УДК 338.97:622.33 © ЭЛ. Сидоренко, В.К. Шайдуллина, С.А. Киракосян, 2018
Токенизация угольной промышленности: экономические и криминологические риски
DOI: http://dx.doi.org/10.18796/0041-5790-2018-12-54-58
СИДОРЕНКО Элина Леонидовна
Доктор юрид. наук, профессор кафедры уголовного права, уголовного процесса и криминалистики Московского государственного института международных отношений (университет) МИД России,
119454, г. Москва, Россия, e-mail: 12011979@list.ru
ШАЙДУЛЛИНА Венера Камилевна
Канд. юрид. наук, старший преподаватель Департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, 125993, г. Москва, Россия, e-mail: vk.shaydullina@gmail.com
КИРАКОСЯН Сусана Арсеновна
Канд. юрид. наук,
доцент Департамента правового регулирования
экономической деятельности
Финансового университета
при Правительстве Российской Федерации,
125993, г. Москва, Россия,
e-mail: susanak@mail.ru
В настоящей статье приведены итоги исследования экономических и криминологических рисков токенизации угольной промышленности в Российской Федерации. Были проанализированы имеющиеся стартап-проекты в угледобывающей отрасли с целью выявление негативных эффектов, имеющихся при их реализации. Кроме того, в рамках настоящего исследования был проведен опрос компаний угольной промышленности с целью подтверждения гипотезы о зависимости экономических и криминологических рисков токенизации между собой. Была построена матрица выявленных рисков и рассчитаны индексы влияния на угольную промышленность. Установлено, что уровень криминологического риска существенно влияет на конъюнктуру рын-
ка угольной промышленности, а также препятствует росту инвестиционной привлекательности компаний данной отрасли. Указывается, что цифровизацияугледобывающей отрасли является эффективной мерой улучшения инвестиционного климата в условиях трансформации реального сектора экономики.
Ключевые слова: токенизация, криминологические риски, угольная промышленность,угледобывающие компании, инвестиции, цифровые активы.
ВВЕДЕНИЕ
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.07.2017 № 1632-Р утверждена Программа «Цифровая экономика Российской Федерации», в рамках которой подлежат реализации принципы экономической целесообразности и повышения доступности энергетической инфраструктуры и распределенной энергетики в целях обеспечения цифровой трансформации отраслей топливно-энергетического комплекса. Министерство энергетики Российской Федерации разработало проект «Цифровая энергетика». Проект направлен на цифровую трансформацию традиционного энергетического комплекса, основанную на применении технологий сбора и обработки данных, с целью повышения эффективности функционирования участников комплекса, снижения барьеров и формирования предпосылок к возникновению новых бизнес-моделей, создания сервисов для удовлетворения запросов потребителей. В рамках проекта реализуется инициатива «Цифровой уголь», направленная на то-кенизацию активов угледобывающих компаний [1, с. 56].
По оценкам экспертов, объем токенизируемых активов составляет 600 трлн дол. США: акции, недвижимое имущество, золото, углеводороды, произведения искусства. Среди блокчейн-стартапов в сфере угольной промышленности также наметился тренд на разработку проектов, позволяющих токенизировать активы угольной промышленности (переводить в токены, то есть криптографическую единицу учета, которую используют для представления цифрового баланса в некотором активе) [2, с. 1260].
Интересно, что идея цифровых активов далеко не нова. В 1973 г. для упрощения документооборота при обработке операций с ценными бумагами, который сильно увеличился после быстрого роста объема транзакций в индустрии ценных бумаг США в конце 1960-х годов, была создана Депозитарная трастовая корпорация (РТС) [3, с. 1135]. Для проведения операции у центрального оператора удерживались сертификаты на торгуемые ценные
2000
800
600
400
200
0
2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 Динамика роста себестоимости добычи 1 т угля, руб./т
бумаги, а операции по ним записывались в электронном виде, то есть торговые операции осуществлялись с цифровым эквивалентом бумаг.
Тем не менее предполагается, что токенизация угольной промышленности станет следующим этапом эволюции секьюритизации в данной сфере [4, с. 18; 5, с. 21], демократизируя процедуру, которая ввиду сложности и за-регулированности раньше была доступна только финансовым игрокам и крупным корпорациям.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
С 2005 г. на рынке первичных энергоносителей цены на уголь и газ в сопоставимом исчислении сравнялись (до этого после отпуска угольных цен они все время оставались выше цен на газ), и с тех пор уголь становится все более дешевым энергоресурсом. Сегодня соотношение цен уголь/газ уже достигло 1:1,7. Однако данное соотношение пока недостаточно для равноправного конкурирования с дешевым российским газом, цены на который регулируются государством в отличие от цен на уголь, формируемых рынком [6]. В итоге пока соотношение цен уголь/газ находится ниже соотношения 1:2,5 в настоящее время и в долгосрочном периоде наблюдается переход с угольной энергогенерации на газовую [7].
Реализация российского угля ограничивается также и на экспортных направлениях ввиду значительных расстояний от основных регионов добычи до рынков, как восточного, так и западного направления, что, безусловно, сдерживает формирование стабильных условий для самофинансирования отрасли, но при ослабленности рубля экспорт становится эффективным. При этом следует отметить, что отрасль имеет значительный потенциал роста экспортных поставок [8, с. 58]. Сегодня загрузка производственных мощностей угольных компаний составляет 90%, то есть отрасль имеет резерв поставок до 50 млн т [9]. Однако существует ряд экономических проблем, препятствующих развитию угледобывающей отрасли. Одна из них - высокая себестоимость добытого угля.
С 2009 по 2017 г. себестоимость добычи 1 т угля выросла с 1026 до 1742 руб./т [10] (см. рисунок).
Логистические и транзакционные расходы входят в себестоимость добычи угля и достигают почти 30-40% [11, с. 67]. В условиях цифровой экономики возможно снижение данных расходов посредством перевода прав на физические активы в цифровую форму. Токенизацию в данном случае можно рассматривать как эффективную альтернативу трудоемким и дорогостоящим процедурам, которые необходимо выполнить, чтобы получить финансирование. Токены являются делимыми и глобальными, и путем токениза-ции низколиквидного актива можно расширить рынок сбыта, не ограничиваясь географией или объемом вложений, тем самым получив доступ к новым рынкам капитала [12].
В настоящее время тренд на токенизацию активов угледобывающих компаний только набираетобороты.В ходе анализа 1СО-рынка* было выявлено всего три проекта в сфере угольной промышленности (табл. 1).
Указанный тренд сформировался и в деятельности крупного бизнеса. В рамках исследования был проведен опрос представителей руководства компаний угольной промышленности с целью определения уровня их знаний о технологии блокчейн, 43% опрошенных утверждают, что у них слабые представления о технологии. Однако 55% респондентов указывают, что отсутствие блокчейна в их бизнес-процессах существенно повлияет на конкурентные преимущества компании, при этом 42% считают, что неприменение данной технологии разрушительно отразится на предприятии. Это указывает на наличие общего понимания того, для чего нужна указанная технология и каким образом возможна оптимизация деятельности организации с ее помощью.
Однако, несмотря на всю привлекательность нового инструмента, стоит выделить несколько проблем при его использовании. Токенизация активов находится в самом начале своего развития, и на массовое принятие и распространение данного явления потребуются годы. Блокчейн-технология развивается довольно быстро, предлагая новые механизмы консенсуса и новые области применения, но законодательное регулирование и правоприменительная практика не настолько поспешны [13, с. 18]. С учетом зарегулированности финансовой отрасли внедрение многих блокчейн-продуктов невозможно без юридической основы и появления соответствующих нормативных актов и (или) наработанной судебной практики.
В связи с этим на данном этапе развития регулятор-ной парадигмы нового экономико-правового явления
* Initial coin offering - это форма привлечения инвестиций в виде продажи инвесторам фиксированного количества новых единиц токе-нов, полученных разовой или ускоренной эмиссией.
Таблица 2
Coal Coin, Украина
Coal Coin Россия
Таблица 1
ICO-проекты в сфере угольной промышленности, сформированные в 2018 г.
Проект Суть проекта Собранные средства Этап реализации
Первый децентрализованный рынок угольного топлива и его криптоактив. Экосистема Соа1Сот позволит в два клика находить уголь нужной марки у ближайшего поставщика, совершать сделку и организовывать логистику
Блокчейн - дериватив нового поколения, основанный на сочетании инвестиционной составляющей и промышленного производства каменного угля. Покупателям предлагается уголь в обмен на токены Это криптовалюта с собственным децентрализованным реестром, защищенная физическими ресурсами угольных шахт, управляемыми децентрализованным блочным ключом Источник: составлено авторами.
Coal Industry Coin, Великобритания
291659,51 дол. США из 1200000 дол. США
Проект перешел на государственный уровень, средства будут возвращены всем тем, кто инвестировал в проект
Неизвестно, 3 сентября 2018 г. объявлено
1 токен = 32-40 дол. США начало ICO
1022000 дол. США из 8700000 дол. США
В процессе ICO
Соотношение экономических и криминологических рисков токенизации угледобывающей промышленности
Описание Эффект (описание) Оценка последствий Оценка вероятности Уровень риска Корреляция с экономическими рисками
Транснациональ- Транснациональность заключа- 7 6 ность цифровых ак- ется в невозможности устано-тивов вить государственные и таможенные границы при проведении транзакций 42 Риск оттока капитала
Отмывание средств Цифровые активы позволяют 8 9 посредством про- совершать операции с целью дажи цифровых ак- отмывания средств, получен-тивов ных преступным путем Риск экономических потерь финансовых ресурсов государства
Мошенничество с ис- Существует риск мошенниче- 4 10 пользованием циф- ства при проведении ICO стар-ровых активов тапами угольной промышленности 40 Риск изменения конъюнктуры рынка
Избежание налогоо- Перевод активов в цифровой 10 6 бложения с помощью формат способствует соверше-цифровых активов нию преступлений, связанных со злостным уклонением от уплаты налогов Риск дефицита государственного бюджета
Манипулирование При цифровизации активов 3 4 12 Риск изменения конъ-рынком посредством угледобывающих компаний су- юнктуры рынка цифровых активов ществует риск распространения инсайдерской информации
Риск хакерских Перевод активов в цифро- 4 10 атак вой формат влечет за собой риск хакерских атак и потери в связи с этим активов 40 Риск оттока капитала
Изготовление под- Существует риск распростране- 4 7 дельных токенов ния на рынке поддельных цифровых активов угольных компаний 28 Риск изменения конъюнктуры рынка
Источник: составлено авторами.
требуется проанализировать экономические и криминологические риски токенизации активов угольной промышленности.
Основываясь на имеющейся правопримененительной практике и вышеприведенных данных, а также на проведенном исследовании в форме опроса предприятий
угольной промышленности, можем сформировать факторную матрицу экономических и криминологических рисков токенизации активов угледобывающих предприятий (табл. 2).
Вышеприведенные данные говорят о прямой корреляции криминологических рисков с экономическими по-
Таблица 3
Минимизация криминологических рисков токенизации угледобывающей промышленности
Описание Мероприятие для снижения рисков
Транснациональность цифровых активов Привязанности электронного кошелька с активами угледобывающего предприятия к платформе, расположенной в Российской Федерации, позволяет снизить данный риск
Отмывание средств посредством продажи цифровых активов На отношения, регулируемые законопроектом, распространяет свое действие законодательство о противодействии легализации и отмыванию денежных средств, полученных преступным путем
Мошенничество с использованием цифровых активов На отношения, регулируемые законопроектом, распространяет свое действие уголовное законодательство
Избежание налогообложения с помощью цифровых активов На отношения, регулируемые законопроектом, распространяет свое действие уголовное и налоговое законодательство
Манипулирование рынком посредством цифровых активов При цифровизации активов угледобывающих компаний существует риск распространения инсайдерской информации
Изготовление поддельных токенов На отношения, регулируемые законопроектом, распространяет свое действие уголовное законодательство
Риск хакерских атак На отношения, регулируемые законопроектом, распространяет свое действие уголовное законодательство
Источник: составлено авторами.
следствиями для страны. В связи с этим важно понимать, в каком направлении необходимо развивать регулятор-ную среду с целью защиты как угольных предприятий, так и их инвесторов.
В настоящее время только в 46 странах имеются правовые механизмы осуществления токенизации активов, включая и сферу угольной промышленности. Российская Федерация только на пути к формированию эффективного законодательства. С этой целью в Российском союзе промышленников и предпринимателей была создана Рабочая группа по координации законопроектной и ре-гуляторной деятельности в области цифровизации Российского союза промышленников и предпринимателей. Данная структура стала автором законопроекта, учитывающего современные тренды в рассматриваемой сфере. Предполагается установить три группы цифровых активов. Первая группа - токены, которые будут в большей мере приравнены к ценным бумагам либо к производным финансовым инструментам. Вторая категория - криптовалюты. У них будет особый статус - в отношении держателей криптовалют и участников торговли. Третья категория - так называемое регулирование цифровых знаков, то есть нефинансовых цифровых активов, которые будут удостоверять заключение между сторонами гражданскоправовых договоров. Данный подход представляется оправданным ввиду наличия правового статуса субъектов, использующих данные активы, в действующем законодательстве. Принятие данного законопроекта фактически снизит вышеоговоренные риски (табл. 3).
Таким образом, фактическое определение объекта отношений позволяет распространить действие традиционного законодательства на новые отношения по поводу токенизации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, минимизация криминологических рисков повлечет за собой снижение уровня влияния экономических рисков на процессы токенизации предпри-
ятий угольной промышленности. Стратегия по устранению правовых рисков должна основываться на формировании качественной регуляторной политики государства, направленной на защиту сторон в процессе перевода прав на физические объекты в цифровые формы. В свою очередь эффективная правовая среда позволит внедрить в угледобывающие компании цифровые финансовые технологии, что снизит издержки по производству угля примерно на 30-40%. Представляется, что подобные результаты будут способствовать росту инвестиционной привлекательности отрасли.
Сп исок литературы
1. Захарова В.В. Перспективы и проблемы развития угольной промышленности в Хакасии // Научный журнал. 2017. № 2. С. 56-59.
2. Волокитина В.М., Гедич Т.Г. Инвестиционная составляющая в современном положении и развитии угольной промышленности России // Экономический анализ: теория и практика. 2017. Т. 16. № 7. С. 1260-1268.
3. Алмастян Н.А., Ратнер С.В. Современный уровень развития эко-инноваций в энергоемких отраслях экономики (на примере электроэнергетики) // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2018. Т. 14. № 6. С. 1135-1150.
4. Ricketts B. (ed.) Coal Industry across Europe. 6th edition. EU-ROCOAL: European Association for Coal and Lignite, 2017. P. 18.
5. Spencer Т., Berghmans N., Sartor O. Coal transitions in China's power sector: A plant-level assessment of stranded assets and retirement pathways // Coal Transitions. 2017. N 12/17. P. 21.
6. Jiang S., Yang Ch. ARIMA forecasting of China's coal consumption, price and investment by 2030// Energy Sources, Part B: Economics, Planning and Policy. 2013.Vol. 3. Рр. 190-195. doi: 10.1080/15567249.2017.1423413.
7. Краснянский Г.Л. Уголь России: 20 лет спустя [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2015/09/28/ promyshlennost.html (дата обращения: 15.11.2018).
8. Стертюков К.Г., Стародубцева О.А. Проблемы внедрения новых технологий и технических средств с целью увеличения КПД в энергетической отрасли // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Электротехника, информационные технологии, системы управления. 2018. № 25. С. 58-73.
9. Aydin G. The Application of Trend Analysis for Coal Demand Modeling // Energy Sources, Part B: Economics, Planning, and Policy. 2010. Vol. 2. Рр. 183-191. doi: 10.1080/ 15567249.2013.813611.
10. Себестоимость добычи угля и цена продаж [Электронный ресурс]. URL: http://www.southcoal.ru/pubs/297. html (дата обращения: 15.11.2018).
11. Market Series Report: Coal 2017. OECD/IEA, 2017. P. 67.
12. Kumar R., Avdhesh Kr. Sharma, Tewari P.C. Thermal Performance and Economic Analysis of 210 MWe Coal-Fired Power Plant // Journal of Thermodynamics. 2014. Article ID 520183. 10 p. https://doi.org/10.1155/2014/520183 .
13. Панюкова В.В. Международный опыт применения технологии блокчейн при управлении цепями поставок // Экономика. Налоги. Право. 2018. № 4. С. 18-22.
ECONOMIC OF MINING
UDC 338.97:622.33 © E.L. Sidorenko, V.K. Shaydullina, S.A. Kirakosyan, 2018
ISSN 0041-5790 (Print) • ISSN 2412-8333 (Online) • Ugol' - Russian Coal Journal, 2018, № 12, pp. 54-58 Title
TOKENIZATION OF COAL INDUSTRY: ECONOMIC AND CRIMINOLOGICAL RISKS
DOI: http://dx.doi.org/10.18796/0041-5790-2018-12-54-58
Authors
Sidorenko E.L.1, Shaydullina V.K.2, Kirakosyan S.A.2
1 Moscow State Institute of International Relations (University) of the Ministry of Foreign Affairs of Russia, Moscow, 119454, Russian Federation
2 Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, 125993, Russian Federation
Authors' Information
Sidorenko E.L., Doctor of law, Professor Department of Criminal Law, Criminal Procedure and Criminalistics, e-mail: 12011979@list.ru Shaydullina V.K., PhD in Law, Senior lecturer Department of Legal Regulation of Economic Activity, e-mail: vk.shaydullina@gmail.com Kirakosyan S.A., PhD in Law, Associate Professor Department of Legal Regulation of Economic Activity, e-mail: susanak@mail.ru
Abstract
In the paper are presented the results of a research of economic and criminological risks in coal industry tokenization in the Russian Federation. Existing startup-projects in the Russian coal industry were analyzed to identify negative effects when they are being realized. Furthermore, in this study a survey of coal sector companies was carried out to confirm hypothesis that economic and criminological risks of tokenization depend on each other. A matrix of risks identification was built and influence on coal industry index was calculated. It was found, that criminological risk level significantly affects the coal industry market condition, and also prevents companies' investment attractiveness growth. It was pointed, that coal-mining industry digitalization is an effective measure to improve investment climate in real economy sector transformation context.
Keywords
Tokenization, Criminological risks, Coal industry, Coal-mining companies, Investment, Digital assets.
References
1. Zakharova V.V. Perspektivy i problemy razvitiya ugol'noy promyshlennosti v Khakasii [Prospects and problems of the development of the coal industry in Khakassia]. Nauchnyy Zhurnal - Scientific Journal, 2017, No. 2, pp. 56-59.
2. Volokitina V.M. & Gedich T.G. Investitsionnaya sostavlyayushchaya v sovre-mennom polozhenii i razvitii ugol'noy promyshlennosti Rossii [Investment component in the current situation and development of the coal industry in Russia]. Ekonomicheskiy analiz: teoriya ipraktika - Economic analysis: theory and practice, 2017, Vol. 16, No. 7, pp. 1260-1268.
3. Almastyan N.A. & Ratner S.V. Sovremennyy uroven' razvitiya eko-inno-vatsiy v energoyemkikh otraslyakh ekonomiki (na primere elektroener-
getiki) [The current level of development of eco-innovation in energy-intensive sectors of the economy (by the example of the power industry)]. Natsional'nyye interesy: prioritety i bezopasnost'- National interests: priorities and safety, 2018, Vol. 14, No. 6, pp. 1135-1150.
4. Ricketts B. (ed.) Coal Industry across Europe. 6th edition. EUROCOAL: European Association for Coal and Lignite, 2017, pp. 18.
5. Spencer T., Berghmans N. & Sartor O. Coal transitions in China's power sector: A plant-level assessment of stranded assets and retirement pathways. Coal Transitions, 2017, No. 12/17, pp. 21.
6. Jiang S. & Yang Ch. ARIMA forecasting of China's coal consumption, price and investment by 2030. Energy Sources, Part B: Economics, Planning and Policy, 2013, Vol. 3, pp. 190-195. doi: 10.1080/15567249.2017.1423413.
7. Krasnyansky G.L. Ugol' Rossii: 20 let spustya [Coal of Russia: 20 years after]. [Electronic resource]. Available at: https://rg.ru/2015/09/28/promyshlen-nost.html (accessed 15.11.2018).
8. Stertyukov K.G. & Starodubtseva O.A. Problemy vnedreniya novykh tekhnologiy i tekhnicheskikh sredstv, s tsel'yu uvelicheniya KPD v ener-geticheskoy otrasli [Problems of introducing new technologies and hardware in order to increase the efficiency in the energy industry]. Vestnik Permskogo natsional'nogo issledovatel'skogo politekhnicheskogo universiteta. Elektrotekhnika, informatsionnyye tekhnologii, sistemy upravleniya - Bulletin of the Perm National Research Technical University. Electrical engineering, Information technology, Control systems, 2018, No. 25, pp. 58-73.
9. Aydin G. The Application of Trend Analysis for Coal Demand Modeling. Energy Sources, Part B: Economics, Planning, and Policy, 2010, Vol. 2, pp. 183-191. doi: 10.1080/15567249.2013.813611.
10. Sebestoimost' dobychi uglya i tsena prodazh [Coal mining cost and sales price] [Electronic resource]. Available at: http://www.southcoal.ru/ pubs/297.html (accessed 15.11.2018).
11. Market Series Report: Coal 2017. OECD/IEA, 2017, pp. 67.
12. Kumar R., Avdhesh Kr. Sharma & Tewari P.C. Thermal Performance and Economic Analysis of 210 MWe Coal-Fired Power Plant. Journal of Thermodynamics, 2014, Article ID 520183, 10 p. doi: 10.1155/2014/520183 .
13. Panyukova V.V. Mezhdunarodnyy opyt primeneniya tekhnologii blok-cheyn pri upravlenii tsepyami postavok [International experience in block-chain technology use when managing supply chains]. Ekonomika. Nalogi. Pravo - Economics. Taxes. Law, 2018, No. 4, pp. 18-22.