Научная статья на тему 'Точка бифуркации российско-бразильских отношений в связи с конфликтом между Россией и Западом'

Точка бифуркации российско-бразильских отношений в связи с конфликтом между Россией и Западом Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
374
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БРАЗИЛИЯ / BRAZIL / РОССИЯ / RUSSIA / СОТРУДНИЧЕСТВО / COOPERATION / БРИКС / BRICS / МЕРКОСУР / MERCOSUR / ЗАПАД / WEST / КОНФЛИКТ / CLASH

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Иванова Александра Васильевна

В статье рассматриваются отношения Бразилии с ее главными партнерами. Анализируются взаимоотношения России и Бразилии в исторической ретроспективе и на современном этапе. Высказываются предположения о дальнейшем развитии российско-бразильских отношений в контексте конфликта России с Западной Европой и США.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BIFURCATION POINT IN RUSSIA-BRAZIL RELATIONS IN THE CONTEXT OF THE CLASH BETWEEN RUSSIA AND THE WEST

Brazil relations with its main partners are considered in this article. Russia-Brazil connections in their historical retrospective and at the current stage are analyzed. The author gives suppositions about Russia-Brazil relations development in the context of the clash between Russia, Western Europe and the United States.

Текст научной работы на тему «Точка бифуркации российско-бразильских отношений в связи с конфликтом между Россией и Западом»

А.В. Иванова

ТОЧКА БИФУРКАЦИИ РОССИЙСКО-БРАЗИЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СВЯЗИ С КОНФЛИКТОМ МЕЖДУ РОССИЕЙ И ЗАПАДОМ

BIFURCATION POINT IN RUSSIA-BRAZIL RELATIONS IN THE CONTEXT OF THE CLASH BETWEEN RUSSIA AND THE WEST

В статье рассматриваются отношения Бразилии с ее главными партнерами. Анализируются взаимоотношения России и Бразилии в исторической ретроспективе и на современном этапе. Высказываются предположения о дальнейшем развитии российско-бразильских отношений в контексте конфликта России с Западной Европой и США.

Ключевые слова: Бразилия, Россия, сотрудничество, БРИКС, МЕРКОСУР, Запад, конфликт.

Brazil relations with its main partners are considered in this article. Russia-Brazil connections in their historical retrospective and at the current stage are analyzed. The author gives suppositions about Russia-Brazil relations development in the context of the clash between Russia, Western Europe and the United States.

Key words: Brazil, Russia, cooperation, BRICS, MERCOSUR, the West, clash.

Федеративная Республика Бразилия в настоящее время позиционирует себя на международной арене как высокопотенциальную региональную державу. Такие амбиции и энергия проистекают из вполне закономерных и объективных факторов: «Бразилия уверенно входит в десятку стран с наибольшим экономическим потенциалом... Эта страна вступила в XXI век не только с огромным валовым внутренним продуктом, превышающим два триллиона долларов, она вошла с немалым собственным заделом на инновационном пути развития» [1]. Бразилия сотрудничает со многими странами мира, в том числе с Российской Федерацией, в экономической, политической и культурной сферах.

Цель моей работы - попытаться спрогнозировать дальнейшее развитие российско-бразильских отношений в условиях кризиса в Украине и связанного с этим усиливающегося конфликта между Россией и Западом в лице США и Западной Европы.

Несмотря на многочисленные различия, Россию и Бразилию многое объединяет. В первую очередь, это обширная ресурсная база обоих государств и взаимодополняемость их рынков. Так, например, Россия поставляет

в Бразилию минеральные удобрения, энергетическое оборудование, хлорид калия, дизельное топливо. Бразилия же снабжает российский рынок продовольственными товарами и сельскохозяйственным сырьем (сахар-сырец, мясо, кофе, табак).

Не менее важными являются геостратегические выгоды от сотрудничества двух стран, расположенных в разных полушариях Земли.

Общей чертой двух стран можно назвать и то, что обе они имеют схожий статус лидера в своих регионах. А также то, что Бразилия и Россия на протяжении нескольких десятилетий в своем историческом развитии имели близкие цели и задачи в сфере внешнеполитических интересов. Это, в первую очередь, стремление стать достойным конкурентом сегодняшним лидерам на международной арене, заявив о себе как сильном, стабильном государстве.

Следует упомянуть и об исторических предпосылках к сотрудничеству, имея в виду отсутствие столкновений и конфликтных ситуаций между Россией и Бразилией, чего мы не можем наблюдать, например, в российско-китайских отношениях. В начале XXI столетия Бразилия и Россия ступили на путь демократических преобразований. За время президентства Луиса Ина-сиу Лулы да Силва (2003-2011 гг.) Бразилия заметно повысила свой международный авторитет, став одним из членов G20. Во многом это стало возможным благодаря грамотной дипломатии.

Президент Бразилии, поддерживая дружественные связи со многими странами мира, в том числе умело находя компромиссы в отношениях с такими противоположными по своей внешнеполитической ориентации государствами, как Куба, Венесуэла, США, страны ЕС, добился того, чтобы «Южная Америка представляла собой один из полюсов многополярного мира» [2]. Такой же многополярный подход к построению мирового порядка, ориентированный на диалог между странами и негативное отношение к практике «гуманитарной интервенции», поддерживает и руководство Российской Федерации.

На сегодняшний день между Россией и Бразилией заключено более 50 соглашений, среди них [3]:

- Совместное заявление 1997 г. о создании Российско-бразильской комиссии высокого уровня по сотрудничеству, возглавляемой премьер-министром РФ и вице-президентом Бразилии и включающей в себя Межправительственную российско-бразильскую комиссию по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству и Политическую комиссию;

- двухсторонний «Российско-бразильский стратегический союз», заключенный Лулой да Силва и В.В. Путиным 18 октября 2005 г.;

- Соглашение о военно-техническом сотрудничестве, подписанное 26 ноября 2008 г.;

- План действий стратегического партнерства между Россией и Бразилией и Дальнейшие шаги по выполнению Плана. Документы подписаны в 2010 г. и 2012 г. соответственно.

В то же время многие эксперты, занимающиеся изучением отношений Бразилии и России, отмечают, что взаимодействие РФ с южноамериканским партнером не является главным направлением ее политики в этом регионе и мире в целом. По замечанию А.Е. Лихачева, председателя Российско-бразильской межправительственной комиссии с российской стороны, «наши торгово-экономические отношения можно охарактеризовать словом - "недостаточное"» [4]. Основные торговые партнеры Бразилии - США, ЕС, страны Латинской Америки, Китай.

Однако вследствие политических и экономических событий, разворачивающихся вокруг украинского кризиса, в том числе введенных санкций против РФ и ответного эмбарго на импорт со стороны последней, Россия в настоящее время оказалась в ситуации конфронтации с Западом и одновременно начала ускоренный поиск новых стратегических союзников. Это поставило Бразилию в ситуацию пусть не жесткого, но все же выбора приоритетного направления внешней политики.

Перед Бразилией в данный момент открываются новые возможности и пути для дальнейшего развития, от выбора которых будет зависеть ее положение и статус в международных отношениях: отказаться от дальнейшего сближения с Россией, наблюдающегося на фоне активного экспортного замещения товаров, попавших под российское эмбарго, расширить торговлю и политические связи со странами ЕС или же развивать отношения с РФ как в двухстороннем формате, так и в формате БРИКС и приостановить действия по планам налаживания более тесного сотрудничества с Западной Европой.

Рассмотрим возможные варианты развития событий подробнее.

Немалые трудности в осуществлении крутого крена Бразилии в сторону БРИКС представляет реальная макроэкономическая ситуация. На долю США приходится около 60 млрд долларов бразильского товарооборота [5], а экспорт и импорт Бразилии со странами ЕС составляет 78 млрд долларов, тогда как уже многократно увеличенный в 2014 г. российско-бразильский товарооборот не превышает 5 мрлд долларов. Также Евросоюз для Бразилии является крупным инвестором: в 2012 г. прямые инвестиции в экономику Брази-

лии составили 16 млрд долларов, в сравнении с 1 млрд 200 тыс. долларов российских вложений [6].

Также у Бразилии имеется немало перспектив в укреплении связей с ЕС, подтвержденных юридическими документами. Так, с подписания в рамках Первого саммита Бразилия-ЕС в июле 2007 г. Договора о стратегическом партнерстве между двумя субъектами международных отношений разворачивается всеобъемлющее взаимодействие, что подтверждается в принятой Бразилией Стратегии развития на период 2007-2013 гг. В 2008 г. сотрудничество вышло на новый уровень: утвержден Совместный план действий на 2009-2011 гг., выявивший основные направления сотрудничества, а также созданы новые инструменты для двухстороннего взаимодействия (Комиссия высокого уровня Бразилия-ЕС, Смешанная комиссия Бразилия-ЕС). С этого момента формируется идея об углублении регионального сотрудничества, которое нашло бы выход в организации общего рынка между МЕРКОСУР, где лидером, безусловно, является Бразилия, и ЕС [7]. И в случае реализации этого плана два региона получили бы немалые выгоды от взаимной торговли.

Не лишним будет упомянуть и о том, что между Бразилией и Россией существуют различия во взглядах на некоторые положения международного права. Так, в высших правительственных кругах Бразилии не было однозначных высказываний в ответ на Крымский референдум 2014 г., а затем и переход Крымского полуострова под российскую юрисдикцию. Это объясняется тем, что Бразилия крайне «болезненно» относится к практике подобного вмешательства во внутреннюю жизнь государства и сама неоднократно сталкивалась с сепаратистскими тенденциями в своей стране.

Однако, несмотря на вышеперечисленное, Бразилия имеет ряд весомых причин для того, чтобы переориентироваться на БРИКС и долговременное сотрудничество с Российской Федерацией.

Главным аргументом в пользу данного решения служит стремление Бразилии не только к экономическому росту, но и к росту политического влияния в регионе и мире. Свободный рынок между МЕРКОСУР и ЕС будет создавать дополнительные рычаги для давления на политику Бразилии со стороны западных стран с целью достижения последними выгодных направлений внешнеполитической деятельности в Латинской Америке. Это противоречит желанию южноамериканского регионального лидера стать в скором будущем противовесом гегемонизму США, что уже проявляется в завуалированном политико-экономическом противостоянии Бразилии ее североамериканскому соседу, Так, в июле 2014 г. на саммите МЕРКОСУР Бразилия высказала идею о слиянии таких тесных интеграционных образований, как

UNASUR (Союз южноамериканских наций) и CELAC (Сообщество стран Латинской Америки и Карибского бассейна). В свою очередь CELAC, включающий в себя 33 латиноамериканских и карибских государства, было создано в ответ на существование ОАГ (Организация американских государств) под эгидой США, членство Кубы в котором отвергли [8]. Очевидно, что Бразилия нацелена на превращение региона Центральной и Южной Америки в единое образование, что позволило бы ему стать весомой силой на мировой арене.

Альтернативой свободному рынку между МЕРКОСУР и ЕС является идея объединения торговых площадок МЕРКОСУР и Таможенного союза, предложенная в 2014 г. российским руководством [9]. Это предложение было поддержано Бразилией, однако еще не получило дальнейшего развития. Во многом это сближение на уровне интеграционных объединений обусловлено многократным наращиванием экспорта бразильских продовольственных товаров, в особенности мяса, в РФ в связи с российским эмбарго на импорт из некоторых стран, что, несомненно, несет очевидные выгоды для Бразилии и российско-бразильских торговых сношений.

Отдельно стоит выделить итоги VI саммита БРИКС, состоявшегося в городах Форталеза и Бразилиа. Многим казавшееся уже бесперспективным объединение БРИКС, напротив, окрепло и нашло новые возможности для всестороннего стратегического взаимодействия благодаря подписанию Соглашения о создании Банка развития БРИКС и Резервного фонда БРИКС, которые, как отмечается, в будущем могут стать заменой Всемирного банка и МВФ.

Сейчас Бразилия использует противоречия двух противоборствующих блоков, получая преимущества от каждой стороны. Однако в таком положении она не сможет и не захочет находиться долго. Между Западной Европой и Россией разворачивается соперничество за привлечение такого ценного союзника, как Бразилия. Об этом свидетельствуют возобновление переговоров по созданию блока МЕРКОСУР-ЕС в июле 2014 г. во время визита в Бразилию председателя Еврокомиссии Ж.М. Баррозу и официальная поездка В.В. Путина в страны Латинской Америки летом того же года, основным пунктом маршрута которой стала Бразилия.

Если рассуждать о наиболее возможном варианте развития событий, то Бразилия с достаточно большой степенью вероятности может выбрать сближение с Россией и БРИКС. Эта латиноамериканская страна находится в достаточно сильной позиции, чтобы начать увереннее реализовывать цель своего превращения в оплот альтернативы доминированию США на американских континентах и перехода на этап формирования мировой державы.

При этом события в Украине спровоцировали появление на траектории развития Бразилии точки бифуркации - выбора определяющего направления внешней политики. Во многом повлиять на решение бразильского руководства может Россия, не упустив шанса сблизиться с потенциальным союзником.

Таким образом, налаживание тесного взаимодействия РФ и Бразилии возможно и даже необходимо, в особенной степени российской стороне. Данный сложный период в мировой истории - как нельзя лучший момент для укрепления отношений двух стран и для нового, мощного посыла их развитию.

Список использованных источников и литературы

1. Бразилия - страна будущего в настоящем // Российский совет по международным делам. - 14.01.2013. - Режим доступа: http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=1480#top

2. Трухачев В. Авторитетный президент - бразильский Лула // Правда.Ру. - 21.02.2010. - Режим доступа: http://www.pravda.ru/world/restofworld/southamerica/21 -02-2010/1018048-Уа-0/

3. Российско-бразильские отношения // Официальный сайт МИД Российской Федерации. - 07.08.2013. - Режим доступа: http://www.mid.ru/bdomp/ns-

rlat.nsf/4cdf4375bb86bbd8c325710d0037452f/0cd1d3e4b40e575ec3256e8b00416 474!OpenDocument

4. Карташов И. Россия нарастит сотрудничество с Бразилией // Российская газета. - 15.04.2014. - Режим доступа: http://www.rg.ru/2014/04/15/brasil-site.html

5. Внешнеэкономические связи в 2012 г. // ИнтерЭксперт. -17.05.2013. - Режим доступа: http://www.inter-expert.ru/braziliya---svejiy-vzglyad_20130330180439.html

6. Борзова А.Ю. Развитие стратегического партнерства между Бразилией и Европейским Союзом // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. - 2013. - № 4. - С. 53-54.

7. Там же.

8. Яковлева Н. Латиноамериканская интеграция в зеркале МЕРКО-СУР // Российский совет по международным делам. - 28.08.2014. - Режим доступа: http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=4259#top

9. Карташов И. Россия нарастит сотрудничество с Бразилией // Российская газета. - 15.04.2014. - Режим доступа: http://www.rg.ru/2014/04/15/brasil-site.html

Коротко об авторе

Иванова Александра Васильевна - студентка Института истории и международных отношений Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского. Электронная почта: [email protected]

Briefly about author

Ivanova Alexandra Vasilyevna - student of Institute of History and International Relations, Saratov State University. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.