Вестник экономики, права и социологии, 2014, № 3
Социология
УДК 316.4
Толерантность в православии как фактор стабилизации социальных отношений в многонациональном и многоконфессиональном обществе
Соловьев М.М.
Аспирант Центра перспективных экономических исследований Академии наук Республики Татарстан, социолог ГАУ социального обслуживания «Республиканский информационно-методический центр социальной помощи семье и детям «Гаилэ» (Казань)
В материале на основе первоисточников, высказываний духовных основоположников, прихожан и лидеров православия рассматривается сущность и предназначение толерантности в укреплении, расширении и углублении стабильности многонационального и многоконфессионального общества.
Ключевые слова: религия, христианство, православие, толерантность, Библия, Евангелие.
В современном обществе развитие идей толерантных отношений является одним из центральных и приоритетных. Без толерантности невозможно формирование устойчивых, гармоничных межкультурных и межэтнических отношений. Это особенно важно для нашей страны, которая является многонациональной и поликонфессиональной. Также несомненно, что идеи толерантности вообще и религиозной толерантности, в частности, являются необходимым условием для развития демократического общества.
Отечественный исследователь Т.А. Чемикосова отмечает, что «толерантность - не пассивное, неестественное покорение мнению, взглядам и действиям других; не покорное терпение, а активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя взаимопонимания между этносами, социальными группами, во имя позитивного взаимодействия с людьми иной культурной, национальной, религиозной или социальной среды» [1, с. 6]. Другой современный ученый Л.М. Дроби-жева пишет, что толерантность - это «готовность принять других какими они есть и взаимодействовать с ними на основе согласия» [2, с. 84]. То есть толерантность предполагает осознание культуры другого человека и дружественное, уважительное общение с ним.
16 ноября 1995 г. Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры
(ЮНЕСКО) утверждает «Декларацию принципов толерантности». В этом документе толерантность определяется как «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности... Толерантность... это не только моральный долг, но и политическая и правовая потребность» [3]. Данное определение созвучно вышеизложенным определениям понятия «толерантность». Также здесь подчеркивается этический аспект толерантности, который предполагает внутренний волевой акт личности в сторону добра и мира. Только с помощью толерантности, как абсолютной добродетели, можно заменить агрессию, войну в разных ее проявлениях на культуру мира. При этом толерантность не означает терпимого отношения к различного рода несправедливостям.
Человек является носителем определенной культуры. Основой его жизнедеятельности служат жизненные смыслы и ценности. С нашей точки зрения, одни из важных жизненных смыслов и ценностей определяются религией человека. Толерантность в религиозных системах - это основной фактор укрепления общественных отношений.
Ни в одной традиционной религии, ни в исламе, ни в христианстве и других нет призывов к агрессии и нетерпимости. Некоторые не делают различий между действительно религиозными людьми,
235
Вестник экономики, права и социологии, 2014: № 3
Социология
и людьми, только прикрывающимися религиозностью, поэтому в связи с этим складывается несправедливое, негативное отношение к самой религии. Например, Т.А. Чемикосова, говоря о современной России, отмечает, что религия используется националистическими и экстремистскими группировками в своих утилитарных целях для разжигания различных этнических и религиозных распрей [1, с. 5]. Мы полностью согласимся с отечественным социологом И.С. Мавляутдиновым, который пишет, что «в истории человечества многочисленные конфликты разжигались на основе религиозных и этнокультурных различий. Следует, однако, отметить, что именно "разжигались", в самих национальных культурах и во всех религиозных конфессиях заложено стремление к толерантности как этнотолерантности и веротерпимости» [4].
Как и все мировые религии, православие проповедует уважение к другим, призывает к дружбе и любви. Главным принципом отношения к другому человеку в христианстве является любовь. Эта религия призывает любить не только своих друзей и родственников, но и своих врагов. В Евангелии от Матфея говорится: «... Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас.» (Матф. 5: 44) [5].
Представление о толерантности неотделимо от представлений о достоинствах, правах и свободе человека. Это прописано в декларации ЮНЕСКО в ст. 1, п. 1.2 [3]. Согласно христианскому учению, природа человека не только сотворена Богом, но, в отличие от всех других живых существ, наделена Им свойствами по Его образу и подобию (Быт. 1:26, 27). «Только на этом основании можно утверждать, что человеческая природа обладает неотъемлемым достоинством», - говорится в документе «Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека», принятом Архиерейским Собором в 2008 г. [6]. В своем достоинстве все люди равны. Бог «повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф. 5:45). Высокопочитаемый православной церковью Святитель Григорий Богослов также отмечает идею равенства всех людей, когда пишет о том, что Бог предоставил каждому человеку все блага земли, все ее изобилие, пользование которыми никто и никаким законом не может ограничить [7, с. 188]. Далее Григорий Богослов связывает такое дарованное Богом богатство и равенство с достоинством каждого человека. Он пишет, что таким богатством Бог наделил всех людей для того, чтобы показать «одинаковое достоинство нашей природы» [7, с. 188].
По учению христианства, человек также наделен и свободой. В «Основах учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах чело-
века» читаем: «Свобода есть одно из проявлений образа Божия в человеческой природе. На этом основании в своей пастырской и духовнической практике Церковь бережно относится к внутреннему миру человека и его свободе выбора. Подчинение воли человека с помощью манипуляций или насилия некоему внешнему авторитету рассматривается как нарушение порядка, установленного Богом» [6]. Православная Церковь также поддерживает свободу совести, свободу слова и свободу творчества.
Церковь ценит право каждого человека на жизнь, на образование, ценит гражданские, политические, социально-экономические права и прочее. При этом важно отметить, что достоинство, права и свободы человека христианство тесно связывает с нравственностью. Реализация их человеком должна содействовать благу, миру и процветанию человечества. Если права, свободы и достоинства противоречат закону Божьему, привносят раздоры, насилие и другие виды зла в общественную жизнь, то церковь не считает их подлинными в собственном смысле слова.
Вспомним слова Родиона Раскольникова из романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», который размышлял о том, есть ли у него право на то, чтобы совершить убийство: «Тварь ли я дрожащая или право имею?». Так вот, у человека нет прав на нарушение заповедей Божьих, которые, как известно, соответствуют общечеловеческим представлениям о нравственности. То же касается относительно свободы и достоинства человека. Они должны соответствовать нравственным нормам, заложенным Богом в природу каждого человека, и служить человеческому благу.
В современном обществе, в эпоху возрождения религиозности одной из важных проблем являются проблемы межрелигиозного общения, религиозной толерантности.
Рассматривая отношение православной церкви к другим конфессиям, следует иметь ввиду, что, как и любая религия, христианство, в частности православие, считает свое вероучение более истинным, чем иные вероучения. Это является вполне понятным и естественным. Поэтому христиане призваны проповедовать свое учение по всей земле, всем народам. При этом они не считают, что другие религии являются полностью ложными. Они признают, что доля истины присутствует и в других религиях. Апостол Павел в своих письмах пишет: «.Когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: Они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую.» (Римл. 2: 14-15). При проповеди евангелия Апостол Павел отмечал достижения верующих иных религий. Например, когда он проповедовал эллинам, то он их хвалил за искреннюю веру в Бога. «И, став Па-
236
Вестник экономики, права и социологии, 2014: № 3
вел среди ареопага, сказал: Афиняне! По всему вижу я, что вы ... особенно набожны» (Деян. 17: 22). При этом Апостол отмечал, что афиняне почитают наряду с другими богами и Бога, которого почитает и сам он - апостол Павел. «Проходя и осматривая ваши святыни, я нашел и жертвенник, на котором написано: "неведомому Богу". Сего-то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам...» (Деян. 17: 23).
Когда в семье муж и жена принадлежат к разным вероисповеданиям или кто-то из них верующий, а другой - нет, то это не повод для ссор и развода. В Библии говорится: «... Если какой брат имеет жену неверующую и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; И жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его; Ибо неверующий муж освящается женою (верующею) и жена неверующая освящается мужем (верующим)» (1-е Кор. 7: 12-14). Но если неверующий хочет расторгнуть брак, то верующий не должен препятствовать этому. В этом случае Апостол Павел призывает к свободе и миру (1-е Кор. 7: 15).
В качестве примера отношения православных христиан к другим религиям приведем цитаты из интервью, взятого нами у 10 жителей Республики Татарстан. Все опрошенные толерантно относятся к другим религиям. Вот некоторые высказывания. Надежда Хряпкина, прихожанка Никольского собора (25 лет, Казань) на вопрос: «Как Вы относитесь к другим религиям и к их представителям (как к христианам: протестантам, католикам, так и к иным: иудеям, мусульманам, буддистам и др.)?» ответила: «Я нормально отношусь к другим религиям, считаю, что здесь главное - веротерпимость и толерантность. Никаких негативных чувств и эмоций у меня нет к людям других вероисповеданий. К тому же, с православной точки зрения, мы должны любить окружающих, не смотря ни на что». Другая православная христианка Светлана Крести-нина (26 лет, Зеленодольск) говорит: «Ко всем религиям отношусь с уважением, какими бы ни были конфессии, но люди религиозные всегда вызывают восхищение и уважение: они более терпеливы к окружающим, более образованны, они душевные и добрые». А вот что отвечает Владислав Юферов, председатель Казанского епархиального общества «Трезвение» св. пр. Иоанна Кронштадтского Казанской епархии Русской Православной Церкви (РПЦ) (Московский Патриархат) на наш вопрос «Как Вы относитесь к другим религиям.?»: «Ответ - положительно! Все люди от Бога и от одного Адама! И подчеркиваю: я очень уважительно отношусь ко всем мировым религиям - христианству (православные, католики, протестанты, англикане), исламу, буддизму, иудаизму, отчасти к индуизму (но он не является единой религией, это - огромные разветвления, порою от буддизма). И со многими был всегда в миротворческих отношениях. А вот к сектам
Социология
и деструктивным организациям под видом религий - очень настороженно, и если начинают открыто заниматься прозелитством и зомбированием - отрицательно. Но понятие и трактовки обозначения ”секты” весьма расплывчаты, поэтому здесь надо проявлять осторожность и грамотно определять, кто и как догматически относит те или иные направления к сопоставимости с религиозными течениями, например, тот же "ваххабизм"- секта или что-то другое?».
В России наиболее значительную роль играют две религии,- это христианство в его православном виде и ислам, поэтому важно рассмотреть отношение православия непосредственно к исламу. Христианство относится к исламу как к дружественной религии. При всех богословских различиях православия и ислама в этих религиозных системах много общего. Некоторыми представителями РПЦ отмечается, что христиане и мусульмане верят в одного и того же Бога. В беседе с мусульманами протоиерей Олег Стеняев заявил: «Мы - православные не считаем, что мусульмане поклоняются какому-то другому Богу... С нашей точки зрения, Бог один, и если Вы почитаете Бога, как Творца вселенной - Вы имеете общение с тем же Богом, с каким имеем общение мы» [8]. На православном телеканале в передаче «Церковь и мир» от 11 сентября 2010 г. митрополит Илларион (Алфеев) - председатель отдела внешних церковных связей Московского Патриархата говорит: «И христиане, и мусульмане верят в единого Бога. Мы верим в одного и того же Бога» [9].
Православные и мусульмане тесно сотрудничают друг с другом. В положении о Межрелигиозном Совете России (МСР), куда входят мусульмане, христиане и представители других традиционных религий России, прописано, что «. православные и мусульмане принимают друг друга такими, какие они есть» [10, с. 270]. Ими «вырабатывается совместная позиция по гуманитарным, социальным и законодательным аспектам» [10, с. 270]. Ярким примером дружбы двух религий является межконфессиональное общение православия и ислама в Республике Татарстан [11, с. 88]. Мусульмане и христиане объединяются для обсуждения различных социальных проблем, научных открытий, совместно борются за морально-нравственное оздоровление и благополучие общества.
Отношение церкви к государству также основано на мире и любви. В послании к римлянам Апостол Павел говорит: «Всякая душа да будет покорна высшим властям; ибо нет власти не от Бога, существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению.» (Римл. 13:1-2). «Апостолы учили христиан повиноваться властям независимо от их отношения к Церкви» [12]. Даже «.гонимая Церковь призвана с терпением переносить гонения, не отказывая госу-
237
Вестник экономики, права и социологии, 2014, № 3
Социология
дарству, преследующему ее, в лояльности...» [12]. Конечно же, эта покорность правительству имеет свои границы. Когда власть принуждает верующих отступать от заповедей Христа, принуждает к совершению греха, то в таком случае «Церковь должна отказать государству в повиновении. Христианин, следуя велению совести, может не исполнить повеления власти, понуждающего к тяжкому греху» [12].
Апостол Павел призывает христиан совершать молитвы за всех людей и любое правительство, чтобы достичь мирных отношений со всеми. «Итак, прежде всего, прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте; Ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу.» (1-е Тим. 2: 1-3).
Таким образом, в православии заложены мирные и дружественные отношения как непосредственно к человеку, так и к любому социальному институту. Такая функциональная особенность Русской православной Церкви является определяющим фактором в стабилизации современных социальных отношений в многонациональном и поликонфессиональном обществе.
Литература:
1. Чемикосова Т.А. Трансформация религии как социального института в постсоветской России: дис. ... канд. соц. наук. - Казань, 2007. - 261 с.
2. Гильманов А.З., Мавляутдинов И.С. Ислам в Республике Татарстан: практика межконфессионального мира и консолидации общества. -Набережные Челны: Кам. гос. инж.-экон. акад., 2010. - 170 с.
3. Декларация принципов толерантности. -
URL: http://school-sector.relam.ru/prava/zakony/
tolerance/index.htm, свободный (Дата обращения: 26.08.2013).
4. Мавляутдинов И.С. Толерантность в исламе и межнациональное согласие как фактор становле-
ния гражданского общества России. - URL: http:// www.ssa-rss.ru/files/File/congress2012/part31.pdf, свободный (Дата обращения: 8.08.2013).
5. Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового завета. Б.г. Б.и., 926 с. и 292 с.
6. Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека // Русская Православная Церковь. Официальный сайт Московского Патриархата. - URL: http://www. patriarchia.ru/db/text/428616.html, свободный (Дата обращения: 9.09.2013).
7. Святитель Григорий Богослов, Архиепископ Константинопольский. Слово 14, о любви к бедным / Святитель Григорий Богослов, Архиепископ Константинопольский. Творения: В 2 т.
- Т. 1: Слова. Прил.: Свящ. Н. Виноградов. Догматическое учение св. Григория Богослова. - М.: Сибирская Благозвонница, 2007. - 896 с.
8. Беседа протоиерея Олега Стеняева с мусульманами (С 18 минуты 16-ой секунды и далее).
- URL: http://video.yandex.ru/search?text=%D0 %9E%D0%BB %D0%B5 %D0%B3%20%D1% 8 1 %D1%82%D0%B5%D0%BD%D1%8F%D0% B5%D0%B2%20%D 0%B1%D 0%B5%D 1%81 %D0%B5%D0%B4%D0%B0%20%D1%81%20 %D0%BC%D1%83%D1 %81 %D1 %83%D0%B B%D1%8C%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0 %B0%D0%BC%D0%B8&where=all&filmId= wK4vcgNPzws, свободный. (Дата обращения: 16.09.2013).
9. Церковь и мир. Религиозный экстремизм. (С 19 мин. 9-ой сек. и далее) - URL: http://www. youtube.com/watch?v=d3NYMwNxydU, свободный (Дата обращения: 16.09.2013)
10. Ислам и христианство: проблемы диалога. // Континент. - 2004. - № 1. Париж-Москва. -С. 267-290.
11. Ефлова М.Ю., Минзарипов Р.Г. Православие и православные в Республике Татарстан: социологический портрет // Ученые записки Казанского Университета. - 2012. - Т. 154, серия гуманитарные науки. - Кн. 6. - С. 87-93.
12. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви // Русская православная церковь. Официальный сайт Московского патриархата.
- URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/141422, свободный (Дата обращения: 21.08.2013).
Tolerance in Orthodox Christianity as a Factor of Stabilization of Social Relations in Multinational and Multi-Confessional Society
M.M. Soloviev
The center of perspective economic researches of Academy of sciences RT
The paper dwells upon the essence and mission of tolerance in strengthening, expanding and deepening of stabilization of multinational and multi-confessional society based on the primary sources and statements of founders and leaders of Orthodox Christianity.
Key words: religion, Christianity, Orthodox Christianity, tolerance, the Bible, Gospel.
238