнация экономики в стране может отразиться на нем в последующих годах. Принятые в начале 2009 г. решения Правительства Российской Федерации по сохранению финансирования мегапроектов в Республике Саха (Якутия) станут решающей антикризисной мерой, позволяющей дальнейшему развитию региональной нефтегазовой отрасли, соответственно и экономики республики, несмотря на жесткое влияние негативных факторов финансово-экономического кризиса.

По сравнению с нефтегазовой отраслью в конце 2008 г. ситуация на угольном рынке резко ухудшилась, кризис в финансовом секторе перерос в глобальный экономический кризис, потянув за собой реальный сектор экономики. Падение цен на уголь началось в III квартале 2008 г. и пришлось в основном на IV квартал. На фоне снижения

или стагнации объемов производства у ведущих экспортеров продукции черной металлургии в конце 2008 г. снизилась потребность в коксе, и, как следствие, снизилась добыча коксующегося угля, составляющая 2/3 от добываемого объема углей ОАО ХК «Якутуголь», планируемая добыча которых составит в 2009 г. всего 6,7 млн т угля против 11,9 млнтв 2008 г.

По итогам I квартала 2009 г., даже этот заниженный план добычи угольным разрезом «Нерюн-гринский» выполняется сегодня лишь на 47 %. По итогам 5 мес. 2009 г., добыча угля по сравнению с предыдущим годом того же периода снизилась почти в три раза — с4 556 до 1 728 тыс. т.

Суммарные заказы ОАО «Якутуголь» на перевозки в июне 2009 г. составляют всего лишь 250 тыс. т, в июле — 300тыс. т. Для сравнения отметим, что в предыдущем году Нерюнгринский угольный разрез выдавал потребителям до 950тыс. т угля в месяц. В связи с резким падением производства численность работников, находящихся в простое по вине работодателя, составляет в «Якутугле» 1 178 чел., 122 работника находятся в отпусках без сохранения зарплаты [1].

Несмотря на проблемы с финансированием, возникшие на фоне экономического кризиса, темпы строительства подъездного пути к Эльгин-скому месторождению сохраняются, поскольку он является одним из приоритетных инвестиционных проектов компании «Мечел». Первая добыча угля с Эльгинского угольного месторождения ожидается в начале 2010 г. Кроме того, в Схему комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 г. включены проекты строительства шахты «Денисовская» проектной мошностью до 4,5 млн т и шахты «Чульманская» мощностью до 1 млн т на начальном этапе [4].

Естественно, что в условиях экономического кризиса изменились отдельные факторы создания того или иного крупного предприятия в угольной промышленности и конъюнктура рынка сбыта угольной продукции. Тем не менее перспектива

создания крупной угольной промышленности в республике на сегодня остается актуальной и жизненно важной.

Финансово-экономическое положение топливной промышленности Республики Саха (Якутия) в какой-то мере определяет дальнейшее развитие не только регионального хозяйства, но и национальной экономики. Такое приоритетное положение данной отрасли стало обусловливающим условием принятия своевременных антикризисных мер по поддержанию и дальнейшему интенсивному ее развитию со стороны не только Правительства Республики Саха (Якутия), но Российской Федерации. Поэтому в республике более четко и своевременно были намечены основные стратегические направления региональных антикризисных мер. Кроме того, в качестве более действенных мер можно считать также подписание распоряжения Правительства РФ «О разработке документации по проекту комплексного развития Южной Якутии», включающего строительство Канкунской ГЭС, Эльконского ГМК, Южно-Якутского ГМК с общей стоимостью порядка 422,5 млрд руб., а также достижение результатов в возможности получения компанией «Мечел» крупного кредита из федерального бюджета в объеме порядка 44 млрд руб. [2].

Здесь следует напомнить, что новые, причем масштабные, инвестиции — это базовый потенциал развития экономики региона, создания производственной и социальной инфраструктуры, новых рабочих мест и, самое главное, формирования финансовых ресурсов, способствующих эволюции муниципальных образований республики и т. д.

В экстремальных условиях кризиса не менее важными могут быть целевые мероприятия, направленные на поддержание действующих и строительство новых производственных мощностей, отличающихся высоколиквидной продукцией, соответственно быстрой экономической и налоговой отдачей. В этом плане, отмечая их позитивные стороны, в качестве антикризисных мер могут быть предложены следующие направления: • укрупнение и усиление производственного потенциала многочисленных не зависимых друг от друга мелких нефте- и газодобывающих предприятий на основе технологической и экономической интеграции, интенсификации инновационных и диверсификационных процессов при всевозможной координирующей и целевой инвестиционной поддержке со стороны регионального правительства;

• принятие действенных мер, исключительно принципиального характера, по доведению до конечной цели давно начатого строительства нефтеперерабатывающих мини-заводов (Ире-ляхского, Таас-Юряхского и Витимского);

• поддержка инновационного предложения строительства углеперерабатывающей установки на базе использования кангаласских бурых углей. Реализация данного проекта дала бы реальную возможность с учетом развития газоперерабатывающего производства решить проблему эффективного снабжения потребителей Центральной Якутии моторным топливом, поддержания и дальнейшего инновационного развития Кангаласского разреза, где создана сравнительно развитая производственная и социальная инфраструктура, а также обеспечения занятости местного населения;

• разработка проекта технологической системы безтрубопроводной газификации заречных районов на основе сжиженного природного газа и включение его в программу газификации населенных пунктов Республики Саха (Якутия).

Исходя из приведенных фактов можно сказать, что антикризисная политика Республики Саха (Якутия) с учетом всех возможных изменений в мировой экономике должна обеспечить условия формирования и развития быстро ощутимого по экономической отдаче инновационного производственного потенциала на базе эффективного использования собственных природных, материальных, интеллектуальных и финансовых ресурсов.

Список литературы

1. Годовой отчет ОАО ХК «Якутуголь. Нерюнгри, 2008.С. 15.

2. Ефремов Э. И. Острые грани экономического кризиса / Парламентская газета Ил Тумэн. 03.04. 2009г. С. 6-7.

3. Ефремов Э. И., Ефремов А. Э. Освоение угольных и углеводородных ресурсов Якутии: состояние и перспективы. Новосибирск: Наука, 2008. С. 228-230.

4. Мировая добыча нефти / БИКИ. 12.04. 2008. С. 13-15.

5. Симонов ^.Трубопровод — понятие политическое // Нефть России. 2009. № 1. С. 28-31.

6. Статистический ежегодник Республики Саха (Якутия). Якутск: Якутский край, 2008. 676 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.