Научная статья на тему 'Тлинкиты — коренные народы Северной Америки'

Тлинкиты — коренные народы Северной Америки Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
833
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Арктика и Север
Область наук
Ключевые слова
КОРЕННЫЕ НАРОДЫ / АРКТИКА / СЕВЕРО-ЗАПАДНОЕ ПОБЕРЕЖЬЕ СЕВЕРНОЙ АМЕРИКИ / КУЛЬТУРА / ЯЗЫК / РЕЛИГИЯ / INDIGENOUS PEOPLE / THE ARCTIC / THE NORTH-WEST COAST OF THE NORTH AMERICA / CULTURE / LANGUAGE / RELIGION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ершова Юлия Владимировна

Раскрываются вопросы языковой принадлежности, расселения и миграции тлинкитов, культурные ценности, обычаи, традиции, религия, социальное и экономическое положение, политические лидеры

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TLINGIT – INDIGENIOUS PEOPLE OF THE NORTH AMERICA

Focus on the issues of the language, resettlement and migration tlingit cultural values, customs, traditions, religion, social and economic status, political leaders

Текст научной работы на тему «Тлинкиты — коренные народы Северной Америки»

УДК 39(712.1/.2=81)(045)

ТЛИНКИТЫ — КОРЕННЫЕ НАРОДЫ СЕВЕРНОЙ АМЕРИКИ

TLINGIT - INDIGENIOUS PEOPLE OF THE NORTH AMERICA

© Ершова Юлия Владимировна, студентка 4 курса кафедры регионоведения и международных отношений института социально-гуманитарных и политических наук САФУ имени М. В. Ломоносова. Е-mail: ers-yulya@yandex.ru

© Ershova Julia Vladimirovna, 4th year student of the Department of Regional Studies and International Relations, Institute of Social-Humanitarian and Political Science NArFU named after M. V. Lomonosov. Е-mail: ers-yulya@yandex.ru

Аннотация. Раскрываются вопросы языковой Abstract. Focus on the issues of the language,

принадлежности, расселения и миграции resettlement and migration tlingit cultural val-

тлинкитов, культурные ценности, обычаи, ues, customs, traditions, religion, social and

традиции, религия, социальное и экономи- economic status, political leaders ческое положение, политические лидеры

Ключевые слова: коренные народы, Аркти- Keywords: indigenous people, the Arctic, the

ка, северо-западное побережье Северной north-west coast of the North America, culture,

Америки, культура, язык, религия language, religion

Тлинкиты — индейский народ, проживающий на юго-востоке штата Аляски (США), а также в провинции Британская Колумбия и на территории Юкон (Канада). Самоназвание — тлингит, возможны варианты: лингит, клинкит, что означает «человек». Отделение тлинкит-ского языка от общего ствола лингвистической семьи на-дене произошло около 4 тыс. лет до н. э. По данным на 2000 г., 91 % тлинкитов знает только английский язык. Общаются на английском, но знают родной язык — 7,4 %. Не знают английского вообще или знают плохо — 1,7 % [7, 2000]. В 1980 г. в юго-восточной Аляске насчитывалось 7 192 тлинкита, и они составляли там основную часть коренного населения. Коренное население составляет на юго-востоке Аляски всего 19 %. При этом в последние годы наблюдался приток некоренного населения именно в те немногие поселки (Якутат, Ангун и др.), где до недавнего времени тлинкиты составляли абсолютное большинство и где традиционные культура и язык сохранялись лучше, чем в других местах [5, 1999].

В то же время в последние десятилетия наблюдался отток коренного населения за пределы своего традиционного ареала, прежде всего на север в Энкоридж и на юг вдоль побережья в штаты Вашингтон, Орегон, Калифорнию. Так, в 1990 г. из официально зарегистрированных членов племенного союза тлинкитов и хайда на юго-востоке Аляски жили 9

676 человек, в Энкоридже — 1 128 человек, а в других штатах США (главным образом, в вы-шеотмеченных) — 7 197 человек. Примерно такое же соотношение наблюдалось и в начале 1970-х гг. [5, 1999].

Около 30 тыс. лет назад большая часть северного полушария была покрыта ледником. Из-за этого уровень воды в Тихом и Ледовитом океанах был значительно ниже, чем в наши дни. На месте нынешнего Берингова пролива находился перешеек, соединяющий азиатскую Чукотку с американской Аляской. По этому перешейку многочисленные народы кочевали с одного континента на другой. В погоне за дичью они по льду, пешком, перебрались через Берингов пролив. 11 тыс. лет назад они достигли южной оконечности Южной Америки [2, 1998].

Первоначальная прародина тлинкитов, согласно индейским преданиям, располагалась к юго-востоку от их современной этнической территории, в районе устьев рек Насс и Скина, откуда началось расселение родов в северном направлении [1, 1991]. Тлинкиты не мигрировали в южном направлении. Это можно объяснить тем, что на юге и юго-востоке обитали воинственные племена индейцев хайда и цимшиан, не уступавшие тлинкитам по уровню социально-экономического развития. Тлинкиты принадлежали к культуре оседлых рыболовов. Именно давление цимшиан с юго-востока и привело, очевидно, к миграции тлинкитов в северном направлении. Индейцы хайда также стремились к экспансии. Вторжение хайда с юга привело к переселению ряда тлинкистских родов с острова Принц Уэльский на побережье материка, а также к ассимиляции и оттеснению атапаскского населения [1, 1991].

С этнографической точки зрения в племени тлинкитов можно было выделить четыре главные группы: к одной относились южные (береговые) тлинкиты, к другой — северные (береговые), к третьей — тлинкиты залива Аляска и, наконец, последнюю группу составляли внутриматериковые тлинкиты [1, 1991]. Южные тлинкиты занимали побережье материка с прилегающими островами от Портлэнд-Канала на юге до проливов Фредерик и Читам на севере. К северу от этой границы до залива Льтуа жили северные тлинкиты. В районе Якутата и Драй Бэй к концу XVIII в. сложились общины тлинкитов залива Аляски, а уже позднее, в XIX в., в верховьях рек Таку и Юкона сформировались две современные общины внутриматери-ковых тлинкитов.

Культурные различия резко противопоставляли тлинкитов первых трех групп (жителей побережья) их внутриматериковым родственникам, которые мало чем отличались по образу жизни от соседних атапасков. Среди береговых тлинкитов все же существовала не-

значительная культурная дифференциация. Так, южные группы испытывали более сильное

W W г»

влияние своих соседей с юга — хайда и цимшиан, чем северяне. В тоже время тлинкиты залива Аляска еще сохранили некоторые культурные особенности атапаско- и эякоязычных предков [1, 1991].

Религиозные воззрения тлинкитов представляли собой целостный комплекс, состоявший из тотемизма, анимализма (жанр изобразительного искусства, основанным объектом которого является животное), фетишизма, магии, анимизма и шаманизма. Особое место занимал тотемизм [1, 1991]. Тлинкитским представлениям о мире был свойственен первобытный синкретизм: человек был органической составной частью природы и не противопоставлялся всему остальному миру. Тлинкиты верили, что в загробном мире душа человека занимает такое же место, какое он имел при жизни. Земля, согласно тлинкитским мифам, покоилась на гигантском столбе в виде передней лапы бобра, который удерживала подземная старуха Агишануку. Земля, по представлениям тлинкитов, стоит на одном огромном столбе, который хранит и поддерживает Агишануку; иначе земля давно бы опрокинулась и потонула в море. Землетрясения происходили из-за борьбы Агишануку с Человеком-Вороном Йэлом. Йэл, рассердившись на людей за несоблюдение ими его заветов, пытается оттащить старуху от столба и опрокинуть землю. Чтобы помочь Агишануку справиться с ее могучим противником, индейцы во время землятресений выбегали из своих домов, садились на землю и начинали перетягивать друг у друга палки, сопровождая эти действия магическими песнями [1, 1991].

Шаманы у тлинкитов почитались более чем у других индейцев Северо-Западного побережья. Индейцы верили, что шаманы могут быть посредниками между миром людей и миром духов. Последние якобы помогали увидеть будущее, найти колдуна или вора, лечить болезни, предотвращать опасности и т. д. Хотя шаманом мог стать любой человек — и мужчина, и женщина, — шаманки у тлинкитов встречались относительно редко [3, 1985]. Шаман мог иметь несколько духов-покровителей. Чем больше их было, чем многочисленнее были шаманские принадлежности, тем влиятельнее он считался. Для каждого духа было свое имя и свои песни. Состояние экстаза шаман вызвал обычно пением, ударами в бубен, исступленными плясками. Судя по всему, тлинкитские шаманы использовали в своей практике гипноз и самовнушение и нередко достигали с их помощью желаемых результатов, особенно при лечении больных, а также при определении вора [1, 1991].

Сегодня тлинкиты — православные и протестанты (пресвитериане, «Армия спасения»)1. Данных о языческом вероисповедании мною не найдено.

Страна тлинкитов делилась на территориальные подразделения — куаны (Ситка, Яку-тат, Хуна, Хуцнуву, Акой, Стикин, Чилкат и др.). В каждом из них могло быть несколько крупных зимних деревень, где проживали представители различных родов (кланов, сибов), принадлежавших к двум большим фратриям племени — Волка/Орла и Ворона. Эти кланы — киксади, кагвантан, дешитан, тлукнахади, текуеди, нанъяайи и т. д. — нередко враждовали между собой. Именно родовые, клановые связи и были наиболее значимыми и прочными в тлинкитском обществе [4, 2002].

Достаточно далеко, как и у многих других племен Северо-Западного побережья, зашло у тлинкитов социальное расслоение общества. В каждом куане имелись свои люди высокого ранга — анъяди, в число которых входили также и вожди селений, кланов, главы до-мохозяйств; простолюдины — тлинкит или канаш-киде и рабы. Тлинкитские торговцы бдительно оберегали сферы своего влияния от проникновения нежелательных конкурентов, будь то индейцы или белые [4, 2002].

Экономика тлинкитов до контакта с другими народами имела натуральный характер хозяйства. Денежные средства и американская система собственности резко изменили образ жизни тлинкитов, однако многие из них успешно приспособились. В основном их деятельность связана с лесозаготовкой и лесным хозяйством, рыболовством и морской промышленностью, туризмом. Из-за акцента на образование, значительное число тлинкитов — юристы, медики и педагоги. «Сиаляска» и сельские корпорации ANCSA также предоставляют рабочие места в области делопроизводства и корпоративного управления. Не все должности в корпорации занимают тлинкиты и хайда, т. к. большое количество рабочих мест заполнены некоренными жителями. Некоторые из тлинкитов находятся в довольно экономически неблагоприятном положении и имеют меньше возможностей2. Занятость коренного населения у мужчин — 67,5 %, у женщин — 62 %. В сфере управления — 25,6 % коренного населения, сервис — 20,0 %, офис и торговля — 27,2 %, фермерство, охота и рыбалка — 3,0 %, строительство, добыча, и техническое обслуживание — 10,1 %, производство, транспортировка и перемещение материала — 14,2 % [7, 2000].

Значительная часть тлинкитов живет в традиционных селениях, восприняв многие элементы современной американской материальной культуры. Значение родовой системы

1 Тликиты. URL: http://www.etnolog.ru/people.php?id=TLIN (дата обращения: 15.05.2013).

2 Тликиты. URL: http://www.everyculture.com/multi/Sr-Z/Tlingit.html(дата обращение 15.05.2013)

упало, но сохранились большесемейные связи, многие родовые традиции и некоторые традиционные институты, практика потлачей, отчасти язык, традиционная пища и ремесла (к ним в XIX в. добавилось изготовление украшений из серебра).

Рис. 1. Резьба по дереву у тлинкитов. URL: http://www.alaska-in-pictures.com/tlingit-carvings-3468-pictures.html

Среди тлинкитов есть яркие лидеры в государственных органах, один из них — Пол Уильям (1885 — 1977). Он начинал как выпускник юридической школы и практикующий адвокат и стал первым тлинкитом, принимающим участие в деятельности представительного органа штата Аляски (Alaska's territorial House of Representatives); внес вклад в наделение тлинкитов равными правами, занимался урегулированием земельных вопросов. Одним из ярких лидеров был и Фрэнк Дж. Ператрович (1895—1984), получивший в Университете Аляски звание почетного доктора за государственную службу. Он был первым тлинкитом, заседавшим в сенате Аляски, а затем первым тлинкитом, председательствующим в Сенате [6, 2006].

Литерату

1. Гринев А. В. Индейцы тлинкиты в период Русской Америки (1741—1867). Новосибирск: «Наука» Сиб. отделение, 1991. 320 с.

2. Зайлер З. Индейцы. Перевод Замесской Б. И. Москва: Слово, 1998. 148 с.

3. Olson R. L. Social Structure and Social Life on the Tlingit Indians of Alaska. N. Y., 1985. 111 p.

4. Зорин А. В. Индейская война в Русской Америке. 2002. URL: http:// www.mezoamerica.ru/indians/north/tarakanov.html (дата обращения: 14.05.2011).

5. Шнирельман В. А. Формирование этничности: тлингиты юго-восточной Аляски в конце XX в. 1999. URL: http://www.etnograf.ru/node/66/ (дата обращения: 17.05.2011).

6. Benson D. E. Tlingit. 2006. URL: http://www.everyculture.com/multi/Sr-Z/Tlingit.html (дата обращения: 29.04.12).

7. Ogunwole Stella U. We the People: American Indians and Alaska Natives in the United States. Census. 2000. Special Reports. URL: http://www.census.gov/prod/2006pubs/censr-28.pdf (дата обращения: 17.05.2011).

Рецензент — Соколова Флёра Харисовна, доктор исторических наук, профессор

Чукчи

ш

Нганасаны

Ненцы Энцы Селькупы

ханты Эвенки

Манси Селькупы

Шорцы Хакасы

Дол ганы Якуты

Алтайцы

Чукчи Юкагиры Эвены Эвенки

Эскимосы

Г'.

Коря ки Ительмены ^Эвеиы Алеуты

Орочи ^^^^Ороки Нивхи

ШаТГайцы Эвенки Ульчи

Телеуты Тофы Буряты

,, ГоджинцычЯ

Кумандинцы т 1 Тувинцы

Негидальцы Удэгейцы

Коренные народы РФ. URL: http://www.nsu.ru/ip/images/r_map_ru.gif

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.