УДК 811.581'35 ББК Ш12=711*812
ШИ ХУНШЭН
ТИПЫ ОБРАЗОВАНИЯ КИТАЙСКИХ ИЕРОГЛИФОВ
Ключевые слова: иероглиф, китайский иероглиф, пиктограмма, идеограмма, эволюция.
В статье раскрывается связь между прошлым и настоящим китайской каллиграфии. Представлены типы строения и история происхождения китайских иероглифов, на основе иллюстраций и их интерпретации показан процесс эволюции форм наиболее распространенных китайских знаков и символов. Автором рассмотрены пиктограммы, простые и составные идеограммы, фоноидеограммы, видоизмененные иероглифы и фонетические заимствования.
«Китайские иероглифы» (далее - «иероглифы») - древняя цивилизация китайского народа, но с точки зрения всемогущей продуктивности иероглифов они и есть молодая цивилизация китайского народа. В этих иероглифах заложен менталитет китайского народа, таится уникальность китайской культуры.
Как живая окаменелость, иероглифы связывают прошлое, настоящее и будущее, продолжают глубокую китайскую культуру в Китае и мире, распространяют восточные мудрости. Иероглифы родились от жизненных образов, составлены из черт, которые создали особую систему языковых знаков и своеобразную красоту китайской каллиграфии.
История происхождения иероглифов. В последние 100 лет китайские археологи совершили много новых открытий, в бывших местонахождениях культуры нового каменного века северо-западного, юго-восточного, центрального регионов были найдены новые доказательства о происхождении иероглифов. С 1983 г. по 1987 г. в д. Цзяху уезда Вуян провинции Хэнань китайские ученые 6 раз производили археологические исследования, они обнаружили на панцирях черепахи и керамических изделиях древние языковые знаки, через радиоуглеродное измерение доказано, что эти знаки имеют 7600-8600 лет давности, являются первоначальными формами иероглифов (см. рис. 1-3) [1].
<а> и а /
Вт)0®
ямкмге
Рис. 1 Рис. 2 Рис. 3
В других китайских древних местонахождениях культуры тоже обнаружили подобные знаки. Китайская археология доказывает, что древние знаки иероглифов в Китае в XXI в. до нашей эры уже образовали полноценную языковую систему. Это время и есть мифическая первая династия в Китае (ХХ1-ХУ1 вв. до нашей эры). Имеющееся теперь большое количество материалов, на которых написаны древние иероглифы, относится к позднему периоду династии Шан, имеет возраст более 3 тысяч лет, иероглифы этого периода называются Цзягувэнь (¥#5) - надписи на костях и черепашьих панцирях [2]. С момента появления иероглифы употребляются до сегодняшнего дня. В процессе эволюции древних иероглифов проявляется тенденция упрощения языковых знаков.
Типы строения иероглифов. В современном китайском языке 3500 иероглифов по частоте употребления занимают 99,48% общих употребительных иероглифов, самые употребительные 1000 иероглифов занимают 90% общих употребительных иероглифов. С течением времени накапливается большое количество иероглифов, в «Большой словарь китайских иероглифов» включены более 56 000 иероглифов [3]. Но в разное время количество чаще употребляемых иероглифов ограничено, например, для сочинения книги «Лунь Юй» Конфуция использованы 1355 иероглифов, для составления книги «Мэн-цзы» -1889 иероглифов [4]. Иероглифы имеют высокую продуктивность, ограниченное количество иероглифов может образовать бесконечное количество слов, которые рождаются по потребностям современной жизни и обладают чрезвычайной экспрессивностью. В течение тысячелетий китайский язык таким образом записал обилие духовного достояния китайского народа, большое количество письменных памятников китайской культуры, зафиксированных иероглифами, внесло бесценный вклад в фонд моровой культуры.
Если мы узнаем строение иероглифов, то легко понять роль выражения и записи китайского языка. Иероглифы имеют 6 типов образования.
1) Пиктограммы (^^:сянсин) - способ начертание контуров и признаков вещей. Например, 0 (солнце), Я (луна), | (гора), Ж (вода), X (огонь), ^ (дерево), Ц (лошадь), й (рыба), й (тигр), ^ (овца), Ж (одежда), §(глаз), # (нос) и др. Сейчас мы на основе рисунков иллюстрируем процесс эволюции форм иероглифов в течение более чем 3 тысячи лет. Цзягувэнь -
имеет возраст более 3 тысяч лет, цзиньвэнь надпись на бронзе) -
имеет возраст более 2 тысяч лет, позднее стиля цзиньвэнь появился новый стиль шигувэнь надписи на каменных барабанах), который имеет
возраст более 2 тысяч лет, сяочжуань унифицированный иероглифи-
ческий почерк, введённый при династии Цинь, ныне употребляется на печатях) имеет возраст в 2 тысячи лет с лишним. Лишу - упрощенный вариант стиля сяочжуань, появился тоже во время династии Цинь. Стиль упрощенных иероглифов установился в 1956 г. и употребляется сейчас как письменность литературного языка, в данном тексте этот стиль обозначен иероглифами, стоящими на первых местах справа строк примеров.
Посмотрим на процесс эволюции иероглифов группы «пиктограммы», все рисунки об эволюции форм иероглифов в данной статье взяты из книги «Рисунками иллюстрируются древние китайские иероглифы» [5].
Солнце
% 4 o В э 0 ™ »
Гора Ш 0J
Луна
¡¿й] [u¿jj |мм1 Q ¡Jjj
shan
ñ
yué
1 1 1 lililí 1 7jí shuí
Огонь
Дерево
& [^ЖШЖ] ЙЁ
уу ^ УУ х К
Лошадь
>Л
Тигр
-Г
ц
та
Овца
Ьй
уопд
2) Простые идеограммы чжиши) - способ начертания иероглифов абстрактными знаками, указывающими на факты. Например,— (один), ~ (два), = (три), ± (верх), Т (вниз), начало), I (король), Ф (центр, середина), ^ (показать, указать), М (зловещий, страшный), Ж (корень, основа), ^ (макушка, конец), ^ (тушить, уничтожить), Я (лезвие) и др. Посмотрим на процесс эволюции иероглифов группы «простые идеограммы».
Л (начало): над головой человека поставить черточку, что обозначает «начало» (голова у человека важная часть тела, всё начинается с нее).
7
№
7€
уийп
±(верх): этот иероглиф указывает на то, что человек поднимается на гору (наверх).
I (король): топор палача имеет символическое значение «власть», поэтому этим знаком обозначается значение «король».
М (зловещий, страшный): верхняя часть древней формы этого иероглифа обозначает падение человека в яму, нижняя часть - над человеком висит такая угроза, опасность. Современная форма сохраняет суть состояния.
Ф (центр, середина): флаг в центральном месте племени указывает на понятия «центр», «середина».
А" (вкусный, сладкий): кусок вкусного или сладкого во рту человека указывает на понятия «вкусный», «сладкий».
3) Составные идеограммы комбинации значений (яШ: хуэйи) - способ образования нового иероглифа путем соединения двух (нескольких) идеограмм. Например, Ж (друг), Щ (светлый), & (отдых), Ж (вооружение), £ (имя), М (следовать), &(толпа), Щ(лес), ^ (роща), Н(слышать), Ш(не надо), Ш (кривой, неправильный), ^(острый), (закон), Ш (плохой), ^ (низкокачественный) и др. Посмотрим на процесс эволюции иероглифов группы «составные идеограммы комбинации значений».
Ж (друг): две идеограммы со значением «¥■ рука» соединяются вместе, образуется новый иероглиф «друг».
(светлый): идеограммы «солнце» и «луна», как два светлых объекта, соединяются вместе и образуют новый иероглиф «Щ» (светлый).
& (отдых): идеограммы «Л» (человек) и «^»> (дерево) соединяются, обозначают то, что человек, забираясь на дерево, отдыхает. Таким образом создается новый иероглиф «$» (отдых).
Щ (вкусный): идеограммы «Й» (рыба) и (баранина) соединяются, как два вкусных продукта, образуют новый иероглиф «Щ» со значением «вкусный».
Й (вооружение): идеограммы «1Ь» (ходьба) и «:» (клевец) соединяются, обозначают то, что человек держит клевец. Таким образом создается новый иероглиф «Ж» (вооружение).
(имя): идеограммы «^» (сумерки) и «□» (рот) соединяются, обозначают то, что в сумерки человек спрашивает находящегося на расстоянии, кто он такой. Таким образом создается новый иероглиф (имя).
4) Фоноидеограммы (ШЙ: синшэн) - способ словообразования иероглифа путем соединения смыслового компонента и звукового компонента. Количество иероглифов группы фоноидеограмм превышает 80% всех китайских иероглифов в современном китайском языке [6]. Например, >5! (река), Й (озеро),^ (дом), Й (широкий), ^(тонкий), ®(конец), Щ (предмет), ^ (пустой), Ат (чувство), Щ (опираться),' (прославлять), ^т (старческий) и др. Посмотрим на строения иероглифов группы «фоноидеограммы». «>5» (Ие, река) состоит из смыслового компонента « /» со значением «вода» и звукового компонента «■» со звучанием «кё». «;Й» (Ий, озеро) состоит из смыслового компонента <о» со значением «вода» и звукового компонента со звучанием «Ий». «Й» (кио, широкий) состоит из смыслового компонента «П» со значением «дверь, т.е. широкий предмет» и звукового компонента «;5» со звучанием «Иио». «Щ» Ой, опираться) состоит из смыслового компонента «£» со значением «рука, т.е. действие руки» и звукового компонента «©» со звучанием «^». «М» (та, мать) состоит из смыслового компонента ей)» со значением «женщина» и звукового компонента «Ц» со звучанием «та».
Фоноидеограммы имеют различные строения: смысловые и звуковые компоненты могут находится слева, справа, наверху и внизу, даже могут быть в центре и вокруг центра. Смысловые компоненты в основном выражают принадлежность вещей. Например, смысловой компонент выражает принадлежность вещей, связанную с деревом: ЭД (сосна), Ш (тополь), Й (деревянный столб), ^ (кровать), Ш (лестница), Д(весло) и др.; смысловой компонент «;£» связан с «млекопитающими животными»: М(лиса), Ш (волк), Ш (обезьяна), Я(лев), Щ(собака), Ш(кот) и др.; смысловой компонент «Л» (огонь) связан с «огнем»: Ш (жечь), Ш (гореть), Ш(взрыв), Й (пушка), й: (печь), (дым) и др.
Звуковые компоненты играют роль произношения иероглифов, эти компоненты и образованные иероглифы в отношении произношения бывают одинаковы и приблизительны, бывают разными только в тонах (в китайском языке есть 4 тона).
5) «Видоизменённая категория» иероглифов чжуаньчжу) - способ применения иероглифа для объяснения другого синонимичного иероглифа, оба они создавались в разные времена в разных регионах, но имеют схожие строения и произношения, в развитии практики языка они объясняют друг друга. Например, «%» (старый) может объясниться как (старый), «II» (вершина) может объясниться как «15» (вершина), (лодка) может объясниться как (лодка). Такие иероглифы единичные, они объясняли друг друга только в древних текстах, в современном китайском языке такое использование встречается только в устаревших выражениях, и то очень редко.
6) Фонетические заимствования цзяцзе) - способ создания нового иероглифа с одинаковым произношением и новым значением путем заимствования существующего иероглифа. Эти слова тоже единичные, фонетические заимствования происходили также в древнем Китае, когда не хватало иероглифов, часто связанных с абстрактными понятиями. Например, иероглиф (пшеница) был позаимствован для создания иероглифа с одинаковым произношением и новым значением «прийти», иероглиф «р» (приказ) был позаимствован для создания иероглифа «р» с одинаковым произношением и новым значением «начальник уезда», иероглиф «-К» (пожилой) был позаимствован для создания иероглифа «-К» с одинаковым произношением и новым значением «начальник», иероглиф «;!» (дорога) был позаим-
ствован для создания иероглифа «^» с одинаковым произношением и новым значением «мораль» и др.
Высокая продуктивность иероглифов. Среди выше упомянутых 6 типов образования иероглифов только первые 4 типа были активны. Конечно, существует много таких иероглифов, которые создались при использовании смешанных типов образования. Например, иероглиф «Ш» (гИао, освещать) образовался таким образом: ниже наглядно представлено появление иероглифа «3» ^Иао, звать) - два крестьянина зовут друг друга покушать в перерыв. Потом к «3» присоединился иероглиф «В» (г], солнце) и получился иероглиф «ВЭ>^Иао, яркий), наконец, к иероглифу «ВЭ> присоединился компонент «-■"», равный иероглифу «^> (Ибы, огонь), и образовался иероглиф «Ш».
В древние времена создали большинство иероглифов, в 1716 г. в Китае был издан «Словарь Канси» (словарь китайского языка), куда были включены 47 035 иероглифов [7]. В древнем китайском языке как одно слово использовался один иероглиф, в современном китайском языке - два иероглифа (бывают и три, и четыре). В словарном составе китайского языка уже накопилось достаточно много иероглифов, в настоящее время новых иероглифов образуется все меньше и меньше.
Благодаря высокой продуктивности иероглифов все новые понятия и вещи можно выразить имеющимися иероглифами. Например, за много лет до появления в мире науки об электричестве китайский народ иероглифом «Ф» уже зафиксировал природное явление «электричество» (молния на небе во время дождя) (см. ниже).
Когда в жизни появилась новая вещь «телефон», китайский язык выразил эту вещь с применением двух имеющихся иероглифов «буквальное значение: электрическая речь», то же самое и с новым явлением «фильм» -
(электрическая тень), «телевидение» - «ВД» (электрическое изображение), «компьютер» - «^!Й» (электрические мозги) и т.д.
Китайские древние иероглифы и по сегодняшний день продолжают выражать все новые явления и факты, играют важную роль в распространении культуры во всем мире. Культурные достояния, записанные китайскими иероглифами, доступны всем народам мира.
Литература
1. Ван Сянян. О базе патриотического воспитания в провинции Хэнань Китая. Чжэнчжоу: Хэнаньжэньминь, 2006. С. 321-322.
2. Фэн Ши. Происхождение китайской письменности // Культурные памятники в провинции Сычуань Китая. 2008. № 3. С. 46-49.
3. Большой словарь китайских иероглифов. Чэнду: Изд-во словарей провинции Аньхой Китая, 1986. С. 1.
4. Лао Фэй. Сколько иероглифов использованы в книгах «Лун Юй» и «Мэн-цзы»? // Реформа письменности. 1985. № 4. С. 33.
5. Сюн Гоин. Рисунками иллюстрируются древние китайские иероглифы. Цзинань: Цилу-шушэ, 2006.
6. Ху Юйшу. Современный китайский язык (переработанное издание). Шанхай: Образование, 1995. С.158.
7. Тань Чуньхун. Основы китайской культуры. Пекин: Китайская текстильная промышленность, 2009. С. 361.
ШИ ХУНШЭН - доцент, директор Центра по изучению России, Аньхойский университет, Китай, Хэфэй (shishanshanc21@126.com).
SHIHONGSHENG DEVELOPMENT OF CHINESE HIEROGLYPHS
Key words: hieroglyph, Chinese hieroglyph, pictogram, ideogram, evolution.
This article presents the link between the past and the present of Chinese calligraphy. The history of the origin and types of structure of Chinese hieroglyphs are considered, the evolution of the most common forms of Chinese symbols is shown on the basis of their illustrations and interpretations. The author describes the pictograms, simple and compound ideograms, fonoideograms, modified hieroglyphs and phonetic borrowings.
SHI HONGSHENG - Associate Professor, Director of the Center for Studying Russia, Anhui University, China, Hefei.
Ссылка на статью: Ши Хуншэн. Типы образования китайских иероглифов // Вестник Чувашского университета. -2016. - № 2. - С. 316-322.