• Квантовые компьютеры: Технология, которая может решить некоторые задачи намного быстрее, чем классические компьютеры, обещает революцию в области криптографии, материаловедения и других областей.
Влияние на нашу жизнь:
• Улучшение качества жизни: Новые технологии помогают решать глобальные проблемы, такие как изменение климата и болезни.
• Изменение рынка труда: Автоматизация и ИИ приводят к появлению новых профессий и требуют новых навыков от работников.
• Новые бизнес-модели: Цифровые технологии создают новые возможности для бизнеса и меняют правила игры на многих рынках.
Что нас ждет в будущем?
• Слияние физического и цифрового миров: Границы между реальным и виртуальным миром будут размываться.
• Интеллектуальные системы: Системы будут становиться все более автономными и способными принимать решения без участия человека.
• Этика искусственного интеллекта: Возникнут новые этические вопросы, связанные с развитием искусственного интеллекта.
Список использованной литературы: 1. «Концепция развития цифровой экономики в Туркменистане на 2019-2025 годы». - А., 2018.
© Аллагулиева Л., Нобатова А., Кемалова А., 2024
УДК 62
Аманбердиев Дж.,
Преподаватель
Институт инженерно-технических и транспортных коммуникаций Туркменистана
Беглиев Я., Преподаватель
Институт инженерно-технических и транспортных коммуникаций Туркменистана
Мукымов Б., Преподаватель
Институт инженерно-технических и транспортных коммуникаций Туркменистана
Научный руководитель: Кочмурадов А.,
Преподаватель
Институт инженерно-технических и транспортных коммуникаций Туркменистана ТИПЫ ВОЗДУШНОГО ПРОСТРАНСТВА ПРИ ВНЕДРЕНИИ PBN В ТУРКМЕНИСТАНЕ
Ключевые слова:
преимущества внедрение и использования PBN, значительное снижение воздействия на окружающую среду.
За последние десятилетия в области аэронавигации были реализованы определенные усовершенствования, однако значительная часть глобальной аэронавигационной системы все еще
ограничена рамками концептуальных подходов, которые появились в ХХ столетии. Эти унаследованные с прошлого аэронавигационные возможности ограничивают пропускную способность и увеличение объемов воздушного движения и являются причиной чрезмерной эмиссии газов в нашу атмосферу.
Для решения этих проблем необходима всесторонне согласованная глобальная аэронавигационная система, в основе которой лежат современные основанные на характеристиках процедуры и технологии. О достижении этой цели разработчики систем связи, навигации и наблюдения/организации воздушного движения (CNS/ATM) думали давно. Поскольку технический прогресс никогда не стоит на месте, реализация стратегического направления в создании такой глобально согласованной системы оказалась трудно достижимой.
Устранение этой безвыходной ситуации лежит в самой основе главной миссии и ценностей ИКАО. Жизнеспособное решение по созданию аэронавигационной системы XXI века можно найти только путем объединения усилий государств и сторон, представляющих интересы всего авиационного сообщества.
Несмотря на то, что темпы развития воздушного транспорта и его эффективность в значительной мере способствуют экономическому прогрессу, его рост в определенных обстоятельствах может иметь и оборотную сторону. Выступая с одной стороны в качестве очевидного признака повышения уровня жизни, социальной мобильности и общего благосостояния, неуправляемые темпы роста воздушного движения могут также привести к повышению риска безопасности полетов в обстоятельствах, когда они будут опережать темпы роста нормативных и инфраструктурных процессов, необходимых для их поддержки.
Чтобы обеспечить такое непрерывное согласованное совершенствование уровня безопасности полетов и модернизации аэронавигации, ИКАО разрабатывает стратегический подход, предусматривающий взаимосвязь темпов роста в обеих областях. В настоящее время это позволит государствам и заинтересованным сторонам воспользоваться преимуществами безопасного, устойчивого роста, повышением эффективности и ответственным подходом к охране окружающей среды, в которых мировое общество и экономика нуждаются в настоящее время.
Многие процедуры и технологии, предлагаемые для решения сегодняшней потребности в повышении пропускной способности и эффективности воздушного движения, оказывают положительное воздействие на безопасность полетов.
Наиболее эффективные маршруты, создаваемые с помощью процедур, основанных на характеристиках, и современного бортового оборудования, способствуют значительному снижению эмиссии, создаваемой авиацией, - ключевой фактор, подчеркивающий необходимость создания воздушных судов с более высокой степенью топливной эффективности для того, чтобы авиация смогла выполнить свои обязательства и значительно снизить свое воздействие на окружающую среду.
Для Туркменистана внедрение PBN с использованием глобальных навигационных спутниковых систем (GNSS) будет способствовать более эффективному использованию воздушного пространства Туркменистана и создаст условия для применения более гибкого подхода к разработке процедур в узловых диспетчерских районах аэродромов. Это, в свою очередь, должно привести к улучшению показателей уровня безопасности полётов, пропускной способности, большей предсказуемости траекторий полётов ВС, повышению эксплуатационной эффективности, экономии топлива и минимизации негативного влияния на окружающую среду.
В контексте внедрения PBN спецификации 1САО RNAV 5 рассматриваются следующие типы воздушного пространства:
1. Континентальное маршрутное воздушное пространство;
2. Воздушное пространство в районе аэродрома: прибытие и вылет;
3. Воздушное пространство захода на посадку.
1. Континентальное маршрутное воздушное пространство.
Применение спецификации 1САО RNAV 5, является обязательным во всём воздушном пространстве
Ближневосточном (MID), Южноамериканском (SAM) и Европейском (EUR) регионах на эшелонах полёта FL100 и выше, при этом покрытие сигналами радионавигационных средств VOR/DME обеспечивает переход к навигации без использования спутниковых систем, а также обеспечивает полёты на внутренних маршрутах ОВД в нижнем воздушном пространстве.
Развитие маршрутного сегмента в воздушном пространстве Туркменистана должно соответствовать общеевропейским планам, которые утверждаются Европейской группой аэронавигационного планирования (ENPG) Европейского и Североатлантического регионального бюро ICAO.
Внедрение PBN в воздушном пространстве Туркменистана будет проводиться с первоначальным использованием спецификации ICAO RNAV 5 с постепенным внедрением спецификации ICAO RNAV 1.
2. Воздушное пространство в районе аэродрома: прибытие и вылет.
Внедрение PBN в районе аэродрома должно обеспечить выполнение процедур вылета (SIDs) и процедур прибытия (STARs) к точке начального этапа захода на посадку (IAF) или к контрольной точке конечного этапа захода на посадку для особого типа процедуры прибытия «Переход к конечному этапу захода на посадку» (Transition. То Final Approach).
Процедуры с использованием PBN в районе аэродрома должны:
- соответствовать требованиям документа ICAO Doc. 8168 PANS OPS «Производство полётов воздушных судов» Том II «Построение схем визуальных полётов и полётов по приборам»;
- содержать информацию о координатах в геодезической системе WGS- 84;
- быть пригодными с точки зрения безопасности полётов (в особых случаях необходима соответствующая лётная проверка).
3. Воздушное пространство захода на посадку.
Внедрения захода на посадку по PBN на аэродромах Туркменистана направлено на повышении уровня безопасности полётов путём введения схем захода на посадку по приборам с вертикальным наведением на всех оборудованных ВПП.
Концепция захода на посадку по PBN охватывает все сегменты захода на посадку по приборам:
- начальный;
- промежуточный;
- конечный;
- процедуру при непосадочном заходе.
Эти сегменты требуют применения спецификаций ICAO группы RNP, с возможностью ВС выдерживания навигационной точности, в пределах от 0,3 до 0,1 морских миль или точнее.
На базе спецификаций ICAO группы RNP характерны три типа внедрения процедур захода на посадку по приборам:
- новые схемы на ВПП, которые никогда не применялись для процедур захода на посадку по приборами;
- заменяющие схемы или используемые как резервные с существующими процедурами захода на посадку по приборам, с применением различных технологий;
- схемы, разрабатываемые с целью улучшения доступности аэропортов, использование которых затруднено из-за ограничений окружающей среды (рельеф местности, запретные и опасные зоны и т.п.).
Уровень безопасности полётов при выполнении заходов на посадку по приборам в аэропортах Туркменистана, не оборудованных системой посадки по приборам ILS (или при неработающей ILS), повышается за счёт замены традиционных процедур неточного захода на посадку (NPA) (или резервирование в случае неисправности ILS) процедурами захода на посадку с вертикальным наведением (APV). Технически, уровень безопасности полётов повышается путём внедрения спецификации ICAO RNP АРСН с использованием барометрической вертикальной навигации (Baro-VNAV) в максимальном количестве аэропортов.
Традиционные схемы захода на посадку и традиционные навигационные средства должны оставаться в эксплуатации для обслуживания необорудованных ВС на время переходного периода до 2030 года. Во время этого переходного периода заходы на посадку на основе PBN будут разработаны для применения в смешанной среде: одновременном обслуживании ВС, оборудованных и не оборудованных для РВ^
В долгосрочной перспективе эксплуатационные потребности могут привести к внедрению в воздушном пространстве Туркменистана принципов навигации основанных на 4^ траекториях, выполнению операций непрерывного снижения для захода на посадку и вылетов с постоянным градиентом набора высоты, поэтому сроки и порядок внедрения PBN в Туркменистане, как ключевое условие реализации перспективной системы Организации воздушного движения (ОрВД), в значительной степени будут зависеть от принятой в агентстве «Туркменховаёллары» операционной концепции ОрВД и планов развития аэронавигационной системы Туркменистана до 2035 года. Список использованной литературы:
1. Руководство по навигации, основанной на характеристиках (РВ^ - 1САО(^) 2013.,
2. Хафизов А.В. - Средства радионавигации(Том II) 2014.,
3. Авиационная электросвязь - 1САО(1) 1996.,
© Аманбердиев Дж., Беглиев Я., Мукымов Б., 2024
УДК 62
Байрамов Г.
Преподаватель
Государственный энергетический институт Туркменистана
г. Ашхабад, Туркменистан Оразбердиев О.
Студент
Государственный энергетический институт Туркменистана
г. Ашхабад, Туркменистан
КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОМЫШЛЕННОЙ АВТОМАТИЗАЦИИ: ИННОВАЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Аннотация
Энергетическая эффективность играет ключевую роль в обеспечении устойчивого развития, направленного на уменьшение воздействия на окружающую среду и повышение экономической стабильности. В данной статье рассматриваются подходы к улучшению энергетической эффективности в различных отраслях экономики, а также их влияние на достижение целей устойчивого развития. Особое внимание уделяется использованию возобновляемых источников энергии и инновационных технологий для оптимизации энергетических ресурсов.
Ключевые слова:
энергетическая эффективность, устойчивое развитие, возобновляемые источники энергии, экономия энергии, энергосбережение, зеленая экономика, инновационные технологии.