Научная статья на тему 'Типы персональных политических сайтов в интернет-пространстве Великобритании'

Типы персональных политических сайтов в интернет-пространстве Великобритании Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
376
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИЯ / ПЕРСОНИФИКАЦИЯ / САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ / САЙТ-ВИЗИТКИ / ПРЕДСТАВИТЕЛЬСКИЙ САЙТ / ПЕРСОНАЛЬНЫЙ САЙТ / POLITICAL INTERNET COMMUNICATION / PERSONALIZATION / SELF-PRESENTATION / BUSINESS CARDS-WEBSITE / THE REPRESENTATIVEWEBSITE / PERSONAL WEBSITE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Морозова Ольга Николаевна

В статье анализируются персональные политические сайты депутатов парламента Великобритании. Автор определяет цели и задачи этого нового явления в политической коммуникации, а также определяет и описывает основные типы сайтов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Types of Personal Political Websites in the Internet of Great Britain

The article analyzes personal political Websites of MPs in the UK cyberspace. The author defines the goals and objectives of this relatively new phenomenon in political communication, identifies and describes their basic types.

Текст научной работы на тему «Типы персональных политических сайтов в интернет-пространстве Великобритании»

УДК81:004.738.5

О. Н. Морозова

Типы персональных политических сайтов в интернет-пространстве Великобритании

В статье анализируются персональные политические сайты депутатов парламента Великобритании. Автор определяет цели и задачи этого нового явления в политической коммуникации, а также определяет и описывает основные типы сайтов.

The article analyzes personal political Websites of MPs in the UK cyberspace. The author defines the goals and objectives of this relatively new phenomenon in political communication, identifies and describes their basic types.

Ключевые слова: политическая интернет-коммуникация, персонификация, са-мопрезентация, сайт-визитки, представительский сайт, персональный сайт.

Key words: political Internet communication, personalization, self-presentation, business cards-website, the representativewebsite, personal website.

Компьютерно опосредованная коммуникация определяется как процесс, протекающий в открытой электронной социальной среде, чаще всего посредством вербальных, визуальных и аудиальных средств коммуникации (текстов, графиков, видеофайлов оцифрованной речи и изображения), инициирующих формирование интернет-сообществ и имеющих особую форму самопрезентации, которая позволяет воздействовать на интернет-аудиторию через индивидуальную или коллективную смысловую и оценочную информацию. Такой новой формой самопре-зентации в интернет-коммуникации стали так называемые персональные сайты, которые создают своего рода «эффект присутствия» в реальной политике, цель которого состоит в формировании известности политической партии или конкретного политического деятеля и повышении общей информированности о политической деятельности данного субъекта. Это делает лидерство все более персонифицированным, выдвигая на первый план создание имиджа политического деятеля.

Объектом нашего исследования стали сайты членов парламента Великобритании, чьи тексты содержат информацию непосредственно о самом политике, его биографию, информацию о его парламентской и партийной деятельности и могут быть отнесены к массовоинформационному виду институционального дискурса с элементами научного, рекламного и делового стилей.

Выбор данного материала не случаен. Основной причиной послужил тот факт, что политический интернет Великобритании в целом и персональные вебстраницы политических деятелей, в частности, пред-

ставляют собой достаточно устоявшийся, хорошо структурированный, с удобной навигацией постоянно обновляющийся интернет-ресурс. Существует два вида навигационных структур по политвебу Великобритании. Первый вид представляет собой каталог ссылок, построенных по принципу расширения «рубрик». Например, «PoliticalResourcesontheNet» (www.politicalresources.net) предлагает три варианта работы с политическим ресурсами в интернете:

1) работа со ссылками по тематическому принципу,

2) работа со ссылками по карте,

3) работа со ссылками по алфавиту.

При выборе объекта ссылка приводит к нужному каталогу, который структурирован по принципу рубриконов. Схематически это можно изобразить следующим образом.

(1) U.K. (United Kingdom of Great Britain and

Northern Ireland)

I III

(2) Organizations Government Media Elections

(63) (43) (44) (15)

I I

(3) Unions Parties

(24) (106)

На сайте представлено три основных тематических уровня, которые далее расширяются от общего к частному, в скобках указано количество ссылок. В этом примере наибольшее количество ссылок имеют различные партии Великобритании и их представительства в регионах. Это, несомненно, доказывает популярность и продуктивность этих сайтов. Совсем недавно наибольшее представительство в интернете имели средства массовой коммуникации, освещавшие политические события в стране.

Другой тип каталогов связан с политическими информационноаналитическими проектами, где ссылки представлены в одном из рубриконов сайта и часто сопровождаются комментариями. Рассмотрим тот из них, который в интернете указан как UKpolitical.info (http://www.ukpolitical.info/). Каталог политических сайтов представлен в ряду информационных разделов сайта:

PartiesRegionsMapsHistoricalNewsLinksBooks на главной странице, при переходе на которую представлены ресурсы с пометой PoliticalLinks - re-commendedwebsites (рекомендательные сайты), что подтверждает информационно-аналитическую направленность данного проекта. Все ссылки распределены по категориям:

• Politics&elections,

• InsideGovernment,

• PoliticalParties,

• Humour.

Далее по каждой категории даются ссылки с информацией по ее содержанию, например:

Politics&elections AboutMyVote Electoral Commission site encouraging voter registration

InsideGovernment

A-Z of Central Government Access government departments and public sector websites

>> Also try our directory of party links with site thumbnails Humour&Games

CrouchingTony, HiddenHague Flash game with a kung-fu fight between Hague and Blair MyLittleTony Pony with Tony Blair’s head answers political questions.

Внутренняя ссылка >>Alsotryourdirectoryofpartylinkswithsitethumbnails ведет к дальнейшему расширению политических ресурсов, которые также содержат информационный комментарий с рекомендациями и, кроме того, визуальную картинку представляемого сайта, что дает непосредственное представление о качестве сайта:

British Public Party - Constitution, description of the party, contact details.

The Christian Party - Fighting to re-establish traditional family values and to end abortion.

Анализ структурного распределения политвеба Великобритании показывает, что сайты политических партий и политиков являются основой английского интернета, широко представлены сайты как государственных, так и общественных организаций, примерно такой же объем политического интернет-пространства составляют новости, сайты СМИ, информагентств, онлайн-СМИ. Необходимо отметить хорошую организованность и структурированность глобального политического интернет-пространства в британской сети на базе гипертекста как особого метода построения информационных систем, обеспечивающего прямой доступ к данным с сохранением логических связей между ними; как системы представления текстовой и мультимедийной информации в виде сети связанных между собой текстовых и иных файлов; с универсальным интерфейсом, отличительными чертами которого являются интерактивность и необычайная дружелюбность по отношению к пользователю, преимуществами которого на содержательном уровне является возможность создавать открытые информационные системы за счет относительно свободного соединения информационных блоков [2, с. 112]. Положительное восприятие сайта зависит от ряда факторов: инновационного характера оформления, информационного наполнения и его грамотного ранжирования, эстетических характеристик и аттрактивности с

124

КАРТИНКА

КАРТИНКА

учётом психологических установок их пользователей, использования языковых средств, которые должны когнитивно восприниматься и быть лёгкими в оперировании, удобной системы навигаций и т. д.

Тем не менее, для многих политических движений сайты до сих пор являются лишь данью моде. Они очень стандартизированы, официозны, неперсонифицированы. Часто это сопровождается неинтересным дизайном и неудобной навигацией, такие сайты редко обновляются. Правда, в последнее время наметились некоторые изменения. Так, создан каталог политических движений и партий в Великобритании в виде несколько поисковых ресурсов, например: «ePolitix.com (Parliament, PolicyandCom-ment)». Некоторые информационно-аналитические сайты представляют рейтинг самых популярных и непопулярных персональных страниц.

Политический интернет «реализуется через взаимодействие нескольких целей: информационной (информирование аудитории о событиях внутренней и международной жизни); аналитической (анализ и комментирование излагаемого политического события или общественного явления); регулятивной (изменение восприятия реципиентом того или иного события); оценочной (оценка излагаемой информации); прогнозирующей (реакция на полученную информацию)» [1, с. 12]. Соотношение этих целей зависит от коммуникативно-прагматической установки, реализуемой в каждом конкретном интернет-ресурсе. Именно основная мотивирующая функция позволяет выделить определенный набор типов политических интернет-дискурсов, таких как:

• информационный тип - представлен разнообразными ресурсами СМИ, сайтами государственных организаций, где размещаются различные программные, юридические и другие документы;

• аналитический тип - к ним также относятся некоторые средства СМИ, поисковые системы, каталоги, некоторые информационноаналитические проекты и др.;

• рекламный тип - это персональные страницы партийных организаций, политических движений, партийных и государственных деятелей.

Проникновение вебтехнологий в политику - достаточно молодое явление. Условно его можно разделить на два этапа: первый этап - размещение политической информации, статичная презентация политических программ лидеров и партий в сети интернет. Второй этап -появление и расширение в интернете интерактивных форм политической коммуникации (электронная почта, интернет-голосование, блоги, телеконференции и др.), что позволило и позволяет привлечь общественность к политическому участию, активизировать политическую деятельность в целом. Хотя этот вопрос все еще остается спорным. Есть как поклонники, так и противники этого вида политической коммуникации. Однако количество представленных сайтов говорит о том, что все-таки предпочтение во многом отдается новым интернет-технологиям.

Существует несколько жанровых разновидностей персональных сайтов политиков, представленных в британском политическом инете. Это, например, сайты-визитки, сайты-каталоги, представительские сайты. Сайты-каталоги имеют вид списка, например, членов парламента или членов партии с минимальной информацией и ссылками для получения более подробных данных о конкретном депутате, с определенным набором инструментов для удобства работы со списком, например: сортировка по алфавиту, имени, избирательному округу, территории, стране, партии и т.п.

Member of Parliament (MP) list

This is a list of Member of Parliaments (MPs). Currently it only includes MPs within the UK parliament but members of other parliaments will be added in the near future

№ Surname Constituency Area Country Full name Website Political- party

1 Howarth Aldershot Hampshire England Mr Gerald Howarth website Con

2 Mills Amber Valley Derbyshire England Nigel Mills none Con

3 Hodge Barking London England Rt Hon Margaret Hodge website Lab

4* Cable Twickenham London England DrVincentCable website LD

(*Список включает 533 MPs)

(http://www.oultwood.com/localgov/mplist.php.)

Чаще всего сайты-каталоги представлены как отдельные информационные единицы, входящие в состав более крупного политического сайта, например, сайта партии, представителем которой является этот политический деятель, или на официальном представительском сайте Парламента Великобритании, кроме того, это могут быть отдельные политико-информационные интернет-проекты. Рассмотрим сайт-визитку, которая входит в состав более крупного политического сайта «Theywork-foryou»:

Heidi Alexander

Labour MP for Lewisham East

Email me whenever Heidi Alexander speaks (no more than once per day)

• Entered Parliament on 6 May 2010 — General election

• Send a message to your MP (via WriteToThem.com)

• Sign up to HearFromYourMP to get messages from your MP

• Help us add video by matching a speech by Heidi Alexander

• Votingrecord

• Topicsofinterest

• Mostrecentappearances More useful links for this person

• Maiden speech (automated, may be wrong)

ФОТО

• Wikipediapage

• Early Day Motions signed by this MP (From edms.org.uk)

• Election results for Lewisham East (From The Guardian)

(http://www.theyworkforyou.com/mp/heidi_alexander/lewisham_east).

Все сайты-визитки этого проекта имеют одинаковый дизайн и представляют лишь ограниченную информацию о политике, которая основывается на ее отборе из интернет-ресурса. Здесь представлена фотография, имя и занимаемое положение в Парламенте, вся остальная информация дается в виде ссылок на интернет-ресурсы. Интерактивным элементом здесь является возможность послать e-mail сообщение, также ограниченное («nomorethanonceperday» - не более одного раза в день). Скорее всего, сам политик не принимает участия в создании этого сайта, сайт является формой представительского сайта Парламента Великобритании.

В отличие от первого проекта «ePolitix.com» («Parliament, Poli-cyandComment») является большим самостоятельным информационноаналитическим сайтом с широким меню, включающим различные сферы общественной деятельности, где политика представлена лишь как один из разделов:

• Parliament&Government

• Education

• Health

• HomeAffairs

• Culture

• International&Defence

• Energy&Environment

• Economy

• Transport

• Science&Tech

Сайты политиков находятся во вкладке «Parliament&Government», так же, как и в первом проекте, имеют единый дизайн, кроме того, одинаковое меню и идентичную систему ссылок, например:

David Amess

Conservative Party | Southend West

• Home

• Biography

• Contacts

• Links

• PressReleases

• Speeches

Hello and welcome to my website on ePolitix. I am David Amess, the Conservative Member of Parliament for the constituency of Southend West. I hope that you find the information here useful and informative.

ФОТО

I am committed to working hard to serve all the people in my constituency and I'm always happy to hear their views, so please click on the 'Contacts' link on the left for details of how to get in touch with me.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

To find out if you are a constituent please visit the House of Commons 'Constituency Locata' (Visit locator by clicking here), and then follow the instructions.

For the latest news on my activities, please visit my website www.davidamess.co. uk

LatestPressReleases

• David Amess MP questions health minister on hospices

• David Amess MP challenges government on police bureaucracy

• Southend West MP criticises government for failing small businesses during credit crunch

• David Amess MP questions Foreign Office on Iranian human rights record

• GrandvilleLodge

• Local MP pushes to save supplements and jobs

• MP calls for more audio description

• Government praises MP's efforts to end fuel poverty

• David Amess raises constituent's case at PMQs

• Southend MPs meet with minister to discuss future of Southend Pier

• PressReleasesArchive

LatestSpeeches

• AdjournmentdebateonSouthendregeneration

• David Amess MP responds to Queen's Speech

• David Amess MP raises local issues in Whitsun Adjournment Debate

• SpeechArchive

(http://www.epolitix.com/mpwebsites/mpwebsitepage/mpsite/david-

amess/mppage/home-31/).

На этом сайте представлено хоть и ограниченное, но все-таки личное участие самого политика в создании контента сайта, а именно приветственное сообщение с личной подписью. Опосредованность причастия этого сайта лично к политику подчеркивается также его приглашением посетить его личный сайт, предоставляя ссылку на его адрес (pleasevisitmywebsitewww.davidamess.co.uk). Вся остальная информация главным образом направлена на демонстрацию деятельности депутата в Парламенте, ее освещение в СМИ, она не является персонифицированной, то есть такой сайт можно отнести к представительским сайтам.

Третий тип сайтов, по нашему мнению, является непосредственным персональным (личным) сайтом политического деятеля. Еще его часто называют «домашней страницей», что точно характеризует направленность помещенной на сайте информации. Политический деятель - владелец этого сайта либо сам активно участвует в его формировании, либо полностью контролирует его организацию, например, подбор цветовой палитры, выбор тематических рубрик и тщательный отбор их содержательного наполнения. Дизайн, технические возможности, содержание

этих сайтов очень отличаются, но есть общие черты, которые позволяют объединить их в одну группу. В первую очередь, это их коммуникативно-прагматическая установка воздействия на электорат своего избирательного округа с целью получения доверия и, в конечном итоге, его голоса на выборах.

Второй общей характеристикой этих сайтов является их ярко выраженная персонифицированность. Весь материал на сайте в той или иной мере направлен на реализацию позиционирующей рекламной стратегии, то есть стратегии, формирующей определенное восприятие непосредственно самого политического деятеля [3]. Главным ключевым словом на этом сайте является имя политика, все материалы связаны именно посредством этого имени. Об этом же говорит обязательное наличие раздела «Биография», где представлена не только информация о деятельности владельца, но и о его личностных характеристиках и достижениях, о его семье и друзьях. На всех сайтах есть большой раздел «Фотографии» или «Галерея», где политик также представлен со всех сторон его личной и общественной жизни. Основная цель такого сайта - представить «человечность» политического деятеля, тем самым, повысить доверие к нему. Общее направление общения на сайте можно определить как личностно ориентированное с элементами официального стиля.

И, наконец, третья отличительная черта этих сайтов - четкая направленность на конкретную интернет-аудиторию, а именно, представителей определенного избирательного округа. На сайте всегда присутствует информация об избирательном округе и подчеркивается тесная связь политика с этой местностью, его заинтересованность и забота обо всем, что с ней связано, присутствует много фотографий, а также разделов, связанных с этой темой. Вторым ключевым словом на сайте является либо название округа, либо лексическая единица “local”, например разделы, «LocalNews», «LocalEvents», «LocalPeople» и др. Следует отметить, что на сайте присутствует информация о работе политика в Парламенте и о его партийной принадлежности, но она не является обязательной. Чаще всего эта информация в большей степени направлена на возможность подчеркнуть, что эта работа ведется в интересах избирателей представляемого политиком округа. Это проявляется, например, в слоганах, которые помещаются на сайте: «WorkingHardforNorthDur-ham» (http://www.kevanjonesmp.org.uk/), «A Strong Voice for Sevenoaks» (http://www.michaelfallonmp.org.uk/), «Your Local Family Man, Working Hard for You» (http://www.adamafriyie.org/). Это также отражено и в подборе фактической информации, которая полностью направлена на освещение интересов местности и работы самого политического деятеля по защите ее интересов.

Таким образом, проанализированные сайты политиков позволили подразделить их на три основных типа: сайты-визитки, представитель-

ские сайты и персональные сайты. Основными критериями для этого послужили их коммуникативно-прагматическая установка и степень персо-нифицированности. Все эти сайты могут быть связаны между собой посредством ссылок, дополняя, расширяя и уточняя информацию о политическом деятеле.

Список литературы

1. Варламова Е. В. Особенности германского леворадикального интернет-дискурса: автореф. дис. ... канд. филол. наук. - М., 2006.

2. Компанцева Л. Ф. Дискурс-анализ украинского политического интернета (гендерный аспект) // Сборник научных трудов «Актуальные проблемы теории коммуникации». - СПб.: СПбГПУ, 2004. - С. 112-134.

3. Пирогова Ю. К. Стратегии коммуникативного воздействия в рекламе: опыт типологизации. - [Электронный ресурс]: http://www.psycho.ru/library/190.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.