УДК 159.9.072.43
ТИПЫ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ПОЗИТИВНОЙ ГОТОВНОСТИ К ПРИНЯТИЮ ВЫНУЖДЕННЫХ МИГРАНТОВ ИЗ УКРАИНЫ
Гришина Анастасия Васильевна Лунин Сергей Леонидович
В статье описывается проводимое в данный момент исследование типов этнической идентичности и этнических стереотипов российской молодежи и их влияния на отношения с вынужденными мигрантами из Украины. Во вступительной части статьи приводится актуальность проводимого исследования и дается краткая характеристика изменений в миграционной ситуации в РФ в 2014 г. В основной части статьи раскрываются понятия этнической идентичности и этнических стереотипов, которые описываются в контексте межэтнических отношений. Приводится классификация типов этнической идентичности Г. У. Солдатовой и С. В. Рыжовой: гипоиден-тичность, позитивная этническая идентичность и гиперидентичность. Далее раскрываются понятия этнический образ и этнический стереотип, дается описание типа личности, наиболее склонной к усвоению и распространению этнических предрассудков и формированию этнических стереотипов.
Рассматриваются основные трудности, с которыми вынужденные переселенцы могут столкнуться в процессе социально-психологической адаптации на новом месте жительства. По мнению авторов, основа для успешной социальной и психологической интеграции у переселенцев из Украины есть, однако несмотря на это, уровень социального напряжения в отношении украинских мигрантов растет, межэтнические конфликты возникают все чаще. Для выявления основных причин этого противоречия было решено провести эмпирическое исследование отношения российских студентов к вынужденным мигрантам из Украины. Далее приводится описание организационного этапа исследования: сформулированы его цель, гипотезы и задачи, дано описание выборки и выбранного методического инструментария по сбору эмпирического материала, а также авторской анкеты. На основе полученных результатов планируется сделать выводы о зависимости готовности к позитивному принятию вынужденных мигрантов от типа этнической идентичности и уровня толерантности.
Ви$Б!АЫ Р$УСН010в!СА1 JOURNAL • 2015 У01_. 12 # 2
Ключевые слова: толерантность, этническая идентичность, гипоидентичность, гиперидентичность, социальное напряжение, этнические стереотипы, этнические образы, автостереотипы, гетеростереотипы.
Актуальность исследования
Проблема миграции не теряет своей актуальности в современной России уже на протяжении нескольких десятилетий. Потоки вынужденных и трудовых мигрантов после распада СССР сменились вынужденными переселенцами с Северного Кавказа во время боевых действий в конце 90-х - начале 2000-х гг. За ними последовали потоки трудовых мигрантов из Средней Азии, численность которых значительно возросла в начале 2000-х и несколько снизилась в период экономического кризиса 2008 г. Политический конфликт в Украине в 2014 г. привел к очередному всплеску вынужденной миграции на территорию Российской Федерации.
По данным ФМС РФ увеличение численности населения за январь-октябрь 2014 г. сложилось за счет естественного и миграционного приростов. При этом миграционный прирост составил 86 % от общего прироста населения: на территорию России въехали три миллиона мигрантов, что на 20 % больше, чем в 2013 г. (таблица 1, таблица 2).
Таблица 1.
Общая характеристика миграционной ситуации в Российской Федерации
Январь-октябрь 2014 г. Справочно январь-октябрь 2013 г.
на 10 тыс. на 10 тыс.
человек человек населения человек человек населения
Миграция - всего
прибывшие 3833849 315,1 3727760 307,0
выбывшие 3606589 296,4 3476092 286,3
миграционный прирост (+), снижение (-) +227260 + 18,7 +251668 +20,7
в том числе:
международная миграция
с государствами-участниками СНГ
прибывшие 422080 34,7 358408 29,5
выбывшие 215806 17,7 126606 10,4
миграционный прирост (+), снижение (-) +206274 + 17,0 +231802 + 19,1
Таблица 2.
Показатели международной миграции (по данным ФМС РФ)
Январь-октябрь 2014 г. Справочно январь-октябрь 2013 г.
число прибывших число выбывших миграционный прирост (+), снижение (-) число прибывших число выбывших миграционный прирост (+), снижение (-)
Международная миграция 470333 257162 +213171 406994 157069 +249925
в том числе: с государствами-участниками СНГ 422080 215806 +206274 358408 126606 +231802
в том числе: Украина 89850 27293 +62557 54339 21169 +33170
Поговорим о социально-психологических последствиях вынужденной миграции из Украины как для самих переселенцев, так и для принимающего населения.
В самом общем виде выделяют четыре типа отношений между двумя этническими группами: геноцид, ассимиляция, сегрегация и интеграция. С точки зрения психологической науки, геноцид - это крайнее проявление интолерантности к иной «картине мира» и образу жизни, доходящее иногда до стремления уничтожить представителей иной этнической культуры. Ассимиляция является более мягким проявлением интолерантности, предполагающим «принуждение» малой этнической группы (мигрантов) жить в соответствии с социальными нормами, культурными обычаями и традициями доминирующей группы. Добровольная ассимиляция, цель которой - выжить среди «других» - это стремление психологически защититься от возможной агрессии путем вхождения в более массовое и сильное «Мы», тем самым усиливая его позитивный образ [9, с. 26]. Сегрегация рассматривается как независимое сосуществование разных этнических культур, представители каждой из которых сохраняют свою этническую культуру, допуская при этом существование других культур, но «на расстоянии». Наиболее психологически продуктивным и эффективным способом взаимодействия двух культур является интеграция: обе группы сохраняют свои культурные индивидуальности и объединяются в одну социальную общность на равных основаниях.
Существуют два важных параметра принимающего общества, облегчающих или затрудняющих адаптацию мигрантов [11, с. 197]. Это - культурная дистанция и отчетливость различительных признаков (раса, культура, язык, религия) между принимающим обществом и культурами мигрировавших этнических групп, степень внутренней гомогенности принимающего общества.
ВиББ!АЫ PSYCH0L0GICAL J0URNAL • 2015 V0L. 12 # 2
Считается, что в культурно и этнически однородных обществах (например, странах, таких как Япония), которые состоят из людей, имеющих преимущественно одинаковую этническую идентичность, больше препятствий для мигрантов на пути адаптации. В поликультурных странах, таких как, например, США, в которых этническая мозаичность общества - его важная характеристика, и где у людей развивается высокая чувствительность к их собственной и чужой культурной принадлежности, адаптация мигрантов проходит менее болезненно.
Таким образом, основа для успешной социальной и психологической интеграции у переселенцев из Украины есть: украинским мигрантам не требуется серьезная адаптация и интеграционная подготовка, поскольку у наших стран общая система культурно-исторических ценностей, симметричных подходов к образованию и профессиональной квалификации; украинцы владеют русским языком.
Однако несмотря на это, уровень социального напряжения в отношении украинских мигрантов растет, межэтнические конфликты возникают все чаще и по целому ряду причин. Во-первых, в данный момент миграция носит вынужденный характер, однако совсем скоро она может трансформироваться в миграцию трудовую, а приток трудоспособного населения разного уровня квалификации, несомненно, приведет к росту конкуренции на рынке труда, что, в свою очередь, вызовет социальное напряжение между мигрантами и принимающим населением. Первые проявления этого напряжения мы видим уже сейчас в связи с введением социальных льгот для мигрантов из Украины при приеме на работу и поступлении в вузы.
Во-вторых, на наш взгляд, существенную роль в этом играют СМИ в Украине и РФ и применяемые ими приемы «информационной пропаганды», направленные на создание образов «Мы» и «Они» (т. е. формирование образа Врага и консолидацию общества внутри страны) и трансформацию таким образом этнической идентичности представителей обоих народов.
Этническая идентичность и этнические стереотипы
Рассмотрим понятие этнической идентичности более подробно. Этническая идентичность - это не только принятие определенных групповых представлений, готовность к сходному образу мыслей и разделяемые этнические чувства. Это также построение системы отношений и действий в различных этноконтактных ситуациях. Таким образом субъект определяет свое место в многонациональном обществе и усваивает способы поведения внутри и вне своей группы [9, с. 35].
Г. У. Солдатова и С. В. Рыжова выделяют следующие типы этнической идентичности:
1. Гипоидентичность проявляется в негативном или индифферентном отношении к собственной этнической группе:
Этнонигилизм - одна из форм гипоидентичности, представляющая собой отход от собственной этнической группы и поиски устойчивых социально-психологических ниш не по этническому критерию.
Этническая индифферентность - размывание этнической идентичности, выраженное в неопределенности этнической принадлежности, неактуальности этничности.
2. Норма (позитивная этническая идентичность) - сочетание позитивного отношения к собственному народу с позитивным отношением к другим народам. В полиэтническом обществе позитивная этническая идентичность имеет характер нормы и свойственна подавляющему большинству. Она задает такой оптимальный баланс толерантности по отношению к собственной и другим этническим группам, который позволяет рассматривать ее, с одной стороны, как условие самостоятельности и стабильного существования этнической группы, с другой - как условие мирного межкультурного взаимодействия в полиэтническом мире.
3. Гиперидентичность проявляется в межэтническом взаимодействии в различных формах этнической нетерпимости: от раздражения, возникающего как реакция на присутствие членов других групп, до отстаивания политики ограничения их прав и возможностей, агрессивных и насильственных действий против другой группы и даже геноцида:
Этноэгоизм - данный тип идентичности может выражаться в безобидной форме на вербальном уровне как результат восприятия через призму конструкта «мой народ», но может предполагать, например, напряженность и раздражение в общении с представителями других этнических групп или признание за своим народом права решать проблемы за «чужой» счет.
Этноизоляционизм - убежденность в превосходстве своего народа, признание необходимости «очищения» национальной культуры, негативное отношение к межэтническим брачным союзам, ксенофобия.
Этнофанатизм - готовность идти на любые действия во имя так или иначе понятых этнических интересов, вплоть до этнических «чисток», отказа другим народам в праве пользования ресурсами и социальными привилегиями; признание приоритета этнических прав народа над правами человека; оправдание любых жертв в борьбе за благополучие своего народа [8, с. 511].
Этническая идентичность является величиной переменной: под влиянием внешних и внутренних факторов она может актуализироваться и претерпевать определенные трансформации. Если позитивная этническая идентичность представляет собой баланс толерантного отношения к своей и другим этническим группам, являющийся важным условием самостоятельного стабильного
Ви$Б!АЫ Р$УСН010в!СА1 JOURNAL • 2015 У01_. 12 # 2
существования этнической общности в полиэтническом окружении, то изменения этнической идентичности (относительно позитивной этнической идентичности) могут происходить в направлении как ее ослабления, так и усиления. Индивиды стремятся повышать свою позитивную идентичность и защищать ее. В напряженной социально-политической ситуации этническая идентичность выступает психологической основой этнополитической мобилизации как готовности людей, объединенных по этническому признаку, к групповым действиям по реализации национальных интересов.
Главное содержание этнической идентичности составляют этнические образы своей и других этнических групп. Структура этих образов отражает этнические установочные образования (стереотипы, предубеждения, предрассудки), ценности и ценностные ориентации, психологические универсалии.
Этнические образы формируются в результате трех независимых процессов:
- отождествление личности с этнической группой и ее самоопределение через этническую группу;
- дифференциация собственной и других этнических групп и осознание межэтнических различий;
- осознание отношения к собственной и другим этническим группам.
В этнонапряженных ситуациях этническое самоопределение и осознание межэтнических различий происходят именно через дифференциацию отношения к наиболее значимым этническим группам. В условиях изучаемой нами ситуации межэтнической напряженности между русским и украинским народами особенно ярко, по нашему мнению, проявляется развитие гиперидентичности с обеих сторон в сочетании с негативным отношением к другому народу, а также распространение этнических стереотипов.
Этнические стереотипы являются чрезвычайно важной категорией в анализе межнациональных отношений. Первые психологические работы в области изучения этнических стереотипов были опубликованы в середине 30-х гг. XX в. О. Клайнбергом и Дж. Доллардом в рамках их «гипотезы фрустрации и агрессии». Однако наибольшее влияние на понимание этнических стереотипов оказали работы Т. Адорно «Авторитарная личность» и «О природе предрассудка», где было показано, что индивиды одной и той же этнической группы имеют значительные различия по степени подверженности этнической стереотипизации. Т. Адорно описал тип личности, наиболее склонной к усвоению и распространению этнических предрассудков, и назвал его «авторитарная личность». Для авторитарной личности, согласно мнению Т. Адорно, характерны: ригидность мышления, конформизм в принятии
ценностей, нетерпимость к любым проявлениям слабости и эмпатии, склонность к репрессиям, выраженная подозрительность, преклонение перед авторитетом [2, с. 55].
Т. Петтигрю полагал, что в основе формирования социальных стереотипов в целом и этнических стереотипов в частности, лежит конформизм как безусловное подчинение сложившимся общественным нормам.
В отечественной психологии проблема этнических стереотипов разрабатывалась И. С. Коном, Б. А. Душковым, В. П. Левковичем, Н. Г. Панковой, А. Г. Асмоловым, Е. И. Шлягиной, В. Ф. Петренко, Г. У. Солдатовой. В рамках психосемантического подхода В. Ф. Петренко проводились исследования этнических авто- и гетеростереотипов российских студентов, восприятия и отношения различных социальных групп российских граждан к зарубежным странам и различным национальностям, показавшие, что при восприятии молодежной аудиторией типичных представителей различных национальностей (включая свою) преобладает психологический механизм групповой дифференциации в форме не противопоставления, а сопоставления групп, что ведет к созданию взаимодополняющих образов. При этом ни одно из качеств не только не повторяется, но все они принадлежат к разным биполярным оппозициям.
Эмпирическое исследование: цели, задачи, методы, гипотезы
Для изучения отношения российской молодежи к вынужденным мигрантам из Украины и к вводимым социальным льготам для переселенцев нами проводится эмпирическое исследование.
Цель: исследование взаимосвязи типа этнической идентичности и уровня этнической и социальной толерантности к вынужденным мигрантам из Украины в молодежной среде.
К основным задачам исследования относятся:
- определение уровня толерантности и типов этнической идентичности российской молодежи;
- выявление этнических авто- и гетеростереотипов в молодежной среде;
- изучение уровня социальной дистанции между принимающим населением и беженцами из Украины, а также представителями других этнических групп.
Основные гипотезы исследования:
1. В условиях политической и социальной стабильности этническая идентичность российской молодежи находится на уровне гипоидентичности (этнонигилизма или индифферентности). Однако при росте социального напряжения внутри страны или ужесточении внешнеполитической ситуации, этническая идентичность молодежи переходит к полюсу этнической
ВиББ!АЫ PSYCH0L0GICAL J0URNAL • 2015 V0L. 12 # 2
гиперидентичности наряду со снижением уровня этнической, социальной и личностной толерантности.
2. Этническая гиперидентичность проявляется в возникновении позитивных этнических автостереотипов и негативных этнических гетеростереотипов в молодежной среде.
3. Этническая идентичность и этнические стереотипы российской молодежи могут формироваться и трансформироваться под влиянием СМИ.
4. В ситуации усложнения внешнеполитической обстановки уровень социальной дистанции с представителями других этнических групп (особенно с представителями конфликтных сторон) увеличивается.
5. Высокий уровень эмпатии к вынужденным переселенцам может сочетаться с непринятием вводимых для них социальных льгот и отсутствием готовности к оказанию им реальной помощи.
Для реализации указанных задач и подтверждения выдвинутых гипотез нами были выбраны следующие методики:
1. Экспресс-опросник «Индекс толерантности» (Г. У. Солдатова, О. А. Кравцова, О. Е. Хухлаев, Л. А. Шайгерова) помогает определить уровень этнической, социальной и личностной толерантности респондента.
2. Опросник «Типы этнической идентичности» (Г. У. Солдатова, С. В. Рыжова) позволяет диагностировать этническое самосознание и его трансформации в условиях межэтнической напряженности.
3. «Шкала социальной дистанции» (Э. Богардус) - это шкала для измерения степени близости или отчужденности между двумя группами людей, включающая список различных этнических групп (мы составили список из 25 этносов, наиболее часто упоминаемых в СМИ, а также наиболее многочисленных на территории Ростовской области).
4. «Анкета биполярных профилей» позволяет выявить этнические авто-и гетеростереотипы респондентов путем приписывания качеств представителям этнических групп. Мы предложили студентам описать образы типичного русского и типичного украинца, а также включили в исследование образ типичного американца как представителя наиболее часто употребляемой в СМИ страны - стороны политического конфликта.
5. Авторская анкета «Отношение к вынужденным переселенцам из Украины» позволяет выявить отношение респондентов к ситуации в Украине в целом (преимущественно эмоциональный компонент), а также к социальным льготам, вводимым для вынужденных переселенцев.
Эмпирической базой исследования выступают крупнейшие вузы Ростовской области:
- Южный федеральный университет (ЮФУ);
- Донской государственный технический университет (ДГТУ);
- Ростовский государственный университет путей сообщения (РГУПС);
- Ростовский государственный строительный университет (РГСУ). Субъектом исследования выбраны студенты указанных вузов Ростовской
области.
Исследование планируется провести в течение 1 года и в четыре этапа: научно-теоретический, организационный, психодиагностический и констатирующий.
На первом этапе (июль-август 2014 г.) - научно-теоретическом - были изучены представления об этнической идентичности и этнических стереотипах и их трансформациях у молодого поколения под влиянием различных социально-политических факторов.
Второй этап (сентябрь 2014 г.) - организационный. На этом этапе осуществлялось планирование научного эмпирического исследования, были сформулированы его цель, гипотезы и задачи, сформирована выборка, разработан методический инструментарий по сбору эмпирического материала, разработаны и апробированы анкеты.
Третий этап (октябрь-декабрь 2014 г.) - психодиагностический - предполагал психологическое изучение студентов выбранных вузов по выбранному нами методическому инструментарию.
Четвертый этап (январь-июнь 2015 г.) - констатирующий - предполагает обобщение полученных результатов, выявление уровня толерантности и типа этнической идентичности российской молодежи, а также этнических стереотипов, сформированных у студентов. На этом этапе работы будут сделаны выводы, сформулированы предложения по снижению межэтнической напряженности и формированию позитивной этнической идентичности в молодежной среде.
Полученные результаты планируется сравнить с результатами подобных исследований других социальных групп, что позволит сделать обобщенные выводы о зависимости готовности к принятию вынужденных мигрантов от типа этнической идентичности и уровня толерантности.
Литература
1. Абакумова И. В., Гришина А. В. Отношение студентов к мигрантам как фактор и показатель этноконфессиональных установок современной молодежи // Российский психологический журнал. - 2013. - Т. 10. -№ 3. - С. 22-28.
2. Богомолова Н. Н. Социальная психология массовой коммуникации: Учебное пособие для студентов вузов. - М.: Аспект Пресс, 2008.
3. Винтерхофф-Шпурк П. Медиапсихология. Основные принципы / Пер. с нем. - Х.: Гуманитарный центр, 2007.
RUSSIAN PSYCHOLOGICAL JOURNAL • 2015 VOL. 12 # 2
4. Гришина А. В. Психологические особенности восприятия образа трудового мигранта в СМИ в молодежной среде // Российский психологический журнал. - 2010. - Т. 7. - № 5-6. - С. 62-66.
5. Донцов А. И., Перелыгина Е. Б., Караваева Л. П. Межкультурные взаимодействия и социальная дистанция // Национальный психологический журнал. - 2014. - № 2 (14). - С. 5-12.
6. Евгеньева Т. В. Установки и стереотипы массового сознания // URL: http://www.elitarium.ru/2007/03/27/ustanovki_i_stereotipy_massovogo_ soznanija.html
7. Звездина Г. П. Проблема формирования мировоззренческой безопасности как средства профилактики экстремизма в молодежной среде // Российский психологический журнал. - 2010. - Т. 7. - № 6. - С. 76-80.
8. СолдатоваГ. У. Диагностика типов этнической идентичности // Психология общения. Энциклопедический словарь / Под общ. ред. А. А. Бо-далева. - М., Когито-центр, 2011. - С. 511.
9. Солдатова Г. У. Психология межэтнической напряженности. - М.: Смысл, 1998.
10. Стефаненко Т. Г. Этнопсихология: практикум. - М.: Аспект Пресс, 2006.
11. ФернхемА., Бочнер С. Культурный шок // Солдатова Г. У., Шайгерова Л. А., Калиненко В. К., Кравцова О. А. Психологическая помощь мигрантам: травма, смена культур, кризис идентичности. - М., 2002. - С. 193-200.
12. Aleksieva M. The sociocultural role of media and school in transferring information and forming values // Education Sciences and Psychology. -
2012. - no. 1. - pp. 38-45.
13. Domke D. Racial cues and political ideology. An examination of associative priming // Communication Research. - 2011. - V. 28. - no. 6. - pp. 772-801.
14. Dunas D. V. The effect of the "last drop": On the question of the media's ability to have a harmful impact on the audience // Psychology in Russia: State of the Art. - 2013. - V. 6 (1). - pp. 144-152.
15. Gladkova A. A. The role of television in cultivating the values of pluralism and cultural diversity in children // Psychology in Russia: State of the Art. -
2013. - V. 6 (1). - pp. 138-143.