Научная статья на тему 'Типы личности несовершеннолетних, совершающих грабежи и разбойные нападения'

Типы личности несовершеннолетних, совершающих грабежи и разбойные нападения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2209
274
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / ТИПОЛОГИЯ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЙ / ГРАБЕЖ / РАЗБОЙ / PERSONALITY / TYPOLOGY / JUVENILE / ROBBERY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кузнецов А. А., Бекбулатова А. Т.

Авторами на основе анализа имеющихся в научной литературе мнений о типах личности преступников, а также существующей практики расследования грабежей и разбойных нападений, совершаемых несовершеннолетними, выделены типы личности несовершеннолетних, совершающих корыстно-насильственные преступления, и обоснована их практическая значимость.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Типы личности несовершеннолетних, совершающих грабежи и разбойные нападения»

ТИПЫ ЛИЧНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, СОВЕРШАЮЩИХ ГРАБЕЖИ И РАЗБОЙНЫЕ НАПАДЕНИЯ

А.А. Кузнецов

(начальник кафедры криминалистики Омской академии МВД России, кандидат юридических наук, профессор; omakrim55@mail.ru)

А.Т. Бекбулатова

(адъюнкт кафедры криминалистики Омской академии МВД России; b.ami08@mail.ru)

Авторами на основе анализа имеющихся в научной литературе мнений о типах личности преступников, а также существующей практики расследования грабежей и разбойных нападений, совершаемых несовершеннолетними, выделены типы личности несовершеннолетних, совершающих корыстно-насильственные преступления, и обоснована их практическая значимость.

Ключевые слова: личность, типология, несовершеннолетний, грабеж, разбой.

Самостоятельным элементом криминалистической характеристики грабежей и разбойных нападений, совершаемых несовершеннолетними, являются сведения о личности преступника. Последние приобретают практическую значимость в совокупности с данными, полученными в ходе проверки сообщения о преступлении и производстве первоначальных следственных действий, так как способствуют выдвижению версии о лице, совершившем преступление. Как справедливо отмечают В.Я. Колдин и Н.С. Полевой, «информационно-познавательная деятельность по раскрытию преступления начинается до возбуждения уголовного дела и может осуществляться вне рамок уголовно-процессуальных действий» [1, с. 18].

Криминалистическая характеристика является типичной моделью преступления и состоит из отдельных, но в то же время взаимосвязанных элементов. Мысленное моделирование преступлений отдельных категорий, основанное на сведениях о типичных проявлениях каждого из элементов криминалистической характеристики и некоторых данных о конкретном преступном событии, позволяет получить новую доказательственную информацию. Прав, на наш взгляд, В.А. Жбанков, полагающий, что «направление поисковой деятельности определяется конкретной следственной ситуацией, решающее значение в которой играет информационный аспект, т.е. наличие соответствующей информации о личности преступника и построений на ее основе

модели» [2, с. 24]. И.М. Лузгин в качестве разновидности мысленного моделирования рассматривает образные представления следователя о месте происшествия, связанные с логическими суждениями о внешнем облике разыскиваемого, вещественных доказательствах, о связях между людьми, предметами, явлениями, касающимися преступления [3, с. 8].

При совершении несовершеннолетними грабежей и разбойных нападений проявляются свойства их личности, которые оказывают влияние на формирование элементов криминалистической характеристики и образуют модели преступных событий. Через выявление таких свойств повышается значимость и эффективность практического применения криминалистической характеристики.

На основе информации, содержащейся в криминалистической характеристике, а также закономерностей проявления тех или иных свойств личности подростка при совершении преступлений возможно типо-логизировать личность несовершеннолетних, совершающих грабежи и разбойные нападения. А уже на ее основе для каждого из выделенных типов личности построить модели преступной деятельности для применения в практике раскрытия и расследования преступлений.

С точки зрения Ю.Д. Блувштейна, «значение типологии как инструмента научного познания огромно: она позволяет выделить общие, наиболее существенные черты изучаемого явления, а только знание

Юридическая наука и правоохранительная практика этих черт (характеристик, закономерностей) дает возможность развивать анализ дальше» [4, с. 16].

При поступлении сообщения о совершенном преступлении практически единственным источником криминалистически значимой информации, содержащим сведения о лице, его совершившем, является уголовно-правовая квалификация деяния. Так, поиск лица, совершившего преступления корыстно-насильственной направленности (грабежи и разбойные нападения), будет ориентирован на обнаружение дерзкого, жестокого, агрессивного, решительного, физически развитого, способного к применению насилия человека. В случае же наличия данных о том, что при совершении преступления участвовала группа лиц, вполне обоснованы выдвижение и проверка версии о том, что преступление совершено несовершеннолетними. Этот вывод возможен в связи с проявлениями в процессе осуществления преступной деятельности особенностей подростковой психологии, вызванной отсутствием индивидуальной решительности, желанием самоутверждения среди сверстников, незавершенностью процесса физического развития, неуверенностью в собственных силах, иными словами, в особенностях подростковой психологии.

В юридической литературе было предпринято значительное число попыток типологизировать личность несовершеннолетнего преступника.

Выявлением причин, побуждающих людей совершать преступления, занимались еще в 80-х годах XIX века итальянский психиатр, криминалист, криминолог Чеза-ре Ломброзо (1835-1909) и итальянский криминолог Энрико Ферри (1856-1929), которые в основу учения об антропологических признаках внешности и психики преступника положили идею «прирожденного преступника».

В результате проведенных совместно с Ч. Ломброзо исследований, Э. Ферри предложил классификацию преступников, согласно которой все преступники подразделяются на пять групп, среди них: «преступники душевнобольные, преступники

прирожденные, преступники привычные или по приобретенной привычке, преступники случайные, преступники по страсти» [5, с. 148]. В основе данной классификации находятся причины совершения преступлений без учета возрастных особенностей преступников. В связи с этим предложенные типы личности нам представляются весьма общими и способными выполнять ориентирующие функции при попытке ти-пологизации личности несовершеннолетних преступников.

С точки зрения В.Н. Кудрявцева, Г.М. Миньковского, А.Б. Сахарова, «типология несовершеннолетних преступников строится на сопоставлении данных: о проявившихся (в отношениях и действиях подростка, образе жизни, связях, поведении и т.д.) его потребностях, интересах, взглядах, чертах характера, мотивации поведения; о социально-демографической характеристике, в которой также проявляются названные признаки; об обстоятельствах преступления с точки зрения выраженности в них личностных черт несовершеннолетнего» [6, с. 61]. По мнению авторов, «...в конечном счете могут быть выделены четыре типа несовершеннолетних преступников, для которых совершение преступления было: случайным, противоречащим общей направленности личности; вероятным, вследствие общей неустойчивости личностной направленности; соответствующим общей направленности личности, но случайным с точки зрения повода и ситуации; соответствующим преступной установке личности и включающим поиск или создание необходимых повода и ситуации» [6, с. 62]. При этом «каждый из выделенных здесь типов целесообразно в свою очередь подразделить на три подтипа: подростки, впервые совершившие преступление, не представляющее большой общественной опасности; подростки, впервые совершившие тяжкое преступление; подростки, повторно совершившие преступление. Это позволит максимально дифференцировать возможные варианты соотношения направленности личности и содеянного в каждом конкретном случае» [6, с. 62].

Предложенная типология представлена с учетом нравственно-психологической, социально-демографической и правовой характеристик подростков и применима к личности несовершеннолетних, совершивших любые преступления. На ее основе возможна разработка типологии личности несовершеннолетних, совершающих преступления различных категорий.

Вопросы классификации личности преступника подвергались изучению в криминологии и криминалистике. Наиболее значимыми в этой области мы находим исследования, проведенные А.И. Долговой [7, с. 118-119], И.А. Макаренко [8, с. 85], РМ. Абызовым, Г.А. Юрковым [9, с. 54-55].

Весьма интересной представляется классификация, предложенная С.М. Миро-вич, применительно к личности взрослого корыстно-насильственного преступника, на основе ее первичной мотивации. Выделяется два основных типа личности корыстно-насильственных преступников.

1. Преимущественно-корыстный тип, проявляется в двух категориях:

- лица, у которых решение использовать насилие в корыстных целях возникает еще до начала преступной деятельности;

- лица, у которых решение использовать насилие возникло в ходе совершения преступления.

2. Преимущественно насильственный тип, имеет также две формы выражения:

- лица, у которых при завладении имуществом насильственным путем отсутствует корыстная мотивация;

- лица, корыстная мотивация которых имеет сопутствующий, производный от первичной некорыстный характер мотивации [12, с. 61-63].

Критерии типологизации личности, предложенные данным автором, мы находим весьма удачными, поскольку в них используется оптимальное сочетание и взаимосвязь психологического, социального и правового аспектов.

В результате изучения и анализа уголовных дел, по которым вступил в закон-

ную силу обвинительный приговор суда*, нам представляется возможным принять предложенные С.М. Мирович основания классификации личности взрослых корыстно-насильственных преступников в качестве основополагающих при определении типов личности подростков, совершающих грабежи и разбойные нападения, в зависимости от момента возникновения корыстного умысла.

С учетом вышеизложенного типология личности несовершеннолетних, совершающих грабежи и разбойные нападения, нам представляется в следующем виде:

1. Подростки, имеющие первичную корыстную ориентацию поведения:

1.1. Несовершеннолетние, применяющие физическое насилие для подавления возможного сопротивления жертвы, при удовлетворении потребности, выражающейся в завладении чужим имуществом.

Так, несовершеннолетние Ж. и К., находясь в вечернее время около магазина «Родничок», вступили в предварительный сговор о совершении хищения чужого имущества. Реализуя задуманное, выбрав в качестве жертвы мимо проходящего П., напали на последнего. Согласно заранее распределенным ролям К. подошел к П. и, не высказывая требований о передаче имущества, нанес удар по голове, от которого потерпевший упал, после чего Ж. совместно с К. стали наносить множественные удары руками и ногами по голове и телу. Подавив тем самым волю последнего к сопротивлению, Ж. и К. осмотрели карманы одежды П., обнаружили и похитили сотовый телефон, с которым с места совершения преступления скрылись [11].

1.2. Несовершеннолетние, применяющие физическое насилие для удержания похищенного, обеспечения беспрепятственного оставления места совершения преступления.

* По специально разработанной анкете в судах Красноярского края, Новосибирской и Омской областей было изучено более 200 архивных уголовных дел, по которым вступил в законную силу обвинительный приговор о совершенных несовершеннолетними грабежах и разбойных нападениях в 2006-2008 годах.

Несовершеннолетний Я. совместно с З. и О. в ночное время находились около магазина «Вымпел», где употребляли алкогольные напитки. Увидев незнакомых несовершеннолетних, К. и Д. подошли и угостили их пивом. В ходе совместного распития З., Я. и О. увидели в руках у К. сотовый телефон, одновременно решили совершить хищение. Реализуя задуманное, З., Я. и О. под предлогом осуществления звонка завели К. в подъезд стоящего рядом жилого дома. Там О., получив от К. сотовый телефон, выбежал из подъезда, а З. и Я. последовали за ним. К., осознав, что его сотовый телефон похищен, побежал следом за похитителями, выкрикивая требования о возвращении имущества. Однако О., З. и Я. не реагировали на требования К., сели в стоявший рядом автомобиль и попытались скрыться. К. подбежал и преградил дорогу автомобилю. З. и Я., желая удержать похищенное и подавить сопротивление К., вышли из автомобиля. При этом Я. подобрал лежащую на земле металлическую трубу, действуя совместно с З. и доводя задуманное до логического завершения, стали наносить удары К. При этом Я. наносил удары металлической трубой, а З. наносил удары кулаками по лицу. Подавив своими совместными действиями сопротивление К., с места совершения преступления скрылись [12].

2. Подростки, имеющие первичную насильственную ориентацию поведения:

2.1. Несовершеннолетние, которые при применении физического насилия похищают имущество жертвы, не имея при этом такого предварительного намерения.

Между несовершеннолетними Б. и П., с одной стороны, и Ш. - с другой, возникла ссора, сопровождавшаяся взаимными оскорблениями. В результате между подростками завязалась драка. В процессе драки Б. и П., имея численное и физическое превосходство перед Ш., решили открыто похитить и похитили имущество последнего, а именно сотовый телефон и деньги, находившиеся при Ш. [13].

2.2. Несовершеннолетние, которые в процессе применения физического насилия, вызванного причинами не имущест-

венного характера, принимают решение о совершении хищения имущества жертвы в целях наиболее эффективного достижения преследуемой цели.

Между шестнадцатилетними Л. и К., с одной стороны, и Я. - с другой, произошла ссора, в ходе которой К. случайно повалила Я. на землю. После этого Л., действуя самостоятельно, решила открыто похитить у Я. имущество с применением насилия, не опасного для жизни и здоровья, тем самым усилить свой «авторитет» в глазах противницы. Для этого, подавив волю к сопротивлению путем удержания рук Я., открыто похитила ее золотые украшения. Продолжая свои преступные действия, отвела Я. в сторону и потребовала передачи сотового телефона. Получив отказ о выполнении предъявленного требования, желая завершить свое преступное намерение, нанесла несколько ударов ладонями по лицу Я., которая, опасаясь дальнейшего применения насилия, передала сотовый телефон [14].

В соответствии с каждым из предложенных типов личности несовершеннолетних, совершающих корыстно-насильственные преступления, а также сведений, составляющих иные элементы криминалистической характеристики преступлений рассматриваемой категории, полученных в процессе проведенного нами исследования, представляется возможным составить типовые информационные модели преступной деятельности.

Практическая значимость использования типовых информационных моделей заключается в том, что содержащиеся в них сведения могут в течение некоторого времени выполнять компенсаторную функцию по отношению к неизвестным элементам конкретного преступления. Применение типовых информационных моделей преступления в процессе расследования возможно и необходимо только до тех пор, пока не будут достоверно установлены все обстоятельства преступления. При использовании типовых информационных моделей преступной деятельности нельзя забывать о том, что каждое преступление обладает свойствами индивидуальности и неповторимости. Возможно только лишь

общее сходство. Сведения, составляющие типовую информационную модель преступной деятельности, обладают свойством повторяемости. Элементы таких моделей в процессе расследования сменяются объективными обстоятельствами конкретного преступления и в результате образуют механизм конкретного преступления. Информация, составляющая типичную информационную модель, лишь временно заменяет отсутствующие звенья. Применение типичных информационных моделей возможно либо в ситуации, когда лицо, совершившее преступление, неизвестно, либо когда недостаточно информации об иных элементах криминалистической характеристики преступления.

1. Колдин В.Я., Полевой Н.С. Информационные процессы и структуры в криминалистике. М.: Изд-во МГУ, 1985. 133 с.

2. Жбанков В.А. Человек как носитель криминалистически значимой информации. Вып. 18. М.: Инновация, 1993. 36 с.

3. Лузгин И.М. Моделирование при расследовании преступлений. М.: Юрид. лит., 1981. 152 с.

4. Блувштейн Ю.Д. Криминологическая классификация преступления и преступников: лекция // Организация профилактики правонарушений. Вып. 23 / под ред. Г.А. Аванесова. М.: Академия МВД СССР, 1976. 470 с.

5. Ферри Э. Уголовная социология: пер с ит. М.: ИНФРА, 2005. 658 с.

6. Личность преступника / под ред. В. Н. Кудрявцева, Г. М. Миньковского, А.Б. Сахарова. М.: Юрид. лит., 1975. 270 с.

7. Долгова А.И. Социально-психологические аспекты преступности несовершеннолетних. М.: Юрид. лит., 1981. 159 с.

8. Макаренко И.А. Личность несовершеннолетнего обвиняемого как объект криминалистического исследования. М.: Юрлитинформ, 2006. 350 с.

9. Абызов Р.М., Юрков Г.А. Насильственные преступления несовершеннолетних: характеристика, типология личности, предупреждение. Барнаул: БЮИ МВД России, 2001. 149 с.

10. Мирович С.М. Криминалистическая типология личности корыстно-насильственных преступников // Вестник Московского университета. Сер. 11, Право. 1991. № 4. С. 57-64.

11. Архив Советского районного суда г. Омска. Уголовное дело № 1-76/2008 г.

12. Архив районного суда г. Бердска Новосибирской области. Уголовное дело № 1-381/2007 г.

13. Архив районного суда г. Бердска Новосибирской области. Уголовное дело № 1-91/2005 г.

14. Архив Бердского городского суда Новосибирской области. Уголовное дело № 213/2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.