УДК 2.264-68
Иером. Лука (Филатов)'
ТОЛКОВАНИЕ РОЖДЕСТВЕНСКИХ ПЕСНОПЕНИЙ В ДУХОВНОМ НАСЛЕДИИ ПРЕПОДОБНОГО АМВРОСИЯ ОПТИНСКОГО
В статье рассмотрены толкования рождественских песнопений преп. Амвросия Оптинского в контексте святоотеческого богословия и оценки влияния трактата преп. Никодима Святогорца «Эортодромион» на тексты праздничных посланий старца. В рождественских посланиях преп. Амвросий излагает богословское и нравственное учение Церкви согласно творениям великих учителей христианства: свтт. Иринея Лионского, Василия Великого, Григория Богослова, Григория Нисского, преп. Иоанна Дамаскина. Благодаря толкованиям старца Амвросия рождественские песнопения становятся источником нравственного и аскетического назидания, Литургическое Предание Церкви открывается как важный источник богословия, наряду со Священным Писанием и творениями святых отцов. Трактат преп. Никодима Святогорца «Эортодромион», посвященный толкованию песенных канонов на господские и богородичные праздники, находился в библиотеке Оптиной пустыни и являлся одним из источников для написания рождественских посланий.
Ключевые слова: Амвросий Оптинский, праздничные послания, толкование рождественских песнопений, Никодим Святогорец, Эортодромион.
Hierom. Luka (Filatov) The exegeisis of christmas liturgical chants in spiritual patrimony of saint Ambrose of Optina
The article analyzes the exegesis of Christmas liturgical chants of Saint Ambrose of Optina. This exegesis is considered in the context of patristic theology and assessment of impact of the Treatise of Saint Nicodeme the Hagiorete "Eortodromion" on the texts of festal epistles of the elderly monk. In his Christmas epistles Saint Ambrose sets out theological and moral teaching of the Church according to the works of the great teachers of Christianity: Saint Irenaeus of Lyons, Saint Basil the Great, Saint Gregory the Theologian, Saint Gregory of Nyssa, Saint John of Damascus. Due to Saint Ambrose's exegeses Christmas liturgical chants
* Иером. Лука (Филатов Леонид Валентинович) — аспирант Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. св. равноапостольных Кирилла и Мефодия, иеромонах, Свято-Данилов монастырь г. Москвы; lukafil@mail.ru
40 Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2016. Том 17. Выпуск 4
become a source of moral and ascetical homily and the Liturgical Tradition of the Church comes to light as an important source of theology alongside with the Holy Scriptures and the patristic writings of reverend fathers. Treatise of Saint Nicodeme the Hagiorete "Eortodro-mion" devoted to explanation of the liturgical canons on the Feasts of the Lord and Feasts of the Mother of God was present in the library of Optina Pustin and was one of the sources for Saint Ambrose's epistles.
Keywords: Saint Ambrose of Optina, festal epistles, exegesis of Christmas liturgical chants, Saint Nicodeme the Hagiorete, Eortodromion.
Одной из наиболее важных страниц духовного наследия преп. Амвросия Оптинского (1812-1891) являются общие праздничные поздравления, которые старец составлял к Рождеству Христову и Пасхе в течение ряда лет (1870-1891) [1, с. 1-59, письма № 1-41]. Многие из них содержат толкования праздничных церковных песнопений. По слову преподобного, эти послания он составил, «побуждаемый к сему псаломскими словами пойте Богу нашему, пойте разумно» (Пс. 46: 7, 8) [1, с. 25, письмо № 19]. Данная статья посвящена изучению толкований рождественских песнопений преп. Амвросия в контексте святоотеческого богословия и оценке влияния «Эортодромиона» — сочинения преп. Никодима Святогорца, которое находилось в библиотеке Оптиной пустыни [6, л. 6 об.-7].
Наибольшее внимание оптинский старец уделяет рождественскому канону преп. Косьмы Маюмского, рождественские послания 1881, 1882 и 1883 гг. [1, с. 29-30, письмо № 22; с. 31-33, письмо № 24; с. 34-35, письмо № 26] посвящены толкованию ирмосов первой, четвертой и девятой песен канона. Преп. Амвросий объясняет также смысл рождественского кондака, составленного преп. Романом Сладкопевцем [1, с. 22-23, письмо № 18], и ирмос девятой песни праздничного канона преп. Иоанна Дамаскина [1, с. 23-25, письмо № 19].
В толкованиях ирмосов первой и четвертой песен праздничного канона преп. Амвросий раскрывает учение Церкви о тайне Боговоплощения.
Слова первого рождественского ирмоса преп. Косьма заимствовал у свт. Григория Богослова [8, с. 112, 241]:
Христос рождается — славите! Христос с Небес — срящите! Христос на земли — возноситеся! Пойте Господеви, вся земля, и веселием воспойте, людие, яко прославися (Минея, служба 25 декабря).
Преп. Амвросий напоминает о том, что нашим прародителям, изгнанным из рая за преслушание, был обещан Избавитель. Древние называли Его Мессией или Христом. Церковь побуждает торжественно прославлять рождение долгожданного Избавителя. В древности христами, т. е. помазанниками Божьими, называли царей, первосвященников и пророков, поэтому Церковь торжественно объявляет, что родился не просто помазанник, но Богочеловек — «Хрюто; е^ oupavwv» (Христос с небес). Таким образом, исполнилось псаломское пророчество: «Бог Господь и явися нам. Благословен грядый во имя Господне» (Пс. 117: 27, 26). Христиане побуждаются церковным песнопением к внутреннему и внешнему торжеству. Настоящее прославление Христа, по толкованию старца Амвросия, совершилось ангельским славословием: «Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение» (Лк. 2: 14).
Восточные мудрецы пришли для поклонения Родившемуся Христу из далеких стран. Сам Господь, по мысли преподобного, прославился несказанным смирением, родившись в убогом вертепе [1, с. 29-30, письмо № 22].
Важно отметить, что оптинский старец, толкуя праздничные песнопения, богословствует в святоотеческом духе. Рождественский ирмос, согласно мысли преподобного, воспевает одновременно человеческое и Божественное естество Господа. Свт. Григорий Богослов, под влияние которого была написана церковная песнь, именно так начинает «Слово на Рождество»: «Да возвеселятся небеса и радуется земля (Пс. 95: 11) ради Небесного, потом Земного!» [10, col. 312-313].
Изъяснение старцем первого праздничного ирмоса сходно с толкованием преп. Никодима Святогорца [15, р. 66-68.]. У преп. Амвросия мы видим тот же план, что и у греческого богослова. Во-первых, Богочеловечество Христа, воспетое в ирмосе. Затем — его прославление ангелами и людьми. В заключение — призыв к деятельному подвигу и молитвенному созерцанию. Несмотря на отмеченное сходство, нельзя сделать окончательный вывод о том, что преп. Амвросий читал «Эортодромион» и на его основе составил поучение. Следует отметить, что преп. Никодим в данном толковании многократно ссылается на преп. Никиту Серского, толкователя бесед свт. Григория Богослова. Как показали архивные исследования, старец Амвросий располагал как греческим оригиналом, так и русским переводом упомянутых схолий [4], поэтому возможно, например, что старец сам обращался к схолиям преп. Никиты.
В ирмосе четвертой песни, который преп. Амвросий объясняет в рождественском послании 1883 г. [1, с. 34-35, письмо № 26], преп. Косьма соединяет библейские стихи (Ис. 11: 1) и (Авв. 3: 3), возвещающие грядущее Богово-площение:
Жезл из корене Иессеова и цвет от него, Христе, от Девы прозябл еси, из горы, Хвальный, приосененныя чащи пришел еси, воплощся от Неискусомужныя, Невещественный и Боже, слава силе Твоей, Господи (Минея, служба 25 декабря).
Преп. Амвросий отдельно разъясняет смысл каждого из пророческих стихов. Древнейшее христианское толкование пророчества Исайи о корне Иессеове принадлежит св. ап. Павлу (Рим. 15: 12). Старец Амвросий пишет о чуде жезла Аарона, который, будучи положен в ковчег Завета, чудесно пророс и расцвел в память будущим родам (Числ. 17: 1-10). Жезл Аарона, как учит старец, был прообразом Пресвятой Девы Богородицы. Она названа жезлом от корня Иессеова, поскольку, по мысли преподобного, произошла от неплодных родителей, как живая ветвь от сухого жезла, а Христос Богочеловек воспевается как цвет этой Девственной ветви [1, с. 34-35, письмо № 26].
Мессианское толкование чуда расцветшего жезла (Числ. 17: 1-10) было известно еще Оригену [14, р. 179]. Свт. Василий Великий более подробноо толкует пророчество: «И изыдет жезл из корене Иессеова, и цвет от корене его изыдет» (Ис. 11: 1) как указание на вожделенное пришествие Христа. Святитель отмечает, что состав плоти Христовой был заимствован от царей, потомков Иессея, отца пророка Давида. Этот состав, согласно свт. Василию Великому, и есть «Корень Иессеов» (^ Pí(a той 'Isaaaí) [9, col. 557]. Преп. Иоанн Дамаскин
в «Слове на Рождество Пресвятой Богородицы» ублажает Приснодеву как «жезл от корня Иессеева» (Разбое; ек т^е píZne 'Ieaaaí) [13, col. 664 D].
Смысл второй части песнопения преп. Амвросий открывает в толковании слов из книги пророка Аввакума «Святый из горы, приосененныя чащи» (Авв. 3: 3). Невидимый и Невещественный Бог, восхваляемый на небесах, по толкованию старца, приходит видимо на землю, воплотившись от Неискусомужныя Девы. Само Таинство Боговоплощения непостижимо разумом. Оно совершается сокровенно, по слову преп. Амвросия, как бы в тени лесной чащи, и может быть принято только верой. Пророк Аввакум, провидев непостижимое Таинство, взывал: «Слава силе Твоей, Господи» [1, с. 35, письмо № 26].
Объяснение старцем Амвросием ирмоса четвертой песни существенно отличается от толкования преп. Никодима, но совпадает с ним лишь в знаковой концовке [15, р. 76].
В том же письме преп. Амвросий Оптинский дает толкование слов пророчества: «Бог от юга придет» (Авв. 3: 3) [1, с. 35, письмо № 26], которые возглашает в храме канонарх в рождественские дни. Оптинский старец объясняет указание Священного Писания на пришествие с юга географическим положением Вифлеема, где родился Христос, подобно тому, как об этом писал свт. Ириней Лионский [11, col. 1080].
Преподобный находит в этом пророчестве и другой нравственный смысл. Солнце Правды — Христос Господь, по толкованию старца, более озаряет и просвещает лучами своей благодати благочестивых подвижников в полдень их жизни. В подтверждение такого понимания преп. Амвросий напоминает слова степенны 3-го гласа: «в юг сеющи слезами, радостию пожнут» [1, с. 35, письмо № 26]. Толкование оптинского старца созвучно с мыслью свт. Григория Нисского о том, что обращение к югу означает сочетание со Христом [2, с. 312]. В данном случае богословская мысль соединена с аскетическим опытом отцов.
Рождественский кондак, написанный преп. Романом Сладкопевцем, является одним из древнейших христианских песнопений, употребляемых в современной богослужебной практике:
Дева днесь Пресущественного раждает, и земля вертеп Неприступному приносит. Ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют: нас бо ради родися Отроча Младо, Превечный Бог (Минея, служба 25 декабря)
Преп. Амвросий, объясняя смысл кондака [1, с. 22-23, письмо № 18], открывает в нем источник нравственного назидания. Старец проповедует о девстве как о великой добродетели. Он отмечает, что Святая Дева сподобилась быть матерью Пресущественного Сына Божия и, сохранив девство по рождестве, называется Пресвятой. Но не всякое девство, по учению преподобного, похвально. Евангельская притча о десяти девах говорит о том, что пять из них были неразумны (Мф. 25: 21). Неразумные девы, по толкованию старца, нерадели о стяжании внутренних добродетелей и побеждались страстями, как об этом свидетельствуют препп. Симеон Новый Богослов [7, с. 94] и Марк Подвижник [5, с. 88-89]. К таким девам, по мысли преп. Амвросия, относится Евангельское предупреждение: «сыны царствия изгнани будут во тьму кромешнюю» (Мф. 8: 12) [1, с. 22, письмо № 18].
Слова «И земля вертеп Неприступному приносит», по мнению старца, указывают на бедность человеческого приношения Воплотившемуся Богу. Преподобный полагает, что Смирившемуся волею до вида раба приятнее простое и смиренное жилище. Напротив того, Ему неугодны роскошные здания, воздвигаемые человеческим тщеславием [1, с. 22, письмо № 18].
Оптинский старец обращает внимание, что пастухи, упомянутые в Евангелии (Лк. 2: 8-15), согласно праздничному песнопению, сподобились участия в ангельском славословии: «'Ay^eXot цета not^évwv 6o¿;oA.o"yoüai». Великой чести пастыри удостоились за свое простосердечие и подвижническую жизнь, которую свт. Иоанн Златоуст, по мысли преп. Амвросия, уподобил жизни св. Иоанна Предтечи [12, col. 66]. Преп. Амвросий отмечает также тщание пастырей, которые бдели ночью, охраняя свое стадо (Лк. 2: 8). По мнению старца, если бы пастыри были спящими или сонливыми, то не увидели бы ангелов, славословящих Господа [1, с. 22-23, письмо № 18].
Оптинский старец хвалит восточных мудрецов, которые занимались астрономией, за то, что они, увидев необыкновенную звезду, помнили пророчество своего учителя Валаама: «возсияет звезда от Иакова» (Числ. 24: 17) и пришли поклониться родившемуся Христу. По свидетельству Писания, древние мудрецы, созерцая небесные звезды, познавали Бога: «Небеса поведают славу Божию» (Пс. 18: 1). Преподобный полагает, что эти мудрецы могут быть примером для современных ученых, которые, исследуя видимый мир, часто делаются безбожниками [1, с. 23].
Заслугой персидских волхвов, по мнению преп. Амвросия, является также то, что они, будучи чадами «храмлющаго пророка» [1, с. 23] Валаама, не подражали его злым делам, но были людьми богомудрыми. Старец уподобляет их пророку Самуилу, которому не повредили ошибки его учителя, первосвященника Илия, не исправившего своих детей (1 Цар. 2: 29). В заключение, преподобный призывает, последуя этим восточным мудрецам, не пользоваться слабостью своих наставников, но самим иметь страх Божий, во всех делах хранить свою совесть и всячески смиряться [1, с. 23].
Рождественское послание преп. Амвросия Оптинского 1882 г. представляет собой толкование ирмоса девятой песни праздничного канона [1, с. 31-33, письмо № 24]:
Таинство странное вижу и преславное Небо — вертеп, престол Херувимский — Деву, ясли — вместилище, в нихже возлеже Невместимый — Христос Бог, Егоже, воспевающе, величаем (Минея, служба 25 декабря).
Преп. Амвросий останавливает внимание на словах: «Небо — вертеп». Вертеп, по мысли преподобного, нередко бывает жилищем разбойников, поэтому действительно преславным является чудо вселения туда Бога. Так бывает и с христианской душой. По учению старца, пока душа добровольно предается греховным страстям: славолюбию, сребролюбию, гневу, зависти, ненависти, памятозлобию и прочим, она бывает жилищем мысленных разбойников — бесов [1, с. 32].
Напротив того, когда душа, принеся искреннее и смиренное покаяние становится на путь благочестивой жизни, понуждая себя к смирению, крото-
сти и любви, то сподобляется вселения Божественной благодати или Самого Бога. О чем и свидетельствует Священное Писание: «Вселюся в них и похожду и буду им Бог, и тии будут Мне людие» (2 Кор. 6: 16) [1, с. 32].
Пресвятая Дева Богородица ублажается в праздничном песнопении как «0p6vov Херои^к^» (Престол Херувимский), потому что Носимый херувимами был рожден Ею и носим Ее руками. Преп. Амвросий проповедует о добродетелях Приснодевы, ради которых Она сподобилась такой чести.
Оптинский старец отмечает, во-первых, Ее совершенное целомудрие и чистейшее девство. Объясняя высоту этих добродетелей, преподобный указывает, что многие девы хранят лишь телесное девство, а в своей душе девства не имеют [1, с. 32]. «Дева Богородица была девою по телу и душе в чистейшем совершенстве, и потому называется Пречистою и Пресвятою Девою» [1, с. 32].
Во-вторых, старец отмечает Ее глубочайшее смирение. Преподобный напоминает, что, согласно церковному преданию, Пресвятая Дева, прочитав в книге пророка Исайи предсказание о рождении Бога от Девы (Ис. 7: 14), пожелала быть хотя бы рабой этой Девы. Когда же за свое смирение Она получила благо-вестие от ангела, то и тогда, по мысли преп. Амвросия, не вознеслась мыслию, а смиренно ответила: «Се раба Господня, буди мне по глаголу твоему» (Лк. 1: 38). В свете великого смирения Божией Матери оптинский старец показывает суетность жизни гордых людей. Такие люди всячески стремятся достигнуть славы и чести, но не достигают их, потому что им, согласно Писанию, противится Бог (Иак. 4: 6) [1, с. 32].
Далее преп. Амвросий обращает внимание на скотские ясли, которые вместили Невместимого. Преподобный усматривает здесь прообраз христианской души, которая, предаваясь плотским страстям, заботится только о телесном благе и бывает подобна кормушке для скота. Обращаясь же на путь богоугож-дения, душа становится вместилищем Божественной благодати. [1, с. 32-33]. Сравнение данного послания с «Эортодромионом» [15, р. 97] не дает повода говорить о влиянии творения преп. Никодима.
В рождественских посланиях оптинский старец обращается и к песнопениям предпразднства. [1, с. 30, письмо № 22].
Странствия Владычня и Безмертныя Трапезы во убозем вертепе высокими
умы, вернии, приидите, насладимся, воплотившееся Слово неизреченно уведевше,
Егоже величаем (Минея, служба 22 декабря).
«Придите насладимся» — по толкованию старца, так Церковь призывает своих чад к Таинству Причащения в канун великого праздника. По изъяснению преп. Амвросия, христиане должны умом, возвышенным от земных пристрастий, созерцать искупительный подвиг Спасителя. Это и будет способствовать достойной встрече и прославлению Родившегося Христа [1, с. 30].
В пасхальном поздравлении 1880 г. преп. Амвросий предлагает толкование трех церковных песнопений [1, с. 23-25, письмо № 19]. Одно из них — ирмос девятой песни канона, написанного преп. Иоанном Дамаскиным на Рождество Христово. Ирмос поется не только на утрени, но и звучит в составе «задостой-ника» на Божественной литургии.
Любити убо нам яко безбедное страхом удобее молчание, любовию же, Дево, песни ткати, спротяженно сложенныя, неудобно есть; но и, Мати, силу, елико есть произволение, даждь (Минея, служба 25 декабря).
По мысли преподобного, песнопение указывает, с одной стороны, на человеческую немощь. Оно напоминает о пользе молчания, которое позволяет избежать беды греха. С другой стороны, церковная песнь говорит о трудности составления пространной хвалы в честь Пресвятой Богородицы. В заключительных словах — мольба к Пречистой Деве о ниспослании сил на славословие по мере нашего произволения [1, с. 24].
Краткое, но содержательное наставление преп. Амвросия непосредственно вытекает из текста песнопения, поэтому не дает оснований для предположений о связи с иными источниками. Оно вполне согласуется с русским переводом проф. Е. И. Ловягина [3, с. 17].
В праздничных поздравлениях преп. Амвросий обращается к духовным песням, которые многократно звучат за богослужениями святочных дней, и потому хорошо известны всем верующим. Старец Амвросий неоднократно подчеркивал, что его поучения адресованы простым и «малокнижным» людям. Главная цель его посланий носит дидактический и духовно-практический характер: «Объясняю простейшим, что петь разумно, во-первых, означает, чтобы понимать то, что поем или слушаем в церкви; во-вторых, петь или слушать внимательно и благоговейно» [1, с. 35, письмо № 19].
Преподобный, опираясь на текст церковных песнопений, доступным языком объясняет учение святых отцов о Тайне Боговоплощения. Духовные песни, благодаря комментариям старца, становятся источником нравственного и аскетического назидания. Преп. Амвросий ссылается на свт. Иоанна Златоуста, препп. Марка Подвижника и Симеона Нового Богослова. В толкованиях оптинского старца находят отражения творения святых отцов: свтт. Иринея Лионского, Василия Великого, Григория Богослова, Григория Нисского, преп. Иоанна Дамаскина. Оптинский старец достаточно независим от толкований праздничных канонов преп. Никодима Святогоца, трактат греческого богослова «Эортодромион», возможно, вдохновлял русского старца.
В праздничных посланиях преп. Амвросия Литургическое Предание Церкви открывается как важный источник богословия, наряду со Священным Писанием и творениями святых отцов.
ЛИТЕРАТУРА
1. [Амвросий Оптинский, преп.]. Собрание писем оптинского старца иеросхимо-наха Амвросия: в 3 ч. — Ч. 2. — М., 1995.
2. Евфимий Зигабен. Толковая Псалтирь: в 2 ч. — Ч. 2. — М., 1993.
3. Ловягин Е. Богослужебные каноны на славянском и русском языках. — СПб., 1875.
4. Лука (Филатов), иерод. Переводческие труды и переписка епископа Поликарпа (Радкевича) в Российской государственной библиотеке // Отечественные архивы. — 2011. — № 4. — С. 71-75.
5. Марк Подвижник, преп. Послание к Николаю иноку // Добротолюбие: в 2 т. — М., 2001. — Т. 1. — С. 84-99.
6. Опись греческих книг скитской библиотеки // НИОР РГБ. — Ф. 213. — К. 32. — Ед. хр. 5.
7. [Симеон Новый Богослов, преп.]. Слова преподобного Симеона Нового Богослова: в 2 ч. — Ч. 2. — М., 2001.
8. Филарет (Гумилевский), архиеп. Исторический обзор песнопевцев и песнопения Греческой Церкви. — Сергиев Посад, 1995.
9. Basilius Magnus. Commentarius in prophetam Isaiam // PG. 30. — Col. 117-668.
10. Gregorius Nazianzenus. Oratio XXXVIII. In Theophania // PG. 36. — Col. 312-333.
11. Irenaeus Lugdunensis. Adversus haereses // PG. 7.
12. Joannes Chrysostomus. In Acta apostolorum // PG. 60. — Col. 13-384.
13. Joannes Damascenus. In Nativitatem B. V. Mariae // PG. 96. — Col. 661-680.
14. Origène. Homélies sur les Nombres // SC. 29.
15. NiKÔôrilioç ó Ayiopeixr|ç. 'Eopxoôpô|iiov: fyrai ép|ir|veía eîç toùç àa|iaxiKoùç Kavôvaç twv ôeanoTiKœv Kai 6eo|ir|TopiKwv éopTwv. — Venezia, 1836.