УДК 82-6
О.А. ЛАРДЫГИНА
аспирант, кафедра истории русской литературы XI-XIX вв., Орловский государственный университет E-mail: [email protected]
UDC 82-6 O.A. LARDYGINA
Graduate student, Department of history of Russian literature of the XI-XIX centuries, Orel State University
E-mail: [email protected]
ТИПЫ ОДИНОЧЕСТВА В РОМАНЕ «ГОСПОДА ГОЛОВЛЕВЫ» М. Е. САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА
THE TYPES OF LONELINESS IN THE NOVEL "THE GOLOVLYOV FAMILY" BY M. E. SALTYKOV-SHCHEDRIN
В статье сделана попытка определения типологии одиночества на примере ярких представителей рода Головлевых в романе М.Е. Салтыкова-Щедрина. Автор в традициях Щедрина и исследователей его творчества выделяет «одиночество хищника» и «одиночество жертвы», и классифицирует героев романа.
Ключевые слова: М. Е. Салтыков-Щедрин, типы одиночества, роман «Господа Головлевы» М.Е. Салтыкова-Щедрина, «Одиночество хищника».
In the article the attempt of typology of loneliness on the example of bright representatives of Golovlev's sort in M.E. Saltykov-Shchedrin's novel was made. The author in traditions of Shchedrin and researchers of his creative works allocates "loneliness of a predator" and "loneliness of a victim", and classifies heroes of the novel.
Keywords: M.E. Saltykov-Shchedrin, the types of loneliness, M.E. Saltykov-Shchedrin's novel "The Golovlyov Family", "loneliness of a predator".
В цикле «Признаки времени» у М.Е. Салтыкова-Щедрина появился очерк «Хищники», заложивший традиции классификации героев его многочисленных произведений. О «хищничестве» салтыковских героев писали В.Я. Кирпотин, А.С. Бушмин, В.В. Прозоров и
др. [1, 4, 5]
Образ «жадных волков», не дающих есть голодным детям, возникает у Щедрина еще в 1848г., в одной из первых повестей «Запутанное дело» [8, 227]. В.В. Прозоров пишет, что «хищник - приобретатель, добытчик, нравственный дикарь, который может все достать, урвать, отнять», его ничто не останавливает, аппетиты пределы не показаны, а главная цель - схватить новый «кусок»[5, 46].
В исследуемом В.В. Прозоровым «Дневнике провинциала в Петербурге» Щедрин отмечает, что «хищник» почти всегда действует в одиночку» [7, 552].
Действуя собственными силами, без чьей-либо помощи, «хищники» возводят между собой и остальным миром невидимую стену, которая защищает их добро от чужих глаз, от посягательств со стороны. Это одиночество сознательное, хищное, одиночество сильных, т.к. алчность, страсть к наживе исключает любовь к ближнему. Материальная составляющая вытесняет духовное в человеке.
Д.П. Николаев в книге «Смех Щедрина», рассматривая сатирическую поэтику, приходит к выводу, что в романе «Господа Головлевы» «психологический анализ Щедрина и направлен прежде всего на то, чтобы раскрыть психологию стяжательства», на протяжении всего романа исследует «глубины души, пораженной стяжательством, и показывает, что служение призраку собственности неизбежно влечет за собой потерю ис-
тинно человеческих качеств, духовное и нравственное убожество» [3, 99].
По аналогии с определением Н.Г. Чернышевского «диалектика души», Д.П. Николаев применяет к творчеству М.Е Салтыкова-Щедрина формулировку «диалектика бездушия» [3, 97].
Духовное обнищание рождает пустоту, которую необходимо чем-то заполнить. Исходя из возможностей заполнения образовавшейся душевной пустоты, «пустотелости» главных героев, в романе «Господа Головлевы» можно выделить 2 типа одиночества:
1. одиночество «иудино», или одиночество хищника, когда смыслом существования становятся деньги, страсть к накопительству.
2. одиночество «запойное», или одиночество жертвы, когда пустота заливается алкоголем.
Ослепленные приобретательством, хищники не видят людей и не хотят видеть, не нуждаются в них, поэтому одиночество свое не осознают. Они не одиноки, а одиночки, добровольно избирающие эту форму общения с другими людьми.
К первому типу одиночества в романе можно отнести сильных духом Арину Петровну, Порфирия Головлева, и, отчасти, Любоньку. К жажде денег каждый из них приходит разными путями и разными средствами удовлетворяется эта материальная потребность. Но результат один - смерть души.
Интересен тот факт, что «хищники» затем все встают на позиции «жертв», но исключительно жертв самих себя. Одиночество хищника нацелено на самоуничтожение, саморазрушение. Не считая Арину Петровну, «сильные духом» заканчивают жизнь самоубийством,
© О. А. Лардыгина © O. A. Lardygina
10.00.00 - ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ 10.00.00 - РИТШЬОИСЛЬ
и, тем самым, не осознавая одиночество при жизни, по христианским законам, наказываются одиночеством вечным. Арину Петровну спасает позднее раскаяние. Ее жизнь, лишенная «призрака собственности», обретает в конце новый смысл в лице Любоньки и Анниньки и умирает со словами заботы и переживания об их судьбах. «Сирот бы...», - дважды простонала она [6, 138]. Ее одиночество перед смертью оказалось разрушено образами живых людей.
А. С. Бушмин писал, что «чувство жалости к сыновьям и сиротам-внучкам временами все-таки посещало черствую душу Арины Петровны, то Иудушка был «неспособен не только на привязанность, но и на простое жаленье» [1, 159].
Исследователи творчества Щедрина сходились во мнении, что поздно проснувшаяся совесть - «только род мучительного наказания» (слова В.Я. Кирпотина В .Я.) [4, 224].
Совесть стала толчком для осуществления наказания, стала основной движущей силой иудушкиного самоубийства. А наказанием и проклятием Иудушки стало одиночество, три разных стадии которого он пережил в один вечер страстной мартовской пятницы. Не осознаваемое и не принимаемое им одиночество вдруг становится реальным, даже зримым фактом. На первой стадии заговорившая совесть пробудила осознание физического одиночества, первое осознание за всю жизнь, выразившиеся в знаменитом возгласе: «.где .все?..» Щедрин - тонкий психолог, он передает и телесное («озираясь кругом»), и эмоциональное («почти растерянно»), и вербальное (воскликнул: «где все?..») ощущение одиночества героем [6, 261].
А. С. Бушмин отмечал, что Порфирий «прибрал к своим рукам все капиталы матери, обрек эту некогда грозную и властную хозяйку головлевской семьи на заброшенность и одинокое умирание» [1, 159].
М.Е. Салтыков-Щедрин прощает свою героиню, не наказывая жестоко. Арина Петровна умирает спокойно, по-христиански, в своей постели, с думой о внучках, и, что очень важно, у нее остались незаконченные дела и заботы на земле, в этом мире. А Иудушка проходит вторую стадию одиночества - одинокую смерть. Н.С. Никитина в статье «Роман "Господа Головлевы" М.Е. Салтыкова-Щедрина - продолжение диалога с Тургеневым» обратила внимание, как трагична смерть Иудушки, «он умирает на кладбище, одинокий, закоченевший, и ни одной слезы не пролито на его труп» [2, 89]. И трагизм весь в том, что его никто, а теперь и ничто не держит на этом свете. Это безысходное одиночество. И ищет он выхода только в добровольном исходе из реальности, дает сам расчет своей жизни. Умирает с мыслью - «надо на могилку к покойнице маменьке проститься сходить. » [6, 262].
Прощения Порфирий, как и библейский Иуда, не получает, на могилку он не попадает, умирает «в нескольких шагах от дороги» [6, 262]. И здесь наступает третья стадия одиночества - одиночество метафизическое, вечное.
В противовес иудиному одиночеству у других членов головлевского семейства возникает «одиночество запойное», или одиночество жертвы. К запойному одиночеству приходит перед смертью и Порфирий, он становится жертвой самого себя. Начиная с мужа Арины Петровны и заканчивая Аннинькой - это жертвы более сильных представителей рода, они характеризуются слабостью духа, невластностью, неспособностью «хищничать», т.е. противоположными качествами. Чаще у них имеются проблески человечности, но они не могут противостоять злу и духовному обнищанию, царящими в обществе. Их человечность приходит в столкновение с «хищниками», и невозможность их победить приводит к отчаянию, рождает пустоту и влечение к алкоголю как способу с пустотой справиться и уйти от действительности.
«Жертвы» так же испорчены страстью к стяжательству, но в борьбе с хищниками «за лучший кусок» оказываются отброшенными в сторону. Например, касаясь романа «Господа Головлевы» в серии биографий «ЖЗЛ», на этот момент указывал А. Турков. Говоря о «постылом» Степке-Балбесе, исследователь подчеркивает, что и он «подвержен поэзии стяжания, хотя и в наивной, почти детской форме», «лишенный всяких надежд на какое-либо участие в наследовании накопленных богатств, он тем не менее «принимал живое и суетливое участие в процессе припасения, бескорыстно радуясь и печалясь удачам и неудачам головлевского скопидомства» [9, 224].
Вследствие своей слабости «жертвы» одиночество осознают, но бороться с одиночеством не в состоянии, поэтому пытаются его «запить». Среди тех, кто духом слабее, не обладает твердостью характера, и страдают запойным одиночеством, - Владимир Михайлович Головлев, братья Степан и Павел, Аннинька.
К примеру, Владимир Михайлович Головлев, человек, женившийся для того, чтобы было кому слушать стихи, которые он сочиняет. Арина Петровна же сразу не взлюбила его стихов, называя их «паскудством и паясничаньем» [6, 10]. Деловой и серьезной Арине Петровне не дано было понять и принять творческой натуры мужа. Щедрин здесь вскользь затрагивает тему одиночества поэтов, отторжение и неприятие их средой, в которой они рождаются. К началу действия романа Владимир Михалыч - человек дряхлый (по возрасту), легкомысленный (по определению жены) и пьяненький (по способу ухода от реальности, заполнению душевной пустоты). Подобный способ ухода от реальности затем перенимают и два его сына - старший Степка-балбес и младший Павел.
Мир Щедрина погряз во грехах, и задача писателя - показать человечеству, что его ждет неминуемое наказание, в том числе, и одиночеством, если люди не задумаются и не раскаются. Люди в романе делятся на два противоположных лагеря - хищники и жертвы. Все герои Салтыкова-Щедрина катастрофически одиноки, но одиночество разного рода, что зависит от того, хищник он или жертва. С хищниками все более или ме-
нее ясно - за грехи одиночеством наказывает Господь. Одиночество выступает земной карой, возмездием за отступление от библейских заповедей. Щедрин дает понять, что наказание за пороки придет не только после смерти, но и в земной жизни. Расплачиваться за грехи придется не только после смерти, перед Богом, но и на земле - пред самим собой, оставшись наедине со своими мыслями, чувствами, грехами. Одиночество -это своего рода наказание и в то же время - шанс на
прощение, на искупление грехов. В случае с Иудушкой одиночество может выйти за рамки земной жизни, стать одиночеством метафизическим, вечным.
Но намного сложнее обстоит дело с людьми добродетельными. Они так же наказаны одиночеством, но это не кара свыше - это результат несправедливого социального мироустройства, господства пороков. В одиночестве жертв всегда виновны хищники.
Библиографический список
1. Бушмин А.С. Салтыков-Щедрин. Искусство сатиры. М.: «Современник», 1976. 255 с.
2. Никитина Н.С. Роман «Господа Головлевы» М.Е. Салтыкова-Щедрина - продолжение диалога с Тургеневым// Спасский вестник. Выпуск 10. Тула, 2004. С.84-90.
3. НиколаевД.П. Смех Щедрина: Очерки сатирической поэтики. М.: Советский писатель, 1988. 400 с.
4. Кирпотин В.Я. М.Е. Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество. М.: Советский писатель, 1948. 516 с.
5. Прозоров В.В. М.Е. Салтыков-Щедрин: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1988. 176 с.
6. Салтыков-Щедрин М.Е. Господа Головлевы. //Салтыков-Щедрин М.Е. Собрание сочинений в 20-ти томах. М.: «Художественная литература», 1965-1977. T.13, 1972. 814 с.
7. Салтыков-Щедрин М.Е. Дневник провинциала. //Салтыков-Щедрин М.Е. Собрание сочинений в 20-ти томах. М.: «Художественная литература», 1965-1977. T.10, 1970. 840 с.
8. Салтыков-Щедрин М.Е. Запутанное дело.// Салтыков-Щедрин М.Е. Собрание сочинений в 20-ти томах. М.: «Художественная литература», 1965-1977. T.1, 1965. 464 с.
9. ТурковА.М. Салтыков-Щедрин. М.: «Молодая гвардия»,1964. 368 с.
References
1. BushminA.C. Saltykov-Schedrin . Art of Satire. М.: « Covremennik», 1976. 255 p.
2. Nikitina N. S. The novel "Misters Golovlev" by M. E. Saltykov-Shchedrin - Continuation of Dialogue With Turgenev. // the Spassky messenger. Is. 10. Tula, 2004. Pp. 84 - 90.
3. NikolaevD.P. Schedrin's Laugh. The Sketch of satiric poetics. M.: The Soviet Writer, 1988. 400 p.
4. Kirpotin V. Ya. M. E. Saltykov-Shchedrin. His Life and Writings. M.: Soviet writer, 1948. 516 p.
5. Prozorov V.V. M. E. Saltykov-Schedrin: The teachers' book. М.: Prosveschenie, 1988. 176 p.
6. Saltykov-Schedrin М.Е. Misters Golovlevs. //. Saltykov - Schedrin М.Е. collected works in 20 volumes. М.: « Belles-lettres », 1965-1977. V.13, 1972. 814 p.
7. Saltykov-Shchedrin M. E. Provincial Essays. //Saltykov-Shchedrin M. E. The Works of M.E. Saltykov-Shchedrin in 20 volumes. M.: "Fiction", 1965-1977. Vol.10, 1970. 840 p.
8. Saltykov-Shchedrin M. E. The Confused Business. //Saltykov-Shchedrin M. E. The Works of M.E. Saltykov-Shchedrin in 20 volumes. M.: "Fiction", 1965-1977. Vol.1, 1965. 464 p.
9. TurkovA.M. Saltykov-Shchedrin. M.: "The Young Guard", 1964. 368 p.