Научная статья на тему 'Толковая Палея о мироздании и познании'

Толковая Палея о мироздании и познании Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1016
301
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Epistemology & Philosophy of Science
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Ключевые слова
ДРЕВНЕРУССКАЯ КНИЖ НОСТЬ / ПАЛЕЯ / ШЕСТОДНЕВ / КАРТИНА МИРА / АН ТРОПОЛОГИЯ / ПОЗНАНИЕ / АНТИЧНАЯ НАУКА / ЖИ ТЕЙСКИЙ ОПЫТ / АРГУМЕНТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Герасимова И. А., Мильков В. В.

«Палея Толковая» – энциклопедический памятник Древней Руси, предположительно созданный в домонгольскую эпоху. Пред ставляет интерес онтологическая и эписте мологическая проблематика Палеи. Анали зируются своеобразие сочетания античной науки с житейским опытом, особенности ар гументации и ментальности древнерусского книжника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Толковая Палея о мироздании и познании»

[^онтекс

ЭПИСТЕМОЛОГИЯ & ФИЛОСОФИЯ НАУКИ • 2013 • Т. XXXVI • № 2

Т

Цолковая Палея о мироздании и познании

И.А. ГЕРАСИМОВА, В.В. МИЛЬКОВ

«Палея Толковая» - энциклопедический памятник Древней Руси, предположительно созданный в домонгольскую эпоху. Представляет интерес онтологическая и эпистемологическая проблематика Палеи. Анализируются своеобразие сочетания античной науки с житейским опытом, особенности аргументации и ментальности древнерусского книжника.

Ключевые слова: древнерусская книжность, Палея, Шестоднев, картина мира, антропология, познание, античная наука, житейский опыт, аргументация.

Толковая Палея: аспекты исследования

Памятник древнерусской книжности «Палея Толковая» можно по праву назвать энциклопедией богословских, философских, естественно-научных и повседневных знаний. Он был создан русским автором и представляет собой опыт оригинальной переработки весьма значительного объема книжных источ-

ников в первые столетия христианизации Руси. Создатель «Палеи» использовал уже существующие русские перево-

ды библейских книг1, тексты произведений святоотеческого круга и апокрифы1 2. В историографии утвердилась точка зрения, что памятник был создан в Древней Руси еще в домонгольскую эпоху3, хотя древнейшие списки этого произведения датируются XIV-XV вв.4 Разные списки памятника, а также философски значимые отрывки из него издавались как в оригинале, так и с переводом, снабженным комментариями текстологического, исторического и философского характера5.

Не только по частоте встречаемости, но и по своим содержательным признакам Палея Толковая с полным правом может быть отнесена к разряду ключевых памятников древнерусской книжности. Сюжетно-тематически памятник выстроен из толкований бытийных и исторических разделов ветхозаветной части Библии. В контексте богословской экзегезы в Палее рассматриваются различные аспекты космогенеза и мироустройства, сотворение первого человека и устройство человеческого организма, взаимодействие души и тела, формы духовных сущностей, природные стихии, естественно-научное понимание физических явлений, библейский этап истории человечества. В Палее формулировались основы православного мировоззрения, задававшиеся компактной суммой протолкованных постулатов Св. Писания и принятых в восточно-христианской церкви вероучительных истин. Православное мировоззрение задавало ориентиры в

1 См.: Михайлов А.В. Общий обзор состава, редакций и литературных источников Толковой Палеи // Варшавские университетские известия. 1895. № 7. С. 1-21; Он же. К вопросу о тексте Книги Бытия пророка Моисея в Толковой Палее // Там же. № 9. С. 1-35; 1896. № 1. С. 1-23; Он же. К вопросу о происхождении и литературных источниках Толковой Палеи // ИпоРЯС. 1928. Т. 1, кн. 1. С. 49-80.

2 См.: Истрин В.М. Редакции Толковой Палеи // В.М. Истрин. Исследования в области древнерусской литературы. I-V. СПб., 1906. С. 71-72, 88-90; А.В. Михайлов. Общий обзор состава, редакций и литературных источников Толковой Палеи. С. 18-19.

3 Текстологи обосновывают русское происхождение текста и обычно датируют его создание XIII в. (См.: Михайлов А.В. К вопросу о тексте Книги Бытия. С. 21; Истрин В.М. Исследования в области древнерусской литературы. С. 46); Рыстен-ко А.В. Материалы для литературной истории Толковой Палеи // ИОРЯС. 1908 Т. XIII, ч. 2. С. 324-350; См.: Адрианова В.П. К литературной истории Толковой Палеи. Киев, 1910. С. 5-7; 26-29; Творогов О.В. Древнерусские хронографы. Л., 1975. С. 12-13, 18, 31-33; Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. I. XI-первая половина XIV в. Л., 1987. С. 286. Более ранняя датировка произведения обычно увязывается с гипотезой о его южнославянском или даже византийском происхождении (См.: Успенский В.М. Толковая Палея. Казань, 1876. С. 127; Жданов И.Н. Соч. Т. 1. СПб., 1904. С. 468).

4 О рукописной традиции памятника и списках ее представляющих см.: Милъ-ков В.В. Палея Толковая: редакции, состав, религиозно-философское и энциклопедическое значение памятника // Палея Толковая. М. : Согласие. 2012. С. 601-629.

5 Публикации текста см.: Палея Толковая по списку, сделанному в Коломне в 1406 г. М., 1892; Философские и богословские идеи в памятниках древнерусской мысли. М., 2000. С. 114-204; Палея Толковая. Антропологический раздел // М.Н. Громов, В.В. Мильков. Идейные течения древнерусской мысли. СПб., 2001. С. 561-712; Палея Толковая. М., 2002. (2-е изд. М., 2012). Палея Толковая и содержащаяся в ней проблематика космологического характера // Космологические произведения в книжности Древней Руси. Ч. II. СПб., 2009. С. 158-369.

[Еонтекс1

жизни средневекового русича, составляло общую канву, в которую вплетались естественно-научные познания и житейский народный опыт. Составитель Палеи вложил в свое произведение сведения самого широкого характера, включая научные данные из астрономии, календаря, медицины, географии, климатологии, этологии, истории, физиологии, психологии и некоторые другие.

Текст памятника изучался в основном в произведениях текстологов6, историков и филологов разного профиля7, исследователей межкультурных контактов (особенно русско-византийских и русско-еврейских)8. Имеются отдельные работы, посвященные философским и естественно-научным аспектам Палеи9.

Целью данного исследования является вычленение смысловых аспектов Палеи, значимых в контексте проблематики эпистемологии и философии науки. Памятник древнерусской культуры представляет интерес не только тем, что дает возможность судить о своеобразии отечественной ментальности, но еще и тем, что имеет отношение к такому феномену духовной жизни, который можно назвать народной

6 См.: Михайлов А.В. К вопросу о происхождении и литературных источниках Толковой Палеи. С. 49-80; Michailov A. Zur Entstehungsgeshichte der «Tolkovaja Paleja» // Zeitschrift fur slaviche Philologie. 1927. Bd. 4. S. 115-131; Славова T. За протографа на Тълковната Палея // Palaeobulgarica. 1991. № 3; Баранкова Г.С. О взаимоотношениях «Шестоднева» Иоанна экзарха Болгарского и «Толковой Палеи» (текстолого-лингвистический аспект) // История русского языка. Исследования и тексты. М., 1982. С. 262-277.

7 См.: Кузьмин А.Г. Начальные этапы древнерусского летописания. М., 1977. С. 105; Борцова И.В. Легендарные экскурсы о разделении земли в древнерусской литературе // Древнейшие государства на территории СССР. М., 1989. С. 178-185; Пиотровская Е.К. Древнерусская версия «Христианской Топографии» Козьмы Индикопло-ва и «Толковая Палея» // ТОДРЛ. Т. 48. СПб., 1993. С. 138-141; Черная Л.А. Взгляд на человеческую природу в древнерусской литературе // Древнерусская литература: Изображение природы и человека. М., 1995. С. 131; Демин А.С. Древнерусская литературная анималистика // Там же. С. 91; Робинсон А.Н. Литература Древней Руси в литературном процессе Средневековья XI-XVIII вв. М., 1980. С. 184.

8 См.: Jonge M. de. The Testaments of the Twelve Patriarchs and the New Testament // Studia Evangelica. 1959. P. 546-556; Idem. Christian Influence in the Testaments. 1960. № 4; Idem. Testaments of the Twelve Patriarchs. The Study of their Text, Composition and Origin. N.Y., 1975; Алексеев А.А. Русско-еврейские литературные связи до XV в. // Jews and Slavs. Ierusalem: St. Petersburg. Vol. 1. 1993. P. 63-67; МещерскийН.А. К вопросу об изучении переводной письменности Киевского периода // Мещерский Н.А. Избранные статьи. СПб., 1995. С. 271-272, 298-299; Он же. К вопросу о византийско-славянских литературных связях // Там же. С. 314; Топоров В.Н. Святость и святые в русской духовной культуре. Т. 1. Первый век христианства на Руси. М., 1995. С. 355-356.

9 См.: Палея Толковая. Антропологический раздел // М.Н. Громов, В.В. Мильков. Идейные течения древнерусской мысли. СПб., 2001. С. 561-712; Палея Толковая и содержащаяся в ней проблематика космологического характера // Космологические произведения в книжности Древней Руси. Ч. II. СПб., 2009. С. 158-369; Райнов Т. Наука в России XI-XVII веков: очерки по истории донаучных и естественно-научных воззрений на природу. М. ; Л., 1940. С. 74-76, 100-104; Водолазкин Е.Г. К вопросу об арабских наименованиях планет в древнерусской книжности // ТОДРЛ. СПб., 1996. Т. 49. С. 677-683; Симонов Р.А. Календарь Палеи Толковой // Проблемы источниковедения истории книги : межведомственный сборник научных трудов. Вып. 3. М., 2000. С. 39-52; Щеглов А.П. Философское содержание «Толковой Палеи» по материалам русских рукописей. М., 1994.

наукой. В Палее приводятся выводы и данные античной науки, а наряду с этим обобщаются обыденный житейский опыт и практики, которые подкрепляются аргументацией и описанием реальных и мысленных экспериментов. В Палее содержатся сведения эпистемологического характера о познавательных способностях, уме и чувствах, об ошибках чувственного восприятия, о роли образования и интуиции верующего. Особый интерес представляет аргументация от сверхъестественного, которой в соответствии со средневековыми стереотипами широко пользуется составитель Палеи.

Прежде чем перейти к рассмотрению этой проблематики, обратим внимание на некоторые особенности произведения. Текст представляет собой компиляцию с последующим творческим развитием идей самого автора. В ряд сюжетов включены заимствования из апокрифов, что свидетельствует об определенной свободе действий автора, периодически выходившего за рамки канона. Разнородный компилятивный материал объединяется личностью составителя, отдавшего предпочтения тем или иным сюжетам и мнениям. Две позиции - что написано и как написано, - позволяют судить об индивидуальном стиле мышления древнерусского книжника. Религиозно-философское мышление составителя сочеталось с житейской мудростью, для которой характерно образное, предметно-чувственное мировосприятие. Символизм воспринимается, если он расшифрован, в противном случае преобладает буквалистское прочтение смыслов.

Стремление увязать метафизическое с физическим, сверхъестественное с естественным, философски-богословское с житейским отвечает общей установке архаичного миропонимания, в основе которого лежит осмысленный в античной философии принцип гармонии как скрепы, соединения макро- и микрокосма, согласованности социума, человека и мира. Доктринальные установки задают ориентиры в общей картине мира. В нее вписываются осмысленные античной наукой знания и житейский опыт, который можно назвать народной наукой. Включенность нравственных устоев и эстетических установок относительно красоты как гармонии целого в общую картину мира - характерная черта архаической, природосообразной науки.

Следует иметь в виду, что натурфилософские представления о космоустроении и объяснения естественно-научного характера официально не считались доктринальными. Антиохийская, каппадокийская и александрийская богословские традиции предлагали свои модели космоустройства10. Общей чертой христианской экзегетики было стремление отгородиться от античной натурфилософии, притом что имелись прямые заимствования у предшествующих мыслителей.

10 См.: Милъков В.В. Геоцентризм и другие космологические концепции в древнерусской книжности // Космологические произведения в книжности Древней Руси. Ч. I. СПб., 2008.

О

[^онтекс1

Тексты Аристотеля, систематизировавшего античные знания, заимствовались без указания первоисточника. Размежевание проходило и по способу познания. Боговдохновенность усматривалась в простоте непосредственного разумения истины и ее изложения. Считалось, что античные ученые претендовали на всеведение без помощи свыше, вторгаясь в сферу сокровенного, а это в новозаветном понимании грех гордыни. Христианские экзегеты (одни в большей, а другие в меньшей степени) обращались к философии как к логическому инструменту, опирались на некоторые философские положения, изымая их из общего контекста древнегреческих философских систем. Данная установка красноречиво выражена в Палее: «Как мы можем познать ту вышнюю славу, которую Творец установил своей властью и о которой божественный Павел сказал “Иная слава небесных, иная слава земных” (1 Кор. 15:40) <. .> Владыка потому сказал: “Отче, Ты утаил от мудрых и разумных” (Мф. 11:25), что древние философы, Платон и Аристотель и прочие витии, много думали о небесном творении, но познания не получили; нам же, сущим младенцам, [через] евангелие Христово и апостольское Предание Владыка открыл по своей благодати»11.

Характерно, что в Палее естественно-научное объяснение часто заменяется аргументами от авторитета и от сверхъестественного, а понятийное мышление уступает место предметному. Средством отмежевания от античной науки в определенной мере служили буквализм или буквалистское понимание символов, что наиболее характерно для антиохийской традиции богословия, к которой тяготел и составитель Палеи.

Представляется, что метод сравнения наилучшим образом позволит прояснить детали индивидуального стиля мышления древнерусского книжника.

Самобытность космологической модели в Палее

Не выходя за рамки, постулируемые христианской доктриной, Палея определяет предельные основания бытия, когда повествует о Боге, о творении материального мира и о ноуменальной (ангельской) сфере. Автор строго и последовательно руководствуется мировоззренческими установками ветхозаветной части Библии, в соответствии с которыми он реализует принципы дуальной онтологии. Как в Библии, так и в начальных разделах Палеи картина мироздания структурирована и иерархизирована, но при этом структурно-иерархи- 11

11 Палея Толковая ; пер. А.М. Камчатнова. М., 2012. С. 108. Далее: Палея. Ссылки делаются на перевод. При необходимости даются отсылки на листы оригинала, с которого сделан перевод.

ческая схематика полярна. Высшая супранатуральная сфера, где пребывает Бог-Творец (абсолютная, высшая реальность), противопоставлена природной материальности, описываемой в понятиях креационизма, финализма и трансформаций. Составитель Палеи исходит из того, что полярные сферы, принципиально отличные друг от друга по своей природе, находятся в состоянии разорванности. В экзегезе на события первого и последующего дней творения Бог описывается как трансцендентный Абсолют, пребывающий вне пределов материальности. Он вечен, неизменен и бесконечно превосходит сотворенную им низшую реальность - изменчиво-текучую, склонную к распаду и поэтому весьма несовершенную. В дуальной онтологии Палеи надприродный Абсолют противопоставлен творению, а сотворенный мир по отношению к Творцу назван «иным миром», соответственно постулируется сущностное несмешение духовного и материального начал и удвоение (причем неравноправное) бытия.

Палея выделяет в картине бытия срединный слой - ангелов, которые обладают более высоким онтологическим статусом, чем природа, но более низким, нежели Бог. Они относятся к числу первотворений и наделяются почти духовной, а точнее сказать тонкоматериальной световой природой. В онтологическом смысле - это смешанные духовно-материальные сущности. Обладая такой природой, ангелы могут одновременно находиться в ноуменальной сфере и быть причастны вещественному миру, с которым они имеют общее свойство со-творенности, но от которого отличаются почти нематериальностью и бессмертием. Бесплотные силы разделены на три иерархии, каждая из которых в свою очередь членится на три иерархически соподчиненных ступени. Здесь - влияние неоплатонических установлений Псевдо-Дионисия Ареопагита, согласно которым ангелы олицетворяют собой пограничность в дуально организованной структуре мироздания. В силу двойственности (сопряженность идеальности с сотворен-ностью) они рассматривались в качестве связующего звена между Богом и материальным миром. Палея представляет ангелов служебными духами, которые осуществляют «несмесное» соприкосновение вечного и тленного. Как исполнители божьей воли - они посредники, но в этой своей функции они, соединяя, разграничивают горнюю и дольнюю сферы. С помощью этих посредников Вседержитель управляет природными процессами и народами. Ангелология - характерный признак антиохийской богословско-философской традиции и важный типологический признак рассматриваемого памятника.

Материальные сущности вторичны, их бытийный статус всецело подчинен божественному надприродному началу. В качестве материального субстрата бытия Палеей полагается четверица первоначал: огонь, воздух, земля и вода. В данном случае составитель Палеи воспроизводит те же генетически восходящие к античности взгляды, что и хорошо известный ему «Шестоднев» Иоанна экзарха Болгарского, в

[^онтекс1

котором в качестве первооснов многообразного мира фигурируют четыре первоэлемента12. В обоих памятниках при описании космогенеза каждая из стихий отождествляется с одним из первотворений: самотождественные себе земля и воды, воздух, описываемый как дыхание ветреное, и огонь как стихия, причастная небу и свету и проявляющая себя в земном мире.

В Палее в образной форме воспроизводится философский принцип единого во многом (единства множественного), который мыслится как закон, данный Творцом тварному миру. Примечательно пояснение данного принципа со ссылкой на слова апостола Павла о единстве источника - Святого Духа и множестве его даров людям: «Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков» (1 Кор. 12:8-10). Слова апостола пересказываются неоднократно. Пояснение действия принципа единого во многом в отношении природы делается по аналогии с действием Святого Духа в словах Павла. О воде говорится, что ей дан закон «претворять себя многоразличным образом». Различаются горние и дольние воды; воздушные, надземные и подземные воды; состояния воды и проявления ее в природе. Многообразны функции воды: горняя вода охлаждает светила на небе, дольняя вода мыслится как живица, дающая питание живым существам, она даже ответственна за цветовое многообразие.

Многообразно проявление стихии земли в зависимости от ее естества (конкретной среды). По слову Создателя земля «взрастила бесчисленное множество [растений] и покрыла [ими] свою поверхность»13. Принцип проявления единого во многом охватывает весь мир природы: многообразны условия среды обитания, многообразна растительность, многообразны пернатые и животные, разнообразны приспособления к жизни14.

Вопросу о природе огня в Палее отведено особое место: «В Писании сказано, что огонь, самая мощная субстанция, является составной, содержащейся в [других] вещах. Вначале Бог повелел быть свету»15. Огненной природой наделялись ангелы - существа ближайшей к земли сферы - невидимого неба. Огонь понимается как символ активности, он разрушает и созидает, он - творческое начало природы и человека. В Палее светоносные ангелы обладают высшей психиче-

12 См.: «Палея Толковая» и содержащаяся в ней проблематика космологического характера // Космологические произведения в книжности Древней Руси. Ч. II. СПб., 2009. С. 164. Ср.: Баранкова Г.С., Милъков В.В. Шестоднев Иоанна экзарха Болгарского. СПб., 2001. С. 91, 664.

13 Палея. С. 22.

14 Там же. С. 26-27.

15 Там же. С. 103.

ской способностью телепатической передачи мысли: «Ангелам по природе [свойственно] понимать смысл слов безмолвно и сноситься друг с другом только мысленно»16. Мысль есть действие огненной природы.

Огонь как первоначало составляет основу всего природного мира, но для человеческого восприятия бывает невидимым. Составитель «Палеи» поясняет многочисленные проявления стихии огня на конкретных примерах. Уже сам свет есть огонь. Физическое пламя невидимо, но при ударе камня об камень, при трении кости по кости, дерева по дереву возникает огонь, молнии также огненной природы (данные примеры - общее место в «Шестодневах»). В разделе «О громе» грозовые явления объясняются преимущественным преобладанием в данном природном явлении огненной стихии. Огонь на современном языке символизирует энергию, и вполне логично предположить, что стихия огня была создана первой, поскольку творение материального мира и движение в нем невозможны без энергии.

Природная сфера мироздания рассматривается в Палее Толковой с позиций плоскостно-комарной космологии. Во многом составитель ориентируется на антиохийскую концепцию космоустроения. Согласно этой концепции, мир представляется созданным по образу дома, в котором потолочное перекрытие отождествляется с твердью, а с кровлей символически отождествляется небо-небес, в которых пребывают ангелы. В соответствии с этой концепцией Палея описывает землю плоским пространством, а светила перемещающимися горизонтально над плоской землей. Как и у прочих антиохийцев, смена дня и ночи объясняется соукрытием солнца на ночь за высокие северные горы. Такое объяснение дня и ночи восходит к Анаксимену. Все детали космологии не прописаны. Ничего не говорится о форме Земли. Нет данных о Мировом океане, который является неотъемлемым компонентом плоскостно-комарной космологии. В антиохийской картине мира Океан заключается в пределы дальних земель, которые служат опорой стенам космического дома, а с восточной стороны в их пределах к тому же еще локализуется земной рай17.

Гипотеза об охвате плоской земли пространством Мирового океана восходит к Фалесу и Гекатею Милетскому. Антиохийцы использовали эти идеи применительно к христианской космологии, но именно этих деталей и не воспроизвел составитель Палеи Толковой. Он перерабатывает антиохийскую концепцию и постулирует безопорное положение тверди в небесном пространстве. А при таком ре-

16 Там же. С. 13.

17 См.: Милъков В.В. Древнерусские апокрифы. СПб., 1999. С. 129, 130, 155-161; «Христианская топография» Козьмы Индикоплова и содержащаяся в ней космологическая проблематика // Космологические произведения в книжности Древней Руси. Ч. II. СПб., 2009. С. 26-28; Баранкова Г.С., Милъков В.В. Указ. соч. С. 105-106.

2

о

[Еонтекс1

шении космоустройства стены космическому дому не нужны. Образ космоса, где земля и небо удерживаются Божьей силой, а не физическими опорами, хорошо понимали средневековые художники. Безопорное положение тверди четко просматривается на миниатюре «Шестодневца», предвосхищающего Палею18, и на фреске из Успенского собора Свияжского монастыря, где второй день творения изображается на основании палейных сведений19. Таков вклад русского автора в развитие плоскостно-комарной космологии.

Составитель Палеи использовал и комбинировал в своем труде тексты, авторы которых придерживались разных космологических воззрений, но назвать его произведение эклектичным нельзя. Чуждые космологические постулаты просто не попадали на страницы Палеи. Достигалось это умелым отбором и редактированием заимствованных фрагментов. Составитель последовательно обходил все геоцентрические постулаты своих первоисточников, ограничиваясь либо комплиментарными своим космологическим представлениям, либо нейтральными заимствованиями. Как следствие, никакой ревизии плоскостной версии земного устроения при включении в компиляцию извлечений из трудов геоцентристов не наблюдается. Сторонников геоцентризма из богословов древнерусский книжник нигде поименно не обозначает и даже заимствует из их трудов выдержки. Выразителями идеи геоцентризма и многослойности небес у него выступают некие баснословцы, иудеи, мирские философы. О том, что геоцентрический принцип мироустройства присутствовал в экзегезе Василия Великого, Григория Нисского, Георгия Писиды, Иоанна Дамаскина, в Палее тактично умалчивается. Свою космологию составитель Палеи Толковой строит от противного. Вместе с тем мы не найдем у него апологии ни одной из существующих версий плоскостно-комарного мироустройства. Автор-составитель Палеи придерживается своей версии космоустроения.

Палея о познании

В специальном разделе Палеи «О душе, уме и мысли» излагается понимание составителем произведения природы знания и познавательных способностей, которое имеет некоторые отличия от ортодок-

18 См.: Редин Е.К. Толковая Палея XVI-го века из собрания гр. А.С. Уварова // Памятники древнерусской письменности и искусства. Вып. CXLI. СПб., 1901. С. 6. При-лож. Рис. 1.

19 См.: Квливидзе Н.В. Сотворение мира и история Адама и Евы в росписи Успенского собора Свияжского монастыря: к проблеме интерпретации сакрального пространства в русском искусстве XVI в. // Древнерусское искусство. Идея и образ. Опыты изучения византийского и древнерусского искусства. М., 2009. С. 346. Рис. 2.

сальной точки зрения. Автор синтезирует взгляды Платона и Аристотеля, точнее их интерпретацию в христианской экзегезе. Но в этих переработках присутствует обобщение и авторского опыта. В христианской онтологии душа трактуется как особая нематериальная субстанция, всеваемая в человека Богом. Согласно доктрине, духовное и телесное соединены в человеке не слитно, но и не раздельно. В иерархической системе душа-тело в нормальном состоянии душа есть царица тела, но в греховном, падшем состоянии, напротив, душа становится служанкой тела. В древнерусской культуре преобладали аскетические установки, ориентирующие на «брань» духа и плоти, на дисциплинирование телесной природы человека постом и изживанием страстей, на очищение молитвой. Во многих произведениях аскетической литературы повествуется о том, что душа тяготится узами плоти и стремится к освобождению от плотской зависимости (ср. у Платона «тело - темница души»). В Палее отражен принцип золотой середины в отношениях тела и души, их гармоничного взаимоотношения, что характерно для раннего отечественного православия («Изборник 1076 года», «Слово о законе и благодати» Илариона, «Поучение» Владимира Мономаха).

«Человеческая душа, получив силу от Божественного вдохновения, животворит тело и управляет [им]»20. Благодаря душе тело получает тепло (внутреннюю энергию) и влагу (гуморальная система)21. Союз телесных органов - мозга и сердца с невидимой душой неразрывен, одно предполагает другое, одно влияет на другое. «Душа наблюдает за телом - своим жилищем, а сердце и мозг в свою очередь наблюдают за душой, и в общей сокровищнице они рождают разумную мысль и отпускают ее от себя, как слугу и подчиненного, в невидимые и непроходимые места, которые невидимы телесными очами, но становятся видимыми износимой мыслью»22. Мысль способна отрываться от земного окружения и путешествовать в иных пространствах, как низших, адовых, так и высших - ангельских, обогащаясь сомыслием (со-зерцанием) недоступных чувственному опыту духовных сфер. Одновременно мысль возвращается к душе, сердцу и мозгу, которым приносит советы, но их восприятие и соответственно принятие решения зависит от самого человека.

Согласно Палее, природа ума тройственна: «Часть ума от сердца, часть от мозга и часть от души, но они содержат ум для общего совета в едином хранилище»23. Человек ответствен за порождение мысли и поддержание согласия между душой, мозгом и сердцем. Если душа не нужна сердцу, а сердце - мозгу, то они, образно говоря, «заперев свои

20 Палея. С. 127.

21 Сопоставимо с древними и средневековыми медицинскими представлениями.

22 Палея. С. 127.

23 Там же. С. 129.

[^онтекс1

сокровища, вывалявшись в грехах, предстают смердящими; когда же они “оттерты” и “выглажены” духовными мужами и книжными беседами, они снова очищаются»24. Человек в антропологии Палеи - это существо разумное, его мозг способен воспринимать умной свет.

Возможны ли мысленные эксперименты априори? В палейной онтологии это возможно. Путешествующая мысль в незримых пространствах может почерпнуть нечто ранее неизвестное. Только стоит оговориться: приносимые ею вести воспринимаются по уровню духовного развития человека и осознаются на привычном языке. Другими словами, скрытый смысл в речи приобретает форму конкретного выражения. Напрашивается сравнение подобного подхода с суфийским учением о мирах воображения, в котором последнему придается онтологический статус. В зависимости от уровня психоментального развития человеку доступны низшие или высшие области иерархически устроенных миров воображения25. Низшие области творятся обычным человеческим воображением («мысль самоорганизуется»). Поэт, пророк, философ могут получать образы из высшего мира воображения, который мыслится существующим независимо от человеческого ума и не связан с земными образами. Речь не идет о прямом заимствовании восточных идей древнерусскими книжниками, но об их созвучии, которое возможно благодаря пониманию глубинной природы человеческого разума.

При чисто рациональном восприятии палейной онтологии можно сделать вывод о неотягощенности ума «ощущениями». Однако стоит принять во внимание двойственное прочтение древнерусского слова «чутье», его можно перевести как «ощущение», и тогда имеют в виду сердце как физический орган26, но в то же время и как «чутье»-интуи-цию в случае сердца как духовного органа (ипостаси сердца, откликающейся на душу). Мысль, которую отпускают путешествовать по незримым телесными очами пространствам, приносит советы душе, сердцу и мозгу «своим видом» (Л. 45г). Можно предположить, что речь идет о мыслеообразах эйдетического мышления, которое наблюдается в древности, у детей, у мистиков и творческих личностей. Эй-досы внутреннего созерцания представляют собой своего рода сплав (синтез) духовного чувства и смысла - «мыслящее чувство»27.

24 Палея. С. 128.

25 См.: Степанянц М.Т. Исламский мистицизм. М., 2009.

26 Ср.: «Сердце [располагается] посреди груди, [и] к нему сходятся жилы от всех органов, принося различные ощущения» (Л. 46а). Палея. С. 129.

27 Преодолевая ограниченность отвлеченного рационализма, русские философы Серебряного века подошли к осознанию того, что «мысль, не проникнутая чувством, не есть полная мысль». Осмысление возможностей синтеза интуитивно-духовного, интеллектуального и эмоционального привело к созданию особого языка говорения о высших возможностях человеческого разума. Смысл «живого созерцания» передают выражения «чувствознание», «вчувствующее постижение», «цельное знание», «живо-знание», «сердечное созерцание», «разум сердца», «мыслящее переживание».

Палея и народная наука

В Палее установки христианской экзегезы сочетаются с обобщениями житейского опыта и мироощущения, которые формируют практики той эпохи. В естественно-научной и технической литературе наблюдается интерес к вековому опыту народа и его обобщениям. Систематические наблюдения за природой отразились в календарных знаниях, приметах, поговорках, а также обычаях и ритуалах. В житейском опыте растения, насекомые, рыбы, животные играли роль живых приборов, по которым судили о разнообразных состояниях природы и составляли прогнозы. Живые приборы играли исключительную роль в прогностике стихийных бедствий. Тезис о том, что человек должен учиться у природы в своем техническом творчестве, в античной мысли не случаен. Изучающие традиционные технологии исследователи предлагают называть их «народными технологиями»28. Рассмотрим несколько примеров народной науки, а также присущих ей способов доказательства. Заимствованные из Шестоднева примеры осмыслены составителем по-своему.

Астрометрия. Автор-составитель привлекает житейский опыт для доказательства объективных причин искаженных представлений о расстояниях от Земли до небесных тел. Он отдает отчет, что физические чувства могут вводить в заблуждение: «Божественное Писание учит нас не так, как говорят эллины: не планеты затемняют ясность взора, а наше зрительное восприятие»29. После простых описаний доступного опыта, когда предлагается взойти на гору и посмотреть внимательно вдаль, делается заключение: «Когда мы смотрим в воздушной среде, наше зрение воспринимает все в уменьшенном виде. Когда же мы обращаем взор к безмерной высоте, как же мы можем увидеть [истинные] размеры светил?»30 Можно отметить разумнокритическое отношение к процедуре астрономического измерения. Сегодня технически оснащенный ученый уже не смотрит непосредственно в телескоп. Это делает электронная техника. Проводятся измерения разными способами, делаются оцифровки и составляется фотография-композит. Однако проблема сохраняется: точность измерений ограничена не только теоретическими и техническими возможностями практики, но и естественной причиной - колебаниями космической пыли в межзвездном пространстве.

28 Например, народные технологии водосбора и хранения воды в пустынях стимулировали современные усовершенствования. См.: Колодин М.В. Вода и пустыни. Гл. 2. Традиционные способы добычи воды в пустыне. М., 1981. - http://tapemark.narod.ru/ voda/index.html 03-02-2013.

29 Палея. С. 51.

30 Там же. С. 52.

[^онтекс1

В космологических разделах Палеи содержится много астрономических сведений, почерпнутых из книжных источников. Размеры Земли (по окружности) определяются в 250 000 стадий, Луны в 120 000 и Солнца в 3 000 000 стадий31. При этом земные параметры близки данным Эратосфена, а указанная величина Солнца совпадает с расчетом Посидония. Кроме того, в памятнике даны угловые характеристики эклиптики, в связи с перемещением Солнца по 12 знакам Зодиака. На астрономической основе базируются расчеты солнечного и лунного счисления времени, даны понятия об эмболическом месяце, покрывающем разницу между солнечным и лунным годами32. Здравый житейский смысл сочетается с добытыми еще в античное время научными данными.

Северный опыт. В разделе «О природе огня» есть замечательный пример: «И когда сквозь замерзшую воду, то есть лед, проходит солнечный луч, то он возжигает огонь»33. Пример дается без пояснений, предполагается, что для читателя это обычный житейский опыт. Для современного горожанина, выезжающего на природу время от времени, утверждение о наличии огня в замерзшей воде покажется фантастическим, но для жителей Севера, живущих в природе, использовать лед в качестве оптического устройства в солнечный день и получить огонь не составит труда. Для этого лед сначала нужно растопить в воде до тонкой прозрачной льдинки соответствующей формы, затем вылить воду, подложить горючий материал, и устройство готово.

Народные приметы. Астрология как теория и практика составителем Палеи вслед за другими христианскими экзегетами отвергается. При этом возможность прогностики в некоторых жизненных ситуациях, не покушающихся на промысел Божий, не отрицается. Примеры приводимых предзнаменований будущего говорят о наблюдательности над силами природы, систематические наблюдения за погодой были важны для аграрного общества Средневековья. Например, по характеру заката можно судить о погоде следующего дня: «Когда из-за тумана, происходящего от земных испарений, солнечные лучи помрачаются, тогда солнце кажется человеку словно кровавым; это служит знаком того, что в этих местах большая влажность, возникшая вследствие испарений и дуновения ветра»34. Другими словами, атмосферная пыль и испарения преломляют солнечные лучи, создавая эффект цвета. Следующий эффект хорошо знаком любителям природы: «Если же солнечные лучи похожи на волосы или “горят” облака, то это предвещает ветер и холод»35. Знамения судь-

31 Палея. С. 50-51.

32 Там же. С. 37.

33 Там же. С. 104.

34 Там же. С. 52.

35 Там же.

бы христианская доктрина отрицает, а вот погодные приметы жили веками.

В сказаниях о семени и о сотворении человека содержатся ценные психофизические наблюдения и практические психологические советы. Мать ответственна за развитие плода в отношении своего питания, своих мыслей и поведения. «Понемногу младенец растет и прибывает благодаря сладости потребляемых брашен от Дающего пищу всякой плоти. И так сладостью входящей понемногу пищи он растет и этим прибавляет в теле, и Божественной рукой непостижимо образует задуманное. Как некий ваятель, взяв от скалы камень, обтесывает его ежедневно и этим вытесыванием дает ему форму задуманного образа, так по неизреченной мудрости мать принимает в себя безобразное и невидимое плотскими очами для воплощения в видимый образ, установленный срок носит его, день и ночь создавая на нем тело, согревая теплотой, природной кровью и дыханием, и через девять месяцев, до пытки терзаемая многообразными болями и в утробе, и в жилах, рожает совершенного младенца по образу Первозданного»36. На развитие ребенка влияет состав пищи и ее умеренное употребление, но главное - подчеркивается важность начала - зачатия в любви. Данное понимание сохранилось у многих народов до сих пор. Будущее нового существа во многом зависит от зерен, которые мы сами создаем: «Что посеешь, то и пожнешь».

Принцип гармонии. В Четвертой беседе на «Шестоднев» Василий Великий прямо отмечает, что в «Писании красота определяется относительно к мирозданию». Автор-составитель Палеи, опуская философские тонкости, не пропускает самое важное - устройство мира по законам гармонии, соразмерности, ритмичного циклизма. Создатель сравнивается с художником. Примечательно, что вслед за Василием Великим смысл фразы «Земля была невидима и не устроена» передается как «Земля была невидима и не украшена»37. Идея гармоничного устроения Вселенной и проявления гармонии в циклических поновлениях органически присуща древней науке и сохраняется в средневековом мышлении. Особое значение для земледельцев имело понимание годового жизненного цикла. Во многих текстах, в том числе и в «Палее», проводится аналогия между сменой времен года и возрастными изменениями человека: весна - младенчество, лето - возраст возмужания, осень - зрелость, зима - старость. Четырехчастная структура отражена в произведении медицинского содержания - неканоническом «Галеново на Гиппократа». В ортодоксальной христианской литературе более распространено семиступенчатое деление возрастов. Семеричное устроение жизненного цикла человека - выводы древней медицины и психологии.

36 Палея. С. 121.

37 Там же. С. 16.

О

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[^онтекс1

В поэтической форме эти идеи отражены в стихотворении Солона «О седмицах человеческой жизни». Через семь лет вступают в действие «новые программы».

Особенности логики и аргументации в Толковой Палее

Аналогия - ключевой прием увязывания метафизического миропонимания с житейским опытом. Согласование воззрений можно рассматривать как следствие установки на восстановление и поддержание гармонии, скрепляющей социум. Аналогия используется не только относительно содержания мысли. В аргументах от сверхъестественного переносится когнитивный признак - отношение к предмету мысли: если ты твердо веришь в догмат, то должен принять на веру и рассматриваемое положение. Например, в третьем дне творения повествуется о том, что земля по слову Божию мгновенно взрастила семена. «Кто же дал земле такое великое множество семян? Как же непаханая земля смогла взрастить семя?» - задает вопрос палей-ный книжник. В ответе содержится перенесенное по аналогии свойство, заданное догматом, а также само отношение к событию: «Слышав все это, вспомни, как родила Дева». «Слово взрастило травы с семенами и плодоносные деревья; земля же, сперва услышав глас Господень и приняв Божие повеление как закон естеству, начала износить плод и в последующие дни»38.

Аргументы от сверхъестественного часто сопровождаются подчеркиванием ограниченности человеческого разума и преклонением перед могуществом и разумностью Творца Вселенной, вложившего в свой замысел принцип красоты и гармонии-всесвязности: «Как сказано в Писании, сотворил Бог человека, но Он ничего не создает без пользы, но все по потребности и для красоты». Так, в лице человека «два глаза мы имеем и по потребности и для красоты»39. «Чья мысль может постичь все то, что Господь сотворил единым словом?»40 Человеку дано познавать Творца через познание законов природы, но его земная, плотская природа ограничивает разум.

В Палее приводится рассказ об ангеле Господнем, который при Навуходоносоре вошел в раскаленную печь и оросил ее, спасая трех юношей. В доказательство того, что человек не создан по огненному ангельскому образцу, приводятся (квази)контрфактические аргументы: «Если бы человек был сотворен по образу ангела, то он бы от пла-

38 Палея. С. 22, 23.

39 Там же. С. 91.

40 Там же. С. 26.

мени не загорался и не умирал»41. В религиозном сознании священная история реальна, а ее события - несомненные факты, которые можно использовать в аргументации.

Установка на буквализм в антиохийской традиции, по-видимому, сказалась в доминировании предметно-образного мышления. В описании третьего дня составитель Палеи следует тексту «Бесед на Шес-тоднев» Василия Великого42, но воспроизводит его в вольном кратком изложении. Василий Каппадокийский свободно пользуется логической методологией Аристотеля в отличие от автора-составителя Палеи, который ее игнорировал. Проиллюстрируем сказанное на примере небольшого текста о водах.

В «Беседе 4» дан библейский текст в следующем виде: «И рече Бог: да соберется вода, яже под небесем, в собрание едино, и да явится суша: и бысть тако, и собрася вода, яже под небесем, в собрания своя, и явися суша. И нарече Бог сушу, землю: и собрания вод нарече моря» (Быт. 1,9,10). В современном синодальном переводе вместо «в собрание едино» дан вариант «в одно место»: «И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша» (Быт. 1:9)43. В Палее в упрощенном варианте сказано просто: «“Да соберется вода, которая под небом” (Быт. 1:9), под ней же не было видно земли»44.

В ответ на возражение о том, «будто бы учение о нашем миротворе-нии противоречит опыту», Василий Великий привлекает аргументы от логики и языка. Богослов поднимает вопросы семантического характера: что означает слово «собрание» и словосочетание «собрание вод», «почему же Бог собрания вод назвал морями?» Рассматривая первый вопрос, каппадокийский богослов разъясняет смысл употребления общего имени для обозначения совокупности земных вод: «Творец наименовал собранием единым самое великое и полное сборище вод. Ибо колодцы делаются рукотворными собраниями вод, когда в углубления земли стекает рассеянная влага. Посему словом собрание означается не какое-либо стечение вод, но преимущественное и наибольшее, в котором оказывается собранною целая стихия». На современном научном языке «собрание вод» именуется «гидросферой» (калька с греч.). Очевидно, что ситуация отражает генезис данного понятия. В тексте каппадокийца речь идет о понятиях, тогда как в синодальном переводе дается вариант прочтения в стиле мышления о (самих) предметах: «Да соберется вода, которая под небом, в одно место» (Быт. 1: 9)45.

41 Палея. С. 75.

42 Творения иже во святых отца нашего Василия Великаго, Архиепископа Кесарии Каппадокийския. Ч. 1. М., 1891. С. 5-149; http://www.orthlib.ru/Basil /sixday04.html. 28.01.2013. Далее в сносках сокращено: Василий Великий. Беседа 4.

43 Первая книга Моисея. Бытие // Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового завета. М., 1979. С. 5.

44 Палея. С. 21.

45 Василий Великий. Беседа 4.

[^онтекс1

Отвечая на второй вопрос о значении имени «море», богослов различает родовое имя «собрание вод», сопряженное с ним видовое имя «море» (видовой признак - «иметь особенный вид, “будучи заключены окружающей водою”») и собственные имена, образованные от общего имени «море».

В пояснении относительно именования земли сушей также приводятся аргументы от логики и языка. Рассмотрим текст Василия: «Почему, как выше сказано: да соберется вода в собрание едино, и да явится суша, а не написано: и да явится земля, так и здесь опять: да явится суша, и нарече Бог сушу, землю? - Потому что суша есть свойство, служащее как бы отличительным признаком природы предмета, а земля есть голое наименование сего предмета»46.

Здесь и далее аргументация базируется на определении понятия через указание на существенный признак. В данном случае родовым понятием является понятие «стихии», а видовыми понятиями по отношению к роду будут четыре стихии, которые каппадокийский богослов определяет через существенный признак: «Вода собственным своим качеством имеет холодность, воздух - влажность, огонь - теплоту». Ранее сказано, что земля своим качеством имеет сухость.

В Палее нет логических доказательств, подобных приведенному. В древнерусских текстах различие между родовым (корневым) понятием «материального первоначала» и его конкретизацией в четырех видах передается непосредственно лингвистическими средствами. Древнерусское «толстота» передает смысл греческого дахотц? (толщина, гуща). Там, где речь идет о конкретизациях, употребляются выражения «составы земные», «стихии». В креационистской концепции Палеи Творец в первый день создает небо и землю и «толстоты созидания» (Л. 2в - «вещество созидания»)47.

Историко-культурный и методологический анализ Толковой Палеи позволяет по-новому взглянуть на идейные особенности этого выдающегося памятника древнерусской мысли. Обращение к целостному миропониманию наших предков приобретает особую актуальность сегодня: в расцвете техногенной цивилизации человек начинает всерьез задумываться над смыслами своего бытия. Современная наука вспоминает фундаментальные истины о гармоничном устройстве природы, связи всего со всем, космической среде обитания, нераздельности судеб человека и его космического дома. Палея передает древнюю мудрость: «И только человека еще не было, но не [из-за] неуважения, а [ради] чести, чтобы сначала приготовить ему дом. Ничего без меры и смысла не творит Владыка, но все нужное»48. Хороший хозяин заботится о своем доме. Эта мысль становится доминантой экологического сознания.

46 Василий Великий. Беседа 4.

47 Палея. С. 16.

48 Там же. С. 71.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.