ТИПОВОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПРЕДИКАТИВНЫХ ЕДИНИЦ В ТЕКСТАХ-ОПИСАНИЯХ ФОТОПОРТРЕТА
Ю.В. Роговнева
Ключевые слова: Типовое значение, модель предложения, репродуктивный регистр, наблюдение, описание. Keywords: Typical meaning, sentence model, reproductive register, observation, description.
Любой текст - многослойная структура, внутри которой взаимодействуют единицы разных уровней. Г.А. Золотовой была разработана четырехступенчатая модель анализа текста, включающая следующие ступени: А. Типовое значение предикативных единиц; В. Их регистровая принадлежность; С. Тактика текста; D. Стратегия текста [Золотова и др., 1998, с. 445-447]. Эта схема была разработана на основе анализа художественных текстов, которые и исследовались по ней до сих пор. Встает вопрос о том, насколько эта модель применима к текстам, не моделирующим, а «непосредственно» воспроизводящим действительность: например, к текстам репродук-тивно-описательного регистра, порождаемым при наблюдении реальных объектов. Такие тексты еще не изучены в рамках функционально-коммуникативной теории.
В нашей статье представлен анализ моделей предложений, типичных для текстов-описаний фотопортрета. Анализируемые тексты были получены в результате эксперимента, проведенного со студентами II и III курсов механико-математического и филологического факультетов МГУ (всего 50 работ). Задание формулировалось следующим образом: «Опишите то, что вы действительно видите на фотографии, не выходя из области актуального наблюдения в область знания». В качестве объекта описания предлагалась одна из двух фотографий: черно-белое изображение Марлен Дитрих и цветное изображение Мадонны. Выбор фотографий обусловлен предположением, что на их основе будет представлена статичная характеристика человека, а не последовательность его действий, как это часто бывает при описании живого человека или сюжетной фотографии. Интерес к сопоставлению описаний именно этих фото-
графий вызван несколькими причинами: во -первых, противопоставлением цветного и черно-белого изображения, что должно было показать, как цвет влияет на описание (в нашей работе цветовая характеристика не рассматривается, поскольку она не влияет на модели предложения); во-вторых, противопоставлением незнакомого и знакомого аудитории лица; в-третьих, сопоставлением похожих фотографий (в нашем случае - женщины в похожей одежде). Ниже приведены примеры полученных текстов.
Описание фотографии Марлен Дитрих: На фото изображена девушка, сидящая на чем-то. Одна ее нога закинута на другую, правая рука упирается в бок, локоть левой - на колене. В левой же руке она держит тлеющую сигарету. На безыменном пальце у нее кольцо. На ней черный жакет, под ним виднеется сорочка, и черные брюки. На шее у нее белая бабочка. Из -под цилиндра выбиваются пряди светлых волос. На ней черные туфли-оксфорды. У нее правильные черты лица и пухлые щечки.
Текст-описание фотографии Мадонны: На картинке женщина среднего телосложения. На ней фрак, белая рубашка, белый жилет, бабочка и черный цилиндр. На воротнике у нее белый цветок. У нее короткие светлые вьющиеся волосы, белая кожа, красные губы и выразительные глаза. Руку она держит на поясе. У нее тонкие брови, рот немного приоткрыт.
Под типовым значением предложения понимается «смысловой результат предикативного сопряжения компонентов модели предложения» [Золотова, 2009, с. 25], то есть субъектных и предикатных синтаксем. Модель предложения - это сопряжение субъекта и предиката, которое и дает обобщенное смысловое значение.
Семантико-синтаксическая специфика текстов создается за счет использования предложений определенных типовых значений. Так, в текстах-описаниях статичных объектов, как правило, отсутствуют акциональные глаголы. Предложения могут быть безглагольные или с глаголом, часто - неполнознаменательным, который сам по себе не может образовать предикат и выражает «отношение признака к предмету (быть, бывать, иметь, обладать) либо восприятие наблюдателя (показалось, чувствовалось, обнаружилось и т.п.)» [Золотова, 1982, с. 308]. Анализ полученных нами текстов-описаний подтверждает эти теоретические положения, сформулированные на материале художественных текстов, однако позволяет сделать и некоторые уточнения, касающиеся текстов, созданных на основе реального наблюдения. Студентами при описании «того, что они видят на фотографии» используются модели предложения, ко-
торые выражают качественное типовое значение - наличие у описываемого субъекта определенных качеств. В интересах анализа мы отделяем предложения, которые действительно являются описанием того, что студенты видят на фотографиях, от предложений, не вполне соответствующим формулировке задания (например, предложения информативного регистра). Таким образом, в этой статье речь пойдет о моделях предложений, функционирующих в репродуктивном регистре (который и предполагает восприятие действительности органами чувств). При этом могут использоваться номинативные конструкции с именем-предикатом и характеризующим его прилагательным (У нее светлые волосы) и конструкции адъективные с прилагательным в функции основного предиката (Волосы светлые). Эти адъективные конструкции являются наиболее краткими и компактными, однако анализ работ показал, что они используются реже, чем номинативные (из 50 работ они были обнаружены всего в 4). Качества, которые описываются студентами, можно разделить на две группы, различающиеся своим наполнением: качества неотчуждаемые, обязательно присущие человеку (лицо, кожа, руки, волосы) и качества отчуждаемые (одежда, обувь, прическа).
Предложения, в которых обозначены неотчуждаемые качества, можно разделить на 2 группы по способу оформления моделей:
1) Нос прямой; Волосы светлые.
2) У нее прямой нос; У девушки светлые волосы.
Предложения, в которых обозначены отчуждаемые качества, -
на 9 групп:
1) Рубашка белая; Мужские туфли; Черная шляпа.
2) У нее на голове шляпа; У нее на ногах мужские туфли.
3) На ней белая рубашка; На ней мужские туфли.
4) На ногах мужские туфли; На голове - цилиндр.
5) Она в мужском костюме; Женщина в черном костюме.
6) Она одета в белую рубашку; Обута в мужские туфли.
7) На ней надета белая рубашка; На ней надет пиджак.
8) Волосы завиты в локоны; Волосы уложены волнами.
9) Волосы торчат из-под цилиндра; Из нагрудного кармана виднеется белый платочек.
Таким образом, при обозначении отчуждаемых качеств в описании человека используется большее количество моделей, чем при обозначении качеств неотчуждаемых. С одной стороны, можно выделить тождественные модели, используемые в обоих случаях (атрибутивные модели с субъектом - существительным в именит. падеже и предикатом - прилагательным: Рубашка белая; Лицо оваль-
ное. Однако более интересными представляются модели типа У нее белая рубашка, которые по своему составу также тождественны моделям, используемым при обозначении постоянных качеств. В состав этих моделей входят синтаксемы субъекта - у + родит. падеж лица и предикатные синтаксемы - имена в именит. падеже. При обозначении неотчуждаемых качеств предикат-существительное может образовать предикат только в сопряжении с характеризу ю-щим его прилагательным (ср. У нее прямой нос и У нее нос). А при обозначении отчуждаемых качеств именная синтаксема может самостоятельно образовывать предикат (У нее рубашка), а прилагательное занимает атрибутивную позицию при существительном. Эта модель достаточно редко используется для обозначения характеристики одежды, она имеет с типовое значение качества (или точнее качества-наличия, в ней представлен квалитативный субъект, «характеризуемый наличием признака» [Золотова, 1988, с. 110]) в актуальном или узуальном времени, однако при введении в модель локативной синтаксемы от имени части тела все предложение «прикрепляется» к актуальному времени и может быть использовано при характеристике отчуждаемых качеств: У нее на голове цилиндр; У нее на ногах мужские туфли. В данном случае представлено расчленение целого субъекта на части и введение в модель наименования части целого. Эта часть целого выполняет важную функцию, определяя регистровую принадлежность всего предложения. В некоторых случаях встречаются модели с обозначением только части целого без самого целого: На одной ноге мужская туфля; На голове странная шляпа. Это были случаи с одинаково оформленными моделями при обозначении неотчуждаемых и отчуждаемых качеств (атрибутивные модели и модели с у-локализатором). Далее мы рассмотрим другие номинативные модели, использующиеся только при обозначении отчуждаемых качеств.
1) Модели с субъектной синтаксемой на + предл. падеж лица и предикатной синтаксемой - именем в именит. падеже (модели, сообщающие о «пространственном соположении предметов» [Золотова, 1988, с. 324]): На ней белая рубашка; На ногах мужские туфли. В данном случае прилагательное - необязательный компонент предложения (ср. На ней белая рубашка и На ней рубашка), субъектная же синтаксема может обозначать как само целое, так и его часть.
2) Модели с субъектной синтаксемой - существительным или местоимением в именит. падеже и предикативной синтаксемой в + предл. падеж существительного: Она в белой рубашке; Женщина в
мужском костюме. Как и в предыдущем случае, прилагательное здесь необязательно (ср. Она в рубашке; Женщина в костюме). Количество этих моделей в полученных текстах незначительно: из 50 работ они были обнаружены в 4, где появлялись только в начале текста: Женщина в элегантном черном костюме (брюки и пиджак) и белой рубашке.
При обозначении отчуждаемых качеств человека используются и глагольные модели. Можно выделить следующие группы моделей с глагольными формами:
1) Модели с субъектной синтаксемой лица в именит. падеже и предикатной синтаксемой - именной формой глагола, сопряженной с предметным существительным в винит. падеже с предлогом в: Она одета в белую рубашку; Женщина обута в мужские туфли. Эти глагольные модели используются достаточно редко и непоследовательно в полученных текстах (6 из 50 работ), уступая место синонимичным номинативным моделям.
2) То же самое можно сказать о моделях, оформленных следующим образом: субъектная синтаксема лица в предл. падеже с предлогом на и предикатная синтаксема - именная форма глагола с существительным в винит. падеже без предлога. Глагол также может образовать предикат только в сопряжении с существительным: На ней надета белая рубашка; На ней надет черный костюм. В приведенных примерах субъектная синтаксема обозначает целое лицо, однако она может обозначать и его часть: На палец надето массивное кольцо; На руку надет большой браслет.
Похожим образом оформлены модели, в которых описывается прическа изображенной на фотографии женщины: Волосы уложены в локоны; Волосы уложены волнами. Однако если при характеристике одежды или аксессуаров предикат-причастие можно опустить (ср. Она одета в рубашку - Она в рубашке; На ней надета рубашка - На ней рубашка; На палец надето кольцо - На пальце кольцо), то при характеристике прически опущение предиката-причастия невозможно (ср. Волосы в локонах), поскольку причастие описывает способ создания прически (ср. использование других причастий для характеристики прически: Волосы заплетены в косу; Волосы собраны в хвост; Волосы распущены).
3) Среди глагольных моделей в полученных текстах встречаются модели с личной формой глагола. В состав этих моделей входит субъектная синтаксема-существительное в именит. падеже и предикатная синтаксема-глагол: Волосы торчат из-под цилиндра; Из нагрудного кармана виднеется белый платочек. И глаголы в этих
моделях часто являются авторизаторами, которые вводят в предложение «второй структурно-семантический план, указывающий на субъект, «автора» восприятия, констатации или оценки явлений действительности, а иногда и на характер восприятия» [Золотова, 2009, с. 263].
Таким образом, при обозначении отчуждаемых качеств может использоваться большее количество моделей с типовым значением необязательного качества лица. Следует отметить, что в полученных текстах преобладает описание именно отчуждаемых качеств. Зачастую студенты ограничиваются только описанием одежды и позы (см. ниже). В текстах-описаниях можно выделить еще одно типовое значение - локализация в пространстве. Оно используется при описании позы и достигается сопряжением субъектной синтаксемы (имя или местоимение в именит. падеже.) и неакционального статуального глагола: Она сидит на чем-то светлом; Она стоит возле стены с надписями; Правая нога лежит в горизонтальной плоскости. Интересно, что в функции субъекта в именит. падеже может выступать как обозначение целого лица (Она сидит), так и обозначение части этого целого (Правая нога лежит).
Таким образом, можно говорить о выделении в текстах-описаниях фотопортрета качественной рематической доминанты при обозначении качеств человека (характеристика лица, кожи, рук, волос, одежды, обуви, прически). Кроме того, предложения с типовым значением положения лица в пространстве объединяются в текстовые фрагменты со статуальной рематической доминантой [Золотова, 1982, с. 306, 315]. Можно выделить наиболее типичные конструкции для обозначения неотчуждаемых и отчуждаемых качеств при описании лица. Так, для характеристики неотчуждаемых качеств типичной оказывается номинативная модель у + родит. падеж субъекта и предикат - существительное в именит. падеже с характеризующим его признаком (У нее светлые волосы), а для характеристики отчуждаемых качеств - номинативная модель на + предл. падеж субъекта и предикат - существительное в именит. падеже (На ней пиджак).
Литература
Золотова Г.А. Коммуникативные аспекты русского синтаксиса. М., 1982.
Золотова Г.А. Синтаксический словарь: Репертуар элементарных единиц русского синтаксиса. М., 1988.
Золотова Г.А. Очерк функционального синтаксиса русского языка. М., 2009.
Золотова Г.А., Онипенко Н.К., Сидорова М.Ю. Коммуникативная грамматика русского языка. М., 1998.