Научная статья на тему 'Ток-шоу отношения телевидения и общественности'

Ток-шоу отношения телевидения и общественности Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1315
283
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОК-ШОУ / ТЕЛЕВИДЕНИЕ / ОБЩЕСТВЕННОСТЬ / ПРОБЛЕМЫ ТРАНСЛЯЦИИ / TALK-SHOW / TELEVISION / SOCIETY / TRANSLATION TROBLEMS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Эфендиев Т. Т.

В статье рассматривается вопрос о роли ток-шоу на Азербайджанском телевидении. Понятие ток-шоу появилось в Америке в 1950 году. Дословный перевод означает «говори, покажи». В Азербайджане ток-шоу появились в начале 1970-х годов. Темы ток-шоу затрагивают общественно-политические, социальные и экономические проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The talk-show the relations of the television and society

The article studies the question of the talk-show role on the Azerbaydzhan television. The idea of the talk-show appeared in the USA in 1950's. The talk-shows appeared in Azerbaydzhan in the beginning of the 70's. The topics of talk show deal with political, social and economical problems.

Текст научной работы на тему «Ток-шоу отношения телевидения и общественности»

УДК 791.43.01: 316

ТОК-ШОУ - ОТНОШЕНИЯ ТЕЛЕВИДЕНИЯ И ОБЩЕСТВЕННОСТИ

Т.Т.Эфендиев

В статье рассматривается вопрос о роли ток-шоу на Азербайджанском телевидении. Понятие ток-шоу появилось в Америке в 1950 году. Дословный перевод означает «говори, покажи». В Азербайджане ток-шоу появились в начале 1970-х годов. Темы ток-шоу затрагивают общественно-политические, социальные и экономические проблемы.

Ключевые слова: ток-шоу, телевидение, общественность, проблемы трансляции

T. T. Efendiev The talk-show - the relations of the television and society

The article studies the question of the talk-show role on the Azerbaydzhan television. The idea of the talk-show appeared in the USA in 1950’s. The talk-shows appeared in Azerbaydzhan in the beginning of the 70’s. The topics of talk show deal with political, social and economical problems.

Key words: talk-show, television, society, translation troblems.

Сегодня возможности телевидения все больше расширяются благодаря новшествам внедряемыми в средства массовой информации с помощью научно-технического прогресса. Одним из положительных новшеств современного телевидения является так называемое ток-шоу, которые стремительно завоевывают зрительскую аудиторию, сидящую у экрана.

Понятие ток-шоу появилось в Америке в 1950 году. Дословный перевод означает «говори, покажи». Этот телевизионный проект впервые был разработан под названием «Tolk-shoy», присущим Британскому английскому. Позже он широко распространился в эфирах некоторых государств. В Германии, например, первое ток-шоу было продемонстрировано в вечернем показе популярным телеведущим Дитмаром Шонхером со стороны «WDR Produktion» 8 марта 1973 года. Ток-шоу, которые проводятся на многих телевидениях мира при участии зрителей, приглашенных в студию, занимают одно из ведущих мест среди разнообразных развлекательноинформационных передач. Это связано не только с новизной жанра. Люди современной эпохи отличаются новым мировоззрением, взглядом на жизнь и отношением к социальным и прочим проблемам. При обсуждении проблем и высказывании соображений мнения то совпадают, то расходятся. В итоге формируется относительно единое и устойчивое мнение, которое разделяет большинство зрителей. Ток-шоу, посвященные как интересам и желаниям людей, так и требованиям современной эпохи, продолжают развивать такие ценности, как свобода слова, демократия, которые, в свою очередь, способствуют гуманизации телепространства.

Организация программ типа ток-шоу требует огромного труда и больших организаторских способностей, профессионализма, и, конечно же, финансовых средств. Организационные дела включают: оформление студии и установку декорации, установку камер, определение места размещения гостей и зрителей, коллективную работу режиссера, ассистентов режиссера, операторов и других ответственных лиц. Рекреативная деятельность направлена на самом деле на восстановление энергии человека после занятий трудом, проведения досуга в желанной атмосфере. Конечно, далеко не последняя роль в этом деле принадлежит искусству, поскольку художественная деятельность полна неописуемого очарования, она предоставляет людям жизненную правду, дарит им радость познания красоты и наслаждения ею. Рекреативность, направленная на восстановление сил и поднятие настроения зрителей за время, проведенное перед экраном, в широком смысле носит развлекательный характер.

Каждое шоу развлекательного характера, будь то реалити или интеллектуальное шоу, имеет свою зрительскую аудиторию. Широко используя этот жанр, коммерческая трансляция шоу получает большой доход. А главным методом такого бизнеса является реклама. Благодаря рекламе, теле-радио компаниям, а также компаниям, рекламирующим бизнес, рекламные организации получают большой доход. Все доходы такого рода распределяются согласно договору и облагаются налогом в рамках государственных законов. Отсюда следует, что государство само с точки зрения утверждения демократических ценностей и урегулирования финансовых доходов заинтересовано в распространении ток-шоу, имеющих значения для развития демократии. Для выяснения проблем, с которыми сталкивается телевидение, Поль Бринберг, Ден Вагнер и Шелдон Марков составили новый сборник на основе материалов семинара (по творческому менеджменту телестанций), проведенного в марте 1994 года в Москве. В работе

семинара приняли участие представители 25-ти независимых телестанций СНГ и шесть эксперт-менеджеров из США. Все выступления и дебаты записаны на ленту в отредактированном виде. Национальная Ассоциация Телевещания Вашингтона даже разрешила Интерньюс Нетворку использовать эти материалы. Этот сборник, составленный в Москве для Интерньюс Нетворка подготовлен при содействии Международного Агентства США и Фонда Евразии. Главная цель этого сборника заключается в направлении местных телевизионных станций на плодотворную и прибыльную деятельность и управление ими. С распространением ток-шоу наладилась тесная связь со зрителями, а интерактивные контакты в своеобразном виде превратились в реальность. Ток-шоу ведутся в виде беседы, интервью или дискуссии на определенную тему между «хозяином» и гостями. Здесь «хозяин» или «хозяйка» занимает студию, проводит обсуждение. Прежде всего гостям задают вопросы, на которые они отвечают. За короткий промежуток времени модератор-ведущий продолжает беседу, все время поддерживая разговор и привлекая внимания собравшихся.

В ток-шоу входит два основных критерия. Первый - это, как следует из его названия, разговорная речь и самовыражение; второй критерий - проявление рыночной экономики и бизнеса в этой области. Основанная на объективных фактах, главная направленность на самовыражение и притягательность рыночной экономики в ток-шоу относится к социально-культурным традициям, имеющим глубокие корни в таких странах, как США. Как и в других сферах, медиа в США и других демократических государствах регулируется законом. Шоу бывают серьезными и несерьезными, точнее неофициальными. Серьезные шоу называют еще и шоу-проблемами. В большинстве случаев ток-шоу передаются в эфир в виде еженедельных вечерних программ или «Ежедневных ток-шоу» в экранное время дня. Ежедневные ток-шоу называются в США «шоу с постоянными участниками студии». Здесь модератор задает гостям вопросы, одновременно создает условия для того, чтобы аудитория тоже задавала вопросы и высказывала свое мнение. В связи с тем, что темы, поставленные в шоу - проблемах для обсуждения, носят более общественно-политический или социальный характер, приглашенные гости являются влиятельными личностями. Политики, эксперты, социологи, экономисты и государственные деятели участвуют в этих ток-шоу и высказывают свое мнение. А модератор, то есть хозяин обращается к гостям с вопросами, интересующими и его, и аудиторию. Ведущий ток-шоу -модератор также должен уметь направлять аудиторию и гостей. Разумеется, не всегда вопросы, поставленные в передачах, являются серьезными. Нередко допускаются просчеты, проглядывает отсутствие профессионализма, корректности, даже журналистской этики. При этом нельзя забывать, что при выражении противоположных мнений недопустимы оскорбления, раздор, жаргонные выражения.

Некоторые темы, поставленные в развлекательных ток-шоу, во многих случаях носят несерьезный характер. Такие шоу транслируются ежедневно, их гости - актеры, актрисы, известные или же простые люди, обращающиеся к телевидению с семейными и личными проблемами. Смех-шоу «Зал Арсенио» в США очень сильно отличается от других развлекательных передач. Обычно сюда приглашаются политики, которые развлекаются как простые люди. Так, к примеру, появление Ричарда Никсона в этом шоу и игра Билла Клинтона на саксофоне вызвали интерес политиков к ток-шоу и другим развлекательным передачам.

В Азербайджане ток-шоу начали появляться с начала 1970-х годов. Независимо от единого формата в то время эти передачи имели другое название. После завоевания независимости передачи формата ток-шоу начали появляться на АзТВ все больше и больше. В таких передачах участвовали только гости и ведущие. В этот период одним из первых массовых ток-шоу на «АНС» была программа «Новейшая история», ведущим которой был Миршахин. Цель этого ток-шоу заключалась в выяснении проблем, связанных с Карабахской войной. На передачу приглашались политические деятели и участники Карабахской войны. Передача производила хорошее впечатление, несмотря на то, что передавалась не в прямой трансляции. «Новейшая история» немного отличалась от других ток-шоу азербайджанского эфира. Приглашенные рассаживались на стульях, расставленных в аудитории-студии. Одному из влиятельных гостей приходилось менять место в студии для того, чтобы отвечать на вопросы ведущего и аудитории.

В последнее время на АзТВ транслируются такие передачи, как «Вместе с нами», «Образование и прогресс». Передачи имеют похожий формат и строение. Многие из них имеют

тематическую специфику. Например, в передаче «Образование и прогресс» обсуждаются исключительно социальные проблемы.

По общественному телевидению транслируется ряд интересных ток-шоу, среди них шоу-проблемы типа «Ясность ночи», «Сама правда», «Открытый урок» и музыкально-развлекательное шоу типа «Гараж» и другие. По телеканалам «Спейс» и «Лидер» тоже транслируются подобные передачи.

Телеканал Азербайджанского телевидения «Спейс» отличается несколькими авторскими программами. Преимущество отдается программам формата «магазин» и «развлечение».

По телеканалу «Лидер» ток-шоу ведут главным образом народные артисты и люди искусства. В программах затрагиваются довольно серьезные темы, что создает социальную и интеллектуальную пропасть между ведущим и поставленной темой. Ясно, что зрительская аудитория не всегда одобрительно относится к такого рода передачам и расставленным в них вопросам. В данном случае передача служит лишь рекламой для ведущего, тогда как организация шоу-проблем требует проведения расследования и опроса, осведомленности, изучения психологии общества и культуры поведения. Ведущий ток-шоу не является диктором, чтобы ограничиться лишь текстом, поставленным перед ним.

По новому телеканалу «Хазар» тоже транслируются несколько ток-шоу, большинство из которых носит развлекательный характер.

Сегодня на телевидении ток-шоу должно содействовать тому, чтобы телевидение развивалось, входило в доверие к массовому зрителю, приобретало более демократическую атмосферу. Ведь в настоящее время преимущество отдается свободе слова. Главное уметь выражать свои мысли. В этом деле важно посредством ток-шоу овладеть такими навыками, как слушание, говорение и обсуждение.

Вместе с тем, ток-шоу - хороший источник доходов. Благодаря рекламе, демонстрирующейся в рейтинговых ток-шоу, возможно получить большой доход, ведь «настоящее искусство должно не только уметь заставлять человека думать, но и обладать развлекательным элементом в обязательном порядке» (30, с.148). Сегодня представители шоу-бизнеса имеют спонсоров как для снятия клипов, так и для демонстрации программ на телевидении. Факт, что на телевидении Азербайджана большинство спортивных, социальных программ и ток-шоу спонсируются различными крупными и малыми компаниями. Большие компании спонсируют, главным образом, шоу-программы. Эти компании выделяют средства на разные проекты. Даже журналы телеканалов выходят в свет благодаря спонсорам.

Самым главным форматом ток-шоу являются шоу-проблемы. Тема шоу-проблем связана с вопросами, беспокоящими людей, в том числе общественно-политическими, социальными и экономическими проблемами.

Литература:

1. Алибейли Э. Азербайджанское телевидение. Баку, «МБМ», 2005, 160с.

2. Борев Ю. Эстетика. Баку, 1980, 341с.

3. Дадашов А. Телевизионная реклама в контексте демократии и рыночной экономики. Баку, «Нурлан», 2008, 272с.

4. Мамедли Д. Азербайджанская журналистика в период рыночных отношений. «525-ая газета», 28 июня 2001 года

5. Продюсер, сценарист, режиссер. Журнал Синема, № 3, сентябрь, 2008

6. Wolfram Schrag “Medienlandschaft Deutsehland”, Konstanz, 2007, 275с.

7. www.iurnalist.net

8. www.google.de История создания ток-шоу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.