Научная статья на тему 'Тиражируемость и креативность в украшениях костюма xx века'

Тиражируемость и креативность в украшениях костюма xx века Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
624
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАССОВОЕ И ПОПУЛЯРНОЕ ИСКУССТВО УКРАШЕНИЙ КОСТЮМА / POPULAR COSTUME JEWELRY / БИЖУТЕРИЯ / КРЕАТИВНОСТЬ / CREATIVITY / ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ / CONSUMER ATTRACTIVENESS / ИМИТАЦИИ / ТИРАЖИРУЕМОСТЬ / ЭЛИТАРНАЯ БИЖУТЕРИЯ / ELITE JEWELRY / КОСТЮМНЫЙ АНСАМБЛЬ / COSTUME ENSEMBLE / FASHION JEWELRY / IMITATION JEWELLERY / REPLICABILITY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Береговая Ольга Владимировна

Выявляются тенденции в развитии костюмных украшений в период ХХ в. Раскрываются и анализируются влияние и возможности многообразия технологий на разных временных этапах, позволяющих формировать новые художественные стили в массовом искусстве бижутерии. Рассматриваются понятия «бижутерия», «имитации» и «креативность». Раскрывается роль бижутерии в создании костюма XX в. и ее значение в формообразовании костюмного ансамбля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The creativity in costume jewelry of the XX century in connection with its replicability

This work highlights new trends identified in costume jewellery in the XX century. The impact and possibilities of diverse technologies in different stages, which allow one to create new artistic styles in the mass art jewelry, are considered and analyzed. The applicability of terms of “jewelry”, “imitation”, and “creativity” is discussed. During our work, the role of jewelry in creating a costume in the XX century and its importance for a costume ensemble fabrication has been revealed.

Текст научной работы на тему «Тиражируемость и креативность в украшениях костюма xx века»

Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 15 (370). Филология. Искусствоведение. Вып. 96. С. 127-141.

ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

УДК 745.03

О. В. Береговая

ТИРАЖИРУЕМОСТЬ И КРЕАТИВНОСТЬ В УКРАШЕНИЯХ КОСТЮМА ХХ ВЕКА

Выявляются тенденции в развитии костюмных украшений в период ХХ в. Раскрываются и анализируются влияние и возможности многообразия технологий на разных временных этапах, позволяющих формировать новые художественные стили в массовом искусстве бижутерии. Рассматриваются понятия «бижутерия», «имитации» и «креативность». Раскрывается роль бижутерии в создании костюма XX в. и ее значение в формообразовании костюмного ансамбля.

Ключевые слова: массовое и популярное искусство украшений костюма, бижутерия, креативность, потребительская привлекательность, имитации, тиражируемость, элитарная бижутерия, костюмный ансамбль.

Культура костюмных украшений человека и его костюмного ансамбля в целом имеет многовековую историю, являющуюся предметом исследования в искусствоведении, культурологии, дизайне. Формирование стилей и традиций, по современным представлениям, проходило под влиянием многочисленных факторов, связанных с особенностями эстетических взглядов общества, структурой потребностей, развитием технологий изготовления, наличием рынка продаж, межэтническими и международными контактами и т. п.

Особенность костюмных украшений и отличие от ювелирных состоит в их взаимосвязи с костюмом, что приводит к большей соподчи-ненности с бытовой жизнью и общественными запросами человека. Сложно взаимодействуя в сознании человека, функции таких украшений формировались в неповторимые для каждого времени структуры, приобретая маркирующие качества.

Стоит выделить две основные функции костюмных украшений:

Утилитарную функцию крепежа несут в себе такие украшения, которые выполняют требования по скреплению, зажиму, собиранию складок (драпировать ткань) одежды определенным образом. Эта функция была особенно востребована в античный период, а с течением времени эта функция ушла на второй план, уступая место декоративной функции.

Декоративную функцию несут в себе все украшения, а в результате развития моды и технологий производства декоративная функ-

ция становится основной. Впоследствии эта функция будет рассмотрена более подробно.

Помимо своего основного предназначения - украшать, создавать художественный образ в костюмном ансамбле в определенные исторические периоды, костюмные украшения приобретают ряд других качеств, символических свойств.

Параллельно с основными функциями существовало социохранительное маркирование. Это репродуктивное или эротическое назначение украшений, которое должно было способствовать половому влечению, соединялось с половозрастной маркировкой.

В процессе развития социальных отношений оформляется статусное маркирование украшений, которое варьируется в зависимости от понимания высокого или низкого статуса человека. Украшения становятся надолго одними из главных показателей богатства и высокого положения человека в обществе, вещественно выражая его авторитет (реальный или мнимый). Вместе с тем, в некоторых моментах истории украшения приобретают политико-идеологическую маркировку, акцентируя внимание на идеологических принципах как доминантных в характеристике личности, способствующих повышению статусности [3. С. 119, 128]. Украшения в перспективе будут все больше рассматриваться как способ поведать миру не столько о состоятельности человека, сколько о его вкусе.

Важным фактором стоит отметить развитие технологий производства на протяжении сто-

летий, которое способствовало разнообразию в области формы и художественных идей. Первые усилия в формировании культуры бижутерии зафиксированы в период Древнего Рима, когда появилась инновационная техника огневого золочения или «золотой наводки», которая напоминает известную технику офорта. Она позволяла дешевую медь покрывать тонким слоем золота, благодаря чему относительно менее состоятельные слои общества смогли позволить себе носить украшения, напоминающие золотые [9. С. 390].

Как показывают исследования, более всего декоративная функция проявилась в период Нового времени, начиная с эпохи Возрождения [8. С. 142]. Появляются пряжки, множество пуговиц, которые начинают нести не столько скрепляющую функцию, сколько функцию декоративную, пришивные и съемные цепи, работающие на весь костюмный ансамбль. Это можно видеть на портретах ренессансной эпохи, например, портрете Генриха VIII кисти Ганса Гольбейна Младшего, на котором обилие пуговиц в костюме портретируемого свидетельствует о том, что пуговицы являются элементом декора (рис. 1) [11. С. 216]. Прогрессивное движение, которое сказалось в это время во всех областях жизни, больше внимания уделяет технологиям производства, которые, в том числе, обращены к изготовлению украшений в больших количествах. В это время начинается процесс поиска возможностей тиражирования украшений, украшения костюма стоят на пороге массовых украшений.

Следующей технологией, позволяющей проявиться декоративной функции, была технология литья, которая также применялась в эпоху Возрождения (XIV-XVI вв.) [17. С. 166]. Эта технология позволила усложнить форму и увеличить количество изделий при изготовлении. Стали появляться пришивные бляхи, которые пришивались сразу по несколько на один костюм, съемные металлические костюмные украшения, преимущественно плоские, украшенные чернью серебряные пряжки [10. С. 215]. Более дешевые украшения отливались из бронзы, имитирующей цвет золота, быстро распространялись не только среди богатых, но сравнительно малоимущих слоев населения. Нужно отметить важную инновацию для этого времени - появление идеи серийности производства, что отразилось на моде [2. С. 186-198].

Во второй половине XVII в. была разработана более сложная система огранки* [6. С. 198]. Огранка позволяла использовать небольшие и более скромные полудрагоценные и поделочные камни, превращая их в произведение искусства, а, следовательно, увеличивалась возможность их использования в различных элементах костюмных украшений.

В 1840-е гг. появилась технология гальванического покрытия, имитирующая разноцветное золото, из которого создавались небольшие изделия с природными мотивами в орнаменте. Гальванопластика - нанесение металлического покрытия на электрод за счет пропускания постоянного тока низкого напряжения через раствор электролита, что ускоряло процесс нанесения позолоты и сокращало стоимость таких изделий [9. С. 115]. Это позволило эффектно использовать традиционную технику штамповки, в которой выполнялись листья и цветы на поверхности изделий. Цветовые сочетания разных оттенков золотого покрытия давали возможность в одном изделии с помощью только металла демонстрировать красочные переливы глянцевых и матовых разноцветных поверхностей. Небольшие декоративные броши и пряжки изобиловали причудливыми сочетаниями красного, желтого и зеленого золочения.

Украшения XIX в. - это массовое изготовление дешевых штампованных брошей, выполненных из тонкого серебра, но с декором, позволяющим охватить больший круг потребителей (простые цветочные рисунки, имена, сердечки), пуговиц, булавок с каменными вставками из полудрагоценных камней: аметисты, топазы, аквамарины, хризобериллы (рис. 2). Собранные в кластеры камни зачастую вставлялись в закрытые оправы с подложкой из фольги, делающей их одинаковыми по цвету. Это позволяло при минимальных затратах достигать нужного эффекта [2. С. 351-354].

Это век технологических открытий в юве-

* Бриллиантовая огранка давала 24 на нижней стороне и 33 на верхней - всего 57 граней. Форма камня, обработанного «по Перуцци» или бриллиантовая, была округлой. При такой обработке входящий в камень пучок света целиком дважды отражался от внутренних граней с противоположных сторон алмаза и выходил наверх. Этот световой поток и создавал эффект вспышки, которым так славятся ограненные алмазы. Специалисты называют эту игру отраженного камнем света бриллианцией. Она характерна не только для драгоценных камней, обладающих сильной дисперсией, многие полудрагоценные камни ограняют также, добиваясь нужного эффекта игры камня. Это разложение света на спектральные цветные составляющие и является основой «игры» драгоценного камня.

лирном производстве, когда именно технологии способствовали созданию модных брендов. Коммерческий успех в производстве украшений для массового потребителя приводит к популяризации новых технологий и поиску их дальнейшего совершенствования. Обилие костюмных украшений, выполненных в технологии литья, штампа, с применением различных сочетаний металла, гальванопластики, в сочетании с эмалями и различными стразами наполняло ювелирный рынок и предпосылок для создания новых художественных шедевров не появлялось. Однако, при всем при том технологический прорыв XIX в., предоставив ювелирному искусству многообразие технологий и традиций, заложил возможности формирования и новых художественных стилей в массовом искусстве бижутерии.

Наиболее существенно для понимания сегодняшней тенденции в развитии костюмных украшений является представление о массовом искусстве и бижутерии. Это обусловлено революционным изменением типа культуры, который формируется с конца XIX и объемлет весь ХХ в. [1. С. 195-198]. Наступает эпоха массовой культуры, вызванная коренной перестройкой структуры общества, ликвидацией жестких межсословных границ, скоплением большого числа людей в городах, сменой сословной основы культуры на культуру общенародную с выделением субкультур неформальных сообществ [15. С. 225]. Столь же революционно меняется подход к понятию моды и, соответственно, к украшению костюма. Актуальными становятся костюмные украшения массового производства с определенной спецификой, украшения костюма, которые способствуют выражению интересов той или иной общественной группы, украшения, которые бы зримо демонстрировали принадлежность человека к определенной субкультуре.

Классическая работа Хосе Ортега-и-Гассета «Восстание масс», вышедшая в Испании в 30-х гг., предопределила внимание к массовой культуре в мировой научной и медиапрактике. На сегодняшний день это одно из самых разработанных и при всем притом спорных понятий [14. С. 297]. К настоящему моменту существенно усложняется ставшее традиционным отрицательное отношение к массовому искусству, в котором видели долгое время проявление процесса дегуманизации. Наряду с понятием массового не случайно в искусствоведении и культуролигии появилось понятие «попу-

лярного искусства», под которым понимают поп-арт". Это искусство, будучи массовым и ориентированным на потребителя, находится в определенном поиске, обращаясь к традиционному искусству и переработке элитарного для массового потребления. В центре внимания остается важнейшая категория связи потребления и искусства, основой которого является мода и реклама. Потребление в этой теории представлено в виде безостановочного процесса и важнейшей цели существования человека [14. С. 297]. В массовой культуре происходит определенное нивелирование различий в общедоступном костюме. Изобретается унифицированная одежда, которая по своим лекалам оказывается единой для всех слоев населения. Она может различаться по качеству материала, мастерству изготовления, но силуэт, принцип использования украшений, доступность технологии оказываются едиными для всех, принадлежащих к определенному пространственно-временному сообществу, связанному типом культуры в конкретном времени и пространстве (степень ширины варьируется). Таким образом, украшения даже больше, чем само платье, оказываются привязанными к вкусам конкретного человека; выбор качества, соотнесенного с ценой, определяется модой и теми пристрастиями, которые свойственны окружению человека, в котором он позиционирует себя как личность.

Если массовая мода, разработки силуэтов, сочетание цветов и другие составляющие художественного образа изучаются в индустрии моды, то особенности массовых украшений и направления развития их формы и соотношения с костюмом остаются вне поля зрения искусствоведов. В этом ракурсе высвечивается проблема изучения массового искусства украшений, возникших в конце XIX в. и ставших доминантными в ХХ в. - бижутерии**. Этот тип украшений имеет различные наименования в

* Поп-арт (англ. pop art, от popular art - популярное искусство) - направление в искусстве Западной Европы и США с конца 1950-х годов. Расцвет поп-арта пришелся на бурные 60-е годы, когда во многих странах Европы и Америки вспыхнули бунты молодежи. Молодежное движение не имело единой цели - его объединял пафос отрицания. Молодые люди готовы были выбросить за борт всю прошлую культуру. Все это нашло отражение в искусстве.

** От французского bijou (произносится «бижу») - драгоценность, украшение, а также употребляется в значении шедевр и прелесть. Французское слово bijouterie (произносится «бижутри») переводится как изготовление или торговля ювелирными изделиями, а также как ювелирные изделия и бижутерия.

разных культурах. В России это недрагоценные украшения, в Англии - «fashion jewellery» или «costume jewellery», которые выполняются из различных доступных материалов (пластик, алюминий, дерево, мельхиор, железо, стекло, природные материалы ткань со вставками из драгоценных камней и стразов и т. п.) [5. С. 113]. Возникновение бижутерии изначально было связано с развитием городской культуры, стремлением средних и низших слоев общества быть в чем-то похожими на высший свет, жизнь которого рисовалась людям как счастье от изобилия достатка и удовольствий. Стремление к подражанию, попытка дешевыми украшениями добиться внешнего блеска предопределили спрос на эту продукцию [13. С. 79]. Задача улучшения внешнего вида подражательных украшений диктовала качественный рост существующих технологий и поиска новых. Решалась задача, чтобы такие украшения, будучи продуктом массового производства, становились доступными для большего круга потребителей. Ткани становятся более легкими, появляются лекала, по которым шьют более удобную, комфортную одежду, отпадает необходимость крепить, удерживать большие лоскуты, расширяется номенклатура костюмных украшений, которые должны были работать на создание силуэта в качестве основного формообразующего и декоративного элемента костюма. Они начинают развиваться в двух направлениях: с одной стороны, становятся более декоративными, художественно осмысленными, выражающими индивидуальность заказчика, с другой - становятся серийными с ориентацией на широкие слои населения.

Один из существенных факторов бижутерии - рассмотрение того, какими приемами создается привлекательность бижутерии для

потребителя и каким образом сочетаются в

« *

культуре массовых украшений «штамп» и креативность**.

Потребительская привлекательность бижутерии формируется различными приемами, присущими разным этапам развития моды на массовые украшения. Самым продолжительным в истории бижутерии был период имитаций. Это направление существует и в настоящее время. В дешевых украшениях из стекла

* Здесь как массовое изготовление изделий в разных техниках..

** От латинского сгео—творить, создавать—способность творить, способность к творческим актам, которые ведут к новому необычному видению проблемы или ситуации.

и металла копируются изделия известных ювелиров, изготовители не ставят задачи выхода на новые дизайнерские идеи. Такая бижутерия чаще всего выполняется из недрагоценных материалов, имитирующих ценные благородные материалы. Подобными дешевыми украшениями довольно грубой работы декорировали одежду в XIX в. Примером может служить викторианская поясная брошь конца XIX в. (18901900-е гг.), выполненная из латуни, имитирующая золото. Брошь не монолитная, ажурные цветы припаяны к основе. Булавка, припаянная сзади для крепежа изделия к ткани, также выполнена отдельно от основы вручную (рис. 3).

Другая группа бижутерии - это креативные костюмные украшения, отличающиеся новаторскими идеями и новизной дизайна. С помощью такой бижутерии владелец может создать свой неповторимый образ, отличный от окружающих.

Цель украшения - раскрыть индивидуальные стороны личности, внутреннего мира и вкуса того, кто заказал, приобрел или сделал украшения. В эпоху массового производства одежды и стремления к воплощению во внешности человека его индивидуальности украшения обретают особое значение, самым непосредственным образом диктуя направление развития культуры костюмных украшений. Например, украшения, специально созданные для модных показов коллекций одежды. Новизна дизайнерских идей и интересных современных форм, неожиданные виды обработки и сочетаний металлов, цветовая контрастность позволяют изделиям быть более привлекательными и эффектными [13. С. 92]. В этой группе бижутерии недрагоценные материалы только способствуют проявлению художественного образа украшений. Выполняются эти украшения чаще всего из дерева и пластика с применением стразов в больших количествах, благодаря чему имеют яркое цветовое решение [20. С. 78]. Например, шейное украшение Френка Хисса, выполненное из шишек и бисера, нанизанных на обычный шелковый шнур (рис. 4). Художественный образ создается за счет контраста материалов, неожиданного использования привычных предметов (шишек), высвечивается созданная самой природой уникальная форма шишек, их симметричность, кружевной рисунок. Украшение навевает образы леса, выявляет творческую силу самой природы и заложенную в ней красоту. Создание бижутерии требовало от авторов большей

творческой смелости и подталкивало к развитию технологий.

Ювелиры и законодатели мод XX в. не преминули воспользоваться развитием технологий, обозначив несколько принципиальных направлений в применении и изготовлении костюмных украшений. Доминантное производство массовых украшений не исключает обращения к первостатейным образцам прошлого и новых художественных поисков, но в упрощенном, доступном и технологически отработанном варианте. Привлекаются новые необычные материалы, имитация дорогих камней и металлов производится не в целях повторения дорогого оригинала, а как декоративный прием. Дешевизна не только не скрывается, но и подчеркивается гипертрофированной формой изделия. Безусловно, усиливается влияние производителей бижутерии на процесс внедрения новых материалов*. В этот период происходит переход от ценного материала к ценности художественного образа.

Важную роль для развития моды костюмных украшений сыграла выставка декоративного искусства в Париже в 1925 г, называемая «Les Arts Decor», значение которой для культурной жизни Франции можно сравнить только с международной выставкой 1900 г. [20. С. 17]. 1925 г. ознаменовался рождением костюмных украшений высокой моды под именами знаменитых кутюрье: Коко Шанель, Эльза Скья-парелли, Альфред Ван Клиф, Мадлен Вионне, Жанна Ланвен. Новизна этих украшений приостановила главенство силуэта и материала пошива предметов одежды при создании модного образа. Костюмные украшения становятся основой креативного потенциала в формировании нового образа костюма (рис.5).

Разные ювелирные дома и известные мастера по изготовлению украшений массово изготавливали броши различных форм из новоизобретенных сплавов - платинора и осмиора, серебра и стали, дерева, шелковых шнуров, финиковых косточек, речного жемчуга, бисера, чтобы прикрепить на воротнике, лацкане пиджака или кармане, заколке для корсажа. Появились вереницы жемчуга, который связывался сзади как шарф, чароитовые застежки для пояса на различных тонированных серебряных пластинах [16. С. 340].

* Вместе с тем, в высокой моде эксклюзивно изготавливаются костюмы, по-прежнему соединяющие линию, особенности пошива с уникальными украшениями, создающими неповторимый образ.

Следующий мощный всплеск развития бижутерии происходит в 60-х гг. XX в.**, который пришелся период стиля в искусстве авангард. Многие художники-ювелиры работали в этом стилевом направлении, выражая себя как индивидуальность. На первый план выходит бьющая в глаза яркость материалов. Изготовители бижутерии сделали очень смелый шаг, начав применять в качестве украшений вошедшую в моду пластмассу, что позволяло воплощать всевозможные авангардные идеи. Формы украшений были предельно просты, но яркость цвета и контрастные сочетания делали украшения из пластмассы привлекательными для покупателя. Вместо характеристики «подделка» в бижутерии появляется понятие «особого стиля». Например, филигранное украшение - брошь флоральной тематики, выполнено из позолоченного металла с элементами бисерной вязки из стекла и пластмассы (рис. 5). Появились недорогие, но стильные дизайнерские изделия, предназначенные для женщин, которые самостоятельно могли приобрести себе украшения, аксессуары и одежду. Эта бижутерия не выдавала пластмассу за более дорогой материал, напротив, пластмассовые украшения привлекали непривычной яркостью красок, размерами и количеством, очерчивая контуры нового стиля (рис. 7). Бижутерия была призвана демонстрировать не богатства человека, а в первую очередь его оригинальность, она подчеркивала не только женскую привлекательность, но более всего смелость и даже дерзость, ставшую результатом послевоенного быта, когда женщина начала по-другому ощущать свое предназначение. Такая бижутерия не демонстрировала принадлежность к определенному социальному слою, исключение составляли украшения богемного характера, в которых декоративная функция сочеталась с эпатажем. Бижутерия начинает коррелировать с одеждой, привлекать внимание текстурами и фактурами материалов. Ярким примером служит коллекция Диор 1962-1964 гг., где часть платья вышита пласт-

** На смену комфорту, экономической стабильности и благосостоянию в послевоенные годы 50-х годов пришли 60-е, в которых эти блага оказались под угрозой из-за социальных противоречий. Молодое поколение стремилось к формированию нового культурного отношения к изобразительному искусству, моде и ювелирному дизайну. Абстрактный экспрессионизм отразился во всех сферах культуры и искусства. Заметное влияние на кутюрье и ювелиров, таких как Курреж и Карден, а в декоративных украшениях стали актуальны геометрические формы, расположенные в хаотичном порядке.

массовыми бусинами, стразы в форме ограненных камней создают целую декоративную сетку, а в сочетании с тканевыми объемными бусинами клеевые стразы напоминают ювелирное украшение (рис. 8, 8а).

В качестве отличительного фактора периода 60-х гг. стоит отметить такую особенность: костюмными украшениями становятся ранее самостоятельные украшения и аксессуары, такие как браслеты, которые могли служить манжетами на платьях, контрастируя с костюмом по цвету и форме, кроме того, стоит выделить очки, самостоятельный аксессуар, но в 60-е годы оправа очков подбиралась в цвет платья или, наоборот, на контрасте, но всегда в комплекте, что работало на один костюмный ансамбль.

Огромные пластмассовые «цыганские» серьги, крупные броши, пуговицы, пряжки на поясах привлекали внимание своими размерами и цветовой палитрой. Стоит отметить, что это время отличается активной работой с цветом и цветовыми сочетаниями. Одежде и украшениям были свойственны локальные контрастные цвета и геометрический рисунок. Эта мода, будучи даже несколько вызывающей по отношению к аскетизму 40-х гг., подчеркивала динамику и многоцветье эпохи.

Помимо моды на дешевую пластмассу, украшения создаются из других различных доступных материалов, воплощая во внутренней форме идею протеста против упорядоченного и устоявшегося мира. Это направление возникло на Западе в культуре хиппи в конце 60-х гг. Общепризнанно, что в итоге появился стиль жизни хиппи, охватывающий все сферы жизнедеятельности, а не только внешний вид. Идея стиля была вызвана намерением отказаться от всего, что символизировало буржуазные ценности, и была продиктована чувством вины перед обделенными жизненными благами слоями и целыми народами. Протест против половой дискриминации породил нарочито бесполую одежду стиля «унисекс/юнисекс» (англ. «unisex»), сочетавшуюся с нарочитой небрежностью (одежда, производящая впечатление старой, «с чужого плеча»). Костюм становится одинаковым для всех, лишаясь отчасти полового признака, в этом контексте украшения также отчасти теряют половую дифференциацию. Бусы, цепочки, браслеты входят в мужскую моду. Прежде бывшие типично мужскими или типично женскими украшения перестают быть типично мужскими или типично женскими [12. С. 206]. Таким примером могут служить

ремни, пряжки, булавки, шейные платки, шарфы, которые вальсируют от мужской моды в женскую моду и обратно. Нужно отметить, что свое слово здесь говорят и новые технологии, которые могут влиять на моду. Желание напомнить о возможных конфликтах в жизни вызвало моду на рваные джинсы и нарочито небрежные украшения, сочетающие различные природные материалы и словно устаревшие выброшенные предметы (брелки, детские игрушки, ленточки). Насыщают европейскую и американскую моду украшения с подчеркнуто этническими элементами, которые должны напомнить о богатых традициями культуре Африки, Индии, племенах американских индейцев (рис. 9). Это явно коррелирует с идеями борьбы за человеческое существование экономически отсталого населения планеты. «Дети цветов» невольно стали «родителями» этно-стиля, фолк и ретро-стиля, которые в 60-е гг. начинает выходить на модные подиумы.

Наступает момент, когда бижутерия после революционного обретения новых форм, цвета, материалов и технологий начинает развиваться сразу во всех направлениях.

Это бижутерия на основе имитации (сва-ровски, цветочки, стразы). В качестве особой фактуры появляются имитации чешуек, а количество стразов на костюме заставляет вспоминать о цирковых представлениях и театральных выступлениях. Граница между партером и сценой словно исчезает. На наш взгляд - это кульминация идеи имитации, граничащая с карнавальной раскрепощенностью, но в каждодневной жизни оборачивающаяся в ряде случаев безвкусицей.

Это фантазийная бижутерия с использованием сочетаний различных материалов, с акцентом на художественную образность, что способствует формированию уникальной элитарной бижутерии, стоимость которой вполне соотносима со стоимостью традиционных ювелирных украшений.

Таким образом, 80-е гг. XX в. ознаменованы смешением различных направлений в бижутерии, но все больше доминирует бижутерия, которая не имитирует, а выявляет особенности материала, особенно в этнографическом стиле. Многочисленные броши из бересты или дерева, бусы из стекла, браслеты из каучука в сочетании с металлом, бисерные украшения - все они сочетались с костюмом, создавая единый образ, иногда уходя на второй план, иногда, наоборот, главенствуя над платьем.

Рис. 1. Ганс Гольбейн Младший, Портрет Генриха VIII, на костюме которого можно видеть обильно декорированные пуговицами рукава и центральную нагрудную часть.

Рис. 2. Коллекция серебряных штампованных брошей конца XIX в., на которых изображены мотивы подков, сердечек и надписи имен. Броши этого периода небольшие, носили их сразу по несколько одновременно. Броши отражают культурную ситуацию конца века. Прослеживается тенденция в формообразовании: это простые формы круга, полоски или перекладины, впервые появившиеся в 1890-х гг. из простых цветочков, формы - сердечки. Такая специфика может говорить о половозрастной функции украшений, то есть броши носили молодые девушки, стремящиеся поведать о своей любви, надевая, например, броши в виде сердец или брошь с именем любимого. Очень популярен был девиц «Mizpah», что в переводе означает - « я всегда буду рядом с тобой», душевные украшения, со смыслом (значением) и предназначались так же для любимых.

Рис. 3. Викторианская поясная (крупная) брошь 1890-1900-е гг.

Рис. 4. Шейный обруч. Из итальянской коллекции Френка Хисса. 1944 г.

Рис. 5. Бижутерия, 1925-1930 гг. Френк Хисс. Шерстяные нитки, пластмасса, цветные деревянные бусины.

Рис. 6. Украшение костюма филигранным узором, выполненное из бисера, металлическими вставками, имитирующими золото, 1960 г.

Рис. 7. Из украшений 1960-х гг. XX в. актуальной была множественная пластмассовая бижутерия. В данном случае это пуговицы, браслет, бусы и клипсы, выполненные в единой цветовой гамме.

Рис. 8. Из коллекции Диор, 1962-1964 гг., верх платья обильно вышит стразами в металлических оправах.

Рис. 8а. Из коллекции Диор, 1962-1964 гг., верх платья и поясная часть декорированы объемными тканевыми и стеклянными бусинами и клеевыми стразами.

Рис. 9. Культура «хиппи» обладала ярко выраженной символикой и атрибутикой. Характерными особенностями костюма было внедрение этнических элементов, таких как орнаменты, плетеные «фенечки».

В современном мире мода на элитарное и массовое взаимодействуют друг с другом. Многие подиумные вещи не трансформируясь, уходят в массовое производство. Бижутерия, зачастую возникнув в массовом производстве, занимает важное место в элитарной и подиум-ной моде.

Задача, которую в качестве основной поставил XX в. - выявление ценности индивидуальной личности - парадоксальным образом противоречит тенденции на повторение и единообразие массового производства. Но избежать массового производства в принципе невозможно, если целенаправленно стремиться к повышению жизненного уровня всего населения [16. С. 413]. И тогда доступная, но имеющая большой потенциал к многообразию бижутерия будет работать на демонстрацию границ индивидуальности, не препятствующей проявлению индивидуальностей другим людям. Именно бижутерия становится многогранной или даже многоликой, позволяющей создать индивидуальный мир для единицы, выделяя ее из массы или же, наоборот, с легкостью влиться в толпу, став как все. «Границей универсального порядка существования служит свобода индивида, который должен своими силами создавать то, чего никто его лишить не может», - этими словами Ясперса о значении индивидуальности и способах ее воплощения [19. С. 309] можно завершить рассуждения о массовых украшениях - бижутерии - и их переменчивой судьбе в истории культуры.

Список литературы

1. Арнольдов, А. Культура, человек и картина мира / А. Арнольдов, В. Кругликов. - М.: Наука, 1987.

2. Беннетт, Д. Ювелирное искусство: иллюстрированный справочник по ювелирным украшениям / Д. Беннетт, Д. Маскетти. - М., 2005.

3. Береговая, О. В. Украшения костюма: мода и технологии / О. В. Береговая // Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки. - 2011. - № 3. -С. 186-198.

4. Береговая, О. В. Функции и типология костюмных украшений: история и современность

/ О. В. Береговая // Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки. - 2008. - Т. 55, № 15. - С. 119-128.

5. Бреполь, Э. Теория и практика ювелирного дела / Э. Бреполь. - Омск: Дедал-Пресс, 2000.

6. Ванюшова, Р. А. Ювелирные изделия. Иллюстрированный типологический словарь / Р. А. Ванюшова, Б. Г. Ванюшов. - СПб., 2004.

7. Демченко, А. И. Мировая художественная культура как системное целое / А. И. Демченко. - М.: Высшая школа, 2010.

8. Захаржевская, Р. В. История костюма: от античности до современности / Р. В. Захаржев-ская. - М.: Рипол классик, 2005.

9. Козловский, М. Т. Амальгамы и их применение / М. Т. Козловский, А. И. Зебрева,

B. П. Гладышев. - Алма-Ата: Наука, 1970.

10. Мировое искусство. Направления и течения от импрессионизма до наших дней. - М.: СЗКЭО Кристалл, 2006.

11. Мерцалова, М. Н. Костюм разных времен и народов : в 4 т. / М. Н. Мерцалова. - М.: Академия Моды, 1993. - Т. 1.

12. Неклюдова, Т. П. История костюма / Т. П. Неклюдова. - Ростов н/Д., 2004.

13. Новиков, В. Ручное изготовление ювелирных украшений / В. Новиков, В. Павлов. -Л.,1991.

14. Ортега-и-Гассет, Х. Восстание масс / Х. Ортега-и-Гассет, 1991. - М.: АСТ, 2008.

15. Ортега-и-Гассет, Х. Дегуманизация искусства / Х. Ортега-и-Гассет // Эстетика. Философия культуры. - М.: Искусство, 1991. -

C.218-260

16. Силинг, Ш. Мода. 150 лет. Кутюрье. Дизайнеры. Марки / Ш. Силинг. - М.: АСТ, 2011.

17. Шварков, А. В. Роль металлических украшений как формообразующих элементов в костюме XX-начала XXI вв. Традиции и новаторство : дис. ... канд. искусствоведения / А. В. Шварков. - СПб., 2007. - 166 с.

18. Философия: Энциклопедический словарь. - М.: Гардарики, 2004. - 1072 с.

19. Ясперс, К. Смысл и назначение истории. - М.: Политиздат, 1991.

20. Cera, D. F. The jewels of Miriam Haskell. -Milan: Antique Collectors Club, 1997.

Сведения об авторе

Береговая Ольга Владимировна - старший преподаватель кафедры декоративно-прикладного искусства, Институт изобразительного искусства, Уральская государственная архитектурно-художественная академия (г. Екатеринбург, Россия). olga3028@mail.ru

Bulletin of Chelyabinsk State University. 2015. No. 15 (370). Philology. Arts. Issue 96. Pp. 127-141.

THE CREATIVITY IN COSTUME JEWELRY OF THE XX CENTURY IN CONNECTION WITH ITS REPLICABILITY

O. V. Beregovaya

Senior Lecturer in Arts and Crafts, Fine arts Institute, Ural State Academy of Architecture and Arts.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

olga3028@mail.ru

This work highlights new trends identified in costume jewellery in the XX century. The impact and possibilities of diverse technologies in different stages, which allow one to create new artistic styles in the mass art jewelry, are considered and analyzed. The applicability of terms of "jewelry", "imitation", and "creativity" is discussed. During our work, the role of jewelry in creating a costume in the XX century and its importance for a costume ensemble fabrication has been revealed.

Keywords: popular costume jewelry, fashion jewelry, creativity, consumer attractiveness, imitation jewellery, replicability, elite jewelry, costume ensemble.

References

1. Arnol'dov A. Kul'tura, cheloveki kartina mira [Culture, people and world view]. Moscow, Nauka Publ., 1987. (In Russ.).

2. Bennett D. Juvelirnoe iskusstvo: illjustrirovannyj spravochnik po juvelirnym ukrashenijam [Jewelry Art: an illustrated guide to the jewelry]. Moscow, 2005. (In Russ.).

3. Beregovaja O.V. Ukrashenija kostjuma: moda i tehnologii [Costume Jewellery Fashion Technology]. Izvestija Ural'skogo federal'nogo universiteta. Serija 2. Gumanitarnye nauki [Proceedings of the Ural Federal University. Series 2. Humanities], 2011, no. 3, pp. 186-198. (In Russ.).

4. Beregovaja O.V. Funkcii i tipologija kostjumnyh ukrashenij: istorija i sovremennost' [Functions and typology of costume jewelry: History and Modernity]. Izvestija Ural'skogo federal'nogo universiteta. Serija 2. Gumanitarnye nauki [Proceedings of the Ural Federal University. Series 2. Humanities], 2008, vol. 55, no. 15, pp. 119-128. (In Russ.).

5. Brepol' Je. Teorija i praktika juvelirnogo dela [Theory and practice of jewelery]. Omsk, Dedal-Press Publ., 2000. (In Russ.).

6. Vanjushova R.A. Juvelirnye izdelija. Illjustrirovannyj tipologicheskij slovar' [Illustrated Dictionary typological]. Saint Petersburg, 2004. (In Russ.).

7. Demchenko A.I. Mirovaja hudozhestvennaja kul'tura kaksistemnoe celoe [World art culture as a systemic whole]. Moscow, Vysshaja shkola Publ., 2010. (In Russ.).

8. Zaharzhevskaja R.V. Istorija kostjuma: ot antichnosti do sovremennosti [Costume history from antiquity to modern times]. Moscow, Ripol klassik Publ., 2005. (In Russ.).

9. Kozlovskij M.T. Amal'gamy i ihprimenenie [Amalgam and their application]. Alma-Ata, Nauka Publ., 1970. (In Russ.).

10. Mirovoe iskusstvo. Napravlenija i techenija ot impressionizma do nashih dnej [World Art. Directions and trends from impressionism to the present day]. Moscow, SZKJeO Kristall Publ., 2006. (In Russ.).

11. Mercalova M.N. Kostjum raznyh vremen i narodov [Suit different times and peoples], vol. 1. Moscow, Akademija Mody Publ., 1993. (In Russ.).

12. Nekljudova T.P. Istorija kostjuma [History of Costume]. Rostov-on-Don, 2004. (In Russ.).

13. Novikov V. Ruchnoe izgotovlenie juvelirnyh ukrashenij [Handmade jewelry]. Leningrad, 1991. (In Russ.).

14. Ortega-i-Gasset H. Vosstanie mass [Revolt ofthe Masses]. Moscow, AST Publ., 2008. (In Russ.).

15. Ortega-i-Gasset H. Degumanizacija iskusstva [Dehumanization of Art]. Filosofija kul'tury [Philosophy of Culture]. Moscow, Iskusstvo Publ., 1991. Pp. 218-260. (In Russ.).

16. Siling Sh. Moda. 150 let. Kutjur'e. Dizajnery. Mark [Fashion. 150 years. Couturier. Designers. Stamps]. Moscow, AST Publ., 2011. (In Russ.).

17. Shvarkov A.V. Rol' metallicheskih ukrashenij kak formoobrazujushhih jelementov v kostjume XX-nachala XXI vv. Tradicii i novatorstvo [Role of metal ornaments as the formative elements in the costume XX-beginning of XXI century. Tradition and innovation]. Saint Petersburg, 2007. 166 p. (In Russ).

18. Filosofija: Jenciklopedicheskij slovar' [Philosophy: Encyclopedic Dictionary]. Moscow, Gardarika Publ., 2004. 1072 p. (In Russ.).

19. Jaspers K. Smysl i naznachenie istorii [The meaning and purpose of history]. Moscow, Politizdat Publ., 1991. (In Russ.).

20. Cera D.F. The jewels of Miriam Haskell. Milan, Antique Collectors Club, 1997.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.