Научная статья на тему 'Типология жизненных стратегий в поздней зрелости'

Типология жизненных стратегий в поздней зрелости Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1050
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Купченко Виктория Евгеньевна

In given article the theoretical review of psychological approaches to a problem of vital strategy is presented. The author theoretically allocates components of vital strategy and the typology of vital strategy in a late maturity is empirically constructed.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Типология жизненных стратегий в поздней зрелости»

ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ личности

Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2009. № 2. С. 54-61.

© В.Е. Купченко, 2009 УДК 159.922, 159.923

ТИПОЛОГИЯ ЖИЗНЕННЫХ СТРАТЕГИЙ В ПОЗДНЕЙ ЗРЕЛОСТИ*

В.Е. КУПЧЕНКО

Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского

In given article the theoretical review of psychological approaches to a problem of vital strategy is presented. The author theoretically allocates components of vital strategy and the typology of vital strategy in a late maturity is empirically constructed.

Для каждой личности характерен свой, уникальный способ жизни, ее организации, оценивания и осмысления. В процессе жизни личность выступает субъектом общения, деятельности, имея возможность самостоятельно определять события собственной жизни. Позиция субъекта позволяет человеку соотнести свои возможности с поставленными целями, интегрировать свои способности в разных сферах. К.А Абульханова-Славская такую способность личности к соединению своей индивидуальности с условиями жизни определяет как жизненную стратегию [1]. В настоящее время данная проблема активно изучается отечественными и зарубежными психологами (Е.П. Варламова [8], О.С. Васильева [9], Е.А. Демченко

[9], С.Ю. Степанов [8], Р. Пехунен [19] и др.). Несмотря на устойчивый интерес ученых к данной проблематике до сих пор отсутствует сформированное представление о структуре и типологии жизненных стратегий, механизмах и процессах их формирования.

В отечественной психологии проблему стратегии жизни наиболее широко рассматривает К.А. Абульханова-Славская [1]. Автор выделила три основных признака жизненной стратегии: выбор способа жизни, разрешение противоречия «хочу-имею», создание условий для самореализации, творческий поиск. По мнению К.А. Абульхановой-Славской, личность можно назвать зрелой, если она способна устанавли-

вать свой «порог» удовлетворенности материальными потребностями и начинает рассматривать их как одно из условий жизни, направляя свои жизненные силы на другие цели [1]. Многие психологи убеждены, что в каждом человеке есть силы, которые направляют его к реализации всех своих возможностей, к гармонии с миром, постижению смысла жизни. В большинстве философских, психологических и социологических концепций эти стремления рассматриваются в контексте творческой деятельности личности, раскрытия ее творческого потенциала. Такого подхода придерживались

Н.А. Бердяев [5], С. Л. Рубинштейн [21],

Э. Фромм [23], А. Адлер [2], А. Маслоу [18] и др.

А. Адлер отмечал, что человек активно выискивает одни переживания и избегает других, избирательно преобразует и интерпретирует опыт, создавая индивидуальную схему апперцепции и формируя различные паттерны по отношению к миру. Процессы формирования жизненной цели, стиля жизни, представлений о себе и о мире по существу являются творческими актами [2].

Согласно мнению Э. Фромма, основанием выделения типов жизненной стратегии является соотнесение экзистенциальных потребностей личности и требований социума. Автор выделяет пять социальных типов характера, существующих в современном обществе и разделяемых на продуктивные и непродуктивные [23].

* Работа выполнена при поддержке гранта Президента РФ МК-2431.2008.6. 54

Идея социального характера представлена и в работах К. Хорни, указавшей на то, что человек уже с детства вырабатывает три основных типа социального характера, направленных на оптимизацию межличностных отношений и достижения чувства безопасности: это стратегии ориентации на людей, от людей и против людей [24].

А. Маслоу выделяет два типа жизненной стратегии: дефицитарная жизнь (Д-жизнь) и бытийная жизнь (Б-жизнь) - на основании стремления человека и результативности его жизни. Д-жизнь отличается ориентацией на реализацию дефицитарных потребностей (в безопасности) или требования окружения, нежеланием прогнозировать будущее, рутиной и однообразием. Б-жизнь управляется стремлением личности к самоактуализации, реализации ее потенциала, что определяет постановку жизненных целей, продуктивность, индивидуальность [18].

В отечественной психологии Л.И. Дементий, разрабатывая проблему ответственности, отмечает, что наиболее продуктивным подходом к пониманию ответственности является рассмотрение в контексте жизненной позиции и жизненных ценностей личности [11]. По мнению данного автора, эффективность решения многих жизненных ситуаций определяется готовностью-неготовностью личности принимать на себя ответственность и способностью реализовать ответственное поведение. К этому же следует добавить, что «ответственный человек способен моделировать собственное поведение и собственную жизнь и готов нести ответственность не только за процесс жизни, но и за ее результат» [12, с. 2]. Это становится возможным при условии, что личность сохраняет контроль за целостным ходом жизни, прогнозируя и опережая ее возможные трудности.

Л.Ф. Бурлачук и Е.Ю. Коржова [7], рассматривая вопрос о стратегиях поведения в значимых ситуациях, останавливают внимание на такой характеристике, как уровень субъективного контроля, или локус контроля. В соответствии с этим показателем можно судить о том, в какой степени человек считает себя активным субъектом собственной деятельности, а в какой - пассивным объектом действия других людей и внешних обстоятельств.

О.С. Васильева и Е.А. Демченко важнейшими характеристиками жизненных стратегий считают принятие ответственности за свою жизнь, осмысленность жизни, наличие выстроенной системы ценностей и жизненных целей. Ответственность, являясь одной из основных характеристик жизненной стратегии, оказывает большое влияние на эффективность реализации человеком своих жизненных целей и, следовательно, на удовлетворенность жизнью и психическое здоровье. Авторы утверждают, что люди с высокими показателями осмысленности жизни и общего уровня субъективного контроля, как правило, сознательно или неосознанно занимают позицию активного творца своей жизни и опираются на такие ценности, как любовь, красота, творчество, добро, развитие [9].

Достаточно подробно раскрыт социологический аспект жизненной стратегии Т.Е. Резник, Ю.М. Резником. Авторами выделены три типа стратегии жизни: стратегия жизненного успеха, благополучия и самореализации. Основанием выделения жизненной стратегии называются «различные способы жизненной практики» - жизнеобеспечение, жизнестроительст-во и жизнетворчество. По мнению авторов, «модель реализации жизненных стратегий представляет собой типическую конструкцию жизнедеятельности и поведения, которой соответствуют те или иные средства и ресурсы» [20, с. 113].

Таким образом, в современной психологической науке активно проводятся исследования по изучению основных характеристик жизненной стратегии. Различными авторами предлагаются собственные позиции в понимании данного феномена. Наличие различных точек зрения указывает на сложность и специфичность рассматриваемого вопроса. Вместе с тем большинство авторов сходятся во мнении, выделяя среди основных составляющих жизненных стратегий такие, как ответственность, система ценностных ориентаций, активность личностной позиции.

При исследовании жизненной стратегии нами реализовывались субъектный (С.Л. Рубинштейн [21], К.А. Абульханова-Славская [1], А.В. Брушлинский [6]), системный (Б.Ф. Ломов [16]) и типологический (К.А. Абульханова-Славская [1]) подходы.

Жизненная стратегия, понимаемая нами как индивидуальный способ организации и регуляции личностью собственной жизни, обладает качественными, специфическими особенностями, проявляющимися в ее характеристиках. Теоретический обзор работ позволил нам выделить следующие характеристики жизненной стратегии:

• Индивидуальность / типичность (Ш. Бю-лер [26], Э. Фромм [23], А. Адлер [2], Б.Г. Ананьев [3], С.Л. Рубинштейн [21], К.А. Абульханова [1], Е.П. Варламова, С.Ю. Степанов [8]). Данная характеристика жизненной стратегии отражает, насколько личность в своей жизни реализует требования общества, других людей и собственные желания. Один человек полностью подчиняет собственную жизнь требованиям социума и желаниям других людей, утрачивая собственный личностный потенциал, другой, напротив, живет только собственными потребностями и интересами, не учитывая требования социума, третий же при совершении жизненных поступков умело сочетает и требования социума, и собственные интересы и потребности.

• Закономерность / случайность (Ш. Бюлер [26], С.Л. Рубинштейн [21]) отражает причинноследственные связи событий жизни. Одни личности слабо представляют взаимосвязь их жизненных событий, признавая высокую значимость роли случая в их собственной жизни. Другие же личности четко представляют взаимосвязь и взаимовлияние разных событий жизни.

• Целостность / дискретность (С.Л. Рубинштейн [21], Л.И. Анцыферова [4]) жизненной стратегии - насколько личность воспринимает собственную жизнь: как единое целое либо жизнь представляется как хаотичные события.

• Своевременность / несвоевременность

(С. Л. Рубинштейн [21], К.А. Абульханова-

Славская [1]) - соответствие / несоответствие жизненных событий и решений личности требованиям возрастного периода. Данная характеристика жизненной стратегии отмечает, что личность может совершать те или иные жизненные поступки на различных жизненных этапах, важно, насколько они соответствуют требованиям ее возрастного периода.

• Самостоятельность / зависимость (К.А. Абульханова-Славская [1], Ю.М. Резник

[20], Е.П. Варламова, С.Ю. Степанов [8], Л.Ф. Бурлачук, Е.Ю. Коржова [7]) отражает, плывет ли личность «по течению» либо способна сама задавать направление и содержание собственной жизни.

• Продуктивность / непродуктивность (Ш. Бюлер [26], Э. Фромм [23], Т. Кассер, Р. Райан [27], Б.Г. Ананьев [3], С.Л. Рубинштейн

[21], К.А. Абульханова-Славская [1], Е.П. Варламова и С.Ю. Степанов [8]) - результативность жизненной стратегии, выражаемая в достижении определенного социального статуса.

Теоретически мы определили такие компоненты жизненной стратегии как:

• Жизненная цель (Ш. Бюлер [26], А. Адлер [2], С.Л. Рубинштейн [21], Е.И. Головаха

[10]) - осознанный предвосхищаемый личностью результат жизни в целом / определенного жизненного периода. Жизненное целеполага-ние выполняет ориентирующую и направляющую функцию в жизни: задает ориентиры, к которым личность стремится. Также жизненные цели осуществляют организующую функцию, позволяя личности спланировать жизненные поступки. Жизнь, не подчиненная определенной цели, отличается хаотичностью. Для успешного достижения результата необходима четкая фиксация и удерживание цели деятельности, выполняющей функцию контроля и оценки [17]. Неустойчивость цели свидетельствует о неполной осознанности деятельности либо о недостаточной связи цели и потребности или о неспособности самостоятельно определять собственную деятельность.

• Смысл жизни (А. Адлер [2], В. Франкл

[22], Д.А. Леонтьев [15]) - жизненная концепция человека, осознанный и обобщенный принцип жизни. Наличие смысла жизни дает человеку чувство самостоятельности, возможности самому создавать свою жизнь, включенность в различные жизненные структуры. Отсутствие смысла приводит к отчуждению жизни: для человека его поступки и действия теряют субъективную значимость.

• Ценностные ориентации (О.С. Васильева, Е.А. Демченко [9], Д.А. Леонтьев [15]) -ценности, мотивирующие личность на определенные жизненные поступки.

• Наличие либо отсутствие убеждения о возможности и способности управления соб-

ственной жизнью (С.Л. Рубинштейн [21], К.А. Абульханова-Славская [1], Д.А. Леонтьев [15], Л.Ф. Бурлачук, Е.Ю. Коржова [7]) на личностном уровне определяет локализацию сил, способных оказывать влияние на жизнь человека: является ли жизнь с точки зрения того или иного человека неуправляема либо управляема, а также кто ею управляет: сама личность, другие люди или случай.

• Временная перспектива (К. Левин [14]) -отношение личности к собственному психологическому прошлому, настоящему и будущему, выполняющее организующую и регулирующую функцию в жизни.

• Готовность к самостоятельному преодолению трудностей (Р. Пехунен [19]) - убеждение личности в ее готовности преодолевать жизненные трудности. Данное качество личности может повысить или снизить мотивацию к осуществлению активных действий в трудных ситуациях.

• Самостоятельность / зависимость личности (С.Л. Рубинштейн [21], К.А. Абульхано-ва-Славская [1]) - способность личности к независимому существованию, проявляющемуся в постановке собственных целей и их достижению благодаря своим усилиям.

• Творческая направленность личности (Ш. Бюлер [26], В. Франкл [22]) указывает на результативность личности в обществе. Согласно взглядам В. Франкла, именно творческая направленность личности определяет уровень осмысленности личностью собственной жизни [22].

• Самоактуализация (Э. Фромм [23], Ш. Бюлер [26]) - степень реализации личностью собственных возможностей. Соотнесение целей с ценностными ориентациями и показателями самоактуализации позволит понять, реализует ли личность собственные ценности в поставленных целях, а также определить содержательную сторону жизненной стратегии, ее активность либо пассивность.

• Жизненная удовлетворенность (Д.А. Леонтьев [15]) - обобщенное чувство, отражающее степень соответствия желаемого и достигнутого. Важно исследовать, в каких случаях возникает ощущение жизненной удовлетворенности: когда личность нашла для себя такой способ жизнедеятельности, когда ее жизненные

поступки одновременно соответствуют требованиям социума и собственным интересам, желаниям личности либо когда реализует желания и цели других людей.

Сочетание выделенных компонентов образует определенный тип жизненной стратегии. В настоящей статье мы представим часть результатов исследования применительно к поздней зрелости, выполненного в рамках более масштабного исследования, посвященного изучению возрастных особенностей жизненных стратегий [13]. Цель данного исследования: определить типологию жизненных стратегий в период поздней зрелости. Поставленная цель конкретизирована нами в следующих задачах:

1) провести теоретический обзор зарубежных и отечественных теорий по психологии жизненного пути и жизненной стратегии;

2) теоретически выделить компоненты жизненной стратегии и эмпирически их изучить;

3) построить типологию жизненных стратегий в поздней зрелости.

Для исследования компонентов жизненной стратегии мы использовали 6 методик:

• методика смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева;

• шкала общей самоэффективности Р. Швар-цера, М. Ерусалема (адаптация В. Ромека);

• методика изучения особенностей временной перспективы Ф. Зимбардо (адаптация А. Сырцовой, Е.Т. Соколовой, О.В. Митиной);

• методика самоактуализации Э. Шострема (адаптация Ю.Е. Алешиной, Л.Я Гозман);

• методика диагностики индивидуальной структуры ценностных ориентаций личности С. С. Бубновой;

• методика мотивации достижения А. Мех-рабиана.

С целью построения типологии жизненных стратегий мы провели процедуру кластерного анализа методом К-средних.

В исследовании приняли участие 60 человек 55-65 лет. Период поздней зрелости - время подведения итогов и сбора «плодов» жизненной стратегии в виде жизненных успехов и неудач. Именно данный возраст позволяет личности оценить прожитую жизнь и определить субъективное ощущение благополучия / неблагополучия. По мнению Э. Эриксона, в данном

возрасте «фокус внимания человека сдвигается от забот в будущем к прошлому опыту» [25, с. 234]. В результате оценки собственной жизни личность ощущает эго-интеграцию либо отчаяние: «чувство интеграции эго проистекает из способности человека оглядеть всю свою прошлую жизнь и определение чувства удовлетворенности от прожитой жизни» [25, с. 234]. В противоположном случае человек воспринимает свою жизнь как череду ошибок и нереализованных возможностей, испытывая сожаление от осознания невозможности прожить жизнь снова либо отрицая свои неудачи, проецируя их на внешний мир.

Опишем полученные результаты. На выделение типов жизненной стратегии в поздней зрелости наибольшее влияние оказали следующие переменные: сензитивность (Б = 12,06 при р < 0,01), поддержка (Б = 8, 38 при р < 0,01), ценность любви (Б = 7,66 при р < 0,01). Среди 12 переменных наибольшее влияние на выделение типов жизненной стратегии в период поздней зрелости оказывает параметр «сензитивность к себе», отражающий хорошее знание человеком собственных потребностей, чувств, своих особенностей.

Полученные результаты исследования отображают наличие трех типов жизненной стратегии, характерных для лиц поздней зрелости: конформистский, самореализующийся, фа-талистиче ский.

Результаты кластерного анализа представлены в таблице.

Результаты кластеризации на выборке поздней зрелости

Окончание табл.

Компоненты жизненной стратегии Кластер

1 2 3

Самопринятие 2,29 2,00 2,10

Природа человека 2,00 1,33 2,10

Синергия 1,86 1,33 1,90

Принятие агрессии 2,64 1,50 1,80

Контактность 2,14 1,67 2,00

Познавательная потребность 2,43 1,83 1,90

Креативность 2,29 1,50 2,10

Готовность преодолевать жизненные трудности 2,43 2,17 2,00

Негативное прошлое 1,43 1,83 1,80

Гедонистическое настоящее 1,86 1,83 2,20

Будущее 1,93 2,00 1,80

Позитивное прошлое 2,00 1,67 2,00

Фаталистическое настоящее 1,43 2,00 1,50

Мотивация достижения успеха 2,43 1,83 2,70

Ценность отдыха 2,07 2,17 2,00

Ценность материального обеспечения 2,36 1,83 1,90

Ценность прекрасного 2,64 2,50 3,00

Ценность милосердия 1,00 1,17 1,30

Ценность любви 1,29 1,17 2,10

Ценность познания 2,29 2,50 2,30

Ценность социального статуса 2,93 2,33 2,80

Ценность уважения 1,21 1,67 1,30

Ценность социальной активности 2,86 2,67 2,80

Ценность общения 2,14 2,17 2,70

Ценность здоровья 2,21 2,00 2,10

Основываясь на результатах кластерного анализа, опишем характеристики выявленных типов жизненной стратегии в поздней зрелости.

1 тип жизненной стратегии (47 % испытуемых) - конформистский. Для личности конформистского типа жизненной стратегии в период поздней зрелости свойственно наличие четких жизненных целей при неоднозначном отношении к настоящему и пессимистическом, негативном отношении к прошлому. Выражен депрессивный фон, сожаление о том, что случилось и что нельзя уже исправить совершенные ошибки, присутствует досада на себя за те положительные моменты в жизни, которые были упущены в прошлом, но одновременно присутствует надежда на будущее. Данная личность неуверенна, что жизнью можно управлять, в своем поведении и ценностях зависима от окружающих, не готова к изменению обстоятельств и самостоятельному совладанию с

Компоненты жизненной стратегии Кластер

1 2 3

Жизненные цели 1,36 1,50 1,70

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Удовлетворенность настоящим 1,86 1,50 2,30

Удовлетворенность прошлым 2,00 1,50 2,00

Локус контроля-Я 1,86 1,33 1,80

Управляемость жизни 2,07 1,50 2,30

Целостность жизни 2,36 2,17 2,10

Самостоятельность 2,64 2,00 2,10

Ценность самоактуализации 2,21 1,33 2,20

Гибкость 2,14 2,00 2,30

Сензитивность 2,64 1,83 1,90

Спонтанность 2,57 2,17 2,40

Самоуважение 2,43 1,67 2,60

жизненными трудностями. Зависимая жизненная позиция как ключевая характеристика конформистской жизненной стратегии сочетается со средним уровнем самоуважения и самопри-нятия, недостаточным знанием самого себя, своих возможностей и потребностей. Зависимость, недостаточное знание самого себя, а также неудовлетворяющее представление о собственной жизни определяет доминирующее негативное отношение к окружающим, что еще раз является свидетельством экстернальности конформной личности. Собственная несамостоятельность, проявляемая личностью конформистского типа жизненной стратегии не только в период поздней зрелости, но и в предыдущие возрастные периоды, выработала ориентирование не на достижение успеха, а на избегание жизненных неудач. В системе ценностей такой личности значимыми являются ценность милосердия, любви и уважения, а незначимыми -ценность достижения социального статуса, самоактуализации личности и познания окружающего, результатом чего является невыра-женая творческая направленность личности.

2 тип жизненной стратегии (20 % испытуемых) - самореализующийся. Базовой ценностью и потребностью данной личности является стремление к самоактуализации. Кроме того, в ценностной системе значимыми являются ценность милосердия и любви, наименее значимой ценностью - ценность социальной активности. В когнитивном плане у личности с самореализующимся типом жизненной стратегии в период поздней зрелости присутствуют достаточно четкие жизненные цели, придающие жизни осмысленность и направленность. Свое настоящее данная личность воспринимает преимущественно как интересное и эмоционально насыщенное, она удовлетворена прожитой частью жизни. Соотнесение представлений о прошлом, настоящем и будущем свидетельствует о целостной и согласованной субъективной картине жизненного пути, характерной для личности самореализующегося типа жизненной стратегии. Данное отношение к жизни базируется на представлении о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле. Отношение к себе и жизни сочета-

ется с позитивным отношением к окружающим. Достаточно выражена творческая направленность личности.

3 тип жизненной стратегии (33 % испытуемых) - фаталистический. Личность с фаталистическим типом жизненной стратегии и в период поздней зрелости убеждена, что жизнь неуправляема и неподконтрольна. Неудовлетворенность настоящим периодом жизни, восприятие его как неинтересного и ненасыщенного, неумение наслаждаться сиюминутным моментом жизни и неоднозначное отношение к прожитой части жизни определяют нечеткость жизненных целей. Причем будущее рассматривается как предопределенное, на которое невозможно повлиять собственными действиями, настоящее же следует переносить с покорностью и смирением, поскольку все находятся во власти капризной судьбы. Беспомощное и безнадежное отношение к будущему и к жизни в целом продолжает определять ориентацию данной личности на избегание неудачи. Оценка собственной жизни и возрастные изменения отражаются в низком уровне самоуважения, незначимости самоактуализации личности с фаталистическим типом жизненной стратегии. На изменения жизни такой человек реагирует слабо, проявляя консерватизм и ригидность. Значимой ценностью для личности фаталистического типа жизненной стратегии является ценность уважения и милосердия, наименее значимой - ценность прекрасного.

Полученные результаты позволяют нам говорить о наличии различных типов жизненных стратегий, используемых личностью в период поздней зрелости. Сравнение выделенных типов жизненной стратегии между собой позволяет обозначить их сходство, проявляемое в наличии жизненных целей и высокой значимости ценности милосердия. Отличия проявляются в представлении личности о возможности и способности управлять собственной жизнью, в выраженности, либо невыраженности стремления к самоактуализации, различном отношении к периодам своей жизни, а также в творческой направленности личности.

1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. -М. : Мысль, 1991.

2. Адлер А. Наука жить / пер. с англ. и нем. - Киев : РоЛ-Роуа!!, 1997.

3. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. -СПб. : Питер, 2000.

4. Анцыферова Л. И. Личность в динамике: некоторые итоги исследования // Психологический журнал. - 1992. - Т. 13. - № 5. - С. 12-26.

5. Бердяев Н. А. О назначении человека. - М., 1993.

6. Брушлинский А. В. О критериях субъекта // Психология индивидуального и группового субъекта / под ред. А. В. Брушлинского, М. И. Воловиковой. - М. : ПЕРСЭ, 2002. - 368 с.

- С. 9-34.

7. Бурлачук Л. Ф., Коржова Е. Ю. Психология жизненных ситуаций : учебное пособие. - М. : Российское педагогическое агентство, 1998.

8. Варламова Е. П., Степанов С. Ю. Психология творческой уникальности человека: Рефлексивно-гуманистический подход. - М., 2002.

9. Васильева О. С., Демченко Е. А. Изучение основных характеристик жизненной стратегии // Вопросы психологии. - 2001. - № 2. - С. 74-85.

10. Головаха Е. И. Жизненная перспектива и ценностные ориентации личности // Психология личности в трудах отечественных психологов. -СПб. : Питер, 2000. - С. 256-269.

11. Дементий Л. И. Типология ответственности и личностные условия ее реализации : дис. ... канд. псих. наук. - Ташкент, 1990.

12. Дементий Л. И. Ответственность: типология и личностные основания : монография. - Омск : Изд-во ОмГУ, 2001. - 192 с.

13. Купченко В. Е. Возрастные особенности типологии жизненных стратегий // Психология человека в современном мире : материалы Всероссийской юбилейной конференции, посвященною 120-летию со дня рождения С.Л. Рубинштейна, 15-16 октября / отв. ред. А. Л. Жу-

равлев, В. А. Барабанщиков, М. И. Воловикова.

- М. : Изд-во Института психологии РАН, 2009.

- 334 с. - Т. 1. - С. 213-220.

14. Левин К. Теория поля в социальных науках. -СПб. : Речь, 2000.

15. Леонтьев Д. А. Психология смысла. - М. : Смысл, 1999.

16. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М. : Наука, 1984.

17. Малкина-Пых И. Г. Психосоматика: справочник практического психолога. - М. : Эксмо, 2004.

18. Маслоу А. Психология бытия. - М. : Рефл-бук, 1997.

19. Пехунен Р. Задачи развития и жизненные стратегии // Психология личности и образ жизни / ред. Е. В. Шорохова. - М. : Наука, 1987.

20. Резник Т. Е., Резник Ю. М. Жизненное ориентирование личности: анализ и консультирование // СОЦИС. - 1996. - № 6. - С. 110-120.

21. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. Человек и мир. - СПб. : Питер, 2003.

22. Франкл В. Доктор и душа / пер. с англ. А. А. Бореева. - СПб. : Ювента, 1997.

23. Фромм Э. Иметь или быть. - Киев : Ника-Центр: Вист-С, 1998.

24. Хорни К. Невроз и развитие личности. - М.: Смысл, 1996.

25. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. - СПб. : Питер Пресс, 1997. - 608 с.

26. Buhler Ch. Der menschliche Lebenslauf als psy-chologisches Problem. - Gottingen : Hogvefe, 1959. - 181 s.

27. Kasser T., Ryan R. M. Further examining the American dream: The differential correlates of intrinsic and extrinsic goals // Pers. Soc. Psychol. Bull. - 1996. - V. 22. - P. 78-87.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.